Реферат по предмету "Биографии"


Баталов Алексей Владимирович

Народныйартист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственных премий.
Родился20 ноября 1928 г. в г.Владимире в семье актеров Московского Художественногоакадемического театра. Отец — Баталов Владимир Петрович (1906 г.рожд.). Мать — Ольшевская Нина Антоновна (1908 г.рожд.). Ближайшие родственники родителейтакже выходцы из актерской среды. Среди них великие актерские имена:О.Андровская, Н.Баталов, В.Станицын. Супруга — Баталова Гитана Аркадьевна(урожденная Леонтенко) — в прошлом цирковая актриса. Дочери — Баталова МарияАлексеевна (1968 г.рожд.), Баталова Надежда Алексеевна (1955 г.рожд.).
СемьяБаталовых проживала в производственном дворе МХАТа, в маленькой комнате. Вокругвсе было пропитано театром: сцена, кулисы, костюмы, зрители, аплодисменты…Весь мир маленького Алеши был театр — Московский Художественный академический.
Впоследствиимама вышла замуж за писателя В.Е.Ардова, а с этим расширилась среда обитаниябудущего актера Алексея Баталова. В ней появились знаменитые писатели,композиторы, — цвет русской интеллигенции. В дом Ардова-Ольшевской приходилиМ.Булгаков, О.Мандельштам, М.Зощенко, И.Ильф, Е.Петров, М.Залка, Ю.Олеша,М.Светлов, Ф.Раневская, Л.Чуковская, Л.Русланова, Б.Пастернак, Д.Шостакович имногие другие. Начальное образование Алексея собственно и складывалось вобщении с этими людьми.
ФамилияБаталовых прочно вошла в историю театрального и киноискусства России XX века.Его отец, мать, дядя, их друзья-актеры в немалой степени определилинравственную атмосферу первой половины столетия русской жизни. Они передалиактерскую эстафетную палочку Алексею Баталову, профессиональному актеру,режиссеру, имя которого на долгие десятилетия стало символом духовностирусского интеллигента.
КогдаАлексею было 7 лет, в дом к ним впервые приехала А.Ахматова. Общение с АннойАндреевной стало одним из самых ярких человеческих и художественных впечатленийдетства и юности, и, может быть, всей жизни. Вошедшая в жизнь семьи как подругамамы, Анна Ахматова своими стихами, драматической судьбой, самой личностьюстала навсегда духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества. КистиА.В.Баталова принадлежит портрет А.А.Ахматовой, написанный им в последнийпериод жизни великой поэтессы, когда, отвергая просьбы многих художников, онасмогла довериться только близкому человеку. Таким человеком стал АлексейБаталов.
Первоедетство, по словам Алексея Владимировича, закончилось в 1941 году. Второе — началось в эвакуации в Бугульме (Татария). С этим временем связаны особыевпечатления: нескончаемая череда военных дней, работа в качестве рабочегосцены, первая зарплата, первый выход на сцену… Впечатления театральногодетства в мхатовском дворике нашли неожиданное преломление в театральныхвпечатлениях военного времени, выступлениях труппы, созданной матерью, — передранеными в госпиталях, в промерзших залах, которые фантастическим образомкаждый день заполнялись зрителями.
Семьявернулась в Москву в 1945 году. Учась в школе, Алексей сыграл свою первуюкинороль в фильме Л.Арнштама «Зоя». До сих пор в памяти осталисьпервый опыт существования перед кинокамерой, неожиданно возникшее ощущениескованности, чужеродности рук, ног, голоса.
Началопрофессии, а в ее выборе в семье Баталовых сомнений не было, положилаШкола-студия им.Немировича-Данченко при МХАТе. Учеба в мхатовской студии нестала для Алексея легкой прогулкой — напряженный ритм послевоенного времени,высокая требовательность педагогов, без ссылки на авторитет фамилии. По сейдень Алексей Владимирович с благодарностью вспоминает своих учителей:С.К.Блинникова, В.Я.Станицына, — всех тех, кто учил его сценическому искусству,помог овладеть системой К.С.Станиславского. Он и ныне остается верен духу творческихисканий великих мастеров Художественного театра.
Послеокончания училища А.Баталов поступил на работу во МХАТ. Однако подошло времяслужбы в армии, и в 1950 г. среди других талантливых молодых актеров Москвы онбыл командирован в труппу Театра Советской армии, прослужив там несколько лет.В 1953 году Алексей Баталов вернулся в родной МХАТ.
