Реферат по предмету "Ботаника и сельское хоз-во"


Cовершенствование организации производства молока на КПУП "ГМЗ № 3"

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Современноесостояние и развитие промышленности
1.1 Место,роль и значение в насыщении продовольственного рынка
1.2 Характеристикаматериально-технической базы, загрузка производственных мощностей
2 Анализорганизации производства на КПУП «ГМЗ № 3»
2.1 ХарактеристикаКПУП «ГМЗ № 3»
2.2 Анализорганизационной структуры
2.3.Характеристикасырьевой зоны
2.4 Организациямаркетинговой деятельности
3 Направлениясовершенствования организации производства на КПУП «ГМЗ № 3»
3.1 Совершенствованиеорганизационной структуры
3.2 Резервыснижения себестоимости
3.3 Совершенствованиеорганизационно-экономических отношений с поставщиками сырья
Заключение        
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Между сельским хозяйством и отраслями перерабатывающейпромышленности в течение десятилетий складывались устойчивые производственные иэкономические взаимосвязи, создавалась единая технологическая цепь от процессапроизводства молока до выработки конечного продукта.
Переход к рыночной экономике требует от перерабатывающихпредприятий повышения внимания к оценке эффективности их деятельности, анализуэкономических показателей и выявлению резервов улучшения их состояния. Важнаяроль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельностиперерабатывающих предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактикаразвития предпрития, обосновываются планы и управленческие решения,осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышенияэффективности деятельности, оцениваются результаты деятельности организации, ееподразделений и работников.
От решения проблемы совершенствования экономическоговзаимодействия сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий во многомзависит эффективность производства молока и молочной продукции, удовлетворениев них платежеспособной потребности населения. Главные причины, тормозящиеразвитие рынка молочных продуктов — слабая сырьевая и техническая базаперерабатывающих заводов. Результативность работы молочного подкомплексатребует дальнейшего изучения и разработки предложений по повышениюэкономической эффективности на этапе переработки и реализации молочнойпродукции. Это и обуславливает актуальность выбранной для исследования темы курсовойработы.
Цель курсовой работы состоит в разработке направленийсовершенствования организации производства на КПУП «ГМЗ № 3».
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1) раскрыть место, роль и значение молочной промышленности внасыщении продовольственного рынка;
2) представить характеристику материально-технической базы,загрузку производственных мощностей;
3) провести анализ организации производства на КПУП «ГМЗ№ 3»;
4) разработать направления совершенствования организациипроизводства на КПУП «ГМЗ № 3» за счет:
а) совершенствования организационной структуры;
б) выявления резервов снижения себестоимости;
в) совершенствования организационно-экономических отношений споставщиками сырья.
Объект исследования — коммунальное производственное унитарноепредприятие «Городской молочный завод № 3».
Предмет исследования — факторы и условия повышения эффективностипереработки молока.
Для решения поставленных задач применялись принципы системногоподхода, научные методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии, моделирования,обобщения.
Курсовая работа базируется на законодательных и нормативных актах,теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронутпредмет исследования. В курсовой работе использованы отчетные и статистическиеданные состояния и развития предприятий и организаций молочного подкомплекса.
Аналитическая часть курсовой работы опирается на информацию литературныхисточников, бухгалтерские и статистические данные КПУП «Городской молочныйзавод № 3».

