Кредитно-банковскаясистема Республики Таджикистан
Содержание
Введение
1. Сущностькредитно-банковской системы
2. Элементыкредитно-банковской системы Республики Таджикистан
3. Проблемы функционированиякредитно-банковской системы
Республики Таджикистан
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Всовременной экономике широко используются кредитные отношения. Поэтому кредитно– банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночнойэкономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельнои тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуяхозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенноповышают общую эффективность производства, способствуют роступроизводительности общественного труда.
Современнаябанковская система – это важнейшая сфера национального хозяйства любогоразвитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляетв государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческихсделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду сдругими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмами производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии сденежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков,влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличныхденег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы – этозалог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, придостижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народногохозяйства самым эффективным образом.
Современная банковскаясистема – это сфера многообразных услуг своим клиентам – от традиционныхдепозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковскогодела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов,используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и так далее).
Кредит – экономическая категория, выражающая отношения, проявляющиеся втом, что различные хозяйственные организации или отдельные лица передают другдругу денежные средства во временное пользование на условиях возвратности,срочности и платности. Появление кредита обусловлено историческим процессомсовершенствования экономических и денежных отношений, в качестве данной из формкоторых и выступают кредитные отношения.
Финансовыеотношения порождают два полюса. На одном полюсе находятся экономические агенты,испытывающие недостаток денежных средств в силу необходимости расширенияпроизводства, продаж, обусловленного увеличением спроса на их продукцию,задержки оплаты по счетам и по другим аналогичным причинам. На втором полюсесосредоточены экономические агенты, у которых произошло высвобождение денежныхсредств на определенное время. Подобная ситуация естественным образом приводитк возникновению отношений перераспределения, перетекания денежных средств отодних агентов к другим. Таким образом, основным источником кредита являютсянакопления, свободные денежные средства экономических агентов.
Перераспределениюспособствует и вторая функция денег, непосредственно связанная с развитием иобслуживанием кредитных отношений. Эта функция денег как средства платежа.Нехватка денег в данный момент и нежелание прерывать кругооборот капиталаприводят к появлению кредитных отношений, обслуживаемых кредитными орудиямиобращения, кредитными деньгами, такими, как вексель, чек, банкнота, а это ужесфера деятельности банков, которые совместно образуют кредитно-банковскуюсистему.
Предметомисследования курсовой работы являетсякредитно-банковская система Республики Таджикистан.
Цельисследования состоит в том, чтобыраскрыть сущность кредитно-банковской системы Республики Таджикистан.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
– датьпонятие о структуре кредитно-банковской системы Республики Таджикистан;
– рассмотретьмеханизм влияния кредитно-банковской системы на экономику РеспубликиТаджикистан;
– изложить,проблемы и перспективы развития национальной банковской системы РеспубликиТаджикистан.
Курсоваяработа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованнойлитературы.
В введенииопределена актуальность темы, цели и задачи курсовой работы.
В первойглаве раскрыты теоретические аспекты деятельности кредитно-банковской системы,понятие, принципы, ее роль и значение в экономике государства.
Во второйглаве приведены некоторые аспекты и примеры законодательства РеспубликиТаджикистан регулирующие кредитно-банковскую систему. А также функции, роль изадачи Национального банка Республики Таджикистан.
В третьейглаве мы рассмотрели проблемы функционирования кредитно-банковской системыРеспублики Таджикистан и причины возникновения таких проблем.
1. Сущностькредитно-банковской системы
Кредитнаясистема в широком смысле слова представляет собой совокупность банковских ииных кредитных учреждений, правовые формы организации и методы осуществлениякредитных операций. Дальнейшее развитие кредита и банков проявляется вразвёртывании, расширении, обобществлении финансово-кредитных учреждений,появление новых задач и функций кредитной системы. На этапе её становлениякредитной системе отводилась роль вытеснителя старомодных ростовщиков. Онаформировалась, во-первых, путём создания кредитных денег, и во-вторых,посредством возрастающего привлечения свободного денежного капиталапредприятий, государства и населения, самих ростовщиков.
Местопосредника в платежах, которое приобрела кредитная система в лице банков впоследующий период своего развития, сохраняется и на более поздних этапахразвития. Кредитная система постепенно превратилась во всемирного монополиста,распоряжающегося почти всем денежным капиталом предпринимателей, а такжесвободными средствами населения и осуществляющего мобилизацию денежных средств,всего общества в целях накопления капитала.
В настоящеевремя происходит дальнейшее развитие кредитной системы, а прежде всего еёфункций. На ряду с основной функцией – аккумуляцией свободных денежных средстви превращением их в ссудный капитал – развиваются и другие функции, такие, какприём вкладов и открытие по ним различного рода счетов, организация выпускаакций и облигаций, приём ценностей на хранение, операции в посредничестве вплатежах. Кредитная система берёт на себя выполнение операций с деньгамиотдельных предприятий и организаций, создаёт такие орудия обращения, которыезаменяют сначала золото, а затем и кредитные деньги безналичным расчётам.
Превратившисьв звено финансового капитала, кредитная система проникает во все сферыхозяйственной жизни. Если говорить о её положении в современных условиях, то сполным основанием можно сказать, что ей принадлежит центральное место вэкономическом воспроизводстве. Банковская система как стержневая частькредитной системы по своей формальной организации и централизации представляетсобой самое искусное и совершенное творение, к которому вообще приводитразвитие экономических отношений.
