--PAGE_BREAK--1. Методика проведения аудита операций на расчетных счетах
Целью аудита безналичных денежных расчетов является установление достоверности во всех существенных отношениях отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности операций на расчетных и валютных счетах, открытых в кредитных учреждениях, соответствия положений учетной политики в части указанных операций действующему законодательству.
Информационная база, используемая аудитором при проверке операций по счетам в банке, включает [4]:
1) основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на расчетном, валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций;
2) бухгалтерскую отчетность (Бухгалтерский баланс (форма N 1) и Отчет о движении денежных средств (форма N 4);
3) налоговую отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте);
4) приказ об учетной политике организации;
5) регистры синтетического учета операций на счетах в банке;
6) первичные документы, оформляющие операции по счетам в банке.
По приказу об учетной политике аудитор знакомится:
1) с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;
2) применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке;
3) документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;
4) перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.
Аудит операций по безналичным расчетам предприятия характерен наличием следующих методических особенностей. Процедура проверки оформляется рабочими документами аудитора. При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.
Прежде всего, устанавливают, сколько расчетных счетов имеет организация. При этом устанавливают номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету. При наличии нескольких счетов необходимо проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них.
Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. Уточняют, какие из счетов были открыты или закрыты в проверяемом периоде, установить причины закрытия счетов.
На этапе предварительного планирования и разработки плана и программы аудита устанавливаются объем и характер безналичных аудируемого лица, организация ведения бухгалтерского учета операций на расчетных и валютных счетах. К валютным счетам следует проявить повышенное внимание, так как учет валютой значительно сложнее в связи с возникновением суммовых и курсовых разниц.
Внимательно следует отнестись к наличию корреспонденции счетов 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета» с нетипичными счетами и проверить данные операции в рамках проверки операций по расчетным и валютным счетам. Обязательно необходимо произвести оценку системы внутреннего контроля с помощью процедур, которые позволяют оценить ее эффективность и подтвердить (или не подтвердить) достоверность оборотов и сальдо по счетам.
Далее необходимо произвести сверку остатков и оборотов по выпискам банка с регистрами бухгалтерского учета, данными Главной книги, показателями бухгалтерской отчетности. Проверить подтверждение банком остатка по каждому счету на начало и конец проверяемого периода.
Если по договору банковского счета предусмотрена выплата банком процентов за пользование денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.
Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации.
Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.
Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 90 «Продажи» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам учета кредитов.
Особое внимание аудитор должен уделить проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организации). Для этого проводят встречную проверку записей с данными учетного регистра по кредиту счета 50 «Касса».
Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.
Один из непростых вопросов — проверка правильности и законности операций с аккредитивами, которые представляют собой доверительные письменные документы кредитного учреждения одной местности, поручающие банку, расположенному в другой местности, оплатить с аккредитива сумму поставки или работ.
Как правило, по операциям, отражаемым через банковские счета, сторнировочных записей в регистрах бухгалтерского учета не должно быть, так как допущенная ошибка по банковским операциям — это или излишне зачисленные или снятые суммы, которые восстанавливаются обратными бухгалтерскими записями, поскольку ошибочное зачисление производится на основе документа. Ошибочно зачисленные платежи подлежат возврату. При снятии со счета ранее ошибочно зачисленной суммы банк составляет мемориальный ордер с указанием причины списания со счета. Именно поэтому наличие сторнировочных записей по расчетному счету в регистрах бухгалтерского учета должны быть особо тщательно исследованы на предмет надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Типичными ошибками в операциях по расчетным счетам являются следующие [9]:
1) отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках банка;
2) оправдательные документы к выпискам банка представлены не полностью;
3) на документах отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки;
4) затраты, производимые в безналичном порядке, списываются непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов;
5) нарушение порядка покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
6) нарушение порядка аккредитивной формы расчетов.
Полнота банковских выписок устанавливается по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен совпадать с остатком средств на начало периода в следующей выписке. При обнаружении в выписке неоговоренных исправлений, подчисток, пятен, «жирных» подчеркиваний и подобных загрязнений аудитор должен произвести выверку информации в учреждении банка.
