Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
Дальневосточныйюридический институт
Кафедрагосударственно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Земельноеправо РФ»
Тема: «Управлениеземельным фондом»
Содержание
1. Понятие и общая характеристикагосударственного управления в области использования и охраны земель… 3
2. Виды и органы управления в области организациииспользования и охраны земель… 5
3. Компетенция органов власти РоссийскойФедерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в областирегулирования земельных отношений… 9
4. Функции управления в области использования иохраны земель… 11
Список использованной литературы… 16
1. Понятие и общая характеристикагосударственного управления в области использования и охраны земель
Необходимость управления в области регулирования общественныхотношений исторически появилась одновременно с возникновением государства,которое наряду со многими другими функциями призвано было выполнять и функциюуправления экономикой. Современное содержание управления общественнымпроизводством направлено на решение тех задач, которые стоят перед обществом,вступившим в новый век. В области землепользования перед Российскимгосударством стоят задачи организации цивилизованных рыночных отношений, чтоосложняется необходимостью преодоления устаревших стереотипов государственногоуправления прошлой советской эпохи.
В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо(или кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природыпредставляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектамидействий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства обокружающей среде.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды призванообеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценностьправа в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется,прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний.Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественныхэколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
В масштабах государства наибольшая ответственность запоследовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах,осуществляющих государственное управление природопользованием и охранойокружающей среды. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 КонституцииРФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти назаконодательную, исполнительную и судебную ветви.
Государственное управление в области природопользования и охраныокружающей среды – составная часть государственного Управления в целом.
Роль государственного управления в этой сфере определяетсязначением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триадесубъектов – гражданин, организация (предприниматель) и государство –государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми иадминистративными средствами для обеспечения реализации экологическихтребований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости кгосударственному принуждению. Прежде всего на них возложена ответственность заобеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.Прежде всего с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологическихправ и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом.
Государственное управление природопользованием и охранойокружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Под методами управленияпонимаются способы государственного воздействия на поведение и деятельностьуправляемых. Методы делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемыйвозможностью государственного принуждения), экономические (создание условийэкономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов ввыполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные(награждение государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.).
С учетом роли государственного управления в данной области всравнении с другими видами управления его содержание наиболее широко.
2. Виды и органы управленияв области организации использования и охраны земель
Существует несколько видов (форм) управления. Ведущей формойуправления в области регулирования общественных отношений, в том числе и всфере землепользования, является государственное управление. Вместе с тем вэтой сфере все более активизируется роль общественных организаций, которые всоответствии со своими уставными задачами участвуют в решении политических,хозяйственных, в том числе и земельных, вопросов.
Повышение активности общественных организаций — одно из проявленийразвития экономической и политической системы нашего общества, дальнейшегорасширения демократии. Возникла и развивается новая форма управления —муниципальная. Она позволяет избавиться от существовавшей ранее излишнейцентрализации при решении управленческих проблем организации землепользования,приблизить их решение к местным условиям экономики региона и отдельныххозяйств.
Новое земельное законодательство предоставляет широкуюхозяйственную самостоятельность пользователям земли. Они сами без вмешательствагосударства планируют внутрипроизводственное использование и охрану земель. Нопри этом хозяйства не должны нарушать обязательные требования законодательствао рациональном использовании земель и охране природной среды.
Таким образом, можно выделить несколько видов управления:государственное, общественное, муниципальное, внутрихозяйственное.
Государственное управление в области рационального использования иохраны земель означает, что государство в лице своих компетентных органов устанавливаетопределенные правила и нормы по организации использования как всех земельныхресурсов страны, так и отдельных его частей (категорий земель, видовземлепользования, различных землепользователей, собственников, арендаторов).Важная роль государства проявляется при организации проведения земельнойреформы в стране, создании новых правовых институтов в сфере землепользования(частной собственности на землю, аренды, рынка земли и т. д.). При этомгосударственное управление приобретает разное содержание. Оно может выражатьсяв двух принципиально различных качествах: 1.) управление государства —собственника земли, недвижимого имущества (хозяйственное управление); 2)управление государства — органа власти, т. е. суверена, обладающеготерриториальным верховенством в отношении всех земель независимо от формсобственности. В первом случае земля, будучи объектом управления, является длягосударственных органов объектом их хозяйственной деятельности; во втором — территорией, т. е. пространственной границей, государственной власти.
