/>Введение
Проблемеустойчивого развития сельских территорий в последние годы уделяется повышенноевнимание, что находит отражение в постепенном отклонении вектора проводимыххозяйственных и административных реформ от повышения эффективностисельскохозяйственного производства к развитию села как целостнойсоциально-экономической системы. Следствием указанных процессов становитсянеобходимость обоснования направлений и механизмов формирования устойчивого развитиясельской кредитной кооперации.
Сельскаякредитная кооперация решает многие финансовые и социально-экономическиепроблемы своих пайщиков, обладая определенным набором оказываемых финансовыхуслуг; осуществляет преобразование реальных отношений на селе, всего способапроизводства в сельском хозяйстве (производительных сил, отношенийсобственности, механизма обмена); способствует формированию истимулированиюпредпринимательства, развитию новых принципов формирования доходов; повышает финансовуюустойчивость и уровень платежеспособности фермеров и других мелкихпредпринимателей; способствует оживлению и повышению финансовой активностинаселения и социально-экономическому развитию региона, путем мобилизациисбережений местного населения, используя специфическую форму коллективнойответственности (коллективного залога) для повышения кредитоспособностикредитного кооператива как финансового института; своевременно предоставляеткратко- и долгосрочные займы по низким процентным ставкам
Возрождениесельской кредитной кооперации в России во многом обеспечено деятельностью двухорганизаций: Союза сельских кредитных кооперативов и Фонда развития сельскойкредитной кооперации.
Цельюкурсовой работы является исследование деятельности Фонда развития сельскойкредитной кооперации, а также определения перспектив развития сельской кредитнойкооперации в России.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализироватьнаправления деятельности фонда развития сельской кредитной кооперации;
рассмотретьмеждународные проекты и программы развития кредитной кооперации в России;
определитьнаправления государственной помощи кредитным кооперативам.
Теоретическойи методологической базой исследования послужили труды отечественных ученых — специалистов по вопросам функционирования сельскохозяйственной кредитнойпотребительской кооперации.
/>Деятельность фонда развития сельской кредитнойкооперации
Фонд развития сельскойкредитной кооперации (ФРСКК) был зарегистрирован в феврале 1997 г. в качестве некоммерческой организации с целью развития и поддержки системы сельской кредитнойкооперации Российской Федерации.
Учредителями ФРСККявляются АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств исельскохозяйственных кооперативов России) и ООО «АГРОТЕКСТ».
Миссия ФРСКК –создание, развитие и поддержка системы сельскохозяйственных кредитныхкооперативов путем предоставления им финансовой помощи, консультационных иобразовательных услуг[1].
Главная цель ФРСКК — развитие сельской кредитной кооперации в России путем содействия в создании иукреплении сельских кредитных кооперативов, в оказании им финансовой,методической, информационной поддержки, в формировании многоуровневой системысельской кредитной кооперации в России.
Основные виды деятельностиФРСКК:
Предоставлениефинансовых услуг — основное направление бизнеса;
Концентрация вниманияна СКК, как на конечных получателей услуг ФРСКК;
Сегментация рынка СКК: СККкласса “A” и класса “B”;
Расширение рынка иувеличение объема действующего портфеля займов;
Пересмотр условийвыдачи займов исходя из реальных рыночных условий;
Введение новыхфинансовых продуктов;
Консалтинговые иинформационные услуги.
Способы внутреннего ивнешнего позиционирования ФРСКК с партнерами для достижения целей:
Повышение качества ичастоты мониторинга СКК;
Повышение уровняанализа рынка финансовых услуг в сельской местности;
Повышение прозрачностидеятельности организации;
Развитие системинформационного обеспечения управления;
Децентрализациямониторинга (подготовка региональных специалистов);
Продолжение и развитиесотрудничества с партнерами: Союз СКК, УКЦ «Кооперативный кредит»,Межрегиональный аудиторский союз «Аудит-кредит», ACDI/VOCA, KfW и т.д.
Особую важность имеет мотивациясотрудников ФРСКК:
Повышениепрофессионального уровня сотрудников;
Формирование и развитиекадровой политики ФРСКК;
Разработка методикиоценки работы сотрудников с целью их мотивации;
Разработка системыпоощрения специалистов по результатам деятельности.
