Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Организация и ведение спасательных работ при пожарах

Содержание
Введение
1. Классификация пожаров
2. Организация, технология, приемы и способы ведения спасательныхработ
3. Организация управления спасательными работами в очаге (зоне)поражения
3.1 Основные положения
3.2 Управление силами и средствами
4. Организация взаимодействия спасателей с представителями другихминистерств и ведомств, зарубежными специалистами
4.1 Организация взаимодействия спасателей с представителямидругих министерств и ведомств
4.2 Организация взаимодействия спасателей с зарубежными специалистамипри ведении спасательных и аварийно-восстановительных работ
4.3 Основы организации и взаимодействия сил РСЧС
5. Меры и техника безопасности при проведении спасательныхработ
5.1 Выезд и следование на пожар
5.2 Меры и техника безопасности при разведке пожара
5.3 Меры и техника безопасности при спасании людей
5.4 Меры и техника безопасности при боевом развертывании
5.5 Меры и техника безопасности при тушении пожара
5.6 Воздействие теплового излучения
6. Методика расчета сил и средств дляспасания людей
6.1 Спасание людей при помощиэластичного рукава, коленчатого подъемника, автолестницы
6.2 Спасание людей выносом на руках
6.3 Спасание людей при помощиспасательной веревки
Заключение
Список литературы

Введение
Еще в древней Руси,начиная с X–XI вв., по мере укрепления российской государственности, развитияхозяйства, роста городов все острее вставал вопрос борьбы с пожарами, которыепричиняли неизмеримый материальный ущерб, уносили тысячи жизней людей. Вдревних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целыегорода. По наблюдениям историков, вплоть до XV в. в России пожар в городесчитался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожаре, которыйуничтожал сотни дворов, даже не упоминали, такое случалось часто. В 1493 г. даже московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянныхпостроек, вплотную подходивших к его стенам.
Принятие в XV–XVI вв.законодательных актов в области пожарной безопасности отразилось на творенияхархитекторов и строителей. Строить в Москве теперь начали из кирпича и припроектировании зданий учитывали необходимые меры пожарной безопасности. Большойвклад в развитие пожарного дела внес Петр I. В период его царствования быливведены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии.
Сейчас в России развитиюпротивопожарного нормирования придается большое значение. В настоящее времяобеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений различного назначениябазируется на развернутой системе противопожарных норм строительногопроектирования.
Нони для кого несекрет, что пожарычаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.
Статистика пожаров по Россиипоказывает, что 80% пожаров происходит в жилье. Здесь же гибель и травматизмлюдей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарнойстатистики КТИФ на 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100человек, что в 6 раз больше, чем в США. При этом количество пожаров в год на 1миллион человек по России составляет около 2000.
Таким образом, вопрос опожарной безопасности был актуален всегда.

1. Классификация пожаров
Пожаром называется неконтролируемоегорение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан,интересам общества и государства /1/. Пожар как сложное явление характеризуетсяследующими основными признаками /2/:
а) неорганизованным процессом горения,который лежит в основе пожара;
б) протеканием процесса горения в месте,для этого не предназначенном;
в) нанесением обществу ущерба врезультате уничтожения или повреждения материальных ценностей.
Все пожары можно классифицировать повнешним признакам горения, месту возникновения и времени прибытия первыхпожарных подразделений.
По внешним признакам горения пожарыделятся на наружные, внутренние, одновременно наружные и внутренние, открытые искрытые.
К наружным относятся пожары, у которыхпризнаки горения (пламя, дым) можно установить визуально. Такие пожары бываютпри горении зданий и их конструкций, штабелей лесопиломатериалов, угля, торфа идругих материальных ценностей, размещенных на открытых складских площадках; пригорении нефтепродуктов в резервуарах, на открытых технологических установках иэстакадах; лесных массивов, торфяных полей, зерновых культур и др. Наружныепожары всегда бывают открытыми.
К внутренним относятся пожары, которыевозникают и развиваются внутри зданий. Они могут быть открытыми и скрытыми.Признаки горения при открытых пожарах можно установить осмотрами помещений(например, горение имущества в зданиях различного назначения; оборудования иматериалов в производственных цехах, магазинах или складах; внутренних стензданий, перегородок, полов, покрытий и т. д.).
У скрытых пожаров горениепротекает в пустотах строительных конструкций, вентиляционных каналах и шахтах,внутри торфяной залежи, штабелей торфа и т. д. При этом признаки горенияобнаруживаются по выходу дыма через щели, изменению цвета штукатурки,нагретости плоскости конструкции, при вскрытии или разработке штабелей иконструкций.
Наиболее сложными являются пожарыодновременно наружные и внутренние, открытые и скрытые.
С изменением обстановки изменяется видпожара. Так, при развитии пожара в здании скрытое внутреннее горение можетперейти в открытое внутреннее, а внутреннее — в наружное и наоборот.
По месту возникновения пожары бывают взданиях, сооружениях, на открытых площадках складов и на сгораемых массивах(лесные, степные, торфяные и хлебные поля).
По времени прибытия первых пожарныхподразделений пожары подразделяются на запущенные и незапущенные /2/.
К запущенным относятсяпожары, которые ко времени прибытия первых пожарных подразделений получилизначительное развитие по различным причинам (например, в связи с позднимобнаружением или сообщением в пожарную охрану). Для тушения запущенных пожаров,как правило, оказывается недостаточно сил и средств первых подразделений. Незапущенныепожары в большинстве случаев ликвидируются силами и средствами первогоприбывшего подразделения, населением или рабочими объекта.

2. Организация, технология, приемыи способы ведения спасательных работ
Спасательные работыпроизводятся: выводом, выносом и спуском. При этом используются различныеспособы и различные спасательные устройства: лестницы, крупные стационарныесооружения, канатно-спусковые устройства; желобы-спуски, амортизационныеустройства, спасательные рукава, надувные прыжковые матрасы (подушки). Основноепреимущество заключается в том, что они требуют для обслуживания только 6 чел.,в то время как полотна — до 40 чел. Верхняя часть его изготовлена из двух слоевполиэфирной ткани; нижняя — из полиамидной ткани, покрытой ПХВ.
Другим спасательнымустройством является эластичный спасательный рукав, неоспоримым преимуществомкоторого перед другими видами спасательных устройств является высокаяпропускная способность — 15-36 чел./мин, причем людей любого возраста икомплекции, физического и психического состояния. В процессе спуска возможнаостановка спускающегося в рукаве путем пережатия рукава руками, а такжерегулирование скорости спуска путем закручивания рукава вокруг вертикальной осилибо оттягиванием его в сторону стоящим на земле человеком.
Тактико-техническаяхарактеристика спасательного рукаваЭтажность Длина СР, м Время готовности СР, с Время спуска, с Средняя скорость м/с 1-2 чел. 3-4 чел. 13 40 -22 30 39 1,3-1,0 17 52 -22 37 47 1,4-1,1 21 53 -22 40 50 1,32-1,06 25 66 -22 46 55 1,43-1,2

Использованиеспасательного рукава на коленчатом подъемнике позволяет существенно увеличитьпроизводительность спасательных операций.
Кроме этого применяются спасательныепояса с подвесными парашютными стропами.
В спасательных работахактивно используют звенья ГДЗ. При этом время подъема ГДЗ из трех человек вКИП-8 на один этаж с имитацией задымления в среднем — 28 сек., а количествокислорода, потребляемое газодымозащитником при подъеме на этаж, равняется 2 атм.
Общее время подъема звенаиз 3-х человек и вынос пострадавшего массой 80 кг с этажа зависит от способа транспортировки пострадавшего.
Основные препятствия по спасанию людейиз зданий повышенной этажности:
- отсутствиеподъемных площадок, наличие стилобата по периметру здания, что затрудняет, апорой делает невозможным установку передвижных средств, предназначенных дляспасания людей во время пожара;
- недостаток(или отсутствие) передвижных средств, необходимых для спасания людей с 14 этажаи выше;
- длительность(20-30 мин) установки автолестниц;
- отсутствиеиндивидуальных спасательных устройств;
отсутствие возможностииспользовать лифты.

3. Организацияуправления спасательными работами в очаге (зоне) поражения
3.1 Основные положения
Прибывающие на пожар силы и средствануждаются в едином руководстве, координации усилий для выполнения общей задачи.
Управление силами и средствамиосуществляет руководитель тушения пожара (РТП), которым может быть:
- приработе одного подразделения пожарной охраны — старший начальник возглавляемогоподразделения;
при работе несколькихподразделений — старший начальник, возглавляющий подразделение пожарной части врайоне выезда, в котором возник пожар, или лицо, определенное в соответствии спорядком, установленном в гарнизоне.
РТП является единым начальником длявсего личного состава, участвующего в тушении пожара.
РТП осуществляет руководство силами исредствами:
- непосредственночерез боевые позиции;
- черезбоевые позиции начальника тыла;
- черезначальника тыла, начальников боевых участков и боевых позиций.
К основным обязанностямРТП относятся:
- сбори обобщение информации и ее передача;
- обеспечениемер для безопасности людям, животным, сохранность материальных ценностей;
- выборспособов и приемов ликвидации горения;
- проведениемероприятий после ликвидации пожара.
Для этого РТП должен:
- оценитьобстановку;
- принятьрешение;
- реализоватьпринятое решение;
- организоватьконтроль за выполнением принятых решений.
На больших и сложных пожарахРТП для качественного руководства силами и средствами создает оперативный штабв составе начальника штаба (НШ), начальника тыла (НТ), представителейадминистрации и взаимодействующих служб, иногда в помощь начальнику штаба,начальнику тыла выделяется достаточное количество начальствующего состава.Место расположения штаба устанавливается как можно ближе к месту пожара, приэтом должны быть видны действия пожарных подразделений и обстановка,складывающаяся на пожаре. Оперативный штаб оснащается штабным столиком,средством связи, другими техническими средствами.
Оперативный штаб напожаре создается:
- приорганизации более двух боевых участков;
- приобъявлении повышенного номера вызова;
- когдатребуется действие согласовывать с администрацией;
- накрупных и сложных пожарах;
по решению РТП.
 
