Содержание
Введение
1. Нормативно-правовое регулирование использованиясредств Фонда обязательного медицинского страхования РФ
1.1 Фонд обязательного медицинского страхования –цели, задачи, функции, структура
1.2 Законодательное регулирование использованиясредств ФОМС
2. Современное состояние использования средств ФОМС
2.1 Анализ деятельности ФОМС
2.2 Структура расходов ФОМС
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В стране в настоящее время действует Федеральная целевая программа «Здоровье»,призванная осуществлять поддержку здоровья населения, однако до настоящеговремени недостаточно разработаны вопросы мониторирования здоровья населения, неотработана методология непрерывного анализа, оценки и прогнозирования каксостояния здоровья, так и социально-гигиенических факторов, влияющих на уровеньи структуру заболеваемости, смертности, травматизма, потери трудоспособности иинвалидности населения. В этой связи для принятия конкретных управленческихрешений необходимо, применительно к конкретному региону, периодически проводитьуглубленный анализ состояния здоровья населения на основе единыхметодологических приемов с использованием компьютерных технологий, которыепозволят, учитывая дефицит бюджетного финансирования, своевременнокорректировать как объем необходимых лечебно-профилактических мероприятий, таки структурные изменения в системе здравоохранения региона. Необходимкомплексный подход и системный анализ деятельности учреждений здравоохранениясоответствующего региона с учетом состояния сети лечебно-профилактическихучреждений, их структуры, материально-технического оснащения, темпов развития,потребности населения в соответствующих видах медицинской помощи и ееудовлетворения, организационно-правового, информационного, штатного,финансового и других видов ресурсного обеспечения.
С точки зрения системного подхода и системного анализаздравоохранение региона, как народно-хозяйственный комплекс, относят к большиммедицинским системам.
Проблемы управления большими медицинскими системами имеют целый рядособенностей на уровне промышленно развитого региона, которые необходимоучитывать при разработке новых теоретических и прикладных аспектов. В первуюочередь к ним относятся: тесная взаимосвязь медико-демографических иэкологических характеристик с социально-экономическими показателями; зависимостьсостояния здоровья населения и деятельности лечебно-профилактических учрежденийот устойчивости финансирования системы здравоохранения; влияние обеспеченностиресурсами системы здравоохранения на объем и качество предоставляемоймедицинской помощи и другие. Эти особенности необходимо учитывать приразработке эффективного механизма управления на всех уровнях региональнойсистемы здравоохранения, их концептуального и методологического обоснования сориентацией на анализ динамики состояния здоровья населения и ресурсногообеспечения этой социальной сферы.
Проблемы медицинского обеспечения широко обсуждаются в научнойлитературе, тем не менее большинство публикаций только обозначает всем ужеизвестные проблемы, не предлагая действенных путей их решения.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена нетолько важностью и востребованностью медицинского страхования в современнойРоссии, но и необходимостью поиска выхода из сложившейся ситуации, когда встране недостаточно средств для осуществления необходимого медицинскогообеспечения граждан, правовые основы обязательного медицинского страхованияявляются остро дискуссионными и существует еще масса других проблем.
Целью настоящей курсовой работы является анализ основных направленийрасходования средств Фонда обязательного медицинского страхования. Длядостижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. рассмотрено законодательное регулирование использования средств Фондаобязательного медицинского страхования;
2. проанализирована структура расходов ФОМС.
Таким образом, объектом исследования в курсовой работе является Фондобязательного медицинского страхования; предметом – его формирование ииспользование.
1. Нормативно-правовое регулирование использования средств фонда обязательногомедицинского страхования РФ
1.1 Фондобязательного медицинского страхования – цели, задачи, функции, структура
В июне 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «Омедицинском страховании граждан РСФСР». Он явился исходным пунктомпоэтапного перехода к системе обязательного медицинского страхования,призванной укрепить финансовую базу здравоохранения, повысить рольэкономических регуляторов деятельности медицинских учреждений.
Медицинское страхование — форма социальной защиты интересовнаселения в охране здоровья, имеющая своей целью гарантировать гражданам привозникновении страхового случая получение медицинской помощи за счетнакопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (Закон РФ от 28июня 1991 г. N 1499-I «О медицинском страховании граждан в РоссийскойФедерации»). При платной медицине данный вид страхования являетсяинструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатноймедицине — это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.
