Реферат по предмету "Банковское дело"


Формирование рынка ценных бумаг в Украине

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
“ЗАПОРОЖСКИЙ ИНСТИТУТГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ”
 
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
 
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
Курсовая работа 
на тему: Формирование рынка ценных бумаг вУкраине

Выполнил:
студент гр. ДМ-198                                                          О.А. Болюк
 
Проверил:
к.т.н., доцент                                                                     В.П. Бардзиловский
Запорожье
2002

РЕФЕРАТ:
Курсовая работа содержит 38листов, 2 рисунка, 2 таблицы и было использовано 11 источников.
Целью данной работы является исследоватьпроцесс формирования рынка ценных бумаг в Украине, а также проанализироватьсегодняшнею его структуру.
Метод исследования – описательный, сравнительный.
В Украине продолжается сложныйпроцесс становления и развития независимого, демократического, правовогогосударства, и интеграции его в мировую экономическую и политическую систему.Но независимость любого государства требует не только политическую, но иэкономическую независимость.
Процесс рыночных реформ впереходной экономике Украине проходит тяжело.
Сегодня в Украинепродолжается активный процесс развития рынка ценных бумаг, формирования егоинфраструктуры. Так как, рынок ценных бумаг –  зеркало всей экономики, и можетсыграть большую роль в развитии нашего государства. Но успешное достижение этойцели зависит от создания необходимой правовой базы в сфере ценных бумаг.
Поэтому, в даннойкурсовой работе, не только проанализирована законодательная база фондовогорынка Украины, но и рассмотрена сегодняшняя его структура, определенинструментарий рынка ценных бумаг и проанализирована практическая деятельностьразных его участников. В последнем разделе приведены основы регулированияукраинским государством рынка ценных бумаг.
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ,ФЛОТАЦИЯ, ФОНДОВАЯ БИРЖА, ВНЕБИРЖЕВОЙ РЫНОК, КОТИРОВКА, ЛИСТИНГ,САМОРЕГУЛИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, АНДЕРРАЙТИНГ, КЛИРИНГ.

СОДЕРЖАНИЕ:
Реферат………………………………………………………………………………2
Содержание………………………………………………………………………….3
Введение……………………………………………………………………………..4
1. Правовая природа рынка ценныхбумаг, закономерности его формирования, функционирования и правовогорегулирования в Украине……………………...5
1.1.   Характеристика рынка ценных бумаг какэлемента финансового рынка…………………………………………………………………………………5
1.2.     Развитие рынка ценных бумаг вУкраине9
1.3.     Закономерности регулирования рынкаценных бумаг…………………..12
1.3.1. основырегулирования государством рынка ценных бумаг……….12
1.3.2. виды правовогорегулирования………………………………………14
1.3.2.1.государственно-правовое регулирование…………………..14
1.3.2.2.институционально-правовое регулирование……………….16
2.  Инструментарий рынка ценных бумаг вУкраине…………………………….18
3.  Структура и инфраструктура фондовогорынка………………………………22
3.1.   Структура рынка ценныхбумаг…………………………………………..22
3.1.1.  первичныйрынок…………………………………………………….22
3.1.2.  вторичныйрынок…………………………………………………….23
3.2.   Биржевые индексы – зеркало фондовогорынка…………………………27
3.3.   Инфраструктура рынка ценныхбумаг……………………………………29
4.  Перспективы развития фондового рынкаУкраины…………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………36
Литература………………………………………………………………………….38

ВВЕДЕНИЕ:
Актуальность данной темыдля переходной экономики Украины достаточно велико. Переход Украины от централизованнойплановой экономики к рыночной вызывает лавинообразное изменение отношенийсобственности, меняет структуры и механизм функционирования многиххозяйствующих субъектов. В результате существенно меняются формы финансовыхсвязей между различными субъектами, возникают новые, не используемые плановойэкономикой, институты, с которыми приходится иметь дело практически всемучастникам рынка.
Известно, что рынокявляется сложно многофункциональной и комплексной структурой, которая включаеткак рынок товаров и услуг, так и рынок финансовых ресурсов. Особенностифункционирования различных секторов этих рынков определяет экономическиймеханизм каждой страны. Во всех странах эти механизмы имеют с одной стороныкредитный характер, а с другой стороны отражают отношения собственности.
Субъекты рыночныхотношений принимают на себя различные обязательства, и эти обязательства частопринимают форму ценных бумаг, закрепляются путем выпуска или оформленияпередачи ценных бумаг. Взаимные обязательства и полученные в результате правагосударства, предпринимателей и физических лиц, оформленные в виде ценныхбумаг, могут гарантировать устойчивость экономической системы. Вместе с темсостояние рынка ценных бумаг может отражать состояние самой экономики, можетприводить даже к определенным потрясения в различных масштабах.
В условии рыночнойэкономики ценные бумаги занимают важное место в платежном обороте государства.Благодаря выпуску и обращению ценных бумаг обеспечиваются инвестиционныепроцессы, автоматический перелив средств в наиболее эффективные отраслиэкономики, в первую очередь и на рыночных условиях средства могут получитьнаиболее жизнеспособные и прибыльные рыночные структуры (предприятия и фирмы).
В финансовой системегосударства рынок ценных бумаг занимает важное место, является ее составнойчастью со своей организационно-функциональной спецификой, со своейинфраструктурой. Это в полной мере относится и к финансовой системе Украины.
Как показал опыт пока ещекороткого существования Украины как независимого государства, важнейшимсредством восстановления и развития рыночных методов хозяйствования являютсяценные бумаги, обеспечивающие на этом этапе передачи собственности из рукгосударства в частные руки, фиксирующие право собственности на капитал вразличных его формах.
Рынок ценных бумаг ссоответствующей ему инфраструктурой – это та область, в которой могутформироваться и развиваться инвестиционные ресурсы, благодаря которому могутобразовываться финансовые источники экономического роста.
Таким образом, в результатеповорота к рыночной экономике за последние 8-10 лет в экономической жизни нашейстраны, появилось в экономической деятельности новое, интересное иперспективное направление – выпуск различных ценных бумаг и операций с ними.Эти специальные инструменты требуют специального рынка со своими особымиправилами – рынка ценных бумаг.
Поэтому, данная курсоваяработа посвящена такой сфере финансов, как рынок ценных бумаг.

