Реферат по предмету "Банковское дело"


Российский рынок корпоративных ценных бумаг

Работана тему:
Российскийрынок корпоративных ценных бумаг.
2005
Содержание
/> 
Введение. 3
Глава1. Корпоративные ценные бумаги. 4
§ 1.1.Ценные бумаги: понятие, свойства. 4
§1.2. Корпоративные ценные бумаги. 7
§1.3. Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России. 9
Глава2. Рынок корпоративных ценных бумаг. 11
§2.1. Рынок акций. 11
§2.2. Рынок корпоративных облигаций. 14
§2.3. Принципы и направления формирования правовой системы регулирования рынка. 17
Глава3. Государственное регулирование фондового рынка. 23
§3.1. Фондовая политика. 23
§3.2. Механизм регулирования. 24
§3.3. Контрольная функция государства. 25
Заключение. 28
Списоклитературы… 29
/>/>/>Введение
Люди, недостаточноосведомленные с финансовыми делами, могут не представлять себе понятия«фондовый рынок». Есть смысл напомнить его другие определения — «рынок капиталов», «рынок ценных инвестиционных бумаг», — тогдавсе становится на свои места: фондовый рынок — это рынок, на котором продаютсяи покупаются ценные бумаги с целью вложения капитала, то есть основногокомпонента рыночной экономики.[1]
В нелегкие временарадикальных экономических преобразований довольно сложно из всего огромногокомплекса реформаторских мероприятий по становлению рыночной экономики выделитьприоритетные, первоочередные. При этом не берется во внимание, какой именнофондовый рынок служит одним из факторов стабилизации и развития общественногопроизводства. В подтверждение этого существуют финансовые кризисы, которыепериодически повторяются и детонаторами которых являются ценные бумаги,рыночная стоимость которых не отвечает реальности. Образно говоря, системаоборота денег и ценных бумаг — это своеобразная система кровеносного оборотавсего экономического организма страны. Итак, сложно это или нет, но формированиефондового рынка нужно осуществлять одновременно со стабилизационнымимероприятиями в сфере производства.
Цель данной работы –кратко ознакомиться с понятием «фондовый рынок», его участниками и регулирующейи контролирующей функцией государства.
/>Глава 1. Корпоративные ценные бумаги />§1.1. Ценные бумаги: понятие, свойства
Ценной бумагой признаетсядокумент, удостоверяющий имущественное право, которое может быть осуществленотолько при предъявлении подлинника этого документа.[2]Право, удостоверенное ценной бумагой, может быть переуступлено другому лицулишь путем передачи ценной бумаги.
К ценным бумагам относятсяоблигации, векселя, чеки и иные документы указанного характера, обычноудостоверяющие право на получение той или иной денежной суммы.[3]В развитом товарном обороте они могут служить как средством кредита, так исредством платежа, эффективно заменяя наличные деньги.
В зависимости от экономическойконъюктуры стоимость некоторых ценных бумаг может колебаться по сравнению сноминалом, по которому они выпущены и приобретены, а оборотоспособность умногих из них может быть практически такая же, как у денег. Следовательно,ценные бумаги могут выполнять и антиинфляционные функции, будучи средствоммобилизации свободных денежных ресурсов и замещая собой на соответствующий срокопределенное количества наличных денег, не обеспеченных товарами и услугами.Все это привело к их большему распространению в имущественном обороте.
Ценные бумаги — это правана ресурсы, обособившиеся от своей основы и даже имеющие собственнуюматериальную форму. Однако, нет основания считать ценными бумагами контракт напокупку-продажу дома, поставку партии сырья, договор аренды оборудования ит.п., если условия этих сделок носят индивидуальный и разовый характер, еслипередача прав, возникающих из них, может быть обеспечена только составлениемнового договора, а не продажей уже заключенного контракта.
Иначе говоря, в качествеценных бумаг признаются только такие права на ресурсы, которые отвечают следующимфундаментальным требованиям:[4]
·    обращаемость;
·    доступность длягражданского оборота;
·    стандартность исерийность;
·    документальность;
·    регулируемость ипризнание государством;
·    рыночность;
·    ликвидность;
·    риск.
Обращаемость — способностьценной бумаги покупаться и продаваться на рынке, а также во многих случаях,выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента, облегчающегообращение других товаров.
Доступность длягражданского оборота — способность ценной бумаги не только покупаться ипродаваться, но и быть объектом других гражданских отношений, включая все видысделок.
Стандартность — ценнаябумага должна иметь стандартное содержание. Именно стандартность делает ценнуюбумагу товаром, способным обращаться.
Индивидуальный нестандартныйконтракт становится ограниченным рамками той сделки, в которой он совершен. Онне может обращаться. Для передачи прав по этому контракту необходимо заключениенового договора на индивидуальных условиях. И, напротив, только стандартныйконтракт становится способен к самостоятельному обращению, к тому, чтобы переходитьиз рук в руки, в качестве особого товара, превращаясь в ценную бумагу.
