Реферат по предмету "Ботаника и сельское хоз-во"


Перспективы молочного козоводства в России

«Перспективы молочного козоводства в России»
/>Введение
Стратегическое планирование играетзначительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практикапоказывает, что лишь 5% существующих фирм разрабатывают стратегию, но именноони получают прибыль выше среднеотраслевой.
Характерная черта современного менеджментаорганизации – это усиление внимания к стратегическим аспектам управления,связанным с решением проблемы постоянного развития организации в соответствии сдинамично меняющимися условиями внешнего окружения.
Многие хозяйственные зоны, в которыхработают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточногознания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборепартнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Всбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем.Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию,чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей.Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий.Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работниковслужбы сбыта. Сейчас почти все предприятия осознали важность сбытовойпрограммы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т.к.многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией ирезкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта та продукции нарынке. Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие продуктыпроизводственного назначения, начинают переходить на потребительские товары.Если же выпускается продукция производственного назначения, то в некоторыхслучаях предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию.Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыти находить потребителей своей продукции.
Руководители при выборе потребителейучитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем,платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поискновых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей ищет новыхпотребителей самостоятельно).
Актуальность стратегического планированиясостоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентнойсреде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которыезадают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.
Актуальность данной темы состоит в том,что молочное козоводство привлекательная, но малоизученная отрасль, котораятолько начинает развиваться в России. И поэтому довольно интересным для менябыло проанализировать данную отрасль, найти ее преимущества и проблемы которыев ней существуют и попытаться наметить перспективы развития данной отрасли.
В связи с этим цель исследования состоит вразработке сценариев развития отрасли молочного козоводства на ближайшие 3 года(2007-2009 года), и также выбор стратегии развития для СПК «Красная Нива»,занимающийся молочным козоводством.
При разработке сценариев были использованыметоды прогнозирования: экстраполяция, расчетно-конструктивный метод,экспертные оценки.
Сценарии развития отрасли основываются натаких показателях, как –прогнозное поголовье коз, прогнозные удои исоответственно валовой объем производства козьего молока, также был оцененвозможный спрос на данный продукт со стороны потребителей. Исследованиепроизведено в разрезе по категориям хозяйств, а также по породам (пуховые,шерстные, молочные). Исследуемый период 2001-2006 год.
/>/>/>/>1.Теоретические основыстратегического планирования/>/>/>/> 1.1 Понятиестратегического планирования
В понятие “планирование” входитопределение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельностипредприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы,производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязанымежду собой.
Задачи стратегического планирования
Планирование необходимо для достиженияфирмой следующих целей:
*повышение контролируемой доли рынка
*предвидение требований потребителя
*выпуск продукции более высокого качества
*обеспечение согласованных сроков поставок
*установление уровня цен с учетом условийконкуренции
*поддержание репутации фирмы употребителей.
Задачи планирования определяются каждойфирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. Вцелом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:
1.Планирование роста прибыли.
2. Планирование издержек предприятия, и,как следствие, их уменьшение.
3.Увеличение доли рынка, увеличение долипродаж.
4.Улучшение социальной политики фирмы.
Таким образом, основной задачейпланирования является получение максимальной прибыли как результатадеятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга,производительности, инноваций и другого.
Планирование всегда ориентируется наданные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятияв перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности иправильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятиябазируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависитот интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планыдолжны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планывзаимоувязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе такназываемые резервы, иначе именуемые “надбавками безопасности”, однако слишкомбольшие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частыеизменения плана. В основу составления плана по конкретным направлениямпроизводственных участков предприятия кладутся отдельные задачи, которыеопределяются как в денежных, так и в количественных показателях. При этомпланирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнеевремя это сбыт, финансы или рабочая сила.
Стратегическое планирование не может датьполной, исчерпывающей картины будущего. Формируемая им картина будущего — этоне детальное описание внешнего и внутреннего положения организации, а, скорее,его сценарное описание, носящее вероятностный характер. Очевидно, что даженесовершенное описание будущего несравненно лучше, чем его отсутствие./>/>/>/>1.2 Методики планирования
В планировании используют общие иконкретные методы. Первые определяют общую методологическую направленностьпроцесса планирования, вторые представляют собой непосредственныйинструментарий планирования.