Основные направлениядеятельности ФРСКК:
взаимодействие сфедеральными и местными органами власти по развитию системы сельской кредитнойкооперации в России;
научно-методическая работа,направленная на выработку стратегии развития сельской кредитной кооперации;
привлечение средств ифинансирование научно-исследовательских работ и перспективных проектов,связанных с развитием сельской кредитной кооперации;
привлечение, аккумулированиеи распределение средств финансовой помощи, выделенной для организации иразвития сельских кредитных кооперативов в Российской Федерации;
участие в разработкепроектов нормативных актов законодательных и исполнительных органовгосударственной власти РФ по вопросам сельской кредитной кооперации;
разработканормативно-технической документации по созданию и функционированию сельскихкредитных кооперативов;
содействие в созданиисети учебно-методических центров для подготовки и переподготовки кадров длясельских кредитных кооперативов и научно-методическое руководство ихдеятельностью;
выпуск периодических испециальных изданий, учебной и справочно-информационной литературы по вопросамсельской кредитной кооперации
ФРСКК через сельскиекредитные кооперативы осуществляет финансирование частных сельскихтоваропроизводителей – пайщиков кредитных кооперативов, обеспечивая ихнеобходимыми средствами для развития производства, покупки кормов, семян,горючего, удобрений, пестицидов, техники, скота и оборудования.
Главная цель управления– обслужить кредитные кооперативы профессионально, быстро, своевременно,постоянно заботясь при этом о приумножении средств Фонда.
ФРСКК постоянно расширяетгеографию партнерских отношений и обеспечиваем доступ к финансовым ресурсаммаксимальному количеству сельских кредитных кооперативов.
ФРСКК был выбранМинсельхозом России в качестве соисполнителя Приоритетного национальногопроекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых формхозяйствования» по компоненте развитие системы сельской кредитной кооперации.Основной стратегической задачей Фонда являлось научно-методическоесопровождение проекта и обучение специалистов сельских кредитных кооперативов.
В настоящее время ФРСККактивно участвует в реализации Государственной программы развития сельскогохозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия на 2008 — 2012 гг.
Органами управления ФРСККявляется попечительский совет и наблюдательный совет.
Попечительский СоветФонда является высшим руководящим органом Фонда. Он состоит из 22 членов:представителей министерств и ведомств – Министерства сельского хозяйства РФ,Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, БанкаРоссии, представителей Союза сельских кредитных кооперативов, АККОР, ООО«Агротекст» (представитель от учредителей), Международной промышленнойакадемии, Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова, Учебно-консультационного центра «Кооперативный кредит», Российской саморегулируемойорганизации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз«Агроконтроль», филиала некоммерческой корпорации ЭЙСИДИАЙ/ВОКА (США)в Российской Федерации, Германского кооперативного союза Райффайзен (Германия).
Наблюдательные СоветыФРСКК создаются на основании соглашения между ФРСКК и лицом (организацией),выступающим в качестве партнера ФРСКК по реализации программы и строят своюдеятельность на основании Положения о Наблюдательном Совете ФРСКК (с указаниемназвания программы), утверждаемом Попечительским Советом ФРСКК.
Исполнительным органомФонда является Генеральный директор Фонда, который назначается ПопечительскимСоветом.
ФРСКК в 1999 году началвыполнение Российско-Американской программы финансовой поддержки сельскихкредитных кооперативов. За весь период, включительно по 2008 год, кредитнымкооперативам предоставлено займов на сумму 2,1 миллиарда рублей, которые былипредназначены для 14 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, ЛПХ и другихмалых и средних форм агробизнеса.
Весомый вклад внесенФондом в развитие многоуровневой системы кредитной кооперации: черезфинансирование кооперативов второго и третьего уровней оказывается финансоваяподдержка более чем 150 кредитным кооперативам первого уровня из 22 регионовРоссии.
За счет капитализациичасти доходов от своей деятельности ФРСКК увеличил собственные средства со 162миллионов рублей до 280 миллионов рублей. Величина портфеля займов ФРСКК внастоящее время достигает 350 миллионов рублей. Фондом проводена важная работапо привлечению дополнительных средств от инвесторов в виде кредитов. Всего былопривлечено более 140 миллионов рублей.
Деятельность ФРСККпозволила добиться достаточно высокой репутации в сельском микрофинансированиии кредитовании сельскохозяйственного производства, получить признаниемеждународных организаций.
Важным направлениемдеятельности ФРСКК является научно-методическая работа, целью которой являетсявыработка стратегии развития сельской кредитной кооперации в России. Большоевнимание Фонд уделяет работе по совершенствованию законодательства, разработкеединых норм и стандартов деятельности сельских кредитных кооперативов,осуществлению консультационной и информационной поддержки, обучению иподготовке кадров для сельских кредитных кооперативов.
ФРСКК содействуетразвитию инфраструктуры сельской кредитной кооперации. По его инициативеорганизован Учебно-консультационный центр «Кооперативный кредит», обучение вкотором ежегодно проходят до 400 человек, и Российская саморегулируемаяорганизация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз«Агроконтроль», основной задачей которой является созданиеэффективной системы контроля деятельности сельскохозяйственных кооперативов, втом числе и кредитных./>Международныепроекты и программы развития кредитной кооперации
ФРСКК в 1999 году началвыполнение Российско-Американской программы финансовой поддержки сельскихкредитных кооперативов.