Жизньраспорядилась таким образом, что снявшись в 1954 году в своем первом«взрослом» фильме, он навсегда связал свою жизнь с кинематографом.Роль Алексея Журбина в кинокартине «Большая семья» И.Хейфица положиланачало одной из самых ярких и значительных биографий в российскомкиноискусстве.
Встречас И.Хейфицем стала поистине судьбоносной для молодого актера. В его манереработы с актерами не было ничего общего с потребительской эксплуатациейактерской индивидуальности. Напротив, он стремился терпеливо и тонко раскрыватьмаксимальные возможности актера. Это роднило его со МХАТовской школой. Опытныймастер, тонкий психолог, И.Хейфиц увидел в молодом актере тип героя,настоятельно заявивший о себе в реальной жизни. Появилась потребность в актерахне «играющих», а «живущих». Это было самое начало перемен,произошедших в нашем кинематографе в середине 60-х годов. В лице А.Баталова всередине 50-х годов кинематограф приобрел героя узнаваемого, умного и тонкогособеседника, обсуждающего на равных со зрителями волнующие всех проблемы:любви, долга, чести, самоутверждения в жизни.
УИ.Хейфица А.Баталов снялся в 5 картинах: «Большая семья» (1954 г.),«Дело Румянцева» (1955 г.), «Дорогой мой человек»,«Дама с собачкой» (1960 г.), «День счастья» (1964 г.).Особое место среди этих работ принадлежит, безусловно, фильму «Дама ссобачкой» по одноименному рассказу А.П.Чехова. Во-первых, потому, что этовстреча с классическим материалом и именно с Чеховым, во-вторых, потому, чтороль Гурова была возрастной и, что самое главное, требовала преодоленияпривычного восприятия актера как близкого всем современника, того, чтоназывалось в ту пору образом положительного героя. Риск И.Хейфица оказалсяоправдан. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературномупервоисточнику. Образ, созданный А.Баталовым, отличался глубиной,психологической насыщенностью, эмоциональностью, был близок чеховскому замыслу.
Судьбадарила актеру встречи с лучшими режиссерами отечественного кинематографа впериод его расцвета. В его лице — профессионального, умного единомышленника — они получали благодатную возможность выражения своих замыслов. В 1956 г.М.Донской приглашает Алексея Баталова на роль Павла Власова в картину«Мать» по одноименной повести А.М.Горького. Эта роль была тем болееответственна, что в классическом фильме В.Пудовкина роль Павла Власова исполнялдядя Алексея — Николай Баталов — талантливейший обаятельный актер. И эта рольпринесла успех актеру, режиссеру, фильму.
«Летятжуравли» режиссера М.Калатозова (1957 г.) — фильм-легенда, который вошел взолотой фонд отечественного и, без преувеличения, мирового кинематографа.Свидетельство тому — Золотая пальмовая ветвь на Международном кинофестивале вКаннах (1958 г.), множество призов на других престижных фестивалях, любовь ипризнание миллионов зрителей.
В1962 году режиссер М.Ромм снимает фильм «9 дней одного года».А.Баталов играет в нем главную роль физика Гусева, который воплотил на экранеобраз героя своего времени, отнюдь не плакатного, умного, преданного своейидее, своей Родине ученого. Эта картина была справедливо признана критиками иобщественностью самой новаторской картиной того времени.
Средиролей А.Баталова не было проходных — «Живой труп» В.Венгерова поодноименной пьесе Л.Толстого (1969 г.); «Бег» А.Алова и В.Наумова помотивам произведений М.Булгакова (1971 г.); «Чисто английскоеубийство» С.Самсонова (1974 г.); «Звезда пленительного счастья»В.Мотыля (1975 г.); «Сгореть, чтобы светить» Н.Чернева (Болгария,1975 г.); «Москва слезам не верит» В.Меньшова (1979 г.);«Скорость» В.Светозарова (1983 г.), «Зонтик дляновобрачных» (1986 г.), — простой перечень этих картин воскрешает личные ассоциации,воспоминания у зрителей разных поколений, убеждает в значительности,неординарности творческой биографии актера.
