Реферат по предмету "Банковское дело"


Неэвклидова экономика

Мартовскийфьючерс на пшеницу преодолел отметку $14/бушель! Такими заголовками 4 февраля2008 года наперебой пестрели все зарубежные средства массовой информации, специализирующиесяна биржевых новостях.
Затемшел текст примерно следующего содержания. Торги в пятницу на американскихзерновых биржах завершились знаковым событием: впервые в истории фьючерс напшеницу преодолел отметку в $14 за бушель. Это произошло на бирже вМиннеаполисе, где мартовский фьючерс на твердую краснозерную яровую пшеницу HRSвырос на максимально возможные за сессию 30 центов и закрылся на отметке$14,03/бушель ($515,5/т). Наверное, рекордным оказались и темпы роста: всегонеделю назад мартовские котировки на этот вид пшеницы вплотную подошли к,казалось бы, небывалой отметке в $13/бушель, а уже в конце прошлой недели«перевали» за планку в $14/бушель. Рост котировок на яровую пшеницупотянул вверх фьючерсы и на озимую пшеницу. На Чикагской бирже, где котируетсяпшеница SRW[1], мартовский фьючерс вырос на 13½центов до $9,43/бушель ($346,5/т), а в Канзасе, где котируется пшеница HRW, — на 23 центов до $9,90/бушель ($364/т).
Однакоболее важным является сохраняющиеся на рекордных уровнях котировки новогоурожая. Июльский фьючерс устойчиво держится более чем на $4 вышесоответствующих прошлогодних котировок.
Чем,собственно говоря, примечательно это сообщение? Ну, преодолела котировка напшеницу отметку в $14, или не преодолела, — что с того?
Какможно ответить на этот вопрос с точки зрения классической экономической теории?Возьмем, например, один из наиболее популярных учебников по экономике — ЭкономиксК. Макконнелла и С. Брю. Кстати, прекрасный учебник, написанный легким ипонятным языком. Но дело не в учебнике, как таковом, а в самой экономическойтеории. Итак, что же эта теория говорит по нашему вопросу?
«Научитепопугая произносить слова „спрос и предложение“ — и перед вамиэкономист! В этой язвительной шутке большая доля правды, так как, по существу,эти простейшие экономические рычаги — спрос и предложение — способны датьглубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но такжеи о функционировании всей экономической системы в целом»[2].С этой посылки начинается рассмотрение основного экономического понятия — понятиярынка. Далее мы находим, что существует закон спроса, который говорит, что принеизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующемувозрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышениецены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. То есть налицоналичие обратной связи между ценой и спросом. Далее утверждается, что здравыйсмысл и элементарное наблюдение действительности согласуется с этим законом.Затем нам говорят, что существует еще и закон предложения, который гласит, чтос повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, а соснижением цен сокращается также и предложение. То есть налицо прямая связьмежду ценой и предложением. И это в основном также диктуется здравым смыслом. Послеэтого, если свести вместе спрос и предложение, можно получить равновеснуюрыночную цену. Соответственно, и сам результат взаимодействия спроса ипредложения, по всей видимости, также продиктован здравым смыслом.
Наэтом ограничимся пересказыванием известного учебника. Читатель можетсамостоятельно ознакомиться с ним и получить удовольствие от стройностиизложения материала.
Ну,что ж, все четко выверено и логически аргументировано. Цена сложилась такая,как в данный момент времени взаимодействовали спрос и предложение. И этокажется незыблемым, как геометрия Эвклида, поражающая своей стройностью ужеболее трех тысяч лет. Стоп-стоп-стоп! Что-то тут не так. Как говорил одинизвестный киноперсонаж, меня терзают смутные сомнения. При чем тут здравый смысл,с которым согласуются положения, лежащие в основе всей экономической теории? Нукак тут не вспомнить знаменитый пятый постулат параллельности Эвклида[3], также являющимся одним из краеугольный каменей всейклассической эвклидовой геометрии. Но именно этот камень и не давал спокойноспать многим ученым из разных стран мира на протяжении веков. Почему?
