Реферат по предмету "Банковское дело"


Организационная структура Банка России

Курсовая работа
подисциплине: «Организация деятельности центрального банка»
на тему:
«Организационнаяструктура Банка России»

Содержание
Введение
1. Правовые и теоретические основы деятельности Банка России
2. Организационно-функциональная структура Банка России
2.1 Принципы современнойopганизации ЦБ
2.2 Организации управленияБанка России и их полномочия
2.3 Центральный аппарат БанкаРоссии
2.4 Территориальные учрежденияи национальные банки в системе Банка России
2.5 Рассчетно-кассовые центры идругие организации, входящие в структуру Банка России
3. Организационная структура Банка России в свете новогофедерального закона о Центральном банке
Заключение
Список использованных источников
Введение
Представленная работапосвящена теме «Организационная структура Банка России».
В процессе управлениялюбой организацией огромная роль принадлежит организационной структуре,поскольку именно с ее помощью структурируются и формализуются подходы и методыуправления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроляи внутриорганизационных взаимоотношений, то есть осуществляются все необходимыедействия, направленные на достижение поставленных целей. В настоящее времядеятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективногофункционирования зависит стабильность и дальнейший рост экономическогопотенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций намеждународном рынке. Таким образом, очевидно, что от правильного выбораорганизационной структуры Центрального банка, от ее успешного функционированиязависит вся экономика страны.
Так как рольорганизационной структуры ЦБ имеет жизненно важное значение для всегогосударства, то изучение ее формирования и изменений является актуальной темой приизучении Центрального банка.
Цель данного исследования– описание и анализ организационной структуры Центрального Банка РоссийскойФедерации на современном этапе его развития.
При выполнениипоставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить правовыеи теоретические аспекты деятельности Центрального Банка Российской Федерации;
2. Выявить причины формированияего современной организационно-функциональной структуры;
3. Сказать обактуальности изучения организационной структуры Банка России;
4. Обозначитьтенденции развития организационной структуры Центрального Банка РоссийскойФедерации.
Объектом исследованияявляется организационнаяструктура Центрального Банка Российской Федерации. Предметом – отдельные еёсоставляющие и особенности их деятельности, устройства, юридическое иэкономическое положение по отношению друг к другу, а также роль в деятельностиБанка России, их права и обязанности в процессе выполнения Центральным банкомсвоих функций.
Высокая значимость инедостаточная практическая разработанность темы Организационная структура БанкаРоссии определяют несомненную новизну данного исследования.
При написании курсовойработы были использованы следующие методы научного исследования:
1. Наблюдение;
2. Изучениеисточников информации;
3. Описание;
4. Диалектический;
5. Аналитический;
6. Дедуктивныйметод.
Курсовая работа выполненана 42 страницах машинописного текста и содержит:
1. Введение. Обоснована актуальность выбора темы,поставлены цель, задачи, предмет и объект исследования, использованные методы,обозначены базовые источники информации.
2. Первый раздел.Раскрываются правовые и теоретические основы деятельности банка России.
3. Второй раздел.Подробно рассмотрены отдельные элементы организационно-функциональной структурыБанка России. Раздел состоит из трех глав.
4. Третий раздел. Описываетсяорганизационная структура Банка России на современном этапе, обозначенытенденции её развития.
5. Заключение.Подводятся итоги исследования, излагаются полученные выводы.
6. Список использованныхисточников. Содержит наименований.
Теоретической иметодологической базой исследования послужили труды отечественных экономистов: Лаврушина О.И., Фетисова Г.Г.,Мамоновой И.Д, Коробовой Г.Г., Алпатова Г.Е. и др., а также законодательныеакты и нормативные документы Российской Федерации.
1. Правовые и теоретические основы деятельности БанкаРоссии
Центральный банкРоссийской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.[18 C. 178].
Статус, целидеятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерацииопределяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «ОЦентральном банке Российской Федерации» от 27 июня 2002 года и другими федеральными законами.
Основным элементомправового статуса Центрального банка Российской Федерации является принципнезависимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк Россиивыступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительнымправом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Функции иполномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Гражданскимкодексом и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации»,Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственнойвласти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье75 Конституции Российской Федерации, в пунктах 1 и 2.
Полномочия Банка Россиипредполагают его исключительные права по изданию нормативных актов,обязательных для федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным кего компетенции Федеральным законом «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)» и иными федеральными законами.
Конституцией РФ (Статьей75) установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банкаРоссийской Федерации, определено его исключительное право на осуществлениеденежной эмиссии (п. 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечениеустойчивости рубля (п. 2).
Банк России являетсяюридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являютсяфедеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной ифинансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию ираспоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы БанкаРоссии, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке,которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имуществаБанка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотренофедеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том,что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк Россиивправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах,судах иностранных государств и третейских судах.
В своей деятельности БанкРоссии подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РоссийскойФедерации, которая назначает на должность и освобождает от должностиПредседателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) ичленов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя БанкаРоссии, согласованному с Президентом Российской Федерации).
Банк России не вправеучаствовать в капиталах или являться членом иных коммерческих илинекоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России,его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленныхфедеральными законами.
Банк России имеетуставный капитал в размере 3 млдр. рублей.
В соответствии со статьей3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечениеустойчивости рубля;
развитие и укреплениебанковской системы Российской Федерации;
обеспечение эффективногои бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли неявляется целью деятельности Банка России.
К основным задачам БанкаРоссии можно отнести:
участие в разработкеденежно-кредитной политики правительства;
поддержание стабильностиденежного обращения;
обеспечение устойчивостикурса рубля по отношению к иностранным валютам;
создание государственногофонда золотовалютных резервов;
использование методовденежно-кредитного управления банковской
системой для развитиярыночной экономики.
Выполнение этих задачосуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков,продажи и покупки золота и иностранных валют и поддержания внутренней и внешнейпокупательной способности национальной денежной единицы.