Серийность, с ней связанастандартность, т.е. возможность выпуска ценных бумаг однородными сериями,классами. В этой связи очень часто в качестве ценной бумаги признаютсясменно-стандартные, серийные документы, которые могут выпускаться и обращатьсяоднородными группами.
Соответственно, может бытьне признан ценной бумагой документ, за которым стоит разовое, с индивидуальнымиусловиями имущественное отношение — документ, имеющий уникальные реквизиты ивыражающий сугубо индивидуальную, неповторяющуюся сделку.
Документальность, — ценная бумага — это всегда документ, независимо от того, существует ли она вформе бумажного сертификата или в безналичной форме записи по счетам. Согласноустановившейся правовой практике, ценная бумага, как документ, должна содержатьвсе предусмотренные законодательством обязательные реквизиты. Отсутствие хотябы одного из них влечет недействительность ценной бумаги, или переводит данныйдокумент  из ряда ценных бумаг в разряд иных обязательственных документов.
Регулируемость ипризнание государством. Фондовые инструменты, претендующие на статус ценныхбумаг, должны быть признаны государством в качестве таковых, что должнообеспечить их хорошую регулируемость и, соответственно, доверие публики к ним.Соответственно, плохо регулируемые фондовые инструменты, не признанные государствомв качестве ценных бумаг, не могут претендовать на статус последних. Выполнениеданного требования важно для поддержания общественного доверия к индустрииценных бумаг, что является важнейшим компонентом благоприятного экономическогоклимата в стране.
Рыночность. Обращаемостьуказывает на то, что ценная бумага существует только как особый товар, который,следовательно, должен иметь свой рынок с присущей ему организацией, правиламиработы на нем и т.д.
Должны в основной массепринадлежать рынку, быть товарами и те ресурсы, правами на которые являютсяценные бумаги.
Ликвидность — способностьценной бумаги быть быстро проданной и превращенной в денежные средства (вналичной и безналичной форме) без существенных потерь для держателя, принебольших колебаниях рыночной стоимости и издержках на реализацию. Если рынокотказывается признать ее ликвидность, реальность выраженных ею прав, то ценнаябумага превращается в нечего не стоящий бумажный клочок.
Риск — возможностьпотерять, связанные с инвестициями в ценные бумаги и неизбежно им присущие.Финансовая, денежная сфера, как вторая, производная от реального производства,еще в большей мере, чем производственный сектор, чувствительна к вероятнымвоздействиям неблагоприятных факторов./>§ 1.2. Корпоративные ценные бумаги
Корпоративные ценныебумаги — это ценные бумаги, эмитентами которых выступают акционерные общества,предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности, атакже банки, инвестиционные компании и фонды.[5]Корпоративные ценные бумаги представлены различными их видами: долговыми,долевыми и производными ценными бумагами.
Долговые ценные бумаги,опосредующие кредитные отношения, когда денежные средства предоставляются впользование на определенный срок, подлежат возврату с уплатой установленногозаранее процента за пользование заемными средствами.[6]В соответствии с указанной формой привлечения средств, строящихся на отношенияхзайма, используется такой вид корпоративных ценных бумаг, как облигации ивекселя, депозитные и сберегательные сертификаты банков.
Приобретя долевые ценныебумаги, их владелец становится долевым собственником, совладельцем предприятия.Такие ценные бумаги удостоверяют право держателя акций на долю в конкретнойсобственности акционерного общества.
Дополнением ктрадиционному портфелю инвестиций, состоящему из акций и облигаций, служатпроизводные ценные бумаги: опционы, варранты, фьючерсные контракты. Производныебумаги обслуживают и рынок государственных ценных бумаг.
Корпоративные ценныебумаги выпускаются при:[7]
·    учрежденииакционерного общества и размещении акций среди учредителей;
·    увеличенииразмеров уставного капитала общества;
·    привлечениизаемного капитала путем выпуска облигаций.
Нормально функционирующийфондовый рынок состоит из двух основных рынков: рынка корпоративных ценныхбумаг, представленного в основном акциями предприятий и банков, и рынкагосударственных ценных бумаг. Эти рынки должны быть уравновешены. В России сложилась уникальная ситуация.
Соотношение емкостейрынков государственных и корпоративных ценных бумаг составляет 10:1, тогда какв большинстве стран оно примерно равно 1:2.[8]
В странах с высоким уровнемразвития рыночных отношений корпоративные ценные бумаги занимают ведущиепозиции на фондовых биржах. Так, в США на их долю приходится 2/3 биржевогооборота.[9] § 1.3. Перспективыразвития рынка корпоративных облигаций в России.