1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА РЫНКА ЦЕННЫХБУМАГ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРАВОВОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ

1.1     Характеристика рынка ценных бумагкак элемента финансового рынка
Развитие экономики любогогосударства  обязательно требует, чтобы были обеспечены возможностимобилизации, распределения и перераспределения финансовых ресурсов, капиталов,часто в крупных и очень крупных объемах. В условиях плановой экономики эту рольот имени государства выполняли его различные органы управления, планирования идаже партийные. В странах с рыночной экономикой большинство хозяйствующих субъектов самостоятельно или через соответствующих финансовых посредниковизыскивают денежные и материальные ресурсы на финансовых рынках в необходимыхим объемах  [7].
Аналогично предприятия ифирмы, физические лица, имеющие свободные денежные ресурсы, передают их насоответствующий сектор финансового рынка. В результате финансовые ресурсыпревращаются в особый товар, который можно покупать и продавать на рыночныхусловиях.
Этот процесс перераспределенияи перераспределения финансовых ресурсов, капиталов осуществляется на финансовомрынке, на фондовом рынке. Это сложная система рынков, на которыхконцентрируется спрос и предложение на различные платежные средства.
Средства на эти рынкипоступают и привлекаются в связи с тем, что в экономике с одной сторонывозникает избыток денежных накоплений, а с другой стороны существует постояннаяпотребность привлечения дополнительных денежных средств для инвестирования,причем на различные сроки.
В результате временносвободные финансовые средства поступают на финансовые рынки, которыеобеспечивают возможность их перераспределения в различных формах.
/>
Схематично, эту сложную систему рынков, можно представить в в виде следующейсхемы  (рис1.1)     [5].
рис.1.1. Структура финансового рынка
Таким образом, принципиальноважно подчеркнуть, что рынок ценных бумаг не есть неким абсолютносамостоятельным институтом рыночной экономики, а является частью финансовогорынка, включающего также банковские и страховые институты.
Рассмотрим основные сектора рынкаценных бумаг и их особенности.
В литературе часто встречаетсятермин “рынок ценных бумаг” (синонимом этого термина является “фондовыйрынок”), однако их объяснение и закрепление на законодательном уровнеотсутствует. Единственное определение содержится в Концепции формирования иразвития фондового рынка Украины. В ней говорится: “рынок ценных бумаг являетсямногофункциональной системой, которая содействует аккумулированию капитала дляинвестиций в производственную и социальную сферу, структурной перестройкеэкономики, позитивной динамике социальной структуре общества, повышениюблагосостояния граждан за счет владения и свободного распространения ценнымибумагами, готовности населения  к рыночным отношениям”.
Рынок ценных бумаг охватываетчастично кредитные отношения путем включения в свою сферу рынка долговыхинструментов (рынок облигаций), так  и отношения совладения, возникающие нарынке инструментов собственности (рынка акций). Эти отношения выражаютсячерез выпуск специальных документов – ценных бумаг, которые имеют собственнуюстоимость и могут продаваться, покупаться (отчуждаться) и погашаться.
Ценная бумага – этотакая форма фиксации финансово-правовых отношений между участниками рынка,которая сама стала объектом таких отношений   [5].
Официальное определение:“ценная бумага – денежный документ, который подтверждает право владения илидолговые отношения между лицом, который их выпустил, и их владельцем иопределяет, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, атакже возможность передачи денежных или других прав, которые вытекают из этихдокументов, другим лицам   [3].
Рынок, на котором обращаютсяпроизводные ценных бумаг (опционы и фьючерсы) называется рынком производныхинструментов (деривативов).
Деривативы – этостандартные документы, удостоверяющие право и/или обязательство приобрести илипродать ценные бумаги, материальные или нематериальные активы, а также денежныесредства на определенных ими условиях в будущем  [7].
Наиболее известнымипроизводственными инструментами является фьючерские контракты, форвардныеконтракты, опционы, свопы и варранты. Существует также гибридные инструменты,которые сложно однозначно отнести к какой-нибудь одной категории, так как ониосновываются на свойствах более чем одной категории ценных бумаг.
Следует добавить, что у насоднозначно не решен вопрос, являются ли деривативы ценными бумагами и это ещенуждается в законодательном определении.
Таким образом, рынок ценныхбумаг является частью финансового рынка, который охватывает отношения связанныес ценными бумагами, но в Украине он еще находится на стадии своего развития.
 
1.2.  Развитие рынкаценных бумаг в Украине
В нашей стране, в условиях недоскональной процедуры принятия законодательных решений и порядка вступления ихв силу, возможности разработки высококачественных нормативных документовсущественно сужаются.
Обновления законодательства,связанного с рынком ценным бумаг, наше государство должно начинать практическис ноля. Сейчас уже нет возможности обеспечить наследственность принятых актов изаконодательства, которое существовало в Российской империи (в том числе и вУкраине) до 1917г. Это обстоятельство не может не вызывать разочарования, таккак до революции мы имели развитую как на то время, правовую базу регулированияфондового рынка. Уже в 1836г. в России было утверждено “Положение о компаниях иакциях”. В принятии такого правового документа, которое регламентировалдеятельность акционерных обществ, мы опережали Пруссию на 6 лет, Англию – на 7лет, Францию – на 19 лет   [8].
На жаль развитие правовойбазы, связанной с рынком ценных бумаг, после событий, которые произошли воктябре 1917г., приостановилось.
В Украине после принятияВерховной Радой 16 июля 1990г. “Декларации о государственном суверенитете”начался процесс формирования правовой базы для создания и функционированиярынка ценных бумаг.
К группезаконодательных актов первого поколения, которые сегодня регулируют отношенияна украинском фондовом рынке, в первую очередь следует отнести Законы Украины“О собственности”, “О ценных бумагах и фондовом рынке”, “О хозяйственныхобществах”, “О приватизационных бумагах”, “О банках и банковской деятельности”и другие.
Анализ этих документовпозволяет утверждать о большом их влияние на развитие фондового рынка.
Однако необходимо сказать,что разработка этих документов проходила, не очень детально, и создание такихнеобходимых институтов фондового рынка, как саморегулирующих организаций,независимых реесторов, депозитария и клиринго-расчетных организаций, не былопредвидено совсем.
Дальнейшее развитееукраинского рынка ценных бумаг, увеличение его активов и объемов, указало нанеобходимость оперативного закрытия дыр в законодательстве. Это произвело кразработке и принятии в 1992-1995гг. большого количества подзаконных актов. Кэтой группе подзаконных актов относятся: Указы Президента “Об инвестиционныхфондах и инвестиционных компаниях”, “О электроном обращении ценных бумаг иНациональном депозитарии” и др.
На жаль, первое поколениенормативно-правовых актов в сфере фондового рынка не всегда отвечалотребованиям, которые ставились перед фондовым рынком. Главными причинамиявлялись, быстрота принятия этих правовых документов, и отсутствие единойконцепции развития рынка ценных бумаг. Более того, некоторые положения принятыхправовых документов, тормозили дальнейшие развитие инфрастуктуры фондовогорынка.
Более системная ицелеустремленная работа в направлении развития законодательства Украины в сфереценных бумаг началось после принятия Указа Президента Украины от 12 июня 1995г.“О государственной комиссии по ценным бумагам и фондовом рынке”. Она быласоздана с целью реализации единой государственной концепции развития фондовогорынка.
Следующим важным шагомстало принятие Верховной Радой постановления от 25 сентября 1995г. “О концепцииразвития и функционирования фондового рынка Украины”.
В течение 1996г.законодательная база рынка ценных бумаг Украины была значительно расширена идоработана.
Основным событием,значительно повлиявшим на фондовый рынок, стало принятие Закона Украины “Огосударственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”.
Важным событие нафондовом рынке Украины стало внесение изменений в 1996г. в Закон Украины “Оценных бумагах и фондовом рынке”.
Все выше перечисленныеправовые документы, на сегодняшний день составляют правовую базу рынка ценныхбумаг в Украине.
В период 1997-2001гг.было принято рад законов, указов и постановлений, которые существенно дополнилисуществующий фондовый рынок, однако только после принятия новой редакции ЗаконаУкраины “О ценных бумагах и фондовом рынке”, можно будет говорить оокончательном создании второго поколения национального законодательства оценных бумагах (что крайне необходимо нашему государству).
На начало 2000 г.деятельность на фондовом рынке Украины осуществляли:
·  129 инвестиционныйфонд;
·  100инвестиционных компаний с 182 взаимными фондами;
·  827 торговцевценными бумагами (в том числе коммерческие банки);
·  352 регистратора;
·  82 хранителя;
·  один депозитарий;
·  6 бирж;
·  2торгово-информационные системы;
·  10 саморегулирующихорганизаций  [7].
В Украинезарегистрировано более 35800 эмитентов ценных бумаг и в том, числе 11840открытых акционерных обществ. Преобладающая доля акций выпущенаприватизируемыми предприятиями (около 80% от всей суммы эмитированных ценныхбумаг).
Всего профессиональныхучастников рынка ценных бумаг более 1500.
Но, дальнейшеестановление фондового рынка Украины, его развитие и функционирование во многомзависит от законодательного регулирования.
1.3. Закономерностирегулирования рынка ценных бумаг
 