Сформировавшаясякредитная система охватывает два звена или две подсистемы – банковские ипарабанковские учреждения, формирующие соответственно банковскую ипарабанковскую систему. Банковская система представлена банками и другимиучреждениями банковского типа, например учётными домами. Парабанковская системапредставлена специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательнымиинститутами. В целом общая структура кредитной системы схематично представленаследующим образом[1]:
1.Банковская система
1. а) Эмиссионные банки;
б)Национальный эмиссионный банк;
в)Региональные эмиссионные банки.
2. а) Не эмиссионные банки;
б)Коммерческие банки;
в)Специализированные банки:
инвестиционные,инновационные, учётные, ипотечные, потребительского кредита, судно –сберегательные.
2.Парабанковская система:
1. Специализированные кредитно-финансовые институты:
а)Лизинговые фирмы;
б)Факторинговые фирмы;
в)Ломбарды;
г)Кредитные товарищества (союзы);
д) Обществавзаимного кредита;
е)Страховые общества;
ё) Инвестиционныекомпании;
ж)Пенсионные фонды;
з)Финансовые компании;
и)Расчётные (клиринговые) центры.
2. а) Почтово-сберегательная система;
б) Почтовыеотделения;
в)Почтово-сберегательные учреждения.
Ключевоезвено кредитной системы, контролирующее основную массу кредитных и финансовыхопераций, представляет банковская система. Банковская система – одно из высшихдостижений экономической цивилизации. Изобретённая и построенная человеком, онавоплотила в себе многогранный тончайший инструмент воздействия через валюту,деньги, банкноты, ценные бумаги на социально-экономические процессы, регулируяструктуру, задавая направления развития и умело поддерживая стабильностьфункционирования денежного обращения, а посредствам него и всей экономики.
Единогоопределения понятия «банковская система» в экономической литературе несуществует. Простейшее определение выглядит достаточно очевидным: «Банковскаясистема – это совокупность банков и банковских учреждений, выполняющиесвойственные им функции»[2].
Ворганизационном плане предусматривают однозвенную или двухзвенную систему. Дляразвитых стран характерна двухзвенная система, включающая в качестве основного,первого звена центральный банк, выступающий в роли организатора и контролёраденежного обращения в стране, а в качестве второго звена – самостоятельные, ноподконтрольные центральному банку коммерческие и специализированные банки.
Так чтосхематически двухзвенная система выглядит следующим образом:
/>
Приоднозвенной системе центральный банк и коммерческие банки находятся на одномуровне, выступая равноправными агентами, либо все банки являютсягосударственными, отделениями центрального банка. Такая система характерна длястран со слаборазвитой экономикой.
С точкизрения регламентации и лицензирования банковскую систему разделяют на два вида:универсальную и специализированную. В универсальной системе коммерческие банкиобладают возможностью выполнять все виды кредитно – финансовых услуг.
Современныеусловия развития банковской системы привели к необходимости перехода отспециализированной к универсальной системе, так как последняя сопряжена сменьшим банковским риском благодаря его распределению и дифференциации.
2. Элементыкредитно-банковской системы Республики Таджикистан.
Элементыкредитно-банковской системы образуют единство, выражают при этом спецификуцелого и выступают носителями его свойств.
Элементамикредитно-банковской системы Республики Таджикистан являются:
– банки;
– некоторыеспециальные кредитно-финансовые институты, выполняющие банковские операции, ноне имеющие статуса банка;
– дополнительныеучреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельностькредитных институтов.
Рассмотримподробнее элементы кредитно-банковской системы Республики Таджикистан на схеме №2:[3]
/>
«ВРеспублике Таджикистан, по состоянию на 1 октября 2008 года, функционируют 12банков, 7 кредитных обществ, 1 небанковская финансовая организация и 88микрофинансовых организаций. По сравнению с 1 января 2008 года количествобанков увеличилось на 1 единицу (ЗАО «Казкоммерцбанк Таджикистан»), аколичество микрофинансовых организаций на 19 единиц. Количество кредитныхобществ и небанковских финансовых организаций осталось без изменений.Увеличение количества микрофинансовых организаций произошло за счет увеличенияколичества микрокредитных депозитных организаций на 4 единицы (ЗАО МДО «АМЛОК»,ЗАО МДО «БУНЁДИ ЧАМ» и ЗАО МДО «Нисор Фом», ЗАО МДО «Спитамен капитал»),увеличения количества микрозаемных организаций на 11 единиц (ООО МЗО «ФЕРМЕР»,ООО МЗО «МИКРОЗАЁМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «Саодат-Инвест»», ООО МЗО «Имон Интернешнл»,ООО МЗО «Ренессанс-кредит», ЗАО МЗО «Дурнамои дехоти Рудаки», ЗАО МЗО «СубхиУрметан», ООО МЗО «Хубджам», ООО МЗО «Арзиш», ООО МЗО «Хасан – Инвест», ООО МЗО«Гранд – Кредит» и ООО МЗО «Рушди занон»), и увеличения количества микрозаемныхфондов на 4 единицы (МЗФ «Куллаи Умед» и МЗФ «Нушор», МЗФ «Максади дастгири» иМЗФ «Кулчашма»). В Республике Таджикистан по состоянию на 1 октября 2008 годафункционируют 152 филиала и 70 отделений кредитных организаций. По сравнению с1 января 2008 года их количество увеличилось на 3 единицы. Увеличение произошлоза счет открытия филиалов ОАО «Точиксодиротбонк» в районе Сино г. Душанбеи в городе Пенджикент и за счет открытия отделения ГСБ РТ «Амонатбонк» в районеИ. Сомони г. Душанбе»[4].