В настоящее время вРоссии сложились достаточно хорошие предпосылки для успешного развития рынкакорпоративных облигаций, а именно:[10]
1. Позитивные сдвиги вроссийской экономике и во внешней торговле позволяют предприятиям и организациямполучать дополнительные денежные накопления, которые можно использовать для инвестированияв производство. В расчетах бюджета на  2003  г. инфляция заложена на уровне 4-7% годовых. С достаточной регулярностью снижается ставка рефинансирования;
2. Значительный инвестиционныйпотенциал имеют банки и иные коммерческие организации, а также население. На корреспондентскихсчетах банков находится постоянно 70-80 млрд. руб. Более того, рост положительногосальдо торгового баланса России в 2002г. создает для Банка России и Минфина РФпроблему поиска путей санации огромной рублевой денежной массы, растущей в результате вынужденной  скупки Банком России иностранной валюты, ввозимой экспортерами;
3. Стабилизацияполитического и экономического положения России ведет к росту предложенияинвестиционных ресурсов со стороны иностранных инвесторов.
4. Возможности рынкакорпоративных облигаций повышаются в связи с умеренной политикой заимствованийМинфина РФ на внутреннем финансовом рынке, а именно с его отказом открупномасштабных заимствований под любые проценты.
5. Наметившийся подъемпроизводства, и улучшение финансовых результатов деятельности предприятийразличных отраслей экономики, непосредственно влияют на подъем их спроса, на инвестиции.
Казалось бы, появилосьокно для превращения финансового рынка в источник средств для финансированияреального сектора с помощью организации ликвидного рынка корпоративныхоблигаций.
Однако, несмотря наотмеченные возможности для оживления рынка корпоративных облигаций, они все ещене являются полноценным инструментом для привлечения средств. Существует рядобъективных причин, по которым, с одной стороны, эмитенты не очень активновыходят на рынок со своими новыми выпусками, с другой, потенциальные инвесторыне торопятся вкладывать денежные средства в корпоративные облигации.
К основным причинам,тормозящим появление новых выпусков корпоративных облигаций широкого классаэмитентов, относится длительность срока подготовки проспекта эмиссии и его регистрациив государственных органах не дает возможность эмитентам оперативно подстроитьсяпод изменившуюся конъюнктуру и предложить рынку ту структуру облигации и,соответственно, доходности, которая была бы интересна потенциальным инвесторамв момент размещения облигационного выпуска.
В настоящее времязаконодательством предусматривается необходимость регистрации каждогоотдельного выпуска ценных бумаг по сложной и связанной с большими затратамивремени процедуре.
Однако, в России «окновозможностей», как  правило, не превышает 3 месяцев, уложиться в такой срок одаты  принятия решения эмитентом до получения регистрации в ФКЦБ Проспектаэмиссии почти не реально.[11]
При этом в рамках выпускапараметры ценной бумаги уже жестко зафиксированы, и у эмитента при привлеченииресурсов не остается возможностей для гибкого подхода с учетом ситуации наданный момент времени. Кроме того, еще до регистрации проспекта эмиссии эмитентдолжен заплатить налог на операции с ценными бумагами в размере 0,8% от номинальногообъема выпуска. В случае отказа в регистрации или в случае неполного размещенияналог не возвращается. Таким образом, действующее законодательство не оставляетэмитенту пространства для маневра. />Глава 2. Рынок корпоративных ценных бумаг />/>§ 2.1. Рынок акций
Развитие рынкакорпоративных акций в течение всего посткризисного периода (1999-2000 гг.)базировалось, прежде всего, на положительных сдвигах в нефинансовом сектореэкономики и благоприятных перспективах ориентированных на экспорт эмитентов. В численаиболее существенных причин изменения рыночной динамики в 2003 г., по-видимому, можно назватьнеустойчивую конъюнктуру мирового финансового и сырьевого рынков, а такжеуглубившийся разрыв между рыночными ожиданиями и фактическими темпамиструктурной реформы российской экономики, в ходе которой должны были укрепитьсяпозиции на рынке крупнейших российских эмитентов и появиться новые эмитенты.
В динамике основныхрыночных показателей в 2003 г.можно выделить три периода. В течение первого из них отмечалось уменьшениеоборотов торгов на фоне роста котировок. Спрос превышал предложение, инвесторыожидали дальнейшего подъема котировок. Во второй период наблюдалисьразнонаправленные изменения котировок и рост оборотов торгов. Основной причинойколебания котировок, было, начало реструктуризации компаний - основныхэмитентов. И, наконец, в рамках третьего периода сформировалась устойчиваятенденция к снижению котировок при довольно больших оборотах торгов.В целом за год индекс ММВБ снизился на 28,61 пункта, или на 15,7%,индекс РТС - на 36,02 пункта (на 20%).[12]
Особенностью конъюнктурырынка акций в конце года явилась активизация торговли привилегированными акциямиосновных российских эмитентов, проявившаяся в увеличении оборотов и болеезначительном росте котировок по сравнению с обыкновенными акциями этих жекомпаний. Такой рост активности в узком спектре операций с привилегированнымиакциями мог быть вызван не столько действием конъюнктурных факторов, сколькоинтересами собственников данных инструментов, по которым (в отличие отобыкновенных акций) гарантируется первоочередное право получения дивиденда пофиксированной ставке.