В соответствии со статьей4 Федерального закона, Банк России выполняет следующие 19 функций:
— во взаимодействии сПравительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единуюденежно-кредитную политику;
— монопольно осуществляетэмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
— является кредиторомпоследней инстанции для кредитных организаций, организует систему ихрефинансирования;
— устанавливает правилаосуществления расчетов в Российской Федерации;
— устанавливает правилапроведения банковских операций;
— осуществляетобслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РоссийскойФедерации, если иное не установлено федеральными законами, посредствомпроведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти игосударственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организацияисполнения и исполнение бюджетов;
— осуществляетэффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
— принимает решение огосударственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитныморганизациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает ихдействие и отзывает их;
— осуществляет надзор задеятельностью кредитных организаций и банковских групп;
— регистрирует эмиссиюценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
— осуществляетсамостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все видыбанковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций БанкаРоссии;
— организует иосуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;
— определяет порядокосуществления расчетов с международными организациями, иностраннымигосударствами, а также с юридическими и физическими лицами;
— устанавливает правилабухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
— устанавливает ипубликует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
— принимает участие вразработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организуетсоставление платежного баланса Российской Федерации;
— устанавливает порядок иусловия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведенияопераций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу,приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведенияопераций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлениюи отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций попокупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со днявступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений вФедеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
— проводит анализ ипрогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам,прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений,публикует соответствующие материалы и статистические данные;
— осуществляет иныефункции в соответствии с федеральными законами.
Вышеперечисленные функцииможно объединить в пять основных задач:
1. Монопольнаяэмиссия банкнот;
2. Банк банков:
- работает только скоммерческими банками (за исключением некоторых случаев, оговоренных вФедеральном законе),
- являетсякредитором в последней инстанции, осуществляющим рефинансирование кредитныхресурсов коммерческих банков,
- хранит резервыкоммерческих банков в соответствии с установленными нормативами,
- осуществляетконтроль и надзор за коммерческими банками;
3. Агентправительства;
4. Единыйрассчетно-кассовый центр;
5. Органденежно-кредитного регулирования.
Следует иметь в виду, чтомонополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткогоконтроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Чем выше доляналичного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии. Главнаязадача денежно-кредитной политики — регулирование безналичной эмиссии, основнымисточником которой являются коммерческие банки. В то же время эмиссионнаямонополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковскойсистемы, поскольку обязательства центрального банка (в форме, как банкнот, таки депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческогобанка.
Центральный банк не имеетдела непосредственно с предпринимателями и населением. Кредитовать населениерассчетно-кассовые центры Банка России могут только в той местности, где неимеется никаких филиалов и отделов коммерческих банков. Его главной клиентуройявляются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой ицентральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческихбанков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещалиськоммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда дляпогашения депозитов.
Банком России разработаныи в настоящее время действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков,которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативностипринятия Банком России решения о предоставлении кредита. Один из них –кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка БанкаРоссии. Другой – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитнымдоговорам организаций сферы материального производства и (или) поручительствакредитных организаций.
В первом случаеобеспечение по кредитам стандартизировано (Банком России определен конкретныйперечень ценных бумаг – Ломбардный список Банка России), учет правсобственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченнымидепозитариями (НП «Национальный депозитарный центр» и Дилерами нарынке ГКО — ОФЗ), оценка стоимости обеспечения производится на основанииинформации об итогах торгов ценными бумагами на организованном рынке ценныхбумаг (уполномоченными Биржами являются ЗАО «Московская межбанковскаявалютная биржа (ММВБ)» и ЗАО «Фондовая биржа ММВБ»). Времяпринятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа [19, С. 23].
В большинстве странкоммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральномбанке в соответствии с законом. Такие резервы называются обязательнымибанковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательныхрезервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных резервов).Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последнийосуществляет регулирование расчетов между ними. С внедрением электронныхрасчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центральногобанка функции расчетного центра банковской системы.
Принимая на хранениекассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитнуюподдержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции,т.е. кредитором на крайний случай: банки обращаются за поддержкой кцентральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.
Во многих странахцентральные банки осуществляют надзор за деятельностью банков (регистрация,лицензирование) либо монопольно (например, в Австралии, Великобритании,России), либо совместно с Минфином или другим государственным органом(например, в США). В ряде стран (например, в Канаде) функция банковскогонадзора возложена не на центральный банк, а на другой орган.
Отслеживанием работыкоммерческих банков в России занимаются различные государственные инегосударственные учреждения. К негосударственным можно отнести различныеаудиторские и консалтинговые фирмы, журналы, газеты. К государственным можноотнести МВД, ФСК, Минфин, ЦБ. Основную нагрузку в этом направлении взял на себяЦБ РФ. Он осуществляет регулирование и надзор за банковской деятельностью.Являясь в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)» органом банковского регулирования и банковскогонадзора, Банк России призван поддерживать стабильность банковской системыРоссийской Федерации, обеспечивать защиту интересов.
Надзор осуществлятьсядвумя основными методами [19, С. 22]:
— проверка банковскойотчетности и нормативов, согласно инструкций;
— ревизия.
Данная функция ЦБ оченьважна, т.к. она позволяет отслеживать, как общие тенденции в банковскомбизнесе, так и осуществлять оперативный надзор за банками. Свою политику ЦБдоводит до сведения КБ посредством издания инструкций, писем и т.д.
Для обеспеченияэкономических условий устойчивого функционирования банковской системы ЦБ РФустановил следующие экономические нормативы деятельности КБ [19, С. 33]:
· нормативыдостаточности капитала;
· нормативыликвидности баланса;
· минимальныйразмер обязательных резервов, депонируемых в ЦБ;
· максимальныйразмер риска на одного заемщика;
· минимальныйразмер резервов под кредиты и обесценение ценных бумаг.
Логично предположить, что банки не могут отдавать взаймы всеимеющиеся у них деньги вкладчиков, поскольку последние имеют право отозватьсвои деньги в любой момент. Однако банковский опыт показывает, что банки нетолько могут предоставить в кредит почти все средства на депозитах, но иудовлетворить требования своих вкладчиков. Тем не менее, для обеспечениясобственной безопасности банки оставляют определенную фиксированную частьдепозитов «незадействованной». Эти фонды именуются банковскимирезервами.
Как отмечалось,независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан сгосударством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает какего кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственныхведомств. Центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственногобюджета, реализует государственные ценные бумаги. Доходы правительства,поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства(министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственныерасходы. В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средствпомещается в коммерческие банки.
В условиях хроническогодефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государстваи управления государственным долгом. Под управлением государственным долгомпонимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов,организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации.Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом:покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на ихкурсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышаетпривлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.
Вместе с тем Банк Россиине имеет права выделять средства на финансирование дефицитов госбюджета игосударственных внебюджетных фондов.
Таким образом, БанкРоссии в качестве своей основной функции формирует и претворяет в жизнькредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьмаширок: от действия в качестве агента государства и управления банковскимихолдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег.
Перечисленные вышефункции Центрального банка реализуются через его операции и инструменты.
