Реферат по предмету "Банковское дело"


История создания в России Центральных банковских учреждений

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ РОССИЙСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ


                        Юридический факультет






   Кафедра конституционного, административногои финансового права


   2ИСТОРИЯ  0  2СОЗДАНИЯ 0  2В  0  2РОССИИ  0  2ЦЕНТРАЛЬНЫХ 0 2 БАНКОВСКИХ 0  2 УЧРЕЖДЕНИЙ 3.


             1Курсовая работа по предмету«Финансовое право»




                                       студента 3-го курса
                                       Сувертока Константина
                                        ак.группа ЮЮ-307,
                                        ст/б960791


                                        Научныйруководитель:
                                       ст.преп. Макарчук З.В.



                                 — 1 -

                                       Заведующий кафедрой:
                                        доц.Зеленцов А.Б.







                           Москва, 2000 г.
                              Содержание.

     Введение........................................................3

     Глава I. Становление кредитно-банковскойсистемы России.
              Первые попытки созданияцентрального банка.............5

          1. Появление в России первыхкредитных учреждений.........5

          2. Новый подход к построениюгосударственной кредитно-
              банковской системы. СтатусКоммерческого банка.........7

          3. Реформы 60-х гг. ХIХ в. иучреждение Государственного
              банка России...........................................9

          4. ПреобразованиеГосударственного банка.................11

          5. Итоги развитиякредитно-банковской системы России


                                — 2 -

              в ХVIII — начале ХХв.................................13

     Глава II. Государственный банк СССР какединый центр
              управления советскойкредитно-банковской системой.....15

          1. Формированиекредитно-банковской системы в СССР.......15

          2. Кризис социалистической экономикии необходимость
              экономическихреформ..................................18

     Глава III. Банк России — центральноебанковское учреждение
                в условиях рыночнойэкономики.......................22

    Заключение.....................................................24

     Список использованнойлитературы...............................25




                              2Вступление.

     В последнее время средства массовойинформации активно  обсуждают
и  комментируют деятельность Банка России.  В первую очередь в связи с
послекризиснойситуацией в стране и поддержанием им курса национальной
валюты. Однакоего компетенция гораздо шире. Банк России сегодня — это
орган  государственной  власти, верхнее   звено   кредитно-банковской
системы страны,учреждение, обладающее широкими полномочиями в области


                                — 3 -

кредитования,операций с ценными бумагами, нормотворчества и контроля.
     Так,однако,  было  не всегда.  Вообще центральный банк вРоссии
возник совсемнедавно — только в первой четверти ХХ в. Тем не  менее,
опыт   накоплен уже  достаточно  большой, поскольку  первая  попытка
создания  в России  кредитного  учреждения была  предпринята  еще  в
середине  ХVII в.  За  прошедшие три  с  лишним столетия  в  стране
неоднократноменялась общественно-политическая обстановка, отношение к
собственности,  взгляды на кредитно-денежную политику, авместе с ними
менялась икредитно-банковская система государства.
     Последняя, по мнению ряда специалистов,может быть представлена в
трехформах 5* 0:
     1) Совокупность   независимых  друг  от  друга, практически  не
взаимосвязанныхкредитных    организаций;    кредитное     учреждение,
выполняющее рольцентрального банка, при этом отсутствует.
     2) Наличие одной банковской  организации, имеющей  разветвленную
сеть   филиалов, которая  охватывает  всю страну  -  государственная
монополия.
     3) Двухуровневая  форма. Верхний  уровень  - центральный банк и
другиеорганы  управления  кредитно-банковской  системой,  нижний   -
остальныекредитные учреждения и банковская инфраструктура.
     Россия, пройдя первые две  стадии, перешла  уже  к двухзвенному
принципу,  которого придерживаются развитые страны мира.Тем не менее,
в процессестановления системы возникает множество проблем. И в первую
очередь  они связаны  с  функционированием  ее верхнего  уровня,  со
статусом  Центрального банка  РФ.  Существует множество  проектов  и

───────────────
      5* 4 См., напр.: Тосунян Г.А.,Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское


                                — 4 -

 4правоРоссийской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад.
 4Б.Н.Топорнина.-М.: Юристъ, 1999.- с. 0  451.
предложений поповоду того, в  каком  направлении следует  развиваться
кредитно-банковскойсистеме страны.  Но как бы то нибыло,  совершенно
необходимо  учитывать накопленный  опыт  и разрабатывать  дальнейшую
стратегию   и  принципы,  на  которых будут  основываться  в  своей
деятельности   кредитные  учреждения,  опираясь  в  том  числе и  на
трехвековую  историю развития  кредитно-банковской   системы  нашего
государства,  а не  только  бездумно  перенимая западные стандарты и
технологии.  В этой связи представляется интереснымпроследить,  как и
почему возник вРоссии центральный банк и каким образом изменялись его
правовоеположение и полномочия.


















