Реферат по предмету "Биографии"


Константин Петрович Зеленецкий (1812—1857)

Аннушкин В. И.


Константин Петрович Зеленецкий – профессор Ришельевского лицея в Одессе, автор книг по риторике, теории словесности, общей филологии.


Выпускник Ришельевского лицея, Зеленецкий в 1833 г. был отправлен за счет лицея в Московский университет, где через год выдержал экзамен на кандидата словесных наук, а спустя два года получил степень магистра. Вернувшись в Одессу, Зеленецкий писал своему наставнику, историку М.П. Погодину о своем “сильнейшем желании” “когда-либо поселиться жить в виду Кремлевских башен” («Риторика». — 1996, № 3). В Москве же были опубликованы первые ученые труды Зеленецкого “Опыт исследования некоторых теоретических вопросов” (4 кн. — М., 1835—36), “Исследование значения, построения и развития слова человеческого” (М., 1837).


Став профессором Одесского Ришельевского лицея, Зеленецкий сформировался в своеобразного, самостоятельно мыслящего ученого, что, как кажется, не вполне было оценено его современниками. Ко второй половине 40-х годов XIX в. относятся фундаментальные работы Зеленецкого, ставшие одновременно серьезными учебными руководствами для гимназий и университетов: “Исследование о реторике...” (1846), «I, Общая риторика», “II. Частная реторика”, “III. Пиитика” и “История русской литературы для учащихся” (все опубликованы в 1849 г.). Кроме фундаментального разбора истории риторики Зеленецкий представил новую классификацию филологических дисциплин; именно риторическое исследование давало систематику всех наук в целом, формировавшую будущую классификацию академической науки в России. В начале 50-х годов по заказу Министерства народного просвещения председательствующий Отделения языка и словесности Императорской Академии наук И.И. Давыдов отредактировал четыре курса словесности К.П. Зеленецкого и они в анонимном издании “Теории словесности” (1851—60) стали основным “курсом гимназическим” для учебных заведений России.


В 1853 г. в Одессе было издано “Введение в общую филологию” К.П. Зеленецкого. Неоднократными были выступления Зеленецкого с речами на торжественных актах Ришельевского лицея, статьи по вопросам церковно-славянского языка, русского и “его отношении к языкам западно-европейским”, собственные литературные опыты и теоретические статьи о литературе в столичных и одесских журналах.


К.П.Зеленецкий стал ученым, поставившим под сомнение ценность прежних “словесных наук” и декларировавшим в России рождение нового понимания предмета - теперь уже под названием “науки о Слове”. Начав свое основное теоретическое сочинение с похвалы теоретикам риторики древности и критики ее достижений со стороны нынешних “самостоятельных обрабатывателей”, К.П.Зеленецкий совершенно определенно заявил о начале нового века в науке: “Только в последнее время, когда здание словесных наук распадается само собой, когда его заменяет наука о слове, знамя которой, на развалинах теории словесности первый у нас водрузил профессор Давыдов, когда труды свои посвящают этому предмету мужи, каковы В. Гумбольдт и Бопп, реторика как часть науки о слове может надеяться получить полное право гражданства в сфере наук точных, положительных; может сбросить свою схоластическую одежду и принять вид более естественный, более согласный с духом и с направлением нашего времени” [Зеленецкий 1846: 9]. Рассуждения о “точности и положительности” нового понимания науки слишком напоминают декларированные и не всегда оправдавшие себя заявления позднейших “самостоятельных обрабатывателей” науки.


Новации К.П. Зеленецкого при очевидной классической базе его образованности (он окончил магистратуру в Московском университете в 1837 году и с тех пор безвыездно жил в Одессе) способствовали коренному изменению взглядов на предмет филологии. Речевой процесс объясняется К.П.Зеленецким как логическое действие мышления и собственно речь. Объясняя “природу и жизнь человека, мышление и слово сего последнего”, К.П.Зеленецкий вычленяет две “особые науки”, говоря о них следующее: “Логика принимает на себя всю систему мышления, понимания, рассуждения и умствования во всех его изгибах и утонченностях; ее цель - в возможно очевидном и полном разложении процесса мысли; сила убеждения будет практическим следствием этих занятий в теории, а не предметом и целию науки. Реторика обратится к миру слова, изберет предметом своим речь как полнейшую форму слова и по близкому родству сего последнего с мышлением покажет, как мысль во всей полноте своего развития, выражается в речи...”. Вот окончательное решение К.П.Зеленецким коренного вопроса русской риторики: связана ли эта наука с изобретением мысли? Если риторика есть лишь учение о речи, а речь - “словесное выражение нашей мысли”, то необходимо свести речь к “слововыражению”, то есть ограничить предмет риторики стилистикой. В 50-е годы XIX века этот взгляд на риторику, предмет которой необходимо “свести к стилистике” (см. у К.К. Фойгта: “общая риторика или стилистика”), возобладает окончательно.


