Реферат по предмету "Банковское дело"


Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности регионального филиала банка (на примере Брянского филиала ОАО АКБ "РОСБАНК")

академия менеджмента инноваций (ИНСТИТУТ)


                                                                                         Работа допущена к защите
                                                        
                                                                                                                                

                                                                                                                                             
 
Дипломнаяработа
натему:

«Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности   регионального филиала банка» (на примере Брянскогофилиала  ОАО АКБ «РОСБАНК»)


                                                   Студентка
                                                                                       Группы АМИ- 5-3
                                                                               Пивовар А.Л.
                                                                                                                
 
                                                                       Научныйруководитель
                                                                                    Бойко В.Л.                                                                                                                                            
 
                                                                  
                                                                    Внешний рецензент
                                                                                  
                                                                                    Ведущийкредитный эксперт
«РОСБАНКА» СветловаЕ.А.
 
 
 
 
 
МОСКВА- 2007

      академия менеджмента инноваций (ИНСТИТУТ)

 “Утверждаю”
 Зав.кафедрой «Менеджмент»                                 Специальность080507
_____________БайдаковаН.И.                                «Менеджмент организации»
«____» ____________        2006 г.                                                Специализация: Банковский                   менеджмент
                                                                                                 
з а д а н и епо подготовке дипломного проекта
Студентке: ПивоварАнне Леонидовне
Тема проекта:«Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности   регионального филиала банка» (на примереБрянского филиала  ОАО АКБ «РОСБАНК»)
2. Срок сдачистудентом законченного проекта  -    июнь  2007 г.
3. Исходные данные к проекту:________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Перечень вопросов,подлежащих разработке в дипломном проекте, или
    краткое содержание дипломного проекта:
№ п/п
Разрабатываемый вопрос
Срок выполнения
1
теоретическое обоснование природы особенностей конкуренции как мирового, так и российского рынка банковских услуг,  понятие, виды и типы банковской конкуренции, анализ конкурентоспособности банка и банковского продукта.
2
Комплексный анализ деятельности  Брянского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК»
3
Обоснование мероприятий повышения конкурентоспособности   регионального филиала ОАО АКБ «РОСБАНК»
5. Перечень графического материала:
№ п/п
Наименование
Кол-во листов
1.
2.               Всего листов
6. Консультантпо ________________________разделу________________________
_____________________________________________  __________________________
                                                                                                                      (фамилия, инициалы)                                                                                  (подпись)
7. Дата выдачизадания  :     августа 2006 г.
Руководитель     Бойко В.Л.                                 ___________________                                             
                                                                                                                      (фамилия, инициалы)                                                                                     (подпись)
  Задание принял к исполнению
“___”_______________  2007г.
  Подпись студента ______________________________