Фонд развития сельскойкредитной кооперации, аккумулировав денежные средства от продажи гуманитарнойпомощи, предоставленной в 1999-2000 гг. Правительством США, взял на себяфункции по финансированию частных сельских товаропроизводителей-пайщиковкредитных кооперативов. Всего поступило денежных средств по ПостановлениюПравительства РФ № 287 от 15 марта 1999 г. и от 09.03.2000 № 205 — 137962,8 тыс. рублей.
На первом этапереализации программы финансовой дирекцией Фонда в 1999 году была проведенаоценка деятельности сельских кредитных кооперативов, подавших заявки на участиев программе. С работой более 40 кредитных кооперативов в течение годазнакомились как российские эксперты, так и американские специалисты в областикредитной кооперации.
На втором этапе былапроведена аккредитация участников пилотного этапа программы. Из 25 кредитныхкооперативов, подавших заявки, Наблюдательным советом Фонда было допущено кучастию в программе 7 кооперативов из б регионов Российской Федерации. Одним изглавных критериев здесь выступал показатель финансового состояния кооператива ипрактический опыт его работы. Данные кооперативы имели опыт работы более 1года, удовлетворительное финансовое состояние. На 01.01.2001г. аккредитовано 25кредитных кооперативов из 14 регионов РФ.
На третьем этапе былапроведена оценка кредитоспособности индивидуальных заемщиков — членовкооператива на основе стандартных процедур, разработанных с участиемамериканских специалистов.
На четвертом этапе былиопределены схемы финансового обслуживания сельских товаропроизводителей сучастием кредитных кооперативов и заключены Соглашения о сотрудничестве врамках целевой Российско-Американской программы развития сельской кредитнойкооперации.
На пятом этапеНаблюдательный совет Фонда рассмотрел и утвердил реестр индивидуальных заемщиков.
В достаточно сжатыесроки Фонд смог организовать работу, от подачи индивидуальных заявоксельскохозяйственными товаропроизводителями до оформления документов попредоставлению займов. На 01.01. 2001 года 538, из них 375 крестьянских(фермерских) хозяйств, 100 сельскохозяйственных производственных кооперативов и63 личных подсобных хозяйств граждан, проживающих в сельской местности членовсельских кредитных кооперативов Волгоградской, Пермской, Саратовской, ТомскойМосковской, Ярославской и ряда других областей получили займы на срок от 3 мес.до 1 года за счет средств целевой Российско-Американской программы развитиясельской кредитной кооперации на общую сумму 51832 тыс. руб. Возврат займов всоответствии с графиками погашения по состоянию на 01.01.2001 года составил22741,8 тысяч рублей.
Займы направляются напополнение оборотных средств — на цели проведения сезонных полевых работ,закупки скота и переработки сельскохозяйственной продукции. Кредитныекооперативы, участвуя в этой программе, пополняют свои финансовые ресурсы инакапливают дополнительный капитал для дальнейшего развития.
В настоящее времяфинансовая дирекция ФРСКК осуществляет мониторинг предоставленных займов ипроводит работу по аккредитации и рассмотрению заявок индивидуальных заемщиков.В 2011 году планируется дополнительно аккредитовать 15 кредитных кооперативов.Лимит финансирования для сельских кредитных кооперативов на первое полугодие 2011года определен Наблюдательным советом программы в размере 71468 тыс. рублей.
Таким образом, можноконстатировать, что проведенная Фондом работа в рамках Программы позволилаосуществить реальные шаги по поддержке и развитию сельских кредитныхкооперативов.
За периодсотрудничества в рамках Российско-Американской программы специалистами ФРСКК и американскойфирмы ЭЙСИДИАЙ/ВОКА разработаны финансовые инструменты и система правовыхгарантий, необходимые для эффективного кредитования фермеров через кредитныекооперативы, налажены учет и строгий контроль предоставления займов и ихвозврата. Возвратность предоставленных займов по состоянию на 01.01.2011 годасоставляет 100%.
Работа ФРСКК в рамкахРоссийско-Американской программы показал, что целевое финансирование навозвратной основе частных сельскохозяйственных товаропроизводителей черезсистему сельских кредитных кооперативов является надежным инструментом, которыйможет быть эффективно использован при реформировании кредитно-финансовойсистемы АПК .
В 2005 году ФРСККприступил к реализации проекта «Развитие сельских кредитных кооперативов и агробизнесана Северном Кавказе» в партнерстве с некоммерческой корпорацией ЭЙСИДИАЙ/ВОКА(США)[2].
Проект предусматривает расширениедоступа к кредитам для мелких и средних предприятий благодаря системе сельскохозяйственныхкредитных кооперативов; организация профессионального обучения; повышениеквалификации персонала кредитных кооперативов; интеграция сельскохозяйственныхкредитных кооперативов Северного Кавказа во всероссийскую системусельскохозяйственных кредитных кооперативов. Агропромышленный блок проекта:повышение качества и ассортимента услуг, оказываемых организациями пораспространению знаний в области сельского хозяйства агропромышленнымпредприятиям Северного Кавказа в целях повышения их рентабельности иэффективности работы.
