Реферат по предмету "Банковское дело"


Управление золотовалютными резервами центральных банков

Управлениезолотовалютными резервами центральных банков

Содержание
 
Введение
1. Методологические основы управлениязолотовалютными резервами
1.1. Необходимость, цели и критерииуправления ЗВР центральными банками
1.2. Институциональные структурыуправления ЗВР
1.3. Система управления рисками
2. Опыт управления золотовалютнымирезервами за рубежом
3. Особенности управлениязолотовалютными резервами в России
Заключение
Список использованной литературы

Введение
золотовалютныйрезерв управление банк риск
Нередко, особенно вусловиях кризиса, высказываются мнения об использовании золотовалютных резервовна финансирование потребностей национальных экономик, погашение внешнего долгаи т. д. Подобные взгляды отражают существующие стереотипы касательно того, чтотакое золотовалютные резервы, каковы их цели и как ими нужно управлять. Именнопоэтому актуальность данной темы заключается в целостном отображении целейуправления золотовалютными резервами центральными банками.
В соответствии смеждународной практикой под резервами понимаются активы в свободноконвертируемой валюте и драгоценных металлах в надежных и ликвидных финансовыхинструментах, что позволяет оперативно их использовать (реализовывать) в случаенеобходимости для достижения поставленных целей при управлении резервами.Обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности — приоритетные цели, направленные на поддержание резервов в достаточном объемедля решения таких задач, как:
• защита и обеспечениеустойчивости национальной валюты путем проведения интервенций для поддержанияее курса;
• осуществление платежейв иностранной валюте, которые могут относиться к компетенции центрального банка(в том числе платежей по обслуживанию внешнего государственного долга);
• поддержание уверенностив способности государства исполнять свои обязательства[1].
Золотовалютные резервыРоссии — высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в ведении Банка Россиии Минфина России, включают монетарное золото, специальные права заимствования(СДР), резервную позицию в МВФ и иностранную валюту. Стоимость золотовалютныхзапасов РФ приводится в пересчете на доллары США на отчетную дату. Публикацияданных производится каждый четверг по состоянию на предыдущую пятницу.
Специальные правазаимствования (СДР) — стандартная расчетная единица, используемая МВФ и рядомдругих международных финансовых организаций. СДР не имеют собственной стоимостии реального обеспечения, они используются для безналичных международныхрасчетов, урегулирования международных торговых балансов и погашения долговсамому МВФ путем записей на специальных счетах. Стоимость СДР в 1969 годуопределялась золотым паритетом доллара США (35 долларов за унцию), в 1976 г. — на основе корзины валют 16 стран. С 1981 г. стоимость СДР исчисляется ежедневнов национальных валютах ряда стран на основе согласованной Международным валютнымфондом корзины валют[2]. МВФ дополняет резервыстран, являющихся его членами, предоставляя им СДР в случае долгосрочнойпотребности в них. Распределение резервов в СДР обычно производитсяпропорционально квотам стран — участниц на момент выпуска.
Резервная позиция в МВФопределяется как средства, выраженные в СДР, которые Россия вправе изъять изсвоего членского взноса в МВФ в безусловном порядке, а также задолженность МВФперед РФ по предоставленным займам.
Иностранная валюта — валютные активы Банка России и Минфина России в форме наличных денег, обратныхРЕПО с нерезидентами, банковских депозитов в банках-нерезидентах с рейтингом нениже А по классификации Standard&Poor's и Fitch или А2 по классификацииMoody's, а также в форме государственных и других ценных бумаг, выпущенныхнерезидентами, имеющими аналогичный рейтинг.
Золотовалютные запасыстраны являются финансовым резервом, за счет которого в случае необходимостимогут быть произведены государственные долговые выплаты или осуществленыбюджетные расходы. Кроме того, наличие резервов позволяет ЦБ контролироватьдинамику курса национальной валюты путем интервенций на валютном рынке.
Размер золотовалютныхрезервов страны должен существенно перекрывать объем денежной массы вобращении, обеспечивать как суверенные, так и частные платежи по внешнему долгуи гарантировать трехмесячный импорт. При достижении такого уровнязолотовалютных запасов Центробанк получает возможность эффективноконтролировать движение курса национальной валюты и процентных ставок вэкономике.
Целью курсовой работыявляется комплексное изучение основ управления золотовалютными резервамицентральными банками.

1. Методологические основы управления золотовалютными резервами 1.1 Необходимость, цели и критерииуправления ЗВР центральными банками
Задачи управлениязолотовалютными резервами, включая их структуру по видам валют, срочности,доходности инструментов размещения средств, минимальные и максимальные объемырезервов необходимо определять с учетом целей и ограничении монетарнойполитики.
Максимизациядоходности резервов выступает подчиненной задачей по отношению к обеспечению ихсохранности и ликвидности, поэтому получение прибыли не является основной цельюдеятельности центрального банка. Обеспечение максимальной сохранности и ликвидностирезервов снижает их доходность, в связи с чем увеличение доходности резервоввозможно лишь за счет снижения степени их сохранности и/или ликвидности.
Одновременноеобеспечение максимальной сохранности, ликвидности и максимальной доходностирезервов не представляется возможным. В этом заключается конфликт целейцентрального банка по управлению резервами. Условием достижения поставленныхцелей по управлению ими является компромисс между рисками и доходностью приопределении целей управления резервами. Решение о данном компромиссе относитсяк категории стратегических, а сам компромисс состоит в принятии решениякасательно:
•степени сохранности резервов, удовлетворяющей требованиям центрального банка;
•степени ликвидности резервов, удовлетворяющей требованиям центрального банка;
• уровняожидаемой доходности резервов центрального банка[3].
Установлениетребуемой степени сохранности и ликвидности резервов означает определениесклонности центрального банка к риску, что представляет собой сумму денежныхсредств либо часть активов в относительном выражении, которую центральный банкможет позволить потерять без угрозы выполнения поставленных задач приуправлении резервами. Требуемая степень ликвидности резервов предполагаетопределение инвестиционного горизонта центрального банка, т.е. планируемогосрока инвестиций, по окончании которого центральному банку, скорее всего,потребуются резервы для выполнения поставленных задач. В случае превышениясрока погашения финансовых инструментов инвестиционного горизонта существуетвероятность невозможности реализации данных инструментов (для использованияполученных средств при выполнении задач) либо вероятность потерь, связанных среализацией этих инструментов до наступления срока их погашения. Поэтомуфинансовые инструменты нужно выбирать таким образом, чтобы срок их погашения непревышал инвестиционного горизонта центрального банка. Инвестирование резервовв финансовые инструменты, срок погашения которых превышает инвестиционныйгоризонт, разрешается при условии недопущения потерь в течение инвестиционногогоризонта или при условии ограничения потерь на заранее установленном уровне(исходя из ретроспективного анализа соответствующих финансовых инструментов).