АННОТАЦИЯ
В дипломном проекте «Разработка мероприятий повышенияконкурентоспособности регионального филиала банка (на примере Брянскогофилиала  ОАО АКБ «РОСБАНК»)» проведенкомплексный анализ деятельности   Брянского филиала АКБ «РОСБАНК»,    выявлены основные проблемы и предложенымероприятия по улучшению его конкурентоспособности на региональном рынке.
Во введенииобоснована актуальность работы,теоретическая и практическая значимость диплома, сформулированы цель и задачидипломного исследования, определена методическая и эмпирическая база работы,выделены объект и предмет исследования, представлены положения, выносимые назащиту и научная новизна.
Первый разделдиплома «Банковская конкуренция:виды, типы, особенности и закономерности» посвящен теоретическому обоснованию природы особенностей конкуренциикак мирового, так и российского рынка банковских услуг, определено понятие,виды и типы банковской конкуренции, так же  проведен анализ конкурентоспособности банка и банковского продукта.
В первую очередь предпринятоисследование и систематизация существующих в отечественной и зарубежнойэкономической литературе трактовок понятий «конкуренция» и«конкурентоспособность», а также возможных схем использования данных категорийприменительно к различным объектам.
Анализсовременных тенденций и существующих проблем в развитии коммерческих банков,среди которых важно отметить:
·       использование в практике интуитивных методов работы склиентами, неэффективных в условиях конкуренции,
·       слабое внедрение маркетинговых исследований для изученияпотребности клиентов в услугах и при разработке новых продуктов, а также дляповышения качества обслуживания,
·       недостаточная подготовка персонала для индивидуальнойработы с ключевыми клиентами,
позволилсделать вывод о том, что банковская система субъектов Российской Федерацииощущает острую проблему качественного менеджмента, что обусловливает необходимостьсоздания механизма, позволяющего коммерческим банкам разрабатывать и внедрятьконкурентоспособные услуги для реализации потребностей региональнойэкономики.
Наиболееперспективными в современных условиях стратегиями обеспеченияконкурентоспособности  коммерческихбанков являются:
·       производство новых банковских услуг – аналогов ужесуществующих;
·       расширение производства дополнительных услуг;
·       производство новых услуг с учетом потребностей бизнесаклиентов;
·       производство и продажа дополнительной системынебанковских услуг.
Реализация стратегии повышения конкурентоспособностибанковского учреждения на основе обеспечения конкурентоспособности услугпредполагает осуществление системы конкретных мероприятий на различных стадияхжизненного цикла банковской услуги: этапе исследования и разработки; этапевыведения на рынок; этапе роста; этапе зрелости; этапе спада.
Во втором разделе диплома – «Комплексный анализ деятельности  Брянского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК» »  дана  подробная характеристика    ОАОАКБ «РОСБАНК» в целом,  атакже  отдельного подразделения — Брянскогофилиала.   Проведен подробный анализ финансового состояния  регионального банка,  дана оценка организации обслуживания юридических и частных лиц,  данасравнительная  оценка конкурентам инекоторым видам собственной и конкурентной продукции, представлены   SNW, PEST ,SWOT- анализы  филиала АКБ «РОСБАНК».
В третьем  разделе  дипломнойработы «Обоснованиемероприятий повышения конкурентоспособности  регионального филиала ОАО АКБ «РОСБАНК»предложены ряд мероприятий  для повышенияуровня конкурентоспособности филиала, сделаны  расчет экономической эффективностимероприятий, проведенных с целью повышения конкурентноспособности в услугах  и  расчет экономической эффективности мероприятий по совершенствованиюценовой политики.
В заключении дипломной работы изложены основныевыводы, обобщения и предложения, вытекающие из логики и результатовисследования.
Объем и структура работы. Дипломная работа  состоит из введения, трех глав, включающих 10параграфов, заключения, библиографического списка, насчитывающего 45  наименований и  10  приложений. Работа иллюстрирована 22таблицами и 20рисунками.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................... .5

1. Банковская конкуренция: виды, типы,особенности и закономерности.... 7
1.1. Понятие, видыи типы банковской конкуренции.................. .7
1.2. Анализконкурентоспособности банка и банковского продукта..... .23
   1.3. Современные особенности и закономерности банковской
            конкуренции............................................... .39

2. Комплексный анализ деятельностиОАО АКБ «РОСБАНК».......... 41
2.1. Общаяхарактеристика ОАО АКБ «РОСБАНК»................. 41
2.2 Анализфинансового состояния Брянского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК»........................ ......................
2.3     …...
2.4.  Маркетинговый анализ  Брянского филиала «РОСБАНК»............................

3. Обоснование мероприятий повышенияконкурентоспособности
   ОАО АКБ «РОСБАНК»)....................................... .
3.1. Расчетэкономической эффективности мероприятий по изучению
          спроса, проведенных с целью уточненияпотребности в услугах..,..
3.2. Расчетэкономической эффективности мероприятий по
совершенствованиюценовой политики.........................
3.3.Определение уровня конкурентоспособности банка............. .

Заключение...................................................... .

Список использованных источников................................. .

Приложение 1. Баланс за 2005 год...................................
Приложение 2. Отчет о прибылях иубытках за 2005 год................
Приложение 3. Отчет об уровнедостаточности капитала, увеличение
                 резервов на покрытиесомнительных ссуд и иных активов
                 на 01 января 2006 года.............................

Введение

Введение

«Банк«у дома» — последняя возможность для экстенсивного развитиярозничного направления банковского бизнеса. Вскоре борьба за клиентов окончательно перейдет в областьсервиса.»
«Новосибирский» ЗАО «Русский банк развития»Дмитрий Кузнецов.