                                 — 5 -













      2Глава I. Становлениекредитно-банковской системы России.
               2Первые попытки созданияцентрального банка.

      1 1. Появление в России первыхкредитных учреждений.

     Начиная разговор  о кредитно-банковской  системе,  надо в первую
очередь датьопределение этого понятия.  Оно,  как мне кажется,  имеет
двоякий характер.
     Во-первых, это совокупность банков (включая центральные ),  иных
кредитныхорганизаций, филиалов и представительств иностранных банков.
     Во-вторых, это  отношения  между   указанными   субъектами,  их
структурная ифункциональная взаимосвязь.
     То есть речь  должна  идти не  просто  о некотором  количестве
организаций,осуществляющих различные банковские операции, а о наличии
организованной  структуры, элементы  которой  связаны  между   собой
равноправными    отношениями   или  отношениями   подчинения,   несут


                                — 6 -

установленные(законодательно определенные) функции и образуют  таким
образомопределенную целостность и единство.
     В таком виде  кредитно-банковская   система  России   появилась
сравнительнонедавно,  гораздо позднее, нежели впередовых европейских
государствах,  хотя попытка создать некий прообразсовременных  банков
была предпринятаеще в 1665 году известным государственным деятелем, в
то времяпсковским воеводою А.Л.Ордин-Нащокиным.
     Главными причинами  слабости и  неустойчивости  русской торговли
того времени онсчитал «недостаток  капиталов,  взаимное недоверие  и
отсутствие  удобного кредита" 5* 0. В  целях устранения этихнедостатков
были предложеныочень смелые для  того  времени преобразования,  и  в
числе  прочего предлагалось наделить городскую управу полномочиями по
выдаче ссуд«маломочным» русским купцам. Идея эта, однако, была крайне
негативно  воспринята московским  боярством  и  еевоплощение в жизнь
вскоре пресекли.
     Дальнейшие попытки  организации кредитных учреждений также нельзя
назвать удачными.Так, созданный в 1733 году по Указу императрицы Анны
Иоановны   банк  обернулся   на   деле  тем,   что   можно было  бы

───────────────
      5* 0  4КлючевскийВ.О.  Исторические  портреты. Деятели  исторической
 4мысли.-М.: Правда, 1990.- с.133. 0
охарактеризоватькак «казенный ломбард». Образованная ею же  Монетная
контора,  выдававшая ссуды  под  залог золота и серебра,  очень скоро
прекратила  свое существование   ввиду   незначительности   кредитных
операций.
     В 1754 году Правительствующий Сенатучредил банки, уполномоченные
на  работу с отдельными сословиями:  государственные заемные банки для


                                — 7 -

дворянства,  образованные в  Москве  и  Санкт-Петербурге,   выдавали
ипотечные  кредиты соответственно дворянам,  а так называемый Банк для
поправления  при Санкт-Петербургском  порте  коммерции и  купечества
предоставлялкраткосрочные ссуды местным купцам. Организация процесса,
 днако, оставляла желать  лучшего  - деньги  помещиками  в срок  не
возвращались,  а зачастую те даже не платили процентов,  бухгалтерский
учет был развиточень плохо,  процедура продажи  просроченных залогов
практически  не действовала,  чиновники банков всячески злоупотребляли
своимположением.  Все это привело в  конце концов  к  закрытию этих
учреждений.
     Подобная же участь постигла и два портовыхкоммерческих  банка  -
Петербургский   и  Астраханский,  созданные  Екатериной II  в  целях
поощрения внешнейторговли.
     Государство тем временем,  а надо отметить,  что вплоть до начала
шестидесятых  годов  ХIХ   века   все  кредитные   учреждения   были
государственными,    не  прекращало   попыток   создания  структуры,
позволившей  бы, наконец,  наладить  процесс выдачи-получения  ссуд.
Творческий  поиск властей  выливался  в появление  все новых и новых
организаций:  Сохранные и  Ссудные   казны,  Приказы   общественного
призрения,  заемные банки (в том числе Государственный заемный банк).
Заметим,  впрочем, что,  делалось все это,  как правило, не с  целью
организации  развитой и действительно работающей схемы покредитованию
как бы сейчассказали производственного сектора экономики или торговых
операций,  а дабы  поддержать  переживавшее не  лучшие  свои времена
российское  дворянство. (  Например,  Павел I  учредил  в 1797   г.
учреждение,  которое так и называлось — Вспомогательныйдля дворянства
банк ).



                                — 8 -

      1 2. 0  1Новый подходк  построению  государственной  кредитно-
           1банковской 0 1системы. Статус Коммерческого банка.