Такимобразом, инвестиционный горизонт непосредственно влияет на выбор финансовыхинструментов, в которые будут инвестироваться резервы. Чем корочеинвестиционный горизонт центрального банка, тем меньше срок погашения долженбыть у финансовых инструментов. Для инвестирования резервов в финансовыеинструменты с большим сроком погашения инвестиционный горизонт центральногобанка также должен быть больше.
Определениеуровня ожидаемой доходности резервов центрального банка (возможного уровнядоходности резервов в будущем) осуществляется исходя из оценки динамикидоходности соответствующих финансовых инструментов в прошлом, которыесоответствуют установленной центральным банком степени сохранности иликвидности резервов. При этом предполагается, что тенденции изменениядоходности, имевшиеся в прошлом, сохранятся и в будущем.
Определениезначения фактической доходности резервов, которая сложится в будущем, непредставляется возможным. Исключение составляют случаи инвестирования резервовв депозит (кредит) с фиксированной ставкой или в долговые обязательства(векселя, облигации) при условии, что они будут держаться центральным банком допогашения. Поэтому фактическая доходность резервов, как правило, отличается отожидаемой их доходности, которая служит инструментом оценки фактическойдоходности в будущем.
Управлениерезервами центральным банком — часть общей экономической политики государства ипоэтому должно осуществляться в координации с другими аспектами. Ононепосредственно зависит от конкретных условий, в первую очередь от: • режимаобменного курса (валютная политика);
• размера,природы и изменчивости внешнеторгового и платежного балансов, в том числеобязательств по внешнему долгу. При этом основными факторами, определяющими минимальнонеобходимую величину резервов и степень их ликвидности, являются режимобменного курса национальной валюты и степень либерализации валютногорегулирования и контроля за движением капитала. В зависимости от режимаобменного курса подходы к определению объема резервов существенно различаются,в частности:
• режимсвободно плавающего курса — интервенции на валютном рынке, как правило, непроводятся, поэтому существует бo´льшая степень свободы действий приформировании структуры резервов по срокам и ликвидности. В таком случаенеобходимый объем резервов устанавливается исходя из других аспектовэкономической политики государства (размер, природа и изменчивостьвнешнеторгового и платежного балансов);
• режимфиксированного обменного курса — интервенции на валютном рынке, как правило,проводятся, поэтому резервы должны быть в достаточном объеме и в виде,обеспечивающем возможность их оперативного использования для проведенияинтервенций. Динамика и конъюнктура валютного рынка будут оказыватьнепосредственное влияние на частоту и размер интервенций. Необходимый объемрезервов и их ликвидность определяются исходя из частоты и размера интервенций;
•промежуточные режимы обменного курса (регулируемый плавающий курс,фиксированная привязка, скользящая привязка и др.) — интервенции на валютномрынке, как правило, проводятся. Необходимый объем резервов и их ликвидностьустанавливаются исходя из частоты и размера интервенций. Повышение степенилиберализации валютного регулирования и контроля за движением капитала увеличиваютриски оттока иностранной валюты из страны, поэтому, при прочих равных условиях,это способствует и росту минимально необходимого объема резервов[4].
Универсальногометода для определения минимально необходимого объема резервов не существует. Вмеждународной практике используются следующие показатели, характеризующиедостаточность резервов.
1. Коэффициентпокрытия импорта (в месяцах) рассчитывается как соотношение объема резервов иобъема импорта государства за один месяц. Минимально необходимым значениемсчитается величина в три месяца.
2. Коэффициентпокрытия интервенций: средних, максимальных (в днях) рассчитывается как соотношениеобъема резервов и объема дневных интервенций: средних, максимальных. Минимальнонеобходимое значение, как правило, не устанавливается.
3. КритерийГринспена, или коэффициент покрытия краткосрочной задолженности страны (впроцентах), рассчитывается как соотношение объема резервов и объемагосударственного долга, включая гарантии, выданные государством, со сроком додвенадцати месяцев. Минимально необходимым значением считается величина 100%.
4. КритерийГвидотти, или коэффициент покрытия платежей по внешнему долгу (в процентах), рассчитываетсякак соотношение объема резервов и платежей по внешнему государственному долгуза год (без осуществления новых внешних заимствований). Минимально необходимымзначением считается величина 100%.
5. КритерийРедди, или коэффициент покрытия импорта и платежей по внешнему долгу (впроцентах), рассчитывается как соотношение объема резервов и суммы объемовимпорта (количество месяцев импорта может варьироваться) и платежей по внешнемугосударственному долгу за год. Минимально необходимым значением считаетсявеличина 100%.
6. Коэффициентпокрытия денежной базы рассчитывается как соотношение объема резервов и объемаденежной базы в широком определении. Минимально необходимым значением считаетсявеличина 100%[5].
Информацияо величине резервов должна быть открытой для общественности и публиковаться позаранее объявленному графику. При этом сроки публикации подобной информацииопределяются таким образом, чтобы она не влияла на операции центрального банкана финансовых рынках или чтобы изменения в стратегии или приоритетах в областиуправления резервами не разглашались до их введения.
Информацияоб общих принципах выбора центральным банком контрагентов для проведенияопераций по управлению резервами также должна быть открытой. Центральный банкпроводит операции по управлению резервами на финансовых рынках с контрагентамив рамках лимитов, установленных исходя из их надежности/рейтингов, и/или наусловиях “поставка против платежа”.
Информацияоб общих подходах по управлению резервами также может быть открытой. Она можетвключать данные о видах риска, которые несет центральный банк при управлениирезервами, видах используемых финансовых инструментов, общее описание ролиорганов управления центрального банка, внутреннего и внешнего аудита вуправлении резервами.
Проверкадеятельности центрального банка по управлению резервами является частью аудитаего финансовой отчетности, который осуществляется независимым внешнимаудитором, как правило, ежегодно. Такая проверка обеспечивает получениенезависимого заключения о достоверности и объективности данных, раскрываемых вфинансовой отчетности, в том числе по управлению резервами. Для этого должныиспользоваться данные, отвечающие требованиям признанных в международнойпрактике стандартов бухгалтерского учета (Международных стандартов финансовойотчетности (МСФО).
Обеспечениедоступности и достоверности информации о резервах способствует принятиюосведомленных решений в государственных и частных секторах как на внутреннем,так и на международном финансовых рынках. 1.2 Институциональные структурыуправления ЗВР
Институциональныеструктуры и механизмы управления резервами опираются на законодательные основы,четко определяющие обязанности и полномочия центрального банка по управлениюими.
Еслицентральный банк управляет также средствами министерства финансов либо другихминистерств и ведомств, тогда инвестиционные цели и ограничения по управлениюподобными средствами (вид используемых финансовых инструментов, уровень ихнадежности, сроки размещения и др.) должны четко прописываться и фиксироватьсяв соответствующем соглашении между центральным банком и министерством финансовлибо другим министерством или ведомством[6].
