Федеральное Агентство по образованиюМосковский институт комплексной безопасностиФилиал в г. ЮгорскФакультет безопасности и гигиены трудаКурсовая работаЭкономические аспекты охраны труда в странах ЕС (Великобритания)г. Югорск 2011г
Содержание
1. Введение
2. Вопросы охраны труда и здоровьяработников
3. Опыт Великобритании в организациисистемы охраны труда
3.1 Управление системой охраны труда
3.2 Система уведомлений дляобязательного исполнения
3.3 Общественные дискуссии о системеохрана труда
4. Социально-экономическиепоследствия влияния неблагоприятных условий труда
5. Задание
6. Заключение
7. Список литературы
1. Введение
Охрана труда являетсячастью повседневной жизни в Великобритании и имеет непосредственное отношение кнашим с вами трудовым будням. В Великобритании трудовые отношения регулируютсяшироким спектром документов, таким как методики, оценки рисков, инструкции поохране труда и так далее. В современном мире люди могут проживать в разныхстранах. Для примера возьмем Европейский Союз. Например, поляки мигрируют вВеликобританию, а украинцы в Польшу. Компании от такой миграции получаютквалифицированных рабочих и/или дешевую рабочую силу. Чаще всего мигранты плохопонимают язык страны, куда они приехали, а читать/писать вообще не умеют. В подобныхслучаях актуальными становятся вопросы охраны труда и услуги бюро переводов. Поанглийскому законодательству, если лицо подписало документ, значит, оноознакомлено с его положениями. Что делать, если лицо не может даже прочитатьдокумент? Этим обеспокоены руководители и владельцы компаний, поскольку они несутперсональную ответственность за такого вида “корпоративные убийства”.Необходимо учитывать растущие “требования культуры”. Например, рабочий получилтравму и не может общаться на английском языке. Как ему помочь? Вот почемустраховые компании все чаще и чаще интересуются политиками компаний в отношениимигрантов. Вот почему необходимо переводить документы по охране труда на вседоступные языки, чтобы сотрудник-мигрант смог с ними ознакомиться. Если жесотрудник в достаточной мере не владеет языком, необходимо воспользоватьсяуслугами устного переводчика. Крупные компании могут себе позволить нанятьдополнительный персонал, который будет знать язык мигрантов и поможет имознакомиться с правилами по охране труда. Они также могут обучать новыйперсонал. Как уже было сказано, чаще всего на другие языки переводятсяинструкции по эксплуатации. Именно они помогут вам на первых порах.
2. Вопросы охраны труда издоровья работников
Вопросы охраны труда издоровья работников являются неотъемлемой частью стратегий стран Евросоюза. Наиболееинтересным представляется опыт Финляндии, Великобритании.
Великобритания в 2004 г.приняла Стратегию безопасности здоровья на рабочих местах на период до 2010 г.и более. Стратегия основана на том, что безопасный труд и здоровье работникаявляются краеугольным камнем цивилизованного общества, и ставит целью сниженияв 2010 г. уровня смертности и тяжелых травм на производстве на 10%, уровняпрофессиональной заболеваемости на 20%; потерь рабочего времени по причинезаболеваемости на 30%.
Стратегия исходит изпонимания того, что со времени принятия в 1974 г. закона об охране здоровьяработников и безопасности труда в мире произошли серьезные изменения,соответственно которым необходимо модернизировать систему управления рисками. ВВеликобритании стало меньше крупных фирм (менее половины рабочей силы странызаняты в больших организациях), и значительно увеличилось число мелкихпредприятий — на более чем 90% из 3,5 млн предприятий численность занятых менеечем 10 человек; увеличилась численность работников, занятых неполное рабочеевремя; женщины сейчас составляют половину рабочей силы. Сфера услуг стала болеезначительной, индустриальный сектор подвергается влиянию сильной международнойконкуренции и сужает область своего присутствия в стране. Традиционныеинтервенции в сфере охраны труда не достигают желаемого эффекта в изменившейсяэкономике и структуре занятости, поскольку уделяют мало внимания здоровьюработников на рабочих местах. В этой связи правительством Великобританииставится стратегическая задача разработать новые пути достижения культурыбезопасного и здорового труда в меняющейся экономике с тем, чтобы всеработодатели всерьез осознали свою ответственность, и работники были полностьювовлечены в управление рисками на рабочих местах. Стратегия направлена надостижение высокого уровня понимания того, что здоровье работников ибезопасность рабочих мест являются системным элементом современногоконкурентоспособного бизнеса.
