Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯАКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Контрольнаяработа
по предметуОсновы безопасности жизнедеятельности
на темуЗаконодательство РФ в сфере охраны труда
Хабаровск2007
Содержание
Глава 1. Правовая основа охраны труда
1.1 Надзор и контроль в сфере охранытруда
1.2 Система предупреждения несчастныхслучаев на производстве
Глава 2. Охрана труда некоторыхкатегорий работников
2.1 Охрана труда женщин
2.2 Охрана труда несовершеннолетних
2.3 Охрана труда лиц с пониженнойтрудоспособностью
Список литературы
Глава 1. Правовая основаохраны труда
Конституция РоссийскойФедерации в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрануздоровья. Естественным производным из этого является и право работника наздоровые и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельногопринципа и в форме субъективного права закреплены в ст. 37 Конституции.
Охрана труда — системаобеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовойдеятельности, включающая правовые, социально-экономические,организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,реабилитационные и иные мероприятия. Выраженные в правовой форме и в первуюочередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуютважнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно,нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле словаследует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены назащиту интересов всех работающих. В узком смысле слова под охраной трудапонимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы,непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизнии здоровья работников, Он включает следующие группы норм: — правила по техникебезопасности и производственной санитарии; — специальные нормы охраны трудалиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях; — нормыпо охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц пониженной трудоспособностью; — нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора иобщественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушениязаконодательства об охране труда — нормы, регулирующие планирование иорганизацию работы по охране труда. Эти нормы, объединенные одной целью, могутприниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке. Так,первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобыустановить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных условийв обществе и возможности их устранения и нейтрализации, так же как и нормы,регулирующие деятельность органов надзора — единых органов в рамкахгосударства. Однако третья устанавливает в централизованном порядке лишьминимум гарантий, которые могут быть повышены в локальных актах при условиифинансовых возможностей предприятий. Нормы же, регулирующие планирование иорганизацию работы по охране труда, наоборот, в большинстве случаев имеютлокальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях. Особыйхарактер имеют нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правилохраны труда. В отличие от всех других, составляющих рассматриваемый институтохраны труда они также входят и в институты других отраслей права, ибо санкции,предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не только втрудовом, но и в административном и даже в уголовном отраслях права. С учетомсодержания норм всего этого института, а также формы источников нормативныеакты по охране труда включают: — стандарты Системы стандартов безопасноститруда (государственные, отраслевые, стандарты предприятия); — санитарныеправила, нормы и гигиенические нормативы: — правила устройства и безопаснойэксплуатации (пожарной ядерной, радиационной, лазерной, биологической,технической, взрыво- и электробезопасности); — правила по охране труда иинструкции по охране труда. Основы законодательства РФ об охране труда впервыенашем законодательстве раскрыли содержание субъективного права работника наохрану труда.
Нормы по охране труда –это правовой механизм, с помощью которого реализуется основное конституционноеправо на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены,предусмотренное статьей 37 Конституции РФ.
Развитие технологий,увеличение производственной активности в связи с введением более совершенныхстанков и оборудования, использование информационных технологий ускоряюттехнических прогресс, что обусловливает принятие дополнительных мер пообеспечению безопасности работников производственной сферы. Вопрос о созданииоптимальной модели государственного управления в области охраны труда вобщенациональном масштабе стал насущной проблемой государственной политикиРоссии.
Система государственногоуправления охраной труда не может быть эффективной без соответствующей системынадзора и контроля за охраной труда.
Нарушениезаконодательства о труде и об охране труда влечет наложение административногоштрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеровоплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеровоплаты труда или административное приостановление деятельности на срок додевяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальныхразмеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срокдо девяноста суток.
Нарушениезаконодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранееподвергнутым административному наказанию за аналогичное административноеправонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
1.1 Надзор и контроль всфере охраны труда
В систему надзора иконтроля входят: — Федеральный горный и промышленный надзор России(Госгортехнадзор России) и его органы осуществляют на местах надзор в областибезопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, приэксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, приобращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузовжелезнодорожным транспортом. — Федеральный надзор России по ядерной ирадиационной безопасности (Госатомнадзор России) и его органы осуществляютнадзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии,ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий на их основе. — ОрганыГосударственного энергетического надзора осуществляют надзор за проведениеммероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических итеплоиспользующих установок. — Органы Государственного и пожарного надзора,входящие в систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм,направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей наслучай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарнойтехникой других правил пожарной безопасности. — Федеральныйсанитарно-эпидемиологический надзор России (Госсанэпиднадзор России) и егоорганы на местах, осуществляют надзор за соблюдением гигиенических норм исанитарно-противоэпидемических правил, проведениемсанитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению иликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний проведением мероприятийпо гигиеническому воспитанию населения. Законодательной основой длядеятельности органов надзора и контроля является статья 216 Трудового кодексаРФ и статья 20 Российской Федерации «Об основах охраны труда в РоссийскойФедерации».
В соответствии сположением «О федеральной инспекции труда». Федеральная инспекция трудаосуществляет:
• государственный надзори контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде иохране труда;
• определение главныхнаправлений и организационно-методическое руководство деятельностигосударственных инспекций труда, их правовое и материальное обеспечение;
• анализ состояния ипричин производственного травматизма и профзаболеваемости, разработкупредложений по их профилактике и т. д.
Должностные лица органовгосударственной инспекции (государственные инспекторы) по охране труда приосуществлении надзорно-контрольной деятельности в соответствии со статьейТрудового кодекса РФ имеют право:
• беспрепятственно влюбое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещатьорганизации всех организационно-правовых форм и форм собственности в целяхпроведения инспекции;
• запрашивать уработодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органовместного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения,информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
• изымать для анализаобразцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением обэтом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
• расследовать вустановленном порядке несчастные случаи на производстве;
• предъявлятьработодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания обустранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовыхактов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных правработников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарнойответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
• приостанавливать работуорганизаций, отдельных производственных подразделений и оборудования привыявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни издоровью работников, до устранения указанных нарушений;
• направлять в суды приналичии заключений государственной экспертизы условий труда требования оликвидации организаций или прекращении деятельности их структурныхподразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
• отстранять от работылиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемамвыполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах ипроверку знаний требований охраны труда;
• запрещать использованиеи производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующихтребованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защитыработников;
• выдавать разрешения настроительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственныхобъектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
• выдавать заключения овозможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственныхобъектов;
• привлекать кадминистративной ответственности в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативныхправовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать ихв орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами иматериалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы опривлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;
• выступать в качествеэкспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовыхактов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненногоздоровью работников на производстве.
В случае обращенияпрофсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию трудапо вопросу, находящемуся на рассмотрении
соответствующего органапо рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (заисключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которымимеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушениятрудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащегонормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательномуисполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебномпорядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или егопредставителем.
Решения должностных лицорганов государственного надзора и контроля, принятые в пределахпредоставленных им полномочий, являются обязательными для исполненияпредприятиями всех форм собственности, хозяйственной деятельности иведомственной подчиненности.
К системегосударственного контроля и надзора за охраной труда тесно примыкаетобщественный контроль, осуществляемый профессиональными союзами в лице ихсоответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительныхорганов, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции. Ихдеятельность предусмотрена статьей 22 федерального закона «Об основах охранытруда в Российской Федерации» и статьей 20 федерального закона от 12 января1996 года № 10-ФЗ (ред. От 8 декабря 2003 года) «О профессиональных союзах, ихправах и гарантиях деятельности»3. В случае воспрепятствования работеобщественных инспекций по охране труда такие должностные лица привлекаются кадминистративной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке,установленном действующим законодательством Российской Федерации.
1.2 Системапредупреждения несчастных случаев на производстве
Трудовое законодательствопредусматривает не только систему предупреждения несчастных случаев ворганизациях, но и устанавливает процедуры по их расследованию. В соответствиисо статьей 227 Трудового кодекса РФ расследованию и учету подлежат несчастныеслучаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами, в том числеподлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовыхобязанностей и работы по заданию организации или работодателя – физическоголица.
К указанным лицамотносятся:
• работники, выполняющиеработу по трудовому договору;
• студентыобразовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования,учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессиональногообразования и образовательных учреждений основного общего образования,проходящие производственную практику в организациях;
• лица, осужденные клишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;
• другие лица,участвующие в производственной деятельности организации или индивидуальногопредпринимателя.