Каждая сумма, указанная в выписке банка, должна быть подтверждена оправдательным документом. Это могут быть платежные поручения, платежные требования-поручения, мемориальные ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными и другие документы. Суммы по выпискам банка должны полностью соответствовать суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах. Если какой-либо оправдательный документ отсутствует, аудитору следует в письменном виде довести это до сведения руководителя проверяемого предприятия или уполномоченного им лица.При отсутствии оправдательных первичных документов аудитору также следует произвести выверку информации в учреждении банка.
Очень часто отсутствие оправдательных документов свидетельствует о мошенничестве с наличными денежными средствами при получении. Поэтому следует проверить правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными. Проверка осуществляется путем сопоставления квитанции к объявлению на взнос наличными, кассовой книги, отчета кассира и выписки банка на соответствующую дату.
На первичных оправдательных документах, приложенных к выпискам банка, должны присутствовать штамп банка и подпись операциониста банка. В случае выявления первичных документов без штампа банка аудитору следует произвести выверку информации в учреждении банка.
В ходе аудиторской проверки при выполнении аудиторских процедур проверки оборотов и сальдо по счетам аудиторы устанавливают соответствие записей, указанных в выписках банка, записям в журнале-ордере и ведомости № 2 по сч. 51, 52,55 (при ведении журнально-ордерной формы счетоводства).
Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 51 «Расчетный счет» в сопоставлении со счетами учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Издержки обращения»), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги. Детальная проверка и анализ первичных документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами учета затрат позволяют также выявить ошибки (возможно и умышленные) по списанию расходов на научно-исследовательские работы, на оплату социально-бытовых услуг и др., на себестоимость продукции (работ, услуг), что ведет к искажению финансовых результатов и может иметь существенные налоговые последствия.
В соответствии с ПБУ 1/98 организации должны соблюдать принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это означает, что факты хозяйственной деятельности организации должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Таким образом, расходы организации должны быть начислены в корреспонденции между счетами учета имущества или издержек производства и обращения и счетами расчетов с поставщиками (прочими дебиторами и кредиторами).
Кроме того, начисление задолженности перед поставщиками является одним из основных методов внутреннего контроля.
Для выявления нарушений порядка покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ аудитор должен знать, что в соответствии с Указанием ЦБ РФ № 383-У от 20.10.98 «О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (в ред. Указаний ЦБ РФ № 435-У от 02.12.98, № 81-У от 18.06.99) в целях совершения резидентом операций покупки иностранной валюты за рубли на валютном рынке уполномоченным банком параллельно с открываемыми текущим валютным счетом и транзитным валютным счетом резиденту открывается специальный транзитный валютный счет.
В соответствии с Инструкцией Банка России № 7 от 29.06.92 «О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» покупка резидентом иностранной валюты за рубли на валютном рынке без открытия этому резиденту специального транзитного валютного счета не допускается.
В соответствии со ст. 867 ГК РФ при расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, и в соответствии с его указанием банк-эмитент обязуются произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель. Аналитический учет должен быть организован по каждому выставленному предприятием аккредитиву.
2.Краткая характеристика ООО «Центр БОШ»
Общество с ограниченной ответственностью «Центр БОШ» создано 11 ноября 2002 года решением общего собрания учредителей. Оно прошло государственную регистрацию, действует на основании Устава.
Местонахождение и почтовый адрес общества: 398902, г. Липецк, ул. Минская 76. Уставный капитал ООО «Центр БОШ» составляет 10000 рублей.
Номер ИНН 4826037001.
Форма собственности – частная.
Целью Общества является извлечение прибыли от ведения уставной деятельности:
1) техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и прочих автотранспортных средств, а именно, регламентные работы, контрольно-диагностические работы, электротехнические работы, замена агрегатов, ремонт рулевого управления и подвески, ремонт топливной аппаратуры бензиновых двигателей (ОКВЭД 50.20.1, 50.20.2);
2) розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (ОКВЭД 50.30.2).
Ежегодно организация проходит обязательную сертификацию оценки соответствия услуг (работ) требованиям системы сертификации на автомобильном транспорте.
Размер месячного должностного оклада (тарифной ставки) устанавливается в штатном расписании, утвержденным приказом руководителя. В нем предусматривается структура, штатного состава и штатной численности работников организации.
На предприятии имеются следующие подразделения: администрация, станция сервисного обслуживания, магазин.