Операции ЦБ определяютсяв зависимости от выполняемых функций и направления деятельности.
В общем случае операцииЦБ можно разделить на пассивные – операции по созданию ресурсов банка иактивные – операции по их размещению.
Основные пассивныеоперации Банка России:
- Формированиеуставных капиталов;
- Эмиссия денег;
- Хранение денежныхсредств государственного и местных бюджетов.
Основные активныеоперации Банка России:
- Учетно-ссудныеоперации;
- Банковскиеинвестиции;
- Операции с золотоми иностранной валютой.
Основными инструментами иметодами денежно-кредитной политики, используемыми Центральным банком длявоздействия на денежную массу, в соответствии с законодательством являются:
1. Операции на открытомрынке.
2. Изменение учётной ставки.
3. Изменение нормыобязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ;
4. Операции с валютнымиактивами.
Определениеприоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей,которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.
Таким образом, ЦБспособен в значительной мере воздействовать на предложения денег в экономике.Величина предложения денег в экономике оказывает сильное влияние на развитиеинфляционных процессов, уровень безработицы и увеличение выпуска в стране.Поэтому правильная политика Центрального банка, одной из функций которогоявляется регулирование предложения денег, может стать важным стабилизирующимфактором развития экономики. 
2.Организационно-функциональная структура Банка России
В странах сфункционирующими центральными банками структура их звеньев управления образуетнекую систему. Система организации деятельности центрального банка состоит изопределенных блоков:
1.  Фундаментальный:
- Сущность, статуси задачи ЦБ;
- Принципыорганизационного построения.
2.  Организационный:
- Структура органовуправления;
- Полномочияорганов управления;
- ИнфраструктураЦБ.
3.  Регулирующий:
- Законодательство;
- Ведомственныенормативные акты. [20, C. 106] 2.1 Принципы современной opганизации ЦБ
Выделяют следующиепринципы организационного построения ЦБ:
- Принципцентрализации деятельности.
Так как деятельностьцентрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должныруководствоваться указаниями одного главного центра, обладающегосоответствующими полномочиями. Таким центром – высшим органом Банка России –выступает Совет директоров. Он определяет основные направления деятельности ЦБ,руководит и управляет всей его системой.
Принцип централизованногопостроения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, посколькурешения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для всехостальных звеньев организационной структуры ЦБ как системы. [20, C. 108]
- Принцип разделениявластных полномочий по соответствующим уровням управления. Тесно связан спринципом централизованного построения.
Соблюдение этого принципана практике заключается в построении вертикальной структуры управления ЦБ.
В настоящее времяорганизационная структура Банка России выглядит примерно таким образом:
/>
Схема 1. Организационнаяструктура Банка России. [7, C.511].
Помимо верховной власти,представляемой центром (в форме НБС, Совета директоров), как первого уровняорганов структуры, выделяют: 2 уровень (Национальные банки, главные управления,головные РКЦ и РКЦ), 3 уровень (полевые учреждения) и 4 уровень (учрежденияинфраструктуры: вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебныезаведения, службы безопасности и др.).
Структуру Банка России наначало 2010 года образуют 1037 подразделений, в том числе: центральный аппарат,79 территориальных учреждений, 623 подразделения расчетной сети, 5 Отделений иОперационное управление Московского главного территориального управления,Первое операционное управление, Межрегиональный центр безопасности, Центральноехранилище, 123 полевых учреждения, 4 информационно-вычислительных подразделенияи другие вспомогательные подразделения. [5 C. 128].
- Функциональныйпринцип.
Поскольку ЦБ представляетсобой институт, регулирующий денежный оборот, его функциональные подразделенияоказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения встране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которыезакреплены законодательством.
- Принципсогласования с интересами других экономических субъектов.
При обособленностистатуса центрального банка он в своей деятельности неизбежно сталкивается сдругими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемыйнами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления,которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы другихсубъектов, а с другой — не противоречила бы выполнению его главных целей изадач. Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон вдеятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскомузаконодательству министр финансов Российской Федерации и министр экономики иторговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей)принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательногоголоса. Практика взаимодействия Банка России и Правительства РоссийскойФедерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действияхобщегосударственного значения, координируют свою политику, организуютрегулярные консультации. [20, C.112]
В целом можно говорить осоответствии организационной структуры Банка России названым в курсовой работеосновным современным принципам организации. Ориентирование при построенииорганизационной структуры центрального банка на эти принципы позволяет создатьцентральный банк, отвечающий всем международным нормам.2.2 Организации управления Банка России и их полномочия
В состав органовуправления Банком России входят Национальный банковский совет (НБС) и Советдиректоров.
До 2002 года единственнымвысшим органом управления Банка России был Совет директоров, а НБС выполнял принём консультативные и экспертные функции. С принятием в 2002 году Федеральногозакона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» НБСстановится верховным органом управления БР.
Национальный банковскийсовет – коллегиальный орган. В его состав входят 12 человек, назначаемых начетыре года, из которых двое направляются Советом Федерации Федеральногособрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой изчисла депутатов Госдумы, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. Всостав НБС входит также Председатель Банка России. [7, C. 512]
Председателем НБС наданный момент является Министр Финансов Российской Федерации А. Л. Кудрин.
НБС заседает не режеодного раза в квартал, по инициативе председателя НБС, его заместителя или потребованию не менее трех членов НБС.
К компетенции Национального банковского совета относятся:
а) утверждение общего объема административно-хозяйственныхрасходов и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правилбухгалтерского учета и отчетности для Банка России, порядка формированияпровизии и распределения прибыли, остающейся в его распоряжении;
б) решение вопросов, связанных с участием Банка России вкапиталах кредитных организаций;
в) определение аудиторской организации — аудитора годовойфинансовой отчетности ЦБ РФ;
г) внесение в Государственную Думу предложений о проведениипроверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ и егоструктурных подразделений;
д) рассмотрение проекта иосновных направлений денежно-кредитной политики, вопросов совершенствованиябанковской системы, а также информации по основным вопросам деятельности ЦБ РФи т.п. [12, C. 39]
НБС фактически был создандля контроля за деятельностью Совета директоров Банка России со стороныгосударства.
