Оценка рисков истрахование деятельности предприятия
Существует большое разнообразиемнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска. Это связано смногоаспектностью этого явления, недостаточным использованием в реальнойдеятельности, игнорированием в существующем законодательстве. Рассмотрим дваосновных понятия, которые дополняют друг друга и охватывают общее содержаниериска.
Первое определение заключается втом, что риск определяют как вероятность (угрозу) потери предприятием частисвоих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов врезультате осуществления определенной производственной и финансовойдеятельности. Следовательно, риск относится к возможности наступлениякакого-либо неблагоприятного события, возможности неудачи, возможностиопасности.
Второе определение рисканепосредственно сопряжено с понятием «ситуация риска».
Ситуацией, вообще, называетсясочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающихопределенную обстановку для того или иного вида деятельности. Обстановка можетспособствовать или препятствовать осуществлению данного действия.
При ситуации риска существуетвозможность количественно и качественно определять степень вероятности того илииного варианта и ей сопутствуют три условия:
- наличие неопределенности;
- необходимость выбора альтернативы(включая отказ от выбора);
- возможность оценить вероятностьосуществления выбираемых альтернатив.
Ситуация риска качественноотличается от ситуации неопределенности. При ситуации неопределенностивероятность наступления результатов решений или событий в принципенеустанавливаема. Следовательно, ситуация риска является разновидностьюситуации неопределенности, т.к. в ней наступление событий вероятно и может бытьопределено.
По своей природе риск делят на тривида:
1. Когда в распоряжении субъекта,делающего выбор из нескольких альтернатив, есть объективныевероятностиполучения предполагаемого результата. Это вероятности, независящиенепосредственно от данной фирмы: уровень инфляции, конкуренция, статистическиеисследования, экологическая обстановка и т.д.
2. Когда вероятности наступленияожидаемого результата могут быть получены только на основе субъективных оценок,т.е. субъект имеет дело с субъективными вероятностями. Субъектные вероятностинепосредственно характеризуют данную фирму: производственный потенциал, уровеньпредметной и технологической специализации, организация труда и т.д.
3. Когда субъект в процессе выбораи реализации альтернативы располагает как объективными, так и субъективнымивероятностями.
Благодаря этим видоизменениямриска субъект делает выбор и стремиться реализовать его. В результате этогориск существует как на стадии выбора решения, так и на стадии его реализации.
Исходя из этих условий второеопределение риска следующее. Риск — это действие (деяние, поступок),выполняемое в условиях выбора (в ситуации выбора в надежде на счастливыйисход), когда в случае неудачи существует возможность (степень опасности)оказаться в худшем положении, чем до.
Говоря о риске, его не следуетизбегать, но если принимается решение идти на риск, то предварительно следуеттщательно спрогнозировать события и при проведении намеченных мер не выходитьза рамки, установленные проектом. Введение конкуренции в нашей стране усилитиспользование риска.
Принятие проекта связанного сриском предполагает выявление и сопоставление возможных потерь и доходов. Еслириск не подкреплен расчетами, то он преимущественно кончается неудачей исопровождается определенными потерями. Чтобы сладить негативные явления,связанные с риском, необходимо выявить: основные черты и источники еговозникновения, наиболее важные его виды, допустимый уровень риска, методыизмерения риска, методы снижения риска.
Степень риска — это вероятностьнаступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.
Риск может быть:
· допустимым — имеется угроза полнойпотери прибыли от реализации планируемого проекта;
· критическим — возможны непоступление нетолько прибыли, но и выручки и покрытие убытков за счет средствпредпринимателя;
· катастрофическим — возможны потерякапитала, имущества и банкротство предпринимателя.
Количественный анализ — это определение конкретного размера денежного ущербаотдельных подвидов финансового риска и финансового риска в совокупности.
Иногда качественный иколичественный анализ производится на основе оценки влияния внутренних ивнешних факторов: осуществляются поэлементная оценка удельного веса их влиянияна работу данного предприятия и ее денежное выражение. Такой метод анализаявляется достаточно трудоемким с точки зрения количественного анализа, ноприносит свои несомненные плоды при качественном анализе. В связи с этимследует уделить большее внимание описанию методов количественного анализафинансового риска, поскольку их немало и для их грамотного применения необходимнекоторый навык.