     Первая четверть  ХIХ в.  ознаменовалась  появлением новых   для
зарождавшейся  кредитно- банковской системы Россииучреждений.  Прежде
всего,   возникли  специализированные  государственные   органы   по
регулированию  кредитной деятельности:  в 1810 г.  Комиссия погашения
государственныхдолгов,  а в 1817 г.  Совет государственных  кредитных
установлений.  Функции первого ясны из его названия,  в обязанности же
второго входилопроведение ревизии кредитных учреждений, составление и
рассмотрениезаконопроектов, затрагивающих кредитную сферу.
     7 мая 1817 г.  был учрежден Государственный  коммерческий  банк.
Причиной егосоздания было провозглашено желание облегчить и расширить
товарооборотроссийских  купцов. Банк был  наделен довольно  широкими
полномочиями поприему вкладов, выдаче  ссуд под залогтоваров,  учету
простых  и переводных  векселей.  Однако самым важным  элементом его
статуса  явилось то,  что впервые в российскойпрактике Уставом Банка
было   установлено,   что  его   капитал   и  вклады   не   подлежат
налогообложению,  описи или секвестру по частным или казенным искам и
установлен запретна использование  принадлежащих  Банку средств  для
финансированиягосударственных расходов.
     Надо, однако,  заметить, что последнее  положение  долгое время
игнорировалось,  и государство активно использовало средстваБанка для
покрытия своихрасходов  (ситуация,  сильно напоминающая  современные
взаимоотношенияБанка России и Правительства).
     Контроль за Коммерческим банком  государство осуществляло  путем
назначения   половины  директоров   (   вторая  половина  избиралась
петербургскимкупечеством ) и утверждения министром финансов  решений


                                — 9 -

Правления,связанных с активными операциями Банка.
     Можно ли считать,  что  Государственный  коммерческий банк  был
центральным,  системообразующим,  иными словами,  сопоставимо ли  его
положение  с тем,  которое занимает всовременной кредитно-банковской
системе РоссииЦентральный банк,  с  поправками на  развитость  самой
системы,разумеется? На мой взгляд, нет. Дело в том, что центральный,
или  системный, банк  -  это во-первых,  учреждение,  уполномоченное
государством  на управление всей совокупностью кредитныхорганизаций и
наделенноесоответствующими полномочиями,  аво-вторых,  элемент,  без
которого  в принципе  невозможно  нормальное существование и развитие
всей системы, этоее необходимый элемент. Государственный коммерческий
банк   таковым  не   был.   Возможно  из-за  общего  низкого уровня
немногочисленныхкредитных организаций страны,  возможноиз-за сильной
зависимости от государственнойвласти,  но,  как бы то ни было,  он не
смог стать темстержнем,  вокруг которого сформироваласьбы российская
кредитно-банковская   система.  В   середине  ХIХ  в.  все очевиднее
вырисовываласьнеобходимость реформирования сферы кредитования.













                                — 10 -

      1 3. Реформы 60-х гг.  ХIХ в. и  учреждение 0  1  Государственного
           1банка 0  1России.

     Началом качественно   нового  этапа   в   становлении кредитно-
банковскойсистемы страны можно  назвать  1859-1860 годы,  отмеченные
целым рядомвесьма значительных в этом отношении событий.
     Во-первых, были  ликвидированы все существовавшиегосударственные
кредитныеучреждения,  прекращен прием новых  вкладов, а  по  текущим
выплаты  снизились с 3 до 2 %  ( кстати, еще раньше,  до 1857 г.,  по
частным вкладамвыплачивалось 4 % ).
     Во-вторых, появились   частные   кредитные   учреждения ( Санкт-
Петербургскоегородское  кредитное общество,  Херсонский земский банк,
Обществовзаимного  поземельного  кредита), в том  числе  учреждения,
занимавшиесякраткосрочным  кредитованием(Санкт-Петербургский частный
коммерческийбанк, Харьковский земельный банк и др.).
     Надо сказать,   что  долгое  время  не было  разработано  схемы
вхождения этихорганизаций в кредитно-банковскую систему, поэтому  их
уставы  в каждом  случае специальнорассматривались и утверждались на
уровнеправительства.  Только в начале 70-х  гг. появились  закон  «О
порядке  учреждения кредитных установленийземствами" и «Общие правила
о порядкеучреждения кредитных установлений частных и  общественных".
Правда, еще в1862 г.  принято было Положение огородских общественных
банках.Таким    образом,    постепенно    формировалось    банковское
законодательство.
     В Правилах 1872 г. уже была предпринятапопытка выстроить систему
кредитныхучреждений.   Они   подразделялись   на  государственные  и
негосударственные.Последние в свою  очередь  также делились  на  две
группы. В первуювходили общественные,  городские иземские банки,  во