Предприятие имеет статус микропредприятия в соответствии с Закон N 209-ФЗ, так как: среднесписочная численность работников составляет за 2009 год составила 9человек; в уставном капитале доля, принадлежащая физическим лицам составляет 100%; выручка от реализации без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 60 млн. рублей.
Учетная политика на 2009 год была разработана бухгалтером и утверждена приказом директора предприятия от 31.12.2008 г. №1. Бухгалтерский учет в ООО «Центр БОШ» ведется по журнально-ордерной форме учета, осуществляется штатным бухгалтером. Ответственность за организацию и состояние бухгалтерского учета возложена на директора.
Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии полностью компьютеризирован. Бухгалтерский учет в ООО «Центр БОШ» ведется с использование специализированной бухгалтерской компьютерной программы «1С: Предприятие 7.7», учет кадров и заработной платы осуществляется в программе «1С: Заработная плата и управление персоналом 8».
Для расчетов по безналичному расчету общество использует систему «Банк-клиент», предназначенную для дистанционного проведения операций по расчетному счету. Налоговую отчетность ООО «Центр БОШ» формирует при помощи программы «Астрал Отчет».
Первичные учетные документы и регистры налогового учета хранятся в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учета оформляются автоматизировано и распечатываются не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Бухгалтерский баланс по форме 1 за 2009 год представлен в приложении №1, Отчет о прибылях и убытках по форме 2 представлен в приложении №2 к данной курсовой работе.
Безналичные расчеты производятся путем перечисления (перевода) денежных средств с расчетного счета плательщика на счет получателя с помощью кредитных или расчетных банковских операций. При этом соответствующие учреждения банков выступают посредниками в расчетах между организациями.
Расчетный банковский счет используется предприятием для приема и передачи наличных денежных средств, осуществления всех видов безналичных расчетов. На расчетном счете аккумулируются свободные денежные средства предприятия.
Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы. Наиболее распространенными из них являются: объявление на взнос наличными (приложение №3), чек, платежное поручение (приложение №4).
Предприятие ежедневно, получает от банка выписку со своего расчетного счета, которая содержит перечень операций, произведенных за определенный период времени с указанием зачисленных и списанных сумм. (приложение№5)
К выписке банка прилагаются документы, полученные от самого предприятия, а также от других предприятий и организаций, на основании которых произведены операции.
Для учета наличия и движения денежных средств на банковских расчетных счетах используется активный счет 51 «Расчетный счет». Дебетовое сальдо счета показывает текущий остаток свободных денежных средств предприятия.
Суммы зачисленных на расчетный счет денежных средств, поступление наличных денег из кассы отражаются по дебетовой стороне счета 51.
Списание сумм с расчетного счета, а также суммы, полученные предприятием наличными в кассу, отражаются по кредитовой стороне счета. Основанием для бухгалтерских записей является выписка с расчетного счета.
3. Оценка надежности систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета ООО «Центр БОШ»
Перед составлением общего плана и программы проверки необходимо оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки [8].
Понятие существенности важно потому, что ни один аудитор не в состоянии гарантировать точность финансовой отчетности вплоть до последнего рубля. Уровень существенности – предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности – и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита.
Уровень существенности определяется исходя из определенных долей от базовых показателей: баланса или показателей бухгалтерской отчетности. Для нахождения уровня существенности на уровне финансовой отчетности в целом предлагаем использовать следующую методику, рекомендованную Правилом (Стандартом) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 г., Протокол N 2), далее — Стандарт N 4 [5]. В таблице 1 представлены необходимые данные для расчета уровня существенности.
Фактически данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696, утвердившего Правило (стандарт) аудиторской деятельности N 4 «Существенность в аудите», и Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 N 405, утвердившего Правило (стандарт) аудиторской деятельности N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Тем не менее приводимый порядок нахождения уровня существенности, на наш взгляд, вполне соответствует поставленной цели [19].
Таблица 1 – Определение уровня существенности
Уровень существенности вычисляется следующим образом/ По итогам финансового года в экономическом субъекте, подлежащем проверке, определяются финансовые показатели, перечисленные в первом столбце таблицы. Их значения заносятся во второй столбец. От этих показателей берутся процентные доли, указанные в третьем столбце таблицы, и результат заносится в четвертый столбец.
Допускается, что часть показателей включить в таблицу не удастся. Например, организация может не иметь прибыли по итогам года либо может иметь небольшую прибыль, которая, по мнению аудитора, с учетом анализа показателей за предыдущие годы является не характерной для этой организации.