Вернемсяк нашим баранам, то есть к ценам. Вот другое объяснение ситуации сустановлением цен, рассказанное одним из непосредственных очевидцев. «Втом году лето выдалось необычайно жарким и засушливым. В торговом зале ChicagoBoard of Trade стояла одуряющая духота. Кондиционеры явно не справлялись сосвоей работой. Трейдеры были похожи на сонных мух. Обливаясь потом, изнывая отжары, они вяло передвигались по залу. Торговая активность снизилась доминимума. В частности, цены на фьючерсы по пшенице застыли на своих нижнихотметках. Всему этому виной были неутешительные прогнозы синоптиков наизменение погоды в основных зерносеющих штатах. Особенно доставалосьцентральному Техасу, где от жестокой засухи просто погибал на корню весьбогатый урожай пшеницы. Соответственно, никто не хотел вкладывать деньги в заведомогиблое дело. Вся надежда была на чудо, которое могло явиться в виде обильныхосадков. Время от времени кто-то из трейдеров принимался звонить в службупогоды в надежде услышать обнадеживающее сообщение. Кто-то катал ногами по полускомканные бумажки, чтобы хоть чем-нибудь убить время, с тоской поглядывая назапыленные окна. Но за окнами солнце палило все нещаднее и нещаднее, неоставляя никаких надежд на благоприятный исход торгов. В один из моментовраздался чей-то голос — посмотрите на окна, там капли дождя! Все, как покоманде бросились к окнам. И действительно, чудо свершилось! Сначала робкимикаплями, а затем обильными потоками воды, небо обрушило на Чикаго долгожданныйдождь. Что тут началось! Торговый зал сразу же стал подобен пчелиному рою. Ценытут же поползли вверх. Поддаваясь общему настроению я тоже рванулся было впередсо своего места, но, пораженный внезапной догадкой, остановился. Стойте, - закричал я, - от Чикаго до пшеничных полейТехаса добрая тысяча миль и, если дождь пошел здесь, еще не значит, что онпошел там! Но меня уже никто не слышал… В тот день цены поднялись дорекордных отметок».
Так,так, так! А как же тут быть со здравым смыслом, с которым согласуются и законспроса, и закон предложения? Не скрывается ли где-то тут противоречие, как и вслучае с пятым постулатом Эвклида, наличие которого, между прочим, сам Эвклидтакже обосновывал именно здравым смыслом? Да и что с чем должносогласовываться: здравый смысл с законом, или закон со здравым смыслом? А,кроме того, насколько вообще правомерно строить научную теорию на фундаментездравого смысла? И кто определяет, какой смысл является здравым, а какой нет?
Биржевойигрок, чье воспоминание мы привели выше, не читал книг по экономической теории.Больше того, он вообще не имел никакого образования. А поэтому в своей работена бирже придерживался только одного — здравого смысла. Наверное, он был быочень удивлен, узнав, что все, что происходило у него на глазах, полностьюпротиворечило законам классической экономической теории.
Попробуемразобраться о чем, вообще идет речь. Одно дело, если мы пытаемся установитьзакономерные взаимосвязи между предметами или явлениями природы, объективносуществующими вне нашего сознания и независимо от него. В этом случае задачасводится к определению степени соответствия мысленных представлений человекатой объективной реальности, которую он изучает. И, если он при этом разовьетсвои представления в логически стройную последовательность умозаключений, тоэто и будет считаться научной теорией. Причем данная теория будет считатьсяистинной до тех пор, пока другой человек не докажет обратное. И, если уж мы внаших рассуждениях упомянули геометрию, то её постигла именно такая участь. Ну,прямо напрашивается такой воображаемый спор среди великих математиков разныхвремен. Эвклид: «Уважаемые господа, я утверждаю, и это моё утверждениеосновывается на здравом смысле, что через точку, лежащую вне данной прямой наплоскости, можно провести только одну прямую, параллельную данной прямой. Я немогу ни доказать это утверждение, ни опровергнуть. Поэтому я называю егопостулатом. Но на этом постулате, а также на ряде других, основывается вся моягеометрия, которую вот уже больше трех тысяч лет изучают во всех школах во всехстранах мира». Николай Лобачевский: «Великий учитель! Я преклоняюсьперед стройностью и логичностью созданной Вами науки геометрии. Это одна извеличайших наук, созданная когда-либо человечеством. Но я не могу согласиться сВашим пятым постулатом. Я утверждаю, что через точку, лежащую вне данной прямойна плоскости, можно провести сколько угодно прямых, параллельных даннойпрямой.» Эвклид: «Позвольте, уважаемый коллега, но если принять Вашеутверждение, то вся классическая геометрия рушится!». Лобачевский:«Вовсе нет. Просто вместо неё возникает новая геометрия, рассматривающаяокружающее нас пространство с другой точки зрения. Дело в том, что, на самомделе, в природе не существует ни точек, ни прямых, ни треугольников, ни углов,ничего. Все это существует лишь в наших представлениях о природе. Но эти представленияпомогают нам в познании этой природы. Поэтому нет ничего противоестественного втом, чтобы наряду с классической, эвклидовой геометрией существовали и другие,неэвклидовы геометрии. Это только обогатит наше познание окружающегомира». Бернхард Риман: «Уважаемые коллеги, позвольте и мневысказаться по поводу знаменитого пятого постулата нашего уважаемого учителя. Явообще не понимаю, о чем идет спор. Дело в том, что, по моему мнению, вообщенет никаких параллельных в рассматриваемой вами плоскости. Потому, что каждаяпрямая, я подчеркиваю, господа, каждая прямая, лежащая в одной плоскости сданной прямой, пересекает эту прямую. Принятие этого утверждения также даетлогически стройную научную систему, описывающую пространство во всей его многомерности.Но это уже другая, и опять-таки, неэвклидова, геометрия».