Страховые платежи по ОМС уплачиваются за всех граждан, новостребование финансовых ресурсов осуществляется лишь по обращению замедицинской помощью (принцип «здоровый платит за больного»).Номенклатура и объем предоставляемых услуг не зависит от абсолютного размераплатежа по ОМС. Граждане с различным уровнем дохода и соответственно сразличным объемом начислений на заработную плату имеют одинаковые права наполучение медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинскогострахования (принцип «богатый платит за бедного»).
Участниками ОМС являются:
1) страхователи (для неработающего населения – государство в лицеместных органов исполнительной власти, для работающего населения – предприятия,учреждения и организации независимо от форм собственности ихозяйственно-правового статуса);
2) застрахованные – все граждане РФ, а также граждане иностранныхгосударств, постоянно проживающие на территории России;
3) территориальные и федеральные фонды ОМС (специализированныенекоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственнуюполитику в области ОМС);
4) страховые медицинские организации, имеющие лицензию на праводеятельности по ОМС;
5) медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказаниямедицинской помощи, входящей в программы ОМС.
Источниками средств ОМС являются:
1) части единого социального налога по ставкам, установленнымзаконодательством Российской Федерации;
2) части единого налога на вмененный доход для определенных видовдеятельности в установленном законодательством размере;
3) иные поступления, предусмотренные законодательством РоссийскойФедерации.
Финансовые средства территориальных фондов обязательногомедицинского страхования (далее – территориальные фонды) образуются за счет:
1) части единого социального налога по ставкам, установленнымзаконодательством Российской Федерации;
2) части единого налога на вмененный доход для определенных видовдеятельности в установленном законодательством размере;
3) страховых взносов на обязательное медицинское страхованиенеработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектовРФ, местного самоуправления с учетом территориальных программ обязательногомедицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующихбюджетах на здравоохранение;
4) иных поступлений, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации.
Уплата единого социального налога в частях, зачисляемых в фонд итерриториальные фонды, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5августа 2000 г. №117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации. Частьвторая».
Порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинскоестрахование неработающего населения в территориальные фонды предусмотренПоложением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальныефонды обязательного страхования, утвержденным Постановлением Верховного СоветаРФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1 «О порядке финансирования обязательногомедицинского страхования граждан на 1993 год», другими нормативнымиправовыми актами, нормативно-методическими документами, утверждаемыми вустановленном порядке.
Платежи за работающее и неработающее население перечисляются вспециализированные финансово-кредитные учреждения – Федеральный итерриториальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти учреждениясозданы на основе Постановления Верховного Совета РФ №4543-1, в рамках которогобыло утверждено Положение о Федеральном фонде обязательного медицинскогострахования (ФФОМС) и Положение о территориальном фонде обязательногомедицинского страхования (ТФОМС).
Фонды обязательного медицинского страхования – это самостоятельныегосударственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, осуществляющиевыполнение Закона о медицинском страховании и реализующие государственную политикув области обязательного медицинского страхования граждан.
ФФОМС обеспечивает реализацию Закона РФ «О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации», права граждан в системеобязательного медицинского страхования, достижение социальной справедливости иравенства граждан в системе ОМС, участвует в разработке и осуществлениигосударственной финансовой политики в области ОМС и комплекса мероприятий пообеспечению финансовой устойчивости системы ОМС и созданию условий длявыравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам навсей территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 29 июля1998 г. №857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательногомедицинского страхования»).
Основными задачами Федерального фонда являются:
1) финансовое обеспечение установленных законодательством РоссийскойФедерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательногомедицинского страхования в целях, предусмотренных Законом о медицинскомстраховании;
2) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательногомедицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качествамедицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РоссийскойФедерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
3) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда дляобеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинскогострахования.
