СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методическийинструментарий экономического анализа финансовых результатов деятельностипредприятия от реализации продукции растениеводства
1.1 Методика экспресс-анализа финансовогосостояния предприятия
1.2 Методика факторного анализа финансовыхрезультатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства
1.3 Методика оценки резервов повышенияэффективности финансовых результатов деятельности предприятия от реализациипродукции растениеводства
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ПЛЕМЗАВОД – ЮБИЛЕЙНЫЙ» ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИРАСТЕНИЕВОДСТВА
2.1 Задачи и информационное обеспечениеэкономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия отреализации продукции растениеводства
2.2 Динамический и факторный анализ финансовыхрезультатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства
2.3 Расчет резервов повышения эффективностифинансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ПЛЕМЗАВОД — ЮБИЛЕЙНЫЙ»
3.1 Экспресс-анализ финансового состоянияпредприятия
3.2 Диагностика вероятности банкротствапредприятия и имитационное моделирование оптимальной структуры финансовыхресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Глава 1. Методический инструментарий экономическогоанализа финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукциирастениеводства
1.1 Методикаэкспресс-анализа финансового состояния предприятия
Экспресс-анализпредставляет собой способ диагностики экономического состояния объектовхозяйствования на основе финансовой отчетности и расчетов показателей поалгоритмам их взаимосвязей.
Основная цельэкспресс-анализа финансового состояния – общая оценка имущественного состоянияхозяйствующего субъекта, объема и структуры привлекаемых им средств, еголиквидности и платежеспособности, выявления основных тенденций их изменения[20, с. 286].
Последовательностьэкспресс-анализа такова: просмотр отчета по формальным признакам; ознакомлениес заключением аудитора; выявление «больных» статей в отчетности и их оценка вдинамике; ознакомление с ключевыми индикаторами; чтение пояснительной записки(аналитических разделов отчета); общая оценка имущественного и финансовогосостояния по данным баланса; формулирование выводов по результатам анализа.
Большинствометодик предполагает расчет следующих групп индикаторов:
1. индикаторыфинансовой устойчивости;
2. индикаторыплатежеспособности (ликвидности);
3. индикаторыделовой активности;
4. индикаторырентабельности [11, с. 112].
Финансоваяустойчивость — характеристика, свидетельствующая о стабильном превышениидоходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятияи эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства иреализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всейпроизводственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общейустойчивости предприятия.
Коэффициентнезависимости (концентрации собственного капитала) характеризует долювладельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в егодеятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансовоустойчиво, стабильно и независимо от внешних источников предприятие (норматив –не ниже 0,5).
К=СК/ВБ; где
СК — собственный капитал, ВБ — валюта баланса.
Коэффициентфинансовой зависимости показывает долю заемного капитала в общей валютебаланса.
К=ВБ/СК
Коэффициентконцентрации заемного капитала (норматив — не выше 0,5) рассчитывается последующей формуле:
К=ЗК/ВБ; где
ЗК — заемныйкапитал (долгосрочные и краткосрочные обязательства предприятия).
Коэффициентсоотношения собственных и заемных средств дает наиболее общую оценку финансовойустойчивости. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилениизависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о снижениифинансовой устойчивости (норматив-не более 1).
К=ЗК/СК
Коэффициентфинансовой устойчивости — доля чистых активов в совокупных активах компании.Коэффициент финансовой устойчивости показывает долю активов компаниифинансируемых за счет собственного капитала. Он равен отношению суммыисточников собственных средств и долгосрочных кредитов и займов к итогу актива баланса.В качестве рекомендуемого стандарта для данного коэффициента используютсязначения не ниже 0,5.
К=(СК+ДЗС)/ВБ;где
ДЗС –долгосрочные заемные средства [17, с. 369-374].