Институциональныерамки должны способствовать обеспечению надлежащего управления и подотчетности,а также эффективного управления резервами. Четкое определение полномочийцентрального банка по управлению резервами в законодательных актах и другихдокументах в сочетании с раскрытием данной информации способствует усилениюпрозрачности и подотчетности и подтверждает тот факт, что центральный банк какорган по управлению резервами обладает необходимыми полномочиями по управлениюими.
Организационнаяструктура центрального банка должна обеспечивать четкое распределение иразграничение обязанностей по управлению резервами. Данная структура должна охватыватьвсе уровни центрального банка по управлению резервами от высшего звена дооперационных звеньев, четко разграничивая обязанности и полномочия. Необходимо,чтобы иерархия принятия решений ограничивала риски, обеспечивая надлежащееуправление резервами и эффективный контроль за данной деятельностью. Правильносформулированное, хорошо документированное делегирование и ограничениеполномочий обеспечивают однозначное понимание лицами, принимающими участие вуправлении резервами, своей ответственности и пределы возложенных полномочий, атакже взвешенное и прозрачное управление рисками и проведение лишь утвержденныхопераций.
Решениястратегического характера по управлению резервами принимает совет директоров(либо аналогичный по уровню орган управления), который определяет основныепараметры операций по управлению резервами, склонность центрального банка криску, наиболее предпочтительную компромиссную (сбалансированную) комбинациюразличных видов риска (приемлемого для центрального банка уровня потерь) и уровняожидаемой доходности.
Решениятактического характера по управлению резервами принимает инвестиционный комитет(либо аналогичный по уровню орган управления).
Реализацияпринятых решений осуществляется на операционном уровне — специалистамиструктурных подразделений, к компетенции которых относится непосредственноепроведение операций по управлению резервами.
Контрольза соответствием данных операций установленным инвестиционным целям иограничениям, а также контроль за их обоснованностью осуществляют руководителиподразделений, к компетенции которых относится непосредственное проведениеопераций по управлению резервами.
Советдиректоров принимает решения по:
• определениюстратегических целей и ограничений при управлении резервами;
• определениюподходов и методов по управлению рисками при управлении резервами;
• утверждениювалютной структуры резервов и допустимых от нее отклонений;
• определениювидов финансовых инструментов, в которые разрешается инвестировать резервы;
• выборунаиболее предпочтительных для инвестирования сегментов финансового рынка путемутверждения эталонных показателей и допустимых от них отклонений (отражаютсостав и структуру финансовых инструментов, в которые центральному банкуцелесообразно инвестировать резервы);
• определениюподходов в выборе контрагентов для проведения операций по управлению резервами;
• утверждениюлимитов на конкретных контрагентов центрального банка;
• определениюметодов, разрешаемых к использованию при управлении резервами;
• определениюпорядка проведения операций по управлению резервами;
• оценкеподверженности центрального банка рискам при управлении резервами (как правило,не реже одного раза в год);
• осуществлениюобзора деятельности по управлению резервами и оценке ее эффективности (какправило, не реже одного раза в год) и другим вопросам[7].
Инвестиционныйкомитет принимает решения по:
• выборуметодов, которые целесообразно использовать при управлении резервами (изперечня методов, определенных советом директоров);
• конкретизациипределов отклонений от установленных эталонных показателей (в рамках допустимыхотклонений, установленных советом директоров);
• утверждениюинвестиционных решений (относится к проведению операций, по которым отсутствуетдокументально рег-
• оценкеподверженности центрального банка рискам при управлении резервами (как правило,не реже одного раза в месяц);
• осуществлениюобзора деятельности при управлении резервами и оценке ее эффективности (какправило, не реже одного раза в месяц) и другим вопросам.
Наоперационном уровне принятие решений по проведению операций по управлениюрезервами распределяется между следующими подразделениями:
• фронт-офис(подготовка инвестиционных решений, непосредственное проведение операций);
• мидл-офис(внесение предложений по эталонным показателям, контроль за соблюдениемустановленных ограничений по рискам при управлении резервами, оценкаэффективности управления резервами и подготовка соответствующей информации);
• бэк-офис(контроль за проведением операций на соответствие установленному порядку,расчеты по операциям, направленные на своевременное выполнение обязательствцентрального банка);
• подразделениебухгалтерского учета (отражение операций в данных бухгалтерского учета).Специалисты центрального банка, участвующие в деятельности по управлениюрезервами, должны обладать знаниями и навыками в области численных методов,макро- и микроэкономики, анализа финансовой отчетности, корпоративных финансов,управления портфелем активов финансовых рынков и методов их анализа, в томчисле анализа инвестиций в долговые обязательства, производных финансовыхинструментов и другими. Кроме того, специалисты центрального банка,осуществляющие операции по управлению резервами, должны полностью пониматьриски, связанные с их управлением, а также подходы к управлению рисками.Высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам по всем аспектам управлениярезервами определяют потребность центрального банка в хорошо подготовленныхкадрах.
Необходимымусловием привлекательности места работы для высокопрофессиональных специалистовв области управления резервами и ограничения негативных последствий на случайнеожиданного ухода из центрального банка работника, игравшего ключевую роль,является предоставление таким специалистам финансовых стимулов на уровнерыночных, в том числе хорошо продуманная программа повышения уровняквалификации персонала.1.3 Система управлениярисками
Управлениерезервами связано с рядом рисков. Система управления рисками в центральномбанке должна строиться на основе управления контролируемыми рисками, то естьрисками, которые поддаются влиянию в результате определенных действийцентрального банка. К ним традиционно относятся валютный, кредитный, ценовой(процентный), операционный, правовой риски и риск ликвидности.
Главнойцелью управления рисками является реализация превентивных мероприятий и мер,смягчающих размеры последствий (потерь) центрального банка. Основные этапыуправления рисками центрального банка — их идентификация, оценка, оптимизация имониторинг.
Системауправления рисками центрального банка опирается на общепринятые принципы,включающие определение следующих параметров:
• валютнаяструктура резервов, пределы отклонений от нее;
• переченьнаиболее предпочтительных для инвестирования сегментов финансового рынка путемутверждения эталонных показателей и допустимых от них отклонений;
• максимальнодопустимый срок погашения финансовых инструментов, значение их модифицированнойдюрации;
• инвестиционныйгоризонт;
• максимальнодопустимая доля финансовых инструментов в резервах, несвободная от кредитногориска (депозитов в иностранных коммерческих банках, негосударственных ценныхбумаг иностранных эмитентов и др.);
• предельнодопустимое значение показателя VaR,т.е. максимально допустимые потери при управлении резервами, которые могутвозникнуть в рамках определенного периода времени с заданной вероятностью[8].