1.3.1. Основырегулирования государством рынка ценных бумаг
 
Рынок ценных бумаг в отличие от других организованных рынков обычноявляется одним из наиболее жестко регулируемых и регламентируемыхгосударственными органами рынком. Причина этого заключается в особом значениидля государства и для всего общества надежности и стабильности системы движениякапиталов, которое обеспечивается обращением различных видов ценных бумаг и ихпроизводных, в тесной связи этого рынка с законодательной базой и системойправоотношений собственности, которая сложилась в государстве   [7]
Роль и функции государства в регулировании рынка ценных бумаг обычносводится к следующему:
·  идеологическая и законодательная функции;
·  концентрация ресурсов;
·  установление правил игры;
·  контроль над финансовой устойчивостью и безопасностью рынка;
·  создание эффективного рынка;
·  создание системы информации;
·  формирование системы защиты инвесторов от потерь;
·  предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видовгосударственного регулирования  [2].
Регулирование рынка ценных бумаг имеет ряд аспектов:
1)   общий аспект – государством устанавливается правила истандарты, обязательные для всех участников рынка и в том числе длягосударственных органов;
2)   конкретный аспект – устанавливаются правила, обязательные дляопределенных участников рынка, например, для фондовых бирж или для торговцев.
Существует две основные модели развития рынка ценных бумаг:
·  регулирование рынка осуществляется преимущественно государственнымиорганами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, обучениюучастников передается так называемым саморегулирующимся организациям (Франция).
·  максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимсяорганизациям, но государство сохраняет за собой основные контрольные позиции ив необходимых случаях имеет широкие возможности вмешиваться в системурегулирования и саморегулирования (Великобритания)   [7].
Украина выбрала французскуюмодель развития национального фондового рынка. Так как, тем более, что особенноактивную роль должно играть государство на начальных этапах становления рынкаценных бумаг.
Считается, что основным принципом государственного регулированияфондового рынка Украины является, прежде всего, реализация общегосударственныхинтересов, обеспечения гарантий и определенной безопасности инвестиционнойдеятельности в нашей стране и в том числе защиты принятых в мире правинвесторов   [2].
В основе системы государственного регулирования рынка ценных бумаг в Украиненаходится Конституция Украины.
Важное место в становлении системы государственного регулирования рынкаценных бумаг в Украине занимает принятый в октябре 1996 г. Закон “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”.
Важно место в этом законе занимает определение профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумаг.
Профессиональнаядеятельность на рынке ценных бумаг – это предпринимательская деятельностьпо перераспределению финансовых ресурсов при помощи ценных бумаг иорганизационному, информационному, техническому, консультативному и другомуобслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг, которая является, как правило,исключительным или преимущественным видом деятельности  [2].
Правовое регулирование рынка ценных бумаг осуществляться:государственными органами (государственно-правовое регулирование) в лицеГосударственной Комиссией по ценным бумагам и фондовой бирже и отдельнымиинститутами (институционально-правовое регулирование) в лице саморегулирующихсяорганизаций.
 
1.3.2. виды правовогорегулирования
 
1.3.2.1.государственно-правовое регулирование
 
Государственно-правовое регулированиеосуществляется в лице Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовойбирже.
Функции иобязанности Комиссии определены Законом Украины «О государ­ственномрегулировании рынка ценных бумаг» и Положением о комиссии, утверж­деннымУказом Президента от  14 февраля 1997 года.
Комиссияпо ценным бумагам и фондовому рынку подчинена Президенту Украи­ны и подотчетнаВерховной Раде Украины. Этим обеспечивается ее независимое по­ложение. Комиссиясоздается в составе Председателя Комиссии и шести членов Ко­миссии. Все ониназначаются и увольняются Президентом Украины. Срок полномо­чий Председателя ичленов Комиссии — семь лет. Одно и тоже лицо не может быть членом Комиссиибольше двух сроков подряд.
Всоответствии данным положением Комиссия выполняет следующие основ­ные функции:
1.Устанавливает требования относительно выпуска и обращения ценных бумаг и ихпроизвод­ных, устанавливает порядок регистрации выпуска и информации о выпуске.
2.Устанавливает по согласованию с НБУ дополнительные требования относитель­новыпуска ценных бумаг коммерческими банками.
3.Комиссия и ее территориальные органы осуществляют регистрацию выпусков и ведетреестр выпусков ценных бумаг.
4.Регистрирует правила функционирования организационно оформленных рын­ков ценныхбумаг.
5.Устанавливает порядок и выдает разрешения на осуществление деятельности повыпуску и обращению ценных бумаг (лицензирование).
6.Устанавливает порядок отчетности участников рынка ценных бумаг и в том числеэмитентов.
7.Производит регистрацию бирж и внебиржевых торгово-информационных сис­тем (ТИС),контролирует их деятельность.
8.Производит регистрацию саморегулирующихся организаций, создаваемых лица­ми,которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
9.Устанавливает требования и стандарты относительно обязательного раскрытияинформации эмитентами.
10.Координирует работу по подготовке специалистов по вопросам фондового рынка, устанавливаетквалификационные требования и проводит сертификацию специалистов и т.д.
Государственнаякомиссия имеет основные права, которые закреплены законодательно  [].
Вцелях обеспечения прозрачности украинского рынка ценных бумаг Комиссией созданЦентр общественной информации (ЦОИ). Основная задача ЦОИ состоит вобнародовании информации, подаваемой эмитентами в Комиссию, — годовые и по­лугодовыеотчеты любых эмитентов, по перечню, устанавливаемому Комиссией.
Закон«О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» от­крываетбольшие возможности для дальнейшего совершенствования нормативной базы поразличным сторонам деятельности на рынке ценных бумаг и ведется активная ра­ботапо совершенствованию действующих и разработке новых законов. В этой частиследует отметить проекты новых редакций Закона «О ценных бумагах ифондовом рынке». Закон «Об институтах совместногоинвестирования» (принят в 2001 году), которые резко отличаются отдействующего ранее законодательства.
Комиссиейсоздан Консультационно-экспертный совет Государственной комиссии по ценнымбумагам, который активно работает над совершенствованием действующегозаконодательства, дает свои рекомендации по многим важным вопросам работырынка.
Территориальныеорганы Комиссии действуют на основании положения о тер­риториальных органахГосударственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (решение №9 от 14мая 1998 года). Также Комиссия приняла решение о пере­даче ряда полномочийтерриториальным управлениям и в первую очередь по вопро­сам регистрации выпускаакций.

