Гипероглавление:
Гапоненко В.Ф., Беспалько АЛ., Власков А.С.
Введение… 6
Ошва I. Теоретические основы экономической безопасности
предприятий… 11
Глава П. Угрозы и деятельность по обеспечению экономической
безопасности предприятий… 52
III. Уровни экономической безопасности предприятий 69
Глава IV. Отраслевые особенности предприятий при обеспечении
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
§ 1. Понятия и определения экономической безопасности предприятий
`О безопасности: Закон
1.2. Экономическая безопасность
и терминология
Закон РФ от 5 март* 1992 г. № 2446-1. Ст. 1.
1.3. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности предприятий
Рис. 3. Безопасность как
Сравнение двух подходов к безопасности
§ 2. Принципы обеспечения экономической безопасности предприятий
2.1. Возникновение угроз
2.3. Принципы шести уровней экономической безопасности и полного охвата ФХД
обеспечении эконо
мической безопасности
1 Гончарук В.А. Развитие предприятия. М.:
`Фокина О.Г. Указ. соч. С. 22.
ГЛАВА II. УГРОЗЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
§ 1. Механизм реализации угрозы и защита от угрозы
1.1. Механизм реализации угрозы
Средства и способы.
1.2. Способы защиты от угроз
Устранение мотивов.
§ 2. Систематизация событий, угроз и деятельности
по обеспечению экономической безопасности
2.1. Классификация событий финансово-хозяйственной деятельности
События ФХД предприятия`
Обеспечение ЭБП
§ 3. Оценка событий, угроз и степени обеспечения экономической безопасности предприятий
3.1. Количественная оценка с помощью матриц событий
Коэффициенты важности уровней ЭБП
Коэффициенты важности событий ФХД
Коэффициенты важности видов деятельности (безопасности)
ГЛАВА III. УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
§ 1. Экономическая безопасность государства как
важнейший уровень экономической безопасности
§ 2. Государство и обеспечение экономической безопасности предприятий
§ 3. Первый и второй уровни безопасности предприятий
3.1. Акционерные отношения и высший менеджмент
Р.Я., Новоселов Е.В. Указ. соч. С 46.
§ 4. Третий, четвертый и пятый уровни экономической
безопасности предприятий. Финансово-хозяйственная
деятельность предприятий
4.1. Уровни деятельности предприятия и отраслевые особенности
4.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия с точки зрения обеспечения
его экономической безопасности
потоков ТМЦ, работ,
Сопутствующие
Сопутствующие
§ 5. Шестой уровень экономической безопасности предприятий. Учет
5.1. Учет. Бухгалтерия
5.2. Отдельные аспекты работы бухгалтерии и их связь с негативными явлениями в ФХД предприятия
ГЛАВА IV. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
§ 1. Влияние отраслевых особенностей
§ 2. Промышленность
§ 3. Строительство
и налогообложение / Под
Л.В. Тереховой.
§ 4. Транспорт и связь
§ 5. Торговля
и _„*ап вЗЛ*1^ ^… относительно ппелуппежления таких
и гшпушем Нппо-
_ | Г1 ГТ^1/*ра V 5 «11 vi!** I* 1ЛЛ*
1 О.А Грунин, С.О Грунин. Там же. С. 44. Мак-Мак В.П.
М г Баяод, 21Ш1
1.2. Комплексный подход
1 Судоплатов А.П.,
С.В. Безопасность предпринимательской
М.; ОЛМА-ПРЕСС,
§ 2. Создание и организационная структура служб безопасности предприятий
2.1. Деятельность службы безопасности предприятия в правовом аспекте
1 Мак-Мак В.П. Служба безопасности предприятия.
Мак-Мак В.П. Служба безопасности
§ 3. Подчиненность службы безопасности
Активное обеспечение `01)11
Организация финансово-хозяйственной деятельности
«постановка н; и
Деятельное! и,
Рис. 13, Примерное
4.1. Взаимодействие СБ и подразделений
брокерские, страховые и прочие компании) как
потенциального клиента или контрагента.
§ 5. Пути совершенствования деятельности службы безопасности предприятия
5.2. Расширение сферы деятельности службы безопасности
5.3. Углубление влияния службы безопасности
б б. Методические рекомендации в области
деятельности по обеспечению экономической
безопасности предприятий
6.3. Контроль субподрядных отношений
Нормативные документы
Статьи, авторефераты
Монографии, учебники, сборники
Методические рекомендации по оценке состояния
экономической безопасности предприятия
с использованием тестирования
Методические рекомендации СБ
по предупреждению и выявлению нарушений,
связанных с использованием ТМЦ
Методические рекомендации по выявлению негативных явлений в области субподрядных отношений
Анализ ФХД по субподрядчикам.
Оценка и принятие соответствующих мер:
Опросный лист
Список сокращений
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--
ГЛАВА
I
.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ
§
1.
Понятия
и
определения
экономической безопасности
предприятий
1.1. Экономическаябезопасностьпредприятий. Историявопроса
Впервые в России на законодательном уровне тематика экономической безопасности была обозначена в 1992 г.1 Закон РФ «О безопасности» установил понятия безопасности, объектов и субъектов безопасности, угрозы безопасности и обеспечения безопасности. При этом в Законе речь идет о безопасности как общей категории, без обозначения конкретных областей или видов безопасности. Таким образом, принятие этого Закона можно трактовать как признание факта наличия проблемы в области безопасности и создание определенной законодательной основы для ее решения. Хочется также отметить, что в Законе в качестве объектов безопасности выступают личность, общество с его материальными и духовными ценностями и государство. В то же время в качестве субъектов обеспечения безопасности выступают государство, а также граждане, общественные и иные организации и объединения. По всей видимости, законодатель посчитал, что упомянутые в Законе «общественные и иные организации и объединения» не могут быть выделены как объекты безопасности, а вот как субъекты обеспечения безопасности должны принять посильное участие. Таким образом, в Законе не были выделены категории «организация» или «предприятие», а также «экономическая безопасность».
