Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты />оценки кредитоспособности заемщика коммерческимбанком
1.1 Понятие, цели и задачиоценки кредитоспособности банком
1.2 Подходы к оценке кредитоспособностизаемщиков2. Оценка кредитоспособности ОАО «Чувашкабель»
2.1Экономическая характеристика ОАО «Чувашкабель»2.2 Анализ кредитоспособности ОАО «Чувашкабель»по методике оценки кредитоспособности заемщикаСбербанка РФ3. Зарубежный опыт организации оценки кредитоспособностизаемщика
3.1 Американская методикаоценки кредитоспособности заемщика3.2 Французская методика оценки кредитоспособностизаемщикаЗаключениеСписок литературы
Введение
Актуальность выбранной темы. В условиях перехода к рыночной экономике взначительной степени усиливается жесткость финансовых ограничений хозяйственнойдеятельности предприятий. Это проявляется, прежде всего, в ликвидации безвозмезднойгосударственной поддержки, отказе от государственного финансирования, что с неизбежностьювызывает необходимость использования коммерческого и банковского кредита. Соответственнокардинально изменилась кредитная система, которая теперь функционирует в условиях нестабильности и банкротства огромногочисла предприятий. В этой связи, выбранная нами тема исследования представляет особуюактуальность.
Объектом исследования является кредитоспособность ОАО «Чувашкабель».
Предмет исследования составляет методика оценки кредитоспособности заемщикаСбербанка РФ.
Целью данной курсовой работы является анализкредитоспособности ОАО «Завод «Чувашкабель» по методике оценки кредитоспособностизаемщика Сбербанка РФ.
Реализация поставленнойцели осуществляется путем решения следующих задач:
- раскрытьпонятие, цели и задачи оценки кредитоспособности банком;
- изучитьподходы к оценке кредитоспособности заемщиков;
- дать экономическуюхарактеристику ОАО «Завод «Чувашкабель»;
- проанализировать кредитоспособность ОАО«Чувашкабель» по методике оценки кредитоспособности заемщика Сбербанка РФ;
- рассмотретьамериканскую методику оценки кредитоспособности заемщика;- изучить французскую методикуоценки кредитоспособности заемщика.
Практическая значимостьработы обусловлена тем, что основные положения можно применить при подготовке спецкурсовпо предмету «Деньги. Кредит. Банки», а также отдельные материалы, выводы, рекомендациимогут быть использованы в практической деятельности.
Структура работы.Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы иприложений.
1.Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика коммерческим банком
1.1 Понятие,цели и задачи оценки кредитоспособности банком
кредитоспособность заемщик
В современной экономике России в период становленияи развития нового типа экономических отношений, когда хозяйствуют субъекты самостоятельныв выборе большинства принимаемых ими решений, вопрос о необходимости разработкиэффективной программы управления капиталом имеет первостепенное значение.
Собственный капитал организации — еще не гарантияприбыли. Однако даже если таковая существует, это не означает, что ее будет достаточнодля инвестиций в развитие производства, пополнение оборотных активов и т.п. Собственныефинансовые ресурсы являются основой стабильной работы организации, но вместе с темэто достаточно малоподвижные ресурсы и рассматривать их в качестве долгосрочногоисточника финансирования расширенного воспроизводства основных фондов и нематериальныхактивов или источника пополнения оборотных активов рискованно. В результате альтернативнымисточником финансирования выступает заемный капитал.
В условиях становления и развития рыночных отношенийкредиторам необходимо иметь точное представление о кредитоспособности их партнера.Для достижения этой цели коммерческие банки разрабатывают собственные методики определениякредитоспособности. Однако для этого необходимо четко определить, что включает всебя это понятие, характерное для рыночной экономики. В условиях директивной централизованнойсистемы распределения финансовых ресурсов СССР, когда искажались сами принципы кредитованияи отсутствовала экономическая основа для эффективного развития кредитных отношений,понятия «кредитоспособность» как такового не было, следовательно, не было и необходимостиоценки кредитоспособности заемщика при выдаче кредитных ресурсов. Процесс переходак рыночным отношениям существенно изменил взаимоотношения организаций и их кредиторов.На первый план вышли условия взаимовыгодного партнерства и общий экономический интерес,непосредственно связанный с кредитоспособностью заемщика.
В учебнике «Банковское дело» под редакцией профессораО.И. Лаврушина кредитоспособность трактуется как способность заемщика полностьюи в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам)[7.С.125].Такого же мнения придерживается профессор А.Д. Шеремет [19. С.35]. А.И. Ачкасов же под кредитоспособностьюхозяйствующего субъекта понимает его способность своевременно производить все срочныеплатежи при обеспечении нормального хода производства за счет наличия адекватныхсобственных средств и в форме, позволяющей без серьезных финансовых потрясений мобилизоватьв кратчайшие сроки достаточный объем денежных средств для удовлетворения всех срочныхобязательств перед различными кредиторами [5. С. 138]. Продолжением этой формулировкиможет служить определение В.Т. Севрука: «Финансовое состояние предприятия выражаетсяего платеже- и кредитоспособностью, т.е. способностью вовремя удовлетворять платежныетребования в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачиватьрабочим и служащим заработную плату, вносить платежи и налоги в бюджет» [17. С. 43].
Приведенные определения не совсем корректны, так какв них не разграничиваются термины «кредитоспособность» и «платежеспособность». Последняякак раз и подразумевает способность организации расплачиваться по всем видам обязательств,а кредитоспособность подразумевает способность расплатиться лишь по кредитным обязательствам.Платежеспособность – возможность удовлетворить требования кредиторов в настоящиймомент, а кредитоспособность — прогноз такой способности на будущее. И еще односущественное различие. Организация погашает свои обычные обязательства (кроме задолженностипо кредитам), как правило, за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).Возврат кредита может проводиться как из собственных средств заемщика, так и засчет средств, поступивших реализации банком обеспечения, переданного в залог, средствгаран та или поручителя, страховых возмещений. Помимо этого кредитоспособность определяетсяне только тем, насколько ликвидны активы организации, направляемые на погашениеобязательств, но и множеством других факторов, не зависящих напрямую от хозяйствующегосубъекта (контрагенты, рынки сбыта и др.) и не всегда поддающихся количественномуизмерению.
Существует также подход к определению кредитоспособности,связывающий ее с платежеспособностью, однако, учитывая изложен ие выше, в зависимостиот целей анализа их можно рассматривать как разные понятия. Так, А.И. Ольшаный сужаетпонятие кредитоспособности до возможности заемщика погасить только ссудную задолженностьи считает, что характеристика кредитоспособности должна быть иной, чем платежеспособность,поскольку в соответствии с принципами кредитования заемные средства можно погаситькак за счет выручки от основной деятельности, так и за счет вторичных источниковобеспечения (реализация залога, взыскание с гаранта) [13. С. 51]. М.О. Сахарова понимает подкредитоспособностью такое финансово-хозяйственное состояние организации, котороедает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовностизаемщика вернуть кредит в соответствии с условиями кредитного договора [16. С. 20].
С другой точки зрения «под кредитоспособностью хозяйствующегосубъекта понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и его возвратав срок». Но предпосылки для получения кредита — это еще не возможность его получить:не понятно, где проходит грань между возможностью получения и предпосылками. Данноеопределение представляется довольно узким, так как в нем не учитывается тот факт,что кредит предоставляется банками на платной основе, и кредитоспособность такжедолжна включать в себя возможность погашения процентов по кредиту, и не просто возврат кредита, а его возврат в полном объеме. Не учитывается то, что кредит и процентыпо нему должны возвращаться в срок, предусмотренный кредитным договором. Кроме того,в определении нет различий между понятиями «ссуда» и «кредит». То есть под «ссудой»в нормативных документах подразумевается безвозмездное пользование вещами; деньгине могут быть объектом ссуды, и договор ссуды не предполагает получение каких быто ни было процентов. М.Н. Крейнина пишет: «Кредитоспособность — это система условий,определяющих способность предприятия привлекать заемный капитал и возвращать егов полном объеме в предусмотренные сроки» [11. С. 138]. При этом в оценке кредитоспособностиучитываются несколько основных условий: структура используемого капитала и финансоваяустойчивость; оценка производимой продукции с точки зрения спроса на нее при сложившихсярыночных условиях; ликвидность активов предприятия.