Показателиликвидности — финансовые коэффициенты, отражающие способность компанииоплачивать свои ежедневные затраты и выполнять краткосрочные обязательства вполном объеме и в срок. Предприятие может быть ликвидным в большей или меньшейстепени, поскольку в состав текущих активов входят разнородные оборотныесредства, среди которых имеются как легкореализуемые, так и труднореализуемыедля погашения внешней задолженности.
Коэффициентабсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидностипредприятия. Он показывает, какую долю краткосрочной задолженности хозяйствующийсубъект может погасить в ближайшее время (норматив – не ниже 0,2 – 0,25).
К=(ДС+КФВ)/КО;где
ДС – денежныесредства, КФВ – краткосрочные финансовые вложения, КО – краткосрочныеобязательства.
Промежуточный(критический) коэффициент покрытия характеризует прогнозируемые платежныевозможности, при условии своевременного расчета с дебиторами (норматив – нениже 0,7 – 1).
К=(ДС+КФВ+ДЗ)/КО;где
ДЗ –дебиторская задолженность.
Общийкоэффициент покрытия характеризует ожидаемую платежеспособность на период,равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств(норматив – не ниже 1).
К=(ДС+КФВ+ДЗ+З)/КО;где
З – запасы [20,с. 313-322].
Деловаяактивность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, вскорости оборота его средств. Коэффициенты деловой активности позволяютпроанализировать, на сколько эффективно предприятие использует свои средства.Коэффициенты могут выражаться в днях, а также в количестве оборотов того либоиного ресурса предприятия за анализируемый период. Цель анализаоборачиваемости – оценить способность предприятия приносить доход путемсовершения оборота [10, с. 296-301].
Общийкоэффициент оборачиваемости отражает эффективность использования всех имеющихсяв распоряжении предприятия средств, вне зависимости от их источников. Онопределяет, сколько раз за период совершается полный цикл производства иобращения, приносящий прибыль.
К=В/ВБ; где
В – выручкаот реализации.
Коэффициентоборачиваемости запасов — финансовый показатель, рассчитываемый как отношениесебестоимости проданных товаров к среднегодовой величине запасов. Чем выше оборачиваемостьзапасов компании, тем более эффективным является производство и тем меньшепотребность в оборотном капитале для его организации.
К=С/З; где
С –себестоимость реализованной продукции.
Коэффициентоборачиваемости собственного капитала отражает скорость оборота собственногокапитала предприятия.
К=В/СК
Рентабельностьпредприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Показателирентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования скаждого рубля средств, вложенных в активы. В зависимости от того, какиепоказатели используются в расчетах, различают несколько показателейрентабельности.
Например,рентабельность собственных средств позволяет установить зависимость междувеличиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной отих использования. Рентабельность продаж — отношение чистой прибыли предприятияк чистому объему продаж; показатель операционной эффективности предприятия.Рентабельность перманентного капитала показывает эффективность использованиякапитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок [20,с. 263].
1.2Методика факторного анализа финансовых результатов деятельности предприятия отреализации продукции растениеводства
Методикафакторного анализа – методика комплексного и системного изучения и измерениявоздействия факторов на величину результативных показателей.
Дляопределения величины резервов в АХД широко используются способыдетерминированного факторного анализа: цепной подстановки, абсолютных разниц,относительных разниц, интегральный, логарифмирования.
Основнуючасть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессеанализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции иопределяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль отреализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первогоуровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi);себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
П=Σ[VРПобщ·Удi(Цi- Сi)].
Методикарасчета влияния факторов способом цепных подстановок:
1.Общееизменение суммы прибыли:
DП= П факт — П план
2.Определим условную сумму прибыли, исходя изфактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановойсебестоимости продукции
П усл. = (VРПфакт х Ц пл) — (VРП факт х С пл)
3.Определим изменение суммы прибыли за счетизменения объема и структуры реализации продукции:
П усл. — Пплан, в том числе за счет:
а) изменениетолько объема продаж:
П пл. хПроцент перевыполнения (недовыполнения) плана по
/>реализации продукции в оценке по плановойсебестоимости
100 %
%перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке поплановой себестоимости =(полн. сс усл./полн. сс пл) х 100 -100
б) измененияструктуры реализованной продукции:
П усл. — Пплан— результат а)
4.Определим условную себестоимость, исходя изплановых затрат с учетом фактического объема продаж:
С усл. = Сплан х VРП факт
5.Определимизменение суммы прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции(изменив знак на противоположный)
— (С факт — С услов.)