Были сформированы Комитет по защите экономических ин-•ресов России при Президенте РФ, Рабочая группа по эко-[•яомической безопасности при Правительстве РФ, однако, как
1счено Н.В. Матвеевым2, результаты их работы были незна-[тельными.
'О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. №2446-1, 1Матвеев Н.В. Указ. соч.
И
--PAGE_BREAK--
: Закон РФ от 5 март* 1992 г. № 2446-1. Ст. 1.
Далее. Экономическая безопасность предприятия — это состояние, свойство или характеристика в первую очередь самого предприятия, а не какой-либо угрозы его экономической безопасности. Эта характеристика не может являться величиной, сильно зависящей от времени при условии, что внешние условия изменяются в небольших пределах.
Попытаемся представить себе гипотетическую ситуацию. Когда-то быЛо создано предприятие. На определенный момент времени оно функционирует в определенных внешних условиях. Собственником перед ним на определенный срок поставлены определенные цели, реальные и вполне достижимые при том, что:
- эти внешние условия, на которые не может значительно по
влиять предприятие, в течение определенного срока меняются не
очень сильно, в определенных пределах;
- предприятие функционирует нормально, т.е. в данных вне
шних условиях обеспечивает достижение предприятием постав
ленных целей оптимальным образом или достаточно близким к
нему.
Собственнику, соответственно и руководству предприятия, всегда важно, чтобы предприятие достигло поставленных целей. Возникает вопрос: каким свойством должно обладать предприятие (в каком состоянии находиться) для достижения поставленной цели предприятием в будущем? Из предыдущих рассуждений можно сделать вывод, что если будет обеспечено нормальное функционирование предприятия, а внешние условия изменятся не очень сильно, то предприятие достигнет своих целей.
Не вдаваясь в дальнейшую дискуссию, в целях настоящей работы примем следующее определение: экономическая безопасность предприятия — это состояние предприятия, характеризуемое его способностью нормально функционировать для достижения своих целей при существующих внешних условиях и их изменении в определенных пределах.
Под нормальным мы понимаем такое функционирование предприятия, которое в существующих внешних условиях обеспечивает достижение предприятием поставленных целей оптимальным образом или достаточно близким к нему.
В отличие от многих предыдущих определений в данном определении отсутствует понятие «угроза». Вместо него, по сути, используется термин «внешние условия и их изменение в определенных пределах». Понятно, что предприятие всегда существует в какой-то экономической среде, т.е. в определенных ус-
21
--PAGE_BREAK--
1.3.
Теоретические
основы
обеспечения
экономической безопасности
предприятий
Для того чтобы сформировать новый подход к обеспечению экономической безопасности предприятия, необходимо прежде всего обобщить и классифицировать уже имеющиеся подходы к решению данного вопроса.
В основном всю литературу и исследования в области экономической безопасности предприятий можно классифицировать по приоритетным признакам в плане тематики и в плане расстановки акцентов в последовательности описания деятельности по
обеспечению ЭБП.
В плане тематики исследования и литературу можно условно
разделить на три группы.
В первой группе приоритет отдается практическим мероприятиям, зачастую оперативного характера. Авторы, как правило, имеют опыт работы в системе правоохранительных органов.
Во второй группе деятельность по обеспечению безопасности, в том числе ЭБП» детально рассматривается в каком-либо одном из аспектов, например криминологическом, психологическом, правовом, информационном, управленческом1. Также могут быть
1Бородин ИЛ. Основы психологии корпоративной безопасности. М.: Высшая школа психологии, 2004; Вакуленко Р.Я., Новоселов Е.В. Зашита бизнеса и стратегия предприятия: Экономический и правовой аспект. М.: ЮРКНИГА, 2005.
30
рассмотрены смежные области: риск-менеджмент, аудит, учет, контроль, менеджмент кадров, маркетинг и др1. Авторы, очевидно, специализируются в данных областях знания.
В третьей группе литературы значительную часть содержания составляют методы, связанные с использованием математического аппарата, например теории игр, теории вероятностей, анализа систем управления и пр.2 Можно предположить, что авторы в основном выпускники математических, физических и технических вузов, либо имеют склонность к точным наукам.
Все эти три группы имеют самое непосредственное отношение к проблеме обеспечения экономической безопасности предприятия, однако разнородны по своей сути. Вообще, такая ситуация довольно естественна. Дело в том, что спектр угроз экономической безопасности предприятия (ЭБП) довольно широк, угрозы ЭБП имеют различное происхождение и направленность. Успешно противостоять этим разнообразным угрозам с использованием какого-то одного универсального метода или способа представляется невозможным. Необходим комплексный подход к проблеме обеспечения ЭБП. Это отмечается во многих работах. В то же время перекос в использовании какого-то одного из методов, способов для обеспечения ЭБП, как правило, выливается в ощущение наличия безопасности при ее фактическом отсутствии. Искусство как раз состоит в том, чтобы, грамотно определяя приоритеты, сочетая различные методы и эффективно используя ресурсы предприятия, обеспечить его экономическую безопасность.
В большинстве работ, посвященных безопасности предприятия в целом, авторы придерживаются следующей логической последовательности исследования (изложения материала): понятие безопасности — угрозы безопасности — защита от угроз- система безопасности с комплексным подходом — управление безопаснос-
'Например: Чугунов М.Н. Совершенствование методов снижения рисков В потерь на промышленных предприятиях. Дис… канд. эк. наук. Саранск, ИНН; Йсмагилова В.С. Стратегический маркетинг в системе обеспечения Экономической безопасности предприятия. Дис… канд. эк. наук. Уфа, 2002; 'Соколов Я.В., Бычкова С.М. Бухгалтерский учет, аудит и судебная бухгал-
// Аудиторские ведомости. 2000. № 4.