Может также не быть реализации, если речь идет о бесприбыльном, некоммерческом предприятии либо об организации, которая финансируется в основном не за счет выручки от реализации товаров, работ, услуг. В этих случаях в соответствующих клетках таблицы проставляются прочерки.
Далее необходимо проанализировать числовые значения, записанные в четвертом столбце. Если какие-либо из них сильно отклоняются в большую и (или) меньшую сторону от остальных, он может отбросить такие значения.
На базе оставшихся показателей исчисляется средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения.
Данная величина и является уровнем существенности по финансовой отчетности в целом, который будет использовать аудитор в своей работе [11].
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(-14456+56849+69462+324832+67448) / 5 = 100827 руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(100827 – (-14456)) /100827 *100% = 114%.
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(100827 -324832) / 100827 * 100% = 222 %.
Оба значения отличаются от среднего намного, поэтому будут отброшены и максимальное и минимальное значение. Новая средняя составит:
(56849+69462+67448)/3=64586 руб.
Полученную среднюю величину округляем и получаем 64600 руб. Данный показатель используем в качестве значения уровня существенности.
Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет [8].
Аудиторский риск состоит из основных компонентов:
1) внутрихозяйственный риск;
2) риск средств контроля;
3) риск необнаружения.
Аудиторский риск рассчитывается по формуле 1 [7]:
Ра =Рв * Рк * Рн, (1)
где Ра – аудиторский риск;
Рв – внутрихозяйственный риск;
Рк – риск средств контроля;
Рн – риск необнаружения.
Под внутрихозяйственным риском (чистым риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность появления существенных искажений в данном бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в целом до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля или при условии допущения отсутствия таких средств.
Внутрихозяйственный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.
Выделяют несколько методов оценки внутрихозяйственного риска.
Первый и наиболее распространенный — аудитор дает оценку приблизительно, без конкретных цифровых расчетов, полагаясь больше на интуицию.
По второму методу оценка дается на основании тест-анкеты, в которой сопоставляется информация о состоянии дел как на предприятии, так и в отрасли в целом. Каждому фактору присваивается определенное количество баллов (от 0 до 10). После проведения тестирования полученные результаты суммируются и на основании формулы: 100% — (сумма баллов / 10) определяется величина риска.
Третий метод также основан на данных тест-анкеты. Речь идет о присвоении каждому вопросу соответствующей категории — 1, 2 или 3-й. Величина риска определяется в зависимости от суммы набранных баллов по всем положительным ответам.
Необходимо добавить, что сумма баллов для определения интервала рассчитывается путем деления максимально возможного количества ответов на количество распределения уровней риска, т.е. на три — низкий, средний, высокий.
В данной курсовой работе внутрихозяйственный риск рассчитан по второму варианту, на основании тест-анкет. В таблице 2 приведена тест-анкета для определения ведения учета.
Таблица 2 – Оценка ведения учета
Для того чтобы заполнить строку 7 «Оценка надежности программного обеспечения» необходимо заполнить таблицу 3.
Таблица 3 заполняется следующим образом: при положительном ответе показателю присваивается значение 1, при отрицательном – 0. Затем полученные оценки суммируются и итоговая сумма заносится в строку 7 таблицы 2.
Таблица 3 – Оценка надежности программного обеспечения
Под риском средств контроля (контрольным риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что существующие на предприятии и регулярно применяемые средства системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений.
Риск средств контроля характеризует степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта.
Вероятность внутрихозяйственного риска рассчитывается по формуле 2 [7]:
Рв = 1 – Ов / Овmax, (2)
где Рв – внутрихозяйственный риск;
Ов – фактическое количество баллов по результатам теста учетной системы;
Овmax– максимальное количество баллов учетной системы.
Рв = 1 – 27 / 70 = 0,6143.
Для оценки риска средств контроля заполняется таблица 4.
Таблица 4 – Оценка средств внутреннего контроля
Вероятность риска средств контроля определяем по формуле 3 [7]:
Рк = 1- Ок / Ок max, (3)
где Рк – риск средств контроля;
Ок – фактическое количество баллов по результатам теста системы внутреннего контроля;
Ок max– максимальное количество баллов теста системы внутреннего контроля.
Рк = 1 – 38 / 90 = 0,5778.