3.2 Управление силами и средствами
Пожар в зданиях повышенной этажности(ЗПЭ) представляет особый вид пожара, тушение которого, как правило, связано сучастием большого числа пожарных подразделений. Поэтому особое значениеприобретают четкая работа и оперативность штаба пожаротушения.
Основными задачами оперативного штабапожаротушения являются:
- встречаи расстановка сил и средств;
- постоянныйконтроль за обстановкой на пожаре;
- организацияпожарной связи;
- обеспечениебесперебойного водоснабжения;
- созданиерезерва пожарных подразделений на случай осложнения обстановки и организацииподмены личного состава;
организация КПП и постовбезопасности ГДЗС;
- созданиерезерва кислородных баллонов, регенеративных патронов, пожарных рукавов,штурмовых лестниц;
- организациявзаимодействия с дежурными службами города, администрацией объекта;
- информированиезаинтересованных лиц и организаций.
Для успешной работы оперативного штабапожаротушения в его
состав включают инженерно-техническийперсонал объекта, представителей различных служб города. В оперативный штабдолжны быть включены: главный инженер, энергетик, специалисты лифтовогохозяйства, внутреннего водоснабжения и системы дымоудаления.
Место для оперативного штабапожаротушения выбирают с учетом возможно более полного обзора места пожара,работающих пожарных подразделений и на безопасном расстоянии от стен горящегоздания.
Практика тушения развившихся пожаров вЗПЭ показывает, что в связи с большим числом одновременно решаемых задач впомощь начальнику штаба пожаротушения необходимо назначать не менее двухзаместителей.
Один из заместителейдолжен следить за изменением обстановки и наносить обстановку на схемурасстановки сил, другой — вести оперативно служебную документацию, осуществлятьконтроль за выполнением приказаний РТП.
Для успешного проведения спасательныхработ и ликвидации горения в зданиях повышенной этажности следует организоватьсектора:
- состороны каждой лестничной клетки;
- состороны каждой пожарной лестницы;
- скаждой стороны периметра здания;
- накрышах горящего и соседних с ним зданий и сооружений.
Сектора целесообразно разбивать набоевые участки: на каждом горящем этаже; на ниже и выше расположенных этажахздания; на двух-трех задымленных этажах.
Из числа сотрудников пожарной охранынеобходимо назначать ответственных за проведение спасательных работ, соблюдениеправил техники безопасности, организацию газодымозащитной службы и пожарнойсвязи, обеспечение бесперебойной работы пожарной техники, организацию питанияличного состава, защиту материальных ценностей от воды и ее откачку из здания.
При подаче воды к месту пожара сразличных направлений необходимо выделить в помощь начальнику тыла необходимоечисло начальствующего состава, хорошо знающих противопожарное водоснабжение.
На первом этаже тушения пожара в ЗПЭдеятельность оперативного штаба пожаротушения должна быть направлена наосуществление единого руководства эвакуации людей из здания, изыскание ииспользование всех средств и способов проведения спасательных работ инедопущение паники среди жильцов.
Осуществляя постоянныйконтроль выполнения поставленных РТП задач, оперативный штаб пожаротушениядолжен своевременно осуществлять перегруппировку сил и средств, сосредоточиватьих на решающем направлении, используя средства радио, проводной игромкоговорящей связи.