1.3.2.2.институционально -правовое регулирование
 
Эту формарегулирования рынка ценных бумаг является вспомогательной по отноше­нию кгосударственно-правовому регулированию, осуществляется на основании норм,установленных государством, в лице саморегулируемых организаций.
Саморегулируемаяорганизация — этодоб­ровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг,которое не имеет целью получение прибыли, образовано с целью защиты интересовсвоих членов, интересов собственников ценных бумаг и других участников рынкаценных бумаг и зарегистрировано Государственной комиссией по ценным бумагам ифондо­вому рынку  [2].
 Однако, несмотря на добровольность этой организации, было установлено, что каждыйпрофессиональный участник рынка обязательно должен быть уча­стником одной изсаморегулируемых организаций.
Наначальном этапе саморегулируемые организации занимаются в основном проблемамиобразования, ор­ганизацией обмена опытом, предоставлением консультацийгосударственным и част­ным структурам и лоббированием в них интересов своихучастников. Все решения этих организаций носят рекомендательный характер,однако, их значение часто выхо­дит за внутренние рамки этих организаций.
Контрольза саморегулируемыми организациями осуществляют соответству­ющийгосударственный орган.
Наследующем этапе развития СРО решения их органов управления часто становятсяобязательными для всех членов организации. В этом могут быть заинтересованы всеучастники рынка ценных бумаг, т.к. такая система способствует внедрениюмирового опыта дея­тельности на рынке, цивилизованным отношениям между всемисубъектами рынка.
Воктябре 1997 г. организации ПАРД, ПФТС и УАИБ получили первые временныесвидетельства на осуществление деятельности в качестве СРО. Всего по состояниюна начало 2000 года на фондовом рынке Украины статус СРО имеют десять такихорганизаций: ПАРД, ПФТС, УАИБ, Николаевская ТИС, КМФБ, УФБ, УМВБ и дру­гие.Стоит задача на добровольной основе сократить их количество   [7].
Обязанностьвыполнения предписаний СРО строится на соглашении с членом орга­низации,подкрепленным требованиями законодательства. Санкции, применяемые СРО, часто неменее строгие и действенные, чем санкции государственных органов. Например,бойкот со стороны участников рынка в отношении фирмы, исключенной из СРО,ведет, как правило, к лишению лицензии и к ликвидации фирмы. В Украине ведетсяактивная работа по становлению соответствующих саморегулируемых орга­низаций(УАИБ ПФТС, ПАРД), однако их функции очень ограничены. Существует мнениеруководителей Комиссии, что СРО не очень удачная структура в процессерегулирования рынка ценных бумаг и для новых рынков она может выполнять толькоограниченные функции.

2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГВ УКРАИНЕ

Законом Украины “Оценных бумагах и фондовом рынке” закреплен перечень инструментария фондовогорынка Украины, т.е. какие могут выпускаться виды ценных бумаг:
1) Акции – этоценные бумаги без установленного срока обращения, которая свидетельствуют одолевом участии в уставном фонде акционерного общества, подтверждающие членствов акционерном обществе и право на участие в управлении этим акционернымобществом. Дает право владельцу на получение части прибыли в виде дивидендов, атакже на участие в распространении имущества при ликвидации акционерногообщества   [3].
Согласнозаконодательству акции могут быть простыми и привилегированными, именными и напредъявителя   [3].
2) Облигациипредприятий – это долговые ценные бумаги предприятий, удостоверяющаявнесение ее владельцами денежных средств и подтверждающая обязательствовозместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в нейсрок с выплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиямивыпуска). Облигации могут выпускаться на предъявителя или именными, вдокументарной форме с выпуском сертификата облигации и в форме электроннойзаписи.
3) Облигациивнутреннего государственного займа.
В Украине это ОВГЗ иОВГСЗ. Эмитентом ОВГЗ является Минфин Украины от имени правительства, агентомвыступает НБУ. В 1997г. каждую неделю производилось несколько выпусков ОВГЗ сосроками от 3 до 18 месяцев. Облигации почти всегда были дисконтными, безкупонных выплат. В первичных аукционах принимают участие только банки –резиденты, но впоследствии были допущены и торговцы ценными бумагами. Активнопринимали участие своими деньгами и нерезиденты (прежде всего через украинскиебанки). Номинал облигации 100 гривен   [7].
В 1998г. были выпущеныОВГСЗ. Облигации выпущены в бумажной форме на предъявителя, номинал – 50гривен, срок обращения облигации 2 года, доходность по купону – 34%.
Купонный доходвыплачивается трижды – через год (17грн.), через полтора года (8,5грн.) и припогашении (8,5грн.). Доходы физических лиц по ОВГСЗ были освобождены оналогообложения  [7].
4)    Облигациивнешних государственных займов.
Облигации внешнихгосударственных займов – это ценные бумаги, размещаемые на международных ииностранных фондовых биржах и подтверждающие обязательство Украины возместитьпредъявителям этих облигаций их номинальную стоимость с выплатой дохода всоответствии с условиями выпуска  [2].
В соответствии с УказомПрезидента Украины решение о выпуске государственных облигаций на внешнеефондовые рынки принимает в каждом случае правительство своими постановлениями,если средства от выпуска этих облигаций предусмотрены законом о государственномбюджете. Если в бюджете этого не предусмотрено, то решение о выпуске такихоблигаций должна принимать Верховная Рада по представлению правительства.
С 1997г. украинскиеоблигации обращаются на европейском рынке. Их доходность – одна из самыхвысоких.
5)    Облигацииместных займов.
На украинском рынкеценных бумаг, по состоянию на 1 марта 1998г., в обращении находилось облигацииместных займов на общую стоимость около 300 млн. грн. Всего было осуществлено15 местных выпусков. По законодательству Украины введено ограничение на объемвыпуска, который не может превышать 30% от доходной части бюджета   [7].
6)    Казначейскиеобязательства.
Казначейскиеобязательства – это вид ценных бумаг на предъявителя, которые размещаются срединаселения, и свидетельствуют о внесении их владельцами денежных средств вбюджет и дают право на получения дохода. Бывают краткосрочными (выпускаетМинфин) и средне- и долгосрочными выпускает Кабмин.
7)     Векселя.
Вексель – это ценнаябумага, которая определяет обязательство векселедержателя оплатить посленаступления определенного срока определенную сумму денег владельцу векселя [3].
Векселя могут выпускатьМинфин, НБУ и Государственное Казначейство.
8)     Приватизационныебумаги.
Приватизационные бумаги– это вид государственных ценных бумаг, которые дают право владельцам на безоплатное получение в процессе приватизации части имущества государственногопредприятия, государственного жилищного фонда, земельного фонда   [3].
9)     Сберегательныесертификаты.
Сберегательный(депозитный) сертификат – это письменное свидетельство банка о депонированииденежных средств, которые свидетельствует право вкладчика на получение послеокончание установленного срока депозита (вклада) и процентов по нему.Сертификаты могут быть номинированы как в национальной, так и в иностраннойвалюте. Сберегательные сертификаты выдаются срочные  (под определенныйоговоренный процент на определенный срок) или до востребования, именные и напредъявителя. Именные сертификаты обычно обращению не подлежат, а их продажадругим лицам является недействительной  [10]
10) Инвестиционныесертификаты
Инвестиционныесертификаты – это документы, свидетельствующие об участии в институтесовместного инвестирования (инвестиционном фонде), т.е. о вложении средств илиприватизационного имущественного сертификата для совместной инвестиционнойдеятельности. Прибыль вкладчика определяется доходами по ценным бумагам идругим активам, имеющимся в собственности фонда   [10].
Однако, несмотря на то,что законодательством оговорен перечень ценных бумаг в Украине, государственнойкомиссия по ценным бумагам и фондовой бирже дано право регистрировать новыевиды ценных бумаг.
Поэтому,  на украинскомфондовом рынке, сложилась парадоксальная ситуация, когда обращаютсянекоторые виды деривативов, которые находятся вне закона (например, опционы“УКРТЕЛЕКОМА” и т.д.). Поэтому, сейчас рассматривается вопрос о присвоениистатуса ценных бумаг, некоторым другим инструментам, деривативам (такоезакрепление уже есть в новой редакции Закона Украины “О ценных бумагах ифондовом рынке”)  [1].

3. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРАФОНДОВОГО РЫНКА.

3.1. Структура рынкаценных бумаг.
 
Рынок ценных бумаг можноразделить на первичный и вторичный рынок.
3.1.1. Первичныйрынок.
 
Первичный рынок – это рынок первых и вторых эмиссий(выпусков) ценных бумаг, на котором осуществляется их первичное размещениемежду инвесторами. В рамках этого рынка совершается первичное размещение ценныхбумаг (их покупка-продажа, подписка). При этом эмитент гарантирует инвесторамопределенные права на собственность и/или доход от нее, получая взамен средствадля инвестиций  [10].
Основной задачей первичного рынка является сведение кминимуму рисков инвесторов.
Процесс первичногораспространения акций компаний на рынке называется выпуском ценных бумаг илифлотацией.
Флотация в Украинескладывается из нескольких этапов:
·   Принятие эмитентом решения офлотации.
Эмитентом может бытьюридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и обязываетсяисполнять обязанности, которые вытекают из условий их выпуска.
·   Регистрация информации о выпускеценных бумаг и организация предоплаты за ценные бумаги (открытое размещение)или оформление размещения ценных бумаг среди конкретных лиц.
·  Подведения итогов предоплаты или размещения.
Процедура размещенияценных бумаг нового выпуска называется андеррайтенгом.
·   Реестрация флотации (не позднее чемза 30 дней  с момента подачи заявления).Выдача ценных бумаг владельцам и/илиреестрация владельцев в системе реестра владельцев именных ценных бумагэмитента  [3].
Сроки, правила, ипроцедура флотации закреплены Законом Украины “О ценных бумагах и фондовомрынке”.
3.1.2. Вторичныйрынок.
 