Установлениеперечисленных параметров направлено на минимизацию рисков, связанных суправлением резервами, и отражает фактическую склонность центрального банка криску при управлении резервами, поэтому решения по данным параметрампринимаются советом директоров.
Валютнаяструктура резервов устанавливается с целью ограничения валютного риска,определяется на основе ретроспективного анализа волатильности курсов валют (сцелью минимизации потенциальных потерь из-за изменения курсов валют) с учетомвозможной потребности в использовании резервов в той или иной валюте в будущем(главным образом для проведения интервенций). Применение прогнозных значенийкурсов валют при определении валютной структуры ограничено по причинесубъективности данных прогнозов.
Долядрагоценных металлов в резервах и структура металлов устанавливаются с цельюограничения ценового риска. Эти параметры определяются на основе ретроспективногоанализа волатильнос-ти котировок металлов (с целью минимизации потенциальныхпотерь из-за изменения стоимости металлов) с учетом возможной потребности виспользовании резервов в том или ином металле в будущем.
Переченьфинансовых инструментов, в которые центральный банк может инвестироватьрезервы, включая минимально допустимый кредитный рейтинг для эмитентов такихинструментов, устанавливается с целью ограничения кредитного, ценового(процентного) риска и риска ликвидности. Данный перечень формируется путемэкспертной оценки существующих финансовых инструментов на предмет ихсоответствия целям и ограничениям по управлению резервами.
Эталонныепоказатели устанавливаются с целью минимизации кредитного, ценового(процентного) рисков, риска ликвидности и конкретизации уровня ожидаемойдоходности. Возможные эталонные показатели определяются на основеретроспективного анализа показателей доходности и риска отдельных сегментовфинансового рынка, которые в наибольшей степени соответствуют целям иограничениям по управлению резервами.
Максимальнодопустимый срок погашения финансовых инструментов, значение их модифицированнойдюрации устанавливаются с целью минимизации ценового (процентного) риска ириска ликвидности. Эти параметры определяются экспертным путем, исходя из целейи ограничений по управлению резервами, на основе анализа возможных потерь пофинансовым инструментам в зависимости от срока их погашения (величинымодифицированной дюрации).
Инвестиционныйгоризонт устанавливается с целью минимизации риска ликвидности, определятсяэкспертным путем исходя из анализа существующих (возможных) обязательствцентрального банка.
Максимальнодопустимая доля финансовых инструментов в резервах, несвободная от кредитногориска (депозитов в иностранных коммерческих банках, негосударственных ценныхбумаг иностранных эмитентов и др.), устанавливается для минимизации кредитногориска. Данный параметр определяется экспертным путем с учетом целей иограничений по управлению резервами, на основе анализа вероятности дефолта финансовыхинструментов.
Максимальнодопустимые потери при управлении резервами, которые могут возникнуть в рамкахопределенного периода времени с заданной вероятностью (VaR), определяются с целью минимизации валютного,кредитного, ценового (процентного) рисков. Этот параметр устанавливается наоснове ретроспективного анализа стоимости финансовых инструментов, вероятностидефолта по ним.
Минимизацияоперационных рисков при управлении резервами обеспечивается за счет четкогораспределения и разграничения обязанностей (по непосредственному проведениюопераций, расчетов и осуществлению контроля за операциями, отражению операций вбухгалтерском учете, организации управления рисками и оценки эффективностиопераций) между различными подразделениями центрального банка. Дополнительнаяминимизация операционных рисков при управлении резервами обеспечивается за счетосуществления регулярных проверок адекватности внутреннего контроля припроведении операций по управлению резервами подразделением внутреннего аудита.В ходе данных проверок особое внимание должно уделяться:
• эффективностивыполнения задач по управлению резервами;
• полнотевыявления рисков при управлении резервами;
• наличиюнеобходимых условий для минимизации рисков;
• эффективностисистем внутреннего контроля[9].
 Дляобеспечения управления резервами надежным и эффективным образом центральныйбанк должен осуществлять операции на рынках, обладающих достаточной глубиной иликвидностью. Проведение операций на глубоких и ликвидных рынках обеспечиваетих осуществление без затруднений и каких-либо нежелательных последствий дляцен, влияющих на стоимость продажи центральным банком финансовых инструментовили на объем средств, требуемый для их приобретения.
Крометого, взвешенное управление рисками центрального банка достигается за счетразделения резервов на несколько частей, или портфелей (траншей). Критериямипри таком разделении резервов выступают уровень их ликвидности и сохранности(уровень риска), а также уровень ожидаемой доходности. При этом критерием длявыделения части резервов в отдельный портфель могут выступать и специальныетребования по выполнению задач, связанные с другими аспектами политикицентрального банка. Разделение резервов на портфели способствует достижениюкомпромисса между целями центрального банка по управлению резервами(обеспечение их сохранности, ликвидности и доходности). Оно происходит такимобразом, чтобы первый портфель обладал максимальным уровнем сохранности иликвидности (минимальным уровнем риска), следствием чего является и минимальныйуровень ожидаемой доходности, а каждый последующий портфель (второй, третий ит. д.) за счет снижения уровня сохранности и/или ликвидности (повышения уровняриска) увеличивал уровень ожидаемой доходности по сравнению с предшествующимпортфелем.
Количествопортфелей определяется величиной резервов и их достаточностью. Чем больше объемрезервов, тем на большее количество портфелей они могут быть разделены.Традиционно разделение резервов на три портфеля: операционный, инвестиционный идрагоценных металлов. Это разделение осуществляется в целях управлениярезервами (аналитические цели; в данных бухгалтерского учета подобноеразделение может отсутствовать). Каждый из портфелей имеет свои параметры рискаи доходности.
Цельоперационного портфеля — обеспечение максимального уровня сохранности иликвидности резервов. Соответственно, данный портфель, как правило, обладает иминимальной ожидаемой доходностью (по сравнению с инвестиционным портфелем).Максимальный уровень сохранности и ликвидности обеспечивается за счетинвестирования резервов в высоконадежные и высоколиквидные финансовыеинструменты:
• остаткисредств в иностранной валюте на корреспондентских счетах в банках с рейтингомне ниже “АА”;
• депозиты(кредиты) в иностранной валюте (блокировки на корреспондентских счетах) вбанках с рейтингом не ниже “АА” и остаточным сроком погашения не более одногогода;
• ценныебумаги (векселя, облигации) иностранных эмитентов с рейтингом не ниже “АА” иостаточным сроком погашения не более одного года;
• сделкиобратные РЕПО с ценными бумагами иностранных эмитентов с рейтингом не ниже “АА”[10].
Операционныйпортфель используется для проведения интервенций центрального банка поподдержанию курса национальной валюты, а также для выполнения государством своихобязательств по внешнему долгу (если необходимо) и других непредвиденныхплатежей.