4. Организациявзаимодействия спасателей с представителями других министерств и ведомств, зарубежнымипредставителями
4.1 Организациявзаимодействия спасателей с представителями других министерств и ведомств
Взаимодействие спасателей (пожарных) спредставителями других министерств и ведомств в ходе ведения работ по тушениюпожаров заключается в согласованных по месту, времени, задачам и способам ихвыполнения совместных действиях органов управления подразделений, формирований,служб различной специальности, предназначения и подчиненности, обеспечивающихкомплексное, наиболее эффективное и полное использование их возможностей винтересах развертывания и проведения работ в короткие сроки, спасениепострадавших, а также ликвидацию пожаров с наименьшими потерями /20/.
Исходя из сложной обстановки, складывающейся при пожарах, кликвидации их последствий привлекаются силы и средства подсистем РСЧС, воинскиечасти ГО, а в случае необходимости — силы соседних регионов, Министерств иведомств Российской Федерации.
Взаимодействие между спасателями иформированиями других министерств и ведомств организуется по месту действий,задачам, способам их выполнения и времени.
Взаимодействие организуется прежде всегов интересах сил, выполняющих главную задачу.
Основными организаторами взаимодействия,в зависимости от масштабов пожара, являются начальники пожарной охраны,региональных центров ГОЧС или представители территориальных Комиссий почрезвычайным ситуациям.
Министерства и ведомства, чьи силыпривлекаются к тушению пожара или их органы на местах, для решения всехвопросов, связанных с их использованием, высылают своих представителей.
Непосредственно взаимодействие спривлекаемыми формированиями и службами других министерств и ведомстворганизуется оперативными группами соответствующих Комиссий по чрезвычайнымситуациям непосредственно на местности, при постановке задач на выполнениеработ, с участием представителя от министерства (ведомства) или их органов наместах.
Взаимодействие непосредственноформирований, участвующих в тушении пожара, с формированиями министерств иведомств уточняют их командиры на местах работ.
Содержание вопросов, подлежащихсогласованию при организации взаимодействия, определяется исходя из сложившейсяобстановки, задач, возложенных на данное министерство, ведомство в системеРСЧС, места и роли формирований данного министерства (ведомства) в тушениипожара.
Исходя из характера обстановки, котораяможет сложиться в результате пожаров, а также обязанностей и задач в частиликвидации пожаров, возложенных в системе РСЧС на министерства и ведомства,имеющие специальные формирования и службы, указанные формирования и службывзаимодействуют со спасателями по решению следующих задач.
Государственная противопожарная службаМВД России:
- обеспечиваетразведку, сбор, обработку и передачу соответствующей Комиссии информацию опожарной обстановке в зоне ЧС;
- выделяетсилы и средства региональных специализированных отрядов и специализированныхчастей военизированной пожарной охраны, с учетом их дислокации, зонобслуживания и тактико-технических возможностей, для решения задачпротивопожарного обеспечения;
- обеспечиваетввод спасательных подразделений на участки (объекты) работ путем локализации итушения пожаров на маршрутах ввода и подходах к местам проведения работ;
- осуществляетспасение людей из горящих, загазованных, задымленных зданий;
- осуществляетлокализацию, тушение пожаров и тления в завалах на участках (объектах)спасательных работ, а также обеспечивает работу спасателей на задымленныхучастках (объектах).
При тушении крупномасштабных пожаров намаршрутах ввода сил РСЧС и участках (объектах) работ командиры противопожарныхподразделений, выполняющих эти задачи, являются старшими на данном участке(объекте). Действующие на данном участке (объекте) спасательные формирования(подразделения) в этих условиях выполняют вспомогательные операции иподчиняются командиру противопожарных сил.
Служба обеспечения общественного порядкаМВД России:
- осуществляетсбор, обобщение обстановки в районе пожара, обеспечивает информациейсоответствующую Комиссию об обстановке;
- выделяетсилы и средства для обеспечения беспрепятственного передвижения сил и средств РСЧСпри вводе их на участки (объекты) работ, в ходе проведенияаварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, при проведенииэвакуационных мероприятий; обеспечивает соблюдение установленного режима в зонепожара; воспрещает противоправные действия, пресекает панику;
- осуществляетучет и организует опознание погибших;
- осуществляетохрану культурных и материальных ценностей в зоне пожара;
- оказываетпомощь населению в розыске родственников;
- обеспечиваетпорядок при оказании гуманитарной помощи.
Учреждения, подразделения и службыМиниздравмедпрома России:
- организуюти осуществляют медицинскую разведку, наблюдение, лабораторный контроль иэкспертизу состояния объектов внешней среды в зоне пожара, продовольствия иводы на зараженность отравляющими, ядовитыми веществами и бактериальнымисредствами;
- осуществляютоценку медицинской обстановки в зоне пожара, информируют соответствующуюКомиссию по ЧС;
- развертываютв районе пожара учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи;
- осуществляютоказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшимнепосредственно в районе проведения спасательных работ, эвакуацию их длядальнейшего лечения в стационарных лечебных учреждениях;
- проводятсанитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия среди личногосостава сил РСЧС и населения в зоне пожара;
- осуществляютснабжение сил РСЧС и населения в зоне ЧС медикаментами;
- принеобходимости, проводят медицинскую экспертизу погибших.
Подразделения постоянной готовностиинженерных войск и войск РХБ защиты Министерства Обороны России:
- привлекаютсядля выполнения задач по ликвидации пожара в интересах территорий посогласованию с командованием соответствующего военного округа на основе планавзаимодействия;
- навремя выполнения работ передаются в оперативное подчинение областной (краевой,республиканской) Комиссии по ЧС или региональному центру ГОЧС.
Инженерные подразделения (с учетом ихсостава):
ведут инженерную разведку обстановки назаданных маршрутах ввода сил, на участках и объектах спасательных иаварийно-восстановительных работ;
- обеспечиваютввод сил РСЧС на участки и объекты работ;
- выполняютнаиболее сложные инженерные работы в зоне пожара, требующие примененияспециальной техники (расчистку завалов, обрушение и укрепление конструкцийзданий, взрывные работы и т. п.);
- оборудуюти содержат временные переправы через водные преграды при разрушении мостов;
- осуществляютоборудование и содержание пунктов водоснабжения, укрепления гидротехническихсооружений и т. п.;
- выполняютаварийно-спасательные работы;
- выполняютработы по локализации и ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях.
Подразделения РХБ защиты:
- ведутхимическую и радиационную разведку зоны пожара, маршрутов ввода сил, участков(объектов) работ, источников заражения сильнодействующими ядовитыми ирадиоактивными веществами; осуществляют контроль за состоянием объектов внешнейсреды и оповещение органов управления и сил об угрозе заражения;
- осуществляютлокализацию источников химического заражения;
- обеспечиваютпроведение спасательных работ на зараженных участках (объектах);
- осуществляютобеззараживание территории, маршрутов, объектов работ;
- осуществляютспециальную обработку техники, средств защиты, одежды, обуви, имущества и материальныхсредств, санитарную обработку личного состава сил РСЧС.
Военизированные горноспасательные игазоспасательные подразделения министерства топлива и энергетики:
- привлекаютсядля проведения работ по оперативной локализации и ликвидации пожара по решениюМЧС, согласованному с Министерством топлива и энергетики.
На период выполнения задач передаются воперативное подчинение соответствующей областной (краевой, республиканской,городской) Комиссии по ЧС.
Выполняют:
- поисково-спасательныеработы на разрушенных, заваленных участках и объектах;
- спасениепострадавших из завалов, в том числе зараженных сильнодействующими ядовитымивеществами, задымленных и загазованных, в условиях, требующих применениягазозащитных аппаратов (респираторов);
- осуществляютмероприятия по локализации источников заражения, локализации и ликвидацииаварий на коммунальных сетях, проводят сложные аварийно-ремонтные работы вгазовзрывоопасной среде с применением изолирующих противогазов.
Организации Министерства ТранспортаРоссии и других министерств и ведомств:
- обеспечиваютвыделение в первоочередном порядке, по заявке Комиссий по чрезвычайнымситуациям, транспортных средств, доставку в зону пожара сил для проведенияаварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, маневр сил в ходевыполнения задач;
- обеспечиваютподвоз материальных и технических средств, необходимых для тушения пожара,жизнеобеспечения сил РСЧС и пострадавшего населения;
- обеспечиваютэвакуацию пострадавших в лечебные учреждения, а также вывоз населения иматериальных ценностей из опасных районов к местам временного проживания(размещения);
- осуществляютвывоз обрушившихся конструкций, элементов разобранных завалов к местамскладирования (захоронения).
Специальные ремонтно-восстановительные ипожарные поезда осуществляют необходимые аварийно-спасательные иаварийно-восстановительные работы, тушение пожаров на объектах железнодорожноготранспорта, а также в жилой застройке и объектах, расположенных рядом сжелезной дорогой.
Органы Министерства Экологии РФ:
- обеспечиваюторганы управления РСЧС данными о состоянии погоды, выдают краткосрочные идолгосрочные прогнозы погоды, предупреждают об угрозе возникновения илиусиления гидрометеорологических явлений, опасных для
спасателей при ведении аварийно-спасательныхи аварийно-восстановительных работ;
- обеспечиваюторганы управления РСЧС прогнозами развития опасных экзогенных геологическихпроцессов;
- выделяютпо заявкам комиссий по ЧС силы авиапожарной службы баз авиационной охраны лесовдля проведения разведки зоны бедствия.
Специальные формирования атомных станций(МИНАТОМ РФ):
- выполняютспасательные и аварийно-восстановительные работы на АЭС (АТЭЦ, АСТ);
- припроведении аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ на АЭСсилами воинских частей ГО или территориальных формирований РСЧС, специальныеформирования АЭС выполняют задачи в тесном взаимодействии с ними на основныхучастках аварийно-восстановительных работ.
Формирования экстренной ветеринарнойпомощи и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства ипродовольствия РФ:
- ведутразведку обстановки в сельских районах, подвергшихся воздействию пожара,выявляют места поражения сельскохозяйственных животных и растений;
- информируютКомиссии по ЧС об общей обстановке и состоянии сельского хозяйства;
- проводятнеобходимые мероприятия по защите сельскохозяйственного производства.
Учреждения Министерства Связи РФ:
Обеспечивают бесперебойную связь междупунктами управления Комиссией по ЧС, их оперативными группами, пунктамиуправления воинских частей ГО, привлекаемых к тушению пожара, с соответствующимРегиональным Центром ГОЧС с использованием всех имеющихся, сохранившихся ивосстановленных линий, сетей и каналов связи.
 