1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
 
1.1 Место, роль и значение в насыщении продовольственногорынка
 
Молоко и молочные продукты традиционно занимают одно из ведущих меств пищевом рационе граждан нашей страны, в силу как привычек потреблениябелорусов, так и относительно недорогой стоимости данной категории продуктовпитания. Ежедневно они присутствуют на столе подавляющего большинствабелорусов. Привычки потребления молока и молочных продуктов в РеспубликеБеларусь уходят корнями в глубокую древность.
Основным путем реализации молочных продуктов в Республике Беларусьявляются продуктовые магазины общего профиля. Даже в столице примерно половинареспондентов чаще всего покупает молочные продукты именно в них. В малыхгородах и сельской местности важную роль также играют рынкисельскохозяйственной продукции.
Важным направлением дальнейшего развития в сфере продаж молока имолочных продуктов представляется развитие сети специализированных магазинов икиосков.
Продукты, получаемые из молока в результате молочнокислогоброжения (иногда с участием спиртового брожения), называются кисломолочными.Различают продукты, получаемые в результате только молочнокислого брожения (1-ягруппа) — ряженка, простокваша различных видов, ацидофильное молоко, творог,сметана, йогурт — и продукты, получаемые при смешанном молочнокислом испиртовом брожении (2-я группа) — кефир, кумыс и др. Продукты 1-й группы имеютдостаточно плотный, однородный сгусток и кисломолочный вкус, обусловленныйнакоплением молочной кислоты. Продукты 2-й группы обладают кисломолочнымосвежающим, слегка щиплющим вкусом, обусловленным присутствием этилового спиртаи углекислоты, и нежным сгустком, пронизанным мельчайшими пузырькамиуглекислого газа. Сгусток этих продуктов легко разбивается при встряхивании,благодаря чему продукты приобретают однородную жидкую консистенцию, поэтому ихчасто называют напитками.
Молочный подкомплекс является одним из важнейших составных частейАПК, главной задачей функционирования которого является удовлетворениепотребностей общества в молочной продукции при определенном уровне доходовнаселения.
При формировании молочного подкомплекса необходимо стремиться ктому, чтобы в нем были замкнуты наиболее существенные функциональные связи.Центральную часть этих связей образуют связи отраслей по цепи последовательныхтехнологических стадий от производства сырья до реализации конечных продуктов.С этими отраслями связаны другие отрасли, производящие для них средствапроизводства и оказывающие услуги с учетом сбалансированности отраслевыхпотребностей в ресурсах и их производстве, обеспечения материально-техническогоразвития.
Молочная промышленность специализируется на выпуске молока, масла,сыров, натуральных молочных изделий, сухого обезжиренного молока, мороженого,молочных консервов и других продуктов. Цельномолочная подотрасль представленагородскими молочными заводами и комбинатами преимущественно в крупных городах ииспользует примерно четвертую часть производимого в стране молока дляизготовления натуральных молочных изделий — неразведенного молока, кефира,сметаны, творога и др. Производство животного масла (маслодельнаяпромышленность) осуществляется на молочных комбинатах (Брест, Барановичи,Гомель, Могилев, Витебск), маслокомбинатах (Новогрудок, Клецк, Осиповичи),маслозаводе в Дзержинске, заводе обезжиренного молока в Петрикове. Сыры(сыродельная промышленность) выпускают сырокомбинаты в Слуцке и Любани,маслосырозаводы в Щучине и Чаусах, сырозаводы в Шумилино и Ошмянах.Предприятиями молочно-консервной промышленности изготовляются молочные консервы(Рогачев, Глубокое), сухое молоко (Лепель, Лида), сухие молочные смеси длядетей (Волковыск).
Структура переработки молока на предприятиях Республики Беларусьотображена на рисунке 1.
/>
Рисунок 1.Структурапереработки молока Республики Беларусь
За январь-август 2008 г. сельскохозяйственными и другимиорганизациями, учитываемыми в текущем порядке, реализовано молока по всемканалам сбыта 3088,6 тыс. тонн, что на 12,9% больше, чем было засоответствующий период прошлого года. Удельный вес реализованного молока отобщего его производства — товарность составила 85,8% против 82,7% заянварь-август 2007 г. Закупки молока за этот период в хозяйствах населенияувеличились на 4,4% и составили 338,3 тыс. тонн.
Формирование молочных агропромышленных организаций являетсяобъективным процессом, так как они более существенно используют очевидныепреимущества совместной деятельности.
В организационно-правовом отношении агропромышленные молочныеструктуры могут выступать в форме финансово-промышленных и хозяйственных групп,перерабатывающих потребительских кооперативов, образуемые соответственноинтеграционным и кооперативным способами. В целях координации их предпринимательскойдеятельности, представления и защиты общих интересов создаются ассоциации(союзы), не являющиеся по отношению к молочным агропромышленным формированиямвышестоящей организацией. Для централизации управления государственнымипакетами акций формирований молочного подкомплекса по решению их собственникаобразуются холдинги, задачей которых является осуществление владельческогонадзора за использованием государственного имущества. Механизм образования ифункционирования агропромышленных структур в молочном подкомплексе строится сучетом их организационно-правовых форм.
Важно при этом не допустить, чтобы оптимизация численностимолочных заводов привела к увеличению транспортных расходов по доставке сырья иготовой продукции. Существенное значение здесь имеют вопросы организационногоустройства агропромышленных объединений с учетом рациональной организациизаготовок сырья и торговли готовой молочной продукцией.
С учетом этих условий могут создаваться и функционироватьсоответствующие модели организационного устройства молочных агропромышленныхформирований.
1. На территории региона действует один завод, и в заготовкемолока значительный удельных вес занимают ЛПХ. С учетом расстояния ипотребности в сырье часть поставщиков молока закрепляется за перерабатывающимпредприятием, другая часть — за его приемными пунктами, которые переработкоймолока не занимаются и являются внутрихозяйственными подразделениямимолокозавода. Полученная выручка от реализации готовой продукции черезфирменные магазины или розничную торговлю зачисляется на счет головнойорганизации. Учредителями такого агропромышленного объединения выступаютмолокозавод и сельхозпроизводители.
2. Молочные заводы двух или более административных районовобъединяются и создают агропромышленное формирование. В такой ситуацииприсоединяемые молочные заводы теряют статус юридического лица, и на их базеобразуются филиалы, которые осуществляют в своей сырьевой зоне сбор молока иего переработку. Часть сырья в виде молока или первичной переработки передаетсяголовному предприятию. Реализуется готовая продукция через торговые организацииобъединения, и выручка зачисляется на счет головного предприятия. На практикевозможно, когда филиалы самостоятельно осуществляют торговую деятельность. Дляэтого им в банке открываются субсчета.
3. На базе присоединяемых к головному предприятию молокозаводовобразуются дочерние общества, функционирующие с ним на договорных началах.Дочерние предприятия являются юридическими лицами, но их самостоятельностьограничивается головным предприятием.
Сырье с учетом расстояния и установленных объединением объемовпоступает от сельскохозяйственных предприятий головному и дочерним заводам.Часть его перерабатывается в составе последних, остальное отправляетсяголовному предприятию. Каждый реализует свою продукцию самостоятельно черезфирменные магазины объединения или торгово-розничную сеть. Выручка зачисляетсяна их счета. В отличие от филиалов дочерние предприятия обладают относительнобольшей самостоятельностью и более заинтересованы в результатах своейдеятельности. Кроме того, наличие в составе объединения несколькихперерабатывающих структур способствует развитию конкуренции. Такая модельорганизационного устройства наиболее применима при условии, когда объединяютсямолочные заводы трех и более административных районов.
Приведенные модели организационного устройства агропромышленныхобъединений характерны для формирований, образуемых интеграционным способом. Вкачестве кооперативных организационно-правовых форм агропромышленных организацийвыступают перерабатывающие молочные потребительские кооперативы, внутреннееорганизационное устройство которых может быть в двух моделях. Различие междуними сводится лишь к тому, что в составе первой функционируют приемные пункты,второй — филиалы. При этом учредителями таких кооперативов являются толькосельскохозяйственные предприятия.
Возможны комбинированные варианты организационных структурмолочных формирований, в которых наряду с дочерними обществами и филиаламимогут быть приемные пункты.
Опыт и практика свидетельствуют, что наиболее приемлемым вариантоморганизационно-правовой формы молочного агропромышленного объединения можетбыть хозяйственная группа. В ее составе лучше всего сочетаются интересыпоставщиков сырья и перерабатывающих предприятий, создаются более благоприятныевозможности обеспечения молочных заводов сырьем, увеличения загрузки ихпроизводственных мощностей, справедливого распределения доходов и выравниванияэкономических условий хозяйствования всех его членов. Имеются большие возможностипривлечения внутренних и внешних инвесторов.
Перспективным направлением в молочной промышленности являетсярасширение ассортимента цельномолочной продукции головными (перспективными)организациями, а также наращивание производства сыра. Это позволит сократитьпроизводство масла животного, которое не обеспечивает окупаемость экспортныхпоставок.
1.2 Характеристика материально-технической базы, загрузкапроизводственных мощностей
Изучение зарубежного и отечественного опыта совершенствованияорганизационно-экономической структуры АПК свидетельствует, что организационноеразобщение предприятий молочной отрасли, отсутствие в большинстве случаевфирменной торговли, наличие посредников увеличивают затраты и снижаютконкурентоспособность субъектов хозяйствования молочного подкомплекса.
Основной проблемой молочной промышленности является недостатоккачественного сырья и, как следствие, недоиспользование производственныхмощностей предприятий. В структуре затрат высокий удельный вес по-прежнемузанимает стоимость сырья и основных материалов (70 %). На эффективностьразвития молочного подкомплекса отрицательно сказывается также отсутствиедолжной конкуренции между его предприятиями. Местные органы власти во многихслучаях проводят антиконкурентную политику. Основным рынком молочной продукциистраны является внутренний: здесь реализуется 60 — 65% всех произведенныхпродуктов подкомплекса.
Практически повсеместно не выдерживаются оптимальные соотношениямежду объемом производства молока и мощностями по его переработке. Устранениетакого несоответствия возможно путем сокращения численности молочных заводов иих технического переоснащения, создания агропромышленных объединений иформирования в их составе сырьевых зон.
В этой связи в последние годы в республике значительное развитиеполучил процесс укрупнения молочных перерабатывающих предприятий путемприсоединения к экономически состоятельным мелких и убыточных, техническиустаревших предприятий, так как дефицитное сырье, поставляемое им, используетсянеэффективно и не дает должной отдачи.
Анализ осуществляемой процедуры объединения и полученных на этойоснове результатов показал, что их укрупнение не принесло существенных сдвиговв повышении эффективности и обеспечении сырьем перерабатывающих предприятий.Во-первых, в силу ведомственных интересов процесс укрупнения сдерживается,во-вторых, количество сырья от этого не увеличилось, ликвидированные заводыпотеряли статус юридического лица, но осуществляют переработку почти в прежнихобъемах как подразделения головного предприятия, то есть перераспределениясырья в пользу головного предприятия пока не произошло. Даже на таком молочномпредприятии, как ОАО «Брестский МК», где осуществлена реконструкция иукрупнение при полной загрузке мощностей и большом спросе на продукцию, егоэффективность остается низкой. С учетом факторов технического состояниямолочных заводов, обеспеченностью их качественным сырьем и глубиной егопереработки показатель выхода товарной продукции из 1 т сырья колеблется междуобластями в 1,4 раза (от 432 до 580 тыс. руб.).
Основной причиной такого состояния является высокая себестоимостьсырья и низкое его качество. Без решения сырьевой проблемы техническоеперевооружение и укрупнение перерабатывающих предприятий должногоэкономического эффекта не приносит. Исправить создавшееся положение можно путемсовершенствования организационной структуры молочного подкомплекса на основеобразования агропромышленных объединений по производству и переработке молока.Такие структуры позволят улучшить сырьевое обеспечение перерабатывающихпредприятий как за счет усиления их организационно-экономических связей ссельхозпроизводителями, так и посредством формирования сырьевых зон, в составекоторых будут функционировать специализированные сельскохозяйственные предприятиямолочного направления.
Основным направлением научно-технического прогресса в молочнойпромышленности является повышение эффективности использования сырьевыхресурсов, снижение материалоемкости продукции путем глубокой и комплекснойпереработки сырья, расширения использования вторичных ресурсов. При этомдополнительный прирост продукции, полученный путем сокращения потерь иулучшения использования первичного сырья, обходится в 2 — 2,5 раза дешевле, чемполучение такого же количества продукции за счет роста производствасельхозсырья.
Обновление основного технологического оборудования на предприятияхмолочной промышленности не превышает 3 — 4% в год, тогда как необходимый темпдолжен быть в 2,5 — 3 раза выше. В связи с этим износ активной части основныхфондов в молочной промышленности составляет 60 — 65%. Ускоренное обновлениеосновных производственных фондов на новой технической основе является одним изглавных направлений интенсификации производства в молочной промышленности. Безтакого обновления невозможна качественная перестройка производства на выработкупродукции повышенной биологической ценности и широкого ассортимента в объемах,полностью удовлетворяющих спрос населения с учетом возраста, состоянияздоровья, размеров дохода и других факторов.
В связи с этим для расширения ассортимента, улучшения качествапродукции, ее упаковки, в целях снижения энергозатрат, себестоимостивыпускаемой продукции, повышения ее конкурентоспособности на внутреннем ивнешнем рынках предусматривается техническое перевооружение предприятийпреимущественно для наращивания эффективного экспорта.
Предусматривается проведение технического перевооружения молочнойпромышленности в 2 этапа (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от15 июля 2005 г. № 792).
Первый этап: 2005-2006 гг. В Минской области техническоеперевооружение планируется провести в 5 организациях молочной промышленности:ОАО «Борисовский молочный комбинат», ОАО «Молодечненский _ормолзавод», ОАО«Клецкий маслодельный комбинат», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО«Копыльский маслодельно-сыродельный завод». Необходимый объем инвестицийсоставит по области 26,7 млрд. руб. Планируемые мероприятия: переоснащениецехов по производству твердых сыров с увеличением мощности на 2,5 т в смену,цельномолочной продукции, сухого обезжиренного молока, мороженого, системхолодоснабжения.
Второй этап: 2007-2010 гг. В Минской областипредусматривается техническое перевооружение 5 организаций: ОАО «Молочник», г.Дзержинск, ОАО «Холопеничский маслосыродельный завод», ОАО «Любаньскийсыродельный завод», ОАО «Нарочанский маслосыродельный завод», ОАО «Солигорскиймолочный завод», ОАО «Березинский сырзавод». Кроме того, будет продолженотехническое перевооружение ОАО «Молодечненский _ормолзавод», ОАО «Клецкиймаслокомбинат», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Вилейский_ормолзавод». Планируемые мероприятия: реконструкция приемно-аппаратного цеха;техническое перевооружение цехов по выработке сыров, цельномолочной продукции,казеина и сухого обезжиренного молока; приобретение и установка оборудованиядля расфасовки и упаковки продукции; газификация котельных; реконструкция имодернизация систем холодоснабжения; приобретение специализированногоавтотранспорта.
Известно, что для устойчивого рыночного развитиямолочно-продуктовый подкомплекс Республики Беларусь должен быть в преобладающеймере экспортоориентированным. Только таким образом возможно воссоздатьнеобходимый потенциал конкурентности не только на внешнем рынке, но и навнутреннем, что особенно важно, поскольку угроза вытеснения отечественного АПКпроисходит не только на внешнем рынке, но уже и на внутреннем экономическомпространстве. Следовательно, генеральная и долгосрочная стратегия региональнойгруппы «Юг Минской области» молочно-продуктового подкомплекса должна состоять вориентации на безупречное качество продукции. Тактическая же политика должнабыть гибкой и дифференцированной, нацеленной преимущественно на традиционныерынки, в первую очередь Республики Беларусь.
В настоящее время продукция молочной отрасли реализуется восновном по прямым связям между предприятиями-производителями и торгующимиорганизациями, либо с участием торговых посредников. Возникновение подобногорода взаимоотношений при переходе к рыночным условиям экономически вполнеоправдано. Однако пока не отработан действенный механизм их функционирования, ипри нерегулируемых товарных потоках и недостаточности рынка продовольствия этоведет к определенным диспропорциям в распределении и потреблении продуктовпитания, особенно в период кризиса и депрессии в экономике республики. Именнотакое положение сложилось с продовольствием в целом и молочными продуктами вчастности.
Природные условия республики позволяют при каждой молочной фермеиметь высокопродуктивные пастбища из расчета 0,5 га на корову. В системезеленого конвейера это гарантирует получение только за летний сезон до 2,0 — 2,5 тыс. кг молока на корову и высокую окупаемость затрат, в 1,5 — 2 разапревышающую сложившийся уровень.
Наращивание производства молока, повышение эффективности отраслитребует направленной работы по созданию во всех хозяйствах высокопродуктивныхмолочных стад, увеличению удельного веса чистопородных коров. В этой связицелесообразно повысить статус племенных заводов, усиливая стимулирующие факторыих потенциального развития. Одновременно на качественно более высоком уровнедолжна вестись повседневная работа по выращиванию ремонтного молодняка вхозяйствах и их специализированных подразделениях. Здесь необходимо строгоесоблюдение комплекса условий, обеспечивающих достаточное и полноценноекормление молочного стада и воспроизводственного молодняка.
Таким образом, сбалансированность спроса и предложения навнутреннем рынке молока и молочных продуктов на современном этапе определяетсянаращиванием объемов производства, повышением эффективности функционированиявсех отраслей продуктового подкомплекса, а также совершенствованиемэкономического механизма, регулирующего их взаимоотношения.

