Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Управление безопасностью труда

Содержание
Введение
Глава 1. Управление безопасностью труда
1.1. Правовые и нормативные основы безопасноститруда
1.2. Социально-экономическое значение и источникифинансирования охраны труда
Глава 2. Организация безопасности труда напредприятиях
2.1. Охрана труда как важнейший элементконкурентноспособности предприятия
2.2.Создание службы охраны труда и организация ее деятельности
Заключение
Литература

Введение
Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Труднопредставить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустярукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаина производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия,создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенныефинансовые потери.
Опыт крупнейших мировых компаний по­казывает, чтоохрану труда высшие ру­ководители считают одним из главных приоритетов. Так, издесятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здо­ровья своихработников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетент­ностиперсонала. В странах Европейского сою­за сейчас поднимается вопрос о культуреох­раны труда, которая является одним из главных элементов управленияпредприятием.
Хотелось бы, чтобы и для российскихруко­водителей это стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполняласьдля «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансированиеэтих работ не осущес­твлялось по остаточному принципу. Чтобы мно­гиенезначительные несчастные случаи (да и значительные тоже) не скрывались порой вуго­ду «хорошей» статистике. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.
 А поэтому изучение и решениепроблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которыхпротекает труд человека — одна из наиболее важных задач в разработке новыхтехнологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причинпроизводственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий,взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных наустранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия длятруда человека. Комфортные и безопасные условия труда — один из основныхфакторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровьеработников.
Цель данной работы – дать основные сведения обохране труда на предприятиях и в организациях.
Для достижения поставленной  цели необходимо решитьзадачи:
— познакомиться с законодательными, экономическимиметодами управления охраной труда;
— выявить связь конкурентоспособности предприятия  ибезопасностью труда;
— рассмотреть цели и задачи службы охраны труда.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения исписка литературы.

Глава1. Управление безопасностью труда
1.1.Правовые и нормативные основы безопасности труда
Правовое поле для управления, надзораи контроля за безопас­ностью и охраной труда формируется многообразной иразвитой си­стемой законодательных и нормативных правовых актов, регулиру­ющихразнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспеченияусловий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативныхтребований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым изэлементов и орга­нов которой закреплены свои функции, обязанности и область дея­тельности,ее порядок и процедура.
Все вопросы, связанные с организациейсистемы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования побезопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативнымиправовыми актами.
По правовому уровню документы,регулирующие вопросы безо­пасности труда можно подразделить на законодательныеакты, нор­мативные правовые акты и иные нормативные документы по охране трудафедеральных органов законодательной и исполнительной вла­сти РоссийскойФедерации, а также ее субъектов.
Законодательство представляет собойсовокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в областиохраны труда.
Законодательный акт по охране труда —это акт, устанавливаю­щий право работников на охрану труда в процессе трудовойдеяте­льности, принятый или утвержденный законодательным органом.
Нормативный правовой акт по охранетруда — это акт, устанавли­вающий комплекс правовых,организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактическихтребований, на­правленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья иработоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченнымкомпетентным органом.
Основными законодательными актами,регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: КонституцияРоссийской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийскойФедерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.
Законодательные акты, кроме законов,могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а такжепоста­новления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.
  По общности и действиюзаконодательные и нормативные пра­вовые акты подразделяются на пять уровней.
1. Единые акты, действующие на всейтерритории России для всех предприятий, организаций, учреждений иустанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда.К ним относятся федеральные законы, указы Президента, поста­новленияПравительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаютсяГосударственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствамии ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).
2. Межотраслевые акты, действующие вовсех отраслях эконо­мики без исключения. К ним относятся, например, стандартысис­темы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельнымиопасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др.Такие нормативные акты разраба­тываются и утверждаются только специальноуполномоченными федеральными органами.
3. Акты субъектов Федерации,действующие только на террито­рии субъекта и регулирующие отдельные вопросыохраны труда при­менительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются зако­нодательнымии исполнительными органами субъектов Федерации.
4. Отраслевые акты, действующиетолько в той или иной отрас­ли (металлургической, химической, текстильной) и неимеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаютсяотраслевыми министерствами и ведомствами или дру­гими уполномоченными органами(например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно кконкретной отрасли.