Необходимо подчеркнуть, что кредитоспособность хозяйствующегосубъекта не ограничивается лишь приведенными условиями, а гораздо шире и включаетмножество других условий, например, требование к уровню рентабельности деятельности,оборачиваемости различных видов активов, окупаемости вложений, качеству менеджментаорганизации, содержанию кредитной истории. Среди существующих в экономической литературеопределений кредитоспособности заемщика удачным является определение, данное в учебнике«Экономический анализ» под редакцией Л.Т. Гиляровской: «Кредитоспособность — этовозможности экономических субъектов рыночной экономики своевременно и в полном объемерассчитываться по своим обязательствам в связи с неизбежной необходимостью погашениякредита» [20. С. 246].
При толковании термина «кредитоспособность заемщика»,как правило, учитывается комплекс определенных факторов, в том числе: дееспособностьи правоспособность заемщика для совершения кредит ной сделки; его деловая репутация;наличие обеспечения; способность заемщика получать доход — генерировать денежныепотоки. Мораль ному облику клиента особенно большое внимание уделялось в литературедореволюционного периода. По мнению И. Ададурова, «первым и важнейшим условием кредитаявляется необходимость, чтобы личность, ищущая у нас возможность кредитоваться,по своим нравственным качествам не внушала недоверия». При этом моральную основукредитной сделки (честность и порядочность) напрямую связывали с фактором управленияделами, компетентностью, умением руководителей хозяйств предвидеть изменения экономическойконъюнктуры и пользоваться ими, своевременно перестраивать производство и т.д. [6. С. 51-51].
Такой важный аспект, как правоспособность, оговариваетсяв определении Г.М. Кирисюка: «Сущность категории «кредитоспособность» представляетсобой то реально сложившееся правовое и хозяйственно-финансовое положение заемщика,исходя из оценки которого банк принимает решение о начале (развитии) или прекращениикредитных отношений с ссудозаемщиком». Естественно, числу важнейших аспектов кредитоспособностиотносится и наличие материального обеспечения. Отдельные специалисты даже придавалиэтому фактору решающее значение. Так, Н. Бунге, связывавший высшую кредитоспособностьс наибольшей неподвижностью капитала, вложенного в недвижимое имущество, писал,что «имущество недвижимое рассматривается как самая лучшая гарантия» [10. С. 32].
Проблема оценки кредитоспособности заемщика и самтермин «кредитоспособность» изучались и разрабатывались в разные времена.Вопросыкредитоспособности были достаточно актуальны и освещались в экономической литературедореволюционного периода и в трудах экономистов 20-х годов XX в.; интерес к ним возрос сконца 80-х годов, в начале проведения в стране экономических реформ. В период НЭПаэкономисты в целом под кредитоспособностью понимали, с точки зрения заемщика, способностьк совершению кредитной сделки, возможность своевременного возврата полученной ссуды;с позиции банка — правильное определение размера допустимого кредита. В период развитиярыночных отношений особое внимание стали уделять ликвидности активов заемщика. Поэтомуанализ изменения подходов к определению понятия «кредитоспособность» позволяет говоритьо том, что оно подвержено влиянию со стороны развивающейся экономической среды функционированиякредитора и заемщика.
Итак, кредитоспособность заемщика (хозяйствующегосубъекта) — его комплексная правовая и финансовая характеристика, представленнаяфинансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность вбудущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться посвоим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень рискабанка при кредитовании конкретного заемщика.
Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов,каждый из которых должен быть оценен и изучен. Значимой и весьма сложной для аналитикапроблемой является определение изменения всех факторов, причин и обстоятельств,влияющих на кредитоспособность в перспективе. Поэтому цель анализа кредитоспособностизаемщика состоит в комплексном изучении его деятельности для обоснованной оценкивозможности вернуть предоставленные ему ресурсы и предполагает решение следующихзадач:
· обоснованиеоптимальной величины предоставляемых кредитором финансовых ресурсов и способов ихпогашения;
· определениеэффективности использования заемщиком кредитных ресурсов;
· осуществлениетекущей оценки финансового состояния заемщика и прогнозирование ее изменения послепредоставления кредитных ресурсов;
· проведениетекущего контроля (мониторинга) со стороны кредитора за соблюдением заемщиком требованийв отношении показателей его финансового состояния;
· анализцелесообразности и результативности принимаемых менеджментом решений по достижениюи поддержанию на приемлемом уровне кредитоспособности организации-заемщика;
· выявлениефакторов кредитного риска и оценка их влияния на принятие решений о выдаче кредитазаемщику;
· анализдостаточности и надежности предоставленного заемщиком обеспечения [9. С. 36-38].
Мировая и отечественная банковская практика позволилавыделить критерии кредитоспособности клиента: характер клиента, способность заимствоватьсредства, способность заработать средства ходе теку щей деятельности для погашениядолга (финансовые возможности), капитал, обеспечение кредита, условия, в которыхсовершается кредитная сделка, контроль (законодательная основа деятельности заемщика,соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).
Под характером клиента понимается его репутация какюридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашениедолга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политикебанка. Репутация клиента как юридического лица складывается из длительности егофункционирования в данной сфере, соответствия экономических показателей среднеотраслевым,из его кредитной истории, репутации в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей,кредиторов).
Способность заимствоватьсредства означает наличие у клиента на подачу заявки на кредит, подписи кредитногодоговора или рдения переговоров, т.е. наличие определенных полномочий у представителяпредприятия или фирм, достижение совершеннолетия или другие признаки дееспособностизаемщика — физического лица. Подписание договора неуполномоченным или недееспособнымлицом означает большую вероятность потерь для банка.
Одним из основныхкритериев кредитоспособности клиента является его способность заработать средствадля погашения долга в ходе текущей деятельности. Известна и другая позиция, изложеннаяв экономической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вложениякапитала в недвижимость. Последнее и является формой зашиты от риска обесценениясредств в условиях инфляции, это не может являться основным признаком кредитоспособностизаемщика. Дело в том, что для высвобождения денежных средств из недвижимости требуетсявремя. Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения активов. Поэтомуцелесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность)деятельности заемщика, его денежные потоки.
Капитал клиентаявляется не менее важным критерием кредитоспособности клиента. При этом важны следующиедва аспекта его оценки: 1) его достаточность, которая анализируется на основе сложившихсятребований к минимальному уровню уставного фонда (акционерного капитала) и коэффициентовфинансового левера; 2) степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию,что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложениясобственного капитала, тем больше и заинтересованность заемщика в тщательном отслеживаниифакторов кредитного риска.
Под обеспечениемкредитапонимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источникпогашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренныйв кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательствимеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом,то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательствв срок при финансовых затруднениях. Качество залога, надежность гаранта, поручителяи страхователя особенно важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка,проблемах с ликвидностью его баланса или достаточностью капитала.
К условиям, вкоторых совершается кредитная операция, относятся текущая или прогнозная экономическаяситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяютстепень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банкадля оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточности капитала, уровняменеджмента заемщика.
Последний критерий- контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием егостандартам банка нацеливает банкира на получение ответов на следующие вопросы: имеетсяли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществлениякредитуемого мероприятия, как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемоеизменение законодательства (например, налогового), насколько сведения о заемщикеи ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка, зафиксированнымв документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковского надзора,контролирующих качество ссуд.
Изложенные критерииоценки кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки.К числу этих способов относятся:
· оценкаделового риска;
· оценкаменеджмента;
· оценкафинансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов;
· анализденежного потока;
· сбор информациио клиенте;
· наблюдениеза работой клиента путем выхода на место.
Несмотря на единствокритериев и способов оценки, существует специфика в анализе кредитоспособности юридическихи физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов. Эта специфика заключаетсяв комбинации применяемых способов оценки, а также в их содержании [8. С. 222-224].