4.2 Организация взаимодействияспасателей с зарубежными специалистами при ведении спасательных иаварийно-восстановительных работ
Взаимодействие спасателей с зарубежнымиспециалистами при пожарах организуется Региональным Центром ГОЧС или Комиссиямипо ЧС, на территории которых предусматриваются действия зарубежныхспециалистов, на основе положений межгосударственного соглашения, регулирующегоправовое положение указанных специалистов на период ведения работ, а также сучетом их квалификации.
Основными задачами, которые могут решатьиностранные специалисты при пожарах, с учетом особенностей их оснащениятехникой, являются:
- проведениепоисковых работ;
- извлечениеотдельных пострадавших из сложных, тяжелых завалов;
- оказаниеквалифицированной медицинской помощи пострадавшим, получившим тяжелые травмы;
- снятиепострадавших с поврежденных высотных зданий с использованием альпинистскогоснаряжения.
Основным принципом организациивзаимодействия с иностранными специалистами при ведении работ по ликвидации ЧСявляется выделение им для действий отдельного объекта (участка) спасательныхработ (при достаточной численности и оснащении техникой) или постановкаотдельной задачи в комплексе аварийно-спасательных работ (разведка участка,поиск пострадавших на определенном участке и т. п.).
В целях поддержания взаимодействия синостранными специалистами и оперативного решения всех вопросов, которые могутвозникнуть по ходу действий, от Комиссии по ЧС, на территории которой действуютиностранные специалисты, выделяется постоянный представитель со средствамисвязи, а при необходимости и переводчик.
Непосредственно в ходе проведенияаварийно-спасательных работ, в случае необходимости, взаимодействие междуформированиями РСЧС и иностранными специалистами организуется и поддерживаетсяих командирами (начальниками) с участием представителя Комиссии по ЧС.
4.3 Основы организациии взаимодействия сил РСЧС
Сущность работы по организации иподдержанию взаимодействия заключается в обеспечении наиболее рациональногораспределения усилий имеющихся сил и средств по месту действий, задачам испособам их выполнения, с учетом характера, масштабов ЧС, складывающейсяобстановки и возможностей каждого подразделения и формирования, в интересахликвидации ЧС в короткие сроки.
Основными организаторами взаимодействияявляются Региональные центры ГОЧС и территориальные Комиссии по ЧС.
Правовой основой для организациивзаимодействия сил РСЧС являются:
- постановлениеПравительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 года № 261, утвердившееПоложение о Российской системе предупреждения и действий в ЧС и определившеефункции органов государственного управления Российской Федерации попредупреждению и ликвидации ЧС;
- нормативныедокументы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, ЧС иликвидации последствий стихийных бедствий и других министерств (ведомств)Российской Федерации, силы и учреждения которых входят в систему РСЧС, поорганизации взаимодействия при решении задач по предупреждению и ликвидации ЧС.
В части организации взаимодействияуказанные документы предусматривают, что:
- РегиональныеЦентры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийныхбедствий организуют взаимодействие органов исполнительной власти региона сорганами военного управления соответствующих военных округов;
- организуютразработку и реализацию планов взаимодействия территориальных и ведомственныхорганов управления в регионе по предупреждению и ликвидации ЧС;
- импредоставляется право принимать в пределах своей компетенции решения,необходимые для организации и координации работ по предупреждению и ликвидацииЧС на территории региона, обязательные для исполнения органами исполнительнойвласти, организациями и предприятиями, независимо от форм собственности, атакже должностными лицами и гражданами.
Территориальные Комиссии по ЧСкоординируют деятельность Комиссий по ЧС на подведомственной территории попредупреждению и ликвидации ЧС, а также организуют взаимодействие с Комиссиямипо ЧС соседних территорий, военным командованием, общественными организациями повопросам сбора и обмена информацией, а в случае необходимости — направления сили средств для ликвидации ЧС.
В ходе ликвидации ЧС взаимодействиеуточняется и поддерживается оперативными группами Комиссий по ЧС. На нихвозлагается координация действий сил различной подчиненности и назначения пооказанию пострадавшим необходимой помощи и выполнению других неотложных мер поликвидации ЧС.
Им предоставляется право:
- привлекатьдля решения задач по ликвидации ЧС все силы и средства, находящиеся в зонебедствия, независимо от их ведомственной принадлежности;
- задействоватьдля обеспечения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работвыделенный в установленном порядке транспорт и другие материально-техническиесредства;
- вслучае необходимости отдавать распоряжения на эвакуацию людей и материальныхценностей из опасной зоны, приостанавливать работу цехов и объектов.
Командиры и штабы воинских частей иподразделений ГО, а также командиры формирований организуют взаимодействиемежду подразделениями части (формирования), а при совместном выполнении задач сформированиями других Министерств и ведомств — также с ними.
Основой для организации взаимодействияявляются решения начальников региональных центров, Председателей Комиссий по ЧСна проведение первоочередных экстренных мер и ликвидацию ЧС, а также ихуказания по организации взаимодействия.
Взаимодействие с формированиями ислужбами Министерств и ведомств Российской Федерации организуется черезпредставителей указанных Министерств и ведомств.
Содержание взаимодействия определяетсяхарактером пожаров и задачами, решаемыми силами РСЧС при их ликвидации, а такжепредназначением и возможностями формирования (службы), с которой организуетсявзаимодействие.
Аварийно-спасательные иаварийно-восстановительные формирования постоянной готовности, созданные набазе военизированных горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных ипожарных подразделений, медицинских формирований, строительных и монтажныхорганизаций и других аналогичных профессиональных служб различных Министерств иведомств, по согласованию с ними, привлекаются для выполнения задач РСЧСКомиссиями по ЧС на контрактной основе с возмещением произведенных затрат.
Воинские части и подразделениягражданской обороны в штатах мирного времени привлекаются к решению задач потушению пожаров в границах региона решением Начальников соответствующихРегиональных Центров ГОЧС по согласованию с МЧС.
На период тушения пожара, исходя изсложившейся обстановки и поставленной задачи, воинские части и подразделения ГОпередаются в оперативное подчинение определенной Комиссии по ЧС и действуют всоставе территориальной группировки сил во взаимодействии с другими, входящимив ее состав формированиями.
Взаимодействие с воинскими частями ГОорганизует Комиссия по ЧС, которой части приданы в оперативное подчинение.
Подразделения постоянной готовности,созданные на базе соединений и частей войск РХБ защиты и инженерных войскМинистерства обороны РФ, привлекаются к проведению мероприятий по тушениюпожаров в интересах территории по решению Командующего войскамисоответствующего военного округа и решают задачи в соответствии с планамивзаимодействия Регионального Центра ГОЧС и военного округа.
В зависимости от характера и масштабовпожара взаимодействие организуется по этапам его ликвидации и задачам.
Между подразделениями, формированиями,группами спасателей, при их совместных действиях взаимодействие организуют ихкомандиры в интересах формирования (подразделения), выполняющего главнуюзадачу. При этом действия согласовываются по задачам, способам и технологии ихрешения, согласно роли каждого подразделения (формирования) в их выполнении, сучетом профиля их специализации.
Поддержание взаимодействия в ходетушения пожара достигается:
- твердымзнанием всеми участниками поставленных задач и способов их выполнения;
- своевременными точным выполнением поставленных задач;
- своевременнымуточнением задач с учетом складывающейся обстановки;
наличием надежной связи, устойчивойдостоверной взаимной информации.

5.Меры и техника безопасности при проведении спасательных работ
Ответственность за соблюдение личнымсоставом техники безопасности и создание безопасных условий работы на пожаренесут: руководитель тушения пожара, начальник оперативного штаба тушения пожараи начальник тыла, начальники боевых участков и лица начальствующего состава,обеспечивающие выполнение работ на порученном участке.
 
5.1 Выезд и следование на пожар
По сигналу «тревога» боевыерасчеты устремляются в гараж к пожарным автомобилям. Каждый пожарный долженследить за тем, чтобы не толкать рядом бегущего и не останавливаться в потоке.
Запрещается бросать на путях движенияодежду и предметы обихода, создавать другие помехи.
Посадка личного состава в пожарныеавтомобили считается законченной только тогда, когда боевой расчет займет своиместа и закроет двери кабины.
Водитель пожарного автомобиля при выездеобязан включить специальный световой сигнал (проблесковые маяки) и не выключатьего до прибытия к месту вызова. Запрещается пользоваться специальным звуковымсигналом при следовании пожарного автомобиля не на оперативное задание.
За безопасное движение пожарногоавтомобиля ответственность несет его водитель. При следовании на пожар (авариюили другие оперативные работы) в случае необходимости он может допускать приусловии обеспечения безопасности движения следующие отклонения от действующихправил движения:
- двигатьсясо скоростью, обеспечивающей скорейшее выполнение задания, но не представляющейопасности для окружающих;
- продолжатьдвижение при любом сигнале светофора, убедившись, что другие водители уступаютему дорогу, и при условии, что жесты работника ГАИ не обязывают егоостановиться;
- проезжать(поворачивать, останавливать автомобиль и т. п.) в местах выполненияоперативных работ независимо от установленных знаков, указателей и линийдорожной разметки (за исключением проезда в направлении, противоположномдвижению).
Во время движения пожарного автомобиляличный состав обязан находиться на закрепленном за ним месте, держаться за поручни(ремни), не открывать двери кабин, не становиться на подножку (кроме специальнопредусмотренных задних подножек при прокладке рукавных линий автомобиля), невысовываться из кабины, не курить и не применять открытый огонь.
По прибытии к месту вызова пожарныйавтомобиль останавливают у обочины проезжей части; личный состав выходит изавтомобиля только по распоряжению начальника караула или командира отделения и,как правило, на правую сторону. Устанавливать автомобиль поперек проезжей частидороги, на железнодорожных, трамвайных рельсах запрещается.
В ночное время стоянка пожарногоавтомобиля должна обозначаться приборами освещения, а также сигналом аварийнойсветовой сигнализации. Кроме того, в зависимости от обстановки (интенсивноедвижение транспорта, пешеходов) допускается одновременное включение испециальной световой сигнализации (проблесковых маяков).
Начальствующий состав пожарной охраныдолжен знать требования правил дорожного движения и при следовании в пожарномили служебном автомобиле не допускать их нарушения водителем./>