В рамках блокасельскохозяйственных кредитных кооперативов оказана поддержка при создании 39новых подобных кооперативов, а число кооператоров достигло 8.905 по сравнению спримерно 2,600 на начало реализации проекта. Объём кредитования, находившийся в 2005 г. на уровне 10 млн. долл., сегодня превысил 136 млн. долл.
Другие достиженияпроекта:
шесть учебных программ,разработанных ЭЙСИДИАЙ/ВОКА совместно с российскими партнёрами, использовалисьпри проведении 68 семинаров, где прошли подготовку 1,523 участника;
компьютеры ипрограммное обеспечение переданы 40 сельскохозяйственным кредитным кооперативамдля создания системы информационного обеспечения управления;
Ставропольскийсельскохозяйственный университет разработал для студентов университета учебныепрограммы по сельским кооперативам; главы региональных сельскохозяйственныхкредитных кооперативов осваивали передовой опыт таких же кооперативов в другихрегионах России; ведущие заинтересованные стороны в развитии системысельскохозяйственных кредитных кооперативов совершили поездку в США дляизучения Системы сельскохозяйственного кредитования;
благодаря гранту вразмере 400000 долл., предоставленному головной федеральной организации,кредитующей сельскохозяйственные кредитные кооперативы Северного Кавказаполучили займов более чем на 900000 долл.;
трисельскохозяйственных кредитных кооператива были преобразованы в региональныекооперативы 2-го уровня и стали членами «Народного кредита» — всероссийскогокредитного кооператива 3-го уровня.
Направлениядеятельности кооператива:
- Привлечениефинансовых ресурсов в систему сельской кредитной кооперации.
- Перераспределениесвободных денежных средств в системе сельской кредитной кооперации.
- Снижениефинансовых рисков в деятельности региональных систем кредитной кооперации путемсоздания фондов гарантирования, страхования, резервирования.
- Оказаниеконсультационной и информационно-методической помощи членам МСКПК «Народныйкредит», а также вновь созданным региональным системам сельской кредитнойкооперации[3].
В ходе реализации блокаагропромышленного развития 39 добровольцев и консультантов из США оказалирегиональным агропромышленным предприятиям, кооперативам и сельскохозяйственнымучебным заведениям краткосрочную техническую помощь. Блок агропромышленногоразвития прямо или косвенно способствовал сохранению 10 000 рабочих мест в этомрегионе и расширению коммерческих возможностей.
В января 2008 года ФРСККприступил к реализации Государственной программы развития сельского хозяйства ирегулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на2008-2012гг.
Для выполненияпоказателей Госпрограммы, а также в рамках антикризисного плана Правительства,из федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса в 2009 году выделено183 млрд. рублей, что на 30% больше чем в 2008 году[4].
Эти меры позволили вкризисный период сохранить рост производства в отрасли. Индекс валовогопроизводства продукции сельского хозяйства за первое полугодие составил 101%,несмотря на падение в других отраслях экономики.
Непосредственно врамках антикризисного плана в АПК было дополнительно направлено 87 млрд. руб.
Эти средства былииспользованы на следующие цели:
— 45 млрд. руб. наувеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк»,
— 25 млрд. руб. наувеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг»,
— и 17 млрд. руб. — субсидии на уплату процентов по кредитам.
На полученные средствафедерального бюджета «Росагролизингом» было закуплено 15 тысяч единицроссийской сельскохозяйственной техники, а также высопродуктивный племеннойскот, модернизированы скотоместа.
Кредитный портфельотрасли за 8 месяцев составляет 486 млрд. рублей, из них краткосрочные кредиты– 345 млрд. рублей, инвестиционные 141 млрд. рублей. «Россельхозбанком» быловыдано 207 млрд. руб. кредитных ресурсов.
Министерством поГосударственной программе в регионы уже перечислено 80% средств отзапланированных 158 млрд. рублей.
В целях дополнительнойподдержки отрасли приняты постановления Правительства о пролонгации кредитов ссубсидированием процентной ставки:
— краткосрочных на 6месяцев,
— инвестиционных на 3года (т.е. максимальный срок по инвестиционных кредитам продлен с 8-ми до 11-тилет).
Увеличены сроки лизингатехники и оборудования до 15 лет, на 12 месяцев продлены сроки оплаты авансов.
Правительственнойкомиссией по системообразующим организациям отобрано 37 предприятийагропромышленного комплекса для предоставления госгарантий на сумму 45 млрд.рублей. Принято положительное решение по 7 предприятиям на сумму 17 с половиноймлрд. рублей.
Важную роль играеткосвенная государственная поддержка. Она оценивается Министерством в 30 млрд.руб. и включает в себя единый сельхозналог, фиксированные цены на ГСМ иминеральные удобрения, взвешенные меры таможенно-тарифной политики.