1.2Подходы к оценке кредитоспособности заемщиков
Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов,оценить и рассчитать каждый из которых непросто. Большая часть анализируемых напрактике показателей кредитоспособности основана на данных за прошедший период илина какую-то отчетную дату, вместе с тем все они подвержены искажающему влиянию инфляции.Сложность представляют выявление и количественная оценка некоторых факторов, таких,как моральный облик и репутация заемщика, Кроме того, применяется множество методови подходов решения данной задачи, не исключающих друг друга, а дополняющих в комплексеи делающих оценку кредитоспособности заемщика более соответствующей реальности.
Удачной представляется данная классификация подходовк оценке кредитоспособности заемщиков коммерческих банков (см. рис. 1.1).
/>
Рис. 1.1 Классификация моделей оценки кредитоспособностизаемщиков
Классификационные модели анализа кредитоспособностизаемщикадают возможность группировать заемщиков:
- прогнозныемодели позволяют дифференцировать их в зависимости от вероятности банкротства;
- рейтинговые— в зависимости от их категории, устанавливаемой с помощью группы рассчитываемыхфинансовых коэффициентов и присваиваемых им уровней значимости.
Рейтинговая оценка (общая сумма баллов) рассчитываетсяпутем умножения значения показателя на его вес (коэффициент значимости) в интегральномпоказателе. В мировой практике при оценке кредитоспособности на основе системы финансовыхкоэффициентов применяются в основном следующие пять групп коэффициентов: ликвидности,оборачиваемости, финансового рычага, прибыльности, обслуживания долга.
Группа ученых (Дж. Шим, Дж. Сигел, Б. Нидлз, Г. Андерсон,Д. Колдвел) предложила использовать группы показателей, характеризующих ликвидность,прибыльность, долгосрочную платежеспособность и показатели, основанные на рыночныхкритериях. Этот подход позволяет прогнозировать долгосрочную платежеспособностьс учетом степени защищенности кредиторов от неуплаты процентов (коэффициента покрытияпроцента). Коэффициенты, основанные на рыночных критериях, включают отношение ценыакции к доходам, размер дивидендов и рыночный риск. С их помощью определяются отношениетекущего биржевого курса акций к доходам в расчете на одну акцию, текущая прибыльих владельцев, изменчивость курса акций фирмы относительно курсов акций других фирм.Однако расчет некоторых коэффициентов сложен и требует применения специальных статистическихметодов. На практике каждый коммерческий банк выбирает для себя определенные коэффициентыи решает вопросы, связанные с методикой их расчета. Этот подход позволяет охарактеризоватьфинансовое состояние заемщика на основе синтезированного показателя-рейтинга, рассчитываемогов баллах, присваиваемых каждому значению коэффициента. В соответствии с балламиустанавливается класс организации: первоклассная, второклассная, третьекласснаяили неплатежеспособная. Класс организации принимается банком во внимание при разработкешкалы процентных ставок, определении условий кредитования, установлении режима кредитования(форма кредита, размер и вид кредитной линии и т.д.), оценке качества кредитногопортфеля, анализе финансовой устойчивости банка.
Модификацией рейтинговой оценки является кредитныйскоринг — технический прием, предложенный в начале 40-х годов XX в. американскимученым Д. Дюраном для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Отличие кредитногоскоринга заключается в том, что в формуле рейтинговой оценки вместо значения показателяиспользуется его частная балльная оценка. Для каждого показателя определяется несколькоинтервалов значений, каждому интервалу приписывается определенное количество балловили определяется класс. Если полученный заемщиком рейтинг ниже значения, заранееустановленного сотрудниками банка, то такому заемщику будет отказано в кредите,а если соответствует нормативам, то кредитная заявка будет удовлетворена. Преимуществамирейтинговой модели являются простота, возможность расчета оптимальных значений почастным показателям, способность ранжирования организаций по результатам, комплексныйподход к оценке кредитоспособности. Однако при использовании данной методики следуетучитывать ряд проблем:
· необходимость тщательногоотбора финансовых показателей (требуется использовать показатели, описывающие разныестороны работы заемщика, с тем, чтобы более полно охарактеризовать его положение);
· важность обоснования пороговыхзначений показателей (в нашей стране довольно сложно осуществить подобный подход,так как недостаточно сведений о фактическом состоянии и уровнях данных показателейв экономике России, а также мала степень участия банков в формировании такой базыданных);
· необходимость обоснованиякоэффициентов значимости для каждой группы показателей в соответствии с отрасльюдеятельности конкретного заемщика;
· определение величины отклоненийв пограничных областях, относящих заемщиков к разным классам;
· при рейтинговой оценке учитываютсяуровни показателей только относительно оптимальных значений, соответствующих определеннымустановленным нормативам, но не принимается во внимание степень их выполнения илиневыполнения;
· финансовые коэффициенты отражаютположение дел в прошлом на основе данных об остатках;
· рассчитываемые коэффициентыпоказывают лишь отдельные стороны деятельности;
· в системе рассчитываемых коэффициентовне учитываются многие факторы — репутация заемщика, перспективы и особенности рыночнойконъюнктуры, оценки выпускаемой и реализуемой продукции, перспективы капиталовложенийи т.д.
Прогнозные модели, получаемые с помощью статистическихметодов, используются для оценки качества потенциальных заемщиков. При множественномдискриминантом анализе (МДА) используется дискриминантная функция (Z), учитывающая некоторые параметры(коэффициенты регрессии) и факторы, характеризующие (финансовое состояние заемщика(в том числе финансовые коэффициенты). Коэффициенты регрессии рассчитываются в результатестатистической обработки данных по выборке фирм, которые либо обанкротились, либовыжили в течение определенного времени. Если Z-оценка фирмы находится ближек показателю средней фирмы-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ееположения она обанкротится. Если менеджеры фирмы и банк предпримут усилия для устраненияфинансовых трудностей, то банкротство, возможно, не произойдет. Таким образом, Z-оценка является сигналомдля предупреждения банкротства фирмы. Применение данной модели требует обширнойрепрезентативной выборки фирм по разным отраслям и масштабам деятельности. Сложностьзаключается в том, что не всегда можно найти достаточное число обанкротившихся фирмвнутри отрасли для расчета коэффициента регрессии.
Наиболее известными моделями МДА являются модели Альтманаи Чессера, включающие следующие показатели: отношение собственных оборотных средствк сумме активов; отношение реинвестируемой прибыли к сумме активов; отношение рыночнойстоимости акций к заем ному капиталу; отношение объема продаж (выручки от реализации)к сумме активов; отношение брутто-прибыли (прибыли до вычета процентов и налогов)к сумме активов.
Организацию относят к определенному классу надежностина основе значений Z-индекса модели Альтмана. Пятифакторная модель Альтмана построена наоснове анализа состояния 66 фирм и позволяет дать достаточно точный прогноз банкротствана два-три года вперед. Построение в российских условиях подобных моделей достаточносложно из-за отсутствия статистических данных о банкротстве организаций, постоянногоизменения нормативной базы в области банкротства и признания банкротства организациина основе данных, не поддающихся учету.
Модель Чессера позволяет прогнозировать невыполнениеклиентом условий договора о кредите. Невыполнение подразумевает не только непогашениекредита, но и любые другие отклонения, делающие отношения между кредитором и заемщикомменее выгодными по сравнению с первоначальными условиями. Используемая линейнаякомбинация независимых переменных (Z) включает: отношение кассовой наличности и стоимостилегко реализуемых ценных бумаг к сумме активов; отношение чистой суммы продаж (безучета НДС) к сумме кассовой наличности и стоимости легко реализуемых ценных бумаг;отношение брутто-дохода (прибыли до вычета процентов и налогов) к сумме активов;отношение совокупной задолженности к сумме активов; отношение основного капиталак величине чистых активов (или применяемого капитала, равного акционерному капиталуи долгосрочным кредитам); отношение оборотного капитала к нетто-продажам (чистойсумме продаж). Получаемый показатель может рассматриваться как оценка вероятностиневыполнения условий кредитного договора. Чессер использовал данные ряда банковпо 37 «удовлетворительным» и 37 «неудовлетворительным» кредитам и для расчета взялпоказатели балансов фирм-заемщиков за год до получения кредита. Подставив расчетныепоказатели модели в формулу вероятности нарушения условий договора, Чессер правильноопределил три из каждых четырех исследуемых случаев.