Конкретные методы можно разделить на 2группы:
1. методы получения и анализаисходной плановой информации;
2. методы составления плана развитияпредприятия.
Методы получения и анализа исходнойплановой информации используют на предварительном этапе планирования: методыпрогнозирования, прямого счета, соотношений, структуризации и др.
По принципу действия и способу полученияинформации все методы прогнозирования можно подразделить на 2 большие группы:интуитивные и формализованные. Интуитивные методы базируются наинтуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когданевозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объектапрогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемкихрасчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях всочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.
Среди интуитивных методов широкоераспространение получили методы экспертных оценок. Они используются как в нашейстране, так и за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства,научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.
К формализованным методам относятсяметоды прогнозной экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математическойтеории.
Среди методов экстраполяции широкоераспространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьшихквадратов.
Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозированияи планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющихсобой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) ввиде математических зависимостей и отношений. По целям моделирования различаютследующие модели: дескриптивные, оптимизационные, экономико-статистические(трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, аналитические,синтетические. В данном курсовом проекте используются оптимизационные модели,основанные на теории линейного программирования.
Для реализации экономико-математическихмоделей применяются экономико-математические методы.
В практике прогнозирования и планированияшироко используются — также метод экономического (системного) анализа,нормативный, балансовый, расчетно-конструктивный методы. Для разработки целевыхкомплексных программ используется программно-целевой метод в сочетании сдругими методами. Следует отметить, что представленный перечень методов и ихгрупп не является исчерпывающим. Метод сценариев
Впервые термин “сценарий” был употреблен в 1960 г. футурологом Х. Каном при разработке картин будущего,необходимых для решения стратегических вопросов в военной области. Сценариипозволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденцииразвития, взаимосвязи между действующими факторами, получать возможныесостояния, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иныхвоздействий.
Сценарий – это описание (картина)будущего, составленное с учетом правдоподобных предположений. Как правило, дляпрогноза ситуации характерно существование определенного количества вероятныхвариантов развития. Поэтому прогноз обычно включает в себя несколько сценариев(рис. 1.5). В большинстве случаев это три сценария:
·  оптимистический;
·  пессимистический;
·  средний (наиболее вероятный, ожидаемый).
Сценарии разрабатываются для определениярамок будущего развития:
·  технологии;
·  рыночных сегментов;
·  стран или регионов и т.д.
Экономическая организация со смежнойструктурой и разнообразием направлений деятельности меньше поддаетсяпрогнозированию в рамках сценария.
В целом сценарий подчинен стратегическойфункции фирмы и разрабатывается в процессе долгосрочного планирования. Широкийвременной охват предполагает усиление неопределенности среди бизнеса, и поэтомудля сценария, как правило, характерны некоторая недостоверность и повышенноеколичество ошибок. Поскольку определение количественных параметров будущегозатруднено (так, трудно точно определить величину продаж фирмы через 5 лет),при составлении сценариев чаще всего используются качественные методы иинтервальные прогнозы показателей. Вместе с тем сценарий предполагает комплексныйподход для его разработки, помимо качественных могут использоватьсяколичественные методы:
·  экономико-математические;
·  моделирование;
·  анализ перекрестного влияния;
·  корреляционный анализ и т.д.
Метод сценариев предполагает созданиетехнологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятностьвыработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и болеевысокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когдапотери неизбежны. В настоящее время известны такие варианты метода сценариев,как метод получения согласованного мнения, повторяющегося объединениянезависимых сценариев, как метод получения согласованного мнения,повторяющегося объединения независимых сценариев и др.
На практике по типу сценариевразрабатывались прогнозы в отраслях промышленности. Разновидностью сценариевможно считать комплексные программы научно-техническою прогресса и егосоциально-экономических последствий. Метод получения согласованного мнения этопо существу одна из реализаций метода Делфи, ориентированная на получениесогласованного мнения различных групп экспертов относительно крупных событий втой или иной области в заданный период будущего. К недостаткам можно отнестималое внимание, уделяемое взаимозависимости и взаимодействию различныхфакторов, динамике развития ситуации. Метод повторяющегося объединениянезависимых сценариев состоит в составлении сценариев по каждому из аспектов,оказывающих существенное влияние на развитие ситуации, и в повторяющемсяитеративном процессе согласования сценариев развития различных аспектовситуации.