Конечно,такой спор никогда не смог бы состояться, но общий смысл вопроса от этого неменяется. Уже в наше время доказано, что эвклидова геометрия прекрасно работаетв повседневной жизни человека, когда он использует её в масштабах ничтожномалых по сравнению с масштабами самой планеты Земля. В случаях же попытокприменения её для масштабов, сравнимых с масштабами Земли, или тем более за еёпределами, эвклидова геометрия перестаёт работать, и требуются иные,неэвклидовы геометрии.
Случаисоздания новых научных теорий, отличных от классических, не единичны. В конце19 века в одной из школ Швейцарии проходил вечер выпускников. В торжественнойобстановке аттестаты об окончании школы вручал сам директор. По заведенномутогда обычаю, при вручении было принято кратко оглашать успехи каждоговыпускника за все время учебы по всем предметам. Вот на сцену поднялсяневзрачного вида юноша. Было видно, что он неуютно себя чувствует поднасмешливыми взглядами зала. Он знал, что хвалить его особенно было не за что.Директор произнес слова, которые затем вошли в историю. Он сказал:«Молодой человек, за все время учебы хуже всего у вас дела обстояли сфизикой. Я вам желаю найти себе в будущем профессию, никак не связанную сфизикой. Тем более уж физиком вы уж точно не станете, потому, что в физике выничего не понимаете». В зале послышались смешки. Молодой человекпокраснел, но, тем не менее, довольно внятно произнёс: «Да, действительно,я ничего не понимаю в вашей физике, поэтому мне придётся создать своюфизику». Тут уже зал не выдержал и потонул в гомерическом хохоте. Смеялисьне только выпускники школы. Смеялись преподаватели, смеялся сам директоршколы… Того невзрачного молодого человека, не разбиравшегося в физике, звалиАльберт Эйнштейн.
Кстати,неэвклидовы геометрии прекрасно сочетаются с теорией относительности Эйнштейна,в частности, они прекрасно проявили себя в вопросах освоения космическогопространства. Вот так!
Нуа как же быть в случае, если мы пытаемся установить закономерные взаимосвязи немежду предметами или явлениями природы, объективно существующими вне нашегосознания и независимо от него, а между человеческими представлениями, не тольконеразрывно связанные с сознанием людей, но и являющимися продуктом их сознания.Здесь имеет место случай, когда исследователь пытается сформулировать своёпредставление о представлениях других людей. Ведь и спрос, и предложение несуществуют в природе отдельно от людей, а являются результатом их мыслительной деятельности.На той же бирже трейдеры при принятии решений опираются не на объективныефакты, а на свои представления об этих фактах. Это вводит в ситуациюзначительную долю неопределенности, что существенно усложняет изучение вопроса.Какими законами, или какими формулами можно описать действия трейдеров на биржев описанном нами выше примере?
Поразительно,но классическая экономическая теория всеми силами старается делать вид, чтоникакой неопределенности в её основополагающих понятиях не существует, что испрос, и предложение, как таковые, являются заранее данными, как, например,земное притяжение или выталкивающая сила воды. Потому-то ученые-экономисты ивозвели набор повторяющихся взаимосвязей в отношении спроса и предложения вранг закона, поставив «закон» спроса и «закон» предложенияв один ряд с законами естественных наук, с такими, как закон Архимеда, законНьютона, закон Ома и тому подобными. Хотя, как ранее было уже сказано, дажевеликий Эвклид свои умозаключения, которые легли в основу геометрии, не называлзаконами, а все же постулатами. Так может быть положения спроса и предложенияявляются все же не законами, а постулатами? Если так, то почему нельзяпредположить наряду с классической экономикой существование некойнеклассической, или, если хотите, «неэвклидовой» экономики?
