Антропогенные опасности и защита отних
В основеаварийности и травматизма до 60–90% случаев лежат организационно-психологическиепричины.
В психическойдеятельности лежат 3 основные группы компонентов: 1-психические процессы;психические свойства; психические состояния.
Психическиепроцессы. Любаядеятельность сод. ряд обязательных психических процессов., кот. обеспечиваютдостижение треб. рез-та (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление,воображение, общение) Память – процесс запоминания, сохранения ивоспроизведения того, что было в прошлом опыте человека. Виды памяти: моторная,эмоциональная, образная, словесно-логическая. Произвольная память – запоминаниес усилием воли. Непроизвольная – без усилия. Оперативная и долговременнаяпамять.
Психическиесвойства– свойства личности или ее существ. особенности (направленность, характер,темперамент. Психические свойства устойчивы и постоянны.
Психическиесостояния– относит. устойчивая организация всех компонентов психики, выполняющая функциюактивного взаимодействия человека с окружающей средой. Особые психическиесостояния: 1-Пароксизмальные состояния – группа расстройств различногопроисхождения (эпилепсия, обмороки), характеризуются кратковременной утратой сознания.2-Аффект – состояние, заключающееся в психогенном (эмоциональном)сужении объема сознания) 3 – Конфликт – реакция, возникающая принеобходимости выбора между 2-мя или несколькими потребностями, действующим одновременно.4-Тревога, 5-Страх, 6-Испуг, 7 – Поведение срыва, 8-Неудовлетворенность.
Производственныепсихические состояния: 1 – Умеренное напряжение – нормальное рабочее состояние; 2-Повышенноенапряжение – при деятельности в экстремальных условиях (условия, требующие отработающего max напряжения физиологических, и психических функций.
Основныепсихологические причины создания опасных ситуаций: 1-Нарушениемотивационной части действий – нежелание выполнять определенные действия.Проф.мероприятия: пропаганда и воспитание. 2-Наруш-е ориентировочнойчасти – проявляется в незнании правил эксплуатации, норм безопасности труда.Мероприятия – обучение. 3-Нарушение исполнит. части действия – проявляетсяв невыполнении действия вследствие несоответствия физических и психическихвозможностей человека треб-ям данного действия. Мероприятия: проф. отбор, мед.обследование. Перечень необходимых качеств и свойств для данной работы –профессиограмма. Проф. отбор – измерение этих свойств у человека и сравнение снеобходимыми уровнями. Методы: анкетный, аппаратурный, тестовый.
Особенностигрупповой психологии. Поведение массы, отличается от поведения 1-го чел. Групповыерешения более рискованны; для толпы характерна массовая паника. Эмоциональное состояние1-го индивида передается другому.
Надежностьчеловека как звена технической системы. Чел. как правило управляет технической системой, т.е.является оператором. Надежность – способность успешно выполнять поставленнуюзадачу на заданном этапе функционирования системы в течение заданного интервалавремени. Ошибки по вине чел. м. возникать в случаях: 1 – оператор стремится кдостижению ошибочной цели; 2-цель не м.б. достигнута из-за неправ. действийоператора; 3-оператор бездействует, когда его участие необходимо. Критерииоценки деятельности оператора: 1-быстродействие; 2-надежность. Надежность характеризуется:1 – безошибочностью; 2 – коэффициентом готовности – вероятность включения вработу в произвольный момент времени; 3 – восстанавливаемость – вероятностьисправления допущенной ошибки; 4-своевременность; 5-точность.
СтимулированиеБЖ осуществляется по принципу поощрения и наказания
Предварительныйи периодические мед. осмотры проводятся с целью предотвращения профессиональныхзаболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда.Предварительные и периодические мед осмотры обязательны для: работающих навысоте, водителей трансп. средств, электротехнического персонала. Спец.тестирование проходят операторы сложных систем управления (н-р: авиадиспетчеры)
Согласнозаконодательству РФ об охране труда работодатель должен обеспечить обучение,инструктаж работников.