'Например: Златкин А.И. Разработка методологического обеспечения ^организации экономической безопасности предприятия с использованием средств математического моделирования. Дис… канд. эк. наук. Иваново, 2000.
31
--PAGE_BREAK--
2.2. Принцип четырех ролей
Довольно часто объектом анализа при разработке методов обеспечения ЭБП служат определенные результаты, явления и свершившиеся факты деятельности предприятия в целом, подразделений и сотрудников в частности. Возможно, в этом и состоит основная причина наличия отдельных недостатков существующих методов. Современное предприятие -очень сложный организм, и анализ его «с поверхности», без исследования сути происходящих в нем процессов, малоэффективен. Меры, принимаемые в результате такого обследования, близки симптоматическому лечению в медицине, без устранения первопричин. Попробуем использовать известный принцип — технология определяет результат. То есть то,
40
что мы получаем, зависит от того, как мы это делаем. Для этого необходимо составлять модели функционирования предприятия и анализировать его деятельность и обеспечение ЭБП. Для определенных задач необходимо составлять модели, акцентированные на решение именно этих задач. Все предлагаемые авторами модели не являются единственно возможными моделями каких-либо структур, процессов.
Для дальнейшего анализа прежде всего нам будет необходимо понимать, как соотносятся друг с другом два процесса — процесс возникновения, развития угрозы и процесс обеспечения безопасности. Каково может быть участие самых различных элементов, составных частей предприятия, внешней среды предприятия в этих двух процессах? Будем считать, что в общем случае эти два процесса могут идти независимо один от другого. Это достаточно важное предположение.
Исходя из того, что основой возникновения угроз являются взаимодействия различных элементов вне и внутри предприятия, то эти элементы могут являться источниками угроз, а также объектами угроз. В процессе обеспечения ЭБП эти же элементы вне и внутри предприятия могут рассматриваться как объекты обеспечения ЭБП и субъекты (средства, механизмы, способы и т.д.) обеспечения ЭБП. Эти рассуждения и анализ практики ФХД предприятий позволяет сформулировать следующий принцип.
Любой элемент вне и внутри предприятия с точки зрения обеспечения безопасности предприятия может выступать одновременно в четырех ролях:
- субъекта (средство, механизм, способ) обеспечения безо
пасности;
- объекта обеспечения безопасности (защищаемый эле
мент);
- источника угрозы;
- объекта угрозы.
Далее будем этот принцип называть для краткости принципом одновременности четырех ролей, или принципом четырех ролей. Под элементами здесь могут пониматься любые объекты, как одушевленные, так и неодушевленные, материальные и нематериальные. Например: штатный состав подразделения предприятия, неформальная группа сотрудников, отдельный сотрудник, сейф, контрагент предприятия, должностная инструкция, бизнес-процесс и т.д. Этот принцип может использоваться при анализе самых различных ситуаций, связанных с обеспечением экономической бе-
41
--PAGE_BREAK--
ГЛАВА
II
.
УГРОЗЫ
И
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ
§
1.
Механизм
реализации
угрозы
и
защита
от
угрозы
1.1.
Механизм
реализации
угрозы
Прежде всего еше раз приведем определение: угроза — это такое развитие событий, действие (бездействие), в результате которых появляется возможность либо повышается вероятность нарушения нормального функционирования предприятия и недостижения им своих целей, в частности нанесения предприятию любого вида ущерба. Ценность понятия угрозы прежде всего состоит в удобстве применения с практической точки зрения. Ряд нега тивных явлений в ФХД предприятия, соответствующих данному определению, носит комплексный характер, многие из них типичны, уже хорошо известны, описаны и классифицированы1, что позволяет удобно оперировать понятием «угроза», идентифицируя те или иные явления либо комплексы явлений как определенные угрозы.
Для того чтобы успешно противостоять какому-либо явлению, прежде всего полезно изучить его само как таковое, во всех фазах развития и наиболее важных аспектах. Реализация угрозы путем нанесения экономического ущерба предприятию может как сопровождаться одновременным получением выгоды каким-либо лицом (например, хищение ТМЦ, увеличение личного влияния сотрудника), так и не сопровождаться этим явлением (пожар, случайная ошибка в налоговой декларации с последующими штрафными санкциями). Мы будем рассматривать только ту группу явлений в ФХД предприятия, которая сопровождается получением выгоды в том или ином виде каким-либо лицом либо группой лиц внутри или вне предприятия. Как нам представляется, для того чтобы какое-то событие, действие произошло, нужны желание (мотив) определенных лиц и возможность (средства, способы) осуществления этого события, действия. Под механизмом реализации угрозы мы будем понимать совокупность мотивов, средств
'Мак-Мак В.П. Служба безопасности предприятия. М.: Баярд, 2003, С. 11-12. 52
и способов реализации угрозы. Важно понимать, что защита от какого-либо одного способа нанесения ущерба предприятию не означает устранения угрозы как таковой. В частности, при каких-либо изменениях может стать возможным нанесение ущерба предприятию другим способом.
Мотивы. Что касается угроз внешних, исходящих от других предприятий, контрагентов, конкурентов, государственных органов, то здесь можно выделить два типа мотивов. Первый — должностное лицо сторонней организации в соответствии с должностными обязанностями добросовестно отстаивает естественные, законные интересы своей организации. В данном случае его мотивация более или менее совпадает с заданной в сторонней организации мотивацией сотрудников. Поведение сторонней организации может определяться интересами ее собственников, управляющих, директоров, менеджеров, сотрудников, служащих. Второй — должностное лицо, представляющее контрагента или даже государство, имея возможность проведения каких-либо действий (бездействия), преследует в первую очередь свои личные интересы. Как правило, этот интерес носит личный и ярко выраженный материальный характер. Приведем типичные примеры.