Наиболее привлекательнымироссийскими акциями в рассматриваемый период оставались акции энергетических инефтяных компаний. Наибольший оборот на ММВБ и в РТС сформировался по акциямРАО “ЕЭС России”, ОАО “НК” ЛУКойл”, ОАО “Ростелеком” и акциям металлургическихкомпаний: РАО “Норильский никель”, ОАО “Михайловский ГОК”, ОАО “Магнитогорскийметаллургический комбинат”.
Пользовались спросомценные бумаги региональных акционерных обществ электроэнергетики,телекоммуникаций и связи. В 2003 г. за счет расширения круга региональных эмитентов и в связи сразвитием на российском телекоммуникационном рынке сети Интернет расширилсясегмент акций телекоммуникационной отрасли. Значительно повысился спрос наакции металлургической промышленности, что связано с происходящими в отраслипроцессами поглощения крупными компаниями более мелких. В результатесоздаются крупнейшие объединения, в рамках которых замыкается полный циклпроизводства: от добычи сырья и вторичной переработки до производства конечнойпродукции. Акции предприятий, производящих готовую продукцию, были представленына рынке скромно. Причинами этого являются низкая инвестиционная активностьпредприятий, неэффективный менеджмент, недостаточная прозрачность отчетностипотенциальных эмитентов. Решение данных проблем будет способствовать появлению новыхфинансовых инструментов на рынке акций и улучшению инвестиционного климата.
В рассматриваемый периодлидирующей торговой площадкой на рынке корпоративных акций стала ММВБ.Суммарный торговый оборот по акциям в 2003 г. составил на ММВБ 462,8 млрд. руб. (РТС -5,5 млрд. долларов).[13]
Анализ структуры торговакциями на основных биржевых площадках показывает, что на ММВБ доля акций РАО“ЕЭС России” составила в 2003 г.81% (в 1999 г. - 88%); ОАО “НК “ЛУКойл” - 5%(в 1999 г. - 3,4%); ОАО “Ростелеком” - 2%; ОАО“Сургутнефтегаз” - 2%; ОАО “Тюменская нефтяная компания” - 1,3%; РАО“Норильский никель” - 0,7%; Сбербанка России - 1,6%; Внешторгбанка -0,7%.[14]
В целом становлениероссийского рынка корпоративных акций во многом повторяет путь развития рынковкорпоративных ценных бумаг, характерный для стран с переходной экономикой.
Рисунок 1. Динамика торговакциями предприятий в РТС в 2003 году
/>/>/> § 2.2. Рыноккорпоративных облигаций
На развитие относительнонового для России сектора фондового рынка - рынка корпоративных облигаций,возникшего в середине 1999 г., влияли различные факторы, но главными срединих являются факторы, стимулирующие спрос на инвестиционные ресурсы и созданиеэффективных механизмов хозяйствования предприятий-эмитентов. Пока, на начальномэтапе становления рынка корпоративных облигаций, инвестиционные настроения егоучастников в целом можно охарактеризовать как выжидательные. В течение 2003 г. развитие конъюнктуры рынкакорпоративных облигаций определялось в первую очередь факторами, общими длявсех секторов фондового рынка.
Особенностью российскогорынка корпоративных ценных бумаг является практическое совпадение основныхэмитентов акций и облигаций, среди которых доминируют РАО “ЕЭС России”, ОАО“Магнитогорский металлургический комбинат”, ОАО “Газпром”, ЗАО “АлмазыРоссии - Саха” и ряд других. Это позволяет эмитентам облигацийиспользовать взаимосвязь рынков: перед тем как размещать на первичном рынкеоблигационные займы, эти компании активизируют свою деятельность на рынкеакций. Они начинают котировать свои акции на вторичном рынке с целью повышенияих ликвидности и улучшения своей репутации в качестве заемщика.
На первичном рынкекорпоративных облигаций представлен довольно широкий набор финансовыхинструментов. В целом объем эмиссии российскими эмитентами корпоративныхоблигаций с июня 1999 г. по 30 ноября 2003 г. составил около 35 млрд. руб. по номиналу, в томчисле в 2003 г. - более 20 млрд.рублей.[15]
В рассматриваемый периодна рынке были представлены купонные и дисконтные облигации. Купонная ставка пообращающимся выпускам варьировалась от 5 до 10% годовых при срокахобращения облигаций 3-4 года. Дисконтные облигации в течение годаразмещались по ценам 72,7-91,7% от номинала в зависимости от срока допогашения, что соответствует доходности к погашению 18-35% годовых.