Вторичныйрынок ценных бумаг предназначен, прежде всего, для обмена ранее выпущенныхценных бумаг между инвесторами и торговцами. На этом рынке инвесторамобеспечивается возможность покупать и продавать ценные бумаги, уже находящемсяв обращении.
Таким образом, вторичный рынок ценных бумаг – это сфера обращения ценнымбумаг, куда они попадают после того, как их продаст эмитент или первыйвладелец, который их приобрел у эмитента. Этот рынок может быть:
·  организованным – с торговлей на фондовой бирже;
·  неорганизованным или внебиржевым  [7].
В мировой практике при стабильных экономических условиях соотношениемежду первичным и вторичным рынками колеблется примерно в пределах 5-10% спреобладанием вторичного рынка. В связи с этим значение этого рынка чрезвычайновысоко. Процессы образования новых акционерных обществ, процессы приватизации иперераспределения собственности, прошедшие и протекающие в Украине, создаютнесколько иное соотношение между объемами первичного и вторичного рынков.
Важнейшаячерта и цель вторично рынка – это его ликвидность, под которой в данном случаепонимается обеспечение возможности успешной торговли, способность поглощатьзначительные объемы ценных бумаг в необходимые и достаточно короткие отрезкивремени, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на проведениеопераций.
Дляизучения отдельных сегментов вторичного рынка в мировой практике частоиспользуют концепцию 4 рынков, которая является своего рода классификациейэтого рынка. Концепция 4 рынков состоит:
¨   Первый рынок – фондовая биржа;
¨   Второй рынок – внебиржевой рынок незарегистрированных на бирже акций;
¨   Третий рынок – внебиржевой рынок зарегистрированных на бирже акций;
¨   Четвертый рынок – компьютерный рынок как внебиржевой рынок операций покомпьютерным сетям без личного присутствия и часто без посредников.
Существуют  два основных типа рыночных структур на вторичном рынке – эторынок, движимый приказами и рынок, движимый котировками.
Нарынке, движимой приказами, и продавец, и покупатель акций для проведениясделки обращаются к соответствующему брокеру, который действует в соответствиис их требованиями. Брокер, действующий по поручению покупателя, ищетсоответствующего брокера, выступающего от имени продавца.
Нарынке, движимый котировками, действуют фирмы – посредники, частоназываемыми маклерами. Их функции заключаются в том, чтобы обеспечить покупкуили продажу определенных ценных бумаг при любых рыночных условиях, они должныподдерживать рынок ценных бумах.  Они обычно котируют цены продажи и покупки иза счет этой разницы получают свою прибыль (например, рынок ПФТС).
Как указывалось выше, вторичный рынок делится на: биржевой (фондоваябиржа) и внебиржевой.
Фондовая биржа – организационно оформленный в учреждение ипостоянно функционирующий рынок, на котором совершаются сделки купли-продажи ценныхбумаг. Биржа предлагает своим клиентам помещение, услуги, необходимуюинфраструктуру, определенные гарантии по сделкам, регулирует торговые операциина основании биржевых правил.
По украинскому законодательству биржа должна учреждаться как некоммерческое и бесприбыльное акционерное общество.
Государственный контроль над биржей и биржевой деятельности всоответствии с законодательством осуществляет Государственная Комиссия поценным бумагам и фондовом рынке.
Ценные бумаги, которые допускаются на фондовую биржу проходят процесскотировки.
Котировка – этоопределение курса ценных бумаг, которое осуществляется путем сбора данных поспросу и предложению, сопоставления лимитов цен на покупку и продажу  ценныхбумаг и определение оптимальной цены (курса дня), при которой исполняютсянаибольшее число заказов, и совершается набольший оборот ценных бумаг на бирже.Существует 2 вида основных котировок: фиксинг – это сопоставление вточно определенное время, не чаще одного раза в день, реального спроса ипредложения по ценным бумагам; и мультификсинг – это постоянноесопоставление спроса и предложения на покупку-продажу ценных бумаг.
Придостаточном количестве заявок на покупку и продажу акций на фондовых биржахторговля осуществляется в виде нескольких организационных этапов (Приложение А).
Вторымсущественным элементом вторичного рынка является внебиржевой рынок.
Под вторичным внебиржевым рынком ценных бумаг понимают ту часть рынка,которая не охватывается понятием биржевой рынок. В разных странах он имеетразные масштабы. На этом рынке могут обращаться ценные бумаги, которыекотируются и которые не котируются на фондовых биржах.
Иногдаэтот рынок также классифицируют как договорной рынок в отличие от рынкапубличных торгов на фондовых биржах. Внебиржевой оборот возникает часто какальтернатива бирже.
Этосложная система рыночных отношений, которая может включать:
1.организованную междилерскую торговлю;
2.отдельные (самостоятельные) компьютерные сети дилеров для частной торговлиценными бумагами;
3. систему торговли ценными бумагами, которые организуют торговцыинформацией (вандеры);
4.систему “дилер-инвестор-дилер”;
5.системы “эмитент-инвестор-эмитент”;
6.торговлю инвесторов между собой – “инвестор-инвестор”;
7.инфраструктуру рынка – системы регистрации, расчетов и перемещения ценных бумаг [7].
Непосредственные операции между эмитентами и инвесторами являютсяпризнаком недостаточной развитости внебиржевого посреднического рынка, и вообщехарактерно, прежде всего, для неразвитого фондового рынка, так как эмитенты приэтом выполняют несвойственные им функции торговца ценными бумагами. Наукраинском рынке такие операции очень распространенны и часто кончалисьэлементарным обманом инвестора  [].
В Украине одним из наиболее развитым внебиржевым организационным рынкомявляется Первая фондовая торговая система (ПФТС). Она образована рядомукраинских профессиональных торговцев ценных бумаг в середине 1996 года вКиеве. Большое количество торговцев из разных городов Украины уже подключены ксистеме.
Ежедневнов системе активно котируется около 20 ценных бумаг различных эмитентов, в томчисле энергетические компании, Балцем, Стирол, Укрнафта и другие. По даннымсистеме ведутся торги, будут введены депозитарно-клиринговые расчеты,разработаны правила листинга. Для создания системы расчетов по сделкам сминимальным риском и небольшими издержками ведется работа с первым нашимдепозитарием – Межрегиональным фондовым союзом.
В настоящий момент в листинг входят более 170 предприятий, акции банков,векселя, государственные облигации и компенсационные сертификаты. Акциипредприятий разбиты на три уровня и только семь из них, самые крупные инадежные, включены в списки первого уровня.
Важнойчертой торгов в системе является то, что все выставляемые котировки являютсятвердыми. В информации о результатах торгов обычно сообщается следующаяинформация: эмитент, котировки покупки, размер лота покупки, котировка продажи,размер лота продажи, последняя сделка (цена, количество), объем за период,количество за период  (Табл. 3.1.)  [11].Эмитент
Код
ПФТС
Котировка
покупки
Котировка
Продажи
Цена
Послед.
Сделки грн.
Лот
послед.
сделки
шт.
Спрэд
%
Объем торгов
тыс.грн.
Объем
Торгов
Шт.
Доля в
общем
обороте
% Стирол STIR 9,41 12,60 9,75 1000 33,9 7090,867 657517 34,35
Киев-
энерго KIEN 3,40 3,60 3,47 10000 5,88 1453,034 441999 7,04
Табл.3.1.Информация по результатам торгов в ПФТС.
Некоторые торговцы, зарегистрированные с ПФТС, используют еепреимущественно в качестве информационной системы, получая информацию и затем,оформляют сделки минуя ПФТС, в результате чего нарушается достоверностьинформации о реальных результатах торговли участников рынка.
В конце 1997 года Ассоциация получила статус саморегулирующейсяорганизации, что придает новое значение разработанным Ассоциацией требованиямдля торговцев.
Сейчас ПФТС является одной из наиболее развивающихся систем фондовойторговли  Украине.
Ассоциацией постоянно публикуется специальный индекс, которыйрассчитывается ежедневно в конце торговой сессии.

3.2. Биржевые индексы– зеркало фондового рынка.
 
Статистика рынка ценныхбумаг служит основой для расчета обобщающих показателей, характеризующих егосостояние и перспективы макроэкономической конъюнктуры. Индексы деловойактивности на фондовом рынке достаточно адекватно отражают ситуацию на рынке ипозволяют дать достаточно точный прогноз изменений этой ситуации.
Фондовые или биржевыеиндексы – этоспециальные индикаторы, которые дают информацию для характеристики ситуации нарынке ценных бумаг.
Известно, что фондовыйрынок Украины по состоянию на начало 2001г. по многим причинам и показателямфактически находится еще в не очень установившемся состоянии и это в полноймере относится к ситуации с фондовыми индексами. Можно надеется, что по мереразвития и расширения роли биржевых рынков и торговых систем появиласьвозможность рассчитывать по современным методикам такие необходимые фондовыеиндексы. Пока наиболее известными у нас фондовыми индексами является индексыWOOD-15 и индекс ПФТС, который отражает движение цен на акции наиболее известныхкомпаний, котирующихся в ПФТС.
Индекс WOOD-15 являетсябазисным и его значение публикуется еженедельно по состоянию на пятницу каждойнедели. Одновременно публикуется изменение индекса в грн. и USD (в процентах).
Основные Украинскиефондовые индексы по состоянию на 05.05.2002г. приведены в таблице (Табл.3.2.)  [1].Индекс
Значение
на 12.07.01
Изменение за неделю
 (%)
Изменение за неделю
(%) в грн. в долл. в грн. в долл. KPDCI-USD 502.04 - -0.94 - -21.49 KAC-20 (S) 4579.00 - 2.10 - -16.65 KAC-20 (W) 1168.00 - 1.65 - -17.63 SBPU-30 31.04 -4.45 -5.16 -38.67 -34.87 ProU-50 30.13 - -0.26 - -26.76 ПФТС 49.44 -0.54 - -9.00 -
Табл.3.2. Основные украинские фондовые индексы
Следует обратить внимание, какрегулярно рассчитывается и публикуется два фондовых индекса КАС-20. Применениедвух типов индексов с разным взвешиванием в наших условиях наиболееперспективно и позволяет более  адекватно оценить изменение конъюнктуры рынка.
Такой средний индекс КАС-20(s) определяется следующим образом:
/>

/> 
Базовое значение индекса на 1января 1997 года установлено на уровне 1000.
Средневзвешенный индекс КАС-20(W) определяется следующим образом:
Базовое значение индексана 1 января 1997 года установлено на уровне 1000   [7]./> />

