ТЕМА
Чрезвычайныеситуации на транспорте
1. Особенности аварий на транспорте
Значительное число техногенных катастроф происходит натранспорте. Транспорт является важнейшим связующим звеном частей любой страны,звеном современного многоотраслевого хозяйства. Транспорт, кроме пассажиров, перевозитмассу разнообразных грузов. Многие из этих грузов представляют для человеказначительную угрозу. Они могут гореть, взрываться, отравлять и заражатьокружающую среду.
Ежегодно в Украине перевозится транспортом около 900млн. тонн грузов и свыше 3 млрд. пассажиров. На железнодорожный транспортприходится до 60% грузовых перевозок, автомобильный – 26, речной и морской –14. Взрывоопасные, пожароопасные, химические и другие опасные веществасоставляют 155 общего объема перевозок.
Чтобы предотвратить вредное влияние перевозимых грузовна окружающую среду, транспортные средства специально оборудуются. Но, несмотряна это, далеко не всегда удается избежать чрезвычайного происшествия, в томчисле и с человеческими жертвами. 50% всех аварий и катастроф, возникающих вхозяйстве, приходится на транспорт.
Основными причинами возникновения чрезвычайныхситуаций являются ошибки человека и техническое состояние того или иноготранспортного средства. Усилия в борьбе с транспортными авариями и катастрофамидолжны быть направлены на их предотвращение. Вовремя принятые меры полностью ихисключают или значительно уменьшают потери.
помощьпострадавший автокатастрофа
2. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте
Проблемы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуацийна автомобильном транспорте, присущи всем странам мира. В последние годы резковозросло число личных автомобилей, движение стало намного интенсивнее и какследствие возрастает риск различного рода аварий. Согласно принятым в Украинекритериям, к чрезвычайным ситуациям на автомобильном транспорте относятся тедорожно-транспортные происшествия, следствием которых была гибель 3 и болеечеловек или когда число пострадавших составило 5 и более человек.
Главные причины ЧС на автомобильном транспорте:
— различные нарушения правил дорожного движения;
— техническая неисправность автомобиля;
— превышение скорости движения;
— управление автомобилем в нетрезвом состоянии;
— плохие дороги (в том числе и скользкие);
— неисправности автомобилей (прежде всего – тормознойсистемы и рулевого управления);
— недостаточнаяподготовка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкаяэмоциональная устойчивость;
— невыполнение правил перевозки опасных грузов инесоблюдение при этом необходимых требований безопасности;
— неудовлетворительное состояние дорог.
Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки,не огороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствиепредупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромнымпотерям.
Если авария неизбежна:
— не покидайте машину до ее остановки (выжить в машинелегче, чем вне ее);
— следует управлять машиной до последней возможности,сохраняя самообладание;
— нужно сделать все возможное, чтобы уйти отвстречного удара. Кювет, забор, кустарник и даже дерево лучше идущего на васавтомобиля;
— если нет такой возможности, постарайтесь перевестивстречный удар в скользящий, боковой.
Самое важное в любой аварии – не препятствоватьперемещению тела вперед и защитить голову. Пассажир должен закрыть головуруками и завалиться набок, напрячь все мышцы и не расслабляться до полнойостановки автомобиля. Если рядом находится ребенок – необходимо крепко прижатьего к себе, накрыть собой и также завалиться набок. Следует помнить, чтонаиболее опасное место пассажира в автомобиле – переднее сиденье.
После того как удар произошел, прежде всего,необходимо определиться, где (в каком месте автомобиля) и в каком положении вынаходитесь, не подтекает ли бензин и т.д. В зависимости от ситуации нужнопокинуть автомобиль через дверь или окно. Помните! Делать это нужно как можнобыстрее. Очень часто происходит загорание автомобиля с последующим взрывом.Если не открываются ни двери, ни окна – следует разбить стекло.
Основные работы прикрупных автомобильных авариях проводят специальные команды, имеющие автокраны,машины техпомощи с приспособлениями для резки металла, реечными домкратами,клиньями, тросами и другим необходимым инструментом.
Для ликвидации последствий аварий с автомобилями,перевозящими химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества,привлекаются специализированные формирования.
2.1 Оказание первой помощи пострадавшему вавтокатастрофе
Первоочередной задачей при оказании доврачебной помощиявляется устранение опасности, угрожающей жизни пострадавшего. Приавтокатастрофе главное – своевременно оказать первую медицинскую помощьпострадавшим. И должно быть это сделано не позднее первых 20, от силы 30 мин.Иначе будет поздно.
Главные опасности:
- потеря сознания;
- обильное кровотечение;
- нарушение сердечной деятельности идыхания;
- шок;
- тяжелые черепно-мозговые травмы иповреждения позвоночника;
- клиническая смерть.