Основными функциями ФФОМС являются:
1) осуществление выравнивания финансовых условий деятельноститерриториальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовойпрограммы обязательного медицинского страхования;
2) разработка и в установленном порядке внесение предложения оразмере взносов на обязательное медицинское страхование;
3) осуществление в соответствии с установленным порядкомаккумулирования финансовых средств Федерального фонда;
4) выделение в установленном порядке средств территориальным фондамобязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной ивозвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательногомедицинского страхования;
5) осуществление совместно с территориальными фондами обязательногомедицинского страхования и органами Федеральной налоговой службы контроля за своевременными полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательногомедицинского страхования;
6) осуществление совместно с территориальными фондами обязательногомедицинского страхования контроля за рациональным использованием финансовыхсредств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путемпроведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
7) осуществление в пределах своей компетенцииорганизационно-методической деятельности по обеспечению функционирования системыобязательного медицинского страхования;
8) внесение в установленном порядке предложения по совершенствованиюзаконодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательногомедицинского страхования;
9) участие в разработке базовой программы обязательного медицинскогострахования граждан;
10) осуществление сбора и анализа информации в том числе офинансовых средствах системы обязательного медицинского страхования ипредставление соответствующих материалов в Правительство РФ;
11) организация в порядке, установленном Правительством РФ,подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
12) изучение и обобщение практики применения нормативных правовыхактов по вопросам обязательного медицинского страхования;
13) обеспечивание в порядке, установленном Правительством РФ,организации научно-исследовательских работ в области обязательного медицинскогострахования;
14) участие в порядке, установленном Правительством РФ, вмеждународном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинскогострахования;
15) ежегодно в установленном порядке представление в ПравительствоРФ проектов федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда насоответствующий год и о его исполнении.
Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственнойсобственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию неподлежат. Порядок расходования средств при проведении ОМС, принципы финансовоговзаимодействия органов исполнительной власти, Федерального и территориальныхфондов ОМС, других субъектов медицинского страхования определены ПостановлениемВерховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинскогострахования граждан на 1993 год» и «Временным порядком финансовоговзаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинскогострахования граждан» (утв. Федеральным фондом ОМС 5 апреля 2001 г.№1518/21-1). В соответствии с ними из поступивших на основные счетатерриториального фонда средств части единого социального налога, части единогоналога на вмененный доход, подлежащих зачислению в территориальный фонд,страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающегонаселения, а также иных поступлений, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации, территориальный фонд осуществляет:
1) финансирование страховых медицинских организаций подифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи врамках территориальной программы ОМС;
2) оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованнымтерриториальным фондом (в случае осуществления обязательного медицинскогострахования территориальным фондом);
3) финансирование мероприятий по здравоохранению в рамкахрегиональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке, длямедицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС;
4) формирование нормированного страхового запаса, предназначенногодля обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинскогострахования на территории субъекта РФ;
5) формирование средств, предназначенных на обеспечение имуправленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директоромпо согласованию с правлением территориального фонда в процентах к размеру всехпоступивших средств без учета остатка финансовых средств на начало года.
Документом, удостоверяющим право застрахованного на получениемедицинских услуг, включенных в территориальную программу обязательногомедицинского страхования, является страховой полис единой формы для всейтерритории региона. При необходимости по согласованию с медицинским учреждениемстраховщик вправе использовать иные формы направительных документов дляоказания медицинской помощи.
1.2Законодательное регулирование использования средств ФОМС
В ст. 147 Бюджетного кодекса РФ установлено рамочное положение,согласно которому расходование средств государственных внебюджетных фондовосуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, еесубъектов, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетамиуказанных фондов, утвержденными федеральными законами и законами субъектов РФ.
Более детально цели и порядок расходования средств государственныхвнебюджетных фондов прописаны в ст. 19 Федерального закона от 16 июля 1999 г.№165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Средства государственных внебюджетных фондов имеют целевоеназначение и могут направляться на:
— выплату в соответствии с законодательством РФ и международнымидоговорами РФ пенсий и социальных пособий, а также финансированиездравоохранения;
— доставку пенсий и социальных пособий;
— финансовое и материально-техническое обеспечение текущейдеятельности государственных внебюджетных фондов (включая содержание егоцентральных и территориальных органов);
— иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательномсоциальном страховании.
Расходы, не предусмотренные бюджетами государственных внебюджетныхфондов на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений вуказанные бюджеты в установленном федеральным законом порядке.
Порядок использования временных свободных средств государственныхвнебюджетных фондов определяется федеральным законом.