Составление сценария обычно включает всебя несколько этапов.
Первый этап. Структурирование иформулировка вопроса.
Вопрос, выбранный для анализа, должен бытьопределен так точно, как это возможно. На данном этапе должна быть собрана ипроанализирована базовая информация. Поставленная задача должна бытьсогласована со всеми участниками проекта.
Необходимо осветить структурныехарактеристики и внутренние проблемы проекта.
Второй этап. Определение и группировкасфер влияния.
Для осуществления второго этапа необходимовыделить критические точки среды бизнеса и оценить их влияние на будущееорганизации.
Третий этап. Установление показателейбудущего развития критически важных факторов среды организации.
После того, как основные сферы влиянияобозначены, необходимо определить их возможное состояние в будущем, исходя изнамеченных фирмой целей.
Показатели будущего состояния не должныбыть чрезмерно благополучными, амбициозными. Для сфер, развитие которых можетвключать несколько вариантов, будущее состояние должно быть описано при помощинескольких альтернативных показателей (например, фирму устраивает. чтобычисленность населения в регионе увеличилась на 2,3 или 5%).
Четвертый этап. Формирование и отборсогласующихся наборов предположений.
Если на третьем этапе фирма определялабудущее состояние среды и ее влияние на фирму, исходя из собственных целей, тона четвертом этапе возможное развитие сфер влияния определяется исходя из ихсегодняшнего состояния и всевозможных изменений.
Различные альтернативные предположения обудущем состоянии наиболее значимых компонентов среды комбинируются в наборы.Формирование наборов обычно осуществляется при помощи компьютерных программ. Изполученных наборов отбираются, как правило, три набора. Отбор осуществляетсяисходя из следующих критериев:
·  высокая сочетаемость предположений, входящих в набор;
·  наличие большого числа значимых переменных;
·  высокая вероятность событий, относящихся к наборупредположений.
Пятый этап. Сопоставление намеченныхпоказателей будущего состояния сфер влияния с предположениями об их развитии.
На этом этапе сопоставляются результатытретьего и четвертого этапов. Повышенные или заниженные показатели состояниясреды корректируются при помощи данных, полученных на четвертом этапе.
Так, если фирма на третьем этапепрогнозировала увеличение рождаемости в регионе в 2000 г. на 5%, а анализ на четвертом этапе показал, что произойдет ухудшение экономической конъюнктуры,экологической обстановки, возможны политические и социальные коллизии, то напятом этапе показатель 5% должен быть изменен в сторону его уменьшения,например до 3%.
Для более точного прогноза необходимосокращать интервал между сегодняшним днем и конечным временем прогнозирования.Так, если прогноз составляется в 1995 г для 2000 г., то период прогнозирования нужно разделить на два этапа по три года: сначала разработатьсценарий для 1997 года, а уже затем для 2000 года.
Шестой этап. Введение в анализразрушительных событий.
Разрушительное событие – это внезапнослучившийся инцидент, который не был ранее спрогнозирован и который можетизменить направление тенденции.
Разрушительные события могут иметь какотрицательный характер (наводнения, землетрясения, аварии атомных реакторов ит.д.), так и положительный (технологические взрывы, политические примирениямежду бывшими противниками и т.д.). Из возможных разрушительных событий нужновыделить те, которые способны оказать наиболее сильное воздействие, и учесть ихпри составлении сценариев (например, на состояние рождаемости в регионе могутповлиять: во-первых, авария на атомной станции; во-вторых, вероятностьлокального конфликта; в-третьих, открытие нового месторождения полезныхископаемых. Однако реальное воздействие возможно только первого из событий).
Седьмой этап. Установление последствий.