2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА КПУП «ГМЗ № 3»
 
2.1 Характеристика КПУП «ГМЗ № 3»
Минский городской молочный завод № 3 введен в строй в декабре1983 г. Вначале завод осуществлял финансово-хозяйственную деятельность вкачестве структурной единицы Минского городского производственного объединениямолочной промышленности. Начиная с 1 февраля 1989 г. выделился всамостоятельное предприятие. С 1 декабря 1993 года заключен договор об арендныхотношениях с Управлением сельского хозяйства и продовольствия Мингорисполкома.
27 декабря 1993 года Минский гормолзавод № 3 был преобразован варендное предприятие «Минский молочный завод № 3». Решением Минскогооблисполкома № 90 от 02.12.96 года арендное предприятие «Минский городскоймолочный завод № 3» было передано в собственность Минской области и вошло всостав Минского государственного производственного объединения «Мясомолоко».
Решением Минского облисполкома и Минского горисполкома№ 722/1544 от 16.10.2002г. ГМЗ № 3 был передан с 1.11.2002 г. вкоммунальную собственность Минского горисполкома и переименован в КПУП «ГМЗ №3». Права по управлению предприятием были делегированы КУП «Минскгорпищепром».
Юридический адрес: 220070, г. Минск, ул. Солтыса, 185.
Вышестоящая организация: Коммунальное унитарное предприятие«Минскгорпищепром».
Орган отраслевого управления: Министерство сельского хозяйства ипродовольствия Республики Беларусь.
Основные виды деятельности предприятия: производство пищевыхпродуктов; переработка молока и производство сыров; оказание услуг по хранениюи переработке сырья; оптовая и розничная торговля
КПУП «ГМЗ № 3» является основным поставщиком цельномолочнойпродукции для розничной торговли г. Минска. Завод специализируется напроизводстве фасованных молочных продуктов: молока, кефира, сливок, сметаны. Вограниченном объеме вырабатывается простокваша, ряженка, йогурты и др.кисломолочные продукты, а также паста творожная, сыр «Домашний», сыр«Крестьянский», сыр «Адыгейский», сыр «Десертный», сыр «Гурман», майонез«Славянский», пудинги и другие молочные десерты. В результате техперевооруженияосвоено производство творога зерненого «Жемчужинка», творога «Околица»нежирного, 5,9 % жирности, фасованного в вакуумную упаковку, сыра полутвердого«Околица», сырков глазированных. Ассортимент вырабатываемой продукциисоставляет около 130 наименований.
На основании отчета о прибылях и убытках (приложение А) проведеманализ основных показателей деятельности КПУП «ГМЗ № 3» за 2006-2007 гг.(таблица 1).
 