По мысли К.П. Зеленецкого, риторическое учение составляют следующие науки и их разделы:


1. Общая риторика:


а) логическая основа речи (внутренняя сторона), законы мышления;


б) собственно риторическая сторона (внешняя сторона речи);


в) лингвистические условия речи в приложении к русскому языку (словарь языка и дух его грамматики).


2. Частная риторика:


а) систематика (для описаний, повествований, догматики);


б) теория поэзии (для изящной прозы);


в) этика, наука о благом (для ораторского красноречия).


3. Пиитика (эстетическая теория поэзии).


Недостатки существующей теории словесности и риторики, по мысли Зеленецкого, состояли в следующем:


1.Риторика не должна быть наукой об “одном красноречии”, она должна включить изучение “общих условий всякой речи вообще”. Зеленецкий замечает основной недостаток существующей риторики: ее учение о “красноречии” касается только “изящной (как бы красной, прекрасной) речи” и никак не касается “речи простой, некрасноречивой”, которая лежит в основании первой - “подобно тому, как в основании высших действий ума, воли и фантазии лежит простой разум”. Это важное наблюдение относится к смене стиля в самую середину XIX века, когда тенденция к демократическому «опрощению» (в некотором смысле сопровождающая всякое революционное движение) отмечается прежде всего в изящной словесности - поэтике натуральной школы, где как раз показывается эта “натуральная”, “простая речь”.


Риторика как наука об одном красноречии - лишь часть словесности. Красноречие - с одной стороны, “способность говорить убедительно и изящно”, с другой стороны - “совокупность произведений” изящной или ораторской прозы. Зеленецкий настаивает, чтобы под словом р е ч ь понималась не только речь ораторская, но “речь всякого рода”, в которой “вполне выражается развитая мысль”). В то же время Зеленецкий указывает, что “такой особенной науки до сих пор нет”. Расширяя предмет риторики до особенностей “всякой речи вообще”, он пытается формировать новый состав наук с их новым содержанием.


2. Теории изобретения и расположения в их прежнем виде отрицаются Зеленецким. “Изобретаем ли мы наши мысли?... очевидно, нет... мысли родятся сами собою... Можно сказать: изобресть стекло, компас, порох, но нельзя сказать: изобресть мысль, потому что каждая мысль наша есть самостоятельное, живое действие самого духа нашего”. Тезис самопроизвольности рождения мысли будет отрицать возможность и необходимость управления процессом научения мыслить, ибо мысль и речь в риторическом действии неразделимы. Отрицая схоластические способы рождения мысли через систему общих мест (“общие места бесполезны, даже вредны...”), Зеленецкий расчленял единый и органичный предмет риторики на логику (теории изобретения и расположения “должны слиться в одну, в теорию логического развития основной мысли в сочинении”) и стилистику (именно так еще Аристотелем называлась “третья часть реторики, теории слововыражения, которая по праву занимает место в реторических курсах”).


3. Спор Зеленецкого с главным теоретическим предшественником - Н.Ф. Кошанским - касается способов педагогического приложения теории общих мест. Зеленецкий не отрицает “главы об изобретении мыслей и рассуждений о страстях, нравах, возрастах слушателей”, которые “так к стати (писалось раздельно - А.В.), по такой необходимости вошли в реторические учения древности”, он отрицает “новейших учителей красноречия”, которые “не проникли основательно в дух и содержание топических учений древности”, придав им “схоластический дух”.


4. Теория украшения мыслей через тропы и фигуры фактически также была отвергнута К.П. Зеленецким как не согласная с “природой”. Идея “естественности”, спонтанности (как стали писать в XX веке) вновь проявилась в критике искусственности прежних или существующих построений. Эта идея якобы “естественности” всегда сопровождает критику существующих риторико-поэтических вкусов: Аввакум призывал “в простоте Богу угождати” и не заботиться о “красноречии” (при этом известно его сугубое витийство); М.В. Ломоносов призывал учить “простым” языком и не заботиться об излишнем “распространении слов”; критика риторики в середине XIX века В.Г. Белинским (см. анализ в конце исследования) велась также с позиций естественности, простоты выражения мысли новыми литераторами в противовес искусственности построений прежних литературных теорий.