Пример 1. Сотрудник отдела сбыта крупного поставщика А при встрече с представителем организации-покупателя Б рассматривает вопрос о том, по какой группе покупателей организации Б будет предоставляться скидка, звучит фраза вроде «есть разные возможности». Естественно, организация Б захочет воспользоваться «разной возможностью». Сотрудник отдела снабжения организации Б готов, и, увы, зачастую небескорыстно, определить и согласовать полагающийся размер «благодарности» от организации Б.
Пример 2. Инспектор, проводящий проверку по той или иной линии, намекает на вскрытые нарушения и возможность избежать санкций. Практически дословная цитата из разговора: «А вы все равно ничего не докажете… — А мы знаем, что не докажем, И даже доказывать не будем пытаться. А вот проверку провести дополнительную придется. И не одну… — А чтоб одной ограничиться, как нам нужно действовать?» И цифра в тишине пишется на бумаге.
Что касается угроз внутренних, то здесь ситуация несколько сложнее. Мотивация поведения людей (сотрудников) — довольно сложная сфера, недоработки в этой области, по наблюдению авто-
53
--PAGE_BREAK--
§
2.
Систематизация
событий
,
угроз
и
деятельности
по
обеспечению
экономической
безопасности
предприятий
2.1.
Классификация
событий
финансово
-
хозяйственной деятельности
Поскольку нам необходимо вести плановую деятельность по обеспечению безопасности предприятия, то перед нами неизбежно возникает задача систематизации этой деятельности. Как мы уже выяснили, среди принципов организации таковой деятельности существенное место занимает системность. На практике это означает, что обязательно должен существовать и применяться инструмент (технология, способ), позволяющий управлять процессом обеспечения безопасности. Этот инструмент должен:
- быть универсальным по отношению к большинству пред
приятий;
- учитывать все или большинство индивидуальных особен
ностей предприятий;
- давать наглядное представление о системе безопасности
предприятия;
- позволять формализовывать деятельность по обеспечению
безопасности предприятий;
- позволять вести и оценивать деятельность по обеспечению
безопасности предприятия в соответствии с определенными стан
дартами;
- быть простым и доступным для понимания и использова
ния.
В качестве такого инструмента можно предложить составление и использование матриц (таблиц) обеспечения безопасности предприятия.
Прежде всего отметим, что любое событие ФХД предприятия, включая также угрозу ЭБП, и мероприятия по предотвращению ее реализации могут быть классифицированы в соответствии с принципом шести уровней. Кроме того, каждое событие ФХД предприятия может быть отнесено к какому-либо из видов (аспектов) деятельности или соответствующему виду безопасности. При этом путем экспертной оценки, учета пожеланий руководства, учредителей, предыдущего опыта, научно-практических работ в данной области, а также на основе анализа ФХД эти виды безопасности можно ранжировать, например, в порядке убывания важности для предприятия.
Каждое событие ФЗД предприятия, каждый его элемент у нас классифицируется по двум признакам: уровню в ФХД и виду безопасности.
2.2.
Матрицы
событий
ФХД
,
угроз
и
мероприятий
по
обеспечению
экономической
безопасности
предприятия
Таким образом, все события, элементы ФХД предприятия могут быть помещены в таблицу в соответствии с их уровнем важности и аспектом деятельности (видом безопасности). В итоге мы получим таблицу Xстолбцов и 6 строк, где X— число видов безопасности, выбранных для данного предприятия, — таблица 2. В любом случае, чем левее и выше расположен элемент таблицы, тем более важен он для обеспечения безопасности предприятия.
Таблица 2
События ФХД предприятия'
~~-^^^^ Виды ЭБП Уровни -^-^^^ безопасности ^^~"^---^
-
Экономическая
(коммерческая)
-
-
-
-
1-й уровень: Собственники,
Акционеры
-
-
-
-
-
-
2-Й уровень: Высшее
руководство
-
-
-
-
-
-
3-й уровень: Оргструктура, персонал, мотивация
-
-
-
-
-
-
' В этой таблице и двух следующих как пример приведен только один вид безопасности — коммерческая безопасность, безопасность отношений при покупке и продаже продукции, различных ТМЦ.
61
--PAGE_BREAK--
§
3.
Оценка
событий
,
угроз
и
степени
обеспечения экономической
безопасности
предприятий
3.1.
Количественная
оценка
с
помощью
матриц
событий
Попробуем также предложить количественную характеристику важности тех или иных явлений, угроз для предприятия. Для этого необходимо в первую очередь определить количественно важность каждого события, угрозы для предприятия. Исходя из того, что в 6-уровневоЙ модели каждый уровень определяет все последующие (кроме 6-го уровня — учета и отчетности), то важность каждого уровня должна быть не меньше (просто примем равной),
65
--PAGE_BREAK--
§
2.
Государство
и
обеспечение
экономической
безопасности
предприятий
2.1. Обеспечениеэкономическойбезопасностипредприятий
Обеспечение экономической безопасности предприятий, по мнению авторов, не должно быть вопросом, который решается исключительно силами самих предприятий. Прежде всего
74
государство должно создать удобный и благоприятный климат для ведения предпринимательской деятельности. Здесь речь идет не только о национальном и региональных законодательствах, но и о правоприменительной практике, обычаях делового оборота.
Также должна быть создана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий по обеспечению собственной экономической безопасности. При этом ведение предприятиями деятельности по обеспечению экономической безопасности должно быть обязательным. Должны быть разработаны положения, которые носят обязательный и (или) рекомендательный характер в отношении ведения предприятиями таковой деятельности.
Государство может и должно обеспечить национальные предприятия теоретико-прикладными разработками в области экономической безопасности. Отсутствие таких разработок может привести к неэффективности деятельности по обеспечению экономической безопасности и в итоге к неконкурентоспособности национальных предприятий. Воровство, внутреннее мошенничество, взяточничество, коррупция — эти проблемы могут и должны решаться государством и предприятием совместно. Однако отдельно взятое предприятие не имеет достаточно возможностей, чтобы изменить систему отношений. Это может и должно сделать государство,
Государством должны быть установлены критерии, определяющие, какие предприятия относятся к сфере национальных экономических интересов. Должны приниматься во внимание размеры предприятия, сфера его деятельности, географическое расположение, доля на рынке. Экономическая безопасность таких предприятий в обязательном порядке должна контролироваться специальными службами государства.