Отечественные дискриминантные модели прогнозированиябанкротства представлены двухфакторной моделью М.Л. Федотовой и пятифакторной модельюР.С. Сайфулина, Г.Г. Кадыкова. Модель оценки вероятности банкротств Федотовой опираетсяна коэффициент текущей ликвидности (X1) и долю заемных средств в валютебаланса (Х2).
В уравнении Сайфулина, Кадыкова используются следующиекоэффициенты: коэффициент обеспеченности собственными средствами (нормативное значениеХ1 ≥ 0,1); коэффициент текущей ликвидности (Х2 ≥2); интенсивность оборота авансируемого капитала, характеризующая объем реализованнойпродукции, приходящейся на 1 руб. средств, вложенных в деятельность организации(Х3 ≥ 2,5); рентабельность продаж, рассчитываемая как отношениеприбыли от продаж к выручке (для каждой отрасли индивидуальная); рентабельностьсобственного капитала (Х5 ≥ 0,2). При полном соответствии значенийфинансовых коэффициентов минимальным нормативным уровням Z = 1 финансовое состояние заемщикас рейтинговым числом менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.
При классификации кредитов возможно использованиемодели CART (Classification and regression trees), что переводится как «классификационныеи регрессионные деревья». Это непараметрическая модель, основные достоинства которойзаключаются в возможности широкого применения, доступности для понимания и легкостивычислений, хотя при построении применяются сложные статистические методы. В «классификационномдереве» фирмы-заемщики расположены на определенной «ветви» в зависимости от значенийвыбранных финансовых коэффициентов; далее идет «разветвление» каждой из них в зависимостиот следующих коэффициентов. Точность классификации при использовании данной модели– около 90%. Пример «классификационного дерева» представлен на рис. 1.2, где Кi — финансовый коэффициент;Рi — нормативное значение показателя; В — предполагаемый банкрот; S — предположительно устойчивоесостояние.
/>
Рис. 1.2 «Классификационное дерево» модели CART
Модели оценки кредитоспособности, основанные на методахкомплексного анализа.
В случае использования математических моделей не учитываетсявлияние «качественных» факторов при предоставлении банками кредитов. Эти моделилишь отчасти позволяют кредитным экспертам банка сделать вывод о возможности предоставлениякредита. Недостатками классификационных моделей являются их «замкнутость» на количественныхфакторах, произвольность выбора системы количественных показателей, высокая чувствительностьк недостоверности исходных данных, громоздкость при использовании статистическихмежотраслевых и отраслевых данных. В рамках комплексных моделей анализа возможносочетание количественных и качественных характеристик заемщика. К примеру, в практикебанков США применяется правило «шести Си», в основе которого лежит использованиешести базовых принципов кредитования, обозначенных словами, начинающимися с английскойбуквы «Си» (С): Character, Capacity, Cash, Collateral, Conditions, Control.
Характер заемщика (Character); ответственность, надежность,честность, порядочность и серьезность намерений клиента.
Способность заимствовать средства (Capacity): кредитный инспектор долженбыть уверен в том, что клиент, испрашивающий кредит, имеет юридическое право подаватькредитную заявку и подписывать кредитный договор, т.е. в том, что руководитель илипредставитель компании (банка), обращающийся за кредитом, имеет соответствующиеполномочия, предоставленные ему учредителями или советом директоров, на проведениепереговоров и подписание кредитного договора от имени компании (банка).
Денежные средства (Cash): важным моментом любой кредитнойзаявки является определение возможности заемщика погасить кредит за счет средств,полученных от продажи или ликвидации активов, потока наличности или привлеченныхресурсов.
Обеспечение (Collateral): при оценке обеспеченияпо кредитной заявке необходимо установить, располагает ли заемщик достаточным капиталомили качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту;необеспеченные кредиты предоставляются первоклассным заемщикам, имеющим квалифицированноеруководство и отличную кредитную историю.
Условия (Conditions): кредитный инспектор должензнать, как идут дела у заемщика, какою положение, складывающееся в соответствующейотрасли, а также то, как изменение экономических и других условий в стране можетповлиять па процесс погашения кредита.
Контроль (Control) сводится к выяснению, насколькоизменение законодательства, правовой, экономической и политической обстановки можетнегативно повлиять на деятельность заемщика и его кредитоспособность.
Анализ кредитоспособности клиента в соответствии сосновными принципами кредитования, содержащимися в методике «CAMPARI», заключается в поочередномвыделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенныхфакторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личнойвстречи с клиентом. Название CAMPARI образуется из начальных букв следующих слов: С (Character) — репутация, характеристикаклиента; А(Ability) — способность к возврату кредита; М(Margin) — маржа, доходность; Р (Purpose) — целевое назначение кредита;A (Amount) — размер кредита; R (Repayment) — условия погашения кредита;I (Insurance) — обеспечение, страхованиериска непогашения кредита.
В Англии в руководстве по банковским услугам отмечается,что ключевым словом, в котором сосредоточены требования при выдаче ссуд заемщикам,является «PARTS»: Р (Purpose) — назначение, цель получения кредита; А (Amount) — сумма, размер кредита;R (Repayment) — оплата, возврат (долгаи процентов); Т (Term) — срок предоставления кредита; S (Security) — обеспечение погашениякредита.
В последние годы определенное распространение получиламетодика, разработанная специалистами Ассоциации российских банков (ДРБ). По этойметодике оценка деятельности заемщика и условий его кредитования предполагает анализего кредитоспособности по следующим направлениям: «солидность» — ответственностьруководства, своевременность расчетов по ранее полученным кредитам; «способность»— производство и реализация продукции, поддержание ее конкурентоспособности; «доходность»— предпочтительность вложения средств в данного заемщика; «реальность» достижениярезультатов проекта; «обоснованность» запрашиваемой суммы кредита; «возвратность»за счет реализации материальных ценностей заемщика, если его проект не исполнится;«обеспеченность» кредита юридическими правами заемщика. Оценку последних четырехпунктов рекомендуется выполнять на основе анализа сгруппированных статей балансапо направлениям: прибыльность, ликвидность, оборачиваемость внеоборотных и оборотныхактивов, обеспеченность. Из каждой группы необходимо выбрать по одному показателю,наиболее характерному для анализируемой организации, и собрать по ним статистику.Недостатками методики являются невозможность ее использования для оценки кредитоспособностипри длительном кредитовании и то, что не учитываются многие факторы риска, действиекоторых может сказаться через определенное время. В большинстве случаев российскиебанки на практике применяют методы оценки кредитоспособности на основе совокупностифинансовых коэффициентов, характеризующих финансовое состояние заемщика. Главнойпроблемой при этом является разработка нормативных значений для сравнения, так каксуществует разброс значений, вызванный отраслевой спецификой хозяйствующих субъектов,а приводимые в экономической литературе приемлемые нормативные уровни финансовыхпоказателей рассчитаны без учета этого. Из-за отсутствия единой нормативной базыв отраслевом разрезе объективная оценка финансового состояния заемщика невозможна,так как нет сравнительных среднеотраслевых, минимально допустимых и наилучших дляданной отрасли показателей. В современных условиях коммерческие банки разрабатываюти используют собственные методики оценки кредитоспособности заемщиков с учетом интересовбанка. Сбербанк России разработал и применяет методику определения кредитоспособностизаемщика на основе количественной оценки, финансового состояния и качественногоанализа рисков. Финансовое состояние заемщика оценивается с учетом тенденций в изменениифинансового состояния и факторов, влияющих на такие изменения. С этой целью анализируютсядинамика оценочных показателей, структура статей баланса, качество активов, основныенаправления финансово-хозяйственной политики заемщика.