На этом этапе сопоставляютсястратегические проблемы фирмы (например, возможность роста за счет болееширокого освоения рынка) и выбранные варианты развития среды. Определяютсяхарактер и степень воздействия тех или иных вариантов развития настратегические области действий фирмы.
Восьмой этап. Принятие мер.
В узком смысле этот этап уже не относитсяк анализу. Однако он естественно вытекает из предыдущих этапов.
Сценарий заставляет размышлять иобеспечивает:
— лучшее понимание рыночной ситуации и ееэволюции в прошлом, настоящем и будущем;
— оценку потенциальных угроз для фирмы;
— выявление благоприятных возможностей дляфирмы;
— выявление возможных, наиболеецелесообразных направлений деятельности фирмы;
— повышение уровня адаптированности фирмык изменениям внешней среды.
Таким образом, метод сценариев позволяетповысить способность к предвидению и развить гибкость и адаптивность фирмы кпеременам. Этот метод, который исходит из убеждения о том, что будущее никогда неможет быть полностью измерено и управляемо, обладает, с точки зренияуправления, рядом важных достоинств:
1. Прежде всего, он заостряет вниманиефирмы на неопределенности, которая характеризует любую рыночную ситуацию:управление в турбулентной среде подразумевает способность предвидеть эволюцияэтой среды.
2. Метод сценариев облегчает интеграциюданных, полученных разными методами, качественными или количественными.
3. Реализация этого метода вносит вуправление дополнительную гибкость и способствует разработке альтернативныхпланов и системы быстрого реагирования на изменения внешней среды.
Достоинство этого метода – углубленный анализ взаимодействияразличных аспектов развития ситуации. Недостатки – слабая разработанность иметодическая обеспеченность процедур согласования сценариев. Метод сценариевнередко является практически единственным методом прогнозирования (если несчитать качественных) при изучении сложных, многофакторных явлений
2. Анализ отрасли молочного козоводства иобоснование перспектив его развития
В России молочное козоводство никогда небыло поставлено на промышленную основу, обычно ограничиваясь содержаниемнескольких животных в условиях домашнего подворья. При этом для полученияшерсти и пуха козы разводятся в большом количестве. За рубежом молочныекозоводческие фермы с размером поголовья 300-400 животных и больше — совсем нередкость.
Для России козье молоко- продукт редкий. Молочное направление в козоводстве в советские времена неполучило должного развития. У нас развивались такие направления, как шерстное ипуховое, хотя природно-хозяйственные условия большинства районовблагоприятствуют разведению коз различных пород.
Зона молочногокозоводства. Северо-Западный,Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский экономические районы России,
Практически половинавсего козьего поголовья в советский период была сосредоточена в РСФСР, около20% — в среднеазиатских республиках. В регионах наиболее развитого козоводстваимелись совхозные и колхозные козоводческие фермы, а также племенные хозяйства,проводившие работу по совершенствованию продуктивных качеств коз, например, вОренбургской области и Таджикской ССР. Рекордного уровня козье стадо достигло в1952 году.
/>

Коз в России осталось немногим более 2 миллионов. Из них свыше 56процентов — шерстяные, 38,5 процента — пуховые и только 0,6 процента — молочные. Хотя козьемолоко действительно один из самых ценных продуктов. По составу оно близко кмолоку кормящей матери, подходит даже для грудных детей. Да и вообще гораздолучше усваивается организмом, чем коровье — в нем больше витаминов, кальция,фосфора. Козье молоко почти не содержит аллергенов, полезно ослабленным детям илюдям, страдающим желудочнокишечными заболеваниями и заболеваниями связанными снарушением обмена веществ. Так по научным данным 30% населения России не могутпотреблять коровье молоко из-за его непереносимости.
Проанализируем состояние отрасли молочного козоводства, длячего рассмотрим динамику поголовья молочных коз, продуктивности по категориямхозяйств.
 Личные подсобные хозяйства
/>
Как было сказано выше, большая часть поголовья молочных козкак и раньше сосредоточена в личных подсобных хозяйствах (68,9%). Виднатенденция увеличения поголовья коз с 2002 года на 4290 головы или 41,9 %, чтоможет быть обусловлено возрастанием потребности в козьем молоке как лечебногопродукта, в связи с ухудшением экологической обстановки в стране, увеличениемдоли пожилых и больных людей, которые не могут по тем или иным причинампотреблять коровье молоко (из-за его непереносимости, аллергии и др.).