Высшим органом управленияБанка России является также и Совет директоров, в состав которого входятПредседатель Банка России и 12 членов, работающих на постоянной основе.Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой (попредставлению Президента РФ) сроком на четыре года большинством голосов отобщего числа депутатов. Он является высшим должностным лицом Банка России инесет всю полноту ответственности за его деятельность, обеспечивая реализациювозложенных на него функций. Он действует от имени Банка России. Кандидатура надолжность Председателя ЦБ РФ представляется для рассмотрения и утверждения вГосударственную Думу Президентом РФ. Занимать должность Председателя БанкаРоссии одному и тому же лицу разрешается не более трех сроков подряд. ГосударственнаяДума рассматривает вопрос и об освобождении Председателя Банка России отдолжности. Председатель Банка России вправе подписывать приказы и издаватьуказания, обязательные для всей системы Банка России.
У Председателя Центрального банка Российской Федерацииимеется 4 первых заместителя. Председатель Банка России назначает их на этидолжности и освобождает от должности. Обязанности между ними распределеныследующим образом:
Первый — Департамент эмиссионно-кассовых операций,Центральное хранилище и др.;
Второй — Сводный экономический департамент, Департаментопераций на открытом рынке, Департамент валютных операций, Департаментмеждународных финансово-экономических отношений и др.;
Третий — Департаментплатежных систем и расчетов, Операционное управление, Департамент организаций иисполнения госбюджетных и внебюджетных фондов и др.;
Четвертый — Департаментбанковского регулирования и надзора, Департамент лицензирования деятельности ифинансового оздоровления кредитных организаций, Департамент валютного регулированияи валютного контроля и др. [20, C. 111]
В таком распределенииобязанностей прослеживается функциональный принцип организационного построенияЦБ.
На данный моментПредседателем Банка России является С.М. Игнатьев [21].
Члены Совета директоровназначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой попредставлению Председателя Банка России, согласованному Президентом РФ. Они немогут быть депутатами (членами) законодательных (представительных) органоввласти, а также членами Правительства Российской Федерации; не могут состоять вполитических партиях, занимать должности в общественно-политических ирелигиозных организациях. Члены Совета директоров работают на этой должности напостоянной основе и получают за это зарплату.
Решения Совета директоровпринимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семьчеловек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, егозамещающего. Председатель Банка России обладает правом решающего голоса.
Заседания Совета директоровпроводятся не реже одного раза в месяц, по инициативе Председателя Банка Россииили не менее трех его членов.
В контексте денежно-кредитного регулирования Совет директоровпринимает решения по поводу:
- выпуска и изъятиябанкнот и монет из обращения, общего количества выпуска наличных денег;
- установленияобязательных нормативов для кредитных учреждений;
- величинырезервных требований в процентах к обязательствам кредитных организаций, атакже порядка их депонирования в Банке России;
- списка векселей игосударственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов центральногобанка, а также случаев, когда кредиты обеспечиваются другими ценностями,гарантиями и поручительствами;
- измененияпроцентных ставок Банка России;
- пролонгирования висключительных случаях ранее предоставленных кредитов;
- лимитов операцийна открытом рынке;
- участия вмеждународных организациях;
- участия вкапиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, егоучреждений, организаций и служащих;
- купли и продажинедвижимости, необходимой для деятельности Банка России и его служащих;
- прямыхколичественных ограничений;
- организацииформирования резервов кредитных организаций.
В рамках надзорной и контрольной функции Совет директоров:
- принимает решениео создании для Банка России органа банковского надзора;
- устанавливаетпорядок проведения проверок кредитных организаций;
- определяетперечень сведений о деятельности коммерческих банков;
- принимает решенияпо проведению мероприятий в целях финансового оздоровления кредитныхучреждений;
- определяетусловия допуска иностранного капитала в банковскую систему РоссийскойФедерации;
- разрешаетсоздание по экономическим регионам территориальных учреждений;
- дает разрешениятерриториальным банкам на выдачу гарантий и поручительств, вексельных и другихобязательств от имени Банка России.
В рамках организации своей деятельности как самостоятельногоюридического лица, обладающего определенными финансовыми возможностями, Советдиректоров:
- вноситпредложения в Государственную думу об изменении своего уставного капитала;
- утверждаетгодовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
- определяетпорядок образования и использования резервов и фондов;
- вводит порядокнаправления его прибыли в резервные фонды;
- устанавливаетструктуру своего баланса.
Обладая кадровой независимостью, являясь самостоятельнымзвеном управления, наделенного определенным административным ресурсом, Советдиректоров:
- разрабатываетструктуру Банка России;
- определяет иутверждает порядок своей работы;
- принимает решенияо создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
- утверждаетположения о соответствующих подразделениях, уставы предприятий, обеспечивающихдеятельность Банка России;
- утверждает переченьдолжностей служащих Банка России;
- устанавливаетформы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Советадиректоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих БанкаРоссии;
- определяетусловия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, системудисциплинарных взысканий служащих Банка России;
- создаетпенсионный фонд для дополнительного обеспечения своих служащих;
- организуетстрахование жизни и медицинское страхование персонала Банка России и др. [20, C. 116]2.3 Центральный аппарат Банка России
Центральный аппарат БанкаРоссии образован 22 департаментами и 3 главными управлениями. Они занимаютпромежуточное положение между организациями управления ЦБ РФ инепосредственными исполнителями операций, направленных на выполнение функций ЦБ:2, 3, и 4 уровней в структуре Банка России. Департаменты ЦБ не обладаютполномочиями в сфере издания Постановлений, Правил и др., подчиняютсяПредседателю Банка России (через его заместителей); их задача – исполнение напрактике правил, норм, нормативов и т.д., установленных организациямиуправления ЦБ РФ, контроль за их исполнением, анализ состояния банковскогосектора, прогнозирования влияния возможных изменений в денежно-кредитнойполитике. Каждый департамент занимается работой в определенной, возложенной нанего сфере деятельности Банка России. Департаменты несут ответственность порезультатам от выполнения вышеназванных задач перед органами управления ЦБ РФ.
Исходя из вышесказанногоможно, с определенной долей условности, назвать НБС, Совет директоров иПредседателя Банка России законодательными органами управления в структуре ЦБРФ, а центральный аппарат – исполнительным.
Центральный аппарат:1.  Департамент исследований и информации; 2.  Департамент наличного денежного обращения; 3.  Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России; 4.  Департамент регулирования расчетов; 5.  Департамент бухгалтерского учета и отчетности; 6.  Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций; 7.  Департамент банковского регулирования и надзора; 8.  Главная инспекция кредитных организаций; 9.  Департамент операций на финансовых рынках; 10.  Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках; 11.  Департамент финансового мониторинга и валютного контроля; 12.  Департамент платежного баланса; 13.  Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 14.  Юридический департамент; 15.  Департамент полевых учреждений; 16.  Департамент информационных систем; 17.  Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом; 18.  Финансовый департамент; 19.  Департамент внутреннего аудита и ревизий; 20.  Департамент международных финансово-экономических отношений; 21.  Департамент внешних и общественных связей; 22.  Административный департамент; 23.  Главное управление недвижимости Банка России; 24.  Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России;
25.  Главное управление безопасности и защиты информации. [21].