Нецелевое расходование денежных средств государственных внебюджетныхфондов не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустившихуказанное нарушение, в соответствии с законодательством РФ.
Статья 149 БК РФ предполагает, что заключительная стадия бюджетногопроцесса включает в себя три этапа:
— составление органом управления государственного внебюджетногофонда отчета об исполнении его бюджета;
— представление Правительством РФ такого отчета на рассмотрениеФедерального Собрания РФ;
— рассмотрение и утверждение такого отчета Федеральным Собранием РФ.
Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фондарассматривается и утверждается Федеральным Собранием в форме федеральногозакона.
Отчет об исполнении бюджета территориального государственноговнебюджетного фонда составляется органом управления данного фонда ипредставляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение иутверждение законодательному органу субъекта Российской Федерации в формезакона субъекта РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерацииот 19.02.2007 №102 Фонд направляет в бюджеты территориальных фондов:
а) субсидии на выполнение территориальных программ обязательногомедицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинскогострахования (далее – субсидии);
б) средства федерального бюджета на оказание отдельным категориямграждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственнымисредствами в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования(далее – средства федерального бюджета на лекарственное обеспечение).
Субсидии направляются в бюджеты территориальных фондов ежемесячно
Средства федерального бюджета на лекарственное обеспечениенаправляются Фондом в бюджеты территориальных фондов ежемесячно при.ихпоступлении из федерального бюджета в размере одной двенадцатой годового объемасредств, предусмотренных на указанные цели в приложении 4 к Федеральному закону«О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на2007 год».
В случае недостаточности средств федерального бюджета налекарственное обеспечение Фонд по итогам расходования средств за отчетныйквартал вправе направить на указанные цели субсидии, а также другие средства всоответствии со статьей 13 Федерального закона «О бюджете Федеральногофонда обязательного медицинского страхования на 2007 год».
Для решения вопроса о направлении субсидии на оказание отдельнымкатегориям граждан государственной социальной помощи по обеспечениюлекарственными средствами в Фонд представляется заявка по утвержденной форме.
К заявке прилагается отчет территориального фонда об использованиисредств федерального бюджета на лекарственное обеспечение за отчетный период,предоставляемый по форме и в порядке, которые устанавливаются Фондом.
Территориальный фонд ведет раздельный учет средств, представляемых вкачестве субсидии, и средств федерального бюджета на лекарственное обеспечениеи ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным,представляет в Фонд отчет по форме, устанавливаемой Фондом по согласованию сМинистерством финансов Российской Федерации.
Решение о направлении субсидии на оказание отдельным категориямграждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственнымисредствами принимается Фондом на основании предусмотренной пунктом 6 настоящихПравил заявки не позднее 10 рабочих дней с даты ее поступления.
Направление субсидии в бюджет территориального фонда осуществляетсяФондом в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
В случае необоснованного превышения потребности в средствахфедерального бюджета на лекарственное обеспечение Фонд вправе принять решениеоб отказе в направлении субсидии в бюджет территориального фонда ипроинформировать об этом территориальный фонд в течение 5 рабочих дней с датыпринятия соответствующего решения.
Фонд перечисляет в бюджеты территориальных фондов платежнымипоручениями средства, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящих Правил, наотдельные счета территориальных фондов, открытые в установленном порядке вучреждениях Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете поучету средств территориальных фондов.
Контроль за целевым использованием средств на выполнениетерриториальных программ обязательного медицинского страхования в рамкахбазовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется всоответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Современное состояние использования средств ФОМС
2.1 Анализдеятельности ФОМС
Деятельность правления ФОМС в 2007 году осуществляласьв соответствии с Положением о правлении Федерального фонда обязательногомедицинского страхования и была направлена на выполнение задач и функций,отнесенных к компетенции правления Уставом ФОМС по координации исовершенствованию работы Федерального фонда обязательного медицинскогострахования в целях обеспечения проведения государственной политики по развитиюсистемы обязательного медицинского страхования и решению следующих приоритетныхзадач:
• совершенствование правового регулированиядеятельности системы обязательного медицинского страхования и участие вподготовке нормативной базы;
• финансовое обеспечение конституционных прав гражданРоссийской Федерации на медицинскую помощь за счет средств обязательногомедицинского страхования в условиях единого социального налога;
• обеспечение финансовой устойчивости системы обязательногомедицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качествамедицинской помощи в рамках базовой программы ОМС на территории РоссийскойФедерации;
• аккумулирование финансовых средств Федеральногофонда обязательного медицинского страхования для обеспечения финансовойстабильности системы обязательного медицинского страхования;
• усиление контроля за использованием средств ОМС.