Когда осуществляется управление в области землепользования состороны государства в лице его компетентных представительных органов власти илиорганов исполнительной власти, то оно, как правило, выражается в обязательныхвластных предписаниях, адресованных землепользователям (например, приустановлении земельного налога, при государственном контроле и экологическихтребованиях, ведении земельного кадастра, выявлении правонарушений и т. п.).Правовые же решения, исходящие от органов государства (например, органовместной администрации), которые решают чисто хозяйственные вопросы в частиземли-имущества, принимаются ими не как органами государственной власти, а какхозяйствующими субъектами (например, при заключении договоров аренды земли, организацииторгов, заключении сделок с землей, при договорах о проведениивнутрихозяйственного землеустройства и т. д.). Таким образом, с одной стороны,земля выступает как объект, на который распространяются властные функциигосударства, с другой — как объект хозяйственной деятельности. Отсюда различияв методах регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления властныхфункций государства и по поводу хозяйственных отношений, связанных сиспользованием и охраной земель.
В первом случае применяется метод власти и подчинения, которыйпроявляется как правовой императив. Во втором — метод, не допускающий, какправило, императива, который выражается в согласованиях и учете волеизъявленияземлепользователя при формировании тех или иных решений органа государственногоуправления земельными ресурсами.
Однако наблюдение государства — собственника земли в лице егокомпетентных органов за поведением землепользователя, действующего в условиях «хозяйственнойсвободы», может смениться методом правового императива. Так, в силу правагосударственной собственности на землю отвод земли для хозяйственныхпотребностей производится на основании решения (постановления) компетентногогосударственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (продаже)земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Следовательно,возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит наосновании административно-правового акта — решения (постановления)государственного органа. Но в этом случае данный государственный органвыступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами, «управляющегогосударственным земельным имуществом», а не как «власть». И хотя уполномоченныйорган государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, еслик этому имеются основания, и отказать или решить вопрос не так, как желаетпроситель, возникающие отношения следует рассматривать какземельно-хозяйственные, а не как административные (властные).
В этих действиях проявляется «власть» собственника над своимимуществом, а не власть государства-суверена.
Государственное управление в области землепользования нельзясмешивать с внутрихозяйственным управлением, выражающимся в организациииспользования земли самими сельскохозяйственными предприятиями и другими пользователямиземли. Их органы управления издают правовые акты (решения, правила, нормативы),обязательные для исполнения в рамках данного хозяйства, промышленногопредприятия. Их юридическая сила обеспечивается самими владельцами(пользователями) земли. Нарушения названных правовых норм органы управленияпредприятия (хозяйства) пресекают, как правило, мерами дисциплинарноговоздействия. Правовые же акты органов государственного управления исходят отгосударства; они имеют общий характер, а их исполнение может обеспечиватьсяорганами государственного принуждения. Они обязательны для органоввнутрихозяйственного управления. Поэтому государственное управление отличаетсяот внутрихозяйственного как по субъекту издаваемых актов управления, так и поих правовому содержанию.
Государственное управление в области использования и охраны земельосуществляют как представительные, так и исполнительные органы власти.
Представительные органы государственной власти — это ПрезидентРоссийской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума, а такжесоответствующие органы субъектов Российской Федерации.
К органам исполнительной власти относятся органы общей и органыспециальной компетенции. Органами общей компетенции являются: ПравительствоРоссийской Федерации и соответствующие органы государственной власти субъектовРФ, а также органы местного самоуправления — городские, районные, поселковые исельские администрации.
Каждый из них в пределах своей компетенции осуществляет функцииуправления в области использования и охраны земель независимо от того, в чьейсобственности, пользовании или ведомственном управлении находятся земли.
Органы специальной компетенции подотчетны органам общейкомпетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые(ведомственные) органы.
К функциональным органам специальной компетенции относятсяфедеральная служба земельного кадастра (Росземкадастр), Министерствоимущественных отношений, Министерство природных ресурсов, органысанитарно-эпидемиологической службы и архитектурно-градостроительной службы.
Росземкадастр и его органы на местах являются ведущими органамиспециальной компетенции федеральной исполнительной власти, на которые возложенообщее государственное управление земельным фондом страны.