Особенное место уделенобюджетному сектору, который, по замыслу Стратегии, должен стать образцомбезопасного и здорового труда для частного сектора. Исполнение стратегиивозложено на комиссию по охране и безопасности труда, подведомственнойминистерству труда и пенсий Великобритании. Большое внимание Стратегия уделяетразвитию социального диалога, социального партнерства (с профсоюзами, деловымиассоциациями, НКО), а также установлению тесного сотрудничества и партнерскихотношений с регионами и местной властью. Великобритания выделяет четырестратегические области:
1. Развитие тесногопартнерства.
2. Помощь людям вполучении преимуществ от эффективного управления охраной и безопасностью труда,развитие культуры безопасного труда и ответственности за свое здоровье.
3. Фокусировка наосновной работе комиссии по охране и безопасности труда и интервенциях,направленных на снижение травматизма и повреждение здоровья на рабочем месте.
4. Распространениестратегического видения (установление надежных двусторонних коммуникаций сосновными заинтересованными сторонами).
В Стратегии отмечено, чтоее целью не является достижения общества без рисков, но достижение общества, вкотором риски правильно оцениваются, осознаются и управляются. Согласнодокументу, должно быть совершенно ясно, что управление здоровьем ибезопасностью является коллективной ответственностью, в которой самомуработнику отводится значительная роль.
Интересен практическийопыт комиссии по охране и безопасности труда по доведению до каждогоработодателя и работника знаний в области охраны труда и здоровья на рабочемместе. Этим органом выпущено большое количество специальных материалов,рассчитанных на разные целевые аудитории, которые в наглядной, простой иудобной форме доводят до работодателей и их работников основные требованиязакона об охране здоровья работников и безопасности труда. Процедура оценкирисков расписана просто и понятно («пять шагов оценки рисков»), результатыоценки рисков заносятся в специальную регистрационную карту для анализа иконтроля путем составления плана мероприятий по снижению и ликвидации угрозповреждению здоровья работника. Обязательно требование возобновления процедурыоценки профессиональных рисков с определенной периодичностью (не реже раза вгод). Таким образом, достигается требуемая степень контроля за факторами,несущими риск угрозы здоровья на рабочем месте, и система управленияпрофессиональными рисками, которой охвачено каждое рабочее место вВеликобритании, поддерживается в актуальном состоянии.
На сайте комиссии(www.hse.gov.uk) содержится огромный массив экспертной информации, методик,рекомендаций, законодательных норм, правил, примеров лучшей практики в сфереохраны труда, популярных брошюр, специальных форм и прочих материалов, детальноструктурированных по разделам, подразделам и отраслям с целью удобствапользования в расчете на аудиторию любого уровня.
В центре особого внимания— малый бизнес, для которого разработаны специальные упрощенные формы иметодики оценки рисков, информационные и нормативно-методические материалы,облегчающие восприятие и усвоение правил техники безопасности и основныхобязанностей работодателя и работника по управлению рисками, определенныезаконом об охране здоровья работников и безопасности труда.
Интересен также богатыйопыт Великобритании в целенаправленном культивировании среди бизнес — сообществаполитики корпоративной социальной ответственности, через которую эффективнорешаются многие вопросы охраны здоровья работников. Руководителям предприятий,членам советов директоров и правлений посвящены специальные материалыправительственного офиса Объединенного Королевства, в лаконичной формеизлагающие их обязанности в сфере охраны труда и здоровья персонала ипреимущества конкурентоспособных здоровых условий труда для ведения успешногобизнеса.
3. ОпытВеликобритании в организации системы охраны труда
3.1 Управление системойохраны труда
Рассказано о нынешнейсистеме охраны труда, сформированной в 1974 г. с принятием Закона об охранетруда (HSWA), который ввел новые институты этой системы и обеспечилпоследовательный пересмотр и замену прежнего законодательства. Разъясненызадачи, подчиненность, структура и порядок формирования комиссии по охранетруда (HSC) и службы (исполкома) охраны труда (HSЕ). Обсуждается роль в сферепрофессиональной безопасности министров правительства, местных властей,специальных консультативных комитетов, контактных комитетов по внедрениюзаконодательства (HELA). Рассказано о процедуре проведения широких консультацийперед введением новых нормативных документов по охране труда и инициатив состороны комиссии HSC.