Однакодве киноленты, две роли все-таки стоят особняком. Классика — пьеса«Бег» М.Булгакова, которую блистательно экранизировали А.Алов иВ.Наумов, где воссоздана подлинная драма гражданской войны и русской эмиграции;роль приват-доцента Голубкова, которую исполнил А.Баталов — точное и тонкоевоплощение замысла авторов пьесы и кинокартины. Современная мелодрама — «Москва слезам не верит», — фильм, которому уготована счастливаясудьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве — премию Оскар.А.Баталову, как одному из главных героев кинокартины, пришлось вкуситьбезмерную любовь зрителей. Эти роли несопоставимы по эпохам, по характерамперсонажей, краскам, которые использует актер. Роднит их глубина души,человеческая чистота, внутреннее мужество, — качества, которыми наделил АлексейБаталов своих персонажей.
Однойиз форм творческого самовыражения А.Баталова стала, безусловно, режиссерскаяработа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины. Это экранизацииклассических произведений: «Шинель» по Н.Гоголю (1960 г.), «Тритолстяка» по Ю.Олеше (1966 г., совместно с И.Шапиро), «Игрок» поФ.Достоевскому (1973 г.), — все они являются примером своеобразного, интересного,в то же время бережного, перенесения образного литературного решения вэкранное; все отмечены вниманием критики, неформальным интересом зрителей.
Особоеместо занимает в творчестве А.В.Баталова работа на радио. Профессиональныйинтерес и желание постичь, какими средствами создается радиообраз, появилось впериод вынужденного бездействия, когда радио стало для него единственнымсредством общения с миром. Его радиотеатр — это театр живого актера, живогомногогранного образа, бережного внимания к слову. Среди радиопостановокА.Баталова: «Казаки» Л.Н.Толстого, «Белые ночи»Ф.М.Достоевского, «Поединок» А.В.Куприна, «Герой нашеговремени» М.Ю.Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира.
С1975 года творческая биография А.В.Баталова обрела новую грань — он сталпреподавателем ВГИКа. В 1999 г. он, как художественный руководитель, профессори заведующий кафедрой актерского мастерства Всероссийского Государственногоинститута кинематографии им.С.А.Герасимова, осуществляет уже 6-й выпуск своейактерской мастерской. Ученики А.В.Баталова работают в настоящее время, помимоРоссии, в Киргизии, Белоруссии, на Украине, Азербайджане, Узбекистане, многихстранах мира. Он часто выезжает за рубеж с мастер-классами по методике Русскойактерской школы. В основе его педагогического метода, конечно, лежит школаХудожественного театра, многообразный личный творческий опыт. Для него лично — возможность практического использования всех знаний, навыков, приобретенных загоды работы в кинематографе, театре, на радио, в общении с самыми яркими людьмисвоего времени, еще в одной сфере — педагогике.
Огромныйвклад А.В.Баталова в развитие отечественной культуры высоко оценен высшимигосударственными и общественными наградами. Он удостоен почетного званияНародного артиста СССР (1976 г.), ему присвоены: звание Герой Социалистическоготруда (1989 г.), Государственная премия СССР за фильм «Москва слезам неверит» (1981 г.), Государственная премия РСФСР за художественный фильм«9 дней одного года» (1963 г.), премия Ленинского Комсомола засоздание образов молодого человека в фильмах «Дорогой мой человек»,«9 дней одного года», «Летят журавли» и других, премиябратьев Васильевых. Алексей Баталов награжден двумя орденами Ленина, Славянскиморденом культуры «Кирилла и Мефодия».
А.В.Баталовизвестен и как активный общественный деятель. Многие годы он являлся секретаремправления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиямв области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира,Фонде мира, Ассоциации «Родина».
Выдающийсярусский актер избран Почетным президентом Парижского Киноклуба«Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российскихделовых кругов «Кумир» за лучшие актерские работы годы, почетнымчленом Международного фонда «Мир искусства» (совместно сД.С.Лихачевым и М.Кабалье), почетным членом Правления региональнойблаготворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощиинвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского СоветаМарфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии былавосстановлена Марфо-Мариинская обитель).
АлексейВладимирович пишет стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. В1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова«Судьба и ремесло». Он является также автором книги «Диалоги вантракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «ЛегендарнаяОрдынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.
Онвладеет многими необходимые житейскими навыками: еще со времен службы в армиион — профессиональный шофер, автомеханик.
Живети работает в г.Москве.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biograph.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.