Таблица 1.Основныепоказатели деятельности КПУП «ГМЗ № 3» за 2006-2007 гг.Показатели
2006г.,
млн. руб.
2007г.,
млн. руб. Отклонение от прошлого периода в стоимостном выражении в % Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг 129147 153904 +24757 119,2 Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг 10189 10564 +375 103,7 Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) 118958 143340 +24382 120,5 Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг 92390 103692 +11302 112,2 Управленческие расходы - - - - Расходы на реализацию 2743 3371 +628 122,9 Прибыль (убыток) от реализации 23825 36277 +12452 152,3 Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов -19 1026 +1045 - Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов -5221 -5519 -298 - Прибыль (убыток) за отчетный период 18585 31784 +13199 171,0 Налог и сборы, производимые из прибыли 6961 10790 +3829 155,0 Расходы и платежи из прибыли 14 12 -2 85,7 Сумма льгот по налогу на прибыль - - - - Прибыль (убыток) к распределению 11610 20982 +9372 180,7
По сравнению с 2006 г. в 2007 г. произошло увеличениевыручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 24382 млн. руб. (илина 20,5 %), себестоимости реализованных товаров, работ, услуг (на 11302млн. руб. или на 12,2 %), расходов на реализацию на 628 млн. руб. Прибыльот реализации КПУП «ГМЗ № 3» увеличилась по сравнению с 2006 г. на 12452 млн. руб. Прибыль отоперационных доходов и расходов увеличилась по сравнению с 2006 г. на 1045млн. руб. Прибыль от внереализационных доходов и расходов уменьшилась посравнению с 2006 г. на 298 млн. руб.
Подводя итог в целом, следует отметить,что результатами финансовой деятельности КПУП «ГМЗ № 3» за 2006-2007 гг.является прибыль, по сравнению с 2006 г. она увеличилась на 13199 млн.руб., темп роста составил 171,0 %. Налогии сборы, производимые из прибыли увеличились на 3829 млн. руб., а расходы иплатежи из прибыли уменьшились на 2 млн. руб. Нераспределенная прибыльувеличилась на 9372 млн. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлогогода.
Для анализа ликвидности КПУП «ГМЗ № 3» на основании данныхбухгалтерского баланса (приложение Б) по методике Минфина рассчитаем следующиекоэффициенты (таблица 2).

Таблица 2. Коэффициентытекущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами КПУП«ГМЗ № 3»Наименование показателя На 01.01.2007г. На 01.01.2008г. Норматив
Коэффициент текущей ликвидности
К1 = стр.290 / (стр.590 — стр.510 — стр.550) 5,013 5,367
К1³1,0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
К2 = (стр.490 + стр.550 — стр.190) / стр.290 0,801 0,814
К2³0,1
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
К3 = (стр.590 — стр.550) / стр.600 0,139 0,132
К3£0,85
Коэффициент текущей ликвидности:
На 01.01.2007 г.:
51119 / (10900 — 702) = 5,013
На 01.01.2008 г.:
69803 / (13842 — 836) = 5,367
На 01.01.2007 г. и на 01.01.2008 г. значение данногокоэффициента выше нормативного. Нижняя граница рекомендуемого значенияобусловлена тем, что у предприятия должно быть по меньшей мере достаточнооборотных средств для погашения краткосрочных обязательств, иначе предприятиеокажется под угрозой банкротства.
Приведенные выше расчеты свидетельствуют о том, что КПУП «ГМЗ№ 3» обеспечено собственными оборотными средствами для веденияхозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:
На 01.01.2007 г.:
(62340 + 702 — 22121) / 51119 = 0,801
На 01.01.2008 г.:
(84845 + 836 — 28884) / 69803 = 0,814
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на01.01.2007 г. и на 01.01.2008 г. соответствует нормативу, этосвидетельствует о том, что у КПУП «ГМЗ № 3» достаточно собственных оборотныхсредств для ведения хозяйственной деятельности и обеспечения финансовойустойчивости.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами:
На 01.01.2007 г.:
(10900 — 702) / 73240 = 0,139
На 01.01.2008 г.:
(13842 — 836) / 98687 = 0,132
Значение данного коэффициента на 01.01.2007 г. и на01.01.2008 г. соответствует нормативу, то есть КПУП «ГМЗ № 3» способнорассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Таким образом, финансовое состояние КПУП «ГМЗ № 3» на01.01.2008 г. можно охарактеризовать как устойчивое. Организацияобеспечена собственными оборотными средствами для ведения хозяйственнойдеятельности и своевременного погашения срочных обязательств, у КПУП «ГМЗ № 3»достаточно собственных оборотных средств для обеспечения финансовойустойчивости, положительным моментом является и тот факт, что КПУП «ГМЗ № 3»способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализацииактивов.
2.2 Анализ организационной структуры
Среднесписочная численность персонала КПУП «ГМЗ № 3» за 2007 годсоставила 905 человек. Из них: промышленно-производственный персонал — 877человек; в том числе: рабочие основного производства — 370 человек; рабочиевспомогательного производства — 318 человек; специалисты, служащие,руководители — 189 человек; и непромышленный персонал — 28 человек. Предприятиеработает по непрерывному графику, выходные дни у работников основного ивспомогательного производства по скользящему графику.
Таблица 3. СтруктураКПУП «ГМЗ № 3», его основные подразделения и их функции в 2007 г.Наименование подразделений Функции Среднесписочная численность, 2007 год 1 2 3 Руководители, специалисты, служащие Организация и управление процессом производства 189 Основное производство (рабочие) 370
из них:
Цех цельномолочной и диетической продукции Производство цельномолочной продукции, сыров мягких, майонеза, прочей молочной продукции 210 в т.ч. приемо-моечный участок Приемка сырья, мойка технологических линий и оборудования 31 аппаратный участок Производство молока, кисломолочной продукции, сливок, сметаны и прочей молочной продукции, майонеза 36 участок розлива молочных продуктов Розлив молока, кисломолочной продукции, сливок, сметаны, майонеза и проч. молочной продукции 83 творожный участок Производство и фасовка творожных изделий 60 Тарный цех Обеспечение основного производства тарой 36 Цех готовой продукции Хранение и реализация молочной продукции 87 Цех детского питания Производство молока и кефира детского 19 Заславский производственный участок Приемка сырья, сепарирование, возврат обрата сдатчикам, отгрузка молока и сливок на ГМЗ № 3 18 Вспомогательное производство (рабочие) 318
из них:
производственная лаборатория Контроль и анализ готовой продукции, сырья, материалов 30 Ремонтно-механический цех Текущий ремонт и обеспечение работы технологического оборудования 42 Электроремонтный цех Ремонт и обеспечение работы электротехнического оборудования 19
  Паросиловой цех Ремонт и обслуживание водопроводов, паропроводов и сантехнического оборудования 11
  Цех аммиачно-воздушных компрессоров Обеспечение производства сжатым воздухом и холодом 18
  Электроавтотранспортный цех Содержание легкового, грузового и электротранспорта 35
  Ремонтно-строительный цех Текущий и капитальный ремонт 15
  Хозяйственный участок Содержание прачечной, дворников, уборщиц 26
  АСУТП Ремонт и обслуживание средств автоматизации 24
  КИПиА Ремонт и обслуживание контрольно-измерительных приборов 14
  Отдел продаж Сбыт готовой продукции 69
  Отдел снабжения Снабжение предприятия основными и вспомогательными материалами 5
  Оптовый склад Сбыт готовой продукции 10
 