Как уже отмечалось, общее руководство центральным аппаратом распределено между четырьмя первыми заместителями председателя Банка России, которые отчитываются перед председателем за деятельность подчиненных им департаментов.
В процессе своей деятельности департаменты центрального аппарата тесно взаимодействуют между собой. Так, департамент банковского регулирования и надзора является заказчиком ряда инспекционных проверок, а также потребителем «продукции», которую производят работники главной инспекции кредитных организаций. На основании актов проведенных инспекционных проверок департамент банковского регулирования и надзора делает выводы о качестве представляемой коммерческими банками отчетности. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций совместно с подразделениями безопасности, эмиссионно-кассовой работы проводит отбор наиболее достойных претендентов на занятие высоких должностей в коммерческих банках. При планировании мероприятий по предотвращению сбоев в деятельности коммерческих банков сводно-экономический департамент и департамент банковского регулирования и надзора взаимодействуют с главной инспекцией кредитных организаций, департаментом валютного регулировании и валютного контроля. [12, C. 41]
Численность сотрудников центрального аппарата Банка России составляет на данный момент более 2500 человек (около 4% от общей численности служащих Банка России) [7, C. 512]. В ближайшее время НБС планирует сокращение количества сотрудников центрального аппарата. 2.4 Территориальные учреждения и национальные банки в системе БанкаРоссии
Эффективность выполнениявозложенных на департаменты центрального аппарата Банка России функций вомногом зависит от успешной работы территориальных подразделений этого банка,поскольку на них ложится основная нагрузка по реализации его функций.
К территориальным банкам чаще всего относят главные территориальные управления и ихотделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки. Каждое территориальноеучреждение Банка России представляет собой обособленное подразделение ЦБ РФ,осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть функций БанкаРоссии. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждениямогут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории несколькихсубъектов РФ, или на территории одного субъекта несколько территориальныхучреждений.
Данные учреждения необладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России подоверенности. Их права ограниченны, в частности, они не имеют права приниматьрешения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства,векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения Советадиректоров Банка России. Функции, задачи и основные направления деятельноститерриториальных органов Банка России определяются Типовым положением,утверждаемым Советом директоров.
Современная систематерриториальных учреждений Банка России представлена 59 главными управлениями(ГУ), 5 их отделениями, 19 национальными банками (НБ), аппаратомуполномоченного Представителя Банка России в Чеченской Республике. [12, C. 42]
Деление территориальныхучреждений на ГУ и НБ обуславливается Различием между субъектами РФ:республиками и другими субъектами: областями, краями, автономными округами.Республики обладают, как правило, большим суверенитетом, на их территориисоздаются НБ, на территории других субъектов – ГУ.
Балансы ГУ и НБ являютсясоставными частями баланса Банка России. [20, C. 117]
В организационном плане территориальные учреждения БанкаРоссии включают отделы либо управления в зависимости от направленности имасштабов осуществляемой ими деятельности. Организационная структуратерриториального учреждения Банка России, его размер и численность сотрудниковзависит от ряда факторов, определяющими среди которых являются:
- Числосамостоятельных банков в данном регионе (чем больше банков, тем ужеспециализация надзорных органов);
- Масштабыдеятельности коммерческих банков на подведомственной территории.
В настоящее время вструктуре Банка России существуют следующие территориальные и национальныебанки:
1. НБ республикиАдыгея Банка России;
2. НБ республикиАлтай Банка России;
3. ГУ Банка Россиипо алтайскому краю;
4. ГУ Банка Россиипо амурской области;
5. ГУ Банка Россиипо архангельской области
6. ГУ Банка Россиипо астраханской области;
7. НБ республикиБашкортостан Банка России;
8. ГУ Банка Россиипо белгородской области;
9. ГУ Банка Россиипо брянской области;
10. НБ республикиБурятия Банка России;
11. ГУ Банка Россиипо владимирской области;
12. ГУ Банка Россиипо волгоградской области;
13. ГУ Банка Россиипо вологодской области;
14. ГУ Банка Россиипо воронежской области;
15. НБ республикиДагестан Банка России;
16. ГУ Банка Россиипо еврейской автономной области;
17. ГУ Банка Россиипо забайкальскому краю;
18. ГУ Банка Россиипо ивановской области;
19. ГУ Банка Россиипо республике Ингушетия;
20. ГУ Банка Россиипо иркутской области;
21. НБ кабардино-балкарскойреспублики Банка России;
22. ГУ Банка Россиипо калининградской области;
23. НБ республикиКалмыкия Банка России;
24. ГУ Банка Россиипо калужской области;
25. ГУ Банка Россиипо камчатскому краю;
26. НБкарачаево-черкесской республики Банка России;
27. НБ республикиКарелия Банка России;
28. ГУ Банка Россиипо кемеровской области;
29. ГУ Банка Россиипо кировской области;
30. НБ республикикоми Банка России;
31. ГУ Банка Россиипо костромской области;
32. ГУ Банка Россиипо краснодарскому краю;
33. ГУ Банка Россиипо красноярскому краю;
34. ГУ Банка Россиипо курганской области;
35. ГУ Банка Россиипо курской области;
36. ГУ Банка Россиипо ленинградской области;
37. ГУ Банка Россиипо липецкой области;
38. ГУ Банка Россиипо магаданской области;
39. НБ республикиМарий Эл Банка России;
40. НБ республикиМордовия Банка России;
41. МГТУ БанкаРоссии;
42. ГУ Банка Россиипо мурманской области;
43. ГУ Банка Россиипо нижегородской области;
44. ГУ Банка Россиипо новгородской области;
45. ГУ Банка Россиипо новосибирской области;
46. ГУ Банка Россиипо омской области;
47. ГУ Банка Россиипо оренбургской области;
48. ГУ Банка Россиипо орловской области;
49. ГУ Банка Россиипо пензенской области;
50. ГУ Банка Россиипо пермскому краю;
51. ГУ Банка Россиипо приморскому краю;
52. ГУ Банка Россиипо псковской области;
53. ГУ Банка Россиипо ростовской области;
54. ГУ Банка Россиипо рязанской области;
55. ГУ Банка Россиипо самарской области;
56. ГУ Банка Россиипо г. Санкт-Петербургу;
57. ГУ Банка Россиипо саратовской области;
58. НБ республикиСаха (Якутия) Банка России;
59. ГУ Банка Россиипо сахалинской области;
60. ГУ Банка Россиипо свердловской области;
61. НБ РСО-АланияБанка России;
62. ГУ Банка Россиипо смоленской области;
63. ГУ Банка Россиипо ставропольскому краю;
64. ГУ Банка Россиипо тамбовской области;
65. НБ республикиТатарстан Банка России;
66. ГУ Банка Россиипо тверской области;
67. ГУ Банка Россиипо томской области;
68. НБ республикиТыва Банка России;
69. ГУ Банка Россиипо тульской области;
70. ГУ Банка Россиипо тюменской области;
71. НБ удмуртскойреспублики Банка России;
72. ГУ Банка Россиипо ульяновской области;
73. ГУ Банка Россиипо хабаровскому краю;
74. НБ республикиХакасия Банка России;
75. ГУ Банка Россиипо челябинской области;
76. НБ чеченскойреспублики Банка России;
77. НБ чувашскойреспублики Банка России;
78. ГУ Банка Россиипо чукотскому автономному округу;
79. ГУ Банка Россиипо ярославской области. [21]
Общая численность персоналатерриториальных учреждений Банка России составляет на данный момент около 25000человек (35,39% от общей численности служащих Банка России). [5, C. 127]
Отношения ГУ и НБ скоммерческими банками, предприятиями и организациями строятся на базедоговоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи с чем ответственностьпо данным договорам несет его центральный аппарат.