Расследуются и подлежатучету как несчастные случаи на производстве: травма, в том числе нанесеннаядругим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление;поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых ипресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения,полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений иконструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, – повлекшие засобой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкуюутрату им трудоспособности либо смерть работника, если они произошли:
• в течение рабочеговремени на территории организации или вне ее (в том числе во времяустановленных перерывов), а также в течение времени, необходимого дляприведения в порядок орудий производства и одежды перед началом и послеокончания работы, или при выполнении работ в сверхурочное время, выходные инерабочие праздничные дни;
• при следовании к местуработы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (егопредставителем), либо на личном транспорте в случае использования указанноготранспорта в производственных целях по распоряжению работодателя (егопредставителя) либо по соглашению сторон трудового договора;
• при следовании к местуслужебной командировки и обратно;
• при следовании натранспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха(водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механикрефрижераторной секции в поезде и другие);
• при работе вахтовымметодом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне всвободное от вахты и судовых работ время;
• при привлеченииработника в установленном порядке к участию в ликвидации последствийкатастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенногохарактера;
• при осуществлениидействий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершаемых винтересах работодателя (его представителя) или направленных на предотвращениеаварии или несчастного случая.
Глава 2. Охрана труданекоторых категорий работников
2.1 Охрана труда женщин
В соответствии со ст. 19Конституции России мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равныевозможности для их реализации. Однако физиологические особенности женщины, еедетородная функция не могут не наложить отпечаток на объем ее прав в процессеосуществления трудовой деятельности. Ограничения при выполнении тяжелых работ,подъеме тяжестей предоставление перерывов для кормления грудного ребенкадополнительный отпуск по уходу за ним и другие льготы предоставляемые нашимтрудовым и социальным законодательством, направлены на то, чтобы действительнообеспечить мужчине и женщине равные возможности в обществе. Все эти нормы дляоблегчения их усвоения следует классифицировать на две группы: 1)распространяющиеся на всех женщин; 2) распространяющиеся на беременных женщин иматерей, имеющих малолетних детей. К первой группе относятся нормы, запрещающиеприменение труда женщин на тяжелых и подземных работах, на работах с вреднымиусловиями труда согласно специальному перечню. На подземных работах вгорнодобывающей промышленности и строительстве подземных сооружений женщинымогут выполнять только нефизическую работу и работу по санитарному и бытовомуобслуживанию. Установлены предельные нормы переноски и передвижения тяжестейдля женщин. В случае подъема и перемещения тяжестей при чередовании с другойработой (до 2 раз в час) — 10 кг. Если подъем и перемещение тяжестейосуществляется постоянно в течение рабочей смены — 7 кг. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается и вес тары и упаковки. Специальныеправила охраны труда установлены для женщин трактористок и шоферов на грузовыхавтомашинах. На промышленных предприятиях, широко применяющих женский труд,должны быть созданы условия для санитарно-бытового обслуживания женщин (комнатыличной гигиены, душевые и т.д.) Труд женщин ограничен в ночное время. Только втех отраслях, где это вызывается особой необходимостью, он может быть разрешенв качестве временной меры. Женщинам, работающим в сельской местности,предоставляется по их желанию один дополнительный выходной день в месяц безсохранения зарплаты. Для беременных женщин и матерей малолетних детейустановлены дополнительные гарантии: в отношении приема на работу запрещеноувольнение по инициативе администрации беременных женщин и женщин, имеющихдетей в возрасте до 3 лет, а одиноких матерей — при наличии у них ребенка ввозрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет (ст. 170КЗоТ);перевод беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет,на более легкую работу (ст.164 КЗоТ), льготы и гарантии в области рабочеговремени и времени отдыха, в том числе право на дополнительные отпуска (ст. 49161 — 163, 165 — 169 КЗоТ), а также в области социального страхования (ст. 165,172, 240 КЗоТ). 2.2. Охрана труда несовершеннолетних Лица, не достигшие 18 лет(несовершеннолетние), в трудовых правоотношениях приравниваются в правах ксовершеннолетним вместе с тем в интересах охраны их здоровья, посколькуорганизм несовершеннолетнего еще не окреп, этим лицам устанавливаютсядополнительные льготы. Прежде всего, запрещено применение их труда на работах стяжелыми, вредными или опасными условиями, а также на подземных работах.Перечень этих работ, как уже отмечалось, вместе с предельными нормами переноскиили передвижения тяжестей предложено разработать Правительству РоссийскойФедерации с учетом консультаций с объединениями работодателей,профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и инымиуполномоченными работниками, представительными органами. Кроме этого, лицамоложе 18 лет не могут привлекаться к работам: а) выполняемым вахтовым методом;б) по совместительству, в) связанным с производством, хранением и торговлеспиртными напитками; г) связанным с обслуживанием материальных ценностей ипредполагающим заключение договора о полной материальной ответственности. Несовершеннолетниепринимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и вдальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскомусмотру. Для несовершеннолетних установлены специальные правила трудоустройства(ст. 181 КЗоТ), дополнительные гарантии при увольнении (ст. 183 КЗоТ), льготы игарантии в области рабочего времени и времени отдыха (ст. 43, 54, 67, 74, 177,178 КЗоТ), оплаты труда (ст. 179 КЗоТ).