Видыинструктажа: 1) вводный и-ж; 2) первичный инструктаж на р.м.(производится непосредственно руководителем работ в соответствии с вредными иопасными факторами, с практическим показом безопасных приемов работы); 3) повторный– проходят все работники, независимо от стажа, образов., должности не реже чемчерез 6 мес.; 4) внеплановый – при любых изменениях, влияющих набезопасность труда (изменение правил по охр. труда; изменении технологическогопроцесса; замене, модернизации оборудования; нарушении ТБ; длит перерывах в работе).5) целевой – проводится перед выполнением разовых работ.
Обучение ипроверка знаний по безопасности труда рук-лей и специалистов. Руководители испециалисты при поступлении на работу проходят инструктаж у руководителя,который знакомит их с должностными обязанностями по охр. труда и условиямиработы. Не позднее 1 мес. со дня вступления в должность они проходятпроверку знаний. и периодически не реже 1 раза в 3 года. проверка проводитсяспециальными комиссиями в рамках головного предприятия или в надзорном органе.Внеочередные проверки проводятся при назначении на новую должность, при вводеновых правил, оборудования, технологий, при переводе на другое предприятие,перерывах в работе более 1 года.
Управление и правовое регулирование БЖ
К правовойстороне БЖ относят совокупность законов и подзаконных актов принятых в областиБЖ: охрана труда; охрана окружающей природ. среды, защита в ЧС. Основныезаконодательные акты об обеспечении БЖ: ФЗ «О безопасности», «О защитенаселения и территорий в ЧС природного и техногенного характера», «Об обороне»,«О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Орадиационной безопасности населения», «О борьбе с терроризмом»
Концепциянациональной безопасности в РФ – имеет важное значение и представляет собойсистему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государстваот внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепциисформулированы важнейшие направления государственной политики РФ,взаимоотношения с мировым сообществом, национальные интересы России(совокупность интересов личности, общества, государства в экономической,политической, социальной, международной, военной, пограничной, экологической идр. сферах); угрозы национальной безопасности РФ (внутренние: экономические,социальные, криминализация общества. внешние: размещение в непосредственной близостиот границ РФ иностранных военных баз, притязания на территорию России).
Видыподзаконных актов в области БЖ: ГОСТы, отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятие(СтП), санитарные правила и нормы (СанПиН), Строительные нормы и правила(СНиП), гигиенические нормативы (ГН), правила безопасности (пожарной, ядерной,радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво-, электро-), правилапо охране труда, инструкции по охране труда, организационно-методическиедокументы (положения, метод. указания)
Системастандартизации по БЖД
1. Системастандартов безопасности труда (ССБТ) ГОСТ 12.X.XXX–XX, где 12-номер ССБТ вобщей системе стандартизации, X – шифр подсистемы (0-организационно-методич-е, 1-треб-я повидам опасных и вредных произв. факторов, 2 – требования безопасности к производственномуоборудованию, 3- к произв. процессам, 4 – к средствам защиты рабочих; 5 – кзданиям и сооружениям, 6–9 – резервные. XXX – порядковый номер стандартовв подсистеме, – XX – год принятия. Основные законы, на основе которых осуществляетсяуправление охраной труда: ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», ТК РФ, ГК РФ
2. Системастандартов по охране природы ГОСТ 17.X.X.XX–XX, где 17– № системы стандартовпо охране природы в системе стандартизациии.X – код комплекса, X – шифр группы, XX – порядковый номерстандарта в группе, – XX – год принятия. Правовая основа охраны окружающей среды – ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» – устанавливаеткритерии безопасности для человека, факторов среды, требования к обеспечениюблагоприятных условий жизнедеятельности. Земельный кодекс, закон об охранеокружающей природной среды, Водный кодекс, ФЗ «Об экологической экспертизе», закон«Об использовании атомной энергии»
3. Система стандартовпо безопасности в ЧС ГОСТ 22.XX.XXX–XX, где 22 – № системы стандартов по безопасности всистеме стандартизации, XX – № группы стандартов, XXX – порядковый № стандартав группе, – XX – год принятия.
В РФустановлен государственный надзор, общественный и внутриведомственный контрольза исполнением законов и подзаконных актов. Высший надзор осуществляетсяпрокуратурой РФ (Ген. прокурором РФ) В сфере БЖ работают след-е надзорныеорганы: 1-Гос. инспекция труда, 2-Госгортехнадзор, 3-Госэнергонадзор, 4-госатомнадзор,5-Госпожнадзор. Виды ответственности: уголовная, административная,дисциплинарная, материальная.