Главной задачей ГУ и НБявляется обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитныхотношений, надзора за деятельностью коммерческих банков. Территориальныеучреждения осуществляют сбор информации о банках на подведомственнойтерритории, проводят ее первичную обработку в рамках своих полномочий, а затемотсылают ее в департаменты центрального аппарата. В свою очередь, работникицентрального аппарата систематизируют сведения, поступающие из регионов, ианализируют их. На основе такого анализа могут составляться прогнозы развитияэкономики отдельных регионов и страны в целом. Целесообразность создания ифункционирования территориальных учреждений Банка России обусловлена не толькотем, что они являются центрами аккумуляции и обработки информации о финансовомположении в коммерческих банках, но и тем, что это позволяет обеспечитьвзаимоконтроль работы всех подразделений Банка России. [12, C. 42]2.5 Рассчетно-кассовые центры и другие организации, входящие вструктуру Банка России.
Расчетно-кассовые центрыявляются структурными подразделениями территориальных учреждений ЦБ РФ. Онисоздаются при территориальных учреждениях ЦБ РФ с разрешения Банка России наосновании приказа начальника территориального учреждения.
Организованные по региональному принципу РКЦ включают:
1) Головной расчетно-кассовый центр;
2) Межрайонный расчетно-кассовый центр;
3) Районный расчетно-кассовый центр.
Каждый РКЦ имеет:
а) Наименование, включающее названия того населенного пункта,где он территориально функционирует, и соответствующего территориальногоуправления, в состав которого он входит;
б) Идентификационный код (номер по МФО);
в) Печать со своим наименованиеми изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы,используемые для выполнения возложенных на него полномочий.
РКЦ выполняет следующие возложенные на него функции:
- Обеспечиваетмежбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных натерритории его обслуживания;
- Проверяетреализацию коммерческими банками требований обязательного резервирования,достоверность расчетов, своевременность и полноту проведенных перечислений;
- Участвует впредоставлении коммерческим банкам кредитов Банка России (в порядкепередоверия);
- Во взаимодействиисо специализированными службами доставки обеспечивает централизованноеэкспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном имежрегиональном уровнях и др. [20, C. 118]
Головные РКЦ производят,кроме вышеназванных названных, некоторые дополнительные операции, например,проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг.
Таким образом, РКЦорганизуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России иявляются проводниками денежно-кредитной политики Правительства РФ иЦентрального банка РФ. Для реализации возложенных на них функцийрасчетно-кассовые центры открывают коммерческим банкам корреспондентские счетаи осуществляют постоянное наблюдение за движением средств на этих счетах.Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетахкоммерческих банков, расчетно-кассовые центры получают необходимую информацию осостоянии текущей ликвидности коммерческих банков.
В Банке России с 2003года проводится программа оптимизации расчетной сети. В рамках этой программы в2009 году было ликвидировано 2 расчетно-кассовых центра. Общее количество РКЦ посравнению с 2003 годом сократилось почти вдвое и на конец 2009 года составляло546 учреждений. [5, C. 127]
Полевые учреждения БанкаРоссии предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений иорганизаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности.
Полевые учреждения стоятособняком в организационной структуре Банка России. Это связано с «двойным»подчинением полевых учреждений центральному банку и органам Министерстваобороны Российской Федерации. С одной стороны, полевые учреждения выступаютсоставной частью системы Банка России, решения о создании и ликвидации полевыхучреждений принимает Совет директоров Банка России (по согласованию сГенеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации). С другой стороны,полевые учреждения комплектуются из числа военнослужащих, которые, руководствуясьвоенным законодательством, должны соблюдать принцип единоначалия. Согласнобанковскому законодательству, полевые учреждения являются воинскимиучреждениями и в своей деятельности руководствуются воинскими уставами, а такжеПоложением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решениемБанка России и Министерства обороны Российской Федерации.
Подобного рода двойственность делает полевые учреждения, содной стороны, похожими на территориальные учреждения Банка России, с другой —существенно отличными от них.
Схожесть проявляется в том, что полевые учреждения:
1) Занимаются банковским обслуживанием юридических ифизических лиц;
2) Могут по разрешению Банка России эмитировать наличныеденьги в обращение;
3) Осуществляют в связи с деятельностью обслуживаемых ими лицорганизацию денежного обращения (наличных и безналичных расчетов);
4) При необходимости порешению Банка России выполняют полномочия РКЦ, выполняющих, как отмечалось,межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных вданном регионе;
5) В своей банковской деятельности регулируются исключительнофедеральными законами и нормативными актами Банка России.