По формесобственности выделяют – государственные, акционерные, кооперативные, частные исмешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится кцентральным (национальным) банкам.
Процессэкономических преобразований и его эффективность в Республики Таджикистан вомногом определяются устойчивостью и надёжностью денежно – кредитной ибанковской систем, контролируемой Национальным банком страны. Условия дляпроведения Национальным банком своей денежно – кредитной политики складывалисьс 1991 года, по 1997 год. Во время хождения по территории РеспубликиТаджикистан денежной единицы Российской Федерации независимость Национальногобанка была довольно условной, причём сильно ограничивалась постоянно меняющейсяполитической ситуацией. Финансово-бюджетный кризис, последствия Гражданскойвойны, большой объём государственного долга и неплатежей, гиперинфляция,неопределённость власти, громадный дефицит бюджета делали почти невозможнымипроведения сколько-нибудь придуманной денежно – кредитной политики,направленной на решение долгосрочных задач макроэкономической стабилизации, темне менее, основные законы, регулирующие денежно – кредитную и банковскуюсистему, были приняты и были созданы предпосылки для формирования и развитиямонетарной системы в переходный период. Это такие законы и нормативные акты:
ЗаконРеспублики Таджикистан «О банках и банковской деятельности в РТ» (1991 г.).
ЗаконРеспублики Таджикистан «О Национальном банке» (1991 г.).
ЗаконРеспублики Таджикистан «О ценных бумагах и фондовых биржах» (1992 г.).
Инструкция №28«О расчётных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях банков РТ» (1993 г.).
«Общиеправила регулирования деятельности банков в РТ» (1995 г.).
Положение«О порядке создания коммерческих банков и прекращения их деятельности натерритории РТ» (1995 г.).
Положение«О безналичных расчётах в РТ» (1995 г.).
Положение«О порядке формирования и использовании фонда покрытия возможных потерь поссудам» (1997 г.).
«Порядоквыдачи разрешений на открытие резидентами счетов в иностранной валюте в банкахза пределами РТ» (1997 г.).
Вдальнейшем были приняты нормативные акты, направленные на совершенствованиебанковской системы и денежно – кредитной политики:
Инструкция«О порядке регулирования деятельности кредитных организаций»;
Инструкция №90«О депозитных банковских счетах, открываемых в банках РТ» и др.
Этими идругими документами была заложена основа для создания и функционированиядвухуровневой банковской системы, отвечающей новым требованиям переходногопериода.
Такимобразом, банковская система радикально преобразовалась совместно с кредитной,формировались новые принципы функционирования финансовых рынков (денежного,валютного, рынка ценных бумаг, межбанковских кредитов и т.п.).
ФункцииЦентрального банка, его место и роль в кредитно – банковской системесущественно изменились. Осуществлён переход от системы единого государственногобанка к двухуровневой системе.
РольНационального банка Таджикистана в денежном авансировании расширенноговоспроизводства на основе обеспечения потребности отраслей народного хозяйствав денежных средствах усилилась. Теперь он должен: обеспечивать стабильность функционированиябанковской и денежно-кредитной системы, играя роль кредитора последнейинстанции и проводить посредством контроля за объемом денежной массы такуюполитику, которая ведёт к стабильности цен, экономическому росту и полнойзанятости, проводить валютную политику, исполнять контрольно-надзорные функции,организовать платёжно-расчётные отношения между банками второго уровня, бытьфинансовым агентом Правительства, способствовать своевременной выплате внешнегодолга, составлять платёжный баланс страны и т.д.
Национальныйбанк Республики Таджикистан стал эмиссионным центром, регулирующим денежноеобращение в республике. Эмиссия банкнот осуществляется Национальным банкомтремя путями:
– предоставлениемкредитов кредитным учреждениям;
– кредитованиемказны;
– выпускомбанкнот путём их обмена на иностранную валюту.
Главная задача Национального банка Таджикистана заключается в том, чтобыметодами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическоеразвитие страны, т.е. соответствие количества денег в обращении потребностямсохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества иповышению качества производства разнообразной продукции, расширениюэкспортно-импортных операций. Коммерческие банки являются основными каналамипрактического осуществления денежно-кредитной политики Национального банка.Национального банка Таджикистана устанавливает обязательные для коммерческихбанков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежногообращения.
Национальныйбанк Республики Таджикистан для осуществления своих задач в областиденежно-кредитной и валютной политики использует следующие основные инструментыи методы:
– процентныеставки по операциям Национального банка Таджикистана (резервные требования);
– операциина открытом рынке;
– рефинансированиебанков;
– валютноерегулирование;
– установлениеориентиров роста денежной массы (торгетирование);
– прямыеколичественные ограничения.
Нормативыобязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка и другойкредитной организации и могут быть дифференцированными для различных членовкредитных организаций.
Действующиенормативы обязательных резервов являются высокими в сравнении с развитымистранами, где этот показатель колеблется в пределах 5–12%.
Национальнымбанком определяется также официальный курс национальной валюты к иностраннымденежным единицам, который публикуется в печати.
Национальнымбанком для усиления контроля за деятельностью коммерческих банков в 1996 годувведены в действие «Общие правила регулирования деятельности банков вРеспублике Таджикистан», устанавливающее обязательные экономические нормативыдеятельности банков, что связано с необходимостью гарантировать и защититьинтересы кредиторов и вкладчиков, обеспечить устойчивость банковской системы. Всвязи с тем, что банковская система Таджикистане находится в стадии становленияи необходим более жёсткий подход Национального банка к процессу надзора иконтроля за деятельностью коммерческих банков, система обязательных нормативовболее сложенная и предусматривает большее число обязательных показателей, чем вразвитых западных странах.
Некоторыепоказатели банковской системы Таджикистана на конец второго полугодия 2008 годаприведены в таблице №1.
Основныепоказатели работы банковской системы Республики Таджикистан:[5]Количество банков 12 Количество филиалов коммерческих банков 160 Общая сумма объявленных уставных фондов 640 900 341 Общая сумма фактических уставных фондов 509 856 113 Процент общей суммы объявленных уставных фондов 79,6 Собственные средства 735 016 513
В 1999 годубыл осуществлён переход на международные стандарты бухгалтерского учета вбанках (МСБУ).
С 1995 годаколичество банков сначала возросло до 28, с количеством филиалов 233, затем всвязи с кризисом ликвидности, нарушениям экономических нормативов и по другимпричинам их количество, вследствие отзыва лицензии или прекращениидеятельности, сократились. В настоящее время в Таджикистане существует 5системообразующих банков, от которых зависит состояние всей банковской системы,что составляет 27% от всего количества, банков с уставным фондом свыше 500 млн.рублей – 15 (83%). Подавляющая часть крупных банков находится в столицереспублике. На 5 банков приходится большая часть активов всех банков. Нераспылённость банковского капитала, малое их количество способствуют большейуправляемости банковской системы. Высокая же концентрация банковского капиталабудет повышать надёжность системы, способствовать формированию устойчивойнациональной системы платежей и расчётов, развитию национального рынкакапиталов, обеспечению связи с международной системы платежей. Международныйвалютный фонд (МВФ) видит прямую связь между стабильностью банковской системы ипроводимой в стране макроэкономической и структурной политикой.[6]
Хотя СШАявляют собой пример эффективного управления банковской системой при наличииболее 12 тысяч банков, в условиях Таджикистана при отсутствии достаточногоопыта и технической оснащённости более приемлема система с малым количествомбанков и их высокой концентрацией. Такое положение наблюдается в Германии,Франции, Италии, Англии и других странах.
Нужноотметить, что в настоящее время сохраняется сложенное положение в банковскойсистеме Республики Таджикистан. В балансах таджикских банков низка доляобязательств в пассивах, но по которым нужно начислять проценты: депозитов,кредитных ресурсов Национального банка, долговых обязательств, они составляютменее 16%. В то же время доля бесплатных: расчётные счета, средства бюджетов ифондов, средства на корсчетах, средства в расчетах и т.д. – являетсяподавляющей. В банках развитых государств положение прямо противоположноеосновной объем приходится на срочные и сберегательные вклады. Очень низка долядолгосрочных кредитов реальному сектору, направленных на развитие экономики.Подавляющая часть кредитов выдана на краткосрочной основеторгово-снабженческим, коммерческим организациям и частным лицам. Коммерческие банкипока играют незаметную роль в привлечении иностранных инвестиций впроизводство.
Даженеработающих ссуд на начало 2000 году составляло 24,1%, а просроченных ссуд – 10%,в то время как 9-ти процентная доля безнадёжных ссуд в банковском секторесчитается критической для системы. Доля ценных бумаг в совокупных активахбанков за 1999 год снизилась и на 01.01.2000 год составила всего лишь 1,3%.
Сохраняетсятенденция роста собственного капитала банков в абсолютном исчислении, новследствие падения курса национальной валюты его размер в долларах США уменьшилсяза 1999 год на 6,5%. Поэтому, если говорить о реальных суммах собственногокапитала, то на лицо проблема декапитализации банковской системы.
Кположительным моментам можно отнести понижение ставки рефинансирования, среднихставок по кредитам, выданными банками второго уровня. Думается, что приуглублении стабилизационных процессов эти тенденции сохранятся. Можно ожидать,что в ближайшем будущем ставка рефинансирования несколько приблизится к уровнюзападных стран, где она составляет 6–8% годовых. Однако, если там таким образомстимулируется использование заёмных средств для расширения предпринимательстваи внедрения в производство достижений НТП (политика дешёвых денег и экономикапредложения), то у нас она ещё не стала решающим стимулом экономического роста,так как связь между процентной ставкой и уровнем вложений в реальный сектор кпереходной экономике сложнее.
За 1999 годсумма совокупных депозитов физических лиц возросла на 1484,2 млн. рублей, чтоговорить о возрастании доверия населения к банковской системе.