Службаохраны труда на предприятие
На каждом предприятие,численностью более 100 чел., независимо от формы собственности создаетсяслужба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
Задачислужбы охраны труда: 1. проведение инструктажа, 2. выявление опасных и вредныхпроизв. факторов на р.м., 3. проведение анализа состояния и причин произв.травматизма и проф. заболеваний, 4. разработка мероприятий по предупреждению несчастныйслучаев и профессиональных заболеваний и внедрение указанных мероприятий; 5. оказаниепомощи подразделениям в проведении аттестации р.м. по условиям труда; 6 –подготовка и внедрение предложений по применению средств индивидуальной иколлективной защиты.
Несчастныйслучайна пр-ве – это случай воздействия на работающего опасного производственногофактора при выполнении работающим трудовых обязанностей или заданий рук-ляработ. Проф. заболевание – заболевание, вызванное воздействием вредныхпроизв. факторов. Классификация несчастный случаев: 1) по степени поражения:случаи приведшие к врем утрате трудоспособности, тяжелые, со смертельнымисходом; 2) по числу пострадавших: единичные, групповые.
Порядокрасследования несчастный случаев: 1) Пострадавший или очевидец несчастныйслучая извещает рук-ля. Руководитель обязан: организовать п.м.п. пострадавшемуи доставку в мед. учреждение; сообщить о несчастном случае работодателю;принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействиятравмирующего фактора на других лиц; сохранить до расследования обстановку нар.м. такой, какой она была в момент несчастного случая, или зафиксироватьобстановку (фото, схема). 2) работодатель создает приказом комиссию длярасследования несчастного случая в составе не менее 3-х чел. (спец-т по охранетруда, представ. работодателя, представ. профсоюза) 3) комиссия в течение3-х дней расследует несчастный случай, выявляет обстоятельства и причины,намечает мероприятия по предупреждению, составляет акт о несчастном случае (1экземпляр – пострадавшему не позднее 3-х дней после утверждения, 2-ой экземплярхранится на предприятие 45 лет)
Специальноерасследование несчастный случаев (применяется в случае групповых, тяжелых илисо смертельным исходом случаев). отличия: 1) О таком несчастном случаеработодатель в течении суток по установленной форме сообщает в надзорный орган(Государственная инспекция труда, Прокуратура).2) Расследование проводитсяв течении 15 дней. 3) в состав комиссии дополнительно включаются: государственныйинспектор по охране труда, представитель органа власти субъекта РФ (начальникштаба ГО), представитель территориального объединения профсоюзов и по требованиюпострадавшего – его представитель.
Причины несчастныхслучаев:1 – технические, 2-организационные (невыполнении правил ТБ, отсутствие средствзащиты), 3 — Сан.-гигиенич-е причины (шум, несоответствие микроклимата)
Методыанализа причин несчастного случая: 1) Групповой – несчастный случай распределяетсяпо группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характераповреждений за опред. период врем. 2) топографический – заключается в распределениипричин несчастный случая по месту происшествия. 3) монографический – детальноеисследование всего комплекса условий, при кот. произошел несчастный случай. 4)статистический – количественная и качественная оценка уровня травматизмапосредствам статистических показателей. 5) экономический – определение экономическогоущерба от травматизма, а так же в оценке эффективности затрат, направленных напредупреждение несчастных случаев.
Экономическиепоследствия и мат. затраты на обеспечение БЖ. Эк. ущерб связан с потерями и затратамивозникающими за счет: гибели, ухудшение состояния здоровья и профессиональныхзаболеваний людей; снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий,снижения продуктивности леса; более быстрого разрушения и старения ОФпромышленности, оборудования; затрат на ликвидацию аварий и стихийных бедствий,восстановление, переселение и реабилитацию населения. Экономическаябезопасность
Эк. безопасность– элемент национальной безопасности России.