/>
Личные подсобные хозяйства населения, в которых содержатмолочных коз можно охарактеризовать так: обычно это семья в сельской местности,имеющая небольшой земельный участок, поголовье молочных коз обычно 1-2 козы дляудовлетворения личных потребностей и может продающие 1-3 литрами молока внеделю односельчанам, чаще же всего в хозяйствах преобладают овцы и козышерстных пород, используемых также на мясо. Обычно содержится неплеменноепоголовье, дающие низкие удои, зачастую со специфическим запахом и привкусом.Улучшать породность животных в частном секторе сложно, тем более чтобольшинство владельцев- пожилые люди с невысокими доходами, многие из которыхне в состоянии позволить приобрести породистую козочку, стоимостью около 15000руб., вместо обычной за 3000-4000 руб.
 Разница же в молочной продуктивности высокоудойных козмолочной породы, например, зааненской, и беспородных коз весьма значительна:1000 литров против 200. В 2006 году средняя продуктивность в личных подсобныххозяйствах составила 360 л. Личные хозяйства не заинтересованы в увеличениисобственного поголовья коз, прежде всего из-за того что в этом нетнеобходимости так как при помощи 1-2 козы они покрывают свои потребности вмолоке. Конечно, могут найтись энтузиасты, решившие всерьез заняться молочнымкозоводством, но для этого понадобиться приложить много усилий как финансовых,так и трудовых. Так что особого увеличения поголовья коз в данной категориихозяйств ожидать не стоит.Фермерскиехозяйства.
Проанализируем фермерские хозяйства, которые появилисьсравнительно недавно и поголовье коз в которых по сравнению с 2001 годомстремительно выросло ( на 2070 головы или в 2, 6 раза). Продуктивность пофермерским хозяйствам увеличилась среднем в 1,5 раза и составила в 2006 году 1100 л. В фермерских хозяйствах хоть и ведется племенная работа, но она не сравнится с возможностямикрупных сельхоз организаций, которые могут увеличить продуктивность поголовьяза год в 2 раза. Увеличение поголовья молочных коз в фермерских хозяйствахсвязано с увеличением интереса к молочному козоводству, более рентабельнойотрасли. В средствах массовой информации можно найти все больше и больше статейпро успешных фермеров-козоводов, начавших с десятка коз и вышедших на рынки сосвоей продукцией. Вот например опыт фермерского хозяйства «Надежда».
Все началось с малого: с восьми гектаров земли, одноготрактора, шести бычков, нескольких овечек и восьми козочек.
Сейчас поголовье коз составляет более 180 животных, из нихболее 90 — дойные козоматки. Фермер Александр ведет серьезную селекционнуюработу, каждое животное имеет татуированный номер на ухе, племенную карточкуучета и занесено в специальную компьютерную программу. Продуктивность коз всреднем составляет около 1000 кг молока за лактацию. Дойка машинная, обычный«коровий» доильный аппарат типа АДМ-8 переделали для коз (поменявтяжелые «коровьи» доильные стаканы на легкие пластмассовые стаканы,привезенные из Америки).
В настоящее время почти не продают козочек, так каксобираются увеличивать свое поголовье, а также имеют большие заказы отнескольких Проектов А вот козликов (возрастом в 2-3 месяца и старше) фермерыготовы предложить желающим.
Фермер активно участвует в международной деятельности, так поамериканской Программе «Фермер-фермеру» Александр в 1995 году прошелстажировку на лучших козоводческих фермах США. Там же он вступил в Американскуюассоциацию молочного козоводства (ADGA), в которой пребывает и по сей день,ведя по их системе менеджмент нашего стада, получая регулярно специальнуюлитературу и даже участвуя в голосовании по проблемам Ассоциации. В 1997 годуАлександр вновь побывал в США на ежегодном Конгрессе Ассоциации, где сделалдоклад «Краткая история молочного козоводства в России», который имелопределённый успех. В 1999 году он побывал на стажировке в Голландии с женойНадеждой, где Надежда училась профессионально делать сыры из козьего молока, аАлександр изучал голландский опыт в козоводстве.