Отраслевыми (ведомственными) органами являются различныеминистерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенногоцелевого назначения (Министерство сельского хозяйства, Министерство путейсообщения, Министерство связи и др.).
3. Компетенция органов власти РоссийскойФедерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в областирегулирования земельных отношений
К компетенции федеральных органов исполнительной власти поуправлению земельным фондом относятся:
· установлениеоснов федеральной политики в области регулирования земельных отношений;установление ограничений оборотоспособности земельных участков;
· государственноеуправление в области осуществления мониторинга земель, государственногоземельного контроля и ведения государственного земельного кадастра;
· установлениепорядка изъятия (выкупа) земель для государственных и муниципальных нужд;
· изъятие(выкуп) земель для нужд Российской Федерации;
· разработкаи реализация федеральных программ по использованию и охране земель;
· иныеполномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации КонституциейРоссийской Федерации, Земельным кодексом и другими федеральными законами.
К компетенции органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации в области управления использованием и охраной земель относятся:
· разработкаи принятие нормативно-правовых актов в области регулирования земельныхотношений в соответствии с федеральным законодательством;
· установлениеграниц и правового режима особо охраняемых территорий регионального значения;
· отменапротиворечащих земельному законодательству административных актов органовместного самоуправления;
· установлениепредельных норм предоставления земельных участков; Установление (утверждение) иизменение административных границ Районов на территории субъекта РФ;
· установление(утверждение) и изменение городской и поселковой черты, а также генеральныхпланов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканскогоподчинения;
· определениеразмеров и порядка взимания платы за землю и установление региональнойнормативной цены земли;
· определениепорядка изменения целевого назначения земель и перевода их из одной категории вдругую;
· утверждениерегиональных программ и схем рационального использования и охраны земель;
· установлениельгот по налогам за землю;
· изъятие,в том числе выкуп, земель для государственных нужд;
· организацияпроведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу иконтролю за использованием и охраной земель.
Компетенция органов местного самоуправления. К компетенции органовместного самоуправления в административных границах соответствующих муниципальныхобразований отнесены:
· предоставлениеземельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность илипользование;
· изъятие(в том числе выкуп) и предоставление земельных участков для муниципальных нужд;
· планированиеиспользования земель и контроль за правильностью их использования в границахмуниципальных образований;
· организацияработ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель, реализациигенеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов впределах, определяемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
· установлениеразмеров платы за землю и льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков,а также базовых ставок арендной платы за землю;
· взиманиеплаты за землю;
· установление(корректировка) зональной нормативной цены земли в соответствии с действующимзаконодательством;
· установлениепредельных норм наделения граждан земельными участками в установленныхзаконодательством случаях;
· охранаправа собственности на землю и права землепользования.
Конкретные виды и объемы деятельности муниципальных органов поуправлению земельным фондом устанавливаются федеральным законодательством илизаконодательством субъектов РФ.
4. Функции управления в области использования и охраныземель
Федеральная служба земельного кадастра и ее органы на местахявляются основными исполнителями конкретной работы по управлению земельнымфондом. Они работают в тесном взаимодействии с соответствующими органамиисполнительной власти и органами местного самоуправления.
По Положению «О Федеральной службе земельного кадастра России»,утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января2001 т. № 221, эта служба является федеральным органом исполнительно власти погосударственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные(исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции поведению государственного земельного кадастра и государственного учетарасположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектовнедвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценкеземель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием иохраной земель.
Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет своиполномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Введении Службы находятся федеральные государственные унитарные предприятия,учреждения и иные организации. Служба осуществляет свою деятельность вовзаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, организациями и общественными объединениями.
