--PAGE_BREAK--, где (6)
, (7)
, (8)
· Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции,
необходимо установить факторы изменения ее объема (схема 1.).
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
отсюда , (9)
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
отсюда , (10)
где ГПн, ГПк — соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП — стоимость выпуска товарной продукции; РП — объем реализации продукции за отчетный период; ОТн ОТк — остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.
Схема 1.- Факторная система объёма реализации продукции
· Резервы роста (резервы увеличения производства и реализации
продукции) — ресурсы предприятия, мобилизация которых позволяет ему увеличить в перспективе объем производства и реализации продукции.
Выделяют три основных источника (Схема 2.):
— первый — улучшение использования трудовых ресурсов (создание дополнительных рабочих мест, сокращение потерь рабочего времени, повышение производительности труда и пр.);
— второй — улучшение использован и я основных фондов (приобретение дополнительного оборудования, сокращение простоев за счет поломок, повышение интенсивности использования оборудования и пр.);
— третий — улучшение использования сырья и материалов (сокращение сверхнормативных отходов, материалоемкости продукции и пр.).
Схема 2. – Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
(11)
(12)
(13)
где , , – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки; – резерв увеличения количества рабочих мест; – резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия; – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы; ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования () времени его работы () и выпуска продукции за один машино-час () рассчитываются по формуле:
(14)
(15)
(16)
По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:
; (17)
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:
; (18)
в) планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
; (19)
В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции в виде таблицы.
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО “СЛАДОСТЬ”
Объектом своего анализа я выбрал ООО “Сладость”, это кондитерский цех, занимающийся производством, оптовой и розничной продажей тортов.
Данное предприятие хорошо подходит для анализа производства и реализации продукции, так как все объекты анализа производства и реализации играют важную роль в жизни предприятия. Также на данном предприятие присутствуют почти все группы проблем, поэтому будет интересно анализировать его и выявлять резервы, которых немало.
2.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Таблица 2.1 – Анализ динамики производства и реализации по годам
годы
V произ.
тыс. руб.
темп
роста %
базисный
темп роста %
цепной
Vреализ.
тыс. руб.
темп роста %
базисный
темп роста %
цепной
А
1
2
3
4
5
6
2005
657,64
100
100
658,42
100
100
2006
1026,24
156.04
156.04
1018,75
154.72
154.72
2007
1512,50
229.98
147.38
1503,74
228.38
147.60
2008
1996,41
303.57
131.99
1983,20
301.20
131.88
2009
2355,34
358.15
117.97
2341,18
355.57
118.05
График 1. – Темпы роста
Среднегодовой темп роста производства продукции:
На основе расчётных базисных темпов роста выявлено увеличение объёмов производства и реализации за 5 лет в 3,5 раза, это положительная тенденция, она связана с ростом масштабов производства и появлением новых точек сбыта продукции.
По цепным темпам роста видно, что рост объёмов производства снижается, хорошо это видно на графике (График 1.), возможно это связано с конкуренцией, либо возникли проблемы с увеличением производственных мощностей.
Средний темы роста и прироста производства и реализации почти одинаковые, разница не существенна. Небольшие отклонения в темпах роста производства и реализации связанно с порчей при перевозке продукции и браком который выявился после производства.
Таблица 2.2 – Анализ выполнения плана по выпуску продукции
изделие
V производства, шт.
отклонение плана от прошлого года
отклонение факта
прош. год
отчёт год
тыс. руб.
%
от плана
от прошлого года
план
факт
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Антошка
1950
2350
2130
400
20.51
-220
-9.36
180
9.2
Нежность
2330
2400
2830
70
3.00
430
17.92
500
21.4
Капучино
2520
2930
3220
410
16.27
290
9.90
700
27.7
Цирк
769
950
949
181
23.54
-1
-0.11
180
23.4
Торжество
713
780
752
67
9.40
-28
-3.59
39
5.47
Итого
8282
9410
9881
1128
13,6
471
5
1599
19,3
По данным таблицы видно, что за год произошёл рост производства продукции на 19,3%, это положительная тенденция и размер роста довольно высокий. Рост производства по отдельным изделиям не сильно варьирует друг от друга, это также положительная тенденция.
Отрицательной тенденцией является невыполнение плана по изделию Антошка, возможно, это связано с нехваткой сырья или снижением спроса на данное изделие.
Положительным моментом также является перевыполнение плана по производству на 5%, то, что план ниже факта для данной отрасли нормально, так как срок хранения продуктов всего 5 дней и переизбыток готовой продук-ции, можно не успеть продать.
Таблица 2.3 – Анализ динамики товарной и реализованной продукции по кварталам в сопоставимых ценах
По данным таблицы видно, что спрос на продукцию меняется в зависи-мости от времени года, отклонение производства от реализации не сильное, это связано с тем что предприятие не может создавать большие запасы готовой продукции, как я сказал выше из-за отрасли, срок хранения продукции всего 5 дней.
По данной главе можно сделать выводы, что необходимо предпри-нимать меры против снижения цепных темпов роста, это либо поиск новых точек сбыта, либо увеличение производственных мощностей. Для поиска новых точек сбыта, возможно, необходимо более лучшая мотивация торго-вых представителей и возможно более выгодные условия для покупателей. Для увеличения производственных мощностей лучше использовать резервы более полного использования рабочего времени и повышения производи-тельности труда.
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
Таблица 2.4 – Анализ выполнения плана по ассортименту продукции
изделие
Vтп в план. ценах, тыс. руб.
выполнение
плана, %
Vтп, зачтённая в выполнение
плана по ассортименту, тыс. руб
план
факт
А
1
2
3
4
Антошка
587,5
532,5
90.63
532,5
Нежность
564
665,05
117.91
564
Капучино
498,1
547,4
109.89
498,1
Цирк
332,5
332,15
99.89
332,15
Торжество
288,6
278,240
96.41
278,24
итого
2270,7
2355,34
103.72
2204,99
По данным таблицы видно, что план по ассортименту недовыполнен на 3%, это связанно всего с одним изделием тортом Антошка, план по которому недовыполнен на 10%, это отрицательная тенденция, важно выяснить причины невыполнения данного плана и не допускать этого в будущем. Основными причинами невыполнения плана по ассортименту может быть внутренняя причина, нехватка определенного сырья именно для данного изделия или внешняя причина, снижение спроса на данное изделие.
По остальным видам изделия есть несущественное недовыполнение и по некоторым изделия план перевыполнен, это положительная тенденция.
Таблица 2.5 – Анализ изменения структуры и расчёт влияния измене-ния структуры на объём продукции
изделие
цена
V произ., в натуральных измерителях
товарная продукция в ценах плана, тыс. руб.
изменение
ТП за счёт структуры,
тыс. руб.
план
доля, %
факт
доля, %
план
факт перес. на план
ст-ру
факт
А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Антошка
250
2350
24.97
2130
21.55
587,5
616,90
532,5
-84,40
Нежность
235
2400
25.5
2830
28.64
564
592,23
665,05
72,82
Капучино
170
2930
31.13
3220
32.58
498,1
523,03
547,4
24,36
Цирк
350
950
10.09
949
9.60
332,50
349,14
332,15
-16,99
Торжество
370
780
8.28
752
7.61
288,6
303,04
278,24
-24,80
Итого
9410
100
9881
100
2270,7
2384,3
2355,3
-29,01
Существует ещё один метод, с помощью которого можно рассчитать влияние изменения структуры на объём, методикой средневзвешенных цен:
а) продолжение
--PAGE_BREAK--