5.2Меры и техника безопасности при разведке пожара
Разведка пожара ведется непрерывно смомента выезда подразделения на пожар и до его ликвидации. Целью разведкиявляется сбор сведений о пожаре для оценки обстановки и принятия решения поорганизации боевых действий.
Для проведения разведки без примененияизолирующих противогазов назначается группа разведки из двух человек, а приработе в изолирующих противогазах — не менее чем из трех.
Старшим группы назначается наиболееподготовленный командир. В метрополитене или в подобных ему подземныхсооружениях разведку необходимо проводить усиленным звеном, не менее чем изпяти человек.
Группа разведки в зависимости отпредполагаемого объема и места работы должна иметь средства индивидуальнойзащиты органов дыхания (СИЗОД) сцепки, приборы связи и освещения, спасания исамоспасания, а также инструменты для вскрытия конструкций, а при необходимостии средства тушения. На период разведки руководитель тушения пожара (РТП)создает резерв из личного состава в СИЗОД для оказания помощи разведывательнойгруппе.
При проведении разведки выставляютсяпосты безопасности и контрольно-пропускные пункты, на которые возлагается:
— регистрация в специальном журналевремени начала разведки, фамилий состава группы разведки и давления кислородапри включении в СИЗОД;
— поддержание связи с группой разведки, передача сообщенийРТП или штабу;
- наблюдениеза временем пребывания группы разведки в здании и информирование об этом РТП ируководителя группы;
- восстановлениенарушенной связи с группой разведки и своевременный вывод ее на чистый воздухили оказание медицинской помощи, если она требуется.
При работе в СИЗОД в загазованномобъекте на большой площади посты безопасности и контрольно-пропускные пунктысоздаются на весь период тушения. В таких случаях на них возлагается проведениеинструктажа с лицами, направляющимися на тушение пожара, по техникебезопасности с учетом поставленных задач.
Посты безопасности иконтрольно-пропускные пункты размещаются в местах, где исключается возможностьзадымления или проникновения газов. В случае, когда это невозможно, личныйсостав постов безопасности или контрольно-пропускных пунктов работает в СИЗОД.Контрольно-пропускные пункты при длительной работе обеспечивают пожарныхпомещениями (автобусами) для инструктажа и отдыха. Эти помещения (автобусы)должны находиться недалеко от места пожара.
Во избежание несчастных случаевруководитель группы разведки перед ее началом обязан опросить каждого из идущихо самочувствии, а после включения в СИЗОД проверить их работу и давлениекислорода в баллонах. Определив наименьшее давление, руководитель группывосстанавливает по нему время пребывания в задымленной зоне и объявляет составугруппы и пожарным, выделенным на пост безопасности, задачу, порядок еевыполнения, срок пребывания в зоне и вид связи (условные сигналы) на времяпребывания в разведке, указывает порядок движения состава группы, назначаетзамыкающих.
Для обеспечения безопасной работыгазодымозащитников на пожаре и на занятиях им выдают личный жетон, а звеньяГДЗС обеспечивают связками и направляющими тросами. Личный жетон выполнен изоргстекла или другого материала. На жетоне отражаются следующие данные:фамилия, имя, отчество; наименование подразделения; тип противогаза; давлениекислорода перед входом в непригодную для дыхания среду и время ухода; возможнаяпродолжительность нахождения в непригодной для дыхания среде.
Связку изготавливают из тонкогометаллического троса длиной 3-7 м, зачаленного с двух сторон. Кольца на концахсвязки затесьмованы, а внутри свободные Направляющий трос (тонкий металлическийтрос) длиной 50-100 м, зачаленный с одного конца; с надетым карабином, которыйнаматывается на катушку в металлическом корпусе. На катушке предусмотренарукоятка для сматывания троса, лямки для переноски и стопорящее устройство.Перед входом в непригодную для дыхания среду на посту безопасности троскарабином закрепляют на конструкцию, а замыкающий звена ГЗДС, продвигаясь всоставе звена, прокладывает его. На позиции ствольщика или месте ведения другихбоевых действий закрепляют катушку с тросом, а звено работает в связке, приэтом командир должен быть закреплен за направляющий трос. Убирает трос звено,возвращающееся последним.
При работе в непригодной для дыханиясреде звено ГЗДС должно состоять не менее чем из 3 человек. В исключительныхслучаях решением руководителя тушения пожара или начальником боевого участказвено может быть уменьшено до 2 человек. При этом звено должно состоять, какправило, из газодымоза- щитников, несущих службу в одном отделении или карауле.
Работу звеньев ГдЗспри работе одного караула возглавляет начальник караула или командирыотделений, в составе которых имеются звенья ГДЗС.
Надевают противогаз и приводят его вбоевую готовность на пути следования или по прибытии к месту пожара по команде«Противогазы надеть». Перед включением по команде «Противогазыпроверить» личный состав звена ГДЗС проводит боевую проверку и докладываето готовности к включению, например «Иванов к включению готов, давление 19МПа (190 атм)». После чего по команде «В противогазы включись»газодымозащитники продевают маску между каской и подбородочным ремнем, опускаютее на гофрированные трубки, через патрубок клапанной коробки делают глубокиевдохи до срабатывания легочного автомата и, не отрывая рта от патрубка,выдыхают воздух через нос и, задержав дыхание, надевают маску на лицо, а сверху- каску. После проверки противогазов газодымозащитники записывают в личныйжетон давление кислорода в баллоне и с учетом этого — возможнуюпродолжительность нахождения в непригодной для дыхания среде. Командир звеналично проверяет показания манометров, изымает у газодымозащитников личныежетоны, запоминает наименьшее давление в баллоне, а перед входом в непригоднуюдля дыхания среду сдает жетон постовому на посту безопасности. Командир звена изамыкающий закрепляются карабинами за концы связки, остальные газодымозащитники- за связку между ними. Если проложен направляющий трос, то командир звеназакрепляется и за него.
Постовой на посту безопасности, собравжетоны, сверяет записи и показания манометров, ведет учет работы звена вжурнале, где фиксируются состав звена ГДЗС, данные кислорода в баллоне, времявключения и ориентировочное время выключения, информацию и распоряжения. Дляконтроля закрепляет жетоны на рабочей доске постового, при этом верхнимзакрепляется жетон газодымозащитника, у которого наименьшее давление кислорода.Каждый газодымозащитник, а также постовой на посту безопасности должен уметьрассчитать ожидаемое время возвращения, а также давление кислорода, котороенеобходимо оставлять на обратный путь. При работе в кислородных изолирующихпротивогазах на обратный путь необходимо оставить давление кислорода, равноепадению давления при движении к месту работ, плюс половина этого количества нанепредвиденные обстоятельства и плюс остаточное давление 3 МПа (30 атм),необходимое для нормальной работы редуктора.
В помощь постовому поста безопасностиГДЗС в подразделениях гарнизонов пожарной охраны разработан карманныйэкспонометр для контроля за расходом кислорода и временем работы пожарных внепригодной для дыхания среде. Экспонометр представляет собой две жесткиепластины размером 120 x 170 мм,между которыми на оси закреплен вращающийся диск.
На лицевой стороне экспонометра показанырасход кислорода на путь следования и остаточное давление, при которомнеобходимо возвращаться назад, а также напечатана таблица, по которой можноопределить предельно допустимое время работы в помещении, в зависимости оттемпературы окружающей среды.
На оборотной стороне экспонометраприведены краткая памятка для дежурного поста безопасности и формула длярасчета потребности кислорода при работе в задымленной среде.
В обычных условиях экспонометр хранитсяв кармане куртки пожарного, а при работе на посту ГдЗсего прикрепляют кара- бинчиком к застежкам куртки или к ремню пожарного.
При работе сэкспонометром диск надо повернуть так, чтобы в верхнем окне появилась цифра,соответствующая минимальному давлению кислорода в баллоне у членов звенагазодымозащит- ников. Тогда по шкале «Расход кислорода на путь следованияк месту пожара» можно определить продолжительность работы в задымленнойзоне и остаточное давление кислорода, при котором газодымозащитникам следуетвозвращаться назад.
 
5.3 Меры и техника безопасности приспасании людей
Спасательные работы организуются ипроводятся на пожаре в тех случаях, когда людям угрожают опасные факторы пожара(огонь, высокая температура, опасность взрыва или обрушения конструкций,задымление или загазованность помещений) или предусматривается применениеопасных для здоровья и жизни людей огнетушащих веществ и составов.
При спасании людей на пожаре, когда путиспасания задымлены, либо состояние и возраст спасаемых вызывает сомнение ввозможности самостоятельного выхода из угрожаемой зоны (дети, больные,престарелые), выводить людей следует только в сопровождении работников пожарнойохраны.
Очень важно принять своевременные мерыпо предотвращению паники среди людей, находящихся в горящем (задымленном)здании. Необходимо предотвратить панику, используя систему внутреннегооповещения здания, громкоговорящие установки и другие средства. Пожарныеавтомобили, рукавные линии и личный состав пожарных подразделений должнырасполагаться таким образом, чтобы не быть пораженными осколками стекол ипредметов, падающих сверху. Водители пожарных автолестниц и автоподъемников,участвующие в проведении спасательных работ, должны работать в пожарных каскахи рукавицах. Опасные зоны вдоль здания необходимо оградить. Спускать людей понаружным лестницам начиная с третьего этажа и выше необходимо со страховкойспасательными веревками.
Спускать людей с высот по спасательнойверевке можно лишь тогда, когда другие способы применить невозможно. Спасаниеили самоспасание можно начинать, убедившись, что длина веревки обеспечиваетспуск на землю (балкон и т. п.), спасательная петля на спасаемом надежнозакреплена (при самоспасании — надежно закреплена на конструкцию) испасательная веревка правильно намотана на карабин. Эти работы следуетпроизводить в рукавицах, во избежание получения травм рук.
Использование дляспасания и самоспасания мокрых или имеющих большую влажность спасательных веревок,а также веревок, не состоящих в боевом расчете, не допускается.
 