Цельинвестиционного портфеля — обеспечение более высокого уровня ожидаемойдоходности резервов за счет снижения уровня их сохранности и ликвидности (посравнению с операционным портфелем). Наиболее высокий уровень ожидаемойдоходности резервов обеспечивается за счет их инвестирования в финансовыеинструменты с более высоким уровнем рисков (в первую очередь более высокогориска ликвидности и ценового (процентного) риска) главным образом в ценныебумаги (векселя, облигации) иностранных эмитентов с рейтингом не ниже “АА” иостаточным сроком погашения более одного года.
Цельпортфеля драгоценных металлов — обеспечение дополнительной диверсификациирезервов за счет инвестирования их части в такой вид активов, как драгоценныеметаллы. Этот портфель может состоять из:
•драгоценных металлов в хранилище центрального банка в виде банковских слитков;
• драгоценныхметаллов на счетах и депозитах банков с рейтингом не ниже “АА”.
Уровеньсохранности и ликвидности операционного портфеля, как правило, превышаетаналогичные параметры инвестиционного. При этом уровень ожидаемой и фактическойдоходности операционного портфеля часто ниже аналогичного параметраинвестиционного.
Уровеньсохранности, ликвидности портфеля драгоценных металлов, как правило, нижеаналогичных параметров операционного портфеля и соответствует данным параметраминвестиционного (при размещении драгоценных металлов в банках с рейтингом нениже “АА”).
Дляконкретизации параметров риска портфелей (их уровня сохранности и ликвидности)и их уровня ожидаемой доходности центральные банки используют эталонныйпоказатель — показатель, определяющий сегмент рынка финансовых инструментов,который центральные банки считают самым оптимальным по заданным критериямдоходности, и риска при формировании конкретного портфеля резервов.Преимущественно из этого сегмента рынка центральные банки выбирают финансовыеинструменты для их включения в конкретный портфель. Эталонный показатель устанавливаетсядля каждого из портфелей. Но для операционного и инвестиционного — как правило,отдельно по каждой из основных резервных валют.
Эталонныйпоказатель конкретизирует перечень финансовых инструментов, используемых приформировании портфелей, в которые разрешено инвестировать резервы: из всегоперечня инструментов данный показатель определяет непосредственнопредназначенные для инвестирования резервов. Таким образом, эталонныйпоказатель определяет состав и структуру каждого из портфелей резервов, видениецентрального банка о стратегическом распределении резервов между различнымифинансовыми инструментами. Поэтому этот показатель не должен отражать временныефакторы или краткосрочные рыночные ожидания. Выбор эталонных показателейзакрепляет решение центрального банка о компромиссе целей при управлениирезервами и позволяет установить склонность центрального банка к риску вколичественном выражении.
Эталонныйпоказатель также применяется для оценки эффективности управления каждого изпортфелей путем сравнения параметров риска и доходности портфелей саналогичными параметрами эталонного показателя по соответствующему портфелю.
Взависимости от целей по управлению резервами в качестве эталонных показателеймогут выступать рыночная процентная ставка, индекс ценных бумаг или ихкомбинация (внешний эталонный показатель), либо показатель, самостоятельнорассчитываемый центральным банком (внутренний эталонный показатель)[11].
Устанавливаемыецентральным банком эталонные показатели должны быть реально воспроизводимыми,то есть позволять формировать фактические портфели, параметры доходности ириска которых близки к значению аналогичных параметров данных эталонныхпоказателей. В случае невозможности выбора (расчета) воспроизводимогоэталонного показателя существующий эталонный показатель используется только дляоценки эффективности управления портфелем.
Минимальныйразмер операционного портфеля определяется исходя из оценки достаточностирезервов для проведения интервенций центрального банка по поддержанию курсанациональной валюты, выполнения существующих обязательств центрального банка ивозможных платежей. Максимальный размер данного портфеля, как правило, неустанавливается. Если его фактический размер превышает минимальный, тогдасредства из него могут переводиться в другие портфели в пределах суммыуказанного превышения, в первую очередь — в инвестиционный портфель. В случаеесли фактический размер операционного портфеля меньше минимального, он долженпополняться за счет перевода средств из других портфелей (при наличии в нихфинансовых инструментов в ликвидной форме) в сумме, необходимой для доведенияфактического размера операционного портфеля до минимального. В первую очередьсредства переводятся из инвестиционного портфеля (как наиболее ликвидногопортфеля после операционного).
Максимальныйразмер инвестиционного портфеля определяется исходя из склонности центральногобанка к риску. Его минимальный размер, как правило, не устанавливается. Максимальныйразмер портфеля драгоценных металлов определяется исходя из склонностицентрального банка к риску. Портфели резервов формируются и пересматриваются всоответствии с установленными эталонными показателями и процедурой, предусмотреннойнормативными документами центрального банка.
2. Опыт управлениязолотовалютными резервами за рубежом
Стабилизационные фонды(фонды будущих поколений) существуют в странах, где значительная часть доходовбюджета формируется за счет поступлений от экспорта природных ресурсов (нефти,меди, фосфатов). Эти фонды предназначены для сглаживания колебаний доходов ирасходов в годы неблагоприятной конъюнктуры.
Увеличение золотовалютныхрезервов позитивно влияет на инвестиционную привлекательность России: снижаетриск дефолта по внешним заимствованиям в случае неблагоприятных изменениймировой конъюнктуры, а также уменьшает вероятность резких колебаний курсанациональной валюты. Достаточно вспомнить, что накопленный объем золотовалютныхрезервов был одной из причин повышения Moody’s прогноза кредитного рейтингаРоссии[12].
В то же время ростзолотовалютного запаса страны выше оптимального уровня можно рассматриватьскорее как недостаток национальной экономики, нежели как позитивное явление.Необходимый размер золотовалютных резервов страны принято рассчитывать исходяиз объема выплат по внешним долгам и объема импорта товаров и услуг.Специалисты считают, что для России достаточен объем золотовалютных резервов,покрывающий годовой объем выплат по внешним долгам (выплаты по суверенному,корпоративному долгу) плюс объем 3-месячного импорта товаров и услуг.
Согласно другим, болееконсервативным оценкам, достаточный объем золотовалютных резервов соответствуетобъему денежной базы, 8-месячному объему импорта товаров и услуг, объемугодовых выплат по суверенным долгам плюс общему объему долгов нефинансовыхкорпораций.
Рассмотрим опыт другихстран в управлении золотовалютными резервами.
Китай.
За год золотовалютныерезервы Китая выросли на 33%, достигнув к концу сентября 2008 г. новойрекордной величины — более 1,9 трлн долл. В настоящее время у Китая самыебольшие в мире резервы. Большой объем золотовалютных резервов позволяет Китаю иРоссии удержать валюту от внешних манипуляций и воздействий иного характера.Без использования подобного механизма курс валюты становится неуправляемым,зависимым от мировой политической и экономической конъюнктуры, что можетнегативно сказаться на состоянии экономики любого государства.