6.Определимусловную выручку от реализации, исходя из плановых цен с учетом фактическогообъема продаж:
В усл. = Цпл. х VРП факт
7.Определим изменение суммы прибыли за счет изменениявыручки от реализации:
В факт — Вусл.
8.Проверкарезультатов расчета:
DП= п. 3 + п. 5 + п. 7 [18, с. 118].
Следуетпроанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализацииотдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов: объемапродаж, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли имеетвид:
П=VРПi х (Цi-Сi)
Методикарасчета влияния факторов способом абсолютных разниц:
∆Пvрп=(VРП1-VРП0)х (Ц0-С0)
∆Пц=(Ц1-Ц0) х VРП1
∆Пс=-(С1-С0)х VРП1 [18, с. 120].
Уровеньрентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационныхцен и себестоимости единицы продукции.
Методикарасчета влияния факторов способом цепных подстановок:
Rзi=Цi/Сi-1
R0=(Ц0-С0)/С0
Rусл=(Ц1-С0)/С0
R1=(Ц1-С1)/С1
Общееизменение рентабельности продукции:
∆ Rобщ=R1- R0
в том числеза счет изменения:
а) среднегоуровня отпускных цен
∆Rц=Rусл-R0
б)уровнясебестоимости продукции
∆Rс=R1-Rусл[18, с. 130].
Приуглубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, откоторых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции ивнереализационных результатов.
По завершениюфакторного анализа прибыли и рентабельности следует провести подсчет резервовувеличения суммы прибыли и рентабельности.
1.3Методика оценки резервов повышения эффективности финансовых результатов деятельностипредприятия от реализации продукции растениеводства
Количественноевыражение величины резерва – это разность между возможным (прогнозным) уровнемизучаемого показателя и его фактической величиной на текущий момент: Р↑Y=Yв-Yф.
Для тогочтобы величина выявленных резервов была реальной, подсчет резервов должен бытьпо возможности точным и обоснованным. Методика подсчета резервов зависит отхарактера резервов, способов их выявления и способов определения их величины.
Дляопределения величины резервов в АХД используется ряд способов: прямого счета,сравнения, детерминированного факторного анализа, корреляционного анализа,функционально-стоймостного анализа, математического программирования и др [19,с. 175].
Основныеисточники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждомувиду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение еесебестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на болеевыгодных рынках сбыта и т. д.
Дляопределения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализациипродукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации (Р↑VРП) умножить нафактическую прибыль (Пiф) в расчете на единицу продукции соответствующего вида:
РП VРП = РVРПiх П iф
Подсчетрезервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции иуслуг (РПС)осуществляетсяследующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости (Р¯С) каждого вида продукцииумножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста. Вформализованном виде этот расчет можно записать так:
РП С = S[Р¯С (VРПф + РVРП)].
Существеннымрезервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции.Онопределяется следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждогосорта (кондиции) (DУДi) умножается на отпускную цену соответствующего сорта (кондиции) (Цi), результаты суммируютсяи полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализациипродукции с учетом резервов его роста:
РП = S(D УД i х Ц i пл ) х (VРП Ф + РVРП).
Аналогичноопределяются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.
В заключение анализанеобходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому видупродукции и в целом по предприятию.