Такжепроизошли сдвиги по использованию элементарных средств взаиморасчетов пока в АК«Агроинвестбанк», что дает возможность использовать 9 видов карточекмеждународного стандарта. При распространении данного вида услуг на территорииреспублики для юридических и физических лиц появится привлекательнаявозможность их использования, что послужить толчком к росту объемов депозитов икредитных средств банков.
Какизвестно, первоначально функцией коммерческих банков является аккумуляция иразмещения временно свободных денежных средств, с соблюдением шести основныхпринципов кредитования.
Нормативдостижения капитала увеличен с первого января 2000 года с 9% до 12%, а текущейликвидности – с 50–75%, что будет способствовать повышению устойчивостибанковской системы.
В 1999 годуснизились убытки банков по сравнению с предыдущим годом.
В 2000 годубыло создано Агентство по реорганизации банков и восстановлению кредитов приПравительстве Республике Таджикистан. Как показывает опыт реструктуризациибанковской системы, в большинстве стран мира задействование государственныхсредств рано или поздно становится необходимым для оздоровления банковскойсистемы. Поэтому создания Агентства следует рассматривать как ещё один шаг кулучшению состояния системы. Но для проведения последовательной политикинеобходимо разработать целостную программу оздоровления банков.
Дляэффективности монетарной политики очень важна оптимальная структура денежноймассы.
Структураденежной массы в Таджикистане такова, что в ней существенную роль играют всегодва денежных агрегата – объем наличных денег и объем остатков на сметах. Вседругие показатели могут не приниматься во внимание, так как имеют оченьнезначительный объем. К негативным процессам следует отнести то, что линиибренда доля наличных денег имеет устойчиво возрастающий характер, причем последенежной реформы 2000 года, эта тенденция даже усилилась.
Передпроведением денежной реформы наличные деньги составляли почти 90% всей денежноймассы, тогда как, например, в США этот показатель колеблется в пределах 6–8%. Как,известно, увеличение в обороте доли наличных денег говорит также о росте объемебартерных операций, что способствует уклонению от налогов, поэтому вполневероятно, что бюджет государства недополучить существенные суммы налоговыхсборов и изъятий.
Новымтолчком повышения цен послужил ввод национальной валюты в 2000 году. Вреспублике ярко появился так называемый эффект храповика, когда цены,поднявшись, не опускаются затем до первоначального уровня, что безусловно,сказывается на уровне жизни населения.
Хотя влитературе даётся положительная оценка краткосрочному проведению политикидоходов, тем не менее не всегда государственное регулирование цен может служитдейственным инструментом борьбы со стагфляцией, что видно на примереТаджикистана.
Связьбезработицы и инфляции в республике оказалась также другой, чем описываемая традиционнойкривой Филипса. В нашем случае имели место одновременно повышение цен и ростбезработицы. Видимо, для преодоления этих негативных явлений, необходимасоставная денежно-кредитная, фискальная, внешнеторговая, инвестиционная,валютная, социальная политика и структурная перестройка экономики. Хотя данноевысказывание не является новым, на практике реализация макроэкономической политикидля решения проблемы Экономического роста не всегда способствует достижениюэтой цели.
Дляустойчивости денежно-кредитной политики важная роль принадлежит рынку ценныхбумаг. В 1998 году Правительством Республики Таджикистан было утверждено«Положение государственных казначейский векселях в Республике Таджикистан»,которое стало основным документом, регулирующим порядок выпуска и размещениягосударственных ценных бумаг. Таким образом, был создан первичный рынокГосударственных казначейский векселей (ГКВ). До середины 1999 годапроизводились выпуски ГКВ со сроком погашения 28 дней и доходностью 35–42%годовых. В августе 1999 года процент доходным был резко увеличен до 111%годовых, а затем постепенно снижался до 35%.
Принимая вовнимания ИПЦ, можно сказать, что в 1998 году обеспечивалась большаяположительная процентная ставка по ГКВ. В 1999 году реальная доходность сильноснизилась и к концу 2000 года стала даже отрицательной. Учитывая небольшойобъем выпусков, нежелания коммерческих банков приобретать ГКВ, справедливоутверждать, что пока этот косвенный инструмент денежно-кредитного регулированияне играет той основополагающей роли, как в развитых странах.
Следуетотметить, что для совершенствования денежно-кредитной политики борьбы синфляцией нужно ввести законодательный запрет на кредитование Правительства иужесточение бюджетных ограничений с прекращением условного кредитования иприменением механизма банкротства убыточных, нестратегических предприятий.Совершенствование безналичных расчетов, проведение их в режиме реальноговремени повысит мобильность банковской системы, снизить издержки обращения,повысить налоговую дисциплину.
Одним изпоследних шагов в этой области стало разработка и внедрение Национальным банкомсистемы электронных платежей для банков второго уровня, что ускоритьпрохождение платежей и уменьшит межбанковский бумажный документооборот.
До сих порне нашли широкого применения такие виды безналичных расчетов, как вексельные,аккредитивные и чековые.
Поэтомунеобходимо широкая разъяснительная работа для внедрений этих кредитныхинструментов в повседневную практику. Вексельное обращение также способствуетускорению кругооборота капитала и сокращению бартерных операций.