Основное производство представлено цехом цельномолочной идиетической продукции, который включает приемо-моечный участок, аппаратноеотделение, участок розлива молочных продуктов, творожный участок, а также восновное производство включается цех детского питания, тарный и цех готовойпродукции, Заславский производственный участок.
Режим работы цельномолочного цеха — 600 смен в год, творожногоучастка — 500 смен в год.
Вспомогательное производство состоит из ремонтно-механического иэлектроремонтного цехов, электротранспортного цеха, цеха аммиачно-воздушныхкомпрессоров. В структуру завода входит ремонтно-строительный цех,хозяйственный участок. Функция контроля за качеством сырья и готовой продукцииосуществляется производственной лабораторией.
Непромышленный персонал занят в столовой, общежитии, фирменноммагазине.
На предприятии имеется отдел кадров, планово-экономический отдел,отдел организации труда и заработной платы, бухгалтерия, финансовый отдел,отдел материально-технического снабжения, отдел продаж, служба АСУТП, отделглавного технолога, отдел капитального строительства, служба главного механика,служба главного энергетика.
В состав завода входит Заславский производственный участок,осуществляющий прием молока от хозяйств Минского района, сепарирование молока,возврат обрата сдатчикам, отгрузку молока и сливок на ГМЗ № 3. В 2004 году кзаводу присоединен на правах филиала совхоз «Дричинский», для вывода которогоиз кризисного состояния предприятию необходимо вложить собственные средства вразмере 2 — 2,5 млрд. рублей.
Теплоснабжение завода осуществляется от паропреобразовательнойустановки АП «Криница», электроснабжение осуществляется от двух КТП суммарноймощностью 4Мва. Водоснабжение осуществляется от горводопровода.
Предприятие пользуется услугами телефонной связи Заводскоголинейного станционного цеха Минской ГТС. Кроме этого, предприятие имеетвнутреннюю АТС.
В 2000г. освоено производство продуктов детского питания, котороеразмещено на существующих площадях приемного отделения, склада тары,холодильной камеры, аппаратного цеха и цеха розлива. Дополнительно построен 3-хэтажный административно-бытовой корпус, где размещается лаборатория по детскомупитанию, комнаты мастеров. АБК примыкает к цеху детского питания черезнадземную галерею. Для цеха детского питания построены 2 отдельно стоящихвспомогательных складских помещений (арочника).
Режим работы участка по производству детских молочных продуктов300 смен в год. Мощность по выработке детских молочных продуктов составляет11,6 т в смену, молока стерилизованного в упаковке Тетра Брик 1 л — 8,4 тн всмену. Поставщиками сырья для цеха детского питания являются колхозы и совхозыМинского района и Минской области, закрепленные Минским облисполкомом, молококоторых подходит по требованиям ГОСТа для детского питания.
Все участки основного и вспомогательного производства возглавляютспециалисты с большим стажем работы на заводе, наставники молодежи, которыепрекрасно знают свое дело и передают свой богатый опыт молодым специалистам ирабочим.
КПУП «ГМЗ № 3» имеет резерв кадров на директора и главныхспециалистов. С ними ведется постоянная работа. Составляются планы работы,которые включают конкретные мероприятия по приобретению специалистаминеобходимых управленческих и экономических знаний, освоению особенностей работыотдельных подразделений предприятия, выработке у них умений и навыковруководства современным производством.
Контроль за качеством сырья, вспомогательных материалов, готовойпродукции осуществляет производственная лаборатория.
В состав производственной лаборатории входит:
- лаборатория приемки сырья, которая осуществляет контроль закачеством поступающего молока-сырья в соответствии с требованиями ТУ РБ0028493.380-98 «Молоко коровье. Требования при закупках»;
- аккредитованный радиологический пост проводитрадиометрический контроль в соответствии с ГН 10-117-99 «Республиканскиедопустимые уровни содержания радионуклидов цезия — 137 и стронция — 90 впищевых продуктах и питьевой воде»;
- химическая лаборатория, которая осуществляет контрольфизико-химических показателей выпускаемой продукции по всему ходутехнологических процессов, контроль за поступающими вспомогательнымиматериалами на соответствие требованиям действующих нормативных документов,согласно инструкции по техническому контролю на предприятиях молочнойпромышленности и схеме технологического контроля, согласованной Главнымгосударственным врачом г. Минска;
- микробиологическая лаборатория, которая осуществляетмикробиологический контроль за качеством выпускаемой продукции, вспомогательныхматериалов, воздуха помещений, воды, чистоты рук рабочих, питательных сред,чистоты оборудования в соответствии с инструкцией по микробиологическомуконтролю производства на предприятиях молочной промышленности, схемойорганизации микробиологического контроля, согласованной с Главнымгосударственным санитарным врачом г. Минска и в соответствии с Санитарнымиправилами и нормами Республики Беларусь.
2.3 Характеристика сырьевой зоны
Основными поставщиками сырья — молока сырого для КПУП «ГМЗ №3»являются колхозы и совхозы Минского района и Минской области. В настоящее времяих около 50. Молоко от колхозов и совхозов поступает по закупочным ценам,установленным Минсельхозпродом Республики Беларусь. От заводов молоко поступаетпо договорным ценам. Цены на молоко, поступающее от заводов, на 15 % выше, чемпоступающее от колхозов и совхозов.
В осенне-зимний период, в связи с недостатком сырого молока, заводперерабатывает сухое цельное и обезжиренное молоко, поставщиками которогоявляются молочные заводы республики, производящие сухое молоко.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РеспубликиБеларусь № 1689 от 04.11.98 г. предприятие ежегодно создаетстабилизационные фонды сухого молока для бесперебойного обеспечения населенияг. Минска социально-значимой молочной продукцией в осенне-зимний период. Этоявляется отличительной чертой КПУП «ГМЗ №3» от всех заводов республики (кромеОАО ГМЗ №2), которые перерабатывают молоко только сырое.
Молочная продукция, выработанная из сухого молока, на 30-50 %дороже, чем из сырого молока из-за высокой энерго- и трудоемкости.
Обеспечение предприятия основными и вспомогательными материаламиосуществляется отделом материально-технического снабжения.
Поставщиками основных и вспомогательных материалов являются восновном предприятия Республики Беларусь, а также коммерческие структуры.
Одним из крупнейших поставщиков полиэтиленовой пленки для фасовкимолока является Борисовский завод «Полимиз», упаковка Пюр Пак закупается вРоссии, упаковка Тетра Брик закупается в дальнем зарубежье.
Крупными поставщиками основных материалов (фруктовые наполнители)являются фирмы «Белпакресурсы», «Харвист». Цены на вспомогательные материалы договорные.
2.4 Организация маркетинговой деятельности
На внутреннем рынке Республики Беларусь предприятие реализует в настоящеевремя 88,3 % продукции завода, 11,7 % реализуется в Россию. Основнымрынком сбыта продукция КПУП «ГМЗ №3» является г. Минск, незначительная частьпродукции реализуется по Минской области и другим областям республики.
Реализация продукции КПУП «ГМЗ №3» в разрезе рынков сбыта натерритории Республики Беларусь приведена ниже.
Реализация продукция на экспорт составляет 11 095 млн. руб. Всегореализация с экспортом 93 166 млн. руб.