Основнымиисточниками резервов повышения уровня рентабельности производственной деятельностиявляются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (РП) и снижениесебестоимости товарной продукции(Р¯С). Для подсчета резервовможет быть использована следующая формула:
/>; где
РУ — резерв ростарентабельности;
Увозм. — рентабельность возможная;
Уфакт — рентабельность фактическая;
Пфакт — фактическая сумма прибыли;
РП — резерв роста прибылиот реализации продукции;
VРПвозм. — возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Свозм. — возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
Зфакт — фактическая сумма затрат по реализованной продукции [8, с. 201].
Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельностипредприятия ЗАО «Племзавод – Юбилейный» от реализации продукции растениеводства
2.1Задачи и информационное обеспечение экономического анализа финансовых результатовдеятельности предприятия от реализации продукции растениеводства
В условияхрынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленныйтоваропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен,самостоятелен в сфере бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяетзатраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно,выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Получение прибылиявляется непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условияхрынка. Реализация этой цели возможна только в том случае, если субъектхозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своимпотребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Прибыль отражаетположительный финансовый результат. Предприятие стремится, если не кмаксимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечитдинамическое развитие производства в условиях конкуренции, позволит емуудержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость.
Убытки порезультатам деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направленияхиспользования средств, ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовоеположение, не исключающее банкротство.
Системапоказателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные(прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективностихозяйствования. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективностьхозяйствования.
Основнымизадачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
1) оценкадинамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибылии рентабельности);
2) факторныйанализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
3) анализфинансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности;
4) анализи оценка использования чистой прибыли;
5) выявлениеи оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности на основеоптимизации объемов производства и издержек производства и обращения.
Основнымиисточниками информации для анализа финансовых результатов являются данные формы№1 «Бухгалтерский баланс», формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», формы №3«Отчет о движении капитала», формы №4 «Отчет о движении денежных средств».Кроме того, в анализе используются данные финансового плана, аналитическогобухгалтерского учета [20, с. 248-250].
2.2Динамический и факторный анализ финансовых результатов деятельности предприятияот реализации продукции растениеводства
Размеры предприятия характеризуют прямыепоказатели объемов производства товарной и валовой продукции. Дополнительнымикосвенными показателями являются среднесписочная численность работников,площадь сельхозугодий, поголовье скота (в переводе на условные головы),энергетические ресурсы, наличие основных фондов. В хозяйствах, имеющихрациональные размеры с.-х. производства, как правило, лучше используется земляи основные фонды, выше производительность труда и эффективность производства[13, с. 98].
Таблица 2.1
Анализ размеров предприятияПоказатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение, 2009 к 2007, (+,-) 1 2 3 4 5 Основные
Стоимость валовой продукции, тыс. руб.
Стоимость товарной продукции, тыс. руб.
Дополнительные
Стоимость основных средств, тыс. руб.
Среднегодовая численность работников, чел.
Общая земельная площадь, га
в том числе с.-х. угодий,
из них пашни
Общая посевная площадь, га
Поголовье скота, усл. гол.
Энергетические ресурсы, л.с.
597028
725173
1045720
1080
37166
32447
30642
26437
15064,65
58322
918952
907081
1331231
1096
37778
37711
37675
34600
17589,2
64392
1112611
1111707
1804319
947
37778
37711
37675
34725
20603,1
64028
515583
386534
758599
-133
612
5264
7033
8288
5538,45
5706
По даннымтаблицы 2.1 можно сделать вывод, что предприятие является достаточно крупным.Размер предприятия увеличивается, т. к. увеличиваются все показатели, какосновные, так и дополнительные – отклонения положительные, кроме среднегодовойчисленности работников (уменьшается на 133 чел в 2009 г. по сравнению с 2007г.). Больше всего увеличивается стоимость основных средств – на 758599 тыс.руб., затем стоимость валовой продукции и стоимость товарной продукции.
Количествопроизведенной и реализованной продукции определяется, с одной стороны,потребностями рынка и предприятия, а с другой – имеющимися возможностями [10,с. 87].