3. Проблемыфункционирования кредитно-банковской системы Республики Таджикистан
В условияхрыночной экономики кредитно-банковская политика в Республике Таджикистанявляется инструментам, при помощи которого можно стимулировать или сдерживатьэкономическое развитие страны. Стимулирующая же роль такой политики проявляетсяв полной мере, если она разрабатывается с учетом особенностей национальнойэкономики.
ЭкономикеТаджикистане присуще следующие особенности. Во-первых, это экономика, котораяфункционирует как экономика суверенного государства, с точки зрения накопленияопыта, непродолжительное время (с 1991 года). Во-вторых, это экономика, котораяв результате гражданской войне понесла огромные материальные потери ичеловеческие жертвы. В-третьих, это экономике, которая находится на переходномэтапе – от централизованно-плановой к рыночной. В-четвёртых, в силу развитияэкономике республики в строгом соответствии с принципами разделения труда испециализации в рамках единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР,развитие и размещение производительных сил республики происходило в ущербкомплексному и пропорциональному развитию народного хозяйства. В-пятых, из-занестабильности политической ситуации на протяжении продолжительного времениреальное реформирование экономики с целью перехода на рыночные отношенияначалось лишь после установления мира и согласия в обществе, т.е. после 1997года.
Вышеотмеченныеособенности экономики Таджикистана предопределили динамику и уровеньэкономического развития, характер решения многочисленныхсоциально-экономических проблем. Если говорить более конкретно, то следуетотметить, что здесь ещё значителен разрыв современного объема производствапродукции от начала спада в экономике (ВВП 2006 года, к ВВП 1990 годасоставляет 62,5%), фактическая безработица, составляет более 30%, уровеньбедности – более 60%. В этих условиях, на наш взгляд, долгосрочной цельюкредитно – банковской политики, достигаемой посредством реализациисреднесрочной программы, является обеспечение ускоренного экономического роста.Поскольку стратегическое значение ускоренных темпов экономического ростаприменительно к условиям Таджикистана уже освещено в публикациях учёных –экономистов республики.[7]Отметим, что именно более высокие, чем предлагают наши ведущие экономическиеведомства и международные экономические организации, темпы экономического ростамогут обеспечить повышение уровня и качества жизни населения страны.
В контекстерассматриваемого вопроса важно отметить, что реализация в мероприятиях кредитно-банковскойполитики страны, цели ускоренного экономического роста будет обеспечиватьдостижения полной занятости экономически активного населения, так как ключевымнаправлением развития экономики республики является вовлечение внароднохозяйственный оборот энергетических и минерально-сырьевых ресурсов ирациональное использование быстрорастущего трудового капитала.
В этомплане особенно важным являются вопросы выбора и эффективного использованияинструментов кредитно-банковской системы республики. Наиболее активно для этихцелей используются такие инструменты, как операция Национального банка наоткрытом рынке, регулирование ставки рефинансирования и нормы обязательныхрезервов коммерческих банков. При этом отмечалось, что долгосрочные целикредитно-банковской политики реализуются с помощью среднесрочных программ. Впрактике Национального банка Таджикистана такая программа представляется в видесреднесрочной стратегии развития банковского сектора республики. К примеру,такая стратегия до 2009 года, предусматривает повышения уровня монетизации до12–15%, расширения набора инструментов денежно-кредитной политики,совершенствования механизма обязательного резервирования путём снижения нормыобязательных резервов, повышения спроса на кредиты банка со стороны реальногосектора экономики, возобновления выпуска государственных ценных бумаг,организацию рынка корпоративных ценных бумаг, функционирующих через фондовуюбиржу Республики Таджикистан.
Важно ёщераз подчеркнуть, что на названным выше инструментам, особенно нормамобязательного резервирования коммерческими банками и ставкам ихрефинансирования, Национальный банк (НБ) республики, если судить по официальнымданным уделяет пристальное внимание, используя их для регулирования денежноймассы в стране. Самое главное, Национальный банк предпринимает меры по ихсистематическому снижению. Так, закон Республики Таджикистан от 21 февраля 1991года, «О Национальном банке Республики Таджикистан» предоставил Национальномубанку право установления банкам обязательных резервов по депозитам и другимподобным обязательствам.
Согласнотаджикскому банковскому законодательству банк – это кредитная организация,которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц,размещать их от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности,платности, срочности и осуществлять расчётные операции по поручению клиентов.
БанкиРеспублики Таджикистан выполняют сейчас различные операции для удовлетворенияфинансовых потребностей всех типов клиентов от мелкого вкладчика до крупнойкомпании. Крупные учреждения банков осуществляют для своих клиентов понекоторым оценкам до 100 видов операций и услуг. К ним относятся: ведениедепозитных счетов, безналичные переводы средств, прием сбережений, выдачаразнообразных ссуд, купля-продажа ценных бумаг, операции по доверенности,хранение ценностей в сейфах и др. (таб. 2)[8]
Таб. 2. Операции проводимые банками РТ
/>
Коммерческийбанк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций,учреждений, населения и других банков в форме вкладов (депозитов) и открытия имсоответствующих счетов. Вклады до востребования в своей основе не стабильны,что ограничивает сферу их использования коммерческими банками. По этой причиневладельцам счетов выплачивается низкий процент или вообще не выплачивается.
Подепозитам до востребования банки обязаны хранить минимальный резерв вНациональном Банке Таджикистан.