Основным назначениемзолотовалютных резервов является сокращение вола-тильности национальнойденежной единицы, связанной с активностью спекулянтов и неравномерностьювнешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Другими словами,золотовалютные резервы — это инструмент воздействия Центрально банка надинамику движения стоимости своей валюты, связанную с влиянием внешнихэкономических факторов[13].
Страны, стремящиесяувеличить золотовалютный резерв, главной целью ставят создание своеобразногомощного «щита». Кроме того, золотовалютные резервы могут быть весьма эффективноиспользованы во внешней политике стран, располагающих ими.
Норвегия
Норвежскийгосударственный нефтяной фонд выполняет две функции: стабилизационную исберегательную. Правительство создало данный Фонд в 1990 г., столкнувшись сдвумя проблемами: старением населения и снижением объемов добычи нефти.
Деньги в фонд поступаютпри условии профицита бюджета. Как и в России, он определяется уровнем цен нанефть. Строгой формулы, по которой производятся отчисления, не существует — каждый раз их объем утверждается Парламентом. Он же принимает решение обиспользовании средств. Управляет текущими активами Фонда Центральный банк, анаправления инвестирования определяет Министерство финансов. Благодаря тому чтоПравительство Норвегии в 1990 г. проводило жесткую фискальную политику, а встране наблюдался экономический подъем, максимальное годовое отчисление средствиз бюджета составило 6% ВВП.
Чили
Медный стабилизационныйфонд был создан в 1985 г. для стабилизации курса валюты и доходов бюджета.Механизм его формирования следующий: Правительство Чили ежегодно определяетдолгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в Фонд средств поопределенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены поэкспортным контрактам над базовой долгосрочной стоимостью. Особенностьзаключается в том, что эти правила применяются к государственной меднойкомпании и, по сути, являются для нее дополнительным налогом.
Средства Фондаприравниваются к золотовалютным резервам и управляются Центральным банком.Правительство может их использовать в случае, если цена меди ниже базовойстоимости. Средства Фонда направляются на выплату внешнего долга исубсидирования цен на бензин.
Венесуэлла
Фонд макроэкономическойстабилизации был создан в 1998 г., когда мировые цены на нефть упали до 8-9долл. за баррель, с целью стабилизации доходов бюджета Центральногоправительства, правительств регионов и государственной нефтяной компании.Формируется Фонд следующим образом: исходя из средней цены на нефть запоследние 5 лет, рассчитываются базовые доходы бюджетов правительств икомпании, и все поступления свыше базовой величины направляются в Фонд. Егосредства управляются Центральный банком и инвестируются в иностранныефинансовые активы. Решение о расходовании средств Фонда принимает Парламент.
Фонды будущих поколений(Аляски, Кувейта, частично к этому типу относится Фонд Норвегии) формируются потому же принципу, что и стабилизационные фонды, но рассчитаны на использованиепосле того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны[14].
3. Особенностиуправления золотовалютными резервами в России
Золотовалютные резервыявляются стратегическими международными резервными активами РФ, составная частькоторых находится под управлением Банка России. Управление золотовалютнымирезервами Банка России осуществляется на основании п. 7 Ст. 4 Федеральногозакона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в соответствиис «Основными принципами управления валютными резервами Банка России»,утвержденными Советом директоров Банка России. Цель управления резервнымиактивами – обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности идоходности. Для этого Банк России применяет комплексную систему управлениярисками, строящуюся на использовании только высоконадежных инструментовфинансового рынка, предъявлении высоких требований к своим иностраннымконтрагентам и ограничении рисков на каждого из них в зависимости от оценок егокредитоспособности. Банк России проводит эти операции на основании соглашений,заключенных с иностранными контрагентами[15].
Для достиженияоптимального сочетания уровня риска и доходности активов Банка России врезервных валютах в их составе выделяются два портфеля, сгруппированные повидам инструментов. Операционный портфель включает в себя краткосрочные активыв виде остатков на корреспондентских счетах, срочных депозитов, сделок РЕПО,краткосрочных бескупонных (дисконтных) ценных бумаг. Управление этим портфелемобеспечивает поддержание необходимого уровня низкорискованных краткосрочныхвалютных активов. Средства инвестиционного портфеля размещаются в долгосрочные,соответственно, более рисковые и, как правило, более доходные инструментымеждународного рынка капиталов. Таким образом, управление инвестиционнымпортфелем направлено на получение дополнительной доходности при соблюденииустановленных ограничений по сохранности и ликвидности резервов. Увеличениедоходности на фоне обеспечения необходимого уровня сохранности и ликвидностидостигается путем принятия инвестиционных решений на основе текущей конъюнктурымирового валютного и финансового рынков, а также прогнозов их будущей динамики.
За 2008 г. валютныеактивы в резервных валютах Банка России сократились в долларовом эквиваленте на40,4 млрд. долл. США – до 420,9 млрд. долл. США. Основным фактором уменьшениявалютных активов в рассматриваемый период была продажа Банком Россиииностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Дополнительными факторами,повлиявшими на динамику валютных активов, стали получение дохода от операций сактивами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах, изменениекурсов к доллару США остальных резервных валют (последний фактор оказал на ихдинамику понижательное воздействие), операции с еврооблигациями РоссийскойФедерации, а также открытие Банком России ЛОРО-счетов в иностранной валютероссийским коммерческим банкам.
Распределениеактивов Банка России в резервных валютах по видам валют. Валютные активы Банка России втечение 2008 г. были номинированы в долларах США, евро, фунтах стерлинговСоединенного Королевства и японских иенах (рис. 1).

/>
Рис. 1. Факторы изменениявеличины резервных активов Банка России в резервных валютах в 2008 году[16]
У Банка России имелисьтакже обязательства, выраженные в резервных валютах: остатки на счетахклиентов, включая счета Федерального казначейства в Банке России, остатки навалютных ЛОРО-счетах коммерческих банков и денежные средства, полученные пооперациям РЕПО с иностранными контрагентами.
Разница между величинойактивов Банка России в резервных валютах и обязательств Банка России врезервных валютах представляет собой чистые валютные активы, валютная структуракоторых является источником валютного риска. Принимаемый Банком России уровеньвалютного риска ограничивается нормативной валютной структурой, котораяопределяет целевые значения долей резервных валют в чистых валютных активах ипределы допустимых отклонений от нее. Так как общая величина валютных активовизмеряется в долларах США, под валютным риском в процессе управления валютнымиактивами понимается снижение стоимости валютных активов вследствие отклоненияфактической валютной структуры от нормативной при неблагоприятных колебаниях курсоврезервных валют к доллару США[17].