5.4 Меры и техника безопасности прибоевом развертывании
Боевое развертывание не должно мешатьпроведению спасательных работ и эвакуации людей. Боевое развертывание пожарныхподразделений может проходить при различной обстановке, оно сопряжено сбольшими физическими нагрузками и опасностью получения травм при проявленииизлишней торопливости в обращении с пожарно-техническим вооружением или принесоблюдении правил техники безопасности во время его доставки к месту пожара.
Пожарные автомобили устанавливают набезопасном расстоянии и, как правило, с наветренной от пожара стороны с цельюуменьшения воздействия дыма, газов, искр и теплового излучения. Наиболееопасным является тепловое излучение. Безопасное расстояние для пожарной техникиопределяют по критической интенсивности излучения, которое равно примерно 128кВт/м. При пожарах штабелей пиломатериалов безопасным расстоянием может бытьрасстояние от 25 (при горении штабелей высотой 6 м) до 40 м (при горении штабелей высотой 12 м); при пожарах ЛВЖ и ГЖ в резервуарах — 1,2 Д (где Д — диаметр резервуара), при пожарах газовых фонтанов — от 20 до 30 м. Если эти расстояния меньше указанных, то необходимо защищать автомобили от воздействиятеплового излучения распыленными водяными струями или воздушно-механическойпеной.
От недостроенных зданий и сооружений, атакже от других объектов, которые могут обрушиться при пожаре, пожарныеавтомобили устанавливают на расстоянии, превышающем высоту этих объектов.
Открывать крышку пожарного гидрантанеобходимо специальным крючком или ломом. При этом нужно следить за тем, чтобы крышкане травмировала ноги. Нельзя применять открытоепламя для освещения колодцапожарного гидранта. Спускаться в колодец при необходимости можно только всредствах индивидуальной защиты органов дыхания со страховкой (спасательнойверевкой).
Руководитель тушения пожара обязанвыбрать и указать личному составу наиболее короткие, удобные и безопасные путипрокладки рукавных линий и переноски технического вооружения.
В ночное время пути, по которымнамечается боевое развертывание, целесообразно освещать или обозначатьсигнальными огнями.
Прокладывать рукавные линии по скользкими обледенелым поверхностям следует осторожно. Нельзя одевать на себя лямкуприсоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоты и приработе на высотах, а также поднимать на высоту рукавную линию, заполненнуюводой. Поднятая линия должна быть надежно закреплена рукавными задержками.Вертикальные рукавные линии крепят из расчета одна рукавная задержка на каждыйрукав. Воду в рукавную линию подают, когда ствольщик занял исходную позицию иона закреплена рукавными задержками.
Водители подают и прекращают подачуводы, повышают или понижают напор в рукавной линии только с разрешения РТП.
Места пересечения рукавных линий спроездами, железнодорожными и трамвайными путями должны охраняться, а в ночноевремя, кроме того, и освещаться. Для защиты рукавных линий, проложенных черезпроезжую часть, необходимо использовать рукавные мостки.
Если возможны взрывы, при боевомразвертывании необходима исключительная быстрота действий. Для защиты личногосостава от поражений взрывной волной, осколками и разлетающимися при разрывеобломками конструкции следует прокладывать рукавные линии перебежками,используя укрытия (обваловки, каналы, стены зданий и т. д.).
5.5 Меры и техника безопасностипри тушении пожара
При тушении пожаров в зданияхбезопасность личного состава прежде всего зависит от прочности отдельныхконструкций и всего здания в целом. Поэтому знание личным составом (особенноначальствующим) пределов огнестойкости основных несущих элементов зданияпоможет принять своевременные меры по обеспечению безопасности людей.
При тушении пожара нужно следить заповедением конструкций и принимать эффективные меры по предупреждению ихобрушения, которые заключаются в следующем:
- непосредственномохлаждении;
- экранированииводяной завесой;
снижении температуры впомещении, где происходит пожар, повышении нейтральной зоны, увлажнении воздухараспыленными
- струями,а также выпуске продуктов горения в безопасном направлении;
- своевременномснятии нагрузки (имущества, оборудования и т. д.) с перекрытия, которомуугрожает опасность обрушения.
Особое внимание следует обращать назащиту тех конструкций, где огонь может распространиться по пустотам, например,тредногорючих перекрытий.
Для определения опасного моментанеобходимо знать признаки, характеризующие поведение конструкций в процессетушения пожара: появление прогибов, раскрытие трещин, оголение арматуры вжелезобетонных конструкциях, прогорание несущих деревянных конструкций,образование трещин в каменных конструкциях и т. д.
При тушении пожара ствольщики должныподходить к нему как можно ближе. Поэтому почти на каждом пожаре они работают взоне значительного теплового излучения, горячих газов и других продуктовгорения, имеющих высокую температуру.
Воздействие тепловогоизлучения зависит от интенсивности потока, величины облучаемой поверхности,длительности облучения, угла падения лучей, цвета одежды. В табл. 9.1 /21/приведено ориентировочное время, в течение которого человек переносит тепловоеизлучение, и количество тепла, передаваемого за это время.


Показатели
Интенсивность излучения, Вт/м2 До 560 840 1400 2100 2800 3500 7000 8750 10 500 14 000 Время, с Неопределенно долго До 350 160300 4060 3040 1050 5-11 3-8 3-7 1-5 Количество тепла, Дж - - 34 10 9,6 7,1 5,9 5,2 5,0 2,5
Высокая температура воздуха (особеннопри пожарах в зданиях) при облучении тела приводит к накоплению тепла ворганизме и перегреву. При этом резко ухудшается работа сердца, учащаетсядыхание, увеличивается потовыделение и происходит потеря нужных организмусолей. При интенсивности облучения 560-1050 Вт/м2 наступает границапереносимости. При наружных пожарах (например, горение штабелей лесоматериалов)такая интенсивность наблюдается на расстоянии 30-40 м. На более близких расстояниях (10-15 м), где ствольщику необходимо работать, интенсивностьизлучения достигает 4200-5600 Вт/м2. В таких условиях ствольщикдолжен работать в индивидуальных средствах защиты от теплового излучения.
Наиболее надежным средством защитыявляется теплоотра- жательный костюм. Достаточно эффективны защитнаяметаллическая сетка с орошением и плексиглазовый щиток на каске. Из другихсредств защиты от теплового излучения могут применяться: водяная завеса,асбестовый и фанерный щитки, прикрепленные к стволам; асбоцементные листы,установленные на земле; ватная одежда с орошением ствольщика распыленной струейи т. д.
При определении позиции стволовнеобходимо определить рубежи отхода.
Особое внимание следуетуделять безопасности работы личного состава на высоте, в темное время суток.При работе на покрытии (крыше) и на перекрытиях внутри помещения необходимоследить за состоянием несущих конструкций. В случае угрозы обрушения личныйсостав немедленно отвести в безопасное место. Кроме угрозы обрушения, возможнытакже падения с покрытия, особенно сводчатого. В этих случаях рекомендуется длястраховки применять спасательные веревки, ручные пожарные лестницы, специальныестропы и т. П.
5.6 Воздействиетеплового излучения
Пожарную лестницу устанавливают такимобразом, чтобы обеспечить безопасный подъем и с таким расчетом, чтобы она неоказалась в зоне огня. Ее надежно закрепляет или поддерживает выделенное лицо.Перестанавливать пожарные лестницы можно только после предупреждения об этомработающих и после указания, где они будут установлены и как их найти. Недопускается переносить инструмент, обращенный рабочими поверхностями (режущими,колющими и т. д.) по ходу движения. Они должны быть направлены в сторону,противоположную движению, либо вниз. Поперечные пилы в сторону, противоположнуюдвижению, либо вниз.
Поперечные пилы и ножовки необходимопереносить только в чехлах.
Передвигаться по крыше следуетосторожно, придерживаясь за конек, особенно при тушении пожаров в зимнее время,когда крыша покрыта льдом. В опасных местах нельзя допускать большого скопленияличного состава.
При вскрытии и разборке завалов работаосложняется наличием дыма, токсичных газов, возможностью обвалов и обрушений,что требует от работающих соблюдения мер предосторожности.
При вскрытии и разборке конструкций, атакже при очистке места пожара не рекомендуется сбрасывать конструктивные элементыи их обломки. Если в этом возникает необходимость, необходимо следить, чтобы вместах предполагаемого сбрасывания не было людей и боевой техники. Место, кудасбрасывают конструкции, должно охраняться.
Если вблизи покрытия (крыши) проходитэлектрическая сеть, ее необходимо отключить Осуществляя вскрытие и разработку,каждый обязан следить за состоянием конструкций и не допускать нарушения ихпрочности и обрушения.
Разработка конструкций в помещениях недолжна мешать работе других подразделений. Если в помещении имеются газовые,теплофикационные, электрические и другие коммуникации и установки, нарушениекоторых может привести к угрозе жизни и здоровью работающих, а также при работев пожаро- и взрывоопасных помещениях прежде всего принимают меры по ихотключению или ограждению от повреждения.
Вскрывать конструкции с пустотами нужнопосле подачи ствола и принятия мер, исключающих ожоги и травмы в случаенеожиданного выброса пламени или нагретых газов.
Применение механизированного инструментана пожаре повышает производительность труда, но в то же время и увеличиваетопасность травмирования работающих.
При тушении пожаров могут быть примененырезательные аппараты. Их питание осуществляется пожаро- и взрывоопасными газами(ацетиленом, пропан-бутаном, кислородом и др.), выход которых во внешнюю средуможет вызвать взрыв или вспышку. Поэтому перед применением этих аппаратовпроверяют их исправность Во время резки металла необходимо защищать глаза иоткрытые части тела от попадания раскаленного металла и от яркого света.
При работе со стволами с лестницпожарные должны быть подстрахованы, а рукавные линии — тщательно закреплены. Впроцессе работы надо своевременно освещать пути передвижения личного состава иэвакуации, боевые участки и водоисточники, места прогаров и вскрытияконструкций. В необходимых случаях выставляют посты безопасности. На боевыхучастках и в тылу следует организовать надежную связь для информации обобстановке в условиях плохой видимости.
В зимнее время РТП и весь начальствующийсостав должен обеспечить безопасные условия труда работающим на морозе.Необходимо организовать своевременную подмену людей. На месте пожара должныбыть пункты для обогрева и оказания медицинской помощи. На затяжных пожарахнеобходимо организовать питание и смену спецодежды.
При сильном ветре работающие и особенноначальствующий состав обязаны следить за окружающей обстановкой, принимаясвоевременные меры не только по предупреждению возможности возникновения новыхочагов пожара, но и по защите работающих от окружения огнем и падающихконструкций, в некоторых случаях (пожары лесобирж, ряда построек в сельскойместности и т. д.) необходимо своевременно оказывать помощь в случае угрозыжизни соседним подразделениям, отрезанным огнем, и принять меры по защите путейотхода.
При пожарах штабелей торфа наторфополях, лесных низовых, штабелей каменного угля запрещается передвижениелюдей над местами горения. При горении каменного угля, кроме того, необходимозащитить органы дыхания от удушающего цианистого газа.
При крупных торфяных пожарах большуюопасность представляет неожиданное изменение направления ветра, увеличениескорости распространения огня, переброска искр через участки, где работаютлюди, и образование в тылу новых очагов горения, в результате чего люди могутпотерять ориентиры и оказаться окруженными огнем. Поэтому всему личному составузаранее нужно указать водоисточники, валовые и другие каналы, где люди могутнайти укрытие от надвигающегося огня. В качестве ориентировки могут бытьрукавные линии.
При работе на горящемштабеле лесоматериалов личный состав следует страховать веревкой. При угрозепоявления сильных конвекционных потоков и при сильном ветре необходимосоздавать запасные позиции для личного состава. Нельзя посылать людей наверхили держать их у основания штабеля, не убедившись в его прочности.Передвигаться по верху штабеля желательно по настилу из досок.
На пожарах в зданиях с теплоизоляцией иоблицовкой из синтетических материалов (полистерол, пенополиуритан и др.)следует иметь в виду, что многие из них при разложении выделяют токсичные газы.Даже после ликвидации горения этих материалов продукты разложения продолжаютвыделять токсичные газы. Токсичные газы могут выделяться и при горении другихматериалов. Поэтому в необходимых случаях следует консультироваться утехнического персонала объекта и принимать меры к защите личного состава.
После тушения пожара на объекте свредными парами и газами спецодежду дегазируют, а личный состав проходитсанитарную обработку; пожарно-техническое вооружение тщательно промывают иукладывают в автомобили.
При тушении пожаров в аптеках,лабораториях, на складах с химическими реактивами и т. д. необходимо проявлятьмаксимальную осторожность, не допуская повреждения стеклянных сосудов иаппаратуры.
На пожарах во избежание образованиявзрывоопасных концентраций газов внутри здания не допускается ликвидациягорения газов и паров горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, выходящих поддавлением из аппаратуры и трубопроводов, без согласования с администрациейобъекта. Лица, принимающие участие в тушении пожаров, обязаны знать виды и типывеществ и материалов, при тушении которых опасно применять воду или другиеогнетушащие средства на ее основе (табл. 7.3).
При необходимости обесточиванияэлектропроводов эту работу выполняет хорошо знающий приемы работы пожарный. Невыяснив, что провод обесточен, следует всегда считать его под током. Резкапроводов работниками пожарной охраны допускается только при напряжении в сети220 В. В остальных случаях для выполнения этой работы привлекаются специалистыаварийной энергетической службы.
На заключительном этапе тушения пожараработы упрощаются. Поэтому внимание работающих к соблюдению правил техникибезопасности в этот период ослабевает. Чтобы избежать несчастных случаев наэтом этапе тушения пожара, РТП обязан усилить надзор за работающими и требоватьот начальствующего состава повышения контроля за безопасным ведением работ.
Перед отъездом в часть необходимопроверить пожарный инвентарь, уложить его на автомобили и закрепить наотведенном месте.
Проявляя заботу оподчиненных, о сохранении их здоровья и жизни, каждый начальник долженпредъявлять высокую требовательность в строгом соблюдении ими правил техникибезопасности на всех этапах боевой работы по тушению пожаров.