Для определения вероятности риска присутствия ошибки в процентах полученный результат следует умножить на 100.
На основании риска присутствия ошибки рассчитывается риск необнаружения по формуле 4:
Рн = Ра * Ро, (4)
где Рн — риск необнаружения;
Ра – аудиторский риск;
Ро – риск присутствия ошибки.
Величина аудиторского риска определяется до начала проверки. Мы используем аудиторский риск равный 5% (0,05). Для расчета риска присутствия ошибки заполним таблицу 5.
Таблица 5 – Оценка риска присутствия ошибки
Рассчитанный риск необнаружения (14,09%) характеризует максимальный процент ошибок, которые аудитор может пропустить, не допуская превышения значения общего аудиторского риска.
Риск присутствия ошибки больше 33 %, однако меньше 67%, а риск необнаружения меньше 15,15%, но больше 7,46%, что означает, что риск необнаружения является средним.
Если бы уровень существенности был ниже 64600 руб., тогда аудиторский риск был выше своего значения, и наоборот. Соответственно, чтобы уменьшить аудиторский риск, можно увеличит уровень существенности.
После того, как оценен уровень существенности, рассчитан аудиторский риск, аудиторская организация подготавливает план и программу аудиторской проверки.
продолжение
--PAGE_BREAK--
4. Разработка программы и общего плана аудиторской проверки
Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности). Общий план аудита необходимо документально оформить. Он должен содержать описание предполагаемого объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения.
В таблице 6 представлен общий план проведения аудита операций по расчетному счету ООО «Центр БОШ».
Таблица 6 — Общий план аудита
Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.
Один из основных этапов планирования аудита – разработка программы проведения проверки, являющейся основой составления и одновременно развитием общего плана аудита.
В программе аудита определяется объем, приемы, аналитические процедуры проверки по существу и сроки их реализации.
В сущности, проведение аудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверности показателей каждого раздела бухгалтерской отчетности.
Начиная разработку программы, необходимо выявить значимые для аудита области, а также финансово-хозяйственные операции, отсутствующие у клиента или представляющиеся малозначимыми (несущественными).
При разработке программы аудита и установлении методов проверки необходимо учитывать, что аудиторские процедуры призваны выявить наличие существенных искажений оборотов и сальдо бухгалтерских счетов.
Для значимых разделов бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются более детальные приемы и методы проверки.
На следующем этапе выявляется, в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры проверки по существу (детальные тесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры), когда достаточно провести тесты средств контроля и воспользоваться результатами внутреннего контроля, где необходима сплошная проверка или можно ограничиться аудиторской выборкой.
В таблице 7 представлена программа аудита операций по расчетному счету ООО «Центр БОШ».
Таблица 7. — Программа аудита
5. Аудит операций по расчетному счету ООО «Центр БОШ»
В результате проверки наличия действующих счетов в банках, установлено, что ООО «Центр БОШ» имеет один расчетный счет №40702810735000102691 открытый в Липецком ОСБ №8593 20 ноября 2002 года (приложение №). Место нахождение банка: 398000, г. Липецк, ул. Первомайская, д. 2; БИК 044206604, к/с 30101810800000000604 в ГРКЦ ГУ ЦБ по Липецкой области.
Договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) №2119 от 20 ноября 2002 г., заключенный между Липецким ОСБ №8593 и ООО «Центр БОШ», соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (приложение №7).
ООО «Центр БОШ» своевременно уведомил ИФНС об открытии банковского счета, в соответствиис п. 2 ст. 23 НК (приложение №8).
Следует отметить, что ООО «Центр БОШ» 27 апреля 2006 года заключило договор №8593/087 -136 с Липецким ОСБ №8593 о предоставлении услуг с использованием системы «Клиент-Сбербанк» (приложение №9).
Далее проведена сверка остатков и оборотов по выпискам банка с регистрами бухгалтерского учета, данными Главной книги (приложение №12), показателями бухгалтерской отчетности. Проверяемые показатели тождественны. Так, на начало 2009 года остаток денежных средств на расчетном счете предприятия составил 133313,48 руб., на конец – 102925,25.