Всовременных условиях коммерческие банки для оперативного привлечения денежныхсредств используют возможности межбанковского рынка ресурсов, на которомпроисходит продажа денежных средств, мобилизованных другими кредитнымиучреждениями. Межбанковский механизм является основным источником заёмныхкредитных для поддержания платёжеспособности баланса и обеспечениябесперебойности выполнения обязательств. Он предоставляется, как правило, врамках корреспондентских отношений. Механизм межбанковских корреспондентскихотношений предусматривает открытие корреспондентских счетов одними банками вдругих для осуществления платёжных и расчётных операций по поручению другдруга.
Привлечениемежбанковского кредита осуществляется либо самостоятельно банком путём прямыхпереговоров, либо через финансовых посредников. Если банки сами договариваютсяо межбанковском кредите, то их отношения оформляются специальными договорами,основная масса которых заключается на срок. В условиях инфляционных процессовсамые распространённые сроки межбанковского кредита – 3–4 месяца.
Такжекоммерческие банки могут получить кредит от Национального Банка Таджикистана впорядке рефинансирования и на конкурсной основе.
Средиактивных операций коммерческих банков выделяют: ссудные (включая факторинговыеи лизинговые сделки), инвестиции в ценные бумаги, кассовые и прочие.
Ссудныеоперации составляют основу активной деятельности банка в размещении егоресурсной базы. Они приносят банкам значительную часть их доходов.
Коммерческиебанки предоставляют своим клиентам разнообразные ссуды, которые можноклассифицировать по различным признакам: по типам заемщиков – ссуды предприятиям,государственным органам власти, населению, банкам; по срокам использования – возможныссуды краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные(свыше 5 лет); в зависимости от сферы функционирования – ссуды в сферупроизводства и в сферу обращения; по отраслевой принадлежности заемщиков –выделяют ссуды в промышленность, сельское хозяйство, торговлю, транспорт; похарактеру обеспечения – ссуды залоговые, гарантированные и необеспеченныебланковые (основанные на доверии к заемщику); по методам погашения различаютссуды погашаемые одновременно и частями.
В своевремя коммерческие банки, ввиду жесткой денежно-кредитной политикиНационального Банка, столкнулись с ещё одной проблемой: недостатком финансовыхсредств. Привлечение депозитов населения традиционно концентрировалось вСбербанке, поэтому большинство новых банков в поиске средств для ссудных иторговых операций полагались на межбанковский рынок. Несмотря на возможностьполучения значительной маржи в период высоких процентных ставок, только оченьнемногие банки развивали национальную сеть филиалов для приёма вкладовнаселения. Эта зависимость от межбанковского рынка также являлась источникомнестабильности. В том смысле, если банки и другие, конкурирующие с нимифинансовые компании, решали уменьшить свою подверженность рискам, то этоприводило к массовому изъятию вкладчиками своих депозитов.
В поисках оптимального числа коммерческихбанков на данном этапе (на дворе – начало 21 века) следует признать, чтоколичество банков – не единственная и не самая важная переменная, которуюследует принимать во внимание. Плотность сети банковских филиалов(рассчитываемая по числу жителей на один филиал) столь же (или даже более)важна, как и число банков. Более 13 коммерческих банков является одновременно инизким показателем для Таджикистана, если учитывать размеры и численность населениястраны, и достаточно высоким показателем, если сравнивать с положением вбанковском секторе в начале перестройки.
ВТаджикистане конкуренция существует не столько между прямым и косвеннымфинансированием, сколько между официальным и подпольным финансированием. Опытбольшинства промышленно-развитых стран показывает, что рынки капитала не могутпроцветать при слабой банковской системе.
Проблемаинноваций в Таджикистане заключается не в придумывании совершенно новых, нигдев мире не применявшихся операций, а в освоении и адаптации к местным условиямуже хорошо известных в практике зарубежных банков операций.
Насовременном этапе в сфере деятельности коммерческих банков наблюдаетсятенденция к универсализации, что объясняется влиянием конкуренции. Для повышенияэффективности банковской деятельности банковское законодательство экономическиразвитых стран стимулирует конкуренцию, создавая равные условия длядеятельности различных кредитных учреждений. В рамках данной тенденции (припараллельном сохранении и развитии специализации) изменяется концепциявзаимоотношений банков с клиентами, создаются принципиально новые направленияразвития банковского дела. Это выражается не только в увеличении числапредлагаемых клиентам услуг, но и в качественном изменении структуры операций,снижении удельного веса ссудо-сберегательных операций и увеличении объёмовопераций с ценными бумагами.
Конкуренцияпобуждает банки ускоренно развивать нетрадиционные виды финансовых услуг,которые дополняют их базовые операции. Речь идёт об участии банков (прямо иличерез специализированные филиалы) в операциях финансового лизинга, кредитованияпод залог недвижимости, покупке дебиторской задолженности (факторинг),гарантийных операциях и т.д. Это позволяет многим банкам» ослабить давлениеконкуренции и в определённой степени возместить потерю традиционных рынков исокращение процентной маржи.