Надо иметь в виду, чтоводитель и пассажиры чаще всего получают ранения головы, конечностей и груднойклетки от ударов конструкциями дверей, рулевой колонки, передней стенки кузоваи ветровым стеклом. Дополнительные травмы наносят предметы, находящиеся вмашине. Пешеходы наибольшие повреждения получают от ударов бамперами, крыльями,фарами и капотом. Около 60% всех ранений – результат вторичного удара одорожное полотно, бордюрный камень.
Что делать? Каждыйводитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять всевозможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи,особенно остановки кровотечений. На место происшествия вызываются работникиГАИ, скорая медицинская и техническая помощь. Место катастрофы ограждаетсяпредупредительными знаками.
Пострадавшие послеоказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.
Порядок оказания первой медицинской помощи:
— остановить кровотечение, угрожающее жизни;
— при отсутствии дыхания – сделать искусственноедыхание и вентиляцию легких;
— при отсутствии пульса – одновременно с искусственнымдыханием проводить непрямой массаж сердца;
— при шоке – ограничить подвижность, утеплить, датьгорячее питье, обезболивающее средство;
— при черепно-мозговых травмах и поврежденияхпозвоночника – обеспечить неподвижность, дать обезболивающее средство;
— при потере сознания – расстегнуть одежду, положитьна спину так, чтобы голова была ниже ног, сбрызнуть лицо и грудь холоднойводой, поднести к носу нашатырный спирт. Если результат не достигнут, следуетпроверить, свободны ли дыхательные пути;
— при клинической смерти – убедиться в отсутствиипульса на сонной артерии и дыхания (при помощи зеркала) и только потомприступить к реанимационным действиям.
Четыре заповеди, как сохранить жизнь пострадавшему доприбытия спасательных служб.
Схема оказания помощи при автодорожном происшествии,если пострадавший находится без сознания:
— убедиться в наличии пульса на сонной артерии иреакции зрачков на свет;
— быстрее повернуть пострадавшего на живот;
— очистить с помощью платка или салфетки ротовуюполость;
— при кровотечении – наложить кровоостанавливающиежгуты;
— на раны – стерильные повязки;
— при подозрении на переломы костей конечностейналожить шины;
— подкладывать под голову подушку, сумку или свернутуюодежду;
— переносить или перетаскивать пострадавшего с местапроисшествия без крайней необходимости (угроза взрыва, пожар и т.п.);
— самостоятельно транспортировать пострадавшего (привозможности вызвать спасательные службы).2.2Пожар в автомобиле
Есть три наиболее важные вещи, которыенадо всегда иметь в автомобиле: аптечку с медикаментами, огнетушитель инесинтетическую накидку.
Еслиавтомобиль загорелся, то:
— остановите автомобиль и выключите двигатель;
— поставьте машину на тормоз и блокируйте колеса (неустойчивое положение можетусугубить инцидент);
— выставите сигналы на дорогу;
— займитесь жертвами;
— вызовите помощь (медицинскую и техническую), пожарных, милицию;
— следите, чтобы не было утечки бензина(сигарета или даже маленький камешек способный вызвать трение, могут стать причинойпожара).
Огонь в автомобиле зарождается почтивсегда под капотом мотора из-за разрыва трубопровода, подающего бензин, либо в результатезагорания в карбюраторе или газовом баллоне. Первое, что необходимо сделать –это разъединить контакты, вытащив ключ из замка зажигания.
Еслимашина работает на газе, закрываются два крана, расположенные в багажнике набаке с топливом. После этого направить струю огнетушителя на основание пламени;если его нет — использовать песок, землю, накидку, одежду. Эффективен такжепакет с водой, брошенный с силой на объятые пламенем части автомобиля.
Далее:
— если пожар затронул только карбюратор, достаточно включить мотор намаксимальные обороты, что поможет потушить огонь;
— если есть раненые, их необходимо отнести в безопасное место;
— если огонь охватил заднюю часть машины, где находится бензобак, единственное, чтоостается сделать — это быстро удалиться от машины;
— сцены из фильмов, где взрывается автомобиль, в жизни довольно редки; это можетпроизойти, если бензобак почти пустой или машина работает на газовой установке;
— если пожар охватил салон автомобиля, знайте:опасность велика, огонь быстро распространяется по обивке, состоящей из ткани,пластика и синтетических волокон.