К.П. Зеленецкий пишет: “Разве не достаточно изобразить предмет или явление в том самом виде, в каком они существуют в действительности и надобно еще разукрашать их? верное, живое их изображение удовлетворительно во всяком случае. Старинная школа всего менее заботилась о естественности, согласии с природой”. Риторическое “разукрашение мыслей” проявляется более всего в тропах и фигурах - их формально-теоретическое применение и стало, по мнению К.П. Зеленецкого, причиной той “напыщенности”, которой отмечены похвальные оды М.В. Ломоносова. Поэтому тропы и фигуры лишь тогда “имеют значение и силу, когда мысль писателя, согласно со своим предметом, сама собою, по своей природе ложится в них”. Зеленецкий не считается с тем, что всякая литературная (риторическая и поэтическая) эпоха рождает свои представления о соответствии мысли писателя своему предмету, которое фиксируется в правилах риторической или поэтической школы. Причем, каждая школа настаивает в соответствии со стилем времени, что именно она впервые и наиболее естественным образом выразила сущность предмета в соответствии с его природой.


Последнее общее замечание сделано К.П. Зеленецким относительно “условности и относительности правил и положений, преподаваемых новейшими реториками” (будто правила позднейших теорий не будут столь же условными и относительными!). Опору своей концепции К.П. Зеленецкий пытался найти в общих логических построениях. “Начала ума и слова”, по его мнению, “общи и очевидны”; “мы рассуждаем, сводим данные и умозаключения по непреложным законам ума”. “Откуда же, - неоднократно критикует конкретные законы, правила и категории риторики К.П. Зеленецкий, - взялась эта хрия ... откуда взяты и к чему ведут эти известные семь вопросов?... из чего выведены эти двадцать четыре источника изобретения и каким образом распространять посредством их тему?”


Вся критика К.П. Зеленецкого направлена против Н.Ф. Кошанского, наиболее влиятельного автора из прежних теорий. В 1849 г. выходят последним 10-м изданием “реторики” Н.Ф. Кошанского, а в Одессе - четыре (!) тома курсов словесности для учащихся К.П. Зеленецкого: “Общая риторика”, “Частная риторика”, “Пиитика” и “История русской литературы”. Однако при всей критике прежних теорий К.П. Зеленецкий продолжает в прикладных частях своих учебников следовать и развиваться в русле концепций словесности Н.Ф. Кошанского, И.И. Давыдова, В.В. Плаксина и др.... Его “Частная риторика” даст наиболее развитый для всей истории русской теории словесности состав родов и видов словесности. Именно К.П. Зеленецкий разработает факультетскую классификацию наук, которая станет основой для концепции образования в последующие десятилетия.


Основные публикации:


Исследование о реторике в ее наукообразном содержании и в отношениях, какие имеет она к общей теории слова и к логике. - Одесса, 1846.


Курс русской словесности для учащихся. I. Общая риторика. Одесса, 1849.


Курс русской словесности для учащихся. II. Частная риторика. Одесса, 1849.


Курс русской словесности для учащихся: III. Пиитика. Одесса, 1849.


История русской литературы для учащихся. Одесса, 1849.


Введение в общую филологию. Одесса. 1853.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Применение статистических методов анализа качества продукции
Реферат реферат-рецензия по дисциплине «История Отечества» на монографию «Крестосев»
Реферат Куда могла пойти страна после смерти Сталина?
Реферат Drinking And Driving Essay Research Paper An
Реферат Понятие сущность содержание и особенности воинской дисциплины
Реферат Необхідність ефективного формування банківських ресурсів
Реферат Вопросы и билеты Организационное поведение за осенний семестр 2000 года
Реферат Принцип роботи ядерного реактора
Реферат Mrs Dalloway And To The Lighhouse By
Реферат Философский трактат Канта «Критика чистого разума»
Реферат Определении уровня развития наглядных форм мышления у детей 6-7 лет и готовности их к школьному обучению
Реферат Hinduism Essay Research Paper Hinduism is a
Реферат «Экологические проблемы города Ангарска»
Реферат Развитие конного спорта в России XVIII - начала XX в
Реферат Управление запасами предприятия