Государство также должно принимать меры по ограничению негативного влияния иностранных государств и предприятий на национальную экономику в целом и предприятия в частности. Этот вопрос весьма сложен, для его решения необходим целый комплекс мер. В ряде отраслей должна быть ограничена деятельность иностранных предприятий и физических лиц. В частности, речь может идти о воспрепятствовании сбору информации экономического характера иностранными компаниями, а также об определенном ограничении деятельности различного рода иностранных управляющих, консультантов и т.д.
75
--PAGE_BREAK--
§
4.
Третий
,
четвертый
и
пятый
уровни
экономической
безопасности
предприятий
.
Финансово
-
хозяйственная
деятельность
предприятий
4.1.
Уровни
деятельности
предприятия
и
отраслевые
особенности
На первый взгляд предприятия различных отраслей совсем не похожи друг на друга. Что общего может быть между заводом-гигантом, выпускающим автомобили, строительной фирмой, возво-
дящей многоэтажки, автобусным парком, супермаркетом и оператором телефонной связи? На самом деле они имеют гораздо больше общего, чем может показаться.
Попробуем понять, откуда может появиться это общее на столь разных объектах. Из экономической теории мы можем вспомнить схему образования прибыли предприятия:
Прибыль = Доходы — Расходы.
Доходы образуются при реализации результатов производства предприятия. Расходы предприятие совершает для получения результатов производства. С такой точки зрения все предприятия более или менее одинаковы, так как мы до сих пор не делали никаких допущений об их отраслевой принадлежности. Существенно различается только один процесс — процесс физического получения результатов производства (производства продукции, выполнения работ, оказания услуг).
Сточки зрения управления предприятия одной отрасли могут иметь различные типы систем управления, в то же время одинаковые с предприятиями других отраслей. Три высших уровня деятельности предприятия приблизительно соответствуют системе управления предприятием.
Это позволяет на основе принципа шести уровней выдвинуть следующее предположение. Высшие уровни деятельности (а вместе с ними и уровни угроз и безопасности), с первого по второй или по третий, приблизительно одинаковы для большинства предприятий всех отраслей экономики. Третий, четвертый и пятый уровни могут быть индивидуальны не только для отрасли, но и для каждого предприятия. Деятельность на шестом уровне (учет) регламентирована государством (или международными стандартами), что в значительной степени унифицирует ее и делает в случае соблюдения установленных требований достаточно единообразной.
4.2.
Анализ
финансово
-
хозяйственной
деятельности
предприятия
с
точки
зрения
обеспечения
его
экономической
безопасности
Попробуем проанализировать в аспекте экономической безопасности деятельность некоего предприятия, без предположения о его отраслевой принадлежности. В качестве примера мы рассмотрим только один, 5-Й уровень — уровень текущей ФХД.
Будем рассматривать отдельные элементы ФХД предприятия и пытаться найти способы получения выгоды из ФХД предприятия.
89
--PAGE_BREAK--
- мотивируется (провозглашается) формальная цель, как пра
вило, сугубо положительная и объективно необходимая;
- создается структура (группа структур) для решения ранее
обозначенных целей;
- структура начинает функционировать;
- постепенно контроль части бизнес-процессов предприятия
переходит от предприятия к этой структуре, предприятие пере
стает их контролировать;
- заинтересованные лица получают контроль над бизнес-про
цессами и, как следствие, материальные выгоды.
Рис. 8. Паразитные сопутствующие структуры в ФХД предприятия
Схема деятельности предприятия, таким образом, принимает следующий вид (рис. 8). На практике такой вариант помимо нанесения прямого экономического ущерба может приводить к пе-
104
редаче контроля отдельных, а иногда ключевых бизнес-процессов третьим лицам и к глубокому угнетению функций отдельных подразделений предприятия.
Здесь мы можем отметить следующие распространенные способы нанесения экономического ущерба:
1. Нанесение прямого ЭУ путем удержания разницы цен на
структуре-посреднике.
2. Нанесение прямого ЭУ путем обеспечения льготных условий
для организаций, участников «давальческой схемы», формальных
арендаторов либо арендодателей, т.е. лиц, участвующих тем или
иным образом в части производственного процесса.
3. Перехват контроля соответствующего бизнес-процес
са. Предприятие постепенно перестает контролировать соответ
ствующую сферу ФХД. Например, если создана дополнительная
бытовая структура, постепенно все потребители продукции пред
приятия переходят на отношения со сбытовой структурой Сбы
товая структура налаживает связи с поставщиками-конкурентами
и «личные связи» с покупателями и заказчиками. Одновременно
она выходит из-под контроля предприятия. Постепенно сбыто
вая структура начинает диктовать предприятию свои условия По
налогичной схеме могут действовать и отдельные руководящие сотрудники сбытовых подразделений предприятия, даже без образования дополнительных структур.
4. Постановка предприятия в зависимое положение от финансовых структур. Как правило, проводится высшим менеджментом предприятия в союзе (сговоре) с финансовой структурой
Ринансовые структуры проникают в ФХД предприятия, организовывая длительные схемы различного назначения и начинают получать одновременно финансовую выгоду и влияние на предприятие. При ухудшении финансового состояния предприятия условия становятся все более кабальными, а влияние финансовой структуры — более глубоким. Предприятие попадает в мьную и функциональную зависимость от финансовой структуры, а чаще от сотрудника предприятия, организовавшего всю схему.
Отличить хорошо закамуфлированные паразитные сопутствующие структуры от нормальных посреднических структур реальных партнеров можно только методами СБ. Также необходим постоянный мониторинг таких структур — они могут менять свою роль, видоизменяться.