Такимобразом, банк – это фирма, предоставляющая финансовые услуги, осуществляющаяпрофессиональное управление денежными ресурсами общества, а также выполняющаядругие многочисленные функции в экономике. Успех банка зависит от того,насколько предоставляемые им финансовые услуги отвечают общественному спросу,насколько они качественны и конкурентоспособны в ценовом отношении.[9]
Длятаджикских банков инновации становятся не только критерием конкуренции, но иусловием выживания на рынке. Поэтому большое значение приобретает ихспособность энергично приступить к реализации инновационного проекта и эффективноуправлять им.
Сфераинноваций в области банковских технологий для таджикских банков чрезвычайнообширна. В её рамках на сегодня наиболее актуальны следующие направления:программное и компьютерное обеспечение, телекоммуникации, решение проблемы удалённогодоступа, информационная безопасность, универсализация услуг, выполнение банкаминовых функций, обусловленных скоростью (временем) выполнения расчетно-платежныхопераций. Для крупного банка компьютеризация отделов, внедрение специальнойбанковской техники, подключение к международным коммуникационным системам,осуществляемые в комплексе и сопровождаемые организационной перестройкой, –необходимое условие работы банков на внутреннем и международномкредитно-валютном рынке.
Заключение
Длядальнейшего совершенствования функционирования кредитно-банковской системыРеспублики Таджикистан можно предложить следующие меры:
1. Необходимо внедрить в широкую практику использование современныхметодик оценки кредитных рисков для предотвращения возможного не возвратассуды;
2. Усовершенствовать систему проведения кредитных аукционов ипруденциальную базу залогового обеспечения;
3. Сейчас Национальный банк применяет и прямые и косвенные методыденежно-кредитного регулирования. Однако уже назрела необходимость расширениякосвенных методов регулирования и интенсивного развития финансовых рынков.Переход в большей мере к косвенным методам в дальнейшем будет эффективен пристабилизации денежного мультипликатора.
4. Развивать и внедрять новые формы кредитования, такие как ипотечноекредитование населения, ломбардное кредитование коммерческих банков дляподдержания их ликвидности. Ввести в практику совершение депозитных операцийНационального банка, а также операций РЕПО;
5. Желательно расширение участия государства в капиталах отдельныхбанков для расширения их работы с реальным сектором и направления кредитныхресурсов в жизненно важные отрасли экономики;
6. Для повышения доверия к Национальной валюте, увеличения предельнойсклонности к сбережениям и, таким образом, увеличение суммы привлечённыхсредств банков нужно разработать систему государственного гарантированиявкладов или, другими словами, систему страхования депозитов;
7. Государство должно всячески способствовать развитиюнегосударственных пенсионных фондов и страховых компаний, так как они такжеиграют большую роль в аккумуляции временно свободных денежных ресурсов и ихперераспределении;
8. Национальный банк должен вести политику предупреждения банкротствбанков, ибо банкротство банка имеет последствием «эффект домино» и болеевыгодно его предотвратить, чем эти последствия в дальнейшем «залечивать»;
9. Влияние национального банка должно возрастать с расширением егоопераций на открытом рынке, с использованием как государственных, так икорпоративных ценных бумаг. Причем объемы операций будут служить целямобеспечения наилучших соотношений и размеров денежных агрегатов;
Предложенныемеры могут в определенной степени способствовать денежной и кредитной политикигосударства, благоприятствовать макроэкономической стабилизации и выходуэкономики страны из кризиса.
Списокиспользованной литературы
1. Банковское дело: Учеб. /Под. ред. В.И. Колесникова. – М.,2000.-464 с.
2. Банковское дело: Учеб. /Под. ред. В.И. Колесникова. – М.,1995.-480 с.
3. Банковское дело: Учеб. / Под. ред. Г.Г. Коробовой. –М., 2004.-751 с.
4. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело.– М.: Питер, 2003.-380 с.
5. Гавасиев А.М. Банковское дело: Учеб. – М., 2006.-528 с.
6. Госунян Г.А. Государственное управление в области финансов икредита в России: Учеб. пособ. – М., 1997.-304 с.
7. Закон Республики Таджикистан «О банках и банковской деятельности»,23.05.98, №648
8. Курс экономики: Учеб. /Под. ред. Б.А. Райзберга. – М., 2000.-716 с.
9. Реформа в банковской системе Таджикистана. Выступление ЗаместителяПредседателя Национального банка Таджикистана Эшова Д. на конференции«Реформирование банковских систем государств СНГи Балтии», ВестникНационального банка Таджикистана №7–8, 2002.-48 с.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>10. Положение №83 «О кредитных обществах» от 26.01.99.
11. Шеремет А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке. –М.: Финансист, 2000. – 276 с.
12. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М.: Юнити,2000. – 480 с.
13. // Экономика Таджикистана: Стратегия развития. – Душанбе,2005, №2,-146 с.
14. // Экономика Таджикистана: Стратегия развития. – Душанбе,2007, №2,-173 с.
15. // Экономика Таджикистана: Стратегия развития. – Душанбе,2008, №1,-183 с.
16. Ахбори Бонки миллии Точикистон: Вестник Национального банкаТаджикистана. – Душанбе, – 2007, №2 (76);
17. Ахбори Бонки миллии Точикистон: Вестник Национального банка Таджикистана.– Душанбе, – 2007, №9–10 (83–84);
18. Ахбори Бонки миллии Точикистон: Вестник Национального банкаТаджикистана. – Душанбе, – 2008, №2 (86)