2.3 Советы водителям
1. Внимательность и предусмотрительность:
— нет правил, единых для всех условий движения. Кромеодного – за рулем всегда надо быть максимально осторожным и внимательным. Онопоможет вам избежать многих опасных ситуаций;
— ездите понятно для окружающих! Старайтесь управлятьавтомобилем так, чтобы ваши действия никогда не были неожиданными для другихводителей и пешеходов;
— если поведение другого водителя вам не оченьпонятно, снижайте скорость;
— если водитель впереди снижает скорость, не спешитеего обогнать, а осознайте сначала, почему он это делает;
— не будьте самоуверенны, остерегайтесь неуверенныхлиц;
— приучайтесь управлять автомобилем, заглядывая далековперед и назад;
— нельзя водить автомобиль в расчете на то, чтоизбегать опасностей вам помогут умение и предусмотрительность других водителей.Нужно всегда самому быть готовым избежать опасных последствий ошибок илилегкомыслия окружающих;
— будьте психологом! Двигаясь за другим автомобилем,старайтесь предусмотреть действия его водителя, чтобы быть готовым ко всякимнеожиданностям.
2. Бдительность и усталость:
— опасное дело – двигаться без остановок длительноевремя, это притупляет внимание;
— монотонная езда имеет гипнотическое действие. Времяот времени меняйте темп движения, останавливайтесь для отдыха;
— держите руль без напряжения, но обязательно двумяруками. Это позволяет вести автомобиль без больших усилий и мгновенновыравнивать его при толчках;
— ночью водитель утомляется быстрее из-за напряженногозрения и повышенного внимания. Поэтому нужно чаще останавливаться для отдыха;
— никогда не управляйте автомобилем, если вы нездоровы или ощущаете утомление.
3. Соблюдение дистанций:
В потоке машин интервал и дистанция – самое главное вобеспечении безопасности движения.
— не «работайте локтями» на дороге: по обе сторонывашего автомобиля всегда должно оставаться хотя бы по пол метра пространства;
— при встречах с автопоездом интервал нужноувеличивать до одного метра, потому что прицеп редко когда идет по следутягача;
— приучитесь всегда держаться правее. Хороший водительдолжен занимать на дороге места не больше, чем ему положено;
— не «висите на хвосте» у впереди идущего автомобиля.Это утомительно и всегда опасно для всех участников движения.
4. Помните о тормозах:
— умелое применение тормозов – самое убедительноесвидетельство высокого мастерства водителя. Оно тем выше, чем реже и болееплавно вы тормозите;
— резкое торможение – прямой путь к заносу и выходуавтомобиля из подчинения;
— старайтесь всегда держаться такой дистанции, чтобытормозить только в крайнем случае;
— снизив скорость на одну треть, вы сократитетормозной путь больше, чем в два раза;
— всегда проверяйте работу тормозов, когда садитесь заруль автомобиля (особенно незнакомого);
— доведите управление тормозами до полного автоматизма– и вы выиграете немало времени для оценки дорожной обстановки;
— ни в чем так не видна разница между мастером инеопытным водителем, как в пользовании коробкой передачи и тормозами.
5. Внимание, поворот:
— только повороты дорог по-настоящему проверяют нашеумение водить безопасно автомобиль;
— умело проехать поворот – не значит проехать егобыстро;
— не пробуйте проходить повороты на высокой скорости(дорога – не гоночный трек, не спешите!)
— непосредственно на повороте забудьте о педаляхсцепления и тормозах;
— визг шин при повороте – визитная карточка неопытноговодителя;
— заранее снижайте скорость, пусть автомобильповорачивает на колесах, а не на крыше;
— лучший стиль при повороте – всегда двигаться посвоей полосе на дороге.
6. Не бойтесь заноса:
— скользкая дорога не терпит резкого торможения.Умеренность и плавность во всем – это первейший закон на такой дороге;
— помните, что занос легче упредить, чем преодолеть,когда он уже возник;
— при заносе не касайтесь тормозной педали. Сохранитьпрежнее направление движения помогут только спокойствие и умелая работа рулем;
— на скользкой дороге лучший способ тормозить – безиспользования тормозов;
— если под колесами неожиданно появился лед, невпадайте в панику, на трезвую голову всегда можно найти выход иззатруднительного положения;
— попав на скользкий участок дороги, нет ничего хуже,чем сбросить «газ»;
— скользкой дорога может быть в любую пору года,особенно в дождь. Постоянно следите за состоянием дорожного полотна.
7. Безопасная скорость:
— скорость – достоинство автомобиля, если ведет егочеловек предусмотрительный и рассудительный;
— скорость становится опасной, когда не соответствуетусловиям движения;
— помните! Чем больше скорость, тем труднее остановитьавтомобиль. С ростом скорости автомобиля, скорость человеческих реакций нерастет;
— будьте рассудительны в выборе скорости. Она всегдадолжна быть такой, чтобы тормозной путь не превышал расстояния видимости;
— чем выше скорость, темменьше времени исправить возможные ошибки.