Антикризисные мерыправительства позволили сельскому хозяйству остаться одной из немногих отраслейс положительной динамикой развития.
В сентябре 2009 года ФРСККприступил к реализации проекта ПРООН Устойчивое развитие и интеграция вРеспублике Северная Осетия — Алания" в части обучения и подготовки кадровдля МФО, в том числе кредитных кооперативов.
Особоевнимание Фонд уделяет развитию региональных систем сельскохозяйственнойкредитной потребительской кооперации. Уже сформированы региональные системы в34 субъектах РФ. Есть и кооператив
3-гоуровня – Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительскийкооператив «Народныйкредит».
В2008 году при содействии ФРСКК была создана российская саморегулирующаясяорганизация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов – союз«Агро-контроль».
Оказание финансовойподдержки сельским кредитным кооперативам является одним из важнейшихнаправлений деятельности Фонда. Средства, предоставляемые ФРСКК, используютсяпайщиками кооперативов для развития производства, покупки кормов, семян,горючего, удобрений, пестицидов, техники, скота и оборудования.
Такимобразом, на федеральном уровне партнерами Фонда являются Министерство сельскогохозяйства РФ, Союз сельских кредитных коопе- ративов, АККОР, ОАО«Россельхозбанк», МСКПК «Народный кредит», РСО «Агроконтроль».
Многолетнеесотрудничество связывает Фонд с зарубежными партнерами, такими как филиалнекоммерческой корпорации ЭЙСИДИАЙ/ВОКА (США) в Российской Федерации,банковская группа KFW (Германия), германский фонд поддержки малогопредпринимательства «Фонд ГЕРФО».
Внутристраны, ФРСКК осуществляет тесное взаимодействие с региональными администрациями.
Кнастоящему времени заключены и действуют соглашения о сотрудничестве поразвитию кредитной кооперации с администрациями 16 регионов России. ФРСКК помогаетрегиональным органам власти формировать правовую базу для развития кредитнойкооперации, разрабатывать нормативно-техническую документацию, создаватьмеханизмы доступа кредитных кооперативов к средствам государственной поддержки,проводить обучение и подготовку кадров, способствует информационномуобеспечению кредитных кооперативов./>Направлениегосударственной помощи
В соответствии с п. 1 ст.7 Федерального закона «О сельскохо-зяйственной кооперации» от 8 декабря1995 г. N 193-ФЗ государственная поддержка стимулирования создания и деятельностикредитных кооперативов осуществляется на основании разработанных планов ипрогнозов развития территорий и целевых программ.
Государство осуществляет научное,кадровое и информационное обеспечение данной деятельности.
Отсутствие в регионах целевыхпрограмм не позволяет в полном объеме задействовать механизм государственной поддержкисельской кредитной кооперации, для которой, в силу специфики ее деятельности,промедление с государственной поддержкой является крайне болезненным.
Внастоящий момент развитие кредитных кооперативов и формирование целостнойсистемы кредитной кооперации страны сдерживается отсутствием соответствующегофедерального закона, который определил бы статус кредитных кооперативов вкредитно-финансовой системе и перспективное развитие самой системы кредитнойкооперации, а не только регламентировал правовое поле деятельности наконкретный временной период.
Существующаяправовая база, а именно федеральные законы «О сельскохозяйственныхкооперативах» и «О потребительских кредитных кооперативах граждан», не тольконе предоставляет перспектив развития, но и ограничивает возможности вступленияв кредитные кооперативы юридических лиц и сельских жителей, не занятых в сферепроизводства сельскохозяйственных товаров: врачей, учителей, работников сферы услуги т. п.[5].
Поправки,вносимые в настоящее время в вышеназванные законы, хотя и улучшают положение кредитнойкооперации, но не решают основной задачи – включение системы кредитнойкооперации полноправным участником в банковскую систему страны. Решить этузадачу можно при условии внесения необходимых изменений в ФЗ «О банках ибанковской деятельности», отдельные статьи которого ограничивают деятельностькредитной кооперации на финансовом и фондовом рынках.
Главнымже недостатком проектов законодательных актов является то, что в них непредполагается придание кредитным кооперативам статуса кредитных организацийнебанковского типа. Не предусматривается существующим законодательством исоздание кредитных кооперативов с широкими функциями, правом исполненияотдельных или всех банковских операций[6].
Сегодня,система кооперативного кредита стала значимым сектором в экономике страны.Однако для более полного использования потенциала данной системы она должнаиметь возможность развиваться и сама как система, и способствовать развитиюбанковской системы современной России, чтобы стать ее неотъемлемой частью.
Целью развития системысельскохозяйственной потребительской кооперации является создание условий дляувеличения объемов реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной вКФХ и других малых формах хозяйствования, повышения доходов, доступностикредитных ресурсов, мобилизация средств сельского населения для увеличениякредитных ресурсов.
Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств и других малых форм хозяйствования на современном этапе являются:
— совместное использование техники и обработка земли, ведение животноводства;
— переработка, хранение и сбыт продукции;
— материально-техническое обеспечение;
— инженерно-технологическое обслуживание;
— кредитование и страхование.
Предполагается осуществление ряда мер по стимулированию развития сельскохозяйственной потребительской кооперации:
— предоставление финансовой государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам на создание материально-технической базы на условиях софинансирования;
— передачагосударственными и муниципальными органами исполнительной власти имуществаперерабатывающих, агросервисных предприятий, сельскохозяйственных рынковсельскохозяйственным потребительским кооперативам. В первую очередь этоотносится к бездействующим объектам и имуществу обанкротившихся предприятий;
— освобождение от НДС перерабатывающих предприятий закупающих у малых форм хозяйствования мясо, молоко, шерсть;
— освобождение сельскохозяйственных потребительских кооперативов от налогов как некоммерческих организаций;
— предоставление отсрочки по возврату инвестиционных кредитов для вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов в течение 5 лет после их создания;
— стартовая помощь на организационное обустройство сельскохозяйственных потребительских кооперативов на условиях софинансирования членами кооператива в сумме до 500 тыс. рублей;
— компенсация части затрат на инженерное обустройство сельскохозяйственных потребительских кооперативов (электро-, водо-, газоснабжение, связь и др.)
— стимулирование развития партнерства и механизмов взаимодействия между крупными сельскохозяйственными организациями и КФХ и другими малыми формами хозяйствования по вопросам производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
— развитие системымуниципальных закупок сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственныхпотребительских кооперативов, созданных малыми формами хозяйствования.
— разработка и приведение в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РоссийскойФедерации» действующих нормативных правовых актов субъектов РоссийскойФедерации по выделению торговых мест на розничных рынках сельскохозяйственнымтоваропроизводителям, в том числе КФХ, ЛПХ и сельскохозяйственнымпотребительским кооперативам в упрощенном порядке и на льготных условиях.
Развитиесельской кредитной кооперации в нашей стране идет на основе многоуровневойсистемы: первый и второй уровни – в регионах, третий – на федеральном уровне.
Главнаязадача кредитных кооперативов первого уровня – удовлетворение финансовыхпотребностей сельхозтоваропроизводителей и жителей села. Следовательно,основным направлением развития таких кооперативов становится:
расширениеих влияния и масштабный охват сельского населения кредитной кооперацией;
приближениефинансовых услуг к селянам;
совершенствованиесуществующих услуг в соответствии с потребностями населения сел;
увеличениефондов взаимопомощи за счет большего привлечения свободных средств сельскихжителей.
Поставленныезадачи должны решаться не столько путем создания многочисленных мелкихкооперативов в сельских населенных пунктах, сколько путем создания филиалов ипредставительств действующих кредитных кооперативов в районных центрах. Опытработы филиальной сети кредитных кооперативов показывает, что такая структурапозволяет решать в первую очередь, кадровые вопросы (подготовку вновь принятыхработников и повышение квалификации работающего персонала). Кроме того, болееоперативно решаются финансовые проблемы, на более высоком уровне оказываютсяметодические и правовые консультации. Изучение зарубежного опыта показывает,что именно такое развитие кредитной кооперации на первом уровне является наиболееэффективным. Поэтому актуальным становится вопрос изучения, обобщения ираспространения опыта работы филиальных сетей кредитной кооперации на селе.
Основнойфункцией второго уровня системы кредитной кооперации является в широкомпонимании защита интересов кооперативов первого уровня. Сюда входит ифинансовая, и информационно-консультативная помощь кооперативам первого уровня,организация учебы и повышения квалификации, гарантийное обслуживание.
Финансоваяпомощь кооперативам первого уровня должна увеличиваться как за счет расширенияфонда взаимопомощи, так и путем формирования собственных целевых, резервных,гарантийных фондов, фондов развития и социальной помощи.
Помощьсистеме кредитных кооперативов в части подготовки кадров и повышения квалификациив настоящее время осуществляется через проведение семинаров на базе лучшихорганизаций, проведении региональных семинаров и конференций. Однако, учитываяпоявление специальной правовой основы сельскохозяйственной кооперации, гдеотражены особенности создания и деятельности указанных организаций, установленыфинансовые и иные ограничения, в том числе на членство, даны понятия особственности кооперативов и их пайщиков, изменены функции органов управления ит.д. возникает необходимость в высоко профессиональных работниках. Квалификацияработающих сотрудников не всегда отвечает высоким требованиям сегодняшнего дня.Поэтому актуальным становится обучение работников основам права, экономики,анализу кредитно-кооперативной деятельности, необходимо уделить пристальноевнимание разработке единой федеральной Программы подготовки и повышениюквалификации кадров сельской кредитной кооперации. Для этого целесообразнымпредставляется создание учебного центра, к преподаванию в котором должны бытьпривлечены как специалисты российских кредитных кооперативов и научныхорганизаций, так и зарубежные партнеры.