Занимаясьбанковским предпринимательством (да и не только банковским), то есть, по сутиначиная свое дело, всегда встает вопрос конкурентных преимуществ.Первоочередной задачей является выставить себя конкурентоспособным и достойнымсоперником среди уже существующих участников того или иного сегмента рынка.Однако, анализируя конкретно банковскую специфику, достаточно просто прийти квыводу, что конкуренция среди банков имеет ряд отличий от конкуренции на прочихфинансовых рынках, которые обязательно нужно учитывать при ведении финансовогобизнеса.
Вовторой половине XX в. банки начинают играть принципиально иную, новую роль,превращаясь из скромных посредников в могущественных контролеров и регуляторовобщественной жизни. Этим объясняется то, что более острая по сравнению стоварными рынками конкурентная борьба на рынке финансовых услуг, обусловленнаянезаменимостью денег, приобретает еще большую остроту в сфере банковского дела.Цена успеха в конкурентной борьбе здесь зачастую бывает гораздо выше, чем наиных финансовых рынках.
Пояснениемк изложенному тезису может послужить справедливая мысль Ю.В. Шишкова о том, чтов современных развитых странах с рыночной экономикой «вся частнаяфинансово-кредитная сфера тысячами путей сращивается с быстро разрастающейсясферой государственных финансов. В этой всеобщей финансовой интеграции, в этомкруговороте денежного капитала, в который вовлечены все без исключения частныепредприятия, кредитно-финансовые учреждения и государство, отчетливовырисовывается властвующее и руководящее ядро уже не в виде дуумвирата:монополистического промышленного и банковского капиталов, как было в началевека, а в качестве триумвирата: банковский капитал плюс… промышленный капиталплюс капитал… государства».
Болеетого, сам термин «финансовый капитал», который широко используетсяпрактически во всех научных исследованиях, так или иначе затрагивающих вопросыцентрализации и концентрации капитала, с точки зрения автора первогоспециального исследования проблем интеграции банковского и промышленногокапитала Р. Гильфердинга, который, собственно, и ввел его в научный оборот,трактуется следующим образом: «Банковский капитал, следовательно, капиталв денежной форме, который… в действительности превращен в промышленныйкапитал, я называю финансовым капиталом».
Такимобразом, отличительной чертой конкуренции в банковской сфере является еенеразрывная взаимосвязь не только с экономикой, но и с политикой. При этомкачество этой взаимосвязи определяется исходя из уровня соответствующегобанковского рынка. Иными словами, международная банковская конкуренция напрямуюзатрагивает вопросы международной политики, конкуренция между кредитнымиорганизациями внутри страны непосредственным образом влияет как на внутреннюю,так и на внешнюю политику данного государства и т.д.
Конкуренция,осуществляемая на рынке банковских услуг, имеет более выраженный социальныйхарактер, чем конкуренция на иных финансовых рынках.
Конкуренциямежду кредитными организациями происходит в условиях беспрецедентно широкого ижесткого по сравнению с иными финансовыми рынками регулирующего воздействия состороны государства, в том числе в условиях более жесткого банковского надзора.
Ужесамо создание кредитной организации обставлено таким значительным количествомформальностей и требований, которые по сравнению с иными рынками финансовыхуслуг можно рассматривать как непреодолимые барьеры для входа на банковскийрынок, под которыми понимаются действия, затрудняющие доступ на рынокбанковских услуг другим организациям — потенциальным конкурентам.
Цельдипломного проекта — разработатьмероприятия повышения конкурентоспособности банка (на примере ОАО АКБ «РОСБАНК»).
Длядостижения поставленной цели в дипломном проекте необходимо последовательноерешение следующих задач:
- изучитьлитературу по данной проблематике;
- определитьэкономическую сущность конкуренции, ее виды и методы оценки;
- датьоценку конкурентоспособности коммерческого банка;
- предложитьнаправления повышения конкурентоспособности банка;
-проанализировать экономическую эффективность возможной реализации предложенныхмероприятий.
Объектомисследования явилось – открытое акционерное общество «Акционерный коммерческийбанк «РОСБАНК».
Предметомисследования является конкурентоспособность ОАО АКБ «РОСБАНК».
Теоретическойбазой исследования являются труды отечественных ученых и специалистов в областибанковского дела и банковского маркетинга, таких как Т.Ф. Юткина,Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова, Г.Н. Белоглазова и другие, а так жефедеральные законы и нормативные акты РФ, периодические издания.