105
--PAGE_BREAK--
ГЛАВА
IV
.
ОТРАСЛЕВЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ
ПРИ
ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ
§
1.
Влияние
отраслевых
особенностей
Как уже было отмечено выше, заметнее всего отраслевая специализация проявляется на уровне текущей деятельности, то есть самого процесса производства и сбыта продукции (работ,
услуг).
Если мы внимательнее рассмотрим общую схему деятельности предприятия, то заметим, что предприятия различных отраслей различаются в первую очередь удельным весом тех или иных этапов в производственном цикле.
Так, в основе деятельности предприятий промышленности лежит производство одних товарно-материальных ценностей из других товарно-материальных ценностей.
У предприятий торговли этап производства как преобразования ТМЦ из сырья в продукцию редуцирован. Основу деятельности торгового предприятия составляют закупка, хранение и сбыт товаров. Определенный вес имеют логистика и подразделение, занимающееся перетаркой, упаковкой, фасовкой.
Строительные предприятия не производят и не продают товары. Результатом строительных работ являются различные объекты — здания и сооружения различного назначения, дороги, мосты и пр. Закупаемые ТМЦ преобразуются в результат выполнения работ непосредственно на месте расположения объекта строительства.
У предприятий, оказывающих услуги, поток ТМЦ в обороте гораздо меньше, чем у торговых или производственных предприятий. Основными расходами являются заработная плата персонала и расходы на содержание офиса. У предприятий связи поток ТМЦ в обороте весьма невелик, однако основными расходами являются расходы на приобретение и содержание основных средств. У транспортных предприятий помимо расходов на приобретение и содержание основных средств существенными являются расходы на ГСМ.
116
Отличия от предприятий других отраслей, характеризующие отраслевую специфику предприятий той или иной отрасли, можно классифицировать по следующим группам:
- правовое регулирование в отрасли;
- сложившаяся практика хозяйственной деятельности;
- организационные особенности предприятий;
- технологические особенности производства.
В реальности все эти отличия тесно взаимосвязаны между собой.
Мы не будем рассматривать предприятия различных отраслей экономики по какой-либо одной схеме. Проведенный анализ не будет полным, исчерпывающим или универсальным. Предлагаем читателю провести такой анализ какого-нибудь конкретного предприятия самостоятельно.
§
2.
Промышленность
Промышленность — это, пожалуй, наиболее разнообразная отрасль народного хозяйства. Именно в промышленности происходит преобразование различных видов ресурсов, таких как, например, полезные ископаемые, сырье различного происхождения, материалы и энергия в различные то вари о-материальные ценности. Это преобразование может быть многостадийным. При этом как товарную продукцию производства часто можно рассматривать не только конечный продукт переработки (обработки), но и промежуточные продукты на различных стадиях производства. В машиностроении, самолетостроении, судостроении, автомобильной промышленности, электронике сильно развита кооперация. При сборке конечной продукции могут использоваться комплектующие, произведенные на десятках предприятий-поставщиков.
Тем не менее можно выделить некоторые общие для большинства предприятий промышленности черты.
Деятельность промышленных предприятий в ряде случаев регламентируется и контролируется государством. Многие виды продукции подлежат обязательной сертификации.
Часто крупные и средние предприятия являются так называемыми градообразующими предприятиями. Ряд предприятий так или иначе связан с социальной сферой, с городским и комму-
117
--PAGE_BREAK--
Пример. Рассмотрим организационную структуру и построение работы коммерческого департамента строительного предприятия. Случай реальный, взят из практики одного из авторов. Департамент имел следующую структуру (рис. 10):
Коммерческий директор
Договорной
отдел
(с функциями отдела маркетинга)
Рис. ^0. Структура коммерческого департамента строительного
предприятия
1См.: Приложение 4, Опросный лист. Опрос проводился в период с мая ;2004 г. по декабрь 2004 г. Было опрошено 37 человек (собственники, руководители, менеджеры строительных предприятий). Приведены наиболее типичные ответы. Ряд условий проведенного опроса, такие как разнородный Достав респондентов, а также разброс представляемых ими предприятий по 1еличине и специализации внутри отрасли, делают проведение статистичес-(кой обработки малоцелесообразным.
127
--PAGE_BREAK--
Сезонность продаж. Обусловливает более высокую требовательность к управлению закупками и продажами. Закупка большего количества сезонного товара, чем требуется, может повлечь за собой задержку его реализации почти на год, до следующего сезона. В случае со скоропортящимся товаром ситуация особенно сложная, так как он может просто прийти в негодность. Порождает следующие угрозы:
- фактор погодных рисков;
- нанесение экономического ущерба вследствие ошибок уп
равления;
- также усугубляет проблему персонала: предприятие вынуж
дено либо содержать большой штат сотрудников с вынужденными
простоями в периоды с низкой загрузкой, либо привлекать допол
нительных сотрудников в периоды с высокой нагрузкой.
§ 6. Проекты
Проекты — это довольно частая практика в деятельности предприятий. Под проектом мы здесь понимаем обособленное ведение какой-либо деятельности (части бизнеса), заранее спланированное и имеющее определенные цели, а также начало и окончание деятельности, определенные финансовые и иные ресурсы. Под проекты могут открываться отдельные юридические лица. С точки зрения обеспечения экономической безопасности предприятий осуществление проектов, как правило, несет с собой ряд специфических угроз.
Поскольку расширение деятельности почти всегда выгодно менеджерам предприятия, то они, как правило, готовы начать любой мало-мальски интересующий собственника или высшее руководство проект. Следует быть предельно внимательным в отношении
137
--PAGE_BREAK--
ЭБП;
— в соответствии с ними вырабатываются и учитываются требования безопасности к оргструктуре и ФХД предприятия, формируется оргструктура, регламентируется ФХД предприятия.
. Развитие предприятия. М.: Дело, 2002. С.