Однойиз основных задач федерального уровня системы сельской кредитной кооперации,как уже отмечалось, является укрепление финансовой основы ее деятельности.Учитывая, что нередко источниками фондов взаимопомощи являются привлеченныесредства кредитных организаций, одним из основных направлений помощи кредитныморганизациям является создание единого финансового центра – кредитногокооператива третьего уровня, что позволяется федеральным законодательством.
Такимобразом, существующее законодательство, позволит сельской кооперации иметьединую систему подготовки кадров по единой учебной программе, единуюиерархическую структуру системы. Такие преобразования, свою очередь, будутспособствовать созданию единой, эффективно действующей кредитно-кооперативнойсети, представляющей финансовую, консультационную, юридическую помощьсельхозтоваропроизводителям и сельскому населению от самых маленьких населенныхпунктов до сельских городов.
сельский кредитный фонд кооперация
Заключение
Формированиесистемы сельской кредитной кооперации рассматривается правительством как одноиз направлений реформирования финансово-кредитного механизма в агропромышленномкомплексе.
Наибольшеераспространение это движение получило в Волгоградской и Кемеровской областях,на Среднем и Южном Урале, в Республике Карелия, Московской, Белгородской иВладимирской областях. Низкий уровень активности по созданию кредитныхкооперативов сохраняется в республиках Северного Кавказа, в некоторых регионахСеверо-Западного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Внастоящее время в структуре членской базы сельской кредитной кооперациипреобладают граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, — их более 80%.Причем активными заемщиками является лишь часть из них. Другая же частьпайщиков, относящихся к данной категории (в основном пенсионеры), предпочитаютразмещать в кооперативе свои сбережения.
Ареалраспространения сельских кредитных кооперативов в нашей стране постояннорасширяется. По данным мониторинга Фонда развития сельской кредитной кооперации(ФРСКК), в настоящее время сельская кредитная кооперация представлена в 62субъектах Российской Федерации, 373 сельских районах и 792 сельских поселениях,что дает основание считать ее неотъемлемым элементом кредитно-финансовогообслуживания сельских территорий.
Сельскохозяйственныекредитные потребительские кооперативы (СКПК) образуют центральное звеносельской кредитной кооперации в России, с участием которого должныосуществляться основные мероприятия, связанные с реализацией приоритетногонационального проекта «Развитие АПК». В России их насчитывается более 470.Многие из этих кооперативов достигли значительных результатов в части оказанияфинансового содействия своим пайщикам. Несмотря на то что по своему количествуСКПК составляют немногим более 50% всех структур в системе сельской кредитнойкооперации, по общей численности пайщиков, размеру активов и величинекредитного портфеля на их долю приходится от 78 до 88%.
Практическивсе сельские кредитные кооперативы далеки от того, чтобы удовлетворитьпотребности крупных и средних крестьянских (фермерских) хозяйств в оборотныхсредствах для развития производства. В настоящее время они в состоянииобеспечить запросы мелких крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобныххозяйств. Но уже в ближайшей перспективе наращивание фонда финансовойвзаимопомощи в сельских кредитных кооперативах за счет взаимодействия срегиональными финансовыми рынками приведет к повышению размера займа до уровня,позволяющего удовлетворять потребности в оборотных средствах среднегосельскохозяйственного товаропроизводителя.
Большуюподдержку в становлении системы кредитной кооперации на Северном Кавказе оказываетамериканская консалтинговая организация ACDI/VOCA при содействии Агентства СШАпо международному развитию (USAID). Совместно с ФРСКК они провели в Ставрополесеминар-конференцию для представителей властей и агробизнеса регионов СеверногоКавказа и Калмыкии. В ЮФО в ближайшие два года предполагается создать 672сельскохозяйственных потребительских кооператива (СПК), из них 168 кредитных.Особенно много их будет в Республике Северная Осетия — Алания, Краснодарскомкрае и Республике Дагестан.
ВАмурской области утверждены две ведомственные целевые программы по развитию иподдержке сельскохозяйственной потребительской кооперации. Они рассчитаны на2006—2008 годы и реализуются в рамках ПНП «Развитие АПК». Одна из этих программ— «Развитие и поддержка сельскохозяйственной кредитной потребительскойкооперации». Ее основной задачей является создание устойчивой и стабильноразвивающейся сети СПК в районах области. В частности, предусмотрена работа поподготовке и повышению квалификации кадров для кредитных кооперативов, а такжеих методическое, организационное и информационное обеспечение. Общий объемфинансирования программы — более 50,6 млн руб., большая часть из которых (50,5млн руб.) будет идти из внебюджетных источников. Средства областного бюджетасоставят 120 тыс. руб.