Особенновелико влияние неопределенности, когда на текущее поведение участников рынкаоказывают влияние предположения или прогнозы относительного будущего развитиясобытий. Как же можно предсказать будущее поведение людей? Не зря в биржевыхкругах бытует мнение, что вопрос прогнозирования будущего изменения цен лежитне в области экономики, а в области алхимии. Но, если средневековые алхимикитщетно пытались своими заклинаниями воздействовать на действительность(возьмите, например, опыты по превращению железа в золото!), то современнымбиржевым алхимикам это удается с куда большим успехом. Не зря же известныйфинансист Джордж Сорос утверждает, что современная биржа — это мирсредневековой алхимии.
Еслибиржевые аналитики публично объявят, что курс акции какой-то компании будутрасти, то этот курс этих акции действительно будет расти. Если завтракакая-нибудь газета напишет, что некий банк находится на грани краха, то,несмотря на фактические блестящие финансово-экономические показатели, банкдействительно окажется на грани краха. Потому, что все вкладчики побегутзабирать свои деньги. И это произойдет вовсе не от того что, это явилосьрезультатом соотношения спроса и предложения. А от того что, благоприятный прогноз приводит к увеличению спроса.И наоборот, неблагоприятный прогнозприводит к снижению спроса. Что и проявилось в ситуации,поведанной нам трейдером с Чикагской биржи. Вот вам и «неэвклидова»экономика, которая не описывается в классических учебниках!
Внашем примере цена на биржевых торгах сложилась так потому, что так сработалиголовы участников этих торгов.
Авот как проиллюстрировал такую ситуацию британский журнал «TheEconomist».

/>
Биржевойброкер звонит по телефону одному из своих клиентов. «У меня тут естьакции, которые могут оказаться действительно превосходными», — говорит он.Стоящие рядом услышали только последнее слово фразы «excel — превосходный», которое созвучно слову «sell — продавать». Ихлица озадачены. «Наверняка, этот парень знает что-то, что не знаем мы. Какбы он нас не опередил». Теперь каждый из них начинает думать о том, что надо,наверное, продавать. И вот зал уже ревет в едином порыве — «продаю!»,«продаю!», «продаю!».
/>
Вобстановке всеобщего ажиотажа у одного трейдера не выдержали нервы. В отчаяниион произносит «Это какое-то сумасшествие! Я не могу больше. Досвидания!». Те, кто были рядом, уловили последние его слова «Досвидания! — Good bye!», которые созвучны слову «Buy — продавать». И вот толпа зашлась уже в новых криках — «продаю!»,«продаю!», «продаю!». А тем временем, тот человек, скоторого все началось, опять звонит по телефону, — «У меня тут есть акции...».
Биржеваяпрактика просто пестрит примерами, когда изменения цены явились следствиемвоздействия факторов, не относимых экономической теорией к разрядуфундаментальных. Уже на одном только их перечислении можно написать с десятокжурнальных статей. Ну, возьмите, например, влияние, которое оказывают на ценыпубличные высказывания разных чиновников. Вот как это произошло однажды нароссийском фондовом рынке. В августе 2004 года один из депутатовГосударственной Думы публично потребовал расследования в отношении участияиностранного капитала в компании «Газпром». В тот же день котировкиакций Газпрома упали сразу на 12,5%, что хорошо видно на представленномграфике.[4] Предугадать такое никто не мог.
/>
Какиеже процессы происходят на самом деле в головах у людей? Славой Жижек, один изсамых авторитетных в настоящее время европейских специалистов в области проблемвзаимоотношений человека и социума, для ответа на этот вопрос приводит пример сдефицитом туалетной бумаги в магазине. Некая газета выдала такой прогноз:бумаги скоро не будет. Как думает в этот момент дурак? «Раз газетанаписала, значит, надо идти покупать бумагу». И срочно идет запасаться. Акак думает в этот же момент умный? «Я совершенно точно знаю, что бумажнаяпромышленность работает нормально. Поэтому никакого кризиса или дефицита бытьне может. Газета все врет. Но, с другой стороны, ведь найдутся дураки, которыеповерят в эту чушь! И побегут покупать! И вот тогда-то действительно ивозникнет дефицит. И окажется, что все дураки будут с бумагой, а я, самыйумный, буду у разбитого корыта как последний дурак!» И тоже идет покупать.Почему? Да просто потому, что приятно чувствовать себя умным. Главное — проявить свой разум и суметь воспользоваться им. И сделать выбор на основездравых логических размышлений в полнейшей уверенности, что вы поступаете умнеетех, кого вы считаете дураками. Не беда, что результат у этого выбораоказывается точно такой же, как и у того дурака, который и вовсе ни о чем неразмышлял.