1. Банковская конкуренция: виды, типы, особенности изакономерности

1.1.  Понятие,виды и типы банковской конкуренции.

Говоряо конкуренции в банковском секторе России, мы можем констатировать, чторазвитие реального сектора и самой банковской системы, обусловили еевозникновение и ускоренное развитие за последние несколько лет. Борьбы заклиента ведется жесткая, и банками используются самые разные инструментыконкурентной борьбы. Вместе с тем, в банковском секторе можно выделить какминимум три сегмента, конкуренция в которых крайне отличается по своемухарактеру, а именно:
-конкуренция между коммерческими банками;
-конкуренция между коммерческими и государственными банками
-конкуренция между российскими и иностранными банками.
Конкуренциямежду коммерческими банками заслуживает всяческого внимания и изучения, болеетого, именно по ней следует судить о конкуренции в банковской системе в целом.
Сэкономической точки зрения конкуренция представляет собой «способ отборанаиболее эффективных вариантов организации труда и производства в широкомсмысле слова, т. е. лучших вариантов решения технико-технологических,организационных и собственно экономических проблем, которые стоят перед каждымпредпринимателем. При этом критерием эффективности, в конечном счете, выступаетприбыльность дела. В этом и сила (поскольку речь идет о стимуле, заставляющемлюдей думать о рационализации, совершенствовании своего дела), и ограниченностьданного критерия (так как он работает лишь на микроуровне). Другими словами, тоили иное новое решение названного рода проблем будет восприниматьсяпредпринимателем как лучшее из имеющихся, если оно сулит ему увеличение доходови прибылей».
Определение,данное в Федеральном законе «О защите конкуренции на рынке финансовыхуслуг», следующее: «Конкуренция на рынке финансовых услуг –состязательность между финансовыми организациями, при которой ихсамостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из ниходносторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг нарынке».
Фактическиидентичное определение прописано в законе «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» (разумеется,конкуренция на разных рынках может иметь свою специфику): «Конкуренция– состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действияэффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействоватьна общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».
Недостатокэтих определений общий – эффективная конкуренция (эффективное взаимноеограничение участников конкуренции в возможностях воздействия на рыночныеусловия) – это только один из вариантов осуществления конкуренции.
Замечательное определениеконкуренции дает президент ОАО «Уралвнешторгбанк», вице-президентАссоциации Российских Банков
Попков В. В.: «Конкуренция– это процесс создания и распространения знаний среди участников рынка о том,как лучше вести свой бизнес. Те, кто создает новое знание о способах и приемаххозяйствования, получают кратковременное преимущество перед остальными, которыестремятся достичь уровня лучших. Те, кто не умеет учиться или не может в силуограниченности ресурсов применить имеющиеся знания, вынуждены покинуть рынок. Вцелом, таким образом, происходит рост уровня и качества производимых услуг итоваров».
Постараемсявыделить характерные признаки конкуренции, а именно:
-существование рынков с альтернативными возможностями выбора для покупателей(продавцов);
-наличие большего или меньшего количества покупателей (продавцов), соревнующихсямежду собой и использующих различные инструменты рыночной политики;
-чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мердругих конкурентов.
Аналогично:  «Банковская конкуренция — это совершающийся вдинамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитныхинститутов, в ходе  которого онистремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковскихуслуг».
Сферойбанковской конкуренции является банковскийрынок. Его специфика заключается в том, что это — очень сложноеобразование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов.Правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.
Современныекоммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практическиво всех рыночных секторах. Если рассматривать рыночную систему с точки зренияобъектов купли-продажи, можно сказать, что в неё входят следующие сектора:
1. Рынок средств производства ипроизводственных услуг. На негокоммерческие банки выходят в роли продавцов банковских услуг для  предприятий (расчётное обслуживание, ведениесчетов, управление финансами корпораций), финансовых посредников (кредитованиепроизводственных объектов), а также в роли покупателей производственныхресурсов (приобретение офисного оборудования).