Принимая во внимание, что действующая системаобязательного медицинского страхования в переходный период оправдала себя какформа социальной защиты граждан Российской Федерации в охране их здоровья,правление ФОМС уделяло особое внимание сохранению достигнутой финансовойустойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Во исполнение Федерального Закона «О бюджетеФедерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год»правлением ФОМС рассмотрено и утверждено «Положение о порядке направлениятерриториальным фондам обязательного медицинского страхования субсидий наобязательное медицинское страхование неработающего населения (детей),перечисляемых из федерального бюджета» и «Положение о порядкенаправления субсидий на обязательное медицинское страхование неработающегонаселения (детей) из средств Федерального фонда обязательного медицинскогострахования». Правлением ФОМС также был рассмотрен проект Положения опорядке направления средств нормированного страхового запаса Федерального фондаобязательного медицинского страхования на выравнивание финансовой деятельноститерриториальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированиютерриториальных программ обязательного медицинского страхования и приняторешение о его доработке с учетом замечаний и предложений председателя и членовправления ФОМС.
На каждом заседании правления ФОМС рассматриваласьинформация о субвенциях, выделенных ФОМС территориальным фондам ОМС за истекшийпериод и период между заседаниями правления ФОМС.
В целях осуществления контроля за деятельностьюФедерального фонда обязательного медицинского страхования правлением ФОМСежегодно назначается аудиторская проверка с представлением результатов,комплекса мер по устранению выявленных недостатков и обеспечением контроля заих устранением.
Ревизионной комиссией ФОМС осуществляется контроль заисполнением решений правления по вопросам финансово-кредитной деятельности ФОМСи использованием средств на содержание ФОМС.
Правлением ФОМС рассмотрены организационные вопросыдеятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования иправления ФОМС. В связи с изменениями в деятельности ФОМС рассматривался вопроспо согласованию изменений в структуре и штатном расписании ФОМС, утвержденыпланы работы правления и ревизионной комиссии Федерального фонда ОМС на 2007год и другие.
В целях выполнения основных задач, возложенных наФедеральный фонд обязательного медицинского страхования Уставом,нормативно-правовая работа ФОМС проводилась по следующим направлениям:
• осуществление подготовки нормативных правовых актов,разработанных ФОМС, к государственной регистрации, проводимой Минюстом России;
• изучение и обобщение арбитражной практики по делам сучастием Федерального и территориальных фондов ОМС;
В соответствии с Уставом ФОМС основными функциямиФедерального фонда ОМС являются аккумулирование финансовых средств дляобеспечения финансовой устойчивости системы ОМС и выравнивание финансовыхусловий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программыобязательного медицинского страхования. В 2007 году Федеральный фонд ОМСосуществлял свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом «Обюджете Федерального фонда ОМС на 2007 год» (далее — Федеральный Закон).
Бюджет Федерального фонда ОМС за 2007 год исполнен подоходам в сумме 6812,8 млн. руб., по расходам в сумме 6761,4 млн. руб., спревышением доходов над расходами в сумме 51,4 млн. руб.
Доходы Федерального фонда обязательного медицинскогострахования в 2007 году составили 6812,8 млн. руб. и увеличились по сравнению саналогичным показателем, предусмотренным бюджетом ФОМС, на 406,6 млн. руб. (или106,3% к плану).
Удельный вес налоговых поступлений в общей суммедоходов составил — 99,6%, (6784,3 млн руб.), из них: единый социальный налог,уплачиваемый предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующимисубъектами — 93,8% (6390,8 млн руб.), единый налог, взимаемый в связи сприменением упрощенной системы налогообложения — 2,5% (169,3 млн руб.), единыйналог на вмененный доход для отдельных видов деятельности — 2,1% (142,1 млнруб.), единый сельскохозяйственный налог — 0,02% (1,1 млн руб.) и недоимка,пени и штрафы по взносам — 1,2% (81,0 млн руб.).