При расчете показателей (коэффициентов) применяетсяпринцип осторожности, т.е. пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения наоснове экспертной оценки. Для оценки финансового состояния заемщика используютсятри группы оценочных показателей: коэффициенты ликвидности (К1, К2,К3); коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4);показатель оборачиваемости и рентабельности (К5). Согласно РегламентуСбербанка России основными оценочными показателями являются коэффициенты (К1,К2, К3, К4, К5), а остальные показатели(оборачиваемости и рентабельности) необходимы для общей характеристики и рассматриваютсякак дополнительные к первым пяти коэффициентам. По результатам анализа пяти коэффициентовзаемщику присваивается категория по каждому из этих показателей на базе сравненияполученных значений с установленными (достаточными). Далее определяется сумма балловпо этим показателям в соответствии с их весами. Разбивка показателей на категориив зависимости от их фактических значений представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Категории показателей оценки кредитоспособностизаемщика в соответствии с методикой Сбербанка РоссииКоэффициент I категория II категория III категория
К1 0,2 и выше 0,15-0,2 Менее 0,15
К2 0,8 и выше 0,5-0,8 Менее 0,5
К3 2,0 и выше 1,0-2,0 Менее 1,0
К4, кроме торговли 1,0 и выше 0,7-1,0 Менее 0,7
К4 для торговли 0,6 и выше 0,4-0,6 Менее 0,4
К5 0,15 и выше Менее 0,15 Нерентабельные /> /> /> /> />
Следующий шаг – расчет общей суммы баллов (S) с учетом коэффициентов значимостикаждого показателя, имеющих следующие значения: К1 = 0,11, К2 =0,05, К3 = 0,42, К4 = 0,21, К5 = 0,21. ЗначениеS наряду с другими факторамииспользуется для определения рейтинга заемщика.
Для остальных показателей третьей группы (оборачиваемостьи рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввидубольшой зависимости этих значений от специфики хозяйствующего субъекта, его отраслевойпринадлежности и других конкретных условий. Осуществляется сравнительный анализэтих показателей и оценивается их динамика.
Качественный анализ базируется на использовании информации,которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такогоанализа применяются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности,и информация базы данных. На этом этапе оцениваются риски отраслевые, акционерные,регулирования деятельности хозяйствующего субъекта, производственные и управленческие.Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга заемщика,или класса. Устанавливаются три класса заемщиков: первоклассные, кредитование которыхне вызывает сомнений; второклассные — кредитование требует взвешенного подхода;третьеклассные — кредитование связано с повышенным риском. Рейтинг определяетсяна основе суммы баллов по пяти основным показателям, оценки остальных показателейтретьей группы и качественного анализа рисков. Сумма баллов (S) влияет на рейтинг заемщикаследующим образом: S = 1 или 1,05 — заемщик может быть отнесен к первому классу кредитоспособности;1,05
Выводы
Кредитоспособность заемщика — его комплексная правоваяи финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями,позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренныйв кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором,а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика.
Цель анализа кредитоспособности заемщика состоит в комплексном изученииего деятельности для обоснованной оценки возможности вернуть предоставленные емуресурсы и предполагает решение следующих задач:
- обоснованиеоптимальной величины предоставляемых кредитором финансовых ресурсов и способов ихпогашения;
- определениеэффективности использования заемщиком кредитных ресурсов;
- осуществлениетекущей оценки финансового состояния заемщика и прогнозирование ее изменения послепредоставления кредитных ресурсов;
- проведениетекущего контроля (мониторинга) со стороны кредитора за соблюдением заемщиком требованийв отношении показателей его финансового состояния;
- выявлениефакторов кредитного риска и оценка их влияния на принятие решений о выдаче кредитазаемщику и т.д.
Подходы к оценке кредитоспособности заемщиков делятсяна классификационные модели и модели на основе комплексного анализа.
Классификационныемодели анализа кредитоспособности заемщикадают возможность группироватьзаемщиков на прогнозные и рейтинговые модели. А прогнозные подразделяются на МДА,систему показателей и CART.
К моделям оценкикредитоспособности, основанным на методах комплексного анализа относятся: правило«шести Си», CAMPARI, PARTS, оценочная система анализа.
2. Оценка кредитоспособности ОАО «Чувашкабель»
2.1 Экономическаяхарактеристика ОАО «Чувашкабель»
Полное наименование общества: Открытое акционерное общество «Чебоксарскийзавод кабельных изделий «Чувашкабель»; сокращенное: ОАО «Завод «Чувашкабель».Место нахождения и почтовый адрес общества: Россия, 428022, Чувашская Республика, г.Чебоксары,Кабельный проезд, 7.
ОАО «Завод „Чувашкабель“является членом российской ассоциации «Электрокабель» и не имеет дочерних и зависимыхобществ.Основными видами деятельности общества являются:
- производство изолированных проводови кабелей;
- полиграфическая деятельность,не включенная в другие группировки;
- распределениеэлектроэнергии;
- распределениепара и горячей воды (тепловой энергии);
- распределениеводы;
- деятельностьстоловых при предприятиях и учреждениях;
- деятельность автомобильного грузовогоспециализированного транспорта;
- деятельность автомобильного грузовогонеспециализированного транспорта;
- деятельность в области телефоннойсвязи;
- научные исследованияи разработки в области естественных и технических наук;
- испытания и анализфизических свойств материалов и веществ: испытания и анализ (металлов, пластмасс,тканей, дерева, стекла, бетона и др.); испытания на растяжение, твердость, сопротивление,усталость и высокотемпературный эффект;
- сертификацияпродукции и услуг;
- удаление и обработкатвердых отходов;
- деятельность,связанная с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечениемее защиты;
- конструированиеи изготовление кабельной продукции для атомных станций. ОАО «Завод «Чувашкабель»производит продукцию и услуги по 19 номенклатурным группам, из них 18 – кабельно-проводниковаяпродукция (по отраслевой номенклатуре выделяется 37 номенклатурных групп). Более95% объемов производства/продаж приходится на 12 номенклатурных групп изделий. Вгруппу А (около 75% объема продаж) входят 6 номенклатурных групп. Ниже представленыосновные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Чувашкабель» (приложения1-6):
Таблица 2.1 Финансовые результаты ОАО «Чувашкабель» за 2007-2009 гг.(тыс. руб.)Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Выручка от продажи 1 494 781 1 387 333 1 034 012 Себестоимость проданной продукции 908 412 906 132 697 687 Прибыль от продажи 438 161 343 611 168 947 Балансовая прибыль 317 270 295774 161128 на 01.01.2009 г. на 31.12.2009 г. Внеоборотные активы 576360 682081 стоимость основных средств 508239 518319 Оборотные активы, в т.ч. 996021 1047566 запасы всего 273311 264623 Краткосрочные финансовые вложения 482814 590059 денежные средства 53384 52056 Собственный капитал 1264183 1389824 Кредиторская задолженность 267101 284762 Валюта баланса 1572381 1729667
В ОАО «Чувашкабель» в связи с развитием экономического кризиса в 2009г. наблюдается резкое снижение финансовых показателей. Выручка от продажи в 2010г. составила 1 034 012 тыс. руб., показатель снизился по сравнению с 2008 г. на25,5%, с 2007 – на 30,8%. Себестоимость реализации в 2009 г. составила 697 687 тыс.руб., что на 208445 тыс. руб. меньше чем за 2008 г., на 210725 тыс. руб. меньшечем за 2007 г. (приложения 2, 4, 6).
Стоимость внеоборотныхактивов предприятия за 2009 г. увеличилась на 105721 тыс. руб. или на 18,3%.
Структура внеоборотныхактивов изменилась за счет увеличения статьи «Долгосрочные финансовые вложения»практически в 7 раз, или на 50339 тыс. руб., за счет роста статьи «Незавершенноестроительство» на 46097 тыс. руб. или в 1,8 раза по сравнению с аналогичным показателемна 01.01.2009 г.
За анализируемыйпериод произошло увеличение оборотных активов на 51545 тыс. руб., связанное с увеличениемкраткосрочных финансовых вложений.
За 2009 г. валютабаланса увеличилась на 157286 тыс. руб. или на 10% и составила 1729667 тыс. руб.