3.3.Инфраструктура рынка ценных бумаг
Инфрастуктура фондового рынка обслуживает интересы участников рынка ипризнана обеспечивать следующие основные задачи:
¨   совершение сделок по ценным бумагам и их производным с минимальнымриском;
¨   осуществление поставки фондовых инструментов покупателю или егодоверенному лицу с перерегистрацией право собственности в оговоренный срок;
¨   оплата поставленных ценных бумаг;
¨   ответственное хранение и учет ценных бумаг.
Конкретным выполнением этих и других задач занимаются инфраструктурныеучастники.
Инфраструктурными участниками рынка ценных бумаг является:
I.      Депозитарий – выполнения функций хранения и регистрации поматериальным и нематериальным ценным бумагам, т.е. сохранение ценных бумаг ввиде бумажных документов и в компьютерных файлах. Осуществление перемещенияценных бумаг в процессе рыночного взаимодействия различных субъектов. Ведениереестров переоформление прав.
II.     Клиринго-расчетные учреждения – осуществление условий сделоккупли-продажи ценных бумаг, обращение денежных средств, проверка наличия насчетах участников торговли необходимых денежных средств и ценных бумаг,информация для ведения реестров, информация участникам сделки о подтверждениипроведенных операций.
III.   Институты совместного-финансирования – специализированные компании,которые управляют активами многих инвесторов.
IV.   Регистраторы и агенты по трансферту – ведение реестров, оформлениеперехода прав, наблюдение за переходом прав, выдача дохода владельцам.
V.    Информационно-аналитические структуры – информация и анализ рыночнойинформации, рейтинги ценных бумаг.
VI.   Гарантийные (страховые) фонды – обеспечение материальных гарантийусловий операций с ценными бумагами.
VII.  Хранители – хранение иобслуживание обращения ценных бумаг.
VIII.Фондовые биржи и торгово-информационные системы – организацияторговли ценными бумагами.
IX.   Коммерческие банки – выполнение различных видов профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумаг.
X.    Компании по управлению активами – профессиональная деятельность поуправлению активами институтов совместного инвестирования[7].

4.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКАУКРАИНЫ
Государственнаякомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку совместно с агентством США помеждународному развитию и Financial Markets International, Inc. (FMI) организовалиСтратегическую группу по вопросам развития фондового рынка Украины. В этугруппу входили представители органов государственного управления,профессиональных участников фондового рынка и международных донорскихорганизаций.
Результатомработы стратегической группы стал документ под названием“Программаразвития фондового рынка Украины на 2001-2005 годы”. В этом документерассмотрены итоги развития фондового рынка Украины и предложены перспективныемеры по развитию этого рынка в ближайшие годы:  [6]
1). Конкурентоспособность фондового рынка Украины
Вдокументе сказано, что фондовый рынок Украины по степени зрелости и рискампринадлежит к рынкам, которые находятся на начальных стадиях формирования ироста. Ему приходится конкурировать за объемы инвестиционных ресурсов с други­мифондовыми рынками, которые развиваются.В связи с этим повышение конкурен­тоспособности украинского фондового рынка ицивилизованная интеграция с между­народными рынками капитала должны статьприоритетами государственной полити­ки на фондовом рынке Украины.
Длярешения этих задач, прежде всего, должен быть обеспечен взвешенный госу­дарственныйпротекционизм для национальных институтов фондового рынка, долж­ны бытьобеспечены равные возможности для участников фондового рынка на усло­вияхдобросовестной конкуренции. Государство должно обеспечить более благопри­ятнуюгосударственную политику регулирования и налогообложения, чем в соседнихгосударствах.
2).Налоговое стимулирование фондового рынка
Важнойсоставной частью государственной политики, направленной на повышениеконкурентоспособности фондового рынка Украины, является налоговоестимулирование развития инфраструктуры фондового рынка, профессиональнойдеятельности субъектов рынка, операций с ценными бумагами и доходов по ним.
3). Политика относительно инвесторов
ВПрограмме указывается, что экономический рост государства невозможен безобразования благоприятных условий для совершения инвестиций как отечественными,так и иностранными инвесторами. Случаи нарушений прав инвесторов,непрозрачность и недостаточная ликвидность фондового рынка Украины являетсясущественной преградой для притока отечественного и иностранного капитала.
Всвязи с этим органами исполнительной власти должен быть установлен жесткийконтроль за соблюдением действующего законодательства эмитентами и профессио­нальнымиучастниками фондового рынка.
Необходимоускорить принятие новых редакций законов, регулирующих деятель­ность участниковфондового рынка, а в перспективе необходимо привести украинс­коезаконодательство в соответствие с законодательством стран ЕС.
Практикакорпоративного управления в Украине должна содействовать согласова­ниюинтересов акционеров и органов управления акционерного общества (выборных иназначенных) и отвечать общепризнанным международным стандартам.
Необходиморекомендовать акционерным обществам включение в уставные доку­менты нормы,которые позволят защищать интересы меньшинства акционеров (на­пример,кумулятивное голосование), необходимость согласования общим собраниемакционеров сделок на значительные суммы и сделок с должностными лицами.
Акционерныеобщества должны продавать и покупать свои акции только по ры­ночной цене сцелью предупреждения обогащения связанных лиц.
4). Политикаотносительно эмитентов
Эмитентамиценных бумаг в Украине выступают: Кабинет Министров Украины (государственныеценные бумаги). Национальный банк Украины, органы местного самоуправления,предприятия, коммерческие банки, инвестиционные фонды. Укра­инскимзаконодательством в целом решены проблемы эмиссионной деятельности эмитентов,отчетности перед инвесторами, организаторами торговли и государствен­ными регуляторами.Наиболее распространенным финансовым инструментом, кото­рый выпускается вУкраине, является акция.
Хотяв результате приватизации в Украине было образовано большое количествоакционерных обществ, уровень капитализации фондового рынка является низким,только ограниченный круг ценных бумаг обращается на вторичном рынке.
Дляболее активного привлечения инвестиций для акционерных обществ, прежде всегонеобходимо существенное улучшение корпоративного управления предприяти­ями-эмитентами.Желательно образование благоприятных условий для выхода эми­тентов на фондовыйрынок для привлечения капиталов при упрощении процедуры регистрации выпускаценных бумаг.
Необходимовнедрить практику присвоения рейтинговой оценки корпоративного управлениянезависимыми агентствами, и соответствии с мировой практикой необходиморасширить перечень долговых ценных бумаг в направлении развития различных видовоблигаций для разного класса инвесторов, усовершенствование правовой базы ихвыпуска и обращения (в том числе для ипотечных ценных бумаг).
 Важнейшей среднесрочнойзадачей украинского рынка является создание рынка производных ценных бумаг.
5). Построение инфраструктуры фондового рынка
Целостнаяинфраструктура фондового рынка должна обеспечивать его эффективное функционирование,служить национальным интересам, обеспечивать экономическую безопасность исуверенитет Украины.
Торговаяинфраструктура фондового рынка образована фондовыми биржами иторгово-информационными системами. Эти структуры, прежде всего, обслуживаютприватизационные и постприватизационные процессы распределения иперераспределения корпоративной собственности. В результате фондовый рынокУкраины не способствует эффективному привлечению и распределению капитала. Какследствие неорганизованный рынок значительно превышает организованный.Глобальная тенденция развития фондовых рынков требует концентрации торговликорпоративными ценными бумагами на организованном рынке на условиях конкуренциии разнообразия финансовых продуктов. Важнейшей задачей является концентрацияторговли ликвидными ценными бума­гами на организованном рынке с помощью, преждевсего, экономических рычагов. Должна быть образована эффективная системараскрытия информации об эмитентах, ценные бумаги которых включены в листинг,информация о заключенных на организованных рынках сделках и т.д.
 6). Информационная прозрачность фондового рынка
Совершеннаясистема раскрытия информации об участниках фондового рынка являетсяобязательным условием его эффективного функционирования, успешного выполненияна нем инвестиционной и профессиональной деятельности.
7). Подготовка специалистов по вопросам фондового рынка икорпоративного управления
Однимиз важнейших условий дальнейшего строительства фондового рынка является егокадровое обеспечение. Для этого необходимо образование эффективной об­щенациональнойсистемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов повопросам фондового рынка и корпоративного управления.
Подготовкаспециалистов должна выполняться на двух уровнях: базовом и профессионально-специализированном(как это делается во многих странах, например в России).
8). Система эффективного регулирования рынка
Дляулучшения системы государственного регулирования фондового рынка целесообразнопридание ДКЦПФР статуса главного координирующего органа государства на фондовомрынке. Структура и функции комиссии должны позволять ей регулировать иконтролировать на фондовом рынке все структуры банковского и небанковскогофинансового сектора.
Государственное регулирование по возможностидолжно быть оптимизировано, необходимо расширить возможности саморегулированияпутем сокращения количества СРО.
Необходимо повысить требования к лицензированиюпрофессиональных участников фондового рынка, усилить контроль над выполнениемими регулятивных требований.
9). Развитие законодательства о фондовом рынке Украины
Важнейшимиусловиями достижения привлекательности фондового рынка Укра­ины являетсясближение существующего и будущего законодательства Украины с законодательствомЕвропейского Союза (регламентами, директивами, решениями, рекомендациями ивыводами),  принятиемер для обеспечения того, чтобы законодательство Украины о компаниях, законы обанковской деятельности, бухгалтерский учет компаний и налоги, финансовыеуслуги, правила конкуренции, непрямое налогообложение постепенно было приведенов соответствии с законодательством ЕС. В Программе перечислены основныедокументы ЕС, в соответствии, с которыми необходима разработка новых законов инормативно-правовых актов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
За последние годы на фондовом рынке Украины произошли существенныеизменения, которые заключаются в том, что созданы основные элементыинфраструктуры фондового рынка, значительно расширено правовое полерегулирования фондового рынка, в результате проведения приватизации образованыдесятки тысяч акционерных обществ, создана индустрия совместногоинвестирования, появились выпуски облигаций местных займов и т.д.
Наряду с этим развитие фондового рынка Украины влияли некоторые факторы, которыетормозили эффективное развитие рынка:
v формирование инфраструктуры фондового рынка происходило с ориентацией наобслуживание приватизационных процессов, а не самого рынка;
v чрезмерная ориентация государства на стратегических инвесторов;
v отсутствие единой концепции развития национального фондового рынка и т.д.
Но,еще раз необходимо отметить, что рынок ценных бумаг в Украине развивался иформировался в первую очередь за счет приватизации государственных предприятий.А в связи с тем, что єтот процесс не бесконечен, можно смело говорить, что вближайшем будущем, он исчерпает себя.
Аего дальнейшие развитие будет зависеть от готовности основного поставщикакапитала (населения) инвестировать свои накопления в ценные бумаги.
Однако,на сегодняшний день, о готовности украинского населения инвестировать своисбережения в ценные бумаги, говорят такие данные:
1.    За данными социологического института опроса населения Украины службой “СОЦИС-Геллап” в марте 2002г.свое материальное положение население оценивало как:
·  44,5 % — плохое;
·  19,0% — очень плохое;
·  34,3% — среднее;
·  2,1% — очень хорошее.
2.За данными Института социологии НАН и службы Геллапа, отношение населенияУкраины к разным способам инвестирования, характеризуют следующие данные:
1)  в недвижимость;
2)  в золото идрагоценности;
3)  в иностраннуювалюту;
4)  в созданиесобственного бизнеса;
5)  в образование(собственных детей);
6)  в предметыискусства;
7)  в автомобиль;
8)  в созданиесобственной библиотеки;
9)  в ценныебумаги;
10)   на банковский счет;
11)   в страхование;
12)   в кредит другим лицам  [5].
Таким образом, на сегодняшний день, можно сказать, что после завершения процессаприватизации, существует очень мало предпосылок к дальнейшему развитию рынкаценных бумаг в Украине.
Дабыизбежать такого положения вещей, в Украине необходимо, во-первых, принятьзаконодательную базу второго поколения, так как 10 лет назад, когда принималсяЗакон Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже”, мало кто издепутатов вообще понимал, что такое рынок ценных бумаг. И во-вторых,необходимо на общегосударственном уровне принять меры по восстановлениюдоверия населения к ценным бумагам, которое было и так в зародышномсостоянии растоптано в процессе “криминальной” приватизации