Разъясняется структуразаконодательной базы, в которую входят, наряду с законом HSWA, разнообразныеправила, утверждаемые нормы (АСОР), руководства и стандарты. Эти типыдокументов имеют различную законодательную силу, разный порядок и срокипринятия. Подчеркнуто, что нормы АСОР (которые можно обновить более быстро)обеспечивают гибкость законодательной системы, чтобы без изменения нормативныхдокументов более высокого ранга соответствовать инновациям и технологическимпеременам. Рассмотрен порядок внедрения в британское законодательствомеждународных и общеевропейских директив и стандартов по вопросампрофессионального здоровья и безопасности. В этой связи рассказано о задачах идеятельности Британского института стандартизации (BSI), который является официальнымнациональным органом, ответственным за создание британских стандартов,значительное число которых представляют собой перенос на правовое полеВеликобритании европейских и международных стандартов.
Рассказано ораспределении сфер ответственности за контроль исполнения законодательства,который осуществляют служба HSЕ и местные власти, и о полномочиях инспекторовот этих органов. Охарактеризован арсенал санкций, доступный инспекторам вотношении организаций-правонарушителей, в который входят рекомендации илипредостережения, уведомления для обязательного исполнения, предъявлениеобвинения в уголовном суде, предъявления обвинения в непредумышленном убийствеи др. Рассказано о программах превентивных инспекций, проводимых, как правило,без предупреждения, для проверки соблюдения требований охраны труда, сбораинформации и обеспечения соответствия законодательству состояния рабочих мест.
Рассказано о системеподготовки инспекторов службы HSЕ. Приведена информация о компьютерных базахданных, имеющихся в центральном и региональных офисах службы HSЕ о состоянииохраны труда в различных отраслях индустрии и компаниях. Охарактеризованысобираемые в этих базах сведения.
3.2 Системауведомлений для обязательного исполнения
В статье рассказано одействующей в Великобритании системе уведомлений для обязательного исполнения,которые могут выставляться работодателям со стороны контролирующих охрану трудаорганов (службы HSE и местных властей). Приведена краткая статистика повыставленным уведомлениям в 2003 – 2005 гг. Рассмотрены существующие 3 типауведомлений и возникающие обязанности у работодателей при получении того илииного типа уведомления. Сам факт получения уведомления является наказанием длякомпании-правонарушителя, поскольку приводит к публичной огласке и к ухудшениюее репутации. Обсуждаются последствия для работодателей за невыполнениетребований уведомлений. Максимальное наказание за невыполнение – штраф вразмере 20 тыс. фунтов стерлингов и лишение свободы на срок шесть месяцев, еслидело рассматривается в Магистратском суде, или штраф без ограничений размера идва года лишения свободы, если дело рассматривается в Королевском суде.
Рассказано, что можетпредпринять работодатель, если уведомление выставлено, в каких случаях возможенотзыв уведомления или удлинение сроков его выполнения, что может бытьоснованием для апелляции на полученное уведомление и как следует подаватьапелляцию.
3.3 Общественные дискуссиио системе охрана труда
Рассказано о различныхмнениях сторон в ходе общественной дискуссии о необходимости разработки нового,«разумного подхода» к контролю над профессиональными рисками. По мнениюправительства, бюрократия и страх перед судебными разбирательствами породили«культуру боязни риска», что на самом деле наносит вред делу безопасности,ущерб конкуренции в бизнесе и ограничивает индивидуальную самостоятельность.Как сказал министр, нельзя допустить, чтобы мероприятия по вопросам охранытруда стали бюрократической игрой, которая скорее направлена на получениестраховок, чем защищает людей от реального ущерба.
Конгресс тред-юнионов(TUC), со своей стороны, заявил, что особое внимание правительства к боязнириска «почти надуманно», в то время как свыше миллиона работников вВеликобритании получают производственные травмы каждый год. Конгресс TUCвыпустил доклад, из которого следует, что какую-либо компенсацию имеет толькоодин из 10 человек, получивших травмы во время работы. «Если работодателижелают уменьшить расходы на компенсации, им необходимо серьезно отнестись кулучшению уровня безопасности».
Нынешний директор службыHSE Джеффри Поджер опубликовал статью, направленную против современных мифов,бытующих в британском обществе, что охрана труда запрещает все подряд – отлестниц-стремянок до школьных походов. Со своей стороны, автор предлагаетдесять принципов разумного управления рисками и призывает каждого, решающегопроблемы охраны труда, следовать этим принципам.