Длячего мы все это говорим? Да только для того, чтобы показать, что реальныеэкономические отношения людей на самом деле гораздо более сложнее имногограннее, чем идеальная экономика, описываемая в классических учебниках. Ине случайно во всех этих учебниках часто встречаются фразы подобного типа:«при прочих равных условиях», «при некоторых допущениях»,«в определенном смысле», «но с другой стороны» и томуподобные. Ну, как тут не вспомнить американского президента Гувера[5], жаловавшегося своим помощникам: «Вы толькопослушайте наших экономистов! С одной стороны, говорят они, нужно срочно делатьто-то и то-то, но, с другой стороны как раз этого делать не нужно. Неужелинельзя найти хотя бы одного „одностороннего“ экономиста?».
Вэпиграф нашей статьи мы не случайно вынесли слова известного американскоготеоретика биржевой торговли Билла Вильямса. Биржевой путь завален обломкамиразбившихся надежд. К сожалению, это так. Великое множество людей не просторазочаровались в биржевой торговле, но лишились своих кровных денег. Ипроизошло это по простой причине: они не только не поняли рынка, они не понялисамих себя. Не следует искать готовых рецептов на все случаи жизни в учебниках.Вспомните слова юного Эйнштейна «Да, действительно, я ничего не понимаю ввашей физике, поэтому мне придётся создать свою физику». Создайте свою,«неэвклидову» экономику, которая будет отвечать не толькоособенностям конкретной внешней ситуации, но вашему внутреннему миру. Gnoteaucton, познай себя, — говорили древние греки, — и ты познаешь мир.
Таксколько же линий, параллельных данной прямой, вы смогли бы провести черезточку, лежащую вне этой прямой, и находящейся с ней в одной плоскости? 

Список литературы
[1] Фьючерсы на мягкую красную озимуюпшеницу — самый старый и самый активно торгуемый пшеничный фьючерс — торгуютсяна Chicago Board of Trade (CBOT). Первый современный фьючерсный контракт былзаключен именно на эту пшеницу еще в 1865 году. Ее выращивают в разных частяхСША — в центральном Техасе, ближе к Великим Озерам и на Восточном побережье.Мягкая красная пшеница требует более влажного климата, не подходящего длятвердой красной пшеницы. Мука из мягкой пшеницы красной используется вкондитерской промышленности.
[2]Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы иполитика. Москва. Издательство «Республика» 1992. стр. 61.
[3]Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит не более чем одна прямая,лежащая с данной прямой в одной плоскости и не пересекающая её.
[4]Журнал «Валютный спекулянт», ноябрь 2004г.
[5]Гувер, Герберт Кларк — президент США в 1929-1933г.г. Годы его правленияознаменовались тяжелейшим экономическим кризисом — так называемой «Великойдепрессией», с которой он безуспешно пытался бороться.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Общие требования к оформлению и содержанию пояснительных записок
Реферат Личность как объект философского изучения Ницше: по материалам ранних работ
Реферат Печорин
Реферат Четвертичный период (антропоген): Великое оледенение. Ледниковая теория. Перигляциальные сообщества и мамонтовая фауна.
Реферат Преодоление психологического стресса посредством идеомоторных методов
Реферат Державні службовці - як суб єкти адміністративно-правових відносин
Реферат Расчёт взлётной массы и компоновки вертолёта
Реферат OLAP технологии
Реферат Telecommuting Psychology Essay Research Paper TELECOMMUTINGPsychology Telecommuting
Реферат Значение будущего и смысл настоящего
Реферат Теореми Ролля Лагранжа Коші Правило Лопіталя Формула Тейлора для функції однієї та двох змін
Реферат Развитие умений у младших школьников слушать и слышать музыку
Реферат Система таможенных органов
Реферат Экономические предпосылки и тенденции развития сетевой экономики
Реферат Методические рекомендации по написанию сочинения