Плата в безакцептном порядке взимается, в соответствии с тарифами банка, на основании Договора №8593/087 -136 от 27.04.2006 года за: организацию рассчетно-кассового обслуживания с использованием системы «Клиент-Сбербанк» по доступу через сеть Интернет; предоставление услуг с использованием системы «Клиент-Сбербанк» ежемесячно; обслуживание расчетного счета ежемесячно. Нарушений при взимании денежных средств в безакцептном порядке не обнаружено. Тарифы на услуги, предоставляемые Липецким ОСБ №8593 в 2009, представлены в приложении №10.
Для начала аудиторской проверки документального оформления операций по расчетному счету ООО «Центр БОШ» необходимо рассчитать аудиторскую выборку.
Аудиторская выборка определяется исходя из аудиторского риска. Размер аудиторского риска равен 5%. Теперь необходимо определить уровень надежности, чтобы в дальнейшем узнать коэффициент надежности. Уровень надежности определяется по формуле 5[7]:
УН = 1 – Рн, (5)
где УН – уровень надежности;
Рн – риск необнаружения.
УН = 1 – 0,05 = 0,95 = 95%.
Далее по таблице 8 определяется коэффициент надежности.
Таблица 8 – Коэффициент надежности
продолжение
--PAGE_BREAK--
По данной таблице коэффициент надежности равен 3,0.
Для определения аудиторской выборки используем следующую формулу 6 [7]:
ОВ = Кн * Кс, (6)
где ОВ – объем аудиторской выборки;
Кн – коэффициент надежности;
Кс – коэффициент совокупности.
Кс = (ОСД – НБ – КЛ) / СТ, (7)
где ОСД – денежное выражение общего объема совокупности;
НБ – суммарное денежное выражение элементов наибольшей стоимости (относятся элементы, стоимость которых больше степени точности);
КЛ – суммарное денежное значение ключевых элементов (которые с большей вероятностью содержат отклонения);
СТ – степень точности.
Степень точности составляет 75% от уровня существенности.
СТ = 64600 * 75% = 48450.
Кс = (2227227-1215000-642221)/48450=7,3
ОВ = 3,0 * 7,3=22
После того, как объем выборки установлен, необходимо оценить способ отбора элементов.
В курсовой работе использовался метод количественной выборки по интервалам. Для использования этого метода необходимо определить значение интервала и начальную точку выборки по формулам 8, 9 [7]:
Зинт = (КЗ – НЗ) / ОВ, (8)
где Зинт – значение интервала;
КЗ – конечное значение диапазона;
НЗ – начальное значение диапазона;
ОВ – объем выборки.
Зинт = (175- 1) / 22=8.
НТ = Зинт * СЛЧИС + НЗ, (8)
где НТ – начальная точка;
СЛЧИС – случайное число.
В соответствии с таблицей случайных чисел выпало число 0,199951.
НТ = 8* 0,199951 + 1 = 4.
Таким образом, проверяется каждый 8 элемент, начиная с 4
Далее, по документам, попавшим в выборку, необходимо отследить полноту отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. Результаты выполнения процедур отражаются в рабочем документе, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе.
По итогам проведенной проверки правильности оформления и полноты банковских выписок и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции,составим рабочий документ аудитора «Аудит правильности оформления и полноты банковских выписок и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции», представленный в таблице 9.
Таблица 9 — Результаты проверки правильности оформления и полноты банковских выписок и документов, приложенных к выпискам
№ п/п
Наименование проверяемого документа
Дата составления документа
Номер документа
Заключение о характере выявленных нарушений или об их отсутствии
1
2
3
4
5
1
Выписка из лицевого счета
14.01.2009
4
Номера приложенных исходящих платежных поручений не соответствует выписке
2
Выписка из лицевого счета
29.01.2009
12
Нет печати банка на входящем платежном поручении
3
Выписка из лицевого счета
16.02.2009
20
Нарушений не найдено
4
Выписка из лицевого счета
27.02.2009
28
Нарушений не найдено
5
Выписка из лицевого счета
18.03.2009
36
Нет печати банка на входящем платежном поручни
6
Выписка из лицевого счета
31.03.2009
44
Нарушений не найдено
1
2
3
4
5
7
Выписка из лицевого счета
15.04.2009
52
Не пронумерована выписка
8
Выписка из лицевого счета
30.04.2009
60
Не пронумерована выписка, нет печати банка на входящем платежном поручни
9
Выписка из лицевого счета
25.05.2009
68
Не пронумерована выписка
10
Выписка из лицевого счета
04.06.2009
76
Не пронумерована выписка
11
Выписка из лицевого счета
18.06.2009
84
Не пронумерована выписка
12
Выписка из лицевого счета
01.07.2009
92
Нарушений не найдено
13
Выписка из лицевого счета
15.07.2009
100
Нарушений не найдено
14
Выписка из лицевого счета
04.08.2009
108
Нарушений не найдено
15
Выписка из лицевого счета
18.08.2009
116
Нарушений не найдено
16
Выписка из лицевого счета
04.09.2009
124
Нарушений не найдено
17
Выписка из лицевого счета
22.09.2009
132
Нарушений не найдено
18
Выписка из лицевого счета
07.10.2009
140
Не пронумерована выписка
19
Выписка из лицевого счета
27.10.2009
148
Не пронумерована выписка
20
Выписка из лицевого счета
19.11.2009
156
Не пронумерована выписка
21
Выписка из лицевого счета
01.12.2009
164
Не пронумерована выписка
22
Выписка из лицевого счета
23.12.2009
172
Не пронумерована выписка
В процессе аудита выявлены незначительные нарушения в правильности оформления и полноты банковских выписок и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции, однако данные нарушения не могут повлиять на мнение внутреннего аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности за 2009 год.