В 2008 г. намеждународном валютном рынке Банком России проводились конверсионные сделки сдолларом США, евро, фунтом стерлингов и японской иеной. В связи созначительными объемами продажи долларов США на внутреннем валютном рынке иизменением величины и структуры обязательств Банка России в иностранных валютах(счета Федерального казначейства, валютные счета ЛОРО российских банков)основной объем сделок приходился на продажи других резервных валют противдоллара США для приведения их долей в величине чистых валютных активов всоответствие с нормативным показателем.
Структура валютныхактивов по видам инструментов. По состоянию на 31 декабря 2008 г. валютныеактивы Банка России были инвестированы в следующие классы инструментов:депозиты и остатки на корреспондентских счетах – 10,7%, сделки РЕПО – 1,1%,ценные бумаги иностранных эмитентов – 88,2% (рис. 2).
/>
Рис. 2. Распределениерезервных валютных активов Банка России по видам инструментов по состоянию наконец периода[18]
Ценныебумаги иностранных эмитентов представляют собой купонные государственныеоблигации, эмитированные, в частности, США, Германией, СоединеннымКоролевством, Францией, Японией, а также бескупонные и купонные ценные бумагигосударственных агентств.
Географическоераспределение валютных активов по состоянию на конец 2008 г. представлено нарис. 3.
/>
Рис. 3. Географическоераспределение резервных валютных активов Банка России по состоянию на конецпериода[19]
На США приходилось 37,2%активов, Германию – 19,5%, Францию – 13,1%, Соединенное Королевство –10,2%, наостальные страны – 20%.
Распределение построенопо признаку местонахождения головных контор банковских групп – контрагентовБанка России по операциям денежного рынка и эмитентов ценных бумаг, входящих всостав портфелей валютных активов Банка России.
Распределение валютныхактивов по степени кредитного риска. Кредитный риск ограничивался лимитами,установленными на контрагентов Банка России, а также требованиями,предъявляемыми к кредитному качеству эмитентов ценных бумаг, входящих в составрезервных валютных активов Банка России. Минимально допустимый рейтингдолгосрочной кредитоспособности контрагентов и должников Банка России пооперациям с резервными валютными активами Банка России установлен на уровне «А»по классификации рейтинговых агентств Fitch Ratings и Standard & Poor’s(либо «А2» по классификации рейтингового агентства Moody’s). Минимальныйрейтинг выпусков долговых ценных бумаг (или эмитентов долговых ценных бумаг)установлен на уровне «АА–» по классификации рейтинговых агентств Fitch Ratingsи Standard & Poor’s (либо «Аа3» по классификации рейтингового агентстваMoody’s). Сделки, связанные с управлением валютными активами, заключались свключенными в соответствующий перечень иностранными контрагентами в пределахустановленных на них лимитов по кредитному риску.
Состав портфелей валютныхактивов Банка России в зависимости от их кредитного рейтинга приведен на рис. 4.
/>
Рис. 4. Распределениерезервных валютных активов Банка России по кредитному рейтингу по состоянию наконец периода[20]
По состоянию на 31декабря 2008 г. активы с рейтингом «АAА» составляли 86,2% всех валютныхактивов, с рейтингом «АА» – 7,6%, с рейтингом «А» – 1,2%, с рейтингом «ВВВ» –4,6%. Распределение построено на основе информации о рейтингах долгосрочнойкредитоспособности, присвоенных головным конторам банковских групп – контрагентовБанка России по операциям денежного рынка и эмитентам ценных бумаг, входящих всостав валютных активов Банка России, рейтинговыми агентствами Fitch Ratings,Standard & Poor’s и Moody’s. Если рейтинги контрагента или эмитента поклассификации указанных агентств различались, во внимание принимался наиболеенизкий рейтинг. Распределение по уровню кредитного риска представлено поосновным рейтинговым категориям «AAA», «АА», «А», «ВВВ» без детализациирейтинговой шкалы внутри каждой категории[21].
Доходность валютныхактивов. Для оценки показателей процентного риска и доходности портфелейфактических активов используются нормативные портфели. Они формировались всоответствии с процедурой, установленной внутренними документами Банка России.
C 1 апреля 2008 г.ребалансировка нормативных портфелей осуществлялась еженедельно. Нормативныйпортфель представлял собой набор инструментов, сформированный путем присвоенияопределенного веса (доли) в портфеле каждому инструменту, соответствующемуустановленным внутренними документами Банка России требованиям.
В качестве показателяпроцентного риска, то есть риска финансовых потерь вследствие изменений процентныхставок по каждой из резервных валют, использовалась дюрация. Для ограниченияпроцентного риска устанавливались пределы отклонений эффективной дюрациифактических портфелей валютных активов Банка России от аналогичных показателейнормативных портфелей.
Доходность и эффективнаядюрация фактических портфелей и соответствующих им нормативных портфелейоценивались на ежедневной основе. Показатели доходности учитывали какреализованные доходы, так и изменения в стоимости входящих в портфели активов.Доходность оценивалась отдельно по каждому одновалютному портфелю. Показателидоходности портфелей валютных активов Банка России за рассматриваемый периодданы в табл. 1.
Таблица 1
Доходность резервныхвалютных активов Банка России (% годовых)[22]Активы Доллары США Евро
Фунты
стерлингов Японские иены
Фактическая доходность
одновалютных портфелей валютных активов
в 2008 г. 5,1% 6,5% 9,1% 0,6% Фактическая доходность одновалютных портфелей резервных валютных активов в 2008 г. 5,5% 6,5% 9,1% 0,6%
Нормативная доходность
одновалютных портфелей валютных активов
в 2008 г. 5,5% 6,5% 9,4% 0,7%
При этом, так какнормативное соотношение между операционным и инвестиционным портфелями неустанавливалось и доходность рассчитывалась отдельно для инвестиционного иоперационного портфелей по каждой из валют, то в целях расчета нормативнойдоходности за весь год в качестве нормативного соотношения портфелей использовалосьих фактическое соотношение.
В рассматриваемый периодБанк России по-прежнему принимал меры, направленные на минимизацию негативноговлияния кризиса на стоимость валютных активов: была существенно увеличена доляактивов с рейтингом «ААА», установлены более жесткие требования к контрагентами срокам по депозитным операциям, дополнительно ограничен объем операций синостранными контрагентами и операций, обеспеченных залогом. В этот период БанкРоссии уделял повышенное внимание мерам по обеспечению сохранности активов. Нафоне снижения доверия инвесторов к негосударственным ценным бумагам сокращеныих объемы в составе валютных активов в пользу более краткосрочных инструментови государственных облигаций, установлены дополнительные ограничения на объемывложений в негосударственные ценные бумаги.
Эффект «бегства в качество»,который усиливался по мере развития финансового кризиса, сказался в первуюочередь на динамике ставок по государственным облигациям. Существенное снижениеставок в США, странах ЭВС и Соединенном Королевстве по всей кривой доходностиопределило достаточно высокие значения фактической доходности по всемодновалютным портфелям в течение всего рассматриваемого периода[23].