С точки зрения срочностиданного инструмента сформировались два сегмента рынка корпоративных облигаций:сегмент среднесрочных корпоративных облигаций и сегмент краткосрочныхдисконтных корпоративных облигаций. Сегмент среднесрочных облигаций представлен21 инструментом со сроком обращения 3-4 года, из них только двеоблигации - дисконтные. Сегмент краткосрочных облигаций (до 1 года)представлен 14 дисконтными облигациями. Появление сегмента краткосрочныхкорпоративных облигаций нехарактерно для рынка корпоративных ценных бумаг сточки зрения мирового опыта и обусловлено особенностями конъюнктуры российскогофондового рынка, которая начала складываться после августовского кризиса1998 года. Корпоративные облигации, номинированные в рублях с фиксациейвалютного эквивалента, активно выпускавшиеся российскими эмитентами в1999 г., в связи со стабилизацией национальной валюты в 2000 г. пользовались меньшим спросом.[16]
Если первичное размещениекорпоративных облигаций в начале года проходило достаточно успешно, то навторичном рынке новые финансовые инструменты не вызвали особого интереса.Тенденция к росту цен по всем видам инструментов наметилась лишь во второмполугодии, по мере стабилизации экономической ситуации в России.
Основной биржевойплощадкой на рынке корпоративных облигаций являлась ММВБ. Ежедневный объемторгов был подвержен значительным колебаниям. На вторичном рынке торговалисьоблигации всех эмитентов, и оборот рынка во втором полугодии 2003 г. увеличился, а за год в целомсоставил 2,2 млрд. рублей. Средний ежедневный объем операций в 2003 г. был равен 14,6 млн.рублей.
Наиболее торгуемымиинструментами в течение рассматриваемого периода были облигации ОАО “Тюменскаянефтяная компания” - их доля составляла 29% от общего объема операций.Затем следуют облигации Внешторгбанка - 18%. На третьем месте по объемуопераций находятся облигации РАО “ЕЭС России” - 10% от общего объемавторичного рынка корпоративных облигаций. Доли облигаций ОАО “Михайловский ГОК”и ЗАО “Алмазы России - Саха” составили соответственно 7 и 8%.
Рынок корпоративныхоблигаций значительно отставал от рынка акций, как по обороту биржевых торгов,так и по количеству участников. Однако, учитывая долговой характер инструмента,а также меньший срок развития рынка корпоративных облигаций, можно рассчитыватьна ускорение его роста. Важными условиями реализации такого сценария развитияявляются совершенствование законодательной базы выпуска и обращениякорпоративных облигаций, а также расширение их вторичного рынка./>/>§ 2.3. Принципы инаправления формирования правовой системы регулирования рынка
По итогам первой половины90-х гг. прогресс России в области нового законодательства и правовыхинститутов оценивался  относительно невысоко — как “некоторый позаконодательству и незначительный по институтам”. Россия заметно отставала отлидеров — стран первой группы (Польша, Словения, Венгрия, Хорватия, Македония, Чехия,Словакия) со “значительным прогрессом по законодательству и институтам”.
К концу 90-х гг. ситуацияизменилась довольно существенно. Россия “по степени охвата” своегохозяйственного законодательства фактически вышла в группу лидеров. Гораздобольшее отставание сохраняется по показателю “эффективности” хозяйственногозаконодательства. В итоге по данной классификации Россия занимает промежуточныепозиции среди стран  с переходной экономикой.[17]
В целом федеральный закон“О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. отвечает  потребностям современногорынка ценных бумаг.  Ключевым понятием закона является “эмиссионная ценнаябумага” — любая ценная бумага, которая отвечает следующим признакам:[18]
·     закрепляетсовокупность имущественных и неимущественных прав;
·     размещаетсявыпусками;
·    имеет равный объем,и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времениприобретения ценной бумаги.
К видам профессиональнойдеятельности на РЦБ отнесены:
·     брокерская (попоручению клиентов);
·     дилерская (отсвоего имени и за свой счет);
·     деятельностьуправляющего по управлению ценными бумагами (доверительное управление ценнымибумагами, денежными средствами для инвестирования в ценные бумаги, денежнымисредствами и ценными бумагами, полученными в процессе управления);
·     по определениювзаимных обязательств (клиринг);
·     депозитарнаядеятельность;
·     по ведениюреестра владельцев ценных бумаг, в том числе функции номинального держателяценных бумаг;
·     по организацииторговли на рынке ценных бумаг.
В законе такжерегулируются вопросы:  фондовая биржа, процедуры эмиссии и ее этапы, обращениеценных бумаг, раскрытие информации о ценных бумагах для эмитентов ипрофессиональных участников, использование служебной информации. Значительнаячасть закона посвящена регулированию деятельности профессиональных участниковРЦБ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и саморегулируемым организациямпрофессиональных участников РЦБ.