Эк. безопасность – способность национальнойэкономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей,неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическоеразвитие. Объект эк. безопасности – личность, общество, государство иосновные элементы экономической системы, включая систему институциональныхотношений при государственном регулировании экономической деятельности. Предмет– методы, механизмы, инструменты и технологии функционирования эк. систем и институциональныхпреобразований, отвечающих треб-ям эк. безопасности.
Сущность эк. безопасностиреализуется в системе критериев и показателей. Критерии: 1. Оценкаресурсного потенциала и возможностей его развития. 2. Оц. уровня эффективностииспользования ресурсов, капитала, труда. 3. Оценка конкурентоспособностиэкономики. 4. Оценка целостности территории и эк. пр-ва. 5. Оценка суверенитета,независимости и возможности противостояния внеш. угрозам. 6. Оценка социальнойстабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов. Показатели:1. уровень и качество жизни. 2. темпы инфляции. 3. норма безработицы. 4.экономический рост. 5. дефицит бюджета. 6. госдолг. 7. устроенность в мировуюэкономику. 8. состояние золотовалютных резервов. 9. деятельность теневойэкономики. Несоблюдение пороговых значений показателей приводит к формированиюнегативных тенденций в обл. эк. безопасности. Наивысшая степень безопасностидостигается если все показатели находятся в допустимых пределах, значениякаждого показателя достигаются не в ущерб другим.
Эк. безопасностьвключает след-е уровни: эк. без. страны в целом, региона, отрасли и отд. предприятие,гражданина и ИП.
Основныеугрозы эк. безопасности. угрозы – потенциально или реально существующие воздействия,которые приводят к моральному или материальному ущербу. Внутренние: 1) Продолжающийсяспад пр-ва; 2) низкая инвестиционная активность; 3) низкая конкурентоспособностьпродукции; 4) ухудшение состояния инновационного потенциала; 5) свертываниенаучной сферы; 6) Структурная деформированность экономики; 7) рост безработицы;8) усиление имущественного расслоения населения; 9) слабое использованиеразведанных недр; 10) криминализация экономики; 11) региональный сепаратизм;12) слабость нормативно-правовой базы; 13) локальная концентрация бедных слоевнаселения и др. Внешние: 1) Зависимость Росси от импорта многих видовпродукции; 2) преобладание сырьевой направленности экспорта; 4) дискриминационныемеры зарубежных стран к российским товарам; 5) агрессивная политика иностранныхкомпаний по завоеванию рынков сбыта; 6) внешний долг и др.
Классификацияспособов обеспечения эк. безопасности: 1) Информационно-аналитические (мониторингимеющейся информации, выработка прогнозов развития, разработка предложений по ↑эффективности обеспечения эк. безопасности); 2) меры регулятивного воздействия(локализация и нейтрализация угроз интересам страны, устранение кризисныхтенденций); 3) меры прямого противодействия (противодействие носителям всехугроз интересам страны, контроль за состоянием экономических отношений в стране,программа выхода из эк. кризиса)
Государственнаядеятельность по обеспечению эк. безопасности Обеспечение эк. безопасности– важнейшая функция государства. Цель государственной стратегии эк. безопасности– обеспечение такого развития экономики, при которой создались бы приемлемыеусловия для жизни и развития личности, соц. эк. и военно-политическойстабильности общества и сохранения целостности государства, успешногопротивостояния внутренним и внешним угрозам. Государственная деятельность пообеспечению эк. безопасности включает элементы: 1) объективный и всесторонниймониторинг экономики и общества, для выявления и прогнозирования внутренних ивнешних угроз жизненно-важным интересам объектов эк. безопасности. 2)разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению инейтрализации внутренних и внешних угроз. 3) организация работы по реализациикомплекса государственных мер по обеспечению эк. безопасности. Международноесотрудничество по проблемам безопасности
В н.в. в международныхотношениях одной из главных является проблема рационализации природопользованияи охраны окружающей среды. Проблемы сохранения окружающей среды и безопасностичеловека решить на уровне отдельных стран невозможно. Международные организацииосуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координациюсовместных усилий по охране природы и по обеспечению безопасности человечества.