Не менее заметно и отличие полевых учреждений от территориальныхучреждений обычного вида. Отличие состоит в том, что:
1) Клиентами полевых учреждений является особая категория лиц —воинские части, учреждения и организации Минобороны России и иных государственныхорганов; юридические лица обеспечивающие безопасность Российской Федерации;физические лица, проживающие на территории объектов, обслуживаемых, всоответствии с их особым статусом, только полевыми учреждениями;
2) Полевые учреждения, как правило, не имеют полномочий побанковскому надзору, контролю и регулированию (за исключением регулирования денежногообращения);
3) Вопросы дислокации полевых учреждений должны согласовыватьсяс Банком России;
4) Полевые учреждения могут создаваться и функционироватьнепосредственно в гарнизонах, для обслуживания российских войск, расположенныхза пределами страны, создаваться и функционировать в этой связи на территориииностранных государств;
5)В своей деятельностиполевые учреждения руководствуются, о чем уже говорилось, как военнымзаконодательством, регулирующим их деятельность как воинских учреждений, так ибанковским законодательством, регулирующим их банковскую деятельность, а такженормативными актами Банка России. [20, C. 120]
Численность сотрудниковполевых учреждений Банка России составляет на данный момент около 2100 человек(2,98% от общей численности служащих Банка России) [5, C. 127].
В структуру Банка Россиивходят другие организации, обеспечивающие его деятельность: 13 банковских школ,учебно-методический центр, центр подготовки персонала и 19 организаций,подведомственных ЦБ РФ, в том числе подразделения безопасности и Российскоеобъединение инкассации, Центральное хранилище. Они играют огромную роль ворганизации деятельности учреждений центрального банка, поддерживают егоэффективное функционирование.
Их подразделяют на:
- учреждения,поддерживающие функциональную деятельность Банка России в области регулированияденежного оборота. К ним можно отнести вычислительные центры, центральныехранилища, Российское объединение инкассации;
- учреждения,организующие информационное обеспечение центрального банка. Не случайно вструктуре управления Центрального банка Российской Федерации функционируетДепартамент информационных систем, руководителем которого по должности являетсязаместитель Председателя Банка России, в его обязанности входит также решение вопросов,связанных с Главным центром информатизации, Межрегиональным центроминформатизации, развитием информационной системы, электронных банков данных,сбора и обработки информации. Важное место здесь занимают также структуры,обеспечивающие безопасность и защиту банковской информации, защиту платежныхдокументов;
- учреждения,обеспечивающие надлежащее функционирование системы с позиции ее техническойстороны. При Банке России действуют различные технологические центры;
- учреждения,обеспечивающие подготовку и переподготовку банковского персонала, методическуюсторону деятельности учебных центров;
- учреждения,организующие научные исследования банковской сферы. Немалую роль здесь играютразличные консультационные структуры (советы, центры), создаваемые вмеждународной практике не только в верхних эшелонах власти, но и на уровнетерриториальных учреждений. [20, C.121].
В этих организациях, неимеющих прямого отношения к исполнению обязанностей центрального банка,работает значительная часть сотрудников Банка России. Численность работниковЦентрального хранилища составляет на данный момент около 5000 человек (6,94% отобщей численности служащих Банка России); подразделений социально-бытовогоназначения – около 8700 человек (12,17% от общей численности служащих БанкаРоссии). [5, C. 127].
Из вышесказанного можносделать вывод о том, что рассчетно-кассовые центры и полевые учрежденияфактически являются непосредственнымиисполнителями задач, которыми и обуславливается необходимость существования ЦБ.
3. Организационная структура Банка России в свете новогофедерального закона о Центральномбанке
В действующем федеральномзаконе № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,принятым Государственной Думой 10 июня 2002 года организационной структуре Банка России посвящены ст. 83-86 13 главы «Принципыорганизации Банка России», а также глава 3 «Национальный банковскийсовет и органы управления Банком России», в которой описаны органыуправления Банком России.
Основы современной организационной структуры БанкаРоссии отмечены в ст. 83 как «единая централизованная структура» и «вертикальнаяструктура управления». Вертикальная структура управления наглядно отраженав схеме 1 (см. стр. 17).Ст. 84-85 посвящены территориальным учреждениям Банка России, ст. 86 – полевым учреждениям.
Свое начало ЦБ РФ берет в 19 веке. 31 мая 1860 года император Александр II подписал указ об образованииГосударственного банка Российской Империи. Этот акт стал одним из ключевыхзвеньев в цепи «Великих реформ» экономической исоциально-политической сфер России. Создание Государственного банка явилосьрешающим этапом модернизации банковской системы страны, он стал инструментом экономическойполитики, ориентированной на стабилизацию финансовой системы и переход кинтенсивному развитию рыночной экономики. Банк сыграл заметную роль встановлении двухуровневой модели банковской системы по образцузападноевропейских стран, прямо поддержав создание сети негосударственныхбанковских структур. [17, C.29].
Центральный банкРоссийской Федерации – правопреемник Государственного банка СССР – являетсяведущим звеном двухуровневой банковской системы и занимает особое место внародно-хозяйственной системе современной России. [17, C. 30].
Центральный банкРоссийской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Первоначально он называлсяГосударственный банк РСФСР. В июне 1991г. был утвержден его Устав (БанкаРоссии), он был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В ноябре 1991г. в связи собразованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структурВерховный Совет РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территорииРСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулированияэкономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии иопределению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базуи иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
Первым законом оЦентральном банке в современной России был закон 1990 г. с изменениями от 1995 г, который был отменен действующим законом. Самым существеннымизменением в законе 2002 г. по сравнению с законом 1990 г. в структуре органов управления стало повышение статуса НБС от совещательного органа доглавного законодательного органа Банка России, а также изменение структурысамого НБС, который до принятия нового закона состоял из 15 человек ипредседателем в нем был Председатель Банка России. Фактически этим шагом квысшему руководству ЦБ РФ были выдвинуты независимые от его деятельности люди,не имеющие материальной или иной заинтересованности в его действиях, не имеющиебанковского образования и занимающие посты в других органах государственнойвласти.
В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята «Стратегияразвития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года».В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора насреднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости иэффективности функционирования.
Никаких резких изменений организационная структура БанкаРоссии с принятия нового закона до сегодняшнего времени не претерпела. Напротяжении 8 последних лет Банком России проводиласьработа но совершенствованию организационной структуры, планомерномуреформированию системы структурных подразделений и оптимизации численностиаппарата, в результате чего общая численность сотрудников Центрального БанкаРоссийской Федерации уменьшилась на 11 тыс. человек, или на 15%. [5, C. 127; 6, С.139].
ЗаключениеВданной работе была рассмотрена сущность центральных банков как ключевого звенакредитно-финансовой системы, освещены их функции и операции, подробнорассмотрена и проанализирована их организационная структура. Также быларассмотрена роль организационной структуры Центрального банка РФ вфункционировании экономики страны.