144
1.3. Принципыпостроениясистемы
безопасности предприятия
В.П. Мак-Мак1 дает следующие принципы:
- приоритет мер предупреждения;
- законность;
- комплексное использование сил и средств;
- координация и взаимодействие внутри и вне предпри
ятия;
- сочетание гласности с конспирацией;
- компетентность;
- экономическая целесообразность;
— плановая основа деятельности;
— системность.
О.А. и С.О. Грунины2 указывают на принципы:
— комплексность, или системность;
- приоритет мер предупреждения (своевременность);
- непрерывность;
- законность;
— плановость;
- экономность;
- взаимодействие;
- сочетание гласности и конфиденциальности;
- компетентность.
Сравнение вышеприведенных принципов говорит о схожести взглядов на проблему.
В.С. Гусев3 и другие отмечают следующие принципы:
- комплексность;
- эшелонирование;
—надежность (равнопрочность рубежей);
—разумная достаточность;
- непрерывность.
А.С. Соснин и П.Я. Прыгунов4 приводят следующие принципы построения службы безопасности предприятия:
— принцип соответствия целям предприятия;
- принцип экономической целесообразности;
'Мак-Мак В.П… Служба безопасности предприятия. С. 10-11.
1Прунин О.А., (рунин С.О. Указ. соч. С. 41-43.
'Гусев В.С. и др. Указ. соч. С. 89-91.
'Соснин А.С., Прыгунов П.Я. Указ. соч. С. 160-161,
145
--PAGE_BREAK--
Активное
обеспечение
'01)11
Организация
финансово
-
хозяйственной
деятельности
(бизнес-процессов)
Текущее(оперативное) ведениефинансово-хозяйственнойдеятельностипредприятия(бизнес-процессы)
УчетФХДпредприятия, управленческая ябухгалтерскаяотчетность, контроль
Рис
. 13,
Примерное
соответствиестепенивлиянияС' Предприятия(слева) иролиСБвобеспеченииЭБП
--PAGE_BREAK--
§
5.
Пути
совершенствования
деятельности
службы
безопасности
предприятия
5.1. Характер
деятельностислужбыбезопасности
Поскольку авторы приходят к выводу о необходимости включения в деятельность СБ в дополнение к мероприятиям охранно-сыскного характера мероприятий организационного, управлен-ческо-экономического и аналитического характера, то неизбежно встает следующий вопрос. Если на предприятии уже существуют различные управленческие структуры со схожими функциями, а также контрольные подразделения экономической направленности, не возникнет ли дублирования и дезорганизации деятельности?
Работа СБ в отличие от работы этих служб предприятия является в первую очередь организационной, координирующей и должна характеризоваться комплексностью, более широким подходом к решаемым проблемам, спецификой применяемых методик, привлечением ресурсов различных служб предприятия к решению проблем. Только в этом случае достигается органичное дополнение и повышение надежности функционирования предприятия. Кроме того, в ряде случаев дублирование является не только полезным, но и необходимым фактором обеспечения безопасности.
Комплексный подход к проблеме обеспечения ЭБП был описан выше. Также предполагается сочетание различных методов, использование источников информации, недоступных для других подразделений предприятия.
Совершенствование работы СБ может достигаться путем:
- расширения сферы влияния СБ;
- углубления влияния СБ;
163
--PAGE_BREAK--
Итога. СБ должна постоянно внимательно анализировать деятельность предприятия и его окружения, в то же время не углубляясь чрезмерно в текущую работу. Нельзя допускать ситуации, когда деятельность СБ в отношении каких-то сфер, областей деятельности предприятия, персоналий ограничивается, блокируется теми или иными лицами, мерами, способами.
б
б
.
Методические
рекомендации
в
области
деятельности
по
обеспечению
экономической
безопасности
предприятий
6.1. Необходимостьсовершенствованияметодикработы служббезопасностипредприятий
Обострение конкуренции делает работу службы безопасности предприятия все более важной. От работы СБ напрямую зависит эффективность функционирования всего предприятия.
Расширение сферы влияния СБ, постоянно изменяющиеся внешние условия, развитие технологий, систем управления предприятием приводят к необходимости постоянного совершенствования методик работы СБ.
Любое изменение какого-либо элемента предприятия или его внешнего окружения может повлечь за собой возникновение такого механизма реализации угрозы, существование которого ранее было невозможно.
В частности, постоянного совершенствования требуют методы анализа ФХД предприятия, осуществляемого в целях обеспечения ЭБП. В качестве примера проведем анализ:
- использования ТМЦ предприятием;
- отношений строительного предприятия с субподрядчиками.
На основании проведенного анализа разработаны методические рекомендации, позволяющие повысить уровень обеспечения ЭБП (см. Приложения. Там же дана методика определения состояния ЭБП с помощью анализа информации, полученной от бухгалтерии предприятия).
172
6.2. СохранностьинадлежащееиспользованиеТМЦ напримерестроительныхпредприятий
В строительных работах существенную часть себестоимости работ составляют применяемые строительные, отделочные и иные материалы. От качества применяемых материалов напрямую зависит не только качество, но и безопасность зданий и сооружений. Обеспечение сохранности и надлежащего использования товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на предприятиях различных отраслей экономики, и в строительстве в частности, является вопросом, достаточно хорошо проработанным в литературе. В значительной мере решение данного вопроса в части организации учета и контроля регламентировано различными государственными органами. Тем не менее тема не теряет актуальности и прорабатывается авторами в различных аспектах: отраслевых, организационном, управленческом, бухгалтерском, правовом и пр. В этом пункте книги автрры сделали попытку обобщения практического опыта и рекомендаций по обеспечению сохранности и надлежащему использованию ТМЦ в строительных предприятиях, не претендуя на полноту рассмотрения вопроса. Более того, освещены только те моменты, которые характерны в основном для строительных предприятий.