Вместе с тем, по оценкам,окончательный вариант закона содержат и противоречия. Так, например, ст. 2закона прямо противоречит статье 25 закона РФ “Об акционерных обществах”.Очевидны те преимущества, которые предъявительские акции дают профессиональнымоператорам рынка в условиях имеющейся неразвитой инфраструктуры. Вместе с темследствием этого противоречия может стать волна конфликтов между держателямитаких акций и эмитентами в силу возможного аннулирования выпуска акций.
Вместе с тем следуетотметить, что в законе практически не реализованы возможности, связанные сприменением мер ответственности за нарушение положений, им предусмотренных.Помимо поправок в собственно закон, необходимы поправки в Уголовный кодекс,Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях идр. Кроме того, закон требует принятия значительного числа подзаконных актов,которые смогут более полно и с учетом сложившейся практики раскрыть отдельные его положения.
В целом современноесостояние правовой базы РЦБ можно охарактеризовать как находящееся на этапепервоначального формирования и требующее дальнейшего совершенствования иразвития в целях осуществления и завершения экономических реформ. Разработка ипринятие соответствующих нормативных актов должны осуществляться по двумосновным направлениям:[19]
— замена ранее принятыхнормативных актов на более совершенные, отвечающие потребностям современногоэкономического развития страны;
— в новых областях, гдетребуется законодательно урегулировать те или иные экономические отношения.
На современном этаперазвития правовой базы РЦБ требуется новый — системный — подход в разработке иобновлении законодательства и проведение работ по упорядочению состава исистематизации федерального законодательства. Принципиально назреланеобходимость уделения особого внимания вопросам обеспечения исполнениятребований законодательства и согласования и увязки норм, регламентирующихпредпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг, с положениями,урегулированными другими отраслями права — административным,гражданским-процессуальным, уголовным и уголовно-процессуальным. Такой подходпредусматривается, в частности в Концепции развития рынка ценных бумаг в РоссийскойФедерации, утвержденной указом Президента РФ № 1008 от 1 июля 1996 г. “Обутверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации”.
К основным принципамразвития нормативной правовой базы  РЦБ должны относиться:[20]
— развитие нормативнойправовой базы рынка как часть  проводимой в России правовой реформы;
— преемственность вразвитии нормативной правовой базы рынка, эволюционный характер этого процесса;
— декларирование политикив области совершенствования нормативной правовой базы рынка в целяхинформирования его субъектов о планируемых изменениях правового режима;
— использованиегражданского права как основы для развития специальной нормативной правовой базырынка в сочетании с формированием новых правовых институтов, способствующих становлениюи развитию рынка;
— преимущественная ивсесторонняя защита законных прав и интересов инвесторов; пресечение незаконнойдеятельности на рынке, повышение ответственности профессиональных участниковрынка ценных бумаг и эмитентов за результаты своей деятельности;
— введениеадминистративной и уголовной ответственности за наиболее опасные правонарушенияна рынке ценных бумаг и совершенствование частноправовых способов защиты прав иинтересов профессиональных участников рынка ценных бумаг;
— создание разнообразныхформ компенсаций, систем взаимных гарантий и страхования на рынке ценных бумагв целях снижения риска при осуществлении  инвестиций в ценные бумаги иповышения доверия инвесторов к рынку ценных бумаг;
— обеспечение инвесторовполной и достоверной информацией о ценных бумагах и их эмитентах, развитие вневедомственного и общественного контроля за достоверностью информации;
— усилениегосударственного контроля за соблюдением условий лицензирования приосуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, повышениетребований к лицензированию профессиональных участников рынка, обеспечивающих высокийуровень их квалификации, достаточность собственных средств поддержание высокихстандартов добросовестности и открытости при осуществлении ими профессиональнойдеятельности;
— создание равных условийи обеспечение конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности нарынке ценных бумаг;
— создание системынезависимого общественного контроля деятельности на рынке, развитиеобщественной инициативы и повышение роли общественных объединений инвесторов ииных профессиональных участников рынка в формировании отвечающего потребностямсовременного общества рынка.