Отрационального использования продукции собственного производства зависитрасширение отраслей растениеводства и животноводства, а также рост товарностипроизводства и финансовое состояние предприятия. Можно определить возможностиповышения уровня товарности продукции растениеводства за счет болеерационального использования продукции на производственные нужды, т.е.экономного расходования семян, фуража, сокращение потерь при хранении продукциии т.д. Анализ проводится путемсравнения фактических данных с плановыми по каждой статье прихода продукции растениеводстваи расхода.
Таблица 2.2
Анализиспользования продукции растениеводстваПоказатель Зерно, ц 2008 год 2009 год +, - Наличие на начало года 395741 488113 92372
Приход:
произведено
приобретено
539051
131618
941040
96511
401989
-35107 Итого 670660 1037551 366891 Расход:
реализовано
в т.ч. организациям, предпринимателям, на рынках и пр.
Работникам организации
На оплату дивидендов, доходов по паям
На корм животным
На семена
На переработку
Недостачи и порчи
84677
58560
650
25467
367553
125390
677
-
141638
113878
2681
25079
640507
140265
-
-
56961
55318
2031
-388
272954
14875
-677
- Итого 578297 922410 344113 Начисление на конец года 488113 603254 115141
По даннымтабл. 2.2 можно сделать вывод, что производство продукции растениеводства в2009 году увеличивается. При этом приход больше расхода. Поступление зернаосуществляется в основном за счет собственного производства. Приобретаться состороны зерна стало меньше на 35107 ц. Из статей расхода больше приходится накорм животным, это определяется производственным направлением предприятия(свиноводство). Также большую часть занимает расход зерна на семена: на семенане только для нужд хозяйства, но и для реализации.
Как правило,основная доля в общих расходах продукции на внутрихозяйственные нуждыпринадлежит расходам на семена и фураж. Перерасход посевного материала можетбыть вызван расширением посевной площади и изменением нормы высева на 1 га.Перерасход продукции на кормовые цели может произойти за счет увеличенияпоголовья животных и норм кормления. Проведем факторный анализ использованиязерна на семена способом абсолютных разниц.
Таблица 2.3Анализиспользования зерна на семенаПоказатели 2008 год 2009 год +, - Посевная площадь, га 34400 34725 325 Норма высева на 1 га, ц 3,65 4,04 0,39 Расход зерна на семена, ц 125390 140265 14875 Факторы Влияние а) Изменение посевной площади 1186,25 б) Изменение нормы высева 13542,75 Всего 14875
Проверка:
∆Расход= Расход ф- Расход пл=14875 ц
∆Расход= ∆Расход s + ∆Расход норма=14875 ц
14875=14875
Расход зернана семена увеличивается на 14875 ц, в том числе за счет увеличения посевнойплощади увеличивается на 1186,25 ц, за счет увеличения нормы высева расходувеличивается на 13542,75 ц.
Перерасходпродукции на кормовые цели может произойти за счет увеличения поголовьяживотных и норм кормления.
Проведемфакторный анализ использования зерна на фураж способом абсолютных разниц.
Таблица 2.4Анализиспользования зерна на фуражПоказатели 2008 год 2009 год +, - 1 2 3 4
Среднегодовое поголовье, усл. гол.
Расход зерна на кормление, ц: 17589,2 20603,1 3013,9 1 головы 20,9 31,1 10,2 всего поголовья 367553 640507 272954 Факторы Влияние а) Изменение поголовья животных 62991 б) Изменение уровня кормления 210152 Всего 272954
Проверка:
∆Расходна все поголовье = ∆Расход на все поголовье ф — ∆Расход на всепоголовье пл = 272954 ц
∆Расходна все поголовье = ∆Расход на все поголовье (поголовье) + ∆Расходна все поголовье (расход на 1 усл. гол) = 272954 ц
272954=272954
Расход зернана кормление всего поголовья увеличился на 272954 ц зерна, в том числе за счетувеличения среднегодового поголовья увеличился на 62991 ц, за счет увеличениярасхода зерна на 1 усл. голову увеличился на 210152 ц.