5. Нормативные правовые актыпредприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие толькона конкрет­ном предприятии (приказы, решения, инструкции)[2,329].
Законодательные и нормативныеправовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокогоуровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, регио­нальные— единым и межотраслевым, предприятий — отраслевым.
Основные законодательные акты побезопасности труда
Федеральный закон «Об основах охранытруда в Российской Феде­рации» (далее Закон) определяет основные направлениягосударст­венной политики в области охраны труда, которыми являются:
• обеспечение приоритета сохраненияжизни и здоровья работ­ников;
• принятие и реализациязаконодательных и нормативных пра­вовых актов об охране труда, федеральных итерриториальных программ улучшения условий и охраны труда;
• государственное управление охранойтруда;
• государственный надзор и контрольза соблюдением требова­ний по охране труда;
• содействие общественному контролю вобласти охраны труда;
• расследование несчастных случаев напроизводстве, профес­сиональных заболеваний и их анализ;
• защита законных интересовработников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве ипрофессиональных забо­леваний;
• установление компенсаций за тяжелуюработу и работу с вредными и опасными условиями труда;
• координация деятельности в областиохраны труда;
• распространение передового опытаработы по улучшению условий и охраны труда;
• государственное участие вфинансировании мероприятий по охране труда;
• подготовка и повышение квалификацииспециалистов по ох­ране труда;
• организация государственнойстатистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме,профессио­нальных заболеваниях и об их материальных последствиях;
• обеспечение функционирование единойинформационной системы охраны труда;
• международное сотрудничество вобласти охраны труда;
• проведение эффективной налоговойполитики, стимулирую­щей создание безопасных условий труда;
• установления порядка обеспеченияработников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактиче­скимисредствами за счет средств работодателя[2,330].
Реализация перечисленных направленийгосударственной поли­тики в области охраны труда обеспечивается совместнымисогласо­ванными действиями федеральных органов государственной власти, органоввласти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, работодателей, атакже профессиональных союзов.
Закон определяет единый на всейтерритории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда междуработода­телями и работниками независимо от форм собственности, сферыхозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности пред­приятий,организаций, учреждений.
Основные положения установленногоЗаконом порядка регулирова­ния отношений в области охраны труда заключаются вследующем:
• определение управления охранойтруда на государственном уровне и на уровне предприятия;
• установление обязанностейработодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников повыполнению тре­бований безопасности;
• проведение обучения и инструктажаработников по охране труда и проведение медицинских осмотров;
• определение ответственностиработодателя за вред, причи­ненный работнику трудовым увечьем, ответственностиза не­выполнение нормативных правовых требований по охране труда;
• предоставление льгот и компенсацииработникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
• определение основных функций иответственности органов государственного надзора и контроля за соблюдениемзаконо­дательных и нормативных правовых актов по охране труда;
• приостановление или закрытиепроизводственной деятельно­сти предприятий за нарушение законодательных инорматив­ных правовых актов по охране труда[2,331].
Следует обратить особое внимание настатью 8 Закона, в кото­рой определяются права работника и говорится, чтоработник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных иопасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональ­ное заболеваниеили снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью всвязи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информациюот работода­теля о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте, осуществующем риске, а также о принятых мерах по его защите; на обеспечение СКЗи СИЗ, на обучение безопасным методам и прие­мам труда за счет средствработодателя.
Обязанности работодателя определеныстатьей 14 Закона. Рабо­тодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатациизданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процес­сов иприменяемых сырья и материалов, эффективную эксплуата­цию СКЗ и СИЗ, которые ондолжен предоставить работникам при их необходимости, обеспечитьсанитарно-бытовое и лечебно-про­филактическое обслуживание работников, режимтруда и отдыха ра­ботников, установленный законодательством.
Работодатель не имеет права применятьновые сырье и матери­алы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека(статья 21 Закона).
При обнаружении у работника признаковпрофессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ ра­ботодательна основании медицинского заключения должен переве­сти его на другую работу, несвязанную с воздействием ОВПФ (ста­тья 9 Закона).
Работник имеет право без каких-либопоследствий для него от­казаться от выполнения работы в случае возникновениянепосред­ственной опасности его жизни и здоровью до устранения этой опас­ности.