Прежде всего хотелось бы отметить, что создание и поддержание эффективной системы учета и контроля ТМЦ в строительной, да и в любой другой организации — достаточно сложная задача, требующая определенных знаний и организационных навыков. Методические указания, положения и рекомендации, альбомы унифицированных форм, разработанные государственными ор-Ганами, являются отличной базой для формирования системы ^чета и контроля. Они создавались коллективами специалистов проверялись на практике в течение длительного времени. Как •оказывает опыт, любое недостаточно продуманное отступление п этих правил, сделанное для упрощения, ускорения и т.д., чаще }его влечет за собой серьезные проблемы и потери. Строительные предприятия по сравнению с предприятиями утих отраслей экономики имеют ряд особенностей, которые ска-ваются на обеспечении сохранности и надлежащему исполь-лнию ТМЦ. Это:
Б;. — отсутствует стационарное место передачи (списания) ТМЦ производство, вместо него имеется объект строительства, ре-рнта, стройплощадка;
--PAGE_BREAK--
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативные
документы
1.Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003, при
нята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от
30. П. 1994 № 51-ФЗ. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Часть тре
тья от 26.11.2001 № 146-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от
31.07.1998 № 146-ФЗ. Часть вторая от 05.08.2000 № П7-ФЗ.
4. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N9 197-
ФЗ.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правона
рушениях (ред. от 23.12.2003) от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-
ФЗ (ред. от 08.12.2003).
7. О безопасности (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря
1993 г, 25 июля 2002 г.): Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1.
8. О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации (с изменениями от 21 марта 2002 г, Юянваря 2003 г): За
кон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1.
9. О законодательном обеспечении экономической безопаснос
ти Российской Федерации; постановление Совета Федерации Феде
рального Собрания от 8 августа 1996 г. № 327-СФ.
10. О первоочередных мерах по реализации Государственной стра
тегии экономической безопасности Российской Федерации (Основ
ных положений), одобренной Указом Президента Российской Феде
рации от 29 апреля 1996 г. N9 608: постановление Правительства РФ
от 27 декабря 1996 г. № 1569.
11. Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопаснос
ти Российской Федерации (с изменениями от 1, 25 декабря 2000 г.,
29.12.2001 г., 1 сентября, 14 октября 2002 г., 28 мая 2003 г.): Указ Пре
зидента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1603.
12. О Государственной стратегии экономической безопасности
Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента
РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.
13. О Концепции национальной безопасности Российской Феде
рации: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
14. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 г.,
№ 129-ФЗ.
15.Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001
МН19-ФЗ.
186
16. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995
208-ФЗ.
17. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федерал ь
ный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ.
18. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от
26.10.2002 г., № 127-ФЗ.
19. Об информации, информатизации и защите информации: Фе
деральный закон от 20.02.1995 №24-ФЗ
20. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федераль
ный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
21. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгал
терская отчетность организаций» ПБУ 4/99: приказ Минфина РФ от
06.07.1999 №43н.
22. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском
учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 №105).
23. Об основных положениях по учету материалов на предприяти
ях и стройках: письмо Минфина СССР от 30.04.1974 г. № 103.
24. Об утверждении методических указаний по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина РФ от
13.06.1995г. №49.
25. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
документации по учету труда и его оплаты, основных средств и не
материальных активов, материалов, малоценных и быстроизнаши
вающихся предметов, работ в капитальном строительстве: постанов
ление Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а.
26. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
документации по учету работ строительных машин и механизмов,
работ в автомобильном транспорте: постановление Госкомстата РФ
от 28.11.1997 г. №78.
27. Об утверждении унифицированных форм первичной учет
ной документации по учету работ в капитальном строительстве и
^ремонтно-строительных работ: постановление Госкомстата РФ от 111.П.1999 г. № 100.
28. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
жументации по учету продукции, товарно-материальных ценнос-
сЙ в местах хранения: постановление Госкомстата РФ от 9.08.1999 г
Ь66.
29. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет
ятериально-производственных запасов» ПБУ 5/01: приказ Мин
фина РФ от 09.06.2001 г. № 44н.
30. Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому
йийету материально-производственных запасов (с изменениями от
Ш.04.2002 г.): приказ Минфина РФ от 28.12.2001 г. № П9н.
187
--PAGE_BREAK--
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
Методические рекомендации по оценке состояния
экономической безопасности предприятия
с использованием тестирования
Результаты теста могут не только дать комплексную оценку, но и выявить уровень (в соответствии с принципом шести уровней), на котором в основном формируются угрозы экономической безопасности предприятия.
Тест. Необходимо подтвердить («да») или опровергнуть («нет») справедливость данных ниже утверждений по отношению к тестируемому предприятию.
Уровни акционерно-собственнический, высшего руководства, оргструктуры, мотивации.
1.Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю
предприятия. Подчинение заместителю директора по экономике и фи
нансам, финансовому директору носит чисто оперативный характер.
2. Главный бухгалтер активно взаимодействует непосредственно
с руководителем предприятия.
3. Внешних аудиторов предприятия представляет, рекомендует
собственник предприятия (или руководитель, что в ряде случаев мо
жет быть хуже).
4.Организационно создан и действует текущий контроль деятель
ности предприятия, в том числе ведения бухгалтерского учета (внут
ренний аудит, служба внутреннего контроля).
5. Этот контроль подчиняется непосредственно собственнику
(внутренний аудит) или руководителю предприятия.
6. Кадровая политика в бухгалтерии находится полностью в ком
петенции главного бухгалтера.
7. Зарплаты бухгалтеров не ниже, чем у сотрудников по предпри
ятию, выполняющих схожую по характеру работу, и не ниже, чем «в
среднем по рынку» у бухгалтеров такой же квалификации.
Уровень организации бизнес-процессов.
8. Указания главного бухгалтера обязательны для всех сотрудни
ков предприятия и реально выполняются ими.
9.Бухгалтерия активно участвует в выработке и принятии реше
ний, подготовке, составлении и визировании документов.
195
--PAGE_BREAK--