Таблица 4.Реализацияпродукции КПУП «ГМЗ №3» в разрезе рынков сбыта на территории РеспубликиБеларусьНаименование рынков сбыта Объем реализации 8 мес. 2007 г. 8 мес. 2008 г. млн. руб. уд. вес в % млн. руб. уд. вес в % Минск 65465,5 88,9 64793,1 86,0 Минская область 4385,9 6 5262,5 7,0 Брестская область 337,7 0,5 276,7 0,4 Гродненская область 13,3 0,03 256,4 0,3 Гомельская область 2878,6 3,9 4092,1 5,4 Витебская область 456,6 0,62 460,0 0,6 Могилевская область 41,0 0,05 185,5 0,3 Итого: 73578,6 100 75326,3 100,0
В 2007 году производилась реализация продукции, производимой врезультате техперевооружения (творога зерненого «Жемчужинка», творога«Околица»; молока и кефира в упаковке Тетра Брик (емкостью 1л) на рынокРоссийской Федерации в пределах 23 % от общего объема этой продукции. В связи сувеличением числа покупателей на территории РФ и признания качества продукциина рынке Москвы в 2008 г. в структуре экспорта значительно увеличиласьдоля продукции собственного производства с 22,3 % в 2007 г. до 81 % в 2008г. (8 мес.).
В общем объеме реализованной продукции на внутреннем рынке 86,0 %составляет реализация в г. Минске, которая снизилась против прошлого года на2,9 %, увеличился объем реализации по Минской области до 7 % или на 1,0 %против прошлого года, а также по Гомельской области до 5,4 % или на 1,5 % вышепрошлого года. По остальным областям реализация составляет 1,6 % или на 0,4 %выше прошлого года.
В настоящее время на экспорт реализуется следующая молочнаяпродукция с длительным сроком реализации: молоко стерилизованное 1л, молокостерилизованное детское, творог нежирный, творог зерненый «Жемчужинка», творог«Околица», масло животное.
Наращивание объемов производства зерненого творога, творога«Околица» позволило увеличить его объемы на экспорт. Наиболее привлекательнымявляется рынок Российской Федерации, как весьма перспективный и непрерывнорасширяющийся. Союз Белоруссии и России, постепенно наполняющийся реальнымсодержанием, открывает возможности для завоевания новых позиций на российскомрынке.
В настоящее время основными конкурентами по реализации молочнойпродукции являются молочные заводы № 1 и № 2 г. Минска, молочные заводы Минскойобласти и других областей республики, а также Российской Федерации. Молочныезаводы Минской области и других областей республики в связи с низкойпокупательской способностью на районе везут свою продукцию в г. Минск. Удельныйвес поставок цельномолочной продукции в г. Минск различными производителями приведен ниже.
Таблица 5. Удельныйвес поставок цельномолочной продукции в
г. Минск различными производителямиНаименование поставщиков Количество тыс. тонн Удельный вес в общем объеме, % 2006 г. 2007 г. темп, % 2006 г. 2007 г. ГМЗ№ 1 57,8 66,0 114,2 21,2 23,8 ГМЗ №2 36,6 35,6 97,3 13,4 12,9 ГМЗ№3 96,6 90,4 93,6 35,5 32,7 Итого Минские поставщики 191 192 100,5 Минская область 30,6 30,0 98,0 11,2 10,8 Брестская область 32,7 38,0 116,2 12,0 13,7 Гродненская область 12,7 11,5 90,6 4,7 4,2 Гомельская область 0,9 1,2 133,3 0,3 0,4 Витебская область 2,4 1,7 70,8 0,9 0,6 Могилевская область 2,0 2,4 120,0 0,8 0,9 Итого иногородние поставщики 81,3 84,8 104,3 29,8 30,6 Всего: 272,3 276,8 101,7 100,0 100,0

Продукция КПУП «ГМЗ №3» имеет ряд преимуществ перед продукциейнебольших заводов области.
Во-первых, завод выпускает широкий ассортимент продукции водноразовой упаковке: молоко, кефир, сметана, пасты творожные, молочные десертыи др. Такой широкий ассортимент продукции со стороны одного поставщика болеепредпочтителен покупателю.
Во-вторых, каждой торговой единице и Управлению потребительскогорынка г. Минска более выгодно вести дело с одним крупным поставщиком продукции,чем с десятками мелких. Торговой инспекции также удобнее и быстрееконтролировать качество поступающей в магазин продукции.
В-третьих, в связи с коротким сроком реализации молочных продуктовпоставщик должен быть максимально приближен к покупателю.
Кроме того, КПУП «ГМЗ № 3» располагает технологическимивозможностями и редким в Республике Беларусь оборудованием по розливу продукциив. упаковку Тетра Брик, а также вырабатывает продукцию по новейшей технологиитворог зерненый «Жемчужинка», творог «Околица», сыр полутвердый «Околица».
Доля КПУП «ГМЗ №3» на внутреннем рынке наиболее велика.
Предприятие не ставит своей целью вытеснение с рынка другихмолочных заводов. Задача состоит скорее в сохранении и упрочении сложившегосяразделения. Вместе с тем, удерживать свои позиции на рынке в условияхнарастающей конкуренции становится все труднее. Программа развитияперерабатывающей промышленности республики ориентирует предприятие нарасширение ассортимента и увеличение объемов производства молочных продуктов.
Особенность молочного производства заключается в привязанностипроизводителей к местам производства сырья и небольших сроках хранения молочнойпродукции. Поэтому производство молочной продукции несет в основном местный ирегиональный характер. Возможность выхода со своей продукцией на рынки соседнихрегионов имеют те производители, которые наладили выпуск продукции с длительнымсроком хранения, имеют широкий индивидуальный ассортимент продукции иконкурентоспособные цены.
КПУП «ГМЗ № 3» ставит целью укрепить свои конкурентныепозиции в г. Минске, Беларуси и в России, увеличить тем самым объемы реализациив г. Минске и на экспорт.
Для сохранения стабильного положения на рынке КПУП «ГМЗ №3» долженобеспечить высокое качество продукции, увеличить сроки ее хранения, что требуетнадежной обеспеченности завода качественным сырьем, тароупаковочнымиматериалами, современным технологическим оборудованием, а также необходимоосваивать новые виды продукции, пользующейся спросом у покупателя, и стабильновыполнять заявки торгующих организаций.
На КПУП «ГМЗ №3» формирование цен производится в соответствии сдействующим положением о порядке формирования цен и тарифов. Цены на молочныепродукты включают в себя издержки производства, прибыль, в пределахустановленных норм, налоговые платежи в бюджет.
Так как молочная продукция является социально значимой, цены нанее на внутреннем рынке зависят от политики ценового регулирования, проводимогоПравительством Республики Беларусь. Предприятия торговли устанавливают наценкуна социально значимую молочную продукцию 11 % (молоко, кефир, сметана,сливки), максимальная торговая наценка на некоторые виды не социально значимой молочнойпродукции до 30 %.
Рост цен на молочную продукцию в республике имеет самый низкийпоказатель по сравнению с другими группами товаров.
В Республике Беларусь сохраняется государственное регулированиецен на молоко пастеризованное и кефир разной жирности и в разной упаковке,кроме детского, сметана разной жирности и упаковке, творог жирный и нежирный.Указанная продукция является социально значимой, и цены на нее регулируютсяМинистерством экономики Республики Беларусь.
Отпускные цены на производимую продукцию формируются на основеплановой себестоимости, всех видов налоговых и неналоговых платежей всоответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли в пределахдопустимой, определяемой с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка, а такжеустановленного уровня инфляции.

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НАКПУП «ГМЗ № 3»
 