2.3 Охрана труда лиц спониженной трудоспособностью
Действующеезаконодательство допускает ограничения в трудовой деятельности для пенсионерови инвалидов только в том случае, если состояние здоровья препятствует ей. Болеетого, законодатель предусматривает для них льготы и дополнительные гарантии,которые можно классифицировать на две группы: 1) не зависящие от того, гдеработают инвалиды и пенсионеры по старости; 2) только для работающих напредприятиях, в цехах и на участках, предназначенных для использования трудаэтих лиц. К льготам первой группы относятся специальные правила трудоустройстваинвалидов, а также льготы и гарантии в области рабочего времени и времениотдыха (ст. 157 КЗоТ). На предприятиях, в цехах и на участках, предназначенныхдля использования труда пенсионеров и инвалидов, администрация по согласованиюс профсоюзным комитетом вправе уменьшать им нормы выработки. Для инвалидов 1 и2 групп установлено сокращенное рабочее время (36 часов в неделю). Пенсионерампо старости и инвалидам I и II групп по их желанию предоставляетсядополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью додвух месяцев. В заключении хотелось бы сделать вывод, что вопрос охраны трудаявляется одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества, в период,когда работодатели ставят для себя основной задачей как можно быстрее и сминимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли, ипользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест,когда наши граждане готовы за мизерную оплату выполнять самую грязную работумало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасноститруда. Увеличение количества профессиональных заболеваний, несчастных случаевна производстве, приводящих к травмам а иногда и к гибели людей, всё этозаставляет задуматься о совершенстве нашего законодательства в области охранытруда, и думается, что нашим законодательным, исполнительным и судебным органамгосударственной власти предстоит ещё много работы в этом направлении. Используемаялитература
Источники
1. «Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ принят ГД ФС РФ20.12.2001, ред. от 03.07.2006.
2. «Трудовой кодексРФ» от 30.12.2001 N 197-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.12.2001, ред. от09.05.2005.
3. Федеральный закон от17.07.1999 N 181-ФЗ, ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005, «Об основахохраны труда в РФ принят ГД ФС РФ 23.06.1999.
4. Федеральный закон от12.01.1996 N 10-ФЗ, ред. от 09.05.2005, « О профессиональных союзах, их правахи гарантиях деятельности», принят ГД ФС РФ 08.12.1995.
5. Федеральный закон от24.07.1998 N 125-ФЗ, ред. от 01.12.2004, с изм. от 22.12.2005, «Об обязательномсоциальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний», принят ГД ФС РФ 02.07.1998с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005.
6. Постановление ПравительстваРФ от 09.09.1999 N 1035, ред. от 28.07.2005, „О государственном надзоре иконтроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда».
7. Постановление ПравительстваРФ от 23.05.2000 N 399, «О нормативных правовых актах, содержащихгосударственные нормативные требования охраны труда».
8. Постановление ПравительстваРФ от 28.01.2000 № 78 (ред. от 08.01.2003) «О федеральной инспекции труда» //Собрание законодательства РФ. 07.02.2000. № 6. Ст. 760.
Литература:
1. Правоведение: Учебник длявузов / Под редакцией М.И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с.– (Серия «Учебники для вузов»).
2. “Трудовое право России»,учебное пособие МВШМ-1995г. 3. «Домашний адвокат», журнал NN5,81996г.