Последний разделнастоящей статьи посвящен обсуждению вопроса: – Нужны ли в Великобритании болеевысокие штрафы и другие санкции за нарушения правил охраны труда? Излагаютсяразные мнения и предложения по этой теме. В дискуссии участвуют представителиФедерации малых предприятий, Профсоюза государственных служащих и социальныхработников (UNISON), Британского совета по безопасности (BSC), Конгрессатред-юнионов (TUC), Королевского общества по предупреждению несчастных случаев(RoSPA), Института директоров (IoD), Института профессиональной безопасности издоровья (IOSH).
4.Социально-экономические последствия влияния неблагоприятных условий труда
Утрататрудоспособности (временная или стойкая) у работающих может быть следствием,которое вызвано производственной травмой, профессиональными заболеваниями,производственно обусловленными, общими болезнями.
Профессиональныезаболевания и случаи производственного травматизма, когда необходимо проведениеих расследования и составление акта по форме Н-1 (случаи, учтенные актами Н-1),могут иметь различные последствия по восстановлению трудоспособности ивозможности выполнять свои трудовые функции пострадавшими.
Припрофзаболевании и производственной травме, вызывающих снижениепроизводительности труда или делающих невозможным продолжение работы в прежнейпрофессии, необходим перевод на работу, не связанную с вредными и неблагоприятнымифакторами производственной среды и трудового процесса, более легкую, или работутребующую, как правило, меньшей квалификации.
Профессиональныезаболевания и производственные травмы, приводящие к инвалидности, влекут засобой компенсационные выплаты в виде пенсии по инвалидности. В случаеинвалидности, профзаболевания или производственной травмы со смертельнымисходом, выплаты необходимых пособий в связи с гибелью кормильца назначаютсясемье пострадавшего.
Экономическийущерб, связанный с потерей трудоспособности по каждому указанному случаю можнопредставить следующей формулой
Птр. =Пп + Пс + Пу =18693,08+200000+756,3=219449,38 (1)
Птр — потеря трудоспособности в результате профзаболевания или производственнойтравмы;
Пп =18693,08
Пу =756,3
Кромеэтого экономические потери (Эп), связанные с явной или возможной утратойтрудоспособности работающими, можно разделить на следующие группы:
а) потери,вызванные производственными травмами с утратой трудоспособности, учтенные иоформленные актами по форме Н-1 (Птр);
б) потери,вызванные микротравмами (Пмт);
в) потери,вызванные профессиональными заболеваниями (Ппз);
г) затратына компенсации в связи с воздействием на рабочем месте вредных факторовпроизводственной среды (физического, химического, биологического) и характератрудового процесса (тяжести и напряженности труда) — (Пв).
Указанноевыглядит следующим образом:
Эп= Птр+ Пмт + Ппз.
Эп=219449,38+41,4+756,3=220247,08 (2)
Социально-экономическиепотери общества от ухудшения состояния здоровья работающих можно условноподразделить на социальные убытки и потери, которые непосредственно несетпроизводство любой отрасли экономики.
Социальныеубытки, связанные с нетрудоспособностью работающего при профессиональномзаболевании (временной или стойкой утратой трудоспособности), складываются из:
Упз =Уб/л + Упл + Укл + Ус + Удп + Ув + Уд + Уи
Упз=2279,2+831,6+77,2+4+308+3,2+14,4+3,9=3521,5,где (3)
Упз —социальные убытки, связанные с профессиональной заболеваемостью работающих;
Уб/л —выплаты по б/л, выдаваемому по причине профзаболевания;
Упл — стоимость поликлинического (амбулаторного) лечения;
Укл — стоимость лечения в стационаре или клинике;
Ус — выплаты по справкам, выдаваемым по причине профессиональногозаболевания;
Удп —доплаты до среднего заработка при выдаче проф.б/листа и временном выводеработающего из условий контакта с производственными вредностями;
Ув —выплаты по справкам при направлении на освидетельствование илипереосвидетельствование;
Уд —выплаты, связанные с задержками в пути при следовании (в или из) пунктовлечения, консультирования или освидетельствования;
Уи — выплаты, связанные с выходом на инвалидность в связи с профессиональнымзаболеваем;
Упк — выплаты, связанные с потерей кормильца в случае смерти пострадавшего.
