Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Производственные психические состояния

Эти психические состояния возникают в процессетрудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:
1. Относительно устойчивые и длительные по временисостояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производствуи конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему ит.п.) отражающий общий настрой коллектива.
2. Временные, ситуативные, быстро проходящиесостояния. Возникают под влиянием раз-личного рода неполадок в производственномпроцессе или во взаимоотношениях работающих.
3. Состояния возникающие периодически в ходе трудовойдеятельности, таких состояний много. Например, предрасположение к работе,пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность,утомление; состояния вызванные содержанием и характером работы, (операции):скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.
По признаку преобладания одной из сторон психикиразличают состояния, эмоциональные, волевые (например, состояние волевогоусилия), состояния в которых доминируют процессы восприятия и ощущениясостояния живого созерцания; состояния внимания (рассеянность,сосредоточенность), состояния, для которых характерно мыслительная активность ит.д.
Наиболее важным является рассмотрение состояний поуровню напряжения т.к. этот признак наиболее существенен с точки зрения влияниясостояния на эффективность и безопасность деятельности.
Умеренное напряжение — нормальное рабочее состояние,возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние,психической активности — необходимые условия выполнения действий. Оносопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма,проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий.Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальныйрежим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работетехнических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действияосуществляются в строго установленном порядке, мышление носит алгоритмическийхарактер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели трудадостигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют местодлительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушении, ошибочныхдействий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режимехарактеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.
Повышенное напряжение — сопровождается деятельностью,протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия — условия,требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психическихфункций, резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим- это режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение отоптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или,иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условийобитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3)биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная ошибочныхдействий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7) дефицитинформации для принятия решений; 8) недогрузка информации (сенсорнаядепривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия.
Напряжения могут быть классифицированы в соответствиис теми психическими функциями, которые преимущественно включены впрофессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены внеблагоприятных условиях.
Интеллектуальное напряжение — напряжение, вызванноечастым обращениям к интеллектуальным процессам при формировании планаобслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуацийобслуживания.
Сенсорное напряжение — напряжение, вызванноенеоптимальными условиями деятельности сенсорных систем и возникающие в случаебольших затруднений и восприятий необходимо информации.
Физическое напряжение -напряжение организма, вызванноеповышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.
Эмоциональное напряжение — напряжение, вызванноеконфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийнойситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
Характеристики напряжений, наиболее присущиепрофессиональной деятельности человека-оператора, следующие: состояниеутомления. Утомление является одним из самых распространенных факторов,оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности.Утомление представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Егосодержание определяется не только физиологическим,-но также психологическим,результативно Производственным и социальным факторами. Исходя из этого,утомление и должно расцениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со сторонысубъективной — как психическое со стояние, 2)со стороны физиологических механизмов, 3) со стороны понижения эффективноститруда.
Рассмотрим компоненты утомления (субъективныепсихические состояния):
1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том,что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когдапроизводительность труда еще не падает. Это снижение работоспособностивыражается в переживании особого напряжения и в неуверенности. Человекчувствует, что он не в силах должным образом продолжать свою работу.
2. Расстройство внимания. Внимание — одна из наиболееутомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается,становиться вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным,неустойчивым.
3. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается взамедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, вослаблении точности коорденирования движений, их дезавтоматизации.
4. Дефекты памяти и мышления. В состоянии утомленияоператор может забыть инструкцию и одновременно помнить все, что не имеетотношения к работе.
5. Ослабление воли. При утомлении ослабляетсярешительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость.
6. Сонливость. Сонливость возникает как выражениеохранительного торможения.
Психологические причины создания опасных ситуаций ипроизводственных травм
В каждом действии человека психологи выделяют трифункциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную.Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение в целом. Человекнарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знаеткак это сделать, либо он не в состоянии это сделать.
Таким образом, в психологической классификации причинвозникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:
Нарушение мотивационной части действий. Проявляется внежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может бытьотносительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску,отрицательно относится к трудовым и /или/ техническим регламентациям,безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состояниидепрессии, алкогольном опьянении).
Нарушение ориентировочной части действий. Проявляетсяв незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности трудаи способов их выполнения.
Нарушение исполнительной части. Проявляется вневыполнении правил (инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствияпсихических и физических возможностей человека требованиям работы.
Эта классификация представляет реальную возможность всоответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций инесчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждойчасти: мотивационная часть — пропаганда и воспитание; ориентировочная — обучение, обработка навыков; исполнительная — профотбор, медицинскоеобследование.
Причины возникновения опасных ситуаций ипроизводственных травм, связанных с производственным фактором, можнорасположить по следующим уровням:
— уровень индивидуума (врожденные или приобретенныевременно или постоянно психические и физиологические характеристики организма),
— уровень ближней среды (условия труда, нарушениеколлегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности,жилищные и материальные заботы и т.д.),
— уровень общества (недостаточная информированность опрофессиональных рисках и последствия от них, изъян в стратегии организациибезопасности труда в отрасли).
Производственная деятельность — процесс, в которомтесно переплелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма.Поэтому при анализе опасных ситуаций
необходимо рассматривать систему «человек — средаобитания» в целом. Например, отмечают такие факторы как временную склонность кнесчастному случаю, возраст и стаж пострадавшего. Замечено, что травматизмимеет два пика, у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет.Факторы молодости и недостатки опыта в начале освоения профессии обуславливаютнаивысший уровень травматизма в первый год работы, это связано с неопытностьюработника, недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, атакже определять возможные последствия допущенной ошибки, быстро реагировать инаходить правильные решения в сложных ситуациях. С ростом стажа числонесчастных случаев, как правило, снижается.
Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющихтрудовой стаж более 10-15 лет. Это объясняется следующим обстоятельством.Во-первых, снижением психических и психологических функций, связанных спроцессом старения, влияющим на четкость и точность выполняемых работ;во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результатеадаптации к опасности. Возраст и стаж однозначно не могут быть причинойнесчастного случая, но могут быть предпосылками производственной травмы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта doklad.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История банковского дела и этапы развития коммерческих банков
Реферат История кулинарного искусства - суп-гуляш
Реферат Экономические воззрения и принципы экономической политики Петра I
Реферат Расчет автоматизированной судовой электроэнергетической системы
Реферат Структура жанров литературы Древнего Египта
Реферат Екосистема
Реферат Забезпечення законності і дисципліни в державному управлінні
Реферат Маркетинговое исследование прогнозирования ЗАО "Волжская Медиакомпания"
Реферат Right Theory Essay Research Paper Right Theory1
Реферат Socrates Essay Research Paper Socrates
Реферат Категории диалектики. Лекция
Реферат Дослідження безробіття на прикладі досліджень незайнятого населення Львівської області
Реферат Музыкальная культура как средство подготовки подростков к безопасной жизнедеятельности
Реферат Культура Древней Руси 15
Реферат Беспозвоночные вредители культурных растений