Реферат по предмету "Банковское дело"


Преимущества системы банк-клиент перед традиционными способами обслуживания

Кафедра банковского делаКонтрольная работа
по дисциплине:
«Информационныесистемы и технологии в банковском деле»

Содержание контрольной работы
1.Банковские услуги на дому
2.Преимущества системы «банк-клиент» передтрадиционными способами обслуживания
3. Телекоммуникационные средства для систем «банк-клиент
4.Провайдеры систем электронного документооборота
5.Перспективы развития систем „банк-клиент
6.Система “банк-клиент» фирмы ИНИСТ
Практическое задание
Список использованной литературы

/>/>/>/>1.Банковскиеуслуги на дому
Банкоматы были первойпопыткой банков обойти ограничения на осуще­ствление расчетов из-за того, чтоотделения открыты только в рабочие часы, и снизить расходы на их содержание.Затем появились услуги по телефону. Примерно полтора года назад возник новыйподход к взаимодействию банка с клиентом — многие банки начали предоставлятьбанковские услуги на дому с помощью специялизированных систем «банк-клиент».Сначала такие услуги предоставлялись только по закрытым частным каналам. Внастоящее время ситуация меняется в сторону использования Internet. Сейчаснаиболее популярны смешанные решения.
Есть три модели оказаниябанковских услуг на дому, каждая из которых возлагаетразличную ответственность на финансовое учреждение,предлагающее данную услугу:
Банк предоставляетпользовательский интерфейс, сеть и наполнение ре­шения. При этом можетиспользоваться система «банк-клиент», разработанная самим банком илиспециализированной фирмой производящей ПО.
Посредник или провайдеруслуг, например Intuit Services, берет на себя ответственность запользовательский интерфейс и за сеть, в то время, как банк отвечает занаполнение.
Предоставление услуг на дому с помощью Internet. В данном случае интерфейс представляет собойпрограмму просмотра Web, в качестве сети выступаетInternet, а наполнение зависит от банка. Вообще говоря, через узел Webфинансовые институты могут предложить широкийспектр услуг. Таких, например, как представление оперативной информации о финансовыхновостях, возможность управления счетами, электронная почта и удаленный доступк персональной финансовой информации.
Схема использованиясистемы «банк-клиент» такова: банк покупает (или разрабатывает)систему и затем продает или бесплатно предоставляет доступ к ней своимклиентам.
С точки зренияреализации финансовых услуг для банков система «банк-клиент» непредставляет собой ничего принципиально нового, основные изменения касаютсяорганизационной сферы деятельности. Система «банк-клиент» позволяетвсего лишь исключить из технологической цепочки обработки финансового документапроцедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки операционистки иперевода его в электронную форму. Сопутствующие этому процессу операцииидентификации и аутентификации документа тоже выполняются автоматически. Вдальнейшем документ в электронном виде проходит абсолютно те же этапыобработки, предусмотренные существующей банковской технологией, что и бумажныйдокумент.
Не следует ожидатьнемедленной прямой выгоды от внедрения системы за счет сокращения персонала илиподобных мер. На первых порах эксплуатация системы потребует денег, выделениятехники и обучения сотрудников для ее обслуживания. Возврат вложений происходитпозднее и существенно зависит от качества внедренной системы.
/>/>/>/>2.Преимуществасистемы «банк-клиент» перед традиционными способами обслуживания
Для клиента банкаподключение к системе «банк-клиент» зачастую коренным образом меняетвесь стиль его взаимоотношений с этим финансовым институтом. Перечислимосновные преимущества систем «банк-клиент» перед традиционнымиспособами обслуживания:
У банка появляетсявозможность работать с клиентом практически круглосуточно и при этомсущественно сократить расходы на содержание своих отделений.
Клиент может осуществитьплатеж, не выходя из офиса. С учетом транспортных проблем в современных городахэто существенно упрощает процесс платежа. Более того, в более широком смыслеэто приводит к тому, что клиент перестает быть территориально привязанным кобслуживающему его банку. У него появляется возможность выбрать банк, которыйего устраивает по качеству предоставляемых услуг, а не по степени территориальнойблизости. В результате усиливается конкуренция между банками, от которой, вконечном счете, выигрывают все — и банк, и его клиенты.
Вторым чрезвычайноважным для клиента следствием использования системы «банк-клиент»оказывается появление у него строгой и надежной системы реа­лизации и учета еговнешнего документооборота. Качественная система «банк-клиент»позволяет автоматизировать практически весь документооборот между банком и егоклиентами. Зачастую эта система для предприятия является первым современныминструментом, а для некоторых, и первым средством внутренней автоматизации.
Оказывается, что почтивесь спектр банковских услуг может быть автоматизирован и реализован в видеэлектронного документооборота банка со своими клиентами. Ограниченияобусловлены лишь готовностью банка доверить выполнение финансовых операцийавтоматизированной системе.
/>/>/>/>3.Телекоммуникационные средства для систем «банк-клиент»
Вообще говоря,существует множество систем телекоммуникации, пригодных для использования всистеме «банк-клиент». Для взаимодействия в режиме on-line могутприменяться: BBS (Bulletin Board System) — электронные доски объявлений, WorldWide Web (WWW) — Всемирная Паутина и целый ряд систем электронной почты. Однакоу каждой из них есть свои недостатки и ограничения, затрудняющие ихиспользование.
Вопрос выбора режимаработы системы также далеко не прост. Системы, работающие в режиме on-line,очень удобны при организации распределенного доступа к информации. Однако, приотсутствии надежных и устойчивых каналов связи (что, к сожалению, характернодля нашей страны) накладные расходы на поддержание работоспособностираспределенной системы возрастают настолько, что их использование становитсянецелесообразным. Кроме того, немаловажно, что для эксплуатации on-line системытребуется в 5-10 раз больше физических или виртуальных каналов, чем в off-lineсистемах. При этом необходимо, чтобы их пропускная способность была выше, чем вслучае использования off-line систем.
Сейчас можно встретитьпримеры использования практически любого вида связи. Среди основныхтехнологических решений следует отметить: коммутируемые телефонные линии связи(в том числе систему «Искра-2» и сотовые телефоны), сети Õ.25(«Спринт», «Инфотел» и т. д.),IP-ñåòè (Relcom Internet), спутниковые линии связи(например, систему SkyLink фирмы Livewire Digital, работающую через системуспутников Inmarsat).
Среди систем электроннойпочты следует отметить две, для которых существуют четкие международныестандарты: SMTP (почта сети Internet) и Х.400. Сеть Internet предназначена впервую очередь для передачи не­коммерческой информации, поэтому только Х.400 вполной мере отвечает требованиям систем распределенного документооборота.Однако, не следует забывать о существовании частных реализаций почтовых систем.Стандарты описывают виды сервиса, предоставляемого клиентам, и протоколы взаимодействияразличных подсистем. А частная реализация может использовать лишь некоторыенеобходимые виды сервиса и при этом вполне удовлетворять потребности конкретнойприкладной системы.
Для достижения требуемойнадежности доставки сообщений в группе стандартов Õ.400 есть специальныйдокумент, описыва­ющий правила обмена информацией между абонентами почтовойсистемы. Он называется «Электрон­ный обмен данными» (Electronic DataInterchange, EDI) и имеет обозначение Х.435. Его функция — обеспечение надежнойтранспортировки электронных документов от одной прикладной системы к другой, ссоблюдением их целостности и конфиденциальности.
Нельзя не отметить такойважной возможности, как использование Internet в качестве среды передачи данныхдля систем «банк-клиент». Этот вопрос будет подробно рассмотрен ниже(пункт 5.3)
/>/>/>/>4.Провайдерысистем электронного документооборота
Может показаться, чтобанку, имеющему большое число пользователей системы «банк-клиент»,выгодно эксплуатировать собственную телекоммуникационную систему. На самом делеэто не так. Оказывается, что целесообразно воспользоваться услугамиспециализированной фирмы-провайдера. Причины, по которым банку выгоднееиспользовать средства связи, предоставляемые независимым провайдером таковы:
Рост числа клиентовтребует постоянного увеличения количества и качества линий связи. Считается,что для обеспечения удовлетворительного времени соединения нагрузка на однутелефонную линию не должна превышать 30 абонентов. Провайдер может обеспечитьровно столько линий связи, сколько необходимо в данный момент.
Обслуживание удаленныхклиентов требует подключения к сетям Х.25. В большинстве случаев в Россиииспользуется связь с помощью двух сетей: «Спринт» и«Инфотел» или «Роснет», однако и это не всегда гарантируетвозможность надежного доступа для клиента.
Система предъявляетжесткие требования к надежности всех ее компонент. В случае построения собственнойтелекоммуникационной системы, как правило, приходится резервировать всеэлементы системы: телефонные линии, компьютеры, и телекоммуникационноеоборудование, что естественно повышает ее стоимость.
Итак, дляфункционирования системы «банк-клиент» желательно наличие провайдера,то есть независимой фирмы, предоставляющей сервис электронногодокументооборота. В результате у банка отпадает необходимость в созданиисобственного телекоммуникационного подразделения. Кроме того, обе стороныполучают независимого судью для разрешения спорных вопросов, касающихсятранспортировки документов телекоммуникационной системой. При этом провайдеробеспечивает наличие достаточного количества качественных каналов связи,предоставляет персонал для установки оборудования и программного обеспечения уклиентов и обеспечивает техническую поддержку в процессе эксплуатации.
Идеальной являетсяситуация, когда провайдер тесно взаимодействует с разработчиком используемойсистемы «банк-клиент», либо сам им является.
Вот типовой набор услуг,предоставляемый провайдером:
-    организациядоступа к системам телекоммуникаций через различные каналы связи и протоколы — телефонные линии (местные, междугородние, «Искра», сотовые), сетикоммутации пакетов Х.25 («Спринт», «Инфотел» или «Роснет»),IP-ñåòè (Relcom или Internet);
-    наличие услугэлектронной почты, поддержка систем «банк-клиент»
-    техническаяподдержка и сопровождение. (помощь при установке программного обеспечения,консультации, и. т. п.)
/>/>/>/> 
5.Перспективы развития систем «банк-клиент»
В настоящее времястремительными темпами происходит внедрение систем электронногодокументооборота в различных предприятиях всех уровней. В соответствии с этимможно ожидать, что система «банк-клиент» в ближайшем будущем передастчасть своих сегодняшних функций внутренним средствам автоматизации предприятия.Как следствие этого существенно упростится экранный интерфейс. Одновременнорезко возрастет количество типов документов, обрабатываемых системой, иколичество различных внешних систем, с которыми она должна будет уметьвзаимодействовать. Фактически система превратится в универсальную станциювнешнего документооборота, или EDI-станцию. Ее основными задачами станутследующие:
-    взаимодействие сразличными внутренними и внешними автоматизированными системами;
-    обработкадокументов раз­личного типа.
-    маршрутизациядокументов между пользователями и приложениями, использование соответствующихсредств аутентификации и криптозащиты;
-    взаимодействие сразличными транспортными системами телекоммуникаций, в том числе, с система­ми,работающими в режимах off-line и on-line.
Система«банк-клиент» в настоящее время превращается в необходимый видсервиса, который каждый солидный банк должен предоставить своим клиентам. Вусловиях повсеместного перехода от бумажного к электронному документообороту,наличие такой системы зачастую определяет выбор клиентом того или иного банка.Кроме того, при удачной реализации система «банк-клиент» можетиспользоваться банком для организации документооборота со всеми своимипартнерами — любыми физическими и юридическими лицами.
/>/>/>/> 
6.Система «банк-клиент» фирмы ИНИСТ
Заканчивая рассмотрениесистем «банк-клиент», приведем конкретный пример такой системы,предлагаемой на российском рынке фирмой ИНИСТ.
Данная системапредназначена для организации документооборота между банками и их клиентами и,вообще, между любыми физическими и юридическими лицами в режиме реальноговремени. Система «банк-клиент» фирмы ИНИСТ имеет соответствующийсертификат соответствия «РОСКОМИНФОРМА». Общая схема функционированияданной системы приведена на рис. 1.

/>
Рис. 1. Общая схемаработы системы «банк-клиент» фирмы ИНИСТ
Система разработана дляоперационной системы Windows, однако она также успешно работает вWindows-сессии OS/2 и эмуляторе Windows под Unix.
Если документооборотчерез систему в клиентской части слишком велик для обработки одним человеком,возможна поставка специальной сетевой версии системы. В таком случае документы,проходящие через систему, обрабатываются одновременно многими операторами, приэтом разные пользователи системы могут иметь разные полномочия при работе сней. Система работает в сетях Novell NetWare и Microsoft NetWorks.
Клиенты банка имеютвозможность быстро формировать необходимые документы, поскольку в программереализована возможность импорта документов из популярных бухгалтерских иофисных программ. Кроме того, специалисты фирмы ИНИСТ готовы при необходимостипомочь быстро настроить двустороннюю связь с любой используемой клиентомпрограммой или БД. Кстати говоря, фирма ИНИСТ предоставляет широкий спектруслуг по сопровождению системы.
Особое внимание приразработке системы было уделено обеспечению безопасности передачи информации.Для этого в системе используются следующие средства:
Система паролей доступак абонентскому месту.
-          Шифрование данныхпри передачи по открытым каналам связи с помощью алгоритма DES.
-          Применениецифровой подписи для обеспечения подлинности документов, передаваемых пооткрытым каналам связи.
-          Для формированияцифровой подписи используется комбинированная схема открытой и закрытой подписиRSA (стандарты ISO 8730, ISO 8731-1).
-          Демонстрационнуюверсию системы можно получить на FTP-сервере фирмы ИНИСТ в директорииftp://inist.ru/pub/products/bank-client-win/demo/
-          Информация офирме ИНИСТ всегда доступна на www.inist.ru/

2. Практическая часть:проект технического задания автоматизации функции сбора иобработки информации для центрального офиса банка о деятельности его филиалов
 
2.1 Назначение построения информационной системы в банке
Главной целью созданияинформационной системы на уровне Центрального офиса коммерческого банкаявляется объединение в единое информационное пространство всех структурныхединиц (филиалов) банка.
Эта информационнаясистема позволит решить следующие задачи:
ü  автоматизироватьучет поступлений платежей клиентов по системе банка;
ü  вестиавтоматический учет клиентов;
ü  учет движений посчетам;
ü  учет, проводимыхработ с другими банками;
ü  информационныйобмен, в том числе обмен электронной почтой, файлами и т.п. между структурнымиподразделениями банка;
ü  информационное обеспечениеруководящего персонала необходимой информацией для принятия управленческихрешений;
ü  обеспечение сбора,обработки и надежного хранения корпоративной информации;
ü  автоматизациясистемы документооборота;
ü  реализацияконтролируемого доступа к внутренним ресурсам информационной системы.
Единое информационноепространство предполагает, что все пользователи будут работать с реальнымиданными, которые могут быть только что созданы, внесены или откорректированы ихколлегами из других отделов, даже если эти отделы находятся в разных местах.
Для выполнениявышеперечисленных задач информационная система должна выполнять:
ü  сбор первичнойинформации о поступлении платежей в установленном порядке и их автоматическуюрегистрацию;
ü  передача информациипользователю системы или ее рассылка по локальной сети;
ü  хранение иподдержку в рабочем состоянии коллективно используемой информации в центральнойбазе данных.
2.2 Перечень автоматических рабочих мест и предъявляемых кним требовании
Уполномоченный сотрудникЦентрального офиса банка нуждается в информационной поддержке для выполнениясвоих служебных обязанностей (к примеру, о состоянии кредитно — инвестиционногопортфеля филиала банка, доходов и затрат за отчетный период и т.п.)
Данная информационнаясистема требует создания следующих автоматизированных рабочих мест (АРМ):
1. АРМ руководителейкредитного департамента, бухгалтерского учета и отчетности, планирования иконтролинга;
2. АРМ администраторасети;
3. АРМ начальника отделаконтроля деятельности филиалов;
4. АРМ начальникапланового отела
5. АРМ начальникаметодологии и анализа
6. Начальника отделакредитных рисков
Руководству Центральногоофиса банка требуется обобщенная, достоверная и полная информация, позволяющаяпринимать правильные управленческие решения. Ему также необходимы данные дляанализа и планирования, различных финансово-экономических показателейдеятельности структурных подразделений банка.

2.3. Требования к аппаратной части
Данная информационная системадолжна соответствовать следующим требованиям:
1.        Относительнодешевая при максимальном спектре возможностей;
2.        По степенитерриториальной распределённости – локально-вычислительная сеть с режимомработы «Клиент — сервер»;
3.        По способууправления — централизованная с выделением центрального уровня.
4.        По характерупередачи данных — с маршрутизацией и коммуникацией информации;
5.        По характеруреализации функции — информационно — вычислительная;
6.        По топологии — широковещательная с типом коонфигурации «звезда с пассивным центром»
Каждый АРМ должен:
-          обеспечиватьдиалоговый режим работы;
-          обеспечиватьпечать всех выходных форм на бумажном носителе информации с требуемымколичеством экземпляров;
-        создавать копииотчетов распоряжений, а так же другой документации на магнитных носителях
Сервисные функцииаппаратной части информационной системы:
-          возможностьнастройки АРМ;
-          возможностьархивации данных;
-          использованиефункций счетной машины и календаря;
-          электроннаяпочта;
-          возможностьоперативной обработки табличной, графической, текстовой информации.

Использованная литература
1.        Ананьєв, О.М.Інформаційні системи і технології в комерційній діяльності [Текст]: підручник/ О. М. Ананьєв, В. М. Білик, Я. А. Гончарук. — Львів: Новий Світ-2000, 2006.- 584 с.
2.        Антонов, В.М.Фінансовий менеджмент: сучасні інформаційні технології [Текст]: навчальнийпосібник / В. М. Антонов, Г. К. Яловий; ред. В. М. Антонов; Мін-во освіти інауки України, КНУ ім.Т.Г.Шевченка. — К.: ЦНЛ, 2005. — 432 с.
3.        Гужва, В.М.Інформаційні системи і технології на підприємствах [Текст]: навчальнийпосібник / В. М. Гужва; Мін-во освіти і науки України, КНЕУ. — К.: КНЕУ,2001. — 400 с.
4.        Гуржій, А.М.Інформатика та інформаційні технології [Текст]: підручник / А. М. Гуржій, Н.І. Поворознюк, В. В. Самсонов. — Х.: Компанія СМІТ, 2003. — 352 с.
5.        Информационныесистемы и технологии: приложения в экономике и управлении: Кн. 6 [Текст]:учебное пособие / Мин-во образования и науки Украины, Донецкий нац. ун-т; ред.Ю. Г. Лысенко. — Донецк: Юго-Восток, 2004. — 377 с.
6.        Маслов, В.П.Інформаційні системи і технології в економіці [Текст]: навчальний посібник /В. П. Маслов; Мін-во освіти і науки України. — К.: Слово, 2003. — 264 с.
7.        Олійник, А. В.Інформаційні системи і технології у фінансових установах [Текст]: навчальнийпосібник / А. В. Олійник, В. М. Шацька. — Львів: Новий Світ-2000, 2006. — 436с.
8.        Румянцев, М.И.Информационные системы и технологии финансово-кредитных учреждений [Текст]:учебное пособие для вузов / М. И. Румянцев; Западнодонбасский ин-т экономики иуправления. — Днепропетровск: ИМА-пресс, 2006. — 482 с. -
9.        Черняк, О.І.Системи обробки економічної інформації [Текст]: підручник / О. І. Черняк, А.В. Ставицький, Г. О. Чорноус. — К.: Знання, 2006. — 447 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.