В абсолютном выражении риск можетопределяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом)или стоимостном (денежном) выражении.
В относительном выражении рископределяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в видекоторой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия,либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности,либо ожидаемый доход (прибыль). Тогда потерями будем считать случайноеотклонение прибыли, дохода, выручки в сторону снижения. в сравнении сожидаемыми величинами. Предпринимательские потери — это в первую очередьслучайное снижение предпринимательского дохода. Именно величина таких потерь ихарактеризует степень риска. Отсюда анализ риска, прежде всего, связан сизучением потерь. [1]
Если удается тем или иным способомспрогнозировать, оценить возможные потери по данной операции, то значитполучена количественная оценка риска, на который идет предприниматель. Разделивабсолютную величину возможных потерь на расчетный показатель затрат илиприбыли, получим количественную оценку риска в относительном выражении, впроцентах.
Один из способовобезопасить предприятие от рисков – сформировать оптимальную программустрахования. Для этого нужно проанализировать деятельность компании и выделитьхарактерные для нее риски. Они в свою очередь подразделяются на риски, которыекомпания готова принять на себя, и риски, от которых необходимо застраховаться.
В большинствеслучаев страховая программа включает страхование:
- строительно-монтажных,гарантийных обязательств;
- имущества;
- оборудования отполомок;
- гражданскойответственности;
- жизни и здоровьясотрудников.[2]
Страхованиепредпринимательских рисков направлено на защиту предпринимателейот возможных непредвиденных негативных обстоятельств и факторов,мешающих достижению намеченной цели или получения прибыли.
Основной цельюпредпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли,увеличение вложенного в дело капитала. В связи с этим важнейшеезначение приобретает страхование на случай возможной потери ожидаемойприбыли или недополучения предполагавшегося дохода.
Страхованиепредпринимательского риска включает как риск утраты имущества, так и рискнеполучения ожидаемых доходов.
Все причины,вызывающие потери дохода обуславливаются двумя группами причин:
1) нарушениемпроцесса производства при наступлении стихийных бедствий, аварий и другиханалогичных событий;
2) изменениемрыночной конъюнктуры, ухудшением и нарушением контрактов со стороныпоставщиков или потребителей продукции (услуг) и т.п.[3]
Российскиестраховые традиционно осуществляют страхование по всем перечисленным видам.Принципиально новыми подходами к страхованию предпринимательского риска для российскогорынка становятся страхование от перерывов в производстве и страхование отрисков неисполнения договорных обязательств.
В цивилизованнойрыночной экономике, страхование подобных рисков зачастую является неотъемлемойчастью бизнес — планирования. Рассмотрим подробнее практические особенностиэтих видов страхования.
Страхованиеот перерывов в производстве. Предприятие может застраховаться отубытков вследствие простоя производства (оказания услуг), который возникает поне зависящим от предприятия причинам. В зависимости от условий договорастрахования могут возмещаться убытки, например, производственной компании,понесенные как в результате полной остановки деятельности, так и из-зачастичного снижения оборотов, связанного с наступлением страхового случая.Страхование от потери прибыли вследствие вынужденного перерыва в производствеотечественными страховыми организациями осуществляется, как правило, совместнос другими видами страхования, например с имущественным.
Договор страхованияпредусматривает выплату компенсации, если перерыв в производстве вызван однойиз следующих причин (страховых случаев): пожар, удар молнии, взрыв,противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия и т.д. (за исключениемвоенных действий или изменения политической ситуации в стране).
Для того, чтобы вдальнейшем избежать разногласий со страховой компанией, в договоре страхованияот перерывов в производстве необходимо указать максимально полный переченьстатей затрат, которые будут компенсированы, а также детальный алгоритм ихопределения. Как правило, согласно условиям договора страхования страховаякомпания берется возместить:
1. неполученную прибыль(размер прибыли за период простоя определяется за прошедший год; если в прошломгоду у компании не было прибыли, то неполученную прибыль по договорустрахования не выплачивается);
2. расходы, произведенныедля предотвращения перерыва в деятельности;
3. постоянные затраты, независящие от объемов производства (количество оказанных услуг, выполненных работ).[4]
Слабый интерес кэтому виду страхования, возможно связан с тем, что в нашей стране страховаякультура только можно сказать набирает темп развития.