В 2009 г. фактический выпуск товарной продукции, работи услуг в действующих ценах составил 962 179 тыс. руб., этот показатель снизилсяпо сравнению с 2008 г. на 33,1%.
Основную долюв товарном выпуске предприятия составляет производство кабелей и проводов с меднойжилой. В таблице 2.2 представлены темпы роста объемов производства (в натуральномвыражении) по основным товарным группам в 2008-2009 гг.
Показатель «Кабельныеизделия по весу меди» составил: в 2003 г. – 3732 тн., в 2004 г. – 3291 тн., в 2005г. – 2417 тн., в 2006 г. – 2207 тн., в 2007 г. – 2760 тн., в 2008 г. – 3702 тн.,в 2009 г. – 2363 тн.
Таблица 2.2 Темпыроста объемов производства (в натуральном выражении) по основным товарным группамв 2008-2009 гг.Наименование изделий Темп изменения, % 2007г. к 2006г. 2008г. к 2007г. 2009г.к 2008г. 1. Провода и кабели бортовые 101,1 115,7 68,6 2. Провода автотракторные 149,8 89,3 58,1 3. Провода и кабели монтажные 106,6 61,2 70,5 4. Катушки с ПЛС 79,7 53,2 16 5. Провода обмоточные с эмалевой изоляцией 79,0 30,6 52,9 6. Радиочастотные кабели 79,1 85,8 99,1 7. Кабели силовые 17,4 1758,3 65,6 8. Кабели управления 343,2 99,7 56,4 9. Проволока 97,7 97,7 58,4 10. Провода самонесущие для ЛЭП - 466,7 34,2 11. Провода силовые для электрических установок 97,7 17,9 83,0 12. Кабели нагревательные 117,4 162,4 63,1 Кабельные изделия по весу меди, всего, в том числе 125,1 134,1 63,8 -с медной жилой 111,9 80,0 59,5 — с алюминиевой жилой 4257,1 580,9 68,7
Наглядно структурапродаж готовой продукции за 2009 год представлена на рисунке 2.1.
/>
Рис. 2.1 Структурапродаж готовой продукции в стоимостном выражении за 2009 г.
Наибольший удельныйвес в объеме продаж по итогам 2009 г. составляют следующие товарные группы (группаА): провода и кабели бортовые, провода автотракторные, провода и кабели монтажные,кабели силовые, специзделия, кабели радиочастотные.
Данные структуры бухгалтерскогобаланса представлены в таблице 2.3 (приложение 5).
Таблица 2.3 Структура бухгалтерскогобаланса ОАО «Чувашкабель» (тыс. руб.)Показатели
На
01.01.2009 г.
На
31.12.2009 г.
Отклонение
(+,-)
Темп изменения,
% /> /> Активы, в т.ч.: 1572381 1729667 157286 110,00 /> внеоборотные активы 576360 682081 105721 118,34 /> оборотные активы 996021 1047566 51545 105,18 /> Пассивы, в т.ч.: 1572381 1729667 157286 110,00 /> собственный капитал 1264183 1389824 125641 109,94 /> долгосрочные обязательства 38716 54296 15580 140,24 /> краткосрочные обязательства 269482 285547 16065 105,96 />
В активе увеличились внеоборотныеактивы (в т.ч. долгосрочные финансовые вложения), в пассиве – собственный капитал,а также долгосрочные и краткосрочные обязательства.
Таким образом,В ОАО «Чувашкабель» в связи с развитием кризисного состояния экономики резкосократились показатели финансовых результатов за 2008-2009гг. по сравнению с 2007г.
2.2.Анализ кредитоспособности ОАО «Чувашкабель» пометодике оценки кредитоспособности заемщика Сбербанка РФ
Методика оценки кредитоспособности ОАО «Чувашкабель»,используемая Сбербанком РФ, также как и рейтинговая основывается на определениикласса кредитоспособности заемщика. Для определения класса необходимо рассмотреть5 коэффициентов:
- коэффициентабсолютной ликвидности;
- промежуточныйкоэффициент покрытия;
- коэффициенттекущей ликвидности;
- коэффициентсоотношения собственных и заемных средств;
- рентабельностьосновной деятельности.
Для расчета этих коэффициентов используем данные бухгалтерскойотчетности, а именно бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (приложения5, 6).
Коэффициент абсолютной ликвидности – это соотношениеденежных средств и высоколиквидных ценных бумаг с краткосрочными обязательствами.
/>
Расчет коэффициента абсолютной ликвидности ОАО «Чувашкабель»представлен в табл. 2.4.
Таблица 2.4 Расчет коэффициента абсолютной ликвидностиОАО «Чувашкабель»Показатели на конец 2007г. на конец 2008г. на конец 2009г.
Отклонение
(+,-)
Темп изменения,
% Денежные средства, т.р. 287 356 53384 52056 -229300 18,12 Высоколиквидные ценные бумаги, т.р. - - Краткосрочные обязательства, т.р. 377 705 269482 285547 -92158 75,6 Коэффициент абсолютной ликвидности, Кал 0,76 0,20 0,18 -0,58 23,68
Коэффициент абсолютной ликвидности в 2009г. по сравнениюс 2007 г. снизился на 76,31%.
Промежуточный коэффициент покрытия рассчитываетсякак отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, краткосрочнойдебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам.
/>
Рассчитаем промежуточный коэффициент покрытия ОАО«Чувашкабель» в табл. 2.5.
Таблица 2.5 Расчет промежуточного коэффициента покрытияОАО «Чувашкабель»Показатели на конец 2007г. на конец 2008г. на конец 2009г.
Отклонение
(+,-)
Темп изменения,
% Денежные средства, т.р. 287 356 53384 52056 -229300 18,12 Краткосрочные финансовые вложения 157 492 482814 590059 +432567 374,66 Краткосрочная дебиторская задолженность, т.р. 167 826 155424 118604 -49222 70,67 Краткосрочные обязательства, т.р. 377 705 269482 285547 -92158 75,60 Промежуточный коэффициент покрытия, Кпокр 1,62 2,57 2,66 +1,04 164,20
Промежуточный коэффициент покрытия в 2009г. по сравнениюс 2007г. повысился на 64,2%.
Коэффициент текущей ликвидности – отношение всей суммыоборотных активов к краткосрочным обязательствам.
/>
Расчет коэффициента текущей ликвидности предприятияпредставлен в табл. 2.6.
Таблица 2.6 Расчет коэффициента текущей ликвидностиОАО «Чувашкабель»Показатели на конец 2007г. на конец 2008г. на конец 2009г.
Отклонение
(+,-)
Темп изменения,
% Оборотные активы, т.р. 888 582 996021 1047566 +158984 117,89 Краткосрочные обязательства, т.р. 377 705 269482 285547 -92158 75,60 Коэффициент текущей ликвидности, Ктл 2,35 3,7 3,67 +1,32 156,17
Коэффициент текущей ликвидности в 2009г. по сравнениюс 2007г. повысился на 56,17%.
Также при оценке кредитоспособности заемщика СбербанкаРФ рассчитывается коэффициент соотношения собственных и заемных средств, т. е. отношениевеличины собственных средств к величине обязательств. Если коэффициент принимаетзначение менее 1, то это говорит о том, что на предприятии велика доля заемных средстви финансовое положение неустойчиво.
/>
Рассчитаем коэффициент соотношения собственных и заемныхсредств (табл. 2.7).
Таблица 2.7 Расчет коэффициента соотношения собственныхи заемных средств ОАО «Чувашкабель»Показатели на конец 2007г. на конец 2008г. на конец 2009г.
Отклонение
(+,-)
Темп изменения,
% Собственный капитал, т.р. 988 408 1264183 1389824 +401416 140,61 Долгосрочные привлеченные средства - - Краткосрочные привлеченные средства 10 175 2300 380 -9795 3,73 Соотношение собственных и заемных средств 97,14 549,64 3657,43 +3560,29 3765,11
Коэффициент соотношения собственных и заемных средствповысился в 38 раз. В целом, коэффициент соотношения собственных и заемных средствхарактеризует предприятие с той же стороны, что и коэффициент автономии. И, каквидно из таблицы, фирма не зависела от привлеченных средств на протяжении 2007-2009гг.