ЛИТЕРАТУРА:
1.   Бумажный конструктор // Бизнес. – 2001. — №29.
2.   Закон Украины   “О государственном регулировании фондового рынка”.
3.   Закон Украины   “О ценных бумагах и фондовом рынке”.
4.   Закон Украины   “Об институтах совместного инвестирования”.
5.   Калина А.В. Корнев В.В. Рынок ценных бумаг (теория и практика): Учеб.пособие. 2-е изд. К.: МАУП, 1999. – 296с.
6.   Концепция развития фондового рынка Украины на 2001-2005гг.
7.   Кравченко Ю.Я. Рынок ценных бумаг: Курс лекций. – К.: ВИРА-Р, 2002. –368с.
8.   Кузнецова Н.С., Назарчук І.Р. Ринок цінних паперів в Україні. – К.:Юрінком-Інтер, 1998. – 528с.
9.   Мельник В.А. Ринок цінних паперів. Довідник керівника підприємства. Спец.випуск. – К.: А.Л.Д. ВІРА-Р, 1998. – 560с.
10.  Мендрул О.Г.,Павленко І.А. Фондовий ринок: операції з цінними паперами: Навч. посібник. 2-геизд. К: КНЕУ, 2000. – 156с.
11.  Спасательныйкруг // Бизнес. – 2001. — №35.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дифференциал уравнение n-го порядка
Реферат Сучасна освіта та наука в незалежній Україні
Реферат Принятие решений в условиях риска 3
Реферат Гражданско-правовые способы защиты права собственности и ограниченных вещных прав
Реферат Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум методические указания
Реферат How Do You Interpret Essay Research Paper
Реферат История тела: новые направления исторических исследований
Реферат Ермил Гирин (глава «Счастливые»). По поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Реферат Русь во времена Владимира Святославича
Реферат Анализ безопасности дорожного движения Ванинского района Хабаровск
Реферат Физическое воспитание в ВУЗе
Реферат Разработка устройства логического управления Структурный синтез
Реферат Целесообразность внедрения нового вида услуги на АТП
Реферат Визуальная коммуникация в рекламных кампаниях
Реферат У входа Анализ стихотворения НС Гумилева Заблудившийся трамвай