А также сами,страхователи пока не осознают полную важность такого вида страхования, какодного из инструментов управления финансовой деятельностью предприятия. Но помере дальнейшего роста производства и на фоне сегодняшнего восстанавливающегоинтереса к страхованию он вскоре получит свое развитие. Цивилизованный рынокпредполагает минимизацию рисков, поэтому страховой полис со временем станетдополнительным фактором обеспечения финансовой устойчивости любого предприятия.
Страхованиериска невыполнения договорных обязательств. Однимиз эффективных инструментов страхования предпринимательских рисков являетсястрахование финансовых рисков, связанных с неисполнением договорныхобязательств. Страховая компания берет на себя обязательства оплатитьпредприятию ущерб, полученный из-за неисполнения договорных обязательствконтрагентам. Это могут быть неоплата отгруженного товара (работ, услуг),непоставка товара, невыполнения работ и т.д.
Среди наиболеевостребованных способов страхования риска неисполнения обязательств можновыделить страхование коммерческих (товарных) кредитов, страхование лизинговыхопераций и наконец, страхование риска, связанного с неблагоприятным влияниемрыночных факторов на цену актива.
В качестве страхуемогоактива может выступать практически любой товар или финансовый актив, имеющийсяв наличии или планируемый к приобретению или производству.
Страхованиериска связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену актива. Этострахование для тех, кто предпочитает иметь стабильные денежные потоки.Инструмент страхования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятныеизменения цены страхуемого актива или связанных с ним денежные потоковкомпенсировались изменением соответствующих параметров страхуемого актива.
Поэтому цельюпредлагаемой страховки является не получение дополнительных прибылей, аснижение рисков и оптимизация планирования производства и исключениенепредвиденных ситуаций в случае резких негативных изменений мировых цен. Такимобразом, данная страховка для страхователя имеет ряд преимуществ, в том числе,последняя обеспечивает возможность ежемесячного получения страхового возмещенияот страховщика; относить на себестоимость продукции и услуг; и главное, что всвязи с текущей рыночной ситуацией на мировом рынке данная операция страхованиябудет намного дешевле.
Обычно менеджеры,узнав о существовании таких операций по страхованию, радостно потирают руки иготовы немедленно начать защищать активы от неблагоприятного изменения цен нарынке. Но поняв, что для этого необходимо понести определенные издержки, т.е.осуществить кое-какие долгосрочные инвестиции, почти тут же находят огромноеколичество причин, по которым данное страхование для их компании излишне. Парадоксально,но факт, что отечественные управляющее готовы терять больше денег на основномбизнесе и ужасно переживать по этому поводу (хотя итоги, конечно, бывают ипечальными), но у них совершенно отсутствует желание пойти на затраты радизащиты своих доходов. Ответ на вопрос, почему менеджеры не используютвозможности мирового рынка услуг капитала, в общем–то, понятен. Основнаяпричина в первую очередь, это отсутствие полного арсенала предложений такихинструментов страхования со стороны страхового сектора и соответственнонезнание (недопонимание) менеджеров сути проблемы и таких подходов управленияфинансовыми рисками.[5]
Таким образом,при обычной повсеместно распространенной практике управления все этооказывается упущенной выгодой, которая с точки зрения современного менеджментаэквивалентна убытку.
Активноеиспользование этого финансового инструмента — страхования могло бы существеннообеспечить финансовую стабильность компании от сложной и иногда непредсказуемойдинамики цен некоторых активов, волатильность которых в последнее времясущественно растет./> Практическая часть
Для обоснования плана производствасо стороны обеспечения производственными мощностями рассчитать максимальновозможный выпуск продукции с действующих производственных мощностей.
Выполнить расчет максимальновозможного выпуска продукции с производственных мощностей, освоение которых поустановленным нормативам заканчивается до начала планируемого периода.