Принетрудоспособности, связанной с производственной травмой, социальные потерирассчитываются аналогичным методом, как и при профессиональном заболевании.
Такимобразом, социальные издержки, которые покрываются за счет средств Фондасоциального страхования можно представить как:
а) припрофессиональном заболевании (Спз) –Cпз = /> Cпзi (4)
б) припроизводственной травме (Спт) -Cпт = /> Cптi (5)
Убыткипроизводства в основном слагаются из:
а) припрофессиональном заболевании:
Уппз =Уснп + Упр + Ул + Уо =277,2+45,2+77,2+212,6=612,2, где (6)
Уснп — стоимости недоданной продукции за период отсутствия работающего по причинепрофзаболевания на своем рабочем месте;
Упр — необходимости вывода специалистов высокой квалификации, имеющих профзаболеваниеи противопоказания для продолжения работы в прежней профессии, и связанные сэтим затраты при обучении новых кадров, а также на переквалификациюспециалистов, имеющих профзаболевания.
Отсутствиена производствах, где регистрируются профзаболевания, продуманной схемы выводатаких работающих и рационального их трудоустройства, наносит несомненный каксоциальный, так и экономический ущербы не только данному учреждению, но иобществу в целом;
Ул — затрат на лечение профессиональных больных в условиях поликлиники, стационараобщего профиля или специализированной клиники, санаториев-профилакториев,санаторно-курортного лечения;
Уо — необходимости выполнения в период отсутствия работающего, имеющегопрофзаболевание, его доли производственного задания оставшимися, что, какправило, ведет к увеличению временной нагрузки воздействия вредных производственныхфакторов на организм работающих и может привести к более быстрому заболеваниюпрофессиональными болезнями и по этой причине к увеличениюсоциально-экономических потерь, которые будет нести в этом случае производство.
б) припроизводственной травме:
Общаясумма условных потерь производства (Утр) в связи с невыходом на работупострадавшего в результате производственной травмы слагается из:
Утр =Утр1 + Утр2 =50,4+93,6=144, где (7)
Утр1 — потери, связанные с невыходом пострадавшего на работу;
Утр2 — потери за счет стоимости не произведенной продукции на простаивающем, врезультате травмы работающего, оборудовании.
Общиеэкономические потери производства в связи с производственной травмой (Эпо)можно представить в следующем виде:
Эпо =Этр1 + Этр2 + Этр3 + Этр4 + Этр5+ Этр6 + Этр7 + Этр8 (8)
Этр1=50,4
Этр2=120,7
Этр3=239,4
Этр4=17294,24
Этр5=229,04
Этр6=1016,4
Этр7=29
Этр8=72
Эпо=18693,08
Примикротравмировании работающего, когда не оформляется акт Н-1 и травма не влечетза собой потерю трудоспособности (на один день и более), то и в этом случаепроизводство несет материальные убытки, связанные с затратами на оказаниепервой помощи получившему травму, или (и) переводом пострадавшего на некотороевремя на более легкую работу, или (и) снижение производительности труда, или(и) на ремонт, а также наладку оборудования.