Среди основныхнаправлений развития нормативной правовой базы РЦБ необходимо выделить:[21]
— ужесточение требованийпо капитализации профессиональных участников рынка;
— ужесточение требований кпрофессиональной компетентности лиц, занимающих ведущие должности ворганизациях — профессиональных участниках рынка, расширение и ужесточениесистемы квалификационных экзаменов для этих лиц;
— развитие и закреплениев законодательных и иных нормативных правовых актах принципа функциональногорегулирования при распределении обязанностей между органами государственного регулирования;
— развитие и ужесточениенормативной правовой базы, регулирующей выпуск и обращение производных ценныхбумаг;
— введение новых процедурлицензирования и механизмов надзора за деятельностью организаторов торговлиценными бумагами;
— стимулированиеконцентрации торговли ценными бумагами на организованных рынках;
— совершенствованиесистемы административных и уголовных наказаний за правонарушения на рынкеценных бумаг;
— постепенное увеличениестепени открытости рынка для иностранных инвесторов и иностранных финансовыхинститутов;
— введение системыспециальных требований и надзора за деятельностью профессиональных участниковрынка, обслуживающих граждан;
— ужесточение требованийк профессиональным участникам рынка, обслуживающим все формы коллективныхинвестиций;
— введение процедурсертификации инвестиционных консультантов./>/>/>/> 
/>Глава 3. Государственное регулирование фондовогорынка/>/>/>/>/>/>§3.1. Фондовая политика
Государственнаяэкономическая политика является структурной и состоит из нескольких отдельныхполитик — финансовой, налоговой, инвестиционной, инновационной.
Фондовая политика, как илюбая другая, включает принципы, методологию, стратегию и тактику.
Фондовая политика — этогосударственная политика, поэтому ее следует рассматривать в аспекте ролигосударства в сфере выпуска и оборота ценных инвестиционных бумаг. Эту рольможно толковать как функцию управления, функцию участия, функцию влияния,функцию регулирования. Относительно фондового рынка государство выполняет любуюиз этих функций, но приоритет, безусловно, остается за функцией регулирования.Регулирование обеспечивает оптимальный уровень влияния государства на фондовыйрынок.
Решение глобальных задачневозможно без регулирования фондового рынка государством. Это обстоятельстводополнительно усиливается тем, что фондовому рынку присущее движение капиталов,которое обеспечивается оборотом разнообразных видов ценных бумаг и ихпроизводных, которые находятся в тесной зависимости от законодательной базы исистемы правоотношений собственности. Не случайно, как свидетельствует опытэкономически развитых стран, фондовый рынок есть одним из наиболее регламентированныхи «зарегулированных» в отличие, например, от товарных или валютныхрынков. Тот же опыт свидетельствует о том, что на фондовом рынке постоянно сталкиваютсяинтересы разных его участников. Итак, и в этом отношении роль государства, какрегулирующего органа, очень важна. Только государство имеет средства ивозможности для серьезного противодействия отрицательным проявлениям насвободном рынке ценных бумаг.
Вместе с тем не следуетзабывать, что фондовый рынок развивается лишь тогда, когда государство непревышает границ своего непосредственного вмешательства в процесс привлечениячастных инвестиционных ресурсов и вложение их в экономику страны. />/>/>/>/>/>§3.2. Механизм регулирования
Стратегия и тактикафондовой политики фиксируются в нормативно-правовых и методических документах.Законодательное регулирование фондового рынка России — это многоуровневая структура,в основу которой положены конституционные принципы. Законодательноерегулирование отношений и деятельности на фондовом рынке в Россииосуществляется специальными законами:[22]
1. «О ценных бумагахи фондовой бирже»
2. «Огосударственном регулировании рынка ценных бумаг в России
3. „О хозяйственныхобществах.
С целью приведения всоответствие фондового рынка и его дальнейшее развитие Президентом РФ на протяжениинескольких лет были подготовлены указы, среди которых наиболее значащим дляфондового рынка стали “О корпоратизации», «Об Инвестиционныхфондах и инвестиционных компаниях», «О Государственной комиссии поценным бумагам и фондового рынка».
Для обеспеченияпроведения финансовой и инвестиционной политики в России в соответствии сзаконами РФ и указами Президента для оперативного осуществления соответствующихмероприятий и развития фондового рынка Кабинет Министров РФ в рамках своейкомпетенции издает постановления и распоряжения, в том числе относительнообработки соответствующих законодательных актов о ценных бумагах, их выпуска иоборота в России. При этом большое внимание отводится государственным ценнымбумагам.
Координацию деятельностигосударственных органов по вопросам функционирования в России рынка ценныхбумаг возложен на Государственную комиссию по ценным бумагам и фондового рынка.Для этого создан Координационный совет, в состав которого входят руководителивышеназванных государственных органов./>/>/>/>/>/>§3.3. Контрольная функция государства
Основную задачу овнедрении контрольного механизма взяла на себя Государственная комиссия поценным бумагам и фондовым рынкам. В этом можно убедиться, ознакомившись сперечнем полномочий, которыми наделена Комиссия в соответствии с действующимзаконодательством РФ. Ей предоставлено право:[23]
♦ проводитьпроверки и ревизии участников фондового рынка;
♦ контролироватьдостоверность информации, которая подается эмитентами и лицами, которыеосуществляют профессиональную деятельность на фондовом рынке, и ее соответствиеустановленным стандартам;
♦ контролироватьвместе с другими исполнительными органами полиграфическую базу, котораявыпускает ценные бумаги;
♦ изымать на времяпроведения проверок документы, которые подтверждают факты нарушениязаконодательных актов о ценных бумагах;
♦ диктоватьэмитентам и лицам, которые осуществляют профессиональную деятельность на фондовомрынке, фондовых биржах обязанности для выполнения распоряжения по устранениянарушений законодательства о ценных бумагах и требовать предоставлениянеобходимых документов в соответствии с действующим законодательством;
♦ в случаенарушения законодательства по ценным бумагам и нормативным актам выставлятьпредупреждение, приостанавливать на срок до одного года размещение и оборотценных бумаг того ли другого эмитента, а также аннулировать их;
♦ в случаенарушения фондовой биржей законодательства по ценным бумагам, устава и правилахфондовой биржи прекращать торговлю на фондовой бирже для устранения такихнарушений;
♦ в случаевыявления признаков правонарушение в виде выпуска в обращение или размещениеценных незарегистрированных бумаг или деятельности без лицензии, прекращать всеоперации по банковским счетам.