Заключение
 
Итак, золотовалютныерезервы — это находящаяся в распоряжении центрального банка иностранная валюта,номинированные в иностранной валюте активы и запасы золота.
Основным назначениемзолотовалютных резервов является сокращение вола-тильности национальной денежнойединицы, связанной с активностью спекулянтов и неравномерностьювнешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Управление резервами — это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активовгосударственного сектора в распоряжении соответствующих органов и осуществлениеконтроля за ними для решения определенного круга задач, стоящих перед странойили союзом. Такому органу, как правило, поручается управление резервами исвязанными с ними рисками. Обычно хранение официальных валютных резервовнаправлено на выполнение ряда задач, к которым, в том числе, относятся:
• поддержка и сохранениедоверия к мерам политики в области управления денежно-кредитными агрегатами иобменным курсом, в том числе к возможности проведения интервенций в целяхподдержки национальной валюты или валюты союза;
• ограничение внешнейуязвимости путем хранения ликвидных средств в иностранной валюте длянейтрализации шоков во время кризисов или при ограниченном доступе кзаимствованию;
• внушение участникамрынков определенной степени уверенности в способности страны выполнить своивнешние обязательства;
• демонстрация опорынациональной валюты на внешние активы;
• оказание помощиПравительству в удовлетворении его потребностей в иностранной валюте ивыполнении обязательств по внешнему долгу;
• поддержка в случаенациональной катастрофы или в чрезвычайных обстоятельствах.
Уровень золотовалютныхрезервов отражает внешнеэкономический товарооборот и потоки капитала впредыдущие периоды. В соответствии с международной практикой оптимальнымуровнем золотовалютных резервов признается тот объем накоплений Центральногобанка, который позволяет обеспечивать импорт товаров и услуг в течение 3месяцев.
По состоянию на 1 июля2008 г. общий объем золотовалютных резервов приближался к 500 млрд долл.,однако уже на 1 декабря прошлого года он оценивался примерно в 400 млрд долл.Причиной существенного уменьшения объемов золотовалютных резервов России сталначавшийся в сентябре 2008 г. финансовый кризис.
Сокращение золотовалютныхрезервов связано, во-первых, с бегством из России иностранного капитала,размещавшегося на краткосрочной основе; во-вторых, с валютными интервенциямиБанка России; в-третьих, с переоценкой курсов валют, в которые размещенырезервы.
Только за последние 2месяца 2008 г. золотовалютные резервы сократились почти на 100 млрд долл., восновном за счет продажи Банком России валюты с целью поддержания курса рубля.Золотовалютные резервы уменьшаются из-за их переоценки в результате укреплениядоллара к евро и фунту стерлингов. Такое их сокращение может привести кпечальным последствиям — России понизят суверенный рейтинг, а денег наподдержание курса национальной валюты не останется.
Политика российскихвластей по отношению к золотовалютным резервам отражает стремление предотвратитьпанику среди населения и, как следствие, массовое изъятие средств с банковскихсчетов. Кроме того, Правительство обеспокоено необходимостью обслуживатьвнешний долг. Так, при сильном ослаблении рубля возникнут еще большие трудностиу банков и компаний, которым надо платить по валютным обязательствам.
В современных условияхподдерживать экономику при помощи золотовалютных резервов невозможно. Мировойфинансовый кризис поставил Россию перед фактом: необходимо не просто бороться струдностями, но и полностью менять экономическую модель. В сложившейся ситуацииРоссии необходимо искать собственные ресурсы и обеспечить стабильную работупредприятий, а также развивать новые технологии и вкладывать деньги винфраструктурные проекты.
Список использованнойлитературы
1. Федеральный Законот 10.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»(ред. от 29.07.2004).
2. Положение ЦБ РФот 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организацияхи банковских группах»
3. Положение ЦБ РФот 29.03.2004№ 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций»
4. Андрианов В.Золотовалютные резервы России // Общество и экономика. — 2009. — № 9.
5. Банки ибанковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. – СПб: Питер, 2008.
6. Банковскаясистема России. Настольная книга банкира. Книга I. – М.: ДеКА, 2007.
7. Банковское дело /Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2008.
8. Березина М.П.Рефинансирование, как инструмент денежно-кредитного регулирования // БДМ. Банкии деловой мир. – 2009. – № 44.
9. Братко А.Г.Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2008.
10. Буевич С.Ю.,Королев О.Г. Анализ финансовых результатов банковской деятельности.- М.: 2005.
11. Бурдина Е.В.,Ковалёв В.Л., Криштопенко О.С. Статистический анализ состояния и тенденцийразвития банковской системы // Вопросы статистики. – 2008. — №6.
12. Гейвандов Я.А.Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация,функции, полномочия. — М.: Моск. независимый ин-т права, 2007.
13. Готовчиков И.Ф.Статистический анализ экономического состояния российской банковской системы наконец 2008 года // Финансы и кредит. – 2008. — №24.
14. Додинов В.Н.,Крылова М.А., Шестаков А.В. Финансовое и банковское право. Словарь-справочник /Под ред. д.ю.н. О.Н. Горбуновой. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 277 с.
15. Ершов М.Банковская система и развитие российской экономики // Мировая экономика имеждународные отношения. – 2007. — №3.
16. Жарковская Е.П.,Арендс И.О. Банковское дело: Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2009.
17. Жуков Е.Ф.Банковский менеджмент: учебник. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
18. КазимагомедовА.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования. – М.: Финансыи статистика, 2007.
19. Колесников В.И.,Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2008.
20. Львин Б. Онекоторых вопросах банковской и денежной системы // Вопросы экономики. – 2008.- №11.
21. Макеев С.Р.Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Экономистъ, 2007.
22. Организациядеятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д.Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006.
23. Ольшаный А.И. Золотовалютныерезервы Российской Федерации: объем, структура и управление //Бизнес и банки. — 2008. — № 16.
24.  Полищук А.И. Кредитная система: опыт,новые явления, прогнозы и перспективы,- М.: Финансы и статистика, 2008.
25. Сагитдинов М.Ш.,Марданов Р.Х., Кощегулова И.Р. О необходимости статистического подхода кразработки концепции развития банковской системы России // Деньги и кредит. –2008. — №7.
26. Состояниебанковского сектора Российской Федерации в 2008 году // Вестник Банка России. –2009. — № 19.
27. Улюкаев А.В.Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты// Деньги и кредит.– 2008. — № 5.
28. Фёдоров Б.Г.Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитыхкапиталистических государствах // Деньги кредит. – 2007. — №4.
29. Финансы. Денежноеобращение. Кредит. Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробзиной. – М., 2007.
30. Шенаев В.Н.,Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. – М.:Консалтбанкир, 2009.
31. Официальный сайтМинистерства Финансов РФ: www.minfln.ru.
32. Официальный сайтБанка России: www.cbr.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.