Таблица 1
Выпуск продукции с мощностей, освоенных до начала планируемогопериода
№
пп
Наименование показателей Базисный год />Планируемый период 1 2 3 1. Мощность на начало года 310 315 320 335 2. Прирост мощности 5 10 25 35 3. Выбытие мощности - 5 10 20 4. Среднегодовая мощность 311,8 316,8 325,4 340,4 5. Коэффициент использования среднегодовой мощности, % 88 89 90 91 6. Выпуск продукции 274,384 281,95 292,86 309,76
Среднегодовая мощность (М ср.г.)рассчитывается по формуле
М ср. г. = М н.г. + В ср.г. – У ср.г. (1)
Где М н.г. – мощность на началогода
В ср.г. – среднегодовой ввод
У ср.г. – среднегодовое выбытие
М ср. г. = 310 + 5 * 0,36 = 311,8
М ср.г. (1) = 315 + 10 * 0,36 – 5 * 0,36 = 316,8
М ср.г. (2) = 320 + 25 * 0,36 – 10* 0,36 = 325,4
М ср.г. (3) = 335 + 35 * 0,36 – 20* 0,36 = 340,4
Среднегодовойввод (выбытие) при разработке плана при отсутствие информации о сроке ввода иливыбытия принять равным 36% намеченного ввода (выбытия за год).
Максимальновозможный выпуск продукции с действующих мощностей (V) определяется поформуле:
V = М ср. г. * К/100
Где К –коэффициент использования производственной мощности
V = 311,8 * 0,88 = 274,384
V (1) = 316,8 * 0,89 =281,95
V (2) = 325,4 * 0,9 = 292,86
V (3) = 340,4 * 0,91 = 309, 764
При расчетахнеобходимо учесть объем производства продукции на мощностях, срок освоениякоторых заканчивается в планируемом периоде.
Таблица 2
Выпуск продукции на производственных мощностях, срокосвоения которых заканчивается в планируемом периоде Наименование показателя Предбазисный год Базисный год Планируемый период 1 2 3 1. Мощность на начало года - 36 92 92 92 2. Ввод мощности 36 56 3. Среднегодовая мощность 18 64 92 92 92 4.
Коэффициент испол. средн. мощностей, введенных
а) в предбазисном году
б) в базисном году
50
-
90
50
100
100
100
100
100
100 5.
Выпуск продукции с мощностей, введенных
а) в предбазисном году
б) в базисном году
9
-
32,4
14
36
56
36
56
36
56 6. Выпуск продукции, всего 9 46,4 92 92 92 7. Коэффициент использования среднегодовой мощности 0,5 0,725 1 1 1
Расчетсреднегодовой мощности для таблицы 2 производится по формуле (1). Среднегодовойввод принять в размере 50% вода мощности.
Выпускпродукции рассчитываем по формуле (2). Коэффициент использования мощностиопределим отношением строки к строке 3.
Выполнимрасчет использования всех производственных мощностей, действующих на началопланируемого периода.
Таблица 3
Расчет использования всех производственных мощностей№ Наименование показателя Базисный Планируемый период 1.
Мощность на начало года
(ст. 1, т.1+ ст. 1, т.2) 346 407 412 427 2.
Прирост мощности
(ст.2, т.1+ ст.2, т.2) 61 10 25 35 3. Выбытие мощности (ст.3, т.1) - 5 10 20 4.
Среднегодовая мощность
(ст. 4, т.1 + ст.3, т.2) 375,8 408,4 417,4 432,4 5.
Выпуск продукции
(ст.6., т.1 + ст.6, т.2) 320,78 373,952 384,86 401,76 6. Коэффициент использования среднегодовой мощности (ст.4/ст.5) 0,85 0,915 0,92 0,93
В условияхсуществующего спроса на продукцию предприятия изучить необходимость ввода вдействие дополнительной части продукции, которая не может быть получена сдействующих мощностей.