Обязанности работника определеныстатьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции поохране труда, применять СКЗ и СИЗ, предусмотренные инструкциями, проходить вустановленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил иинструкций по охране труда. Он обязан немедленно сооб­щать своему непосредственномуруководителю о любом несчастном случае, обнаружении профессиональногозаболевания, о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью.
Статьей 12 Закона определено, что вкаждой организации, осу­ществляющей производственную деятельность и с численностьюболее 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должностьспециалиста по охране труда. При меньшей численности решение о введении службыохраны труда или должности специали­ста по охране труда принимает работодательс учетом специфики деятельности предприятия.
Работник не несет расходов нафинансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Финансированиеэтих меро­приятий в организациях (кроме федеральных учреждений) осущест­вляетсяв размере не менее 0.1 % суммы затрат на производство продукции, а ворганизациях, занимающихся эксплуатационной де­ятельностью, — в размере неменее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.
В трудовом кодексе РоссийскойФедерации  так­же нашли существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется,что каждый работник имеет право на условия тру­да, отвечающие требованиямбезопасности и гигиены, на обязатель­ное социальное страхование, на возмещение ущерба,причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряддругих. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел Х «Охрана труда», вкотором законодательно определены:
• обязанности работодателя иработника по обеспечению безо­пасных условий труда;
• медицинские осмотры некоторыхкатегорий работников (ра­ботающие на транспортных предприятиях, пищевой промыш­ленности,торговле и др., подвергающиеся воздействию ОВПФ):
• необходимость соответствияпроизводственных объектов и продукции требованиям охраны труда;
• права работников на охрану труда игарантии такого права;
• обязанность работников, в том числеруководителей, прохо­дить обучение и проверку знаний по охране труда;
• несчастные случаи на производстве,подлежащие расследова­нию, обязанности работодателя при несчастном случае, поря­докрасследования несчастных случаев, оформления материа­лов расследования ирассмотрения разногласий по материа­лам расследования.
В Кодексе регулируется трудработников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так,запрещается примене­ние труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах свред­ными и травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также наработах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию(игорном бизнесе, ночных клубах, в транс­портировке и торговле спиртными напитками,табачными изделия­ми, наркотическими и токсическими препаратами).
Лица моложе 21 года принимаются наработу лишь после обяза­тельного медицинского осмотра и подлежат ежегодномуобязатель­ному медицинскому осмотру.
Учащиеся общеобразовательных и среднихпрофессиональных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на легкуюработу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую процесса обуче­ния. Онимогут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей.
К основным  нормативным  правовым  актам по безопасности труда относятся:
Государственные стандарты системыстандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). Система стандартов безопасноститруда, утвер­ждаемая Госстандартом России, является основным видом норма­тивныхправовых актов по безопасности труда.
Система стандартов безопасности труда(ССБТ) — это одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр(но­мер) ССБТ в системе ГСС — 12. ССБТ представляет собой многоуровневуюсистему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. Этой системойстандартизованы требования безопасности, введен раздел «Требованиябезопасности» во все виды проектной документации на серийно выпускаемуюпродукцию, а также в рабо­чую конструкторскую и технологическую документацию.ССБТ включает в себя несколько подсистем.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Головна ознака демократичного процесу - багатопартійність
Реферат Мисти посёлок
Реферат Sound And Typography Of
Реферат Аквариумный гигант
Реферат Экология города
Реферат Joan Of Arc 2 Essay Research Paper
Реферат Место и роль Совета сотрудничества арабских государств Залива в международной и региональной безопасности
Реферат Анализ финансовых результатов и путей снижения себестоимости продукции ОАО Волгограднефтемаш
Реферат Digital Radio Mondiale кодирование, Для передачи файлов изображений применяется вч речевой канал. Это называется цифровое sstv программа
Реферат Everyman Essay Research Paper Every character represents
Реферат Стандарты сотовой связи 1-го и 2-го поколений. Организация хэндовера
Реферат Abortion Essay Research Paper ConceptionI believe that
Реферат 218-330-933 Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры на примере теоретического урока по лыжной подготовке в шестом классе
Реферат Неврози в дорослих
Реферат Основные категории философии