Одним изпоказателей экономического развития предприятия является товарность продукции.На с/х предприятиях значительная часть произведенной продукции используется насобственные нужды и не может быть реализована. Поэтому уровень товарности ниже,чем в других отраслях. В то же время следует стремиться к повышению уровнятоварности, поскольку рост товарности позволяет увеличить выручку от продаж иприбыль, способствует укреплению финансового состояния предприятия [10, с.111].
Таблица 2.5Анализвыполнения плана реализации продукции растениеводства и товарности производстваПоказатели Зерно Произведено, ц 2007 г. 581837 2008 г. 537659 2009 г. 939167 2009 г. к 2007 г., % 161,42 Продано, ц 2007 г. 68030 2008 г. 84677 2009 г. 141638 2009 г. к 2007 г., % 208,2 Уровень товарности, % 2007 г. 11,69 2008 г. 15,75 2009 г. 15,08 2009 г. к 2007 г., (+,-) 129
Отклонениеобъема производства продукции растениеводства составляет 161, 42%, это значит,что производство зерна увеличилось вполовину в 2009 г. по сравнению с 2007 г.Продаваться стало в 2 раза больше зерна. Уровень товарности неплохой для с/хпредприятия и увеличивается на 29%.
Обратимвнимание на изменение объема реализации продукции, которое складывается подвоздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются объем производствапродукции и уровень товарности.
Проведемрасчет способом абсолютных разниц:
VРП= VВП х Ут
Общееотклонение от плана
DVРП= VРП факт — VРП план=141638-84677=56961 ц
в том числе за счет:
а) измененияобъема производства
(VВП факт — VВП план) х Утплан=(939167-537659) х 15,75%=63237,51ц
б) измененияуровня товарности
(Ут факт — Утплан) х VВП факт=(15,08%-15,75%) х 939167=-6292,42 ц
Проверка:
DVРП= VРП факт — VРП план=141638-84677=56961 ц
DVРП=DVРПvвп+DVРПут=63237,51-6292,42=56945,09ц
56961≈56945,09
Объемреализации продукции увеличивается на 56961 ц, в том числе за счет увеличенияобъема производства продукции увеличивается на 63237,51 ц, за счет сниженияуровня товарности уменьшается на 6292,42 ц, т. е. снижение уровня товарностиотрицательно сказалось на объеме реализации продукции.
Успешнаяработа предприятия определяется, прежде всего, его способностью получатьприбыль. В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру,динамику и выполнение плана за отчетный год. Для этой цели составляютаналитическую таблицу, по которой можно проследить динамику и значение составляющихэкономического результата [10, с. 77].
Таблица 2.6
Анализ уровня динамикипоказателей финансовых результатов деятельности предприятия, тыс. руб.Показатели 2008 год 2009 год
2009 г. к
2008 г., % 1 2 3 4
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
Валовая прибыль
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Прибыль (убыток) от продаж
Прочие доходы
Прочие расходы
Прибыль до налогообложения
Отложенные налоговые активы
Отложенные налоговые обязательства
Текущий налог на прибыль
Иные платежи из прибыли
Чистая прибыль (убыток)
907081
656721
250360
-
-
250360
162605
57726
355749
-
-
4416
-
351333
1111707
817285
294422
-
-
294422
231313
53912
461583
-
-
4851
-
456732
122,56
124,45
117,6
-
-
117,6
142,25
93,39
129,75
-
-
109,85
-
130,0
Увеличениевыручки от реализации свидетельствует о том, что предприятие больший доходполучает от основной деятельности. Но себестоимость проданной продукцииувеличивается. Также увеличивается валовая прибыль – отклонение составляет117,6%, это может говорить о том, что валовая прибыль увеличивается за счетбольшего объема реализации продукции, а не за счет снижения себестоимости.Прибыль от продаж, прибыль до налогообложения также увеличиваются. Отклоненияпо текущему налогу на прибыль составляет 109,85%, но, несмотря на это чистаяприбыль увеличивается на 30%. В целом по предприятию наблюдается положительнаятенденция развития показателей финансовых результатов деятельности.
Прибыль отреализации с.-х. продукции в целом по предприятию зависит от объема реализациипродукции (VРП), ее структуры (Урпi), себестоимости реализованной продукции (Ci) и уровня среднереализационныхцен (Ц i).
Объемреализациипродукции может оказывать положительное иотрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельнойпродукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция убыточна, то приувеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структуратоварной продукцииоказывает либо положительное, либоотрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельныхвидов продукции в объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает и, наоборот,при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общаясумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратнопропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит ксоответствующему росту суммы прибыли и, наоборот. Изменение уровнясреднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровняцен сумма прибыли возрастает и, наоборот [18, с. 118].
Проведемфакторный анализ финансовых результатов от реализации зерна способом цепных подстановок.
Таблица 2.7Анализфинансовых результатов от реализации с/х продукции, тыс. руб.Показатели План План, скорректированный на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизов и других отчислений,
тыс. руб. 42438 70986 67181 Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 35906 60059 45177 Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 6532 10927 22004 Процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости, % 67,26%
1.Общееизменение суммы прибыли:
DП= П факт — П план = стр. 3, гр. 3 — стр. 3, гр.1=22004-6532=15472 тыс. руб.
2.Определим условную сумму прибыли, исходя изфактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановойсебестоимости продукции
П усл. = (VРПфакт х Ц пл) — (VРП факт х С пл)=(141638 х 0,50118)-(141638 х х 0,42403)=10927тыс. руб.
3.Определим изменение суммы прибыли за счетизменения объема и структуры реализации продукции:
П усл. — Пплан=10927-6532=4395 тыс. руб., в том числе за счет:
а) изменениетолько объема продаж:
П пл. хПроцент перевыполнения (недовыполнения) плана по
/>реализации продукции в оценке по плановойсебестоимости
100 %
(6532 х67,26%)/100%=4393,42 тыс. руб.
б) измененияструктуры реализованной продукции:
П усл. — Пплан— результат а)=4395-4393,42=1,58 тыс. руб.
4.Определим условную себестоимость, исходя изплановых затрат с учетом фактического объема продаж:
С усл. = Сплан х VРП факт=0,42403 х 141638=60059 тыс. руб.
5.Определимизменение суммы прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции(изменив знак на противоположный)
— (С факт — С услов.)=-(45177-60059)=14882тыс. руб.
6.Определимусловную выручку от реализации, исходя из плановых цен с учетом фактическогообъема продаж:
В усл. = Цпл. х VРП факт=0,50118 х 141638=70986 тыс. руб.
7.Определим изменение суммы прибыли за счет изменениявыручки от реализации:
В факт — Вусл. =67181-70986=-3805 тыс. руб.
8.Проверкарезультатов расчета:
DП= п. 3 + п. 5 + п. 7=4395+14882-3805=15472 тыс. руб.
Общееувеличение суммы прибыли от реализации зерна составляет 15472 тыс. руб., в томчисле за счет увеличения объема продаж прибыль увеличилась на 4393,42 тыс.руб., за счет улучшения структуры реализованной продукции увеличилась на 1,58тыс. руб., за счет снижения себестоимости 1 ц зерна увеличилась на 14882 тыс.руб., за счет уменьшения среднереализационных цен уменьшилась на 3805 тыс. руб.
Прибыль отреализации продукции зависит от объема реализации продукции, себестоимости иуровня среднереализационных цен. Объем реализации может оказывать положительноеи отрицательное влияние на сумму прибыли. Себестоимость обратно пропорциональнаприбыли; цена реализации — прямо пропорциональна [17, с. 219-220].
Проведемрасчет влияния факторов способом абсолютных разниц.
финансовыйреализация растениеводство факторный