                                — 11 -

вторую — частныебанки.
     В-третьих, Указом от 31 мая 1860 г.  был учрежден Государственный
банк  России. С  одной  стороны он  стал преемникомГосударственного
коммерческого  банка, поскольку  к  нему перешли  все  обязательства
последнего.  Но  сдругой новый Госбанк — это уже совсем другой орган,
орган,  получивший более широкие полномочия,  более действенный  набор
финансовыхинструментов,  и потому занявший болеезначимое положение в
жизнедеятельностигосударства.
     Государственный банк  находился в ведении министра финансов и под
наблюдением    Совета   государственных    кредитных    установлений.
Непосредственное   руководство  осуществляли   Управляющий  банком и
Правление, вкоторое входили: сам Управляющий, его заместители, шесть
директоров и трипредставителя вышеупомянутого Совета.
     Перечень коммерческих  операций, выполнявшихся   Госбанком   был
весьма широк. Онзанимался:
     1) приемом вкладов;
     2) выдачей ссуд под залог;
     3) учетом векселей и других ценных бумаг;
     4) получением платежей за счетдоверителей;
     5) покупкой и продажей золота и серебра, атакже процентных бумаг
за счетдоверителей и за свой счет;
     6) с конца  ХIХ  в. эмиссией  кредитных   билетов  (это   было
монопольноеправо).
     Со своего  предшественника   на    Госбанк   перешел    принцип
недопустимостиописи и отчуждения его вкладов по каким-либо взысканиям
или ихиспользования для покрытия государственных расходов.
     Госбанк, что   немаловажно, обладал  собственной  сетью местных
подразделений,насчитывавшей более полусотни единиц.


                                — 12 -

    Однако же, по настоящему центральным Госбанк не стал. Связано это
с тем,  что он слишком сильно зависел отгосударственной власти  и  не
имел возможностипроводить самостоятельную кредитно-денежную политику.
     Этим можно объяснить то, что Госбанк невыполнил возлагавшихся на
него задач:   оживление торгового  оборота  и стабилизация  денежной
системы. В концеХIХ в. министр финансов С.Ю.Витте начал работу по его
преобразованию.























                                 — 13 -

      1 4. ПреобразованиеГосударственного банка.

     Надо сказать,  что конец девятнадцатого  столетия -  это  период
бурного ростаделовой активности в сфере кредитных отношений. Связано
это было сизменениями в политических  и  экономических реалиях  того
времени.  Существовавшая  кредитно-банковская  система уже не отвечала
потребностямстраны.  Начал набирать  силу процесс  модернизации.  Он
затронул и самикредитные учреждения, и регулировавшее их деятельность
законодательство.
     Так, остро вставшая проблема крестьянского малоземелья подвинула
Госсовет  к учреждению  Крестьянского  поземельного банка,   а   для
находившегося  в не  менее  затруднительном  положении дворянства был
создан (в веденииМинистерства  финансов)  Государственный  дворянский
земельный  банк. В это время был принят целый ряд очень нужных актов,
которые   упорядочивали   деятельность    кредитных   учреждений    и
способствовали   в целом  более  эффективному функционированию  всей
кредитно-банковскойсистемы.
     При таких масштабных  изменениях  Госбанк не  мог  быть обойден
стороной.  Инициатором его преобразования  выступил министр  финансов
РоссийскойИмперии С.Ю.Витте.
     С 1 сентября 1894 г.  начало свою работу  Центральное управление
Госбанка во  главе с Советом банка.  Последний состоял из Управляющего
Госбанком (он жепредседатель  Совета),  двух помощников  (товарищей)
Управляющего,директора   Особенной  канцелярии по  кредитной  части,
управляющегоПетербургской  конторой  Госбанка, двух   представителей
Министерствафинансов  и  по одному представителю от Государственного
контроля,дворянства и купечества.  Двое последнихзаменили  депутатов
от не  справившегося со  своими  обязанностями по  защите  интересов


                                — 14 -

Госбанка и  потому упраздненного  Совета  государственных   кредитных
установлений.
     Реформой была предпринята попытка придатьсистеме государственных
кредитныхучреждений в известной степени децентрализованный  характер
путем передачичасти полномочий Госбанка на места, где были образованы
егоподразделения. Непосредственно Центральному управлению подчинялись
конторы,  которые образовывались в наиболее крупныхгородах страны.  В
их  подчинении в  свою  очередь находились  отделения.  Кроме  того
существовали  также упрощенные виды местных подразделений — агенства,
управлениекоторыми осуществляли либо отделения, либо  сами  конторы.
Агенства   выполняли  простейшие   банковские  операции и  выполняли
отдельныепоручения вышестоящих  структур.  В начале  ХХ  в. Госбанк<


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.