Федеральная служба земельного кадастра России во исполнение возложенныхна нее задач выполняет, в частности, следующие функции:
— принимает участие в разработке предложений по управлению земельнымиресурсами и проведению земельной реформы;
— ведет государственный земельный кадастр и осуществляетспециальные функции по ведению государственного кадастрового учета расположенныхна земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имуществав части внесения сведений об их наличии в Единый государственный реестр земель;
— осуществляет мероприятия по созданию автоматизированной системыведения государственного земельного кадастра; устанавливает состав документовгосударственного земельного кадастра и порядок их ведения;
— осуществляет в установленном порядке кадастровое делениетерритории Российской Федерации и присваивает кадастровые номера земельнымучасткам как объектам кадастрового учета;
— обеспечивает ведение Единого государственного реестра земель, атакже хранение этого реестра и кадастровых дел; осуществляет выдачу планов(чертежей) границ земельных участков, предоставляет в установленном порядкесведения, занесенные в государственный земельный кадастр;
— принимает участие в составлении списков плательщиков земельногоналога и арендной платы за землю, осуществляет совместно с другими федеральнымиорганами исполнительной власти контроль за целевым использованием средств отвнесения платы за землю;
— разрабатывает и реализует федеральные программы по совершенствованиюведения государственного земельного кадастра и координирует реализациюрегиональных программ, участвует в разработке и реализации федеральных ирегиональных программ, связанных с регулированием земельных отношений,проведением земельной реформы, рациональным использованием и охраной земель;
— обеспечивает разработку и совершенствование методикгосударственной кадастровой оценки земель; осуществляет деятельность, связаннуюс государственной кадастровой оценкой земель (в том числе для целей налогообложения);
— приводит в соответствие с государственной кадастровой оценкойземель зонирование территорий для целей, не связанных с градостроительнойдеятельностью, природно-хозяйственное районирование земель, осуществляетмероприятия, связанные с прогнозированием и планированием рациональногоиспользования земельных ресурсов;
— участвует в подготовке предложений о размере платы за землю,разрабатывает предложения о размере штрафов за нарушение земельногозаконодательства Российской Федерации, а также об оценке земель;
— участвует в установленном порядке в проведении земельных торгов(аукционов, конкурсов), содействует страхованию в сфере оборота земельныхучастков; участвует в совершенствовании экономических и других методовуправления земельными ресурсами, а также в мероприятиях, связанных сфункционированием рынка земли;
— организует, координирует и контролирует проведениеземлеустройства на всей территории Российской Федерации;
— осуществляет меры по государственному контролю за использованиеми охраной земель; организует в установленном порядке выполнение работ поинвентаризации земель всех категорий и созданию фондов перераспределенияземель;
— участвует в подготовке материалов по определению граництерритории субъектов Российской Федерации и территории, на которой осуществляетсяместное самоуправление;
— организует на основании решений уполномоченных органов межеваниеземель с установлением (восстановлением) на местности и техническим оформлениемграниц земельных участков;
— осуществляет землеустроительную экспертизу инвестиционныхпрограмм и проектов, связанных с использованием и охраной земель;
— организует, координирует и контролирует выполнениетопографо-геодезических, картографических, изыскательских и других работспециального (отраслевого) назначения для ведения государственного земельногокадастра, проведения землеустройства, организации охраны и рациональногоиспользования земель;
— разрабатывает предложения по установлению расценок накадастровые, землеустроительные и другие проектно-изыскательские работы, связанныес изучением, организацией использования и охраны земель;
— ведет мониторинг земель в пределах своей компетенции; выявляетзагрязненные и деградированные земли, подготавливает предложения по ихвосстановлению или консервации;
— участвует в проведении работ и выполнении решений федеральныхорганов государственной власти и органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации по разграничению собственности на землю;
— осуществляет информационное обеспечение деятельности по государственномуи муниципальному управлению земельными ресурсами, предоставляет в установленномпорядке федеральным органам государственной власти, органам государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления,заинтересованным юридическим и физическим лицам статистические, аналитические икартографические материалы специального (отраслевого) назначения;
— участвует в создании единой государственной системы регистрацииправ на недвижимое имущество и сделок с ним;
— организует реализацию международных программ и проектов, вкоторых участвует Российская Федерация, по вопросам, отнесенным к ее ведению.
Список использованной литературы
1. Земельный кодекс РФ от25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. ФЗ от 10.05.2007 № 69-ФЗ)
2. ФЗ «О садоводческих,огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
3. Комментарий к ЗК РФ/Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой. Ин-т законодательства и сравнительногоправоведения при правительстве РФ.- М., ЗАО «Юридический Дом: Юстицинформ»,2002.
4. Земельное право:Учебник / С.А. Боголюбов, Е. А. Галиновская; Под ред. С.А. Боголюбова. — М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2004.
5. Кузнецова Н.В.Экологическое право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.
6. Земельное правоРоссии. Учебник для юрид. ВУЗов.- Ерофеев Б.В. – М., ООО «Профобразование»,2002.
7. Бринчук М.М.Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридическихучебных заведений. – М.: Юристъ, 1998