2. Рынок предметов потребления ипотребительских услуг.Здесь банки выступают как финансовые посредники (выдача ссуд на потребительскиецели), но иногда и как покупатели (организация приёмов в рамках работы собщественностью).
3. Рынок труда.Он является целевой областью кадровой политики банков, которым неизбежноприходится время от времени обновлять или пополнять свой персонал, выходя наэтот рынок в качестве покупателей.
4. Рынок интеллектуально-информационногопродукта. На нём банки могут действовать икак продавцы банковских услуг (финансовое консультирование), и как покупателипроизводственных ресурсов (программное обеспечение ).
5. Рынок недвижимости.Здесь банки выступают чаще всего как финансовые посредники (ипотечное кредитование)и лишь относительно редко как покупатели (приобретение земельных участков ипомещений для офиса) или продавцы (реализация залога по невозвращённомуипотечному кредиту).
6. Финансовые рынки.В этой сфере банки являются одними из главных действующих лиц. Можно назвать:
- рынокссудных капиталов. С одной стороны, банки покупают временные права на денежныересурсы у своих вкладчиков, с другой -выступают как продавцы при выдаче ссуд;
- рынокценных бумаг. Выполняя поручения клиентов, а также по собственной инициативебанки осуществляют куплю-продажу ценных бумаг и играют попеременно то рольпродавцов, то роль покупателей;
- рыноквалют и драгоценных металлов. Роль банков на этом рынке аналогична их роли нарынке ценных бумаг.
Такимобразом, мы видим, что сфера банковской конкуренции очень обширна, аконкурентная среда многообразна и разнородна.
Рассмотримвиды банковскойконкуренции:
а) Конкуренцияпродавцов и конкуренция покупателей. В зависимости от участвующих вконкуренции рыночных субъектов выделяют конкуренцию продавцов и конкуренциюпокупателей. Конкуренция продавцов — это их соперничество за наиболее выгодныеусловия сбыта товаров (в данном случае — банковских услуг). Конкуренцияпокупателей — это соревнование между ними за доступ к этим товарам.
Обе этиформы могут сосуществовать рядом друг с другом, находясь в определённомсочетании. Их соотношение на каждом конкретном рынке определяется рыночнойсилой продавцов и покупателей. Так, на рынке продавца, где продавцы обладаютзначительными возможностями в определённой степени диктовать покупателям своиусловия (вследствие ненасыщенности рынка, его монополизации и т.д.),преобладает конкуренция покупателей.
Напротив,на рынке покупателя, где покупатели обладают большей рыночной силой, чемпродавцы (из-за перенасыщения рынка товарами, а также действия некоторых другихфакторов), основной формой является конкуренция продавцов.
Нельзясказать однозначно, является ли банковский рынок рынком покупателей или рынкомпродавцов, так как с одной стороны, банковский рынок не является чем-то едиными неделимым, а складывается из множества частных рынков; с другой стороны,любой банк может выступать как в роли продавца, так и в роли покупателя.
б) Внутриотраслеваяи межотраслевая конкуренция. В зависимости от отраслевой принадлежностисубъектов конкуренции принято различать внутриотраслевую и межотраслевуюконкуренцию.
Внутриотраслеваяконкуренция — это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящимианалогичные товары, которые удовлетворяют одну и туже потребность, норазличаются по цене, качеству, ассортименту.
Межотраслеваяконкуренция — это конкуренция между предприятиями разных отраслей.
Так какбанковское дело  — это не отдельнаяотрасль, а сфера экономики, включающая множество разнообразных отраслей, то этаклассификация относится и к банкам.
Отраслеваяструктура банковского дела. С точкизрения отдельного кредитного института банковские отрасли выступают в качестверынков сбыта.
Основныеиз них: рынок кредитов (отрасль кредитование); рынок вкладов (отрасли сберегательноедело, инвестиционное посредничество); рынок услуг (отрасли расчётно-кассовоеобслуживание, трастовые операции, прочие услуги).
В своюочередь, перечисленные отрасли могут быть разделены на подотрасли, причёмбольшинство кредитно-финансовых институтов действует не в одной, а в несколькихотраслях или подотраслях.
Внутриотраслеваябанковская конкуренция. На этаперазработки своей конкурентной стратегии каждый кредитный институт долженрешить, будет ли он специализированным или универсальным, взвесить преимуществаи недостатки альтернативных стратегических решений. В наши дни сложилосьпредставление о том, что универсальные банки п


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.