Для вычисления рентабельности основной деятельностинеобходимо прибыль от продаж (*100) разделить на выручку от реализации. Этот показательпоказывает насколько эффективна основная деятельность предприятия.
/>
где /> — рентабельность основной деятельности,%;
Ппродаж – прибыль от продаж, руб.;
Выручка – выручка от реализации, руб.
Рентабельность основной деятельности рассчитаем втабл. 2.8.
Таблица 2.8 Расчет рентабельности основной деятельностиОАО «Чувашкабель»Показатели на конец 2007г. на конец 2008г. на конец 2009г.
Отклонение
(+,-)
Темп изменения,
% Выручка от реализации, т.р. 1 494 781 1 387 333 1 034 012 -460769 69,17 Прибыль от продаж, т.р. 438 161 343 611 168 947 -269214 38,56 Балансовая прибыль, т.р. 317270 295774 161128 +156142 50,79 Рентабельность основной деятельности,% 29,31 24,77 16,34 -12,97 55,75
Анализ таблицы показывает, что показатель в течениепериода резко сократился на 44,25% (это характеризует предприятие не с лучшей стороны),что может свидетельствовать о неправильном распределении затрат. Об этом же свидетельствуети следующая таблица. Как видно, к концу года произошло постепенное увеличение показателей.
Оборачиваемость элементов оборотных активов рассчитаемв табл. 2.9:
Таблица 2.9 Расчет оборачиваемости элементов оборотныхактивов ОАО «Чувашкабель»Показатели на конец 2007г. на конец 2008г. на конец 2009г.
Отклонение
(+,-)
Темп изменения,
% Объем дневных продаж, тыс.руб. 4152,17 3853,70 2872,26 -1279,91 69,17 Средняя стоимость оборотных активов, тыс. руб. 753448,5 942301,5 1021793,5 +268345 135,62 Оборачиваемость оборотных активов, дней 181 245 356 +175 196,69 Средняя стоимость дебиторской задолженности, тыс. руб. 143732 161625 137014 -6718 95,33 Оборачиваемость дебиторской задолженности, дней 35 42 48 +13 137,14 Средняя стоимость запасов, тыс.руб. 211436 252315,50 268967 +57531 127,21 Оборачиваемость запасов, дней 51 65 94 +43 184,31
Оборачиваемость оборотных активов в 2009г. по сравнениюс 2007г. возросла почти в 2 раза или на 96,69%. Оборачиваемость дебиторской задолженноститакже повысилась на 13 дней, а оборачиваемость запасов – на 43 дня. Это свидетельствуетоб очень низкой оборачиваемости оборотных средств.
После того как вычисляются основные коэффициенты,необходимо разбить их на категории в зависимости от фактического значения.
Категории показателей в зависимости от фактическихзначений представлены ниже (табл. 2.10):
Таблица 2.10 Категории показателей в зависимости отфактических значений ОАО «Чувашкабель»Коэффициенты 1 категория 2 категория 3 категория К1 0,2 и выше 0,15 — 0,2 менее 0,15 К2 0,8 и выше 0,5 – 0,8 менее 0,5 К3 2,0 и выше 1,0 – 2,0 менее 1,0 К4 Кроме торговли 1,0 и выше 0,7 – 1,0 менее 0,7 для торговли 0,6 и выше 0,4 – 0,6 менее 0,4 К5 0,15 и выше менее 0,15 нерентаб.
И по следующей формуле рассчитаем классность заемщикав табл. 2.11:
Класс = категория коэффициента * вес показателя (6)
Таблица 2.11 Оценка класса кредитоспособности ОАО«Чувашкабель»Показатель Фактическое значение Категория Вес показателя Расчет суммы баллов Класс К1 0,76 1 0,11 0,11 К2 1,62 1 0,05 0,05 К3 2,35 1 0,42 0,42 К4 0,97 1 0,21 0,21 К5 0,2931 1 0,21 0,21 Итого на конец 2007г. Х Х 1 1,21 1 К1 0,20 1 0,11 0,11 К2 2,57 1 0,05 0,05 К3 3,7 1 0,42 0,42 К4 5,49 1 0,21 0,21 К5 0,2477 1 0,21 0,21 Итого на конец 2008г. Х Х 1 1,21 1 К1 0,18 2 0,11 0,22 К2 2,66 1 0,05 0,05 К3 3,67 1 0,42 0,42 К4 36,57 1 0,21 0,21 К5 0,1634 1 0,21 0,21 Итого на конец 2009г. Х Х 1 1,21 2
На основе суммы балов заемщик относится к одному изклассов:
1 класс, если сумма находится в пределах от 1 до 1,05
2 класс – от 1,05 до 2,42.
3 класс – больше 2,42.
Первоклассные заемщики кредитуются на льготных условиях,второклассные – на обычных. Выдача же кредитов предприятиям 3 класса связанно сриском.
ОАО «Чувашкабель» на протяжении 2007-2008гг. относилоськ первоклассным заемщикам, так как его кредитоспособность была на высшем уровне.Возможно его кредитование на льготных условиях. Однако вследствие кризиса в 2009г. предприятие обладало только вторым классом кредитоспособности. Такой заемщикбудет кредитоваться только на обычных условиях.
3. Зарубежный опыт организации оценки кредитоспособностизаемщика
3.1 Американскаяметодика оценки кредитоспособности заемщика
Так ряд американских экономистов описывает систему оценки кредитоспособности,построенную на сальдовых показателях отчетности.Американские банки используютчетыре группы основных показателей:
1.ликвидности фирмы;
2.оборачиваемости капитала;
3.привлечения средств
4.показатели прибыльности.
К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл)и покрытия (Кпокр). Коэффициент ликвидности Кл– соотношениенаиболее ликвидных средств и долговых обязательств. Ликвидные средства складываютсяиз денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговыеобязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям,неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам. Кл прогнозируетспособность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективена основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл тем вышекредитоспособность.
Коэффициент покрытия Кпокр — соотношение оборотногокапитала и краткосрочных долговых обязательств. Кпокр — показывает пределкредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. ЕслиКпокр менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзяпредоставлять кредит: он является некредитоспособным.
Анализ коэффициентов первой группы показывает, что являетсяли предприятие кредитоспособным.
Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группеотражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр.
Коэффициенты привлечения (Кпривл) образует третьюгруппу оценочных показателей. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательствк общей сумме активов или к основному капиталу; показывают зависимость фирмы отзаемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность заемщика.
С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертойгруппы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся: доля прибыли в доходах(отношение чистой прибыли к валовой), норма прибыли на активы (чистая прибыль насумму активов), норма прибыли на акцию. Если растет зависимость фирмы от заемныхсредств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе Кпривл,может компенсироваться ростом прибыльности.
3.2 Французская методика оценки кредитоспособностизаемщика
Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческимибанками включает 3 блока:
1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятыхотдельными коммерческими банками;
3) использование для оценки кредитоспособности данных картотекиБанка Франции.
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
-характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;
-факторы производства:
а) трудовые ресурсы руководителей, управленцев и персонала (образование,компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвиженияуправленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношениеоплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %);
б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемыхсредств, уровень инвестиций);
в) финансовые ресурсы;
г) экономическая среда ( на какой стадии жизненного цикла находитсявыпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условияконкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческаяполитика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).
В активе баланса при анализе выделяются три составные части:
— иммобилизованные активы,
— оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие)
— денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценныебумаги). Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженностьи денежную наличность (учет векселей и др.).
Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, дляоценки соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расчета коэффициентовкредитоспособности на основе оборотных показателей. Предметом анализа являются такиепропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношениестабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнениюс темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с даннымисводного баланса, который составляется на основе баланса однородных предприятий.Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковскогориска.
Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетомуровня развития предприятия, его рентабельности и качества потребности в оборотныхсредствах. Последнее изучается на основе показателей скорости оборота остатков сырьяи готовой продукции на складе. а также сроков расчетов с поставщиками.