Расходование средств ФОМС осуществлялось всоответствии с целями, установленными Федеральным Законом.
Расходы ФОМС за 2007 год составили 6761,4 млн руб.,или 105,8%, против предусмотренных бюджетом 6391,2 млн руб. и имели строгоцелевое назначение.
Средства, поступившие в 2007 году в бюджет ФОМС сверхсумм, установленных Федеральным Законом, в соответствии со статьей 7Федерального Закона и решением правления ФОМС, были направлены на выравниваниефинансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС.
Согласно Уставу ФОМС одной из основных функцийФедерального фонда обязательного медицинского страхования является выравниваниефинансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовойпрограммы обязательного медицинского страхования.
В структуре расходов ФОМС расходы на выравниваниефинансовых условий деятельности территориальных фондов обязательногомедицинского страхования составили 5972,2 млн руб., или 88,3% расходов ФОМС, втом числе:
— 5570,1 млн руб., или 93,3% от общей суммы расходовна выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондовнаправлены 82 территориальным фондам обязательного медицинского страхования наобеспечение стабильности оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам попрограммам обязательного медицинского страхования. На 1 января 2008 годаструктура системы обязательного медицинского страхования была представлена 91территориальным фондом ОМС, 832 их филиалами, из которых 378 филиалов выполнялифункции страховщиков, 276 страховыми медицинскими организациями и 90 ихфилиалами (всего 366, включая филиалы СМО) (таблица 2.1). В системеобязательного медицинского страхования работали также 8457 самостоятельныхлечебно-профилактических учреждений и 19760 учреждений, входящих в составдругих ЛПУ.
Таблица 2.1 Структурасистемы обязательного медицинского страхования на 1 января 2008 годаСубъект Российской Федерации ТФОМС Филиалы ТФОМС СМО Филиалы СМО Всего из них: выполняющие функции страховщиков Российская Федерация 91 832 378 276 90 Центральный ФО 18 181 13 56 17 Северо-Западный ФО 11 63 23 45 13 Южный ФО 13 166 95 31 14 Приволжский ФО 16 144 116 40 21 Уральский ФО 6 99 49 38 7 Сибирский ФО 16 151 71 45 13 Дальневосточный ФО 10 28 11 21 5 Байконур 1 - - - -
Филиалы территориальных фондов ОМС функционировали натерриториях 58 субъектов Российской Федерации. Филиалы ТФОМС с функциямистраховщиков осуществляли работу на территориях 31 субъекта РоссийскойФедерации. Страховые медицинские организации и их филиалы работали в 70субъектах Российской Федерации (таблица 2.2).
Таблица 2.2 Динамикачисла субъектов Российской Федерации, в которых функционировали учреждения иорганизации ОМС, 2001-2007 гг.
Учреждения и организации системы ОМС/> Число субъектов РФ 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Филиалы ТФОМС – всего 67 69 71 63 63 62 58
из них:
филиалы, выполняющие функции страховщиков 32 35 39 37 36 35 31 СМО (филиалы СМО) 63 61 61 62 60 64 70
В зависимости от административно-территориальногоустройства, демографических и экономических условий в субъектах РоссийскойФедерации сложилось четыре типа организационных схем системы ОМС РФ.
I тип – на территориях 23 субъектов РоссийскойФедерации функционируют все законодательно предусмотренные участники системыОМС: территориальный фонд ОМС, филиалы ТФОМС, филиалы с правами страховщиков,страховые медицинские организации (филиалы СМО).
II тип – на территориях 24 субъектов РоссийскойФедерации функционируют: территориальный фонд ОМС, филиалы ТФОМС (без правстраховщика) и страховые медицинские организации (филиалы СМО).
III тип – на территориях 23 субъектов РоссийскойФедерации функционируют: территориальный фонд ОМС, страховые медицинскиеорганизации или филиалы СМО.
IV тип – на территориях 21 субъекта РоссийскойФедерации функционируют: территориальный фонд ОМС и его структуры без участиястраховых медицинских организаций. Из них в 8 субъектах РФ действуют: ТФОМС,филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщиков; на территориях 3субъектов РФ – территориальный фонд и филиалы ТФОМС; на территориях 10субъектов РФ – только территориальный фонд ОМС.
В 