Уб/л=4*7,4*77=2279,2
Упл=4*77*2,7=831,6
Ус=1,0*4=4
Удп=4*27=308
Ув=0,8*4=3,2
Уд=1,8*4*2=14,4
Уи=3,9*1=3,9
Упк=3,7*2=7,4
Уснп=0,9*4*77=277,2
Упр=11,3*4=45,2
Ул=19,3*4=77,2
Уо=212,6
Утр1=4*0,7*18=50,4
Утр2=4*18*1,3=93,6
5. Задание1 Птр (произв.травма) 2 Пмт (микротравма) 3 Ппз (проф.заболеван.) 4 Уб/л (по причине проф.заболеван) 7,4 5 Упл (стоимость лечения по Б\Л) 2,7 6 Ус (выплачено по справке) 1,0 7 Удп (доплата до среднего заработка) 1,4 8 Ув (при освидетельствовании) 0,8 9 Уд (задержки в дороге) 1,8 10 Уи( с выходом на инвалидность) 3,9 11 Упк (с потерей кормильца) 3,7 12 Уснп(недоданная продукция за один день) 0,9 13 Упр (обучен. нового рабоч) 11,3 14 Ул( стоим. лечен. в санат и т.д.) 19,3 15 Уо (Стоимость дополнит. работы) год 212,6 16 Утр1(с невыход. на работу) один день 0,7 17 Утр2(потери по продукции) 1 день 1,3 18 Этр 1 (испорч.матер) 50,4 19 Этр2 (Стоим.испорч. оборуд) 120,7 20 Этр3 (стоим.строит. работ) 239,4 21 Этр4 ( выплаты по б/л) один день 0,28 22 Этр5 (доплаты) один день 0,14 23 Этр6 (выплаты пенсии) месяц 12,1 24 Этр7 (затраты на переподготовку) 5,8 25 Этр8 (на обучение) 24,0 26 Оказание помощи по микротравме 0,6 27 Потери в связи с переводом, снижен. производительности.1,7 28 Количество травм 4 29 Кол-во тяжелых, с выходом на инвалид.1 30 Кол-во травм со смерт. исходом2 31 Кол-во проф.заболеваний 4 32 Кол-во больных по инвалидности(травм)4 33 Кол-во микротравм 18 34 Кол-во дней нетрудоспос. по травме (1 травма) 18 35 Кол-во дней нетруд. По профзаболеванию 1 заболевание 77
6. Заключение
Можно сделать вывод, чтопроблема охраны труда на современном этапе не только не утратила актуальности,но и предстала в новом свете, что обусловлено признанием человека высшейсоциальной ценностью, приоритетности его жизни и здоровья над интересамигосударства. В этой связи чрезвычайно важным представляется изучение и решениепроблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которыхпротекает труд человека.
Эти и многие другиефакты свидетельствуют, что на многих предприятиях, особенно мелких и средних,условия труда не соответствуют стандартам безопасности и промышленной гигиены,что наносит ущерб здоровью работников, а нередко и угрожает их жизни. Во многомэто связано со стремлением работодателей как можно быстрее и с минимальнымвложением средств извлечь наибольшее количество прибыли. Пользуясь возникшим впоследнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест и малой осведомленностьюработающих в вопросах охраны труда, собственники предприятий, учреждений,организаций мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требованиябезопасности труда.
Одним из приоритетныхнаправлений деятельности государства по улучшение ситуации в области охранытруда является дальнейшее совершенствование законодательства по охране труда. Вэтой работе нашим законодателям не следует пренебрегать мировым опытоморганизации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда. В связисо старением нации давно назрела проблема установления дополнительных гарантийв охраны труда для пожилых работников. По мнению автора, при разработкесоответствующих правовых норм стоит учесть достижения зарубежных стран (Японии, Швеции) в решении данного вопроса. В то же время, как доказывает тот жемировой опыт, совершенствование законодательства при всем его значении не всостоянии само по себе обеспечить соблюдение его нанимателями, подлиннуюбезопасность труда, здоровье работников. Решение задач охраны труда должноосуществляться комплексно, путем выполнения конкретных задач организационного,научного, материально-технического и нормативно-правового обеспечения ихдеятельности в сфере охраны труда. К таким задачам можно отнести, установлениедифференцированных страховых тарифов в зависимости от состояния охраны труда напредприятиях ввести (тогда работодателям будет экономически не выгоднодопускать существование небезопасных и ненадлежащих условий труда); организациюреально действующей системы медицинской, профессиональной та социальнойреабилитации пострадавших на производстве; обеспечение надежного финансированиязатрат, связанных с выплатой компенсаций работникам при утратетрудоспособности, а также пенсий по инвалидности и в случае смерти; обеспечениекоординации деятельности государственных органов, учреждений, организаций иобъединений граждан, решающих различные проблемы охраны здоровья, гигиены ибезопасности труда, а также сотрудничества и проведения консультаций междусобственниками и работниками, между социальными группами при принятии решенийпо охране труда на местном государственном уровнях.
охранатруд неблагоприятный
7.Список литературы
1. Актуально об охране трудаhttp://www.provisor.com.ua/archive/2003/N19/art_03.htm
2. Актуальные проблемысовершенствования законодательства об охране труда council.gov.ru/inf_sl/inf_iau/208-15.htm
3. КиселевИ.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. — М.: Дело,1999
4. В.А.Петренко Пути совершенствования законодательства об охране труда и практики егоприменения
www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2003/vestniksf208-15/vestniksf208-15020.htm
5. БаранашникА.В. Правовое регулирование охраны труда. — М.: Издательство Амалфея, 2004.