Международныеорганизации занимающиеся вопросами БЖ: Всемирный союз охраны природы (МСОП) –независимая международная некоммерческая организация. Играет руководящую роль вмировом природоохранном движении, распространении единого подхода к сохранениюцелостности и разнообразия живой природы, к использованию природ ресурсов. МСОПпубликует Красные книги, «Списки животных и растений, находящихся под угрозойисчезновения». Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)– занимается проблемой безопасности атомных станций, проводит проверки,составляет заключения об уровне безопасности конкретных АЭС. МАГАТЭ проводит международныеконференции для обсуждения вопросов использования атомной энергии. Всемирнаяорганизация здравоохранения (ВОЗ) – специализированное агентство ООН,осуществляющее деятельность по улучшению здоровья населения всех стран. ВОЗ способствуетразвитию служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний,улучшению условий окружающей среды, развитию здорового населения. Организацияпо запрещению химического оружия (ОЗХО). Конвенция о запрещенииразработки, пр-ва, накопления и применения хим. оружия и об его уничтожениизапрещает все виды деятельности с химическим оружием, кроме разрешенных;требует уничтожения имеющихся запасов, обязывает избавиться или конверсироватьбывшие объекты по пр-ву оружия, внедряет механизм международного контроля. Международнаяорганизация гражданской обороны (МОГО) Цель МОГО – развитие исовершенствование гражданской обороны, методов и технических средств, позволяющихпредупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. Межправительственнаяокеаническая комиссия. Цель – исследование значения океана длячеловечества. Всемирная метеорологическая организация (ВМО)– международная межправительственная организация, осуществляющая сотрудничествов области метеонаблюдений и исследований, обмена информацией и др. ВМО учредилаВсемирную климатическую программу, которая стала основой международнойдеятельности в обл. климата. «Гринпис» Основные направления деятельности:1-кампания по биоразнообразию; 2 – кампания по защите атмосферы; 3 – антиядернаякампания; 4 – кампания по токсическим веществам. В России +: лесная кампания,байкальская кампания, морской проект, нефтяной проект, проект по климату,всемирное наследие (подготовка номинаций в список Всемирного наследия ЮНЕСКО иконтроль над их сохранностью) Римский клуб – международная научнаяорганизация. Внес вклад в осмысление современного кризисного состояниябиосферы. Работы по математическому моделированию будущего развитиячеловечества, кот. могут помочь избежать экологической катастрофы. Всемирныйфонд дикой природы. цель – сохранении биоразнообразия, продвижениеустойчивого использования природ. ресурсов, предотвращение неоправданногобытового загрязнения. Международный социально-экономический союз (МСоЭС).Цель – объединение интеллектуального потенциала, материальных и фин. средств,организационных возможностей членов союза во имя защиты природы Земли инаселяющих ее живых существ, для сохранения и восстановления природного икультурного наследия человечества, физического и духовного здоровья людей,обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития. Глобальныйэкологический фонд (ГЭФ) – фин. механизм предоставления грантов ильготных кредитов странам-получателям на осуществление проектов и деятельности,нацеленных на решение глобальных экологических проблем.
Всемирнаяпрограмма действий «Повестка дня на 21 век» – программа деятельности по устойчивомуразвитию, разработанная Конференцией ООН по окружающей среде и устойчивому развитию.(Рио-де-Жанейро, 1992) Программа охватывает широкий круг вопросов и проблем,связанных с деятельность по переходу к устойчивому развитию на местном, национальноми мировом уровне. Большое внимание уделяется охране окружающей среды, международномусотрудничеству, здоровью человека, демографическим вопросам, проблемамобразования, городской среде обитания, борьбе с бедностью. Здоровьерассматривается как основа устойчивого развития человека. Рассматриваютсявопросы: проф. заболевания, п.м.п., влияние на здоровье бедности, жилищныхусловий, экологии, транспорта, ядовитых, радиоактивных отходов, атмосферныхизменений и т.д. Для устойчивого развития необходимо учитывать экономические,социальные, культурные, политические, экологические факторы, проблемы здоровьянынешнего и будущих поколений. В 2002 г. в Йоханессбурге (ЮАР) прошелвсемирный саммит по устойчивому развитию, на кот. были рассмотрены итогивыполнения «Повестки дня на 21 век», определены новые приоритеты дальнейшегопродвижения к устойчивому развитию.