♦ накладыватьадминистративные взыскания и штрафы, применять другие санкции за нарушениедействующего законодательства к юридическим лицам и их сотрудников вплоть доаннулирования разрешений на осуществление профессиональной деятельности нафондовом рынке;
♦ с целью защитыинтересов инвесторов и граждан ставить вопрос об увольнении с должностейруководителей фондовых бирж, депозитариев и других учреждений инфраструктурыфондового рынка в случае несоблюдения ними действующего законодательства РФ;
♦ направлятьматериалы в органы Антимонопольного комитета России в случае выявлениянарушений антимонопольного законодательства;
♦ направлять материалыо фактах правонарушений, по которым предусмотрены административная и уголовнаяответственность, в правоохранительные органы.
Механизм контроляотличается от надзора. Он включает такие мероприятия:
а) проведение плановых ивнеплановых проверок деятельности участников фондового рынка;
б) выяснение всехобстоятельств нарушения законодательства на основании анализа разнообразнойинформации, необходимой для детального расследования случая;
в) создание системывнутреннего контроля с помощью внедрения в деятельность профессиональныхучастников фондового рынка.
Все разновидности и формыгосударственного контроля взаимосвязаны.
Важную и приоритетнуюроль в законодательном регулировании национального рынка ценных бумаг играютмеждународные правовые акты — договоры, конвенции, соглашения, заключенныемеждународными организациями и финансовыми институтами в сфере развития,функционирование и регулирование рынка ценных бумаг. Участие России взаключение таких актов оказывает содействие для дальнейшей интеграции нашегогосударства на международные рынки капитала.
/>/>/>/>/>/>Заключение
Переход к рыночнойэкономике потребовал возрождения и использования всего многообразия ценныхбумаг. В свою очередь, появилась настоятельная потребность в четком правовомоформлении ценных бумаг и особенностей их оборота. В сфере правового регулированияотношений связанных с обращением ценных бумаг на современном временном этапенормы Гражданского Кодекса РФ играют основополагающую роль, что немаловажно дляобеспечения устойчивости и стабильности таких отношений в целом.
Принятие Гражданскогокодекса Российской Федерации, Законов РФ «Об акционерных обществах» и «О рынкеценных бумаг», а также некоторых других регулирующих рассматриваемую сферу,создало определенную систему законов в сфере рынка ценных бумаг, что позволилоустранить многочисленные разночтения и споры. В процессе вступления участниковрынка ценных бумаг в складывающиеся между ними правоотношения, особую ценностьимеет уяснение понятия ценных бумаг, в том числе и как объектов гражданскихправ, осознание сущности правового режима ценных бумаг.
В настоящее времяразвитие рынка ценных бумаг должно стать одной из приоритетныхмакроэкономических задач, поскольку они являются наиболее реальными иэффективными каналами для привлечения предприятиями инвестиций в целях развитияпроизводства и снижения рисков финансовых вложений.
/>/>/>/>/>/>Списоклитературы
1.  Алехин Б. И.Рынок ценных бумаг: Введение в фондовые операции. — М.: Финансы и статистика,2004.
2.  Балабанов В. С.Рынок ценных бумаг. — М: Финансы и статистика, 2002.
3.  Биржеваядеятельность: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Р. В. Корнеевой, В. А.Галанова. — М: Финансы и статистика, 2001.
4.  Жуков Е. Ф.Ценные бумаги и фондовые рынки. — М.: Банки и биржи, 2001.
5.  Колесник В. В.Введение в рынок ценных бумаг. — К.: А.Л.Д., 2003.
6.  Мозговой О. Н.Профессионалы фондового рынка. — К.: УАННП «Феникс», 2002.
7.  Рынок ценныхбумаг и его финансовые институты: Учебное пособие. / Под ред. В. С. Торкановского.- СПб.: АО «Комплект», 2002.
8.  Миркин Я.М.“Ценные бумаги и фондовый рынок”.  М., Перспектива, 2003


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.