3.1 Совершенствование организационной структуры
 
Главные задачи перспективного стратегического развития КПУП «ГМЗ№ 3»:
- увеличение количества объемов производства и реализациипродукции;
- расширение ассортимента продукции путем освоения новыхвидов;
- снижение себестоимости продукции и получение максимальнойприбыли для развития собственной производственно-хозяйственной деятельности;
- увеличение производительности труда;
- повышение качества выпускаемой продукции;
- модернизация и техническое перевооружение производства;
- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции засчет качества и ассортимента, увеличение экспорта;
- налаживание партнерских отношений с поставщиками сырья,материалов, потребителями продукции;
- увеличение качества новых потребителей продукции.
Для осуществления этих задач предприятие проводит техническоеперевооружение, в результате чего обновляются основные производственные фонды всвязи с большим их физическим износом, вводится новое высокопроизводительное,высокотехнологическое оборудование.
В результате технического перевооружения приобретено новоеимпортное оборудование, что позволило значительно расширить ассортиментвыпускаемой продукции, увеличить сроки ее хранения, объемы производства иреализации.
Перспективы развития предприятия на 2008-2009 гг.
В 2008 году будет введена в действие линия по производству пастытворожной методом сепарирования и продуктов на ее основе, в т.ч. взбитыхдесертов. В 2008 г. также будет приобретен за счет средств бюджетафасовочный автомат для десертов творожных. Все это позволит:
- заменить существующее на предприятии оборудование попроизводству пасты творожной со 100 % износом;
- значительно расширить ассортимент выпускаемых творожныхпаст и продуктов на их основе, в т.ч. взбитых десертов, улучшить качество,увеличить сроки их хранения и объемы производства.
В 2008 г. за счет средств бюджета будет приобретена линия попроизводству сыра типа «Фета», что позволит вырабатывать и поставлять вторговую сеть г. Минска и РБ сыр, который до настоящего времени в РБ невырабатывался, расширить ассортимент рентабельной молочной продукции, наладитьпоставку их в Россию. На 2008-2009 гг. на предприятии планируетсяпроведение дальнейшего техперевооружения за счет беспроцентной ссудыМингорисполкома и кредитов банка. В инвестиционные издержки КПУП «ГМЗ № 3»включены суммы основных капитальных затрат, необходимых для приобретенияоборудования. Объем капитальных вложений, необходимых для приобретениятехнологического оборудования на 2008 г. составляет 9 571 млн. руб., в томчисле за счет беспроцентной бюджетной ссуды 9 571 млн. руб.
Приобретение линии по производству сыра мягкого типа «Фета»позволит производить сыр, на рынке РБ отсутствует. Производство сыра увеличитобъемы производства и реализации, прибыль, расширит ассортимент новых видовпродукции, длительный срок его хранения позволит реализовать его за пределы РБ.
Линия для производства пасты творожной позволит заменить старуюлинию со 100% износом, нарастить объемы и расширить ассортимент творожных пасти десертов с различными вкусовыми наполнителями, производить взбитые творожныедесерты, что позволит увеличить реализацию этих продуктов как в РБ, так и вРоссии.
Приобретение пастеризационно-охладительной установки для сливок ивысокожирного молока позволит заменить действующую со 100 % износом на болеевысокопроизводительную 10 т/час.
Приобретение фасовочного автомата для десертов творожных, в т.ч.взбитых, необходимо в связи с приобретаемой линией для производства пастытворожной и продуктов на ее основе, в т.ч. десертов творожных. Автомат позволитрасфасовывать десерты творожные в привлекательную, удобную современнуюгерметичную упаковку различной емкости, способствующую увеличению сроковхранения продукции и сохранению ее качества.
Приобретение пастеризационно-охладительной установки для кефирапозволит заменить существующую установку со 100 % износом навысокопроизводительную — 20 т/час.
Приобретение установки высокотемпературной пастеризации молока длямолока топленого, ряженки, йогурта позволит заменить действующую со 100 %износом установку низкой производительности на высокопроизводительную -10т/час.
3.2 Резервы снижения себестоимости
Резервами снижения себестоимости молокопродуктов на КПУП «ГМЗ№ 3» являются:
1. Экономия затрат на заготовку и транспортировку сырья.
2. Удешевление технологий производства.
3. Проведение мероприятий по энергосбережению.
4. Модернизация технологических линий.
5. Рост производительности труда.
6. Применение ресурсосберегающих технологий.
7. Улучшение организации труда.
На КПУП «ГМЗ № 3» снижение себестоимости продукции возможно засчет замены электроотопления приборами ПБЭ-0,75 на водяное отопление. Это объясняетсятем, что электроэнергия на отопление стоит в 3 раз дороже электроэнергии наосвещение, а также тем, что на предприятии имеется производственно-отопительнаякотельная и теплоноситель не берется со стороны, а видом топлива являютсяотходы, поэтому целесообразней было бы использовать водяное отопление.
Покажем это на примере. Для начала рассчитаем цену, которую платитданное предприятие государству за отопление помещений во время отопительногосезона при использовании прибора ПБЭ — 0,75. Всего на заводе 8 таких приборов;отопительный сезон длится 5 месяцев; в час этим прибором израсходуется 6 кВт,отсюда получаем, что за 5 месяцев или за 150 суток израсходуется 21600 кВт вчас (6 × 150 × 24 (часа в сутки) = 21600). Цена за 1 кВт — 145 руб.,следовательно, КПУП «ГМЗ № 3» за отопительный сезон платит 5324400 руб. (21600× 145 × 1,7 (коэффициент) = 5324400). Теперь рассчитаем цену,которую платило бы данное предприятие, используя водяное отопление. Для этоговоспользуемся следующими формулами.
Количество тепла, используемого на отопление, рассчитывается поформуле:
QОТ = q × α × V × (tВН — tН) × 24 × n,         (1)
где q — коэффициент, учитывающий теплопотери на недостаточноеуплотнение щелей, проемов, открывание дверей, вентиляции (от 0,35 до0,9);
α = 1,17 — для климатического района РБ;
V — отапливаемый объем всех помещений (м. куб.);
tН — температура наружного воздуха по даннымметеостанции;
tВН — температура внутри помещений;
n — количество дней отопления.
Количество топлива рассчитывается по формуле:
С = QОТ × q × k, (2)
где q — норма расхода топлива на производство 1 Гкал теплоты;
k — коэффициент нагрева воды = 1,1.
Подставляя в эти формулы данные, получим:
QОТ = 0,6 × 1,17 × 6000 × (18 — (-3))× 24 × 150 = 318 Гкал;
С = 318 × 1,1 × 1160 = 405,77 м. куб.
Отходы, которые использует предприятие как вид топлива, стоят 8000руб. за метр кубический, отсюда цена за отопление составит:
405,77 × 8000 = 3246160 руб.
Сравнивая данные цифры, видно, что использовать водяное отоплениевместо прибора ПБЭ-0,75 намного выгоднее. Себестоимость снизиться на 2078240руб. (5324400 руб. — 3246160 руб.). Рентабельность текущих затрат составит 256/ (9553 — 2078,24) × 100 % = 3,4 %.
Снижению себестоимости способствуетповышение технического уровня производства. Печать этикеток для продукции КПУП«ГМЗ № 3» производится на термотреперных принтерах EleronQB/450VE с применениемкарбоновых лент, указанных в паспортах принтеров, цена за рулон (044 ×600м) при закупке в Германии последней партии (400 рулонов) составляла 76,49$(164453,5 руб.).
Экономический расчет замены лентыпредставлен в таблице 6.
 
Таблица 6. Экономическийрасчет замены лентыНаименование материала Норма расхода, кг Цена материала, руб. Стоимость, руб. До внедрения Лента для принтера Ribbon 0,00041 164453,5 67,426 После внедрения Лента для принтера Ribbon 0,00041 82500 33,825