6. Методикарасчета сил и средств для спасания людей
6.1 Спасаниелюдей при помощи эластичного рукава, коленчатого подъемника, автолестницы
Суммарное время /> спасательной операции поспасанию всех людей из всех мест их сосредоточения при помощи одного средстваспасания:
/>, (1.1)
Где t/> - время приведениясредства спасания в рабочее состояние на требуемой позиции (в среднем 120с);
t/> - время подъема, поворотаи выдвигания средства спасания к месту сосредоточения спасаемых людей:
/>
t/>=h/V/> (1.2)
h — высота выдвигания, м;
k/> - число местсосредоточения спасаемых людей;
k/> - число передислокацийсредства спасания с одной позиции на другую; k/>=k/>-1;
V/> - скорость выдвигания (всреднем 0,3м/с)
Т/> - фактическое время спускана землю всех спасаемых из одного места сосредоточения с помощью эластичногорукава или коленчатого подъемника:

Т/>=Пnhk; (1.3)
П – пропускнаяспособность средства спасания (табл.1);
n – число людей, терпящихбедствие при пожаре, в одном месте сосредоточения на высоте h метров;
k – коэффициент задержки,учитывающий увеличение времени спуска на землю за счет потерь времени при входеспасаемых людей и средство спасания (табл.1)
Таблица 1. Пропускнаяспособность средств спасанияСредство спасания Условие использования Пропускная способность П, с/(чел.*м) Коэффициент задержки k Эластичный рукав Установка для использования при спасании из окна 0,2 6 Установка в люльке коленчатого подъемника 0,2 6 Коленчатый подъемник Спасание из окна 0,4 6 Автолестница Спасание с балкона 1,4 3
 
Фактическое время Т/> спуска на землю первогочеловека, спасаемого при помощи автолестницы:
Т/>=6Пhk (1.4)
Фактическое время Т/> спуска на землю n-гочеловека, спасаемого при помощи автолестницы:

Т/>= Т/>+6Пh/>(n — 1)k, (1.5)
Где h/> - расстояние по вертикалимежду людьми, спускающимися по лестнице; h/>=3м;
t/> - время сдвигания,поворота и опускания средства спасания t/>=t/>;
t/> - время приведениясредства спасания в транспортабельное состояние t/>=t/>
t/> - время передислокациисредства спасания с одной позиции на другую;
t/>=S/V (1.6)
S — расстояниепередислокации, м;
V – скоростьпередислокации; V=0,5м/с.
Количество N/> средств спасания притребуемом времени T/> проведенияоперации по спасанию людей из всех мест сосредоточения:
N/>=T/>/T/> (1.7)
Где T/> - время, по истечениикоторого хотя бы один опасный фактор пожара в месте сосредоточения спасаемыхлюдей принимает опасное для жизни человека значение. Рассчитывается дляконкретных условий или подбирается исходя из опыта спасания людей в аналогичныхслучаях.
Пример расчета сил исредств для спасания людей при помощи эластичного рукава, коленчатогоподъемника, автолестницы.
Пример 1
В результате пожара в16-этажном жилом доме на 10-м этаже оказались блокированными огнем и дымом 50человек. Люди сосредоточились на балконе и в квартире. Требуется вычислитьвремя спасания всех людей при помощи выдвижной автолестницы при условии, чтопожарные подразделения имеют в своем распоряжении достаточное количество личногосостава для ее обслуживания и проведения спасательной операции.
Решение:
Время приведениявыдвижной автолестницы в рабочее состояние на требуемой позиции принимаем t/>=120с.
Время подъема, поворота ивыдвигания автолестницы к месту скопления людей на балконе 10-го этажа (высотаэтажа 3м)
t/>= 3 * 10 / 0,3 = 100с.
Фактическое время спускана землю первого спасаемого человека:
Т/>= 6 * 1,4 * 30 * 3 = 756с.
Фактическое время спускана землю последнего спасаемого человека:
Т/>=756 + 6 * 1,4 * 3 * 49 * 3= 4460с.
Время, по истечениикоторого будет спасен первый человек:
Т/>= 120 + 100 + 756= 976с =16мин.
Время, по истечениикоторого будет спасен последний человек:
Т/>= 120 + 100 + 4460 = 4680с= 78мин.
 
6.2 Спасаниелюдей выносом на руках
Число N/> пожарных, требуемых дляпроведения спасательной операции:
N/>=(A/>hN/>k/>)/(T/>-N/>f), (1.8)
Где A/>=1,2 чел.*мин / (чел.*м).Физический смысл числа A/>выражаетсреднюю производительность одного пожарного (в числителе «чел»), который втечение 1,2 мин спускает одного спасаемого человека (в знаменателе «чел») на 1 м по вертикали;
h – высота от уровняземли, на которой находятся люди, терпящие бедствие при пожаре, м;
N/> - число людей, нуждающихсяв спасании способом выноса на руках, чел;
T/> - требуемое времяпроведения спасательной операции (время выноса всех спасаемых людей наружуздания или сооружения0, мин;
f – коэффициент,учитывающий потери времени за счет образования очереди спасателей при ихдвижении к месту и от места скопления спасаемых людей, а также при их снабженииСИЗОД; f=1 мин/чел;
k/>=1,0 – при работе пожарныхбез СИЗОД
k/>=1,5 – то же, в СИЗОД
Суммарное время T/> проведения спасательнойоперации (время выноса всех спасаемых людей из здания или сооружения) иливовлечении в нее имеющихся в наличии N/> пожарных:
T/>= A/>hN/>k/>/( N/>+ N/>f ) (1.9)
Пример расчета сил исредств для спасания людей выносом на руках.
Пример 2
В результате пожара в12-этажном жилом доме на 10-м этаже оказались блокированными огнем и дымом 12человек. По данным разведки, в результате воздействия ОФП физическое состояниелюдей таково, что они не могут передвигаться. Следует вычислить время спасаниявсех людей способом выноса на руках при условии, что личный состав пожарных,привлекаемых к проведению спасательной операции, насчитывает 24 человека.Пожарные работают с применением СИЗОД и снабжают ими спасаемых людей. Вычислитьтребуемое число пожарных для проведения спасательной операции, если по оценкеРТП требуемое в данной ситуации время проведения спасательной операции всехлюдей составляет не более 30 мин.
Решение:
По формуле (1.8) времяспасания первого человека Т/>:
Т/>= 1,2 * 30 * 1 * 1,5 / 2 +1 * 1 = 28 мин.
Время спасания последнегочеловека Т/>:
Т/>= 1,2 * 30 * 12 * 1,5 / 24+ 12 * 1 = 39 мин.
По формуле (1.7)требуемое число пожарных для спасания всех людей за время не более 30 минут:
N/>= 1,2 * 30 * 12 * 1,5 / (30 — 12 * 1 ) = 36 чел.
Время спасания первогочеловека при N/>=36 чел.:
Т/>= 1,2 * 30 * 12 * 1,5 / 3 +1 * 1 = 19 мин.
Время спасания последнегочеловека при N/>=36 чел.:
Т/>= 1,2 * 30 * 12 * 1,5 / 36+ 12 * 1 = 30 мин.
 