Ферма «Надежда» участвовала уже не в одной выставке. Навыставке «Молочное Дело — 2001» наша продукция была отмечена двумяДипломами первой степени, получила высокую оценку специалистов молочников.Участие в этом же году в выставке «Российские продукты питания» вГостином Дворе принесло две медали, золотую за молоко, а серебряную за упаковку.Ежегодно участвуют в тверской сельскохозяйственной ярмарке-выставке. В 2000году мы начали реализацию цельного пастеризованного козьего молока в магазинахМосквы.
Планы на будущее: в последнее время хозяйство ежегодноприблизительно на 10-15% увеличивает своё стадо (планируя довести его до100-120 козоматок) и соответственно объём получаемого молока. «Надежда»обладаем опытом, владеет технологией и необходимым базовым оборудованием(голландские сырная ванна на 450 литров, пресс и формы) для производства кактвёрдого (типа «Гауда») так и мягкого («Шевре») сыра изкозьего молока. Необходимо только закончить начатое года три назад оформлениенеобходимой документации для его производства и продажи, решить вопрос склимат-контроль камерой для созревания твёрдого сыра, его упаковкой, этикеткойи др. Возможно, предложат его в национальные (средиземноморской кухни)рестораны в Москве или в недавно появившиеся магазины здорового (натурального,экологического) питания.
Таким образом, данный пример наглядно показываетперспективность молочного козоводства среди фермеров. Конечно не каждый фермерможет достигнуть таких результатов, но никто не оспорит что при небольшойплощади земельных угодий козы по сравнению с коровами или свиньями принесутбольший доход владельцу, но здесь есть одна проблема, сдерживающая развитиемолочного козоводства среди фермеров- проблема сбыта, т.к. спрос на данныйпродукт ограниченный. Практически отсутствует промышленная переработка молока.
Во многих странах, например, Испании, Франции, Голландии,основные объемы козьего молока используются для производства сыров. В нашейстране это производство было и остается полукустарным ремеслом. Отсутствуюттрадиции и опыт производства данного продукта. Не менее важен тот факт, чтокозьи сыры не пользуются особым спросом у отечественных потребителей. Дляпримера приведу такие данные: за весь 2003 год в РФ ввезено менее одной тонныкозьих сыров, еще столько же брынзы. Некоторые сорта ввозятся весом менее 15 кг в год. Импортные козьи сыры и брынза почти все реализуются в двух городах: Москве иСанкт-Петербурге, где доходы населения гораздо выше, чем в целом по России,ведь цена килограмма самого дешевого импортного козьего сыра в розничнойторговле превышает 1000 рублей.
Большинство фермеров жалуется на то, что не может реализоватьсвою продукцию.
Это подводит нас к третьей большой проблеме. А именно,необходимости формирования спроса у населения на продукцию из козьего молока,которая для большинства является достаточно экзотической. Наиболее успешнымпредставляется ее позиционирование как продукции для здорового питания.
Формирование спроса — весьма затратное мероприятие. Реклама идругие мероприятия по продвижению требуют значительных материальных ресурсов,которыми сегодня на рынке не обладают и самые крупные игроки.
Его наиболее перспективным направлением является производствомолока на фермах рядом с крупными мегаполисами, подобными тем, что возникают вМосковской области. При организации торговли в специальных отделахсупермаркетов или при доставке молока на дом можно реализовывать относительнобольшие объемы молока. Подобный положительный опыт на рынке уже есть, в той жеМосковской области, и он достоин подражания. Если производство козьего молокадлительного хранения из импортного сырья мало привлекательно для крупныхпроизводителей, то производство пастеризованного молока в полиэтиленовыхбутылках региональными производителями или непосредственно фермерами болееперспективно. Оборудование и упаковка для такого производства значительнодешевле, следовательно, и стоимость продукта ниже импортного стерилизованногопочти в 4 — 5 раз.
Так что те фермеры, которые смогли решить проблему сбытадостигли высоких результатов в данной отрасли. Рассмотрев все радости ипроблемы развития молочного козоводства в фермерских хозяйствах, можно суверенностью сказать, что все большее количество фермеров заинтересуется даннойотраслью, в связи с чем можно будет ожидать увеличения поголовья молочных коз вданной категории хозяйств.Сельскохозяйственныепредприятия.
Проанализируем самую важную для нас категорию хозяйств-сельскохозяйственные предприятия, увеличение поголовья коз в которых достигло16 раз (по сравнению с 2001 годом). Особый интерес представляет период с 2005по 2006 год, когда в России начинает складываться благоприятная среда дляразвития сельского хозяйства, в частности животноводства, а в частности икозоводства, т.к. появляется «Национальный Проект Развития АПК» и множество другихпрограмм по поддержке сельского хозяйства. Так в рамках этих программ, с\хпроизводители смогли получить почти бесплатные кредиты, ведь государствосубсидирует частьпроцентной ставки по коммерческому кредиту. Именнона период 2005-2006 год приходится «бум» строительства козоводческих ферм. Вотпримеры:
Ростовская область, г. Миллерово- Созданиеоригинальной сырьевой базы в виде животноводческого комплекса – козьей фермы на1500 голов.
Предполагается производить цельное козье молоко, мягкие детскиесырки, специальное детское питание, а также компоненты козьего молока,используемые для производства предметов детской гигиены. В результатереализации проекта будет создана первая в России промышленная ферма дойных коз.В последствии на ее базе будет организован биотехнологический центр. В нашейстране возродится племенное молочное козоводство, центром которого будетявляться ростовская область. Создадутся новые рабочие места для местногонаселения. На рынки поступят новый продукты питания, производимые из козьегомолока, а также косметические товары, детское диетическое и лечебное питание.Поскольку российских аналогов, предполагающих продукцию такого рода, на рынкенет, тот ЗАО ТЦ «ДОН» будет монополистом, определяющим объемы производства иреализации продукции. Продукция будет реализовываться на внутренних и внешнихрынках.
ЗАО ПЗ «Приневское» благодаряполучению кредита в размере 40 млн руб. по национальному проекту «Развитие АПК»и 14 млн руб. собственных средств, строит одну из крупнейших козоводческих фермРоссии и Европы на 2000 голов.
Строительствокозоводческой фермы в «Приневском» уже завершается. В ближайшее время будетустановлен голландский доильный зал и завезены 800-1000 коз Зааненской породы.Для естественного осеменения на каждые 50 козочек будет закуплен 1 козел. Задва года стадо увеличится до расчетных размеров. Обслуживаться ферма будетшестью работниками хозяйства.
Ежедневный надой отфермы составит в 2007 году 4 т, а с 2008 года около 6 т. Годовой удой от однойкозы – от 1000 до 1500 кг. Молоко планируется пакетировать и производить сыр насвоем молочном заводе, который был запущен в 1999 году.
Как рассказалдиректор ЗАО ПЗ «Приневское» Мухаджир Этуев, молочное козоводство экономическивыгодно, а особенно рядом с таким мегаполисом, как Санкт-Петербург. Экологиябольшого города отрицательно влияет на здоровье жителей, и в большей степени нановорожденных и пожилых людей. Козье же молоко еще наши предки считали лучшимисточником здоровья.
Расчетная себестоимостьмолока составит 15 руб./л при том, что на сегодня уже есть у хозяйства заказ назакупку 500 л молока в сутки по цене 30 руб./л.
В Городецком районе Нижегородской области появится первая врегионе ферма на 2 тысячи коз. Ее в 2007 году в рамках нацпроекта «РазвитиеАПК» построит животноводческое хозяйство «Узольские ключи».
Хозяйство уже заключило договор с Нижегородпромстройбанком опредоставлении 8-летнего кредита в 27 млн рублей на строительство и покупкуоборудования для фермы по разведению коз. Кредит под гарантии областногоминсельхоза. Это будет первая в области ферма по разведению коз.
Еще 15 млн руб. на закупку 1 тысячи коз хозяйство привлечетсамостоятельно. Под козоводческую ферму «Узольские ключи» реконструируют недействующийсвинокомплекс. Согласно бизнес-плану пуск первой очереди фермы на 1 тысячу козпланируется в III квартале 2007 года. В будущем количество коз планируетсяувеличить до 2 тысяч.
Перерабатывать козье молоко планируется на городецком заводе«Молоко». Для информации: одна коза дает 5-6 л молока в день.
Наиболее перспективно использовать козье молоко дляпроизводства сыров, так как в общем объеме потребления сыров в России (700 тыс.тонн в 2006 году) доля козьих сыров ничтожна.
Почти два года назад колхоз «Красная нива» сменил крупныйрогатый скот на мелкий. По мнению специалистов, это был единственный шансспасти хозяйство и трудовой коллектив… Но, земли подмосковной «Красной Нивы»ушли под жилищное строительство. Содержание коров без кормовой базы – занятиекрайне не выгодное, говорят специалисты. А коза – зверь рентабельный. Корма вдень съедает меньше, чем на 20 рублей, а литр ее молока в розницу стоитшестьдесят. Каждая коза дает в сутки больше двух литров целебного напитка.
За неполных два года на территории«Красной нивы» построена современная ферма – теплая, уютная, оснащеннаяновейшим оборудованием. За год здесь надаивают около 200 тонн ценнейшегомолока. Все молоко в хозяйстве закупает ООО «Чистая линия» из города Долгопрудный.
Что удивительно, несмотря на отсутствиеплеменного материала, поголовье в «Красной ниве» стабильно растет. Достаточносказать, что с 2006 года оно увеличилось в пять раз. На первое января 2008 годаздесь будет 700 голов коз, а со шлейфом – тысяча. А на следующий год оно должновырасти до 2000 голов, в том числе 1200 – составит дойное стадо.
Всего на ферме трудится 17 человек, в томчисле специалисты, доярки, водители. Но четкого разграничения обязанностеймежду ними нет.
Это хозяйство – лидер не только в районе,но и в Подмосковье, так как за небольшой срок сюда вложено свыше двух миллионовдолларов, которые очень быстро и эффективно были освоены, – говорит начальникотдела сельского хозяйства и продовольствия Московской области Александр Полухин.– Кто-то считал, что это рискованное предприятие, однако все было рассчитано докопейки. Вложения окупаются, и уже на следующий год хозяйство будет работать вплюсе.
И к счастью это не все примеры возросшегоинтереса к молочным козам, о многих других можно прочитать в прессе, Интернете.
У сельхозпредприятий есть большефинансовых, трудовых ресурсов для успешной реализации проектов, особенно приподдержке государства по сравнению фермерами, поэтому в данной категориихозяйств следует ожидать довольно сильное увеличение поголовья коз.
/>
В связи с тем, что появляются новыепредприятия, хозяйства, которые закупают племенной высокопродуктивный скот,происходит увеличение средней продуктивности по категории с\х производителей,так продуктивность возросла по сравнению с 2001 годом в 2,3 раза, ожидается чтотенденция увеличения продуктивности молочных коз сохранится.
Обобщая вышесказанное, наметим следующиеперспективы: наибольшего увеличения поголовья коз следует ожидать в сельхозорганизациях, так же ожидается увеличение продуктивности коз в данной категориихозяйств. В фермерских хозяйствах также произойдет увеличение поголовья коз ипродуктивности, но заметно скромнее чем в крупных предприятиях. Что же касаетсяличных подсобных хозяйств, то здесь особых изменений не будет.
Рассматривая перспективы производствакозьего молока необходимо учитывать спрос на данный продукт, ведь как известноспрос рождает предложение. А спрос должен увеличиваться, в результате следующихтенденций: увеличение числа новорожденных, ухудшения экологической обстановки,особенно в городах, а как следствие ухудшение здоровья населения.
Отделом телемаркетингаИнститута конъюнктуры аграрного рынка был проведен блиц — опрос москвичей.Респондентам было предложено 4 вопроса, касающихся потребления козьего молока.Итог опроса таков: 21 % населения уже сегодня готов при определенных условияхпотреблять козье молоко. Проведенный опрос дает надежду, что число любителейкозьего молока будет возрастать.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.