Исследовалиальтернативные ленты других производителей. Тендер, проведенный между фирмами вг. Минске позволил снизить себестоимость ленты до 82500 руб. за рулонразмером 0,104 × 150 м. Таким образом, экономический эффект в результатезамены ленты составит 1 680 050 руб. ((67,426 руб. — 33,825 руб.)× 50 тыс. шт. (при условии реализации 50 тыс. единиц продукции)).
Такимобразом, общий экономический эффект (снижение себестоимости продукции) долженсоставить 3758290 руб. (2078240 руб. + 1680050 руб.).
3.3 Совершенствование организационно-экономических отношенийс поставщиками сырья
Оценкаэффективности хозяйственных связей характеризует результативность управлениякоммерческой работой организации. Эффективность хозяйственных связей выражаетсяв закупках товаров у изготовителей по более низким ценам за счет сокращениячисла посредников, участвующих в торговом обороте, а, следовательно, уменьшениявеличины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником. Для изученияпоставщиков и их возможностей работники КПУП «ГМЗ № 3» должны приниматьучастие в работе оптовых ярмарок; выставок — продаж, бюллетенях спроса ипредложения, за проспектами, каталогами, прайс-листами.
С целью оптимизации сырьевой базы, КПУП «ГМЗ № 3» можнопорекомендовать следующее: в дальнейшем необходимо уделять больше вниманияанализу поставщиков сырья, сотрудничать только с надежными поставщиками,которые полностью выполняют договорные условия.
Риски,связанные с поставкой сырья, могут быть сведены к минимуму правильнымимаркетинговыми мероприятиями по закупке и поставке сырья, наличием его запасовна складе в объеме, необходимом для бесперебойного производства продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Результатыпроведенного исследования позволили сделать следующие обобщения и выводы:
Предприятия молочной промышленности располагают современным,высокопроизводительным оборудованием, в том числе поточно-механизированными иавтоматизированными линиями. Освоено производство новых видов цельномолочнойпродукции, сыров, мороженного, молочных консервов, масла, продуктов длядетского питания, заменителей цельного молока для молоднякасельскохозяйственных животных. В последнее время особое внимание акцентируетсяна комплексной переработке молока и рациональном его использовании путемпереработки обезжиренного молока, пахты и сыворотки на различные пищевыепродукты.
В целях значительного увеличения производства продуктов питаниянамечены меры по увеличению объемов переработки молока, улучшению ассортиментаи повышению качества молочных продуктов. Осуществление этих мер связано среализацией задач агропромышленного комплекса и техническим перевооружениемотраслей пищевой промышленности, в том числе молочной. При техническомперевооружении молочной промышленности предусматривается использованиевысокопроизводительного технологического оборудования, изготовления комплектовмашин, аппаратов и поточных технологических линий, обеспечивающих повышениепроизводительности труда, освоение нового технологического оборудования иавтоматизированных линий для розлива молока и оборудования для упаковкимолочных продуктов.
КПУП «ГМЗ № 3» является основным поставщиком цельномолочнойпродукции для розничной торговли г. Минска. Завод специализируется напроизводстве фасованных молочных продуктов: молока, кефира, сливок, сметаны. Вограниченном объеме вырабатывается простокваша, ряженка, йогурты и др.кисломолочные продукты, а также паста творожная, сыр «Домашний», сыр«Крестьянский», сыр «Адыгейский», сыр «Десертный», сыр «Гурман», майонез«Славянский», пудинги и другие молочные десерты.
Основное производство представлено цехом цельномолочной идиетической продукции, который включает приемо-моечный участок, аппаратноеотделение, участок розлива молочных продуктов, творожный участок, а также восновное производство включается цех детского питания, тарный и цех готовойпродукции, Заславский производственный участок. Вспомогательное производствосостоит из ремонтно-механического и электроремонтного цехов,электротранспортного цеха, цеха аммиачно-воздушных компрессоров. В структурузавода входит ремонтно-строительный цех, хозяйственный участок. Функцияконтроля за качеством сырья и готовой продукции осуществляется производственнойлабораторией. Непромышленный персонал занят в столовой, общежитии, фирменноммагазине. На предприятии имеется отдел кадров, планово-экономический отдел,отдел организации труда и заработной платы, бухгалтерия, финансовый отдел,отдел материально-технического снабжения, отдел продаж, служба АСУТП, отделглавного технолога, отдел капитального строительства, служба главного механика,служба главного энергетика.
Поставщиками основных и вспомогательных материалов являются восновном предприятия Республики Беларусь, а также коммерческие структуры.Основными поставщиками сырья — молока сырого для КПУП «ГМЗ №3» являются колхозыи совхозы Минского района и Минской области. В настоящее время их около 50.Одним из крупнейших поставщиков полиэтиленовой пленки для фасовки молокаявляется Борисовский завод «Полимиз», упаковка Пюр Пак закупается в России,упаковка Тетра Брик закупается в дальнем зарубежье. Крупными поставщикамиосновных материалов (фруктовые наполнители) являются фирмы «Белпакресурсы»,«Харвист». Цены навспомогательные материалы договорные.
На внутреннем рынке Республики Беларусь предприятие реализует внастоящее время 88,3 % продукции завода, 11,7 % реализуется в Россию.Основным рынком сбыта продукция КПУП «ГМЗ № 3» является г. Минск,незначительная часть продукции реализуется по Минской области и другим областямреспублики.
В общем объеме реализованной продукции на внутреннем рынке 86,0 %составляет реализация в г. Минске, которая снизилась против прошлого года на2,9 %, увеличился объем реализации по Минской области до 7 % или на 1,0 %против прошлого года, а также по Гомельской области до 5,4 % или на 1,5 % вышепрошлого года. По остальным областям реализация составляет 1,6 % или на 0,4 %выше прошлого года.
Направлениями совершенствования организации производства на КПУП«ГМЗ № 3» являются:
- совершенствование организационной структуры за счетрасширения производства в результате приобретения линии по производству сырамягкого типа «Фета», линии для производства пасты творожной, приобретенияпастеризационно-охладительной установки для сливок и высокожирного молока, фасовочногоавтомата для десертов творожных, пастеризационно-охладительной установки длякефира, установки высокотемпературной пастеризации молока для молока топленого,ряженки, йогурта.
- резервы снижения себестоимости: за счет замены электроотопленияприборами ПБЭ-0,75 на водяное отопление и замены ленты, общий экономическийэффект должен составить 3758290 руб.
- совершенствование организационно-экономических отношений споставщиками сырья: КПУП «ГМЗ № 3» необходимо уделять больше внимания анализупоставщиков сырья, сотрудничать только с надежными поставщиками, которыеполностью выполняют договорные условия.

ЛИТЕРАТУРА
1.     Барановский С.И.Проблемы развития перерабатывающейпромышленности АПК и пути их решения: Моногр. — Мн.: Бел-НИИЭИ АПК, 1998. — 267с.
2.     Горбатова К.К.Биохимия молока и молочных продуктов. — М.: Колос, 1997. — 288 с.
3.     Дмитриченко М.И.,Пилипенко Т.В. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочныхпродуктов. — СПб.: Питер, 2004. — 352 с.
4.     Жарикова Г.Г. Микробиологияпродовольственных товаров. Санитария и гигиена. — М.: Издательский центр«Академия», 2005. — 304 с.
5.     Ильина З.М., Валуев В.В.Рынок продовольствия и сырья:8. Молоко. — Мн.: БелНИИЭИ АПК, 1997. — 169 с.
6.     Ильина З. М. Рынок продовольствия исельскохозяйственного сырья: методология, проблемы формирования, перспективыразвития. — Мн.: БелНИИЭИ АПК, 1998. — 169 с.
7.     Ильина З.М., Мирочицкая И.В. Рынки сельскохозяйственного сырья ипродовольствия: учебное пособие. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 226 с.
8.     Колесник А.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведенияпродовольственных товаров: Учеб. для вузов. — М.: Экономика, 1990. — 287 с.
9.     Национальная экономика Беларуси: учебник / В. Н. Шимов, Я. М.Александрович, А.В. Богданович и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Н.Шимова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: БГЭУ, 2006. — 751 с.
10.   Организация производства. Учебно-практическое пособие / М.Ю.Пасюк, Т.Н. Долинина, А.А. Шабуня. — Мн.: ООО ФУАинформ, 2002. — 76 с.
11.   Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК:Учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — Мн.: Новое знание. — 2004.
12.   Синица Л.М. Организация производства: Учеб. пособие для студентоввузов. — 2- изд., перераб и доп. — Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2004. — 521 с.
13.   Шидловская В.П. Органолептические свойства молока и молочныхпродуктов: Справочник. — М.: Колос, 2000. — 280 с.
14.   Экономика предприятий и отраслей АПК. Учебник / под ред.Лещиловского П.В., Догиля Л.Ф., Тонковича В.С. — Мн.: БГЭУ. — 2001.
15.   Соломатин А.Н., Петров П.В. Экономика товарного обращения: Учебникдля ВУЗов. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 220 с.
16.   belstat.gov.by


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные идеи неофрейдизма
Реферат Аллергические заболевания ЛОР органов
Реферат Адаптация иудаизма к современности
Реферат 1 Экономическая сущность, структура и принципы функционирования рынка ценных бумаг с позиции банковской деятельности
Реферат Организационные формы интеграции компаний
Реферат Арбитражное соглашение и условия его действительности
Реферат Расчет прямозубой цилиндрической передачи
Реферат Социально-педагогический подход к профилактике детской агрессивности в младшем школьном возрасте
Реферат А. Ф. Сметанин (председатель), И. Л. Жеребцов (зам председателя), О. В. Золотарев, А. Д. Напалков, В. А. Семенов, м в. Таскаев (отв секретарь), А. Н. Турубанов
Реферат Крестьянская реформа 1861г. Отмена Крепостного права в России
Реферат Город Синин
Реферат Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы заключения в
Реферат Джамбаттиста Вико
Реферат Тема хозяина в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина»
Реферат Transnational Corporate System Of The 1990S Essay