В таблице 10 приведены результаты проверки соответствия данных выписок на начало и конец дня данным бухгалтерского учета
Таблица 10- Соответствие данных выписок на начало и конец дня данным бухгалтерского учета
Далее осуществляется проверка записей по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 60 ««Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В таблице 11 приведены результаты проверки правильности корреспонденции счета 51 с кредитовыми записями учетных регистров по счету 62. Также на этом этапе проверена обоснованность поступления денежных средств на расчетный счета, путем сверки назначения платежа в платежном поручении, контрагента и данными соответствующими входящими счетами на оплату, договоров с покупателями.
Таблица 11 – Аудит правильности корреспонденции счета 51 с кредитовыми записями учетных регистров по счету 62.
№ п/п
Наименование проверяемого документа
Дата составления документа
Номер документа
Начислено
Следует начислить, руб
Отклонение (+/-), руб.
Примечание
К-т
62
К-т
62
К-т
62
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Выписка банка
29.01.2009
12
13100,00
13100,00
0,00
Нарушений не найдено
1
2
3
4
5
6
7
8
2
Выписка банка
18.03.2009
36
13240,00
13240,00
0,00
Нарушений не найдено
3
Выписка банка
30.04.2009
60
47040,00
47040,00
0,00
Нарушений не найдено
4
Выписка банка
01.07.2009
92
10890,00
10890,00
0,00
Нарушений не найдено
5
Выписка банка
04.08.2009
108
1330,00
1330,00
0,00
Нарушений не найдено
6
Выписка банка
04.08.2009
108
1380,00
1380,00
0,00
Нарушений не найдено
7
Выписка банка
18.08.2009
116
2150,00
2150,00
0,00
Нарушений не найдено
8
Выписка банка
22.09.2009
132
1870,00
1870,00
0,00
Нарушений не найдено
9
Выписка банка
22.09.2009
132
3100,00
3100,00
0,00
Нарушений не найдено
10
Выписка банка
22.09.2009
132
20530,00
20530,00
0,00
Нарушений не найдено
11
Выписка банка
19.11.2009
156
9550,00
9550,00
0,00
Нарушений не найдено
Далее проводится проверка полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организации).
Для этого проводят встречную проверку записей с данными учетного регистра по кредиту счета 50 «Касса». Результаты проверки приведены в таблице 12.
Таблица 12 — Проверка полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка
№ п/п
Наименование проверяемого документа
Дата составления документа
Номер документа
Сдано в банк
Оприходовано на расчетном счете
Отклонение (+/-), руб.
Примечание.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Ордер
31.03.2009
000402
20000,00
20000,00
0,00
Квитанция №402 от 31.03.2009
2
Ордер
25.05.2009
000404
40000,00
40000,00
0,00
Квитанция №404 от 25.05.2009
3
Ордер
01.12.2009
000510
30000,00
30000,00
0,00
Квитанция №510 от 01.12.2009
4
Ордер
23.12.2009
000406
20000,00
20000,00
0,00
Квитанция №406 от 23.12.2009
Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы,
В таблице 13 приведены результаты проверки правильности корреспонденции счета 51 с кредитовыми записями учетных регистров по счету 60. Также на этом этапе проверена обоснованность перечисления денежных средств с расчетного счета, путем сверки назначения платежа в платежном поручении, контрагента и данными соответствующими входящими счетами на оплату, договоров с поставщиками.