В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособностиклиента коммерческим банком можно привести методику Credit Lione. Эта методикапредставляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах:
К1 = ВЭД / ДС
К2 = Финансовыерасходы / ДС
К3 = Капиталовложенияза год / ДС
К4 = Долгосрочныеобязательства / ДС
К5 = Чистое сальдоналичности / Оборот
Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов,определяется общий итог в баллах. Сумма баллов определяет уровень кредитоспособностиклиента.
Учитываются также и данные картотеки банка Франции. Эта картотекаимеет четыре раздела. В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимостиот размера актива баланса, каждой группе присваиваются литеры от А до К. Второйраздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое можетбыть допущено в отношении предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовойситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталови предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировкаделит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.
Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности.Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяетклиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежныхсредствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных сналичием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособностьпредприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.
Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы:предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет в БанкеФранции.
Заключение
Цель курсовой работы была достигнута путем решенияпоставленных задач.
Кредитоспособность заемщика — его комплексная правоваяи финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями,позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренныйв кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором,а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика.
Цель анализа кредитоспособности заемщика состоит в комплексном изученииего деятельности для обоснованной оценки возможности вернуть предоставленные емуресурсы и предполагает решение следующих задач:
· обоснованиеоптимальной величины предоставляемых кредитором финансовых ресурсов и способов ихпогашения;
· определениеэффективности использования заемщиком кредитных ресурсов;
· осуществлениетекущей оценки финансового состояния заемщика и прогнозирование ее изменения послепредоставления кредитных ресурсов;
· проведениетекущего контроля (мониторинга) со стороны кредитора за соблюдением заемщиком требованийв отношении показателей его финансового состояния;
· выявлениефакторов кредитного риска и оценка их влияния на принятие решений о выдаче кредитазаемщику и т.д.
Подходы к оценке кредитоспособности заемщиков делятсяна классификационные модели и модели на основе комплексного анализа.
Классификационныемодели анализа кредитоспособности заемщикадают возможность группироватьзаемщиков на прогнозные и рейтинговые модели. А прогнозные подразделяются на МДА,систему показателей и CART.
К моделям оценкикредитоспособности, основанным на методах комплексного анализа относятся: правило«шести Си», CAMPARI, PARTS, оценочная система анализа.
Объектом исследования является кредитоспособность ОАО «Чувашкабель», производящийизолированные провода и кабели.
В ОАО «Чувашкабель» в связи с развитием экономического кризиса в 2009г. наблюдается резкое снижение финансовых показателей. ВыручкаВ ОАО «Чувашкабель»в связи с развитием экономического кризиса в 2009 году наблюдается резкое снижениефинансовых показателей. Выручка от продажи в 2010 г. составила 1 034 012 тыс. руб.,показатель снизился по сравнению с 2008 г. на 25,5%, с 2007 – на 30,8%. Себестоимостьреализации в 2009 году составила 697 687 тыс. руб., что на 208445 тыс. руб. меньшечем за 2008 год, на 210725 тыс. руб. меньше чем за 2007 год (приложение 2, 4, 6).
Стоимость внеоборотныхактивов предприятия за 2009 г. увеличилась на 105721 тыс. руб. или на 18,3%.
За анализируемыйпериод произошло увеличение оборотных активов на 51545 тыс. руб., связанное с увеличениемкраткосрочных финансовых вложений.
За 2009 г.валютабаланса увеличилась на 157286 тыс. руб. или на 10% и составила 1729667 тыс. руб.
В 2009 г. фактический выпуск товарной продукции, работи услуг в действующих ценах составил 962 179 тыс. руб., этот показатель снизилсяпо сравнению с 2008 г. на 33,1%.
Для анализа кредитоспособности ОАО «Чувашкабель» используемметодику оценки кредитоспособности заемщика Сбербанка РФ, которая основывается наопределении класса кредитоспособности заемщика.
Для определения класса необходимо рассмотреть 5 коэффициентов.Коэффициент абсолютной ликвидности в 2009г. по сравнению с 2007 г. снизился на 76,31%.Промежуточный коэффициент покрытия в 2009г. по сравнению с 2007г. повысился на 64,2%.Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент текущей ликвидности в 2009г. по сравнениюс 2007г. повысился на 56,17%. Коэффициент соотношения собственных и заемных средствповысился в 38 раз. Рентабельность основной деятельности в 2009г. по сравнению с2007г. снизилась на 44,25%, что может свидетельствовать о неправильном распределениизатрат. Оборачиваемость оборотных активов в 2009г. по сравнению с 2007г. возрослапочти в 2 раза или на 96,69%. Оборачиваемость дебиторской задолженности также повысиласьна 13 дней, а оборачиваемость запасов – на 43 дня. Это свидетельствует об оченьнизкой оборачиваемости оборотных средств.
ОАО «Чувашкабель» на протяжении 2007-2008гг. относилоськ первоклассным заемщикам, так как его кредитоспособность была на высшем уровне.Возможно его кредитование на льготных условиях. Однако вследствие кризиса в 2009г. предприятие обладало только вторым классом кредитоспособности. Такой заемщикбудет кредитоваться только на обычных условиях.
Американская методикаоценки кредитоспособности заемщика — система оценки кредитоспособности, построеннаяна сальдовых показателях отчетности. Американские банки используют четыре группыосновных показателей: ликвидности фирмы (коэффициенты ликвидности и покрытия), оборачиваемостикапитала, привлечения средств, показатели прибыльности (доля прибыли в доходах,норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию).
Оценка кредитоспособности клиентов французскимикоммерческими банками включает 3 блока:
1) оценка предприятия и анализ его баланса,а также другой отчетности;
2) оценка кредитоспособности клиентов на основеметодик, принятых отдельными коммерческими банками;
3) использование для оценки кредитоспособностиданных картотеки Банка Франции.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации- www.garant.ru/doc/constitution/
2. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации — base.garant.ru/10164072/
3. Федеральныйзакон РФ «О кредитных историях» от 30.12.2004 г. № 218.
4. Методическиеуказания по проведению анализа финансового состояния организаций. Приложение к приказуФСФО России от 23 января 2001 г. №16.
5. АчкасовА.Л.Активныеоперации коммерческих банков /А.И. Ачкасов. — М.: Консалт-Банкир, 2009. – 358 с.
6. Банковскаясистема России. Настольная книга банкира: В 3-х кн. — М.: ДеКА, 2008. – 256 с.
7. Банковскоедело / под ред. О.И. Лаврушина; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. –392 с.
8. Банковскоедело: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансыи статистика, 2008. – 224 с.
9. ЕндовицкийД.А. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика: учебно-практическое пособие /Д.А. Ендовицкий, И.В. Бочарова. – М.: Кнорус, 2010. – 495 с.
10. КрейнинаМ.Н. Финансовыйменеджмент: учебное пособие / М.Н. Крейнина. — М.: Дело и сервис, 2010. – 438 с.
11. ОльшаныйА.И.Банковскоекредитование — российский и зару бежный опыт / А.И. Ольшаный. — М.: РДЛ, 2009. –354 с.
12. ШереметА.Д. Методикафинансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев. — М.: ИНФРА-М,2010. – 482 с.
13. Экономическийанализ: учебник для вузов / под ред. Л.Т. Гиля ровской. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.– 350с.
14. КирисюкГ.М. Оценка банкомкредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. — 2009. — № 4. – 67 с.
15. Ли О.В.Об оценке кредитоспособности заемщика (российский и зарубежный опыт) // Деньги икредит. – 2009. — №4. — 78 с.
16. СахароваМ.О.Квопросу о кредитоспособности предприятия // Деньги и кредит.- 2008. — № 3. – 64с.
17. СеврукВ.Т. Анализ кредитоспособностиСП // День ги и кредит. – 2009. — № 3. – 98 с.
18. ШаламовГ.А. Бюро кредитных историй как инструмент снижения банковских рисков // Банковскоедело. – 2008. — №4. – 143 с.
19. Официальныйсайт ЦБ РФ www.cbr.ru/
20. Сайт клубабанковских аналитиков www.bankir.ru/