Существующаяорганизационная структура Банка России фактически еще окончательно несформировалась, еще идет плавное изменение, выражающееся, прежде всего, врасформировании отдельных подразделений, перераспределении обязанностей междуними, уменьшение численности штатных сотрудников. Также на предстоящиеизменения в организационной структуре указывает и размытость ее описания в федеральномзаконе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,несмотря на ее важность, поскольку именно с её помощью формируются иопределяются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей,разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, тоесть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижениепоставленных целей.
Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он неспособен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую илименьшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).
В то же время независимость ЦБ РФ может и должна бытьотносительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не бытьзависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется,что это должна быть зависимость, прежде всего и больше всего от потребностейэкономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если онправильно отражает эти потребности).
Независимость ЦБ является необходимым условием эффективностиего деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочнымицелями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет относительныйхарактер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной безчеткого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной ифинансовой политики. В конечном счете, любой ЦБ в той или иной степени сочетаетчерты банка и государственного органа. Аспект независимости, и в то же времянекоторой зависимости ЦБ от государства должен быть в первую очередь учтен приорганизации рациональной организационной структуры.
В данный моменторганизационная структура Банка России в целом построена в соответствии счетырьмя общепринятыми принципами opганизационного построения ЦБ.
Главными органамиуправления Банком России является Национальный банковский совет, СоветДиректоров и Председатель Банка России. Подотчетный им Центральный аппаратсостоит из различных Департаментов, которые осуществляют непосредственноеруководство и контроль над территориальными учреждениями (Главными управлениямии Национальными банками) и другими организациями в составе Банка России в техсферах деятельности Банка России, в которых они на это уполномочены. ГоловныеРКЦ и РКЦ, которые организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютноепространство России и являются проводниками денежно-кредитной политики, т.е.являются непосредственными исполнителями задач, возложенных на ЦБ, действуют как структурные подразделения территориальныхучреждений, и соответственно, напрямую им подчинены.
В заключение нужнодобавить, что для Центрального банка рациональная организационная структуранапрямую связана с разработкой прогноза платежного баланса Российской Федерациии организации составления платежного баланса России, способствует укреплениюбанковской системы России, поддержанием покупательной способности национальнойденежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. РольЦентрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономикивозрастает день ото дня, и поэтому следует в дальнейшем стремится к оптимизацииего организационной структуры.
Список использованных источников
1. КонституцииРоссийской Федерации [Текст]: / Официальный текст с историко-правовымкомментарием – М.: Норма, 2004. – 128 с.
2. ГражданскийКодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья [Текст] – М.:Омега-Л, 2003. – 416 с.
3. Федеральный законот 27.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)». – Информационно-правовая система «Консультант+».
4. Федеральный законот 2.12.1990 N 394-1 «ОЦентральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)» (Утратил силу). –Информационно-правовая система «Консультант+».
5. Годовой отчетЦентрального банка Российской Федерации за 2009 год[Текст] / Утвержден Советомдиректоров Банка России 13.05.2010 – 277 с.
6. Годовой отчетЦентрального банка Российской Федерации за 2002 год[Текст] / Утвержден Советомдиректоров Банка России 29.04.2003 – 248 с.
7. Алпатов Г. Е. Деньги.Кредит. Банки [Текст]: учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин — М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2003. — 624 с.
8. Балабанов И. Т. Банки и банковское дело. Краткий курс [Текст]: учебноепособие / И. Т. Балабанов, Н. А. Савинская – СПб.: Питер, 2004. – 312 с.
9. Белоглазова Г.Н. Банковское дело [Текст]: учебник / Г. Н. Белоглазова,Л. П. Кроливецкая — М.: Финансы и статистика, 2003. — 592 с.
10. Жарковская Е. П.Банковское дело [Текст]:учебник / Е. П. Жарковская– М.: Омега-Л,2005. – 440 с.
11. Колесников В. И.Банковское дело [Текст]: учебник / В. И. Колесников – М.: Финансы истатистика, 1995. – 418 с.
12. Коробова Г. Г. Банковское дело [Текст]: учебник / Г. Г. Коробова — М.:Экономисть, 2006. — 766 с.
13. Кравцова Г. И. Деньги, кредит, банки[Текст]: учебник / Г. И. Кравцова,Г. С. Кузьменко, Е. И. Кравцов и др. — Минск: БГЭУ, 2003. — 527 с.
14. Лаврушин О. И. Банковское дело [Текст]: учебник / О. И. Лаврушин, И. Д.Мамонова, Н. И. Валенцева — М.: Финансы и статистика, 2005. — 672с.
15. Лаврушин О. И. Управление деятельностью коммерческого банка [Текст]:учебник / О. И. Лаврушин – М.: ЮРИСТЪ, 2006. – 688 с.
16. Олейник О. М. Основы банковского права [Текст]: / О. М. Олейник— М.:ЮРИСТЪ, 1999. — 424 с.
17. Петров Ю. А. История Банка России. 1860 –2010 / Петров Ю. А. // Деньги икредит. – 2010. – № 6. – С. 29–30.
18. Тютюнник А. В. Банковское дело [Текст]: / А. В. Тютюнник, А. В. Турбанов- М: Финансы и статистка, 2005. – 608 с.
19. Уткин Э. А. Нововведения в банковском бизнесе России [Текст]: учебник /Э. А. Уткин, Г. И. Морозова, Н. И. Морозова – М.: Финансы и статистика, 2004. –352 с.
20. Фетисов Г. Г. Организация деятельности центрального банка[Текст]:учебник / Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова – М.: КНОРУС, 2008. –432 с.
21. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации в Интернете[Электронный ресурс]: www.cbr.ru/.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Tale Of 2 Citys Comp Essay Research
Реферат Понятие, структура и типы экономических систем
Реферат Обучение учащихся правилам безопасности при проведении химического эксперимента
Реферат Merchant Of Venice Story Essay Research Paper
Реферат Martin Brian Mulroney Essay Research Paper Martin
Реферат Brazilian Hatiian Slavery Essay Research Paper The
Реферат 15-та спеціалізована виставка
Реферат Вклад А.В. Запорожца в развитие возрастной психологии
Реферат К проблеме тренировочных заданий как элемента структуры тренировочного процесса в спорте
Реферат Бюджетное планирование и прогнозирование 2 Понятие и
Реферат Measuring specific latent heat of vaporization of water
Реферат Традиции семьи и брака в буддизме
Реферат Представления древних греков о любви и дружбе (на материалах античной литературы)
Реферат Соціально-педагогічна діяльність по попередженню токсикоманії та алкоголізму у дітей та підлітків
Реферат Особенности внебюджетных фондов 2