Ожидается,что в результате реализации программы количество действующихсельхозкооперативов увеличится на 13, а численность членов кредитныхкооперативов достигнет порядка 350 человек. Суммарный объем паевых фондовкооперативов вырастет до 11,6 млн руб., объем выданных займов увеличится до 20млн руб., или в 6,4 раза.
/>Списоклитературы
1.Гражданскийкодекс РФ. Часть I и II.М.: Юридическая литература, 2000.
2.Федеральныйзакон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995г. № 193-ФЗ. М.:«Ось-89». 1996-48с.
3.ЗаконРФ «О банках и банковской деятельности РСФСР» от 13 декабря 1991г. № 2030-I.
4.ЗаконРФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РоссийскойФедерации» (в ред. Федеральных законов от 11 июля 1997г. № 97-ФЗ и от 28 апреля2000г. №54-ФЗ). Российская газета за 17.07.1997 №136.
5.Федеральныйзакон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 7 августа 2001г. №117-ФЗ.
6.Аграрнаяреформа в России: концепции, опыт, перспективы//Научные труды ВИАПИ РАСХН. — М.:Энциклопедия русских деревень, 2003г. Выпуск 3.
7.БуробкинИ.Н., Попова Е.А. Экономические отношения в системе агропромышленной интеграции/ И.Н.Буробкин, Е.А. Попова // Экономика сельскохозяйственных иперерабатывающих предприятий — №1 — 2004 — С. 21-24.
8.БуробкинИ. Место кооперации в системе экономики многоотраслевого АПК/ И.Буробкин, А. Панин// АПК: экономика, управление, — №12 – 2003 — С. 57-63.
9.ВахитовК.И. История потребительской кооперации в России: Учебное пособие для студентовобщеобразовательных учреждений потребительской кооперации./ К.И. Вахитов — М.:ЦУМК Центросоюза РФ, 2002.-296с.
10. ГешельВ. Развитие кредитной кооперации в АПК/ В. Гешель // АПК: экономика, управление- №8 – 2001 — С. 34-38.
11. ДобрынинВ.А. Кооперация в сельском хозяйстве: Учебное пособие/ В.А. Добрынин — М.:Издательство МСХА, 2000.-405с.
12. ЗалепухинА., Миронова Н. Кооперация и интеграция агропромышленного производства/ ЗА.алепухин, Н. Миронова // АПК: экономика, управление, — №2 – 2002 — С. 21-25.
13. ЗлобинЕ.Ф. Рыночная модель аграрного сектора региона. / Е.Ф. Злобин– М.: АгриПресс,2000.-404с.
14. КрутиковВ.К. Кредитная кооперация в агропромышленном комплексе./ В.К. Крутиков — Калуга:Издательство КППУ им. Циолковского, 2003.-138с.
15. Кооперация.Теория, история, практика: Избранные изречения, факты, материалы, комментарии/Автор-составитель К.И. Вахитов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иКо», 2004.-557с.
16. Комментарийк Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации». Отв. ред. МининаЕ.Л. – М.: «ИНФРА-М», 1997.-269с.
17. МакаренкоА.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентоввысших и средних кооперативных учебных заведение./ А.П. Макаренко — М.: ИВЦ«Маркетинг». 2001.-328с.
18. МартыновВ.Д. Создание и организация деятельности сельских кредитных кооперативов / В.Д.Мартынов // Информационный бюллетень Минсельхозпрода РФ. – 1998 — № 11-12 –1999 — № 1-4.
19. МироноваН. Развитие кредитной кооперации в агропромышленном производстве Волгоградскойобласти/ Н. Миронова // АПК: экономика, управление — №2 – 2004 — С. 21-25.
20. НазаренкоВ.И. Кооперация в сельском хозяйстве за рубежом./ В.И. Назаренко — М.: ВНИИТЭИАПК. 2000.-59с.
21.ПроектТасис: Стратегия развития сельской кредитной кооперации и пилотные проектыФДРУС 9801. М, 2003.- 63с.
22. СагайдачнаяО. В. Кооперативный кредит: специфика и роль в экономике страны/ О. В. Сагайдачная// Банковское дело. – 2007. – № 7 – С. 40 – 43.
23. ТкачА.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие. / А.В. Ткач– М.:Издательско-торговая компания «Дашков и Ко», 2002.- 304с.
24. УшвицкийМ.Л. Развитие кооперационных и интеграционных процессов в аграрном сектореСтаврополья/ М.Л Ушвицкий. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающихпредприятий, — №1. – 2004 .- С. 26-28.
25. ХицковИ. Кооперационные связи в агропромышленном производстве / И.Хицков, Н.Митина,Е.Фомина // АПК: экономика, управление, — №1 – 2005 С. 9-17.
26. ХудяковаЕ.В. Сельская кредитная кооперация./ Е.В. Худякова — М.: Издательство МСХА,2003.-206с.
27. ШклярМ.Ф. Кредитная кооперация: Учебное пособие. – 3-е изд., исп. и доп. / М.Ф.Шкляр– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2004.-334с.