6.3Спасание людей при помощи спасательной веревки
Число N/> пожарных, требуемых дляпроведения спасательной операции:
N/>=(А/>hN/>k/>K/>)/(T/>-0,15hk/>), (1.10)
Где А/>=0,1 чел.*мин/(чел.*м).Физический смысл числа А/> выражаетсреднюю производительность одного пожарного (в числителе «чел.»), который втечение 0,1мин спускает одного спасаемого человека (в знаменателе «чел.») на 1мпо вертикали;
h – высота от уровняземли, на которой находятся люди, терпящие бедствие при пожаре, м;
N/> - число людей, нуждающихсяв списании при помощи спасательной веревки, чел.;
T/> - требуемое времяпроведения спасательной операции (время спуска всех спасаемых людей на землю),мин;
0,15 мин/м – времяподъема пожарных без СИЗОД на 1 м по вертикали;
K/>=2 – учет времени освобожденияспасаемого человека от спасательной веревки, времени подъема освободившейсяверевки для повторного использования, времени на непредвиденные обстоятельства.
Суммарное время T/> проведения спасательнойоперации при вовлечении в нее имеющихся в наличии N/> пожарных:
T/>=А/>hN/>K/>k/>/(N/>+0,15 h k/>). (1.11)
Сам процесс спасания припожарах в некоторых случаях необходимо принимать меры, обеспечивающиебезопасность спасаемого человека, в противном случае спасательная операциятеряет свой смысл.
Максимальное требуемоеусилие Р(кгс), с которым пожарный должен натянуть спасательную веревку длябезопасного спуска спасаемого человека:
Р=Р/>е/>, (1.12)
Где Р/> - масса спасаемогочеловека, кг;
а – угол охватаспасательной веревки вокруг карабина, рад;
f — коэффициент тренияспасательной веревки по карабину (табл 2);
е – основаниенатурального логарифма.
Необходимый угол а длябезопасного спуска спасаемого человека:

а=1/f * 1n (P/>/P) (1.13)
Необходимое числооборотов n спасательной веревки вокруг карабина:
n = а/2π (1.14)
Таблица 2. Коэффициентытрения спасательной веревки по стальному карабинуВид веревки Коэффициент трения f
Синтетическая сухая
Пеньковая сухая
0,08
0,12
Вероятность Р/> гибели спасаемого человекав результате вдыхания дыма или токсичных продуктов горения в процессе егоспуска с высоты (здание окутано дымом и продуктами горения):
Р/>=Н/(240V) (1/15)
Где Н – высота от земли,на которой находится спасаемый человек, м;
V – скорость спускаспасаемого человека; V≥2м/с;
240 – время нахожденияспасаемого человека в дыму, по истечении которого он погибает с вероятностью 1.
Вероятность Р/> гибели спасаемогочеловека, спускающегося со скоростью V≥3м/с, при ударе о твердуюповерхность балкона, подоконника или при приземлении:
Р/>=57,2*10/>V/>+0,9*10/>е/>-448*10/> (1.16)
Вероятность гибеличеловека при реализации хотя бы одного из событий, выражаемых формулами (1.14)и (1.15):

Р/>= Р/>+ Р/> — Р/> Р/> (1.17)
Оптимальная скорость V/> спуска спасаемого человекас высоты Н, при которой риск его гибели минимизируется:
V/>=4,0748+1,7913Н/>(1-е/>) (1.18)
Оптимальная скоростьспуска, определяемая по формуле (1.18), является таковой при сплошномзадымлении фасада горящего здания. Скорость V/> вэтом случае является верхним пределом скорости, с которой необходимо спускатьна землю спасаемого человека. Если концентрация С дыма на фасаде здания отличаетсяот концентрации, наблюдаемой в горящем помещении, оптимальная скорость спускаопределяется по формуле:
V/>=С(V/>-3)+3, (1.19)
Где V/> - оптимальная скоростьспуска спасаемого человека с высоты Н при концентрации С дыма на фасаде здания,выраженной в долях от концентрации, наблюдаемой в горящем помещении и принятойза единицу.
Пример расчета сил исредств для спасания людей при помощи спасательной веревки.
Пример 3
В результате пожара в12-этажном жилом доме на 10-м этаже оказались блокированными огнем и дымом 12человек. Вычислить время спасания всех людей при помощи спасательной веревкипри условии, что к спасательной операции привлекаются 9 пожарных, трое изкоторых принимают на земле спасаемых людей, а 6 – поднимаются на 10-й этаж дляспуска спасаемых людей. Пожарные работают с применением СИЗОД. Вычислитьтребуемое число пожарных для спуска спасаемых людей, если по оценке РТПтребуемое в данной ситуации время проведения спасательной операции составляетне более 20 минут.
Решение:
Шесть человек пожарныхделятся на три группы по 2 человека в каждой. На каждц. Группу приходится по12/3=4 спасаемых человека.
Каждая группа пожарныходновременно спустит на землю по одному спасаемому человеку. Определяем времяспасания одной из групп первого человека:
Т/>= 0,1 * 30 * 1 * 1,5 * 2 /3 + 0,15 * 30 * 1,5 = 1,3 мин.
Одновременно две другиегруппы пожарных спасут по одному человеку
Время спасания одной изгрупп четвертого человека:
Т/>= 0,1 * 30 * 4 * 1,5 * 2 /2 + 0,15 * 30 * 1,5 = 24,8 мин.
Одновременно две другиегруппы также спасут четвертого человека. Определяем требуемое число пожарныхдля спасания всех людей за время не более 20 минут:
N/>= 0,1 * 30 * 12 * 1,5 * 2 /( 20 — 0,15 * 30 * 1,5 ) = 9 чел.
Полученное значение N/>=9 чел. Пожарных делим натри группы по 3 человека в каждой, которая будет спасать по 12/3=4 чел. Крометого, на земле должно быть еще по 1 чел. На каждую группу для приема спасаемыхлюдей. Итого должно быть 9+3=12 чел.пожарных.
Определяем время спасанияодной из групп первого человека:
Т/>= 0,1 * 30 * 1 * 1,5 * 2 /2 + 0,15 * 30 * 1,5 = 9,8 мин.
Одновременно две другиегруппы также спасут по одному человеку.
Время спасания одной изгрупп четвертого человека:
Т/>= 0,1 * 30 * 4 * 1,5 * 2 /2 + 0,15 * 30 * 1,5 = 18,8 мин.
Одновременно две другиегруппы также спасут четвертого человека.

Заключение
В курсовой работеизложены технология, приемы и способы ведения спасательных работ при пожарах;организация управления силами и средствами и порядок взаимодействия между ними;характеристика средств пожаротушения; меры безопасности спасателей и ихэкипировка. Приводится методика расчета сил и средств для спасания людей иззданий с помощью передвижных и стационарных средств спасания.

Списоклитературы
1. Федеральный «Закон о пожарнойбезопасности» принят Государственной Думой 18 ноября 1994 г.
2. «Боевой Устав Пожарной охраны». — М.:1985. — 126 с.
3. Повзик Я.С., Клюс П.П., МатвейкинА.М. «Пожарная тактика». — М.: Стройиздат, 1990. — С.
4. «Временные рекомендации поорганизации и тактике действий региональных специализированных отрядов припроведении первоочередных аварийно-спасательных работ». — М.: ВНИИПО МВД СССР,1990.
Иванников В.П., Клюс П.П. СправочникРТП — М.: Стройиздат, 1987. — 288 с
5. В.В.Теребнев, Н.С. Артемьев,А.В.Подгрушный «Противопожарная защита и тушение пожаров. Здания повышеннойэтажности» Москва 2006.
6. «Справочник спасателя. Книга 5»ВНИИ ГОЧС Москва 2006
7. В.В.Теребнев Н.С.Артемьев,А.В.Подгрушный «Противопожарная защита и тушение пожаров. Жилые и общественныездания и сооружения». Москва 2006


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :