Реферат по предмету "Банковское дело"


Пластиковые карты: проблемы и перспективы их внедрения в коммерческом банке (по материалам Поволжского банка ОАО Сбербанка России)

Федеральноеагентство по образованию
МосковскийГосударственный Университет экономики, статистики и информатики
Выпускнаяквалификационная работа
Пластиковые карты:проблемы и перспективы их внедрения в коммерческом банке (по материаламПоволжского банка ОАО Сбербанка России)
2010 г.

Введение
Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемыхбанками, характеризуется бурным внедрением электронных технологий и широкимиспользование пластиковых карт.
Сегодня существует большое количество услуг,предоставляемых банками своим клиентам. Одним из наиболее динамичноразвивающихся видов услуг является эмитирование пластиковых карточек [28].
Модернизация используемых и создание новых финансовыхпродуктов и услуг стали ведущим фактором развития глобализирующихся мировыхфинансовых рынков за последние тридцать лет.
Операции с пластиковыми карточками открыли новыеперспективы финансового обслуживания клиентов и, соответственно, расшириливозможности получения банковской прибыли за счет:
— получения комиссионных, взимаемых с операций по картам;
— увеличения числа клиентов за счет предоставления услугнового типа;
— уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота.
Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашейстране, конечно, отличается от ситуации в развитых странах. Абсолютные цифры,характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, покамалы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран.
В большинстве экономически развитых стран пластиковаякарта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведениеопераций с помощью платежных карт показывает степень интегрированностибанковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплататоваров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всехденежных операций [21, с.19-20].
Рынок банковских карт получил довольно широкое развитие вРоссии. Пластиковые карточки занимают лидирующие позиции в России среди другихинструментов розничных платежей. Примечательно, что в отличие от многих другихстран, где этот инструмент пришел в качестве замены чековым платежам, в нашейстране расчеты картами стали развиваться, что называется, с нуля.
Но, несмотря на бурное развитие карточного рынка России истабильный рост всех его показателей, карты в России все еще не сталиполноценным платежным средством и более чем на 90% используются для снятияналичных денег, а не для оплаты товаров и услуг [27].
Несмотря на проблемы, в России разворачиваются и набираютобороты различные пластиковые системы, а рынок банковских платежных картэксперты называют в числе наиболее перспективных направлений развитиябанковских услуг для населения.
Обозначилась тенденция к слиянию мелких локальныхплатежных систем с системами национального масштаба, что связано стерриториальным расширением обслуживания и функциональностью карточныхпродуктов.
Поэтому, характерной особенностью отечественного рынкапластиковых карт стала борьба за клиентов, в результате чего тенденцией сталоснижение стоимости карт и взимания комиссии за пользование ими [26].
Развитие системы обращения пластиковых карт (торговых исервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, расчетных центров ибанкоматов) отставало от уровня выпуска банковских пластиковых карт.
Большинство банков пошло по пути комбинирования выпускамеждународных карт и участия в российских системах с выпуском собственныхиндивидуальных карт. Что касается зарубежного опыта, то выпуск банкомпластиковых карт разных систем выступает довольно распространенной практикой.
Нарастающая конкуренция в банковском секторе и развитиесовременных информационных технологий вынуждает коммерческие банки использоватьусовершенствованные методы сбыта своих продуктов и обслуживания клиентов.Осуществление удаленного обслуживания дает возможность банкам:
— существенно расширить собственную сбытовую сеть, чтобыиспользовать меньше средств, чем на основание и содержание филиальных сетей;
— уменьшить себестоимость и расширить переченьпредоставляемых услуг;
— поднять качество и скорость обслуживания; закрепитьсяна новых территориальных рынках с минимальными затратами и т.д. [7]
В связи с этим необходимость исследования способоврасчетов с банковскими пластиковыми картами, перспектив и проблем их внедренияв коммерческом банке актуально.
Теоретической и методологической основой исследования выпускнойквалификационной работы являются разработки отечественных и зарубежных авторово проблемах и перспективах внедрения пластиковых карт как банковского продукта.
Вопросам истории возникновения банковских пластиковыхкарт и их классификации посвящены работы Л.В. Быстрова, А.С. Воронина, Я.А.Ликоренко, А.Г. Морозова, Ю.А. Стрельченко, В.Л. Торхова.
Изучением проблем организации банковского обслуживанияпластиковых карт посвятили ученые и специалисты банковского бизнеса, какотечественные, так и зарубежные: С.В. Андреев, Дж. Биггине, М.Ю. Белов, Э.Беллами, Г.Н. Белоглазова, А.О. Гамольский, А.У. Грачев, Н.В. Калистратов, Д.С.Кидуэлл, Л.П. Кроливецкая, В.А. Кузнецов, О.И. Лаврушин, О.В. Мирошкина, Е.В.Орлова, Р.Л. Петерсон, Г.Б. Поляк, Т.Б. Рубенштейн, А.В. Спесивцев, В.М.Усоскин и другие.
Среди научных трудов, рассматривающих операции банков спластиковыми картами, можно выделить такие наиболее важные направления в даннойобласти исследования, как экономические условия использования банковскихпластиковых карт в системе безналичных расчетов (А.С. Воронин, С.М. Гуриев, М.Ларкин, О.В. Чередниченко, Т.В. Кириченко).
В современной экономической литературе отводитьсязначительное место способам осуществления безналичных расчетов на основепластиковых карт. Среди авторов можно отметить работы А.Д. Голубовича, О.М.Миримской, К.Н. Петровой и Ю.А. Радцевой, Л.М. Филипповской, Л.Ю. Хлыстун.
Вопросами банковского операционного риска занималисьтакие исследователи как: О.Н. Антипова, В.В. Геращенко, Е.Л. Именитов, С.В.Котелкина, Л.Н. Красавина, О.И. Лаврушин, П.С. Роуз, Н.А. Савинская, В.Т.Севрук, А.Ю. Симановский, М.Э. Соколинская, Т. Кох, Дж.Ф. Синки, Г.А. Тосунян.
Высокая теоретическая и практическая значимость внедренияновых банковских продуктов свидетельствует об актуальности темы исследованиявыпускной квалификационной работы.
Актуальность темы исследования определила ее цель, задачии структуру работы.
Целью выпускной квалификационной работы явилосьисследование теоретических положений по проблеме исследования и разработка практическихрекомендаций по совершенствованию внедрения пластиковых карт, как инструментаналичного и безналичного оборота денег в коммерческом банке.
В соответствии с целью исследования были поставленыследующие задачи:
1) исследовать сущность банковских пластиковых карт идать их классификацию;
2) рассмотреть практику банковского обслуживания сиспользованием пластиковых карт и выявить особенности и проблемы в их развитии;
3) исследовать организацию обслуживания банковскими картамипо Кировскому ОСБ № 6991/0207 ОАО Сбербанк России;
4) определить перспективные направления развитияпластиковых карт в общей системе банковских продуктов в Кировском отделении №6991/0207 ОАО Сбербанк России;
5) разработать рекомендации по совершенствованию организацииобслуживания банковскими картами в Кировском отделении № 6991/0207 ОАО СбербанкРоссии и определить их экономическую эффективность.
Объект исследования — организация банковскогообслуживания на основе банковских пластиковых карт в Кировском отделении №6991/0207 ОАО Сбербанк России.
Предмет исследования — система банковского обслуживания сиспользованием банковских пластиковых карт.
Структура выпускной квалификационной работы состоит извведения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Построение глав работы выпускной квалификационной работыобусловлены поставленными целями и задачами.
Во введении обоснована актуальность темы исследования,сформулированы цель и задачи работы, определены предмет и объект исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы«Теоретические основы исследования использования банковских операций спластиковыми картами» выявлена сущность и возникновение банковских пластиковыхкарт, как разновидности кредитных денег, раскрыта роль и место пластиковых картв общей системе банковских продуктов, рассмотрено банковское обслуживание сиспользованием банковских пластиковых карт, а так же проведен анализ рынкапластиковых карт в России.
Во второй главе «Исследование системы банковскогообслуживания пластиковыми картами в Кировском отделении № 6991/0207 ОАОСбербанк России» изучена организационно-правовая основа деятельности отделениябанка ОАО Сбербанк России на рынке пластиковых карт, проанализированаорганизация системы банковского обслуживания пластиковыми картами.
В третьей главе «Перспективные направления развитияпластиковых карт в системе банковского обслуживания в Кировском отделении №6991/0207 ОАО Сбербанк России» обоснованы перспективные направления развитияпластиковых карт в общей системе банковских продуктов и разработанырекомендации по совершенствованию организации обслуживания банковскими картамив исследуемом отделении коммерческого банка.
В заключении выпускной квалификационной работы сформулированыосновные теоретические выводы и даны рекомендации по совершенствованиюорганизации обслуживания банковскими картами в Кировском отделении № 6991/0207 ОАОСбербанк России.

Глава 1. Теоретические основы исследования использованиябанковских операций с пластиковыми картами
1.1 Сущность и классификация банковских пластиковых карт
Банковские платежные карты изначально создавались какрозничный продукт, ориентированный на держателя — физическое лицо. И сейчас вовсем мире платежные карты для банков — одно из важных направлений розничногобизнеса [9, с. 13].
Первые карточки — карточки постоянных клиентов — магазиныстали выдавать еще в 1914 году. Привычный вид карточка приобрела в 1928 году, сначалом выпуска металлических прямоугольных пластинок компанией FarringtonManufacturing.
Современная система банковских расчетов, до сих порэффективно используемая в карточном секторе, была впервые реализована в 1946 годуFlatbush National Bank в Нью-Йорке. Клиенты банка могли приходить в крупныемагазины Нью-Йорка без денег и покупать товары. Взамен покупок клиент выдавалрасписку, которая отправлялась в банк, где магазину возмещались все расходыденьгами, взятыми с личного счета клиента банка.
Очередной, и самый важный рывок в развитии карточныхсистем наступил после Второй мировой войны. Соединенные Штаты активнонаращивали свой экономический потенциал. Развитие автомобильной индустрииизменило весь образ жизни американцев. Затем последовал резкий рост числаавиаперевозок. Оживление наблюдалось и в банковском секторе. Переход на новыевиды экономических отношений вызвал реструктуризацию банковской системы ивнедрение новых способов расчетов (платежная система), к такому число относят ирасчеты с банковскими пластиковыми картами [32].
Рынок пластиковых карт в России является динамичноразвивающимся и непрерывно эволюционирует. Одним из прогрессивных направленийорганизации безналичных расчетов является развитие платежных систем, основанныхна использовании банковских пластиковых карт [9, с. 15].
Платежной системой обычно называют некоторую совокупностькредитных организаций, выполняющих совместно расчетные операции. Основойсуществования любой такой системы является определенная расчетная технология испрос на расчетные услуги, причем спрос географически распределенный. Помимосамих кредитных организаций неотъемлемой частью современных платежных системявляются вспомогательные звенья, прежде всего несущие технологическую нагрузкуи выполняющие вычислительные функции.
Платежные системы являются высокоорганизованнымиструктурами, для управления которыми функционируют связующие звенья — ассоциации членов, координационные советы. Указанные управляющие структурыведут постоянную работу, в том числе методологическую, направленную, по сути,на одну важнейшую цель: поддерживать всю систему целиком в состоянии саморазвития,желательно с ускорением [21].
Международные платежные системы — еще более сложныйуровень организации, так как системные правила должны учитывать не тольконациональные регулирующие нормы, не только аспекты международного права, но ивозможность состыковки всего вышеперечисленного без внутренних противоречий. Отдельными еще более сложным случаем являются международные платежные системы, имеющие всвоей основе расчетную технологию на основе карт. На самом деле, это не однатехнология, это целое семейство технологий, имеющих каждая свою экономику,операционные процедуры и управляемость [17, с. 24].
Банковская карта предназначена для доступа к личномусчету, открытому банком физическому или юридическому лицу, она позволяетоплачивать товары и услуги, а также получать наличные денежные средства впределах остатка на личном счете или в пределах предоставленной банкомкредитной линии или овердрафта [9, с 16].
Все карты, выпускаемые банком, имеют признакипринадлежности банку, логотипы международных платежных систем, а такжепредусмотренные правилами платежных систем защитные признаки [41].
Обращение банковских карт в РФ регулируется Положением обэмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежныхкарт, утвержденным ЦБ РФ 24.12.2004 № 266-П [2].
Согласно п. 1.4 Положения № 266-П банковская картапризнается видом платежной карты и является инструментом безналичных расчетов,предназначенным для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченнымиюридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента,в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом. Держателембанковской карты может выступать как физическое, так и юридическое лицо ииндивидуальный предприниматель [6].
Банковские карты — это инструмент безналичных расчетов,предназначенный для совершения держателями операций с денежными средствами,находящимися у эмитента (п. 1.4 № 266-П). Отсюда вывод: не все платежные карты- банковские. Но все банковские карты — платежные.
Соответственно, данные платежные инструменты можноопределить как правовые средства осуществления переводов денежных средств(наличных и безналичных) с целью совершения платежа.
Формой безналичных расчетов, не предусмотреннойГражданским кодексом РФ, но вполне допустимой, согласно норме его п. 1 ст. 862[1], являются безналичные расчеты, совершаемые посредством использованиябанковских карт – «… именных денежных документов, выпущенных банковским илииным специализированным кредитным (торговым) учреждением, удостоверяющий наличиев соответствующем учреждении счета владельца»… «карточки и дающий право наприобретение товаров и услуг в розничной торговой сети без оплаты наличнымиденьгами» [46, с. 110].
Обыкновенно, такие документы имеют вид пластиковыхкарточек с нанесенной на одну из сторон магнитной полосой, предназначенной дляфиксации легитимационных признаков владельца карты [4].
Карточный продукт — банковская карта, характеризующаясяопределенными условиями выдачи, обслуживания и использования.
Банковская карта рассматривается также как средствоидентификации ее держателя; средство доступа к банковскому счету; средство длясоставления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента [15,с. 414; 44, с. 55-57].
Банковская карта, выданная владельцу (физическому лицу)средств на банковском счете, использование которой позволяет держателю, всоответствии с условиями договора между эмитентом (банком) и клиентом,распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете, в пределахрасходного лимита, установленного эмитентом, оплачивать товары и услуги и (или)получать наличные денежные средства в банкоматах или в пунктах выдачи наличныхденежных средств [45].
Банковская карта является персонифицированным платежнымсредством, предназначенным для оплаты товаров и услуг, а также полученияналичных денег в банковских учреждениях или в банкоматах на территорииРоссийской Федерации и по всему миру. Разрешение на операцию выдачи наличныхсредств может быть получено только в результате авторизации [20, с. 24].
Таким образом, в экономической и законодательной литературерассматриваются различные подходы к трактовкам банковских пластиковых карт.Следует отметить, что довольно сложно охарактеризовать такое многогранноепонятие, в полной мере отразив все их особенности.
В соответствии с Положением ЦБР № 266-П кредитнаяорганизация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов:расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт и предоплаченных карт. Этостандартные банковские карты./> /> /> /> />
Стандартные банковские карты   /> /> />

Рисунок 1. Классификация стандартных банковских карт
Расчетная (дебетовая) карта предназначена для совершенияопераций ее держателем в пределах установленной кредитной организацией — эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которымосуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковскомсчете, или кредита, предоставляемого кредитной организацией — эмитентом клиентув соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствиина банковском счете денежных средств (овердрафт) [22, с. 206-207].
Кредитная карта предназначена для совершения еедержателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежныхсредств, предоставленных кредитной организацией — эмитентом клиенту в пределахустановленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
Предоплаченная карта предназначена для совершения еедержателем операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией эмитентомот своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной картык кредитной организации — эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатовинтеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств [2].
Приведем классификацию платежных карт, используемыхбанками для ведения розничного бизнеса, по ряду существенных признаков с точки зрения,как функциональных характеристик карты, так и карточного бизнеса.
Банковские платежные карты можно подразделить по признакуналичия лицевого счета — на карты со счетом и карты без счета [23, с.56].
Основная масса банковских карт привязана к определенномулицевому счету на балансе банка, по которому согласно правилам бухгалтерскогоучета отражаются все платежи по операциям с картой — будь то сами операции,комиссии банка за их совершение или начисление процентов на остаток, еслитаковой есть в тарифах по обслуживанию карты.
Карты со счетом тоже можно классифицировать, используядва дополнительных признака, — тип счета и режим его ведения. По даннымпризнакам карты со счетом могут быть разделены на два основных класса: дебетовыекарты и кредитные карты [22, с. 210].
Для дебетовых карт тип лицевого карточного счета — расчетный счет, расчеты по карте совершаются в пределах свободного остатка насчете, овердрафт недопустим (хотя в принципе и возможен).
С кредитными картами несколько сложнее. В общем случаекредитные карты можно подразделить на три категории:
— расчетные или так называемые чардж-карты (англ, charge– заряд). Карта как бы заряжается на определенную сумму, в пределах которой еедержатель может кредитоваться. Тип лицевого карточного счета — расчетный счет,но режим ведения счета таков, что позволяет производить расчеты по карте нетолько в пределах свободного остатка, но и в пределах разрешенного овердрафтапо счету, размер которого оговаривается в договоре или тарифах банка, при этомзадолженность должна ежемесячно погашаться держателем карты в полном объеме);
— револьверные кредитные (тип лицевого карточного счета — ссудный, однако жесткое требование ежемесячного погашения ссудной задолженностив полном объеме отсутствует);
— револьверные овердрафтные (тип лицевого счета — расчетный счет с допущением овердрафта, требование ежемесячного погашенияссудной задолженности в полном объеме отсутствует) [23, с. 58-59].
При рассмотрении карт со счетом уместно дать определениедвух основных понятий – «доступный баланс» и «кредитный лимит».
Доступный баланс — это сумма, в пределах которой можносовершать операции с платежной картой в момент, когда предполагается совершитьоперацию. Таким образом, доступный баланс — величина меняющаяся. Онауменьшается на сумму выполненных с картой операций, на сумму комиссий банка иувеличивается, например, если на карту банком начислены проценты на остаток иливернулись денежные средства по оспоренной клиентом операции.
Кредитный лимит — это максимальный размер ссуднойзадолженности по карте, которая может возникнуть (в случае с револьвернойкредитной картой), или же максимальный разрешенный овердрафт (в случае срасчетными или револьверными овердрафтными картами). Таким образом, кредитныйлимит в отличие от доступного баланса — это величина, зафиксированная вдоговоре между банком и клиентом, и она неизменна, пока банк или клиент неподпишут новый договор или не внесут изменения в действующий. При этом,конечно, операции по карте могут исчерпать кредитный лимит, и совершениеопераций станет невозможным вплоть до погашения задолженности [9, с. 23-24].
Для дебетовой карты доступный баланс равняется свободномуостатку на карточном счете (за минусом заблокированных на карт-счете суммопераций по карте). Для расчетной карты доступный баланс равняется суммесвободного остатка по карте плюс кредитный лимит (разрешенный овердрафт). Длякредитной револьверной – «невыбранной» на момент расчета сумме кредитноголимита. Для револьверной овердрафтной — свободный остаток плюс кредитный лимит.
Карты без лицевого счета — это предоплаченные неименныекарты. В случае с такими картами банк может выступать в качестве распространителякарты, оказывающего по соглашению с компанией-эмитентом еще некоторыеинформационные услуги клиентам. Полученные от клиента денежные средствабанк-распространитель сначала аккумулирует на транзитном счете, а потом посоглашению с компанией-эмитентом перечисляет на счет компании [28].
Карты со счетом тоже могут быть неименными, хотя вбольшинстве своем они все-таки именные (примером неименной карты с лицевымсчетом может служить Visa Instant Issue, Maestro Prepaid) [37].
Особый случай — карта с чипом, реализованная какэлектронный кошелек. У чиповой карты тоже имеется лицевой счет, но режим еговедения отличается от режима лицевого счета традиционных карт. Обычная картасама по себе не содержит информации о состоянии счета, она является как быинструментом доступа к расчетному счету (или инструментом для оформленияплатежного документа для последующего списания со счета суммы операции — вслучае с неавторизованной операцией). Соответственно в момент зачисления банкомденежных средств на карточный счет, к которому привязана обычная платежнаякарта, на саму банковскую карту никакого зачисления не производится. Другоедело — карта типа электронный кошелек: в момент ее пополнения остаток налицевом счете уменьшается на сумму, на которую было произведено пополнениекарты. Так что на карте действительно появляется электронная наличность, врезультате чего и становится возможной и безопасной (с точки зрениявозникновения овердрафта по счету) авторизация операций в режиме офлайн [32].
Как любой продукт, предназначенный для розничной продажи,платежные карты ориентированы на массовый рынок. Поэтому карточные продукты,предлагаемые платежными системами и компаниями, максимально стандартизованы [9,с. 32-33]. В каждой платежной системе есть карточные продукты, ориентированныепо трем основным клиентским сегментам:
— массовый клиент (карты класса Standard),
— состоятельный клиент (класс Gold),
— элитный клиент (карты типа Infinite, Platinum).
Кроме того, предусмотрены специальные продукты длякорпоративных клиентов (класс карт Business). В последние годы в связи сразвитием Интернета и электронной коммерции появляются карты, предназначенныедля использования в данной области.
Российские банки — члены платежных систем на базестандартных карточных продуктов платежных систем создают свои стандартныепродукты. Для каждого из таких продуктов, как правило, утверждаются единыетарифы по выпуску и обслуживанию, разрабатываются стандартные клиентскиедоговоры, схемы проводок по операциям и т.д.
Но электронные банковские услуги являются динамичноразвивающимися инструментами банковской системы, поэтому ключевым элементомэтой системы, могут и должны стать универсальные пластиковые карты, чтовызывает необходимость добавить новый классификационный признак в отношениипластиковых карт по функциональному назначению, что представлено на рисунке 2.
/>

Рисунок 2. Классификация банковских пластиковых карт пофункциональному назначению
Стандартная карта — карта, по которой совершают дебетовыеи/или кредитовые схемы расчетов, являющаяся носителем информации об одномбанковском счете [12, с. 35].
Универсальная банковская пластиковая карта – этоэлектронное платежное средство, аналогичное стандартным, широкораспространенным банковским картам, но позволяющее, в свою очередь, иметьнесколько банковских счетов на одном физическом носителе. Универсальныебанковские пластиковые карты необходимо внедрять в систему банковскогообслуживания Сбербанка России, так как это даст возможность пользователю картыидентифицироваться в инфраструктурных подразделениях различных действующихбанков и совершать привычный набор операций с большим удобством и безопасностью(рисунок 3) [10, с. 233]./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Универсальная пластиковая карта   /> /> /> /> /> />

Рисунок 3. Информационное содержание универсальнойпластиковой карты
Универсальные пластиковые карты выполняют ряд функций,свойственных стандартным пластиковым картам, однако вместе с этим дают рядпринципиально новых возможностей своим владельцам.
Главная особенность универсальной банковской пластиковойкарты состоит в том, что она хранит определенный набор информации иобеспечивает доступ к нескольким базам данных, что позволяет ей выступать однимиз прогрессивных средств организации безналичных расчетов в сфере денежногообращения, способствуя унификации и повышению удобства оказываемых финансовыхуслуг в банковской среде.
Преимущества использования универсальной пластиковойкарты заключается в том, что на ней накапливает информация несколькихбанковских подразделений и счетов, а создание единого расчетного центра в своюочередь усовершенствует механизм обработки всей информации о счетах держателятакой пластиковой карты, так как концентрация информационных потоков в единомцентре позволит упростить систему контроля за совершаемыми операциями [11, с.37].
Расчет с использованием универсальной банковскойпластиковой карты в совокупности с созданием Единого расчетного центразначительно упростит процесс банковского карточного бизнеса, посколькуусовершенствует механизм функционирования всех видов банковских пластиковыхкарт. Это приведет к снижению взимаемых комиссий за операции совершенные влюбом платежном терминале, отменит необходимость обслуживания в банкоматах,принадлежащих одной банковской сети.
Таким образом, представленные в экономической литературеопределении узко трактуют сущность банковских пластиковых карт, указываюттолько на их принадлежность к системе банковского кредитования и безналичныхрасчетов.
Вместе с тем, необходимо раскрыть трактовку данногопонятия, предложенную Ю.В. Всяких: «банковская пластиковая карта — являетсясложным банковским продуктом, являющимся одновременно техническим средствомдоступа и титулом закрепленного за ней банковского счета, а также пакетомбанковских услуг, предназначенных для осуществления безналичных операций» [10,с. 234]. Данное свойство карты определяет ее возможности использования вкачестве персонифицированного инструмента безналичных расчетов при условииналичия специальной инфраструктуры технической поддержки.
1.2 Роль и место пластиковых карт в общей системебанковских продуктов
За недолгую историю современного банковского бизнесароссийские банки постепенно прошли путь от сугубо корпоративных к универсальнымфинансовым организациям, в деятельности которых значительную роль играетрозничный бизнес. Развитие розничных операций практически всех универсальныхбанков начиналось с условно розничных операций, обслуживания зарплатныхпроектов корпоративных клиентов [21, с.18].
Рынок платежных карт — один из наиболее перспективныхсегментов банковского бизнеса в России. Его развитие — важный фактор в решениизадач расширения доступности платежных услуг населению, сокращения наличных иразвития безналичных расчетов в области розничных платежей [7].
Государство заинтересовано в развитии безналичныхплатежей и объясняет это увеличением «прозрачности» денежных расчетов инеобходимостью снижения затрат на производство денег (приводятся данные, что напроизводство одной копейки тратится 20 коп.) [29].
Кроме того, существующая практика внедрения социальныхкарт в отдельных регионах показывает, что прямой экономический эффект в видеэкономии достигает 25-30% бюджетных средств, выделяемых на различные социальныепрограммы. Это происходит за счет:
— создания прозрачной системы учета фактическипредоставленной социальной помощи и повышение контроля над исполнением бюджетовразличных уровней и финансовыми потоками.
— повышения полноты, достоверности и оперативности учеталиц, имеющих право на адресную социальную помощь, в том числе своевременногопрекращения выплат гражданам, утратившим право на получение социальной помощи,исключение дублирующих выплат.
— снижения потерь от нецелевого использования бюджетныхсредств, выделяемых на оказание социальной помощи.
— стимулирования российского производства карт итерминального оборудования в рамках реализации масштабного проектанационального уровня [19].
Универсальный характер пластиковой карты как платежногоинструмента позволяет успешно решать различные задачи в социальной и бюджетнойсферах. Поэтому рынок банковских карт может служить своеобразным индикаторомразвитости банковской системы, уровня банковской культуры, степениблагосостояния жителей и их доверия к банкам.
Региональные банки активно вовлекаются в процессобслуживания финансовых потоков региона, расширяют свою клиентскую и ресурснуюбазу, повышают инвестиционный потенциал, который может быть задействован вфинансировании региональной экономики и различных региональных программ.
Администрация субъекта Федерации, решая государственнуюзадачу, принимает активное участие в создании и управлении региональнымипроцессинговыми центрами по обработке социальных транзакций [19].
В целом государство одобрительно относится к картам икарточным расчетам и, что очень важно, такое отношение не меняется со временвыпуска первых платежных карт в России, да и вряд ли изменится в обозримомбудущем. Под таким позитивным отношением есть объективная основа — карточныерасчеты являются механизмом обезналичивания денежных потоков населения икомпаний. Как известно, безналичный поток, проходящий через банковскую систему,наиболее доступен для контроля, анализа и, в конечном счете, удобен дляналогообложения. К тому же при этом легче контролировать трансграничнуюплатежную активность [17, с.16].
Почему все большее число организаций и учрежденийпереходят на безналичную выплату заработной платы? Такая форма расчетов сперсоналом позволяет:
— максимально упростить процедуру выдачи заработнойплаты;
— сократить объем кассовых операций;
— не депонировать неполученную зарплату и не сдаватьостатки на счет в банк или лицевой счет в Казначействе;
— сократить расходы по доставке наличности в кассуорганизации или учреждения, снять проблемы, связанные с хранением денежныхсредств;
— создать условия полной конфиденциальности информации озаработной плате работников;
— дополнительно гарантировать безопасность денежныхсредств (в случае утери или кражи карточки, ее можно заблокировать — деньгиостанутся на счете);
— оперативно получать заработную плату в любое удобноевремя и в необходимой сумме (в пределах суммы на счете);
— начислять проценты на остаток денежных средств (приусловии, что это прописано в договоре между учреждением и банком) [29].
Использовать пластиковые карты можно при расчетах,связанных с хозяйственной деятельностью организаций, в том числе с оплатойкомандировочных и представительских расходов.
Согласно п. 2.5 Положения № 266-П от 24.12.2004 г. [2] осуществлятьтакие расходы учреждения могут как на территории РФ, так и за ее пределами. Всвязи с этим оплата командировочных и представительских расходов можетпроизводиться как в валюте РФ, так и в иностранной валюте.
Но на сегодняшний момент банковская карта сталазначительно интереснее для потребителя, так как приобрела дополнительныефункции.
Владельцы карт многих банков имеют возможностькруглосуточно управлять своим счетом, получать актуальную информациюпосредством Интернета и мобильного телефона, пользоваться бонусами и скидками,предоставляемыми банками в сети торгово-сервисных предприятий, а такжесамостоятельно выбирать набор необходимых функций в зависимости от вида карты.Большой популярностью стали пользоваться карточные услуги, оказываемыепосредством мобильного телефона [36].
Например, для клиентов банка – держателей социальнойкарты можно выделить следующие выгоды от использования банковской карты:
1. Повышение качества обслуживания льготников.
2. Отсутствие необходимости документарного подтвержденияправа пользования льготой.
3. Получение дополнительных льгот и скидок приобслуживании в торговых и сервисных предприятиях (в том числе – в рамкахпрограмм адресной социальной помощи).
4. Рост доходов каждого клиента-держателя социальнойкарты регионального банка, то есть жителей региона, за счет начисленияпроцентов по вкладам.
5. Повышение эффективности накопления средств за счетхранения в банке даже малых сумм.
6. Повышение безопасности за счет уменьшенияиспользования и хранения наличных.
7. Удобный и быстрый доступ и управление держателем картысвоим социальным счетом в единой правовой базе систем социальной защитынаселения.
8. Возможность использования «Социальной карты» какудостоверение личности, страховой полис, медицинскую карту и т.д.
Преимущества банковских карт основаны на системнойприроде бизнеса. Все преимущества, собственно, вытекают из одного: карточныйбизнес имеет сильную системную инерцию. Это выражается в том, что даженаходящийся в неликвидном состоянии банк, тем не менее, еще какое-то времяпродолжает вести карточные операции и расчеты.
Примером может служить банк «СБС-Агро», продолжавшийоставаться расчетным банком Europay по России чуть ли не год после фактическогобанкротства. Умный менеджмент имеет возможность сполна воспользоваться этимфактором и с помощью платежной системы перевести быстро и с минимальнымипотерями все бизнес-функции вместе с клиентскими счетами в заранее подготовленный«бридж-банк».
Ярким и, увы, чуть ли не единственным примером такогоповедения может служить банк «МЕНАТЕП», передавший бизнес-эстафету банку«МЕНАТЕП СПб» и сохранивший во многом клиентский, технологический, кадровыйпотенциал, да и бизнес в целом. С обычными вкладчиками этого уважаемого банкадело обстояло куда хуже [17, с.18].
Что касается клиентов-картодержателей, то указанныепреимущества хорошо выразил один финансист: «Банк — это такая организация, вкоторой есть деньги, даже когда денег нет, а на картах деньги есть, даже когдаих уже нет в банке». Дело в том, что международные карты могут при определенныхдополнительных условиях оставаться рабочими, даже когда банк не может вести нимеждународных, ни внутренних расчетов. Кроме того, банк, работающий с картамимеждународных платежных брендов, в своем поведении с клиентами во многомориентирован на стандарты, предписываемые или подразумеваемые владельцами брендов.В силу этого банк будет всеми силами стараться удержать клиента и повозможности компенсировать его потери.
Как считает Н.В. Иванов банк занимается картами:
1) с целью формирования полного пакета услуг и ихпредоставления корпоративной клиентуре банка. При этом под услугамикорпоративному сектору подразумеваются и зарплатные проекты, и корпоративныекарты, и карты для наиболее состоятельных сотрудников клиентов, как дляфизических лиц, а также эквайринг. Иногда — установка банкоматов, не связанныхс зарплатными проектами;
2) как важнейшим компонентом продвижения собственнорозничной стратегии, то есть карта — как финансовая услуга, как средствокоммуникации с клиентом, как носитель имиджа. Все это адресовано массовомурозничному потребителю, которого связывает с банком лишь его финансовоеобслуживание как частного лица [17, с. 21-22].
Для полноты картины нужно указать еще на две стратегии,менее распространенных в силу разных причин и имеющих каждая свою экономику:
3) стратегия развития эквайринговых операций, какнезависимого бизнеса;
4) стратегия развития АТМ-эквайринга.
Эти стратегии являются доминирующими на рынке, ипрактически все отечественные карточные портфели являются в целом или вкакой-то части комбинированной производной от этих стратегий. Поэтому реальнаяэкономическая модель представляет собой некую консолидацию составляющих подмоделейпо видам бизнеса.
Следует подчеркнуть, что каждой стратегии соответствуетсвоя экономическая модель. Экономическая эффективность управления состоит вумелом управлении всеми ресурсами карточного подразделения — кадрами,техническим потенциалом. Знание рынка и клиентов позволяет эффективноманипулировать указанными стратегиями-моделями для достижения наибольшегофинансового результата.
За счет развития платежной системы с использованиембанковских карт банки, эмитирующие платежные карты достигают:
— расширения клиентской базы банка;
— привлечения средств населения на счета в банке [8].
1.3 Перспективы развития банковского обслуживания сиспользованием банковских пластиковых карт
Использование пластиковых карт как средства платежапрочно входит как в хозяйственный оборот организаций и индивидуальныхпредпринимателей, так и физических лиц.
Безналичная форма расчетов позволяет более оперативнопроводить платежи. Однако рост безналичных расчетов с использованием банковскихкарт сдерживают такие факторы, как отсутствие четкой нормативно-правовой базы,которая позволяла бы с однозначной уверенностью использовать данную формурасчета в практике, а также сложившееся мнение, что взаимоотношения с банкомтребуют большого количества бумаг и времени [6].
Общие положения, касающиеся выпуска банковских карт,изложены в Положении об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых сиспользованием платежных карт, утвержденном ЦБ РФ от 24.12.2004 г. № 266-П.Согласно этому Положению различают три вида банковских (платежных) карт:расчетные (дебетовые), кредитные и предоплаченные.
Расчеты по данному виду карт осуществляются в пределахрасходного лимита (который устанавливает банк — эмитент карты). Расчеты могутосуществляться за счет собственных средств клиента, находящихся на его счете вбанке, и (или) за счет кредита, предоставленного клиенту банком — эмитентомбанковской карты на основании договора банковского счета при условиинедостаточности или отсутствия собственных денежных средств на счете клиента.
Другими словами, расчетная (дебетовая карта)предоставляет своему держателю право осуществлять расходы за счет средств,находящихся на его банковском счете, а в случае недостаточности таких средств — за счет овердрафтного кредита банка. Чтобы получить такую карту, клиент должензаключить с банком-эмитентом договор банковского счета, в котором необходимоуказать условия предоставления овердрафта и порядка расчета по нему. Отношенияовердрафта в нашей стране пока законодательно не урегулированы. В общем порядкек нему применяются положения главы 42 ГК РФ [1].
Расчетная банковская карта с условием предоставленияовердрафта, как правило, предусматривает так называемый грейс-период, в течениекоторого банк не взимает проценты за пользование денежными средствами.
В соответствии с Порядком эмиссии банковских карткредитная карта предусматривает расчеты держателя карты за счетпредоставляемого банком-эмитентом кредита. При этом она может выпускаться какпри наличии банковского счета клиента, так и без его наличия. В таком случае отношениямежду банком и клиентом регулируются кредитным договором, в которомпрописываются условия предоставления кредита и порядок расчетов по нему. Припредоставлении кредитной карты клиенту без открытия банковского счетадокументами, подтверждающими оплату использования заемных средств, будутявляться либо реестр платежей, либо электронный журнал.
В случае с предоплаченной картой расчеты по нейосуществляет банк-эмитент от своего имени, а у держателя карты существует правотребования оплаты [3, с. 14].
Несмотря на все внешнее техническое своеобразие расчетов,осуществляемых с использованием банковских карт, возникающие в этом процессеотношения весьма близки к тем, что складываются в ходе расчетов чеками.
Разница заключается лишь в том, что кредитная картапозволяет создать обязательство банка-плательщика (эмитента) непосредственноперед получателем платежа (лицом, в пользу которого составлен и подписан слип сэлектронного образа кредитной карты) — лицом, статус которого аналогиченчекодержателю, чего не позволяет сделать чек. Это становится возможнымблагодаря оперативной (с юридической точки зрения — мгновенной) передачесведений об изменении состояния СКС в результате каждого акта распоряжениякартой; информация же о выдаче бумажных чеков поступит к банку-плательщику неранее, чем по их предъявлении держателями. Электронные расчеты позволяют,следовательно, обеспечить депонирование (бронирование, обособление) средств наСКС в такой сумме, которая необходима для производства каждой расчетнойоперации [4, с. 28].
По этой же причине становится возможным отказаться отпринципа «один счет — одна чековая книжка», безусловно, необходимого в чековомправе; электронный способ передачи данных о расчетных операциях позволяетсовершать операции с использованием нескольких карт по одному счету [2, п. 2.1],равно как и с использованием одной карты для обслуживания нескольких счетов [2,п. 2.2].
В начале 21 века россияне впервые столкнулись спредоплаченными картами как таковыми. Это были «скрейч-карты» для пополнениясчета мобильного телефона. Сейчас таких карт практически не осталось – ихзаменили пункты приема платежей, банкоматы, устройства самообслуживания,которых на сегодняшний день на рынке тысячи и тысячи.
Благодаря своим отличиям от рядовых дебетовых иликредитных карт, предоплаченная карта – это очень интересный и перспективныйпродукт для кредитных организаций, позволяющий получать доходы на тех сегментахрынка, к которым банки и не знали, как подступиться.
По данным Агентства финансовой информации «М3-медиа»: «Согласнопрогнозам аналитиков, расходы по предоплаченным картам в Европе вырастут к концу2010 года до 164 млрд. долларов США. Прогноз основан на данных новогоисследования, которое провела Бостонская Консалтинговая Группа (BostonConsulting Group, BCG) [16].
По результатам этого исследования самым большим единымрынком Европы по предоплаченным картам станет Великобритания. В то же времянаибольший рост расходов по предоплаченным картам относительно общих расходовпо платежным картам ожидается в России и Польше.
Лидирующая роль в развитии сегмента предоплаченных карт вЕвропе отводится использованию карт для выплат государственных льгот лицам, неимеющим банковских счетов, а так же использованию таких карт частными лицами вкачестве подарков.
По данным BCG, прогнозируемая суммарная цифра расходов попредоплаченным картам в Европе составит 164 млрд. долларов, что составит 25,4%от всей предполагаемой суммы расходов по этим картам во всем мире (645 млрд.долларов). Это не только поставит европейский рынок предоплаченных карт позадиСША (296 млрд. долларов или 45,9% от общей суммы расходов в мире), но позволитобогнать Японию (59 млрд. долларов или 9,1%). По прогнозам BCG в Россииожидаемая цифра расходов по картам предоплаты составит 23 млрд. долларов [16].
Результаты исследования демонстрируют, что одним изключевых факторов роста расходов по предоплаченным картам станутгосударственные программы.
Предоплаченные карты не только исключают наличныесредства из системы расчетов, но и позволяют убедиться в том, что платежидоходят до тех, кому они предназначены. И, таким образом, помогают снизитьуровень мошенничества по программам социального обеспечения.
В России к концу 2010 года 23,2% всех расходовправительства на пособия (13 млрд. долларов) будут осуществляться черезпредоплаченные карты» [16].
Понадобиться массовая эмиссия банковских предоплаченныхкарт может быть использована для путешествий, при начислении зарплаты, дляиспользования подростками, школьниками и студентами.
Однако все эти виды карт, в основном, предлагаемыемеждународными платежными системами, имеют существенный недостаток – длярешения задач, которые стоят перед банками и потребителями, последние могутиспользовать обычные расчетные карты.
Платежная система «Золотая Корона» дает возможность банкам-участникамСистемы эмитировать предоплаченные карты, как в электронном, так и втрадиционном виде (магнитные или микропроцессорные карты).
Каждый из видов предоплаченных карт решает различныезадачи, помогая занять Банку новые ниши в розничных сегментах за счетвысококонкурентных и, в то же время, простых технологий [18].
Российская платежная система «Золотая Корона» быласоздана в конце 1994 года в Новосибирском Академгородке. Основная ставкаделалась на высокотехнологичные микропроцессорные карты, которые обеспечиваютполную безопасность и возможность работы без подключения к Интернету [16]. Электронныепредоплаченные карты можно использовать для гашения кредитов. На конец 2006года банки выдали населению в качестве кредитов 2,148 млрд. руб. В 2007 году,объем кредитов, выданных населению, составил 9% от внутреннего валовогопродукта, в 2009 году превысил 10% ВВП. Поэтому все более актуальной становитсяпроблема удобства гашения этих ссуд для клиентов и отсутствия просрочки длябанков.
Проблема роста рисков при кредитовании населения остаетсяактуальной.
В России в 2005 году рост задолженности составлял 1,9%, в2006 году доля просроченных кредитов физических лиц достигла величины 2,7%, кконцу 2010 года рост задолженности прогнозируется в пределах 4,5- 4,8% (рисунок4).
/>
Рисунок 4. Динамика роста доли просроченных кредитовфизических лиц
В исследовании «Российские банки в розничном бизнесе»,проведенном агентством «РусРейтинг», говорится о том, что уровень просроченнойзадолженности у банков различается от 28% в сегменте экспресс-кредитования до1% в сегменте долгосрочного кредитования в валюте.
При этом объем просроченной задолженности у банков порозничным кредитам вырос за первое полугодие 2009 года более чем на 40% ипревысил 63 млрд. рублей. Объем невозврата кредитов, выданных по пластиковымкартам, вырос с начала 2009 года в два раза и составляет сегодня не менее 14%.
Аналитики видят причины роста просроченной задолженностине только финансово-экономическом кризисе, но и в невнимательности банков кканалам погашения кредитов.
Федеральные банки-лидеры потребительского кредитованияобеспечили только инфраструктуру для выдачи кредитов – максимально приблизив еек клиенту, но не создали достаточно широкой сети для гашения кредитов.
Соответственно, они вынуждены пользоваться услугамиразличных сторонних организаций (почта, другие кредитные учреждения, которыезаинтересованы в получении постоянного безрискового дохода). В результатенаселение получило неудобный процесс гашения кредитов, а очереди в офисахбанков не стимулируют клиентов к своевременному погашению обязательств передкредитными организациями [18].
Банкам необходимо помнить, что, расплатившись с однимкредитом, добросовестный заемщик (а именно он представляет ценность длякоммерческих банков) будет выбирать банк-кредитор по ряду критериев, средикоторых неизбежно окажется: репутация банка-кредитора, качество услуг, ясное ипонятное сопровождение кредита, предоставляемые возможности по погашениюкредита – доступность и оперативность.
Совершенно очевидно, что клиент обратиться в этот же банкза повторным кредитом, если все вышеперечисленные факторы полностью егоустроят.
Таким образом, задача снижения просроченнойзадолженности, которая влияет и на снижение сумм, отвлекаемых для размещения вкачестве резерва на возможные потери по ссудам (РВПС), очень остро стоит передбанками.
Несмотря на это банковские карты — один из наиболеепривлекательных сегментов рынка банковских розничных услуг — на протяжениипоследних лет демонстрируют динамичный рост по всем показателям, на сегодняшнийдень в России на одного жителя приходится менее одной банковской пластиковойкарты, в то время как средний мировой показатель — более трех.
Как свидетельствуют данные исследования Business-Vision«Поведение потребителей на рынке банковских пластиковых карт», только третьнаселения России (35%) пользуется банковскими картами [30, с. 25].
В карточном профит-центре, как и в любом бизнесе, однимиз основных является вопрос об управлении доходностью.
Доходность = (Доход — Издержки) * 100%: Издержки
Как видно из математического представления, управлятьнеобходимо доходами и издержками, возникающими в связи с деятельностьюкартподразделения.
Как известно, доходы в карточном бизнесе делятся на дверазличные категории: операционные доходы и доходы, связанные с привлечением ииспользованием денежных ресурсов, размещенных клиентами на различных счетах. Наболее развитых рынках объем вложенных в картбизнес ресурсов больше объемапривлечения, так как картпрограммы состоят в основном из кредитных карт. Болеетого, ресурсные доходы составляют очень часто более половины всех доходовкартпрограмм. На отечественном, «дебетовом», рынке ситуация прямопротивоположная – «привлеченка» доминирует.
По мнению авторов [20, 21] ценность операционных доходов,вообще говоря, более высокая, чем процентных.
Операционный доход — это непосредственная продажа услугбез процентных рисков. Процентный же доход — это всегда кредитный риск, апривлечение ресурсов само по себе для банка еще отнюдь не означает заработок.Работа с ресурсами может при определенных условиях обернуться и потерями.
В современной зарубежной практике идеальным соотношениемсчитается 50/50 — распределение между процентным и операционным (неторговым)доходом. В российской (да и зарубежной) практике доля операционного доходавсегда ниже и составляет в лучшем случае 30%. Остальные 70% приходятся на такназываемый вмененный доход от использования привлеченных ресурсов.
Многие российские банки, к сожалению, по различнымсоображениям включаются в гонку за ресурсами, и в этих целях подчас опускаюттарифы по операциям до уровня ниже себестоимости. Такой подход представляетсянеоправданным и крайне вредным даже без оглядки на зарубежный опыт [38].
Карточные услуги в разных своих видах можно условноразделить на две категории: массовые и штучные, индивидуальные. К первым можноотнести эмиссионные услуги (кроме зарплатных проектов) и услуги по выдаченаличных. К услугам штучным — зарплатные проекты и эквайринг.
В отношении услуг массовых целесообразно иметь единыетарифы (быть может, с региональными поправками), утвержденные по банку в целом,и бизнес следует строить на их применении. Другое дело — штучные услуги.Корпоративные услуги всегда связаны с переговорами и индивидуальным подборомценовых параметров. Чем сложнее услуга, тем больше сил и времени уходит наобсуждение цены. Для крупного зарплатного проекта этот период может растянутьсяна год и более. При этом следует иметь в виду, что де-юре банк обязан иметьутвержденные тарифы на все предоставляемые услуги, а ценовые отклонения должныбыть обоснованы спецификой того или иного проекта.
При ведении любой картпрограммы необходимо контролироватьстепень диверсификации доходов. Есть как минимум две важнейшие осидиверсификации. Первая — диверсификация по видам доходов. То есть в общемобъеме доходов доли, приходящиеся, например, на эквайринг и эмиссию, в идеаледолжны быть равны (если банк проводит комбинированную стратегию). Еслистратегия банка связана только с эмиссионными операциями, то должна соблюдатьсяпропорция между, например, исчисленными по валу доходами, получаемыми отзарплатных карт, и карт, выпушенных банком для физических лиц. Поддержаниепропорции зависит от простановки приоритетов и перераспределения ресурсоввнутри подразделения. Вторая ось — региональная диверсификация. Многофилиальныйбанк не должен мириться с концентрацией карточной программы в головном офисе (ана практике часто складывается именно такая ситуация). Перекос в этом вопросеозначает слабую работу менеджмента картподразделения на местах, в отделениях ирегиональных филиалах [21].
По сути, степень диверсификации — это критерийустойчивости и выживаемости бизнеса в неблагоприятных условиях в самом широкомсмысле слова. Принцип диверсификации можно применять и в других вопросах — например, диверсификация относительно платежных систем, поставщиковоборудования и т.д.
Желательно также поддерживать равномерное распределениедохода по картсчетам (мечантам), но, по мнению Н.В. Калистратова это — слабоуправляемый процесс [20, с. 37].
Таким образом, в сфере денежного обращения банковскиепластиковые карты являются одним из прогрессивных средств организациибезналичных расчетов. Они представляют собой особый инструмент платежа,обладающий дебетовыми и кредитными возможностями.
Банковские пластиковые карты предназначены длябезналичной оплаты товаров и услуг со счета клиента банка, а также дляполучения клиентом наличных денег со своего счета через банкоматысоответствующей платежной системы. В связи с этим возникает потребность вформировании нормативной базы для регулирования взаимоотношений субъектовфинансового рынка, осуществляемых в электронной (документарной) форме с использованиембанковских пластиковых карт.
Однако до сих пор электронный финансовый рынок в Россиипрактически не урегулирован специальным законодательством. Соответственно нет инормального правового механизма реализации интересов, а также защиты прав участниковданного рынка [12].
Примечательно, что в настоящее время такая сложнаяоперация, как выполнение платежей электронным способом, в том числе и сиспользованием пластиковых карт, регламентируется фактически только соглашениемсторон и не является предметом непосредственного (прямого) регулированиядействующего российского законодательства или регулируется исключительнофрагментарно [3, с. 14].

Глава 2. Исследование организации банковскогообслуживания пластиковыми картами в Кировском отделении № 6991/0207 ОАОСбербанк России
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика
Кировское отделение № 6991/0207 Сбербанка Россииосуществляет свою деятельность на территории городского округа Самара какотделение Поволжского банка ОАО Сбербанк России [34].
Сбербанк России является открытым акционерным обществом,главным акционером которого является Банк России (60,25% акций) [33].
/>
Рисунок 5. Структура акционеров ОАО «Сбербанк России»
Сочетание государственного и частного капитала вструктуре акционерного капитала Сбербанка позволяет достичь баланса междуустойчивостью и стремлением к повышению эффективности.
Филиальная сеть Сбербанка состоит из 18 территориальныхбанков и более 20 тыс. отделений, дополнительных офисов и других внутреннихструктурных подразделений, а также около 21 тыс. банкоматов [33].
По величине филиальной сети (2934 учреждений) Поволжскийбанк считается самым крупным среди всех территориальных банков СбербанкаРоссии, а Кировское отделение – самое крупное в Самарской области.
Кировское отделение Поволжского банка, являясьтерриториальным отделением банка ОАО Сбербанк России, было создан в результатереорганизации и действует в соответствии с законодательством РФ, УставомСбербанка России, в соответствии с Кодексом корпоративного управления идивидендной политикой ОАО Сбербанк России.
Реорганизация была осуществлена 2 февраля 2009 года, врезультате которой произошло слияние Советского и Кировского отделений поСамарской области, что позволило повысить управляемость структурныхподразделений Поволжского банка [34].
Организационно-правовая характеристика ФАК СБ РФ ОАОКировское отделение № 6991/0207 представлена в таблице 1.
Таблица 1. Организационно-правовая характеристика ФАК СБ РФОАО Кировское отделение №6991/0207Право на осуществление банковских операций Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 3 октября 2002 года Номер подразделения 5469910207 Почтовый адрес: 443067, г. Самара, ул. Гагарина, 119 Приемная банка: (846) 2627290 Реквизиты банка
Для расчетов:
Получатель: ФАК СБ РФ ОАО Кировское отделение №6991/0207 Банк получателя: Поволжский банк Сбербанка России ИНН: 7707083893 БИК: 043601607 Корсчет: 30101810200000000607 Коды ОКВЭД: 65.12 ОКПО: 02750515 ОКОНХ 96130 КПП: 631602006
Кировское отделение Сбербанка в г. Самара действует наосновании генеральной лицензии Сбербанка России №1481 на право совершениябанковских операций и сделок в РФ и за ее пределами.
Отделение сберегательного банка № 6991/0207 не являетсяюридическим лицом, и осуществляет свою деятельность в пределах прав, оговоренныхв доверенности территориального отделения – Поволжского банка Сбербанка России.
Организационная структура отделения банка определяетсядвумя основными моментами — структурой управления банком и структурой егофункциональных подразделений и служб.
Главное назначение органов управления – обеспечитьэффективное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации егоосновных функций.
Организационная структура допофиса Кировского ОСБ №6991/0207 представлена на рисунке 6.
/>

Рисунок 6. Организационная структура Кировского ОСБ №6991/0207
В штате допофиса Кировского ОСБ № 6991/0207 – 9 человек.Из них:
Заведующий дополнительным офисом – 1 чел.
Заместитель заведующего — 1 чел.
Старший контролер-кассир/Администратор — 4 чел.
Контролер-кассир – 3 чел.
Руководство Кировского ОСБ № 6991/0207 осуществляетзаведующий, который осуществляет:
— общее руководство отделением банка;
— обеспечивает устойчивую, эффективную работу отделения;
— несет персональную ответственность за выполнениевозложенных на отделение задач, распределяет обязанности между своимизаместителем и администраторами;
— в установленном Сбербанком России порядке распоряжаетсяимуществом и денежными средствами;
— заключает от имени Сбербанка России кредитные ихозяйственные договоры с юридическими и физическими лицами.
Кировское отделение №6991/0207 осуществляет следующиебанковские операции:
— привлекает и размещает денежные средства физическихлиц,
— открывает и ведет банковские счета физических лиц,
— инкассирует денежные средства и расчётные документы иосуществляет кассовое обслуживание физических лиц,
— покупает и продаёт иностранную валюту в наличных ибезналичных формах у физических лиц,
— доверительно управляет денежными средствами по договорус физическими лицами.
— оказывает консультативные и информационные услуги,
— осуществляет операции с ценными бумагами в соответствиис законодательством РФ,
— осуществляет обслуживание карт платежных систем Visa,Visa Electron, Visa Plus, MasterCard, Maestro, Cirrus, Сберкарт,AmericanExpress.
Специфика организации работы с клиентурой допофисаКировского ОСБ № 6991/0207 зависит, прежде всего, от категории клиента. Основнымклиентом допофиса являются физические лица.
Поэтому допофису Кировского ОСБ № 6991/0207 предоставленоправо на совершение следующих кредитно-расчетных и других операций в рублях ииностранной валюте:
1. Привлекать и размещать денежные вклады по соглашению сзаемщиком.
2. Осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков- корреспондентови их кассовое обслуживание.
3. Открывать и вести счета клиентов.
4. Привлекать и размещать средства и управлять ценнымибумагами по поручению клиентов.
5. Привлекать и размещать средства и управлятьбанковскими пластиковыми картами по поручению клиентов.
Отделение совершенствует ведение наличных и безналичныхопераций в национальной валюте, стремится обеспечить высокую скоростьпрохождения платежей.
В допофисе Кировского ОСБ № 6991/0207, как и во всемПоволжском банке, применяются различные формы расчётов и гибкая тарифнаяполитика, повышается качественный уровень работы с клиентами.
Решён ряд технических проблем: отделы и службы банкаобеспечены современными технологиями с использованием средств автоматизации,что позволило повысить безопасность банковских операций, скорость проведенияплатежей.
Таким образом, деятельность допофиса Кировского ОСБ №6991/0207 с клиентом охватывает все стороны деятельности банка с физическимилицами от привлечения клиента в банк до проведения операций с банковскимикартами операций по его счетам.

2.2 Анализ системы организации банковского обслуживанияпластиковыми картами
Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельностилюбого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как видпредпринимательской деятельности не составляет исключения.
Целью политики руководства Сбербанка и работы всех егослужб является привлечение клиентуры, расширение сферы услуг, завоевание рынкаи, в конечном счете, — увеличение получаемой прибыли. Одним из таких направленийявляется расчеты с помощью пластиковых карт.
Услуги для физических лиц являются одним из приоритетныхнаправлений банковского бизнеса.
В конце 2008 года на рынке банковских услуг,предоставляемых физическим лицам, сложилась непростая ситуация. При этомСбербанк продолжал активно кредитовать население и развивать розничныйбанковский бизнес, что позволило Кировскому отделению не только не растерятьсвоих клиентов, но и существенно пополнить их количество.
К сожалению, по итогам 2008 года на фоне нестабильнойситуации на финансовых рынках остаток средств физлиц в Кировском отделенииуменьшился на 2,7%, но ажиотажного изъятия клиентами своих сбережений не было. Оттоксредств в целом по Сбербанку на конец 2008 года составил – 2,9%, в целом побанковской системе около 5-7%, в отдельных банках – 15-20% [31, с. 66].
Это связано, в первую очередь тем, что в Кировском ОСБ № 6991/0207организация банковского обслуживания пластиковыми картами определена, в первуюочередь, стратегией развития ОАО Сбербанк данного сектора розничного банковскогобизнеса. Развитие рынка банковских услуг для физических лиц заставилопересмотреть стратегию ведения бизнеса, и внести изменения во все аспекты своейработы.
Во-вторых, в Кировском отделении Поволжского банка созданОтдел банковских карт (карточный центр) – подразделение, ответственное зафункционирование карточных и близких к ним высокотехнологичных продуктов вКировском отделении.
В-третьих, отдел банковских карт Кировского отделенияприветствует и стимулирует предложения по совершенствованию обслуживаниябанковскими картами, которые поступают от отделений и допофисов.
В Кировском ОСБ № 6991/0207 осуществляются следующиенаправления карточного бизнеса:
1) Международные карты Viza, Eurocard/MasterCard – картыClassic и Gold предназначены для среднего класса и состоятельных клиентов.
2) Международные дебетовые карты Сбербанк–Maestro,Сбербанк–Visa Electron — предназначены для работающих граждан для выплатызаработной платы, а также для пенсионеров и молодежи в части перечисленияпенсий, социальных выплат, стипендий.
3) Микропроцессорные карты АС СБЕРКАРТ — для выплатызаработной платы, а также при использовании Интернет-банкинга и в электроннойкоммерции.
4) Предоставление торговым организациям и предприятиямсферы обслуживания возможности приема в качестве средства расчетов, какмеждународных банковских карт, так и АС СБЕРКАРТ.
Все виды банковских карт Сбербанка России представлены нарисунке 7.
Большая часть всех эмитированных Сбербанком карт — дебетовые. Доля кредитных карт, выпуск которых Сбербанк начал весной 2008 года,на 1 июля составляла 0,6% (или 213,6 тыс. карт).
Первоначально Сбербанк только до конца 2008 годапланировал выпустить 300 тыс. карт. Однако из-за начавшегося кризиса выполнитьплан не удалось (объем эмиссии кредиток на конец 2008 года составил 111 тыс.карт). С учетом такого результата план по выпуску кредитных карт на 2009 годбыл пересмотрен. К концу 2009 года объем эмиссии кредиток должен был составить500 тыс. карт, говорилось в ответе Сбербанка на официальный запрос «Ъ»,сделанный в начале года.
/>
Рисунок 7. Банковские карты Сбербанка
Сбербанк обладает огромной клиентской базой, причемнемалую часть ее составляют граждане, обслуживающиеся в рамках зарплатныхпроектов. Только снизив требования по доходу потенциального владельца карты,Сбербанк вполне сможет выйти на объем эмиссии кредиток в 500 тыс. штук.
Однако, согласно опубликованным результатам работы банкас пластиковыми картами за шесть месяцев 2009 года, Сбербанк не выполнил планэмиссии кредиток и на треть, выпустив на 1 июля 213,6 тыс. кредиток. Объемэмиссии кредитных карт ближайшего конкурента Сбербанка — ВТБ 24 — в 2,5 разабольше [43].
Первая кредитная карта с официальной символикой XXIIОлимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи также выпускается Сбербанком. Уникальныйдизайн кредитной карты Visa Сбербанка Росси «Сочи 2014» был определен порезультатам всероссийского конкурса «Твой дизайн карты Visa Сбербанка России кXXII Олимпийским зимним играм 2014 г. в Сочи» [33].
Сберкарт — внутрибанковская карта Сбербанка России, онаможет быть использована только в банкоматах и кассовых терминалах банка, атакже в торговых точках, где установлены терминалы Сбербанка. На сайте банка спомощью карты может быть установлена возможность оперировать счётом черезИнтернет. Сберкарт — микропроцессорная карта от Сбербанка. Банкоматы итерминалы сторонних банков и интернет-магазины, за редкими исключениями, непринимают подобные карты.
Международные пластиковые карты используются вмеждународной системе платежей. Наиболее популярные — Visa(Visa Electron, Visa Classic, Visa Gold) и Mastercard(Cirrus, Maestro, Mastercard). В большинстве случаев они являютсядебетовыми и, как правило, не позволяют производить электронные платежи черезИнтернет. Это повышает безопасность их использования. Эти карты — самые дешёвыепо стоимости выпуска и обслуживания.
Электронные карты Visa (Золотые, Классические иЭлектронные) входят в платежную систему Visa Int. Эмиссия осуществляется черезГПЦ (главный процессинговый центр). Карточные продукты на основе платежнойсистемы Visa Int. представлены на рисунке 8.
/>
Рисунок 8. Карточные продукты на основе карт платежнойсистемы Visa Int.
Карты Visa Classic и Mastercard бывают как дебетовые, таки кредитовые, а также позволяют рассчитываться через Интернет. Карты серии Gold- наиболее престижны и подчёркивают солидность его обладателя. Частоиспользуются как элемент имиджа.
Процедура оформления карт представлена в таблице 2.
Таблица 2. Порядок оформления банковских карт в КировскомОСБ № 6991/0207№ Visa Classic Visa Gold Сбербанк-Maestro, Сбербанк Visa-Electron 1. Написание заявления в АС филиале, выдача памятки держателя карты Выдача условия использования карты 2. В АС филиале разрешение выпуска Открытие счета карты в момент написания заявления, приходный ордер – 2 экз. 3. Выпуск карты – 8 рабочих дней Выпуск карты – 8 рабочих дней 4. Открытие счета карты в момент выдачи карты клиенту Выдача карты клиента, 203 ордер – 2 экз. 5. Открытие счета, приходный ордер – 2 экз. Выдача карты, 203 ордер – 1 экз. Заявление об изменении данных с указанием нового счета клиента Выдача условия использования карты. Сообщение о выдачи карты /> /> /> /> /> />
Тарифы и условия на выпуск и обслуживание банковских картв Кировском отделении представлены в Приложении 1.
Организация банковского обслуживания пластиковыми картамив Кировском ОСБ № 6991/0207 направлена на упрощение процедуры оформления карт иускорения информации об их продвижении.
В Кировском ОСБ № 6991/0207 управление организациейбанковского обслуживания пластиковыми картами осуществляется по схеме,представленной на рисунке 9.
Благодаря эффективной системе организации обслуживаниябанковскими картами Кировское отделение № 6991/0207 активно переводит рядпростых и массовых операций, не требующих заполнения каких-либо документов идополнительной консультации, в режим самообслуживания на банкоматы и платежныетерминалы, кроме того, здесь клиент может погасить задолженность по кредитам,оформленным в Сбербанке.
/>
Рисунок 9. Система управления организацией банковскогообслуживания пластиковыми картами
Два банкомата, оборудованных специальными модулями(Cashin), позволяют клиенту самостоятельно пополнять свой карточный счет.
При этом поступление денежных средств по операциям сбанковскими картами осуществляется через:
— ГПЦ (главный процессинговый центр) – в течение 12часов;
— ТПЦ (территориальный процессинговый центр) – наследующий день до обеда.
Обслуживание клиентов с использованием пластиковых картпо-прежнему остается одним из приоритетных направлений развития розничногобизнеса в Кировском ОСБ № 6991/0207.
Но все-таки главной тенденцией в секторе платежей можноназвать не только их полную автоматизацию, но и предельную мобильность. Всебольшую популярность приобретают услуги дистанционного обслуживания клиентовпосредством самых разнообразных способов доступа: интернет, мобильный истационарный телефоны.
Уже достаточно распространенным является управлениесчетом посредством специальной операционной системы, установленной накомпьютере клиента. Для клиента эти способы оплаты услуг гораздо более удобны,чем через банкомат, потому что нет необходимости куда-то специально идти. ВКировском ОСБ № 6991/0207 такие системы представлены «Мобильным банком» и «СбербанкомОнЛ@йн».
Мобильный банк — это комплекс услуг, предоставляемыхСбербанком России посредством мобильной связи держателям банковских картСбербанка России, кроме карт Сберкарт и электронно-дебетовых карт Поволжского иСеверо-Западного банков Сбербанка России, номера которых начинаются с цифр676280541, 639002541, 676195, 639002551.
«Мобильный банк» позволяет производить оплату услугмобильной связи, оперативно блокировать карту с мобильного телефона.
Услуга «Мобильный банк» предоставляется по международнымбанковским картам Сбербанка России: Visa Gold, Gold MasterCard, Visa Business,MasterCard Business, Visa Classic, MasterCard Standard, Сбербанк-Maestro,Сбербанк-Visa Electron, Сбербанк-Maestro «Социальная», Сбербанк-Maestro«Студенческая».
Тариф взимается со счета банковской карты, указываемого вЗаявлении на подключение к «Мобильному банку»/ отключение от «Мобильногобанка», ежемесячно. Стоимость SMS-сообщения, формируемого Держателем карты сцелью получения указанных услуг, оплачивается им самостоятельно по тарифамоператоров мобильной связи.
В настоящее время существуют полный и экономный пакетыуслуги Мобильный банк. В случае выбора экономного пакета из Мобильного банкаисключается услуга «уведомления об операциях по карте». При подключении к полномупакету «Мобильного банка» взимается ежемесячная абонентская плата. Приподключении к экономному пакету «Мобильного банка» ежемесячная абонентскаяплата не взимается.
Условия предоставления услуг по банковским картампосредством мобильной связи («Мобильный банк») и тарифы на них представлены вПриложении 2.
Однако «Мобильный банк» в Кировском отделении № 6991/0207рассматривают как перспективный и полноценный канал удаленного обслуживанияклиентов. Опыт Сбербанка говорит о том, что услуги, предоставляемые на баземобильной телефонии с помощью коротких сообщений (SMS-услуги) востребованыроссийским рынком как никогда ранее. Сегодня Сбербанк России предоставляетуслуги «Мобильного банка» 6 млн. клиентов и продолжает наращивать темпыподключения новых пользователей.
Кроме того, с помощью «Мобильного банка» держатели картСбербанка могут приобретать товары и услуги через интернет.
Поэтому в планах Кировского отделения — предоставлениекомплексного обслуживания через этот канал.
Данная услуга внедрена в Кировском ОСБ № 6991/0207 сдекабря 2009 года, по состоянию на 01.01. 2010 года клиентами услуги «Мобильныйбанк» являются всего 9 человек.
Задача отделения — перевести на обслуживание черезудаленные каналы большинство массовых операций. Это освободитоперационно-кассовых работников от выполнения рутинных операций и обеспечитповышение качества обслуживания клиентов.
Система «Сбербанк ОнЛ@йн» – комплекспрограммно-аппаратных средств Банка, предназначенный для предоставленияКлиентам услуг «Сбербанк ОнЛ@йн» через глобальную сеть Интернет.
Условия предоставления услуги «Сбербанк ОнЛ@йн»представлены в Приложении 3.
Услуга «Сбербанк ОнЛ@йн» к сожалению еще не внедрена вКировском отделении, так как многие функции системы не доработаны, например,коммунальные платежи через систему не принимаются.
Услуга «Сбербанк ОнЛ@йн» очень перспективное направление,так как позволит клиентам осуществлять значительное количество операций, как повкладам, так и по банковским картам.
Кировское отделение стремится к предоставлениюинновационных услуг. Но все-таки его первоочередной целью остается обеспечениесохранности средств клиентов, что и объясняет его стабильно высокий рейтингдоверия граждан.
2.3 Анализ доходности системы обслуживания пластиковымикартами
Система управления организацией банковского обслуживанияпластиковыми картами в Кировском ОСБ № 6991/0207, представленная на рисунке 9, позволяетпроследить динамику развития системы обслуживания клиентов банка пластиковымикартами и с помощью мобильного банка в безналичных платежах.
По итогам дня в отдел банковских карт отправляются данныеоб операциях, совершаемых клиентами допофиса с помощью банковских карт имобильного банка, а также данные об остатках на счетах личных банковских карт,числящихся на балансе Кировском ОСБ № 6991/0207.
Данные показывают, что для обслуживания клиентов допофисакредитные банковские карты не используются.
Это связано с тем, что Сбербанк не выполнил план эмиссиикредиток, выпустив на 1 июля 2009 только 213,6 тысяч кредиток, они внедряются вМосковском регионе [14].
Динамика выдачи пластиковых карт и подключения к услуге «Мобильныйбанк» по Кировскому ОСБ № 6991/0207 характеризуется показателями,представленными в таблице 3 и на рисунке 10.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.