Таблица 13 — – Аудит правильности корреспонденции счета 51 с кредитовыми записями учетных регистров по счету 60.
№ п/п
Наименование проверяемого документа
Дата составления документа
Номер документа
Начислено
Следует начислить, руб
∆ (+/-), руб.
Примечание
К-т
60
К-т
60
К-т
60
1
2
3
4
5
7
8
9
2
Выписка банка
14.01.2009
4
5094,85
5094,85
0,00
В платежном поручении не указан номер договора
1
Выписка банка
29.01.2009
12
20000,00
20000,00
0,00
В платежном поручении не указан счет на оплату
1
Выписка банка
16.02.2009
20
417,56
417,56
0,00
Нарушений не обнаружено
2
Выписка банка
16.02.2009
20
3304,00
3304,00
0,00
Нарушений не обнаружено
3
Выписка банка
15.04.2009
52
417,56
417,56
0,00
Нарушений не обнаружено
4
Выписка банка
15.04.2009
52
480,00
480,00
0,00
Нарушений не обнаружено
5
Выписка банка
15.04.2009
52
1332,00
1332,00
0,00
Нарушений не обнаружено
6
Выписка банка
15.04.2009
52
5000,00
5000,00
0,00
В платежном поручении не указан счет на оплату
7
Выписка банка
15.04.2009
52
2620,16
2620,16
0,00
Не совпадает контрагент
8
Выписка банка
15.04.2009
52
10000,00
10000,00
0,00
Не совпадает контрагент
9
Выписка банка
15.04.2009
52
2944,74
2944,74
0,00
Не совпадает контрагент
10
Выписка банка
15.04.2009
52
70,00
70,00
0,00
Нарушений не обнаружено
11
Выписка банка
19.06.2009
84
44,60
44,60
0,00
Не совпадает контрагент
12
Выписка банка
19.06.2009
84
900,00
900,00
0,00
Нарушений не обнаружено
1
2
3
4
5
7
8
9
13
Выписка банка
19.06.2009
84
1332,00
1332,00
0,00
Нарушений не обнаружено
14
Выписка банка
19.06.2009
84
1500,00
1500,00
0,00
Нарушений не обнаружено
15
Выписка банка
19.06.2009
84
3304,00
3304,00
0,00
Нарушений не обнаружено
16
Выписка банка
19.06.2009
84
14000,00
14000,00
0,00
В платежном поручении не указан счет на оплату
17
Выписка банка
04.08.2009
108
1332,00
1332,00
0,00
Нарушений не обнаружено
18
Выписка банка
04.08.2009
108
1500,00
1500,00
0,00
Нарушений не обнаружено
19
Выписка банка
04.08.2009
108
30000,00
30000,00
0,00
Нарушений не обнаружено
20
Выписка банка
04.09.2009
124
1332,00
1332,00
0,00
Нарушений не обнаружено
21
Выписка банка
04.09.2009
124
18860,44
18860,44
0,00
Нарушений не обнаружено
22
Выписка банка
07.10.2009
140
10000,00
10000,00
0,00
Не совпадает контрагент
23
Выписка банка
27.10.2009
148
4082,25
4082,25
0,00
Нарушений не обнаружено
24
Выписка банка
27.10.2009
148
7512,87
7512,87
0,00
Нарушений не обнаружено
25
Выписка банка
27.10.2009
148
2487,13
2487,13
0,00
Нарушений не обнаружено
26
Выписка банка
19.11.2009
156
3304,00
3304,00
0,00
Нарушений не обнаружено
27
Выписка банка
19.11.2009
156
5000,00
5000,00
0,00
Не совпадает контрагент
28
Выписка банка
19.11.2009
156
6000,00
6000,00
0,00
Нарушений не обнаружено
29
Выписка банка
19.11.2009
156
8780,26
8780,26
0,00
Нарушений не обнаружено
30
Выписка банка
23.12.2009
172
12320,00
12320,00
0,00
Нарушений не обнаружено
30
Выписка банка
23.12.2009
172
12320,00
12320,00
0,00
Нарушений не обнаружено
продолжение
--PAGE_BREAK--