Таблица 4
Расчет необходимого вода в действие новых мощностей ивозможного выпуска продукции с этих мощностей№ Наименование показателя 1 2 3 1. Спрос на продукцию 480 515 650 2. Выпуск продукции с мощностей, действующих на начало планируемого периода (т.4, ст. 5) 373,95 384,86 401,76 3. Объем продукции, для производства которой необходим ввод в действие новых мощностей (ст.1 – ст.2) 106,1 130,14 248,04 4. Среднегодовая величина вновь вводимых мощностей для производства дополнительного объема продукции 212,2 - - 5. Необходимый ввод в действие мощностей (ст.4/ 0,35) 606,3 - - 6. Мощность на начало года - 606,3 606,3 7. Среднегодовая мощность (ст.6 +ст.4) 212,2 606,3 606,3 8.
Коэффициент использования среднегодовой мощности, введенной в:
1 году
2 году
3 году
50
-
-
90
50
-
100
90
50 9.
Объем продукции с мощностей, введенных в действие а) 1 году
б) 2 году
в) 3 году
106,1
-
-
545,67
-
-
606,3
-
- 10 Выпуск продукции всего (ст. 9 сумма) 106,1 545,67 606,3
Расчетсреднегодовой мощности (стр. 4) производится с использованием формулы (2).Объем продукции, для производства которой не хватает некоторого количествамощностей известен (стр.3), коэффициент использования среднегодовой мощностиизвестен (стр. 8), тогда 106,1 / 0,5 = 212,2
Приопределении среднегодовой величины вновь вводимых мощностей для 2 – ого года,необходимо учесть ту продукцию, которую предприятие сможет производить во 2году на оборудование, введенном в 1 году.
В первомгоду была введена мощность (стр. 5) в размере 606,3 единиц, которая во второмгоду используется на 90%. Тогда среднегодовая величина вновь вводимых мощностейопределяется (130,4 – 606,3 * 0,9)/ 0,5 = — 831,06;
Т.е.необходимости ввода в действие новых мощностей во втором году и в третьем нетребуется, введенные в действие в первом году мощности удовлетворяетпотребностям, введение новых не требуется.
Для оценкииспользования всех производственных мощностей, результатов выполненной работыпо планированию мощностей произвести сводный расчет (таблица 5).
Таблица 5
Сводный расчет использования всех производственныхмощностей (действующих и вновь вводимых)№ Наименование показателя
Базисный
Период Планируемый период 1 2 3 1.
Мощность на начало года
(ст.1, т.3 + ст.6, т.4) 346 407 1018,3 1033,3 2.
Увеличение мощности
(ст.2, т.3 + ст.5, т.4) 61 616,3 25 35 3.
Среднегодовая мощность
(ст.4, т.3) 375,8 408,8 417,4 432,4 4.
Среднегодовая мощность
(ст.4, т.3 + ст. 7, т. 4) 375,8 621 1023,7 1038,7 5. Выпуск продукции (ст.1, т.4, для базисного ст. 5, т.3) 320,78 480 515 650 6. Коэффициент использования среднегодовой мощности, % (ст.5/ст.4 * 100) 85 77 50 63
В первомпланируемом году при введении мощности коэффициент использования среднегодовоймощности равен 77 %. Во втором году дополнительные мощности не вводились, таккак не было потребности, эффективность работы при мощностях введенных в перомгоду равна 50%, в третьем планируемом периоде 63 %, так как имеется избыточныйзапас мощностей при том, что спроса на продукцию удовлетворен.
/>/>Список литературы
1. Риски в современном бизнесе / П.Г.Грабовый, С.Н. Петрова, С.И. Полтавцев и др. — М. Аланс, 1994. с. 49.
2. Рубина Ю.Б., Солдаткин В.И. Страховой портфель.:Учебное пособие. — М.: Соминтек, 2003.
3. Страховое дело / Под редакциейпрофессора Л.И Рейтмана — М.: Инфра-М 2004.
4. Финансы предприятий / Под редакциейРодионовой В.М.- М.: Финансы и статистика, 2004.
5. Шевчук В.А. Страхование предпринимательскойдеятельности. – М.: Издательский центр «Анкил», 2003.
6. Шинкаренко И.Э. Страхованиепредпринимательской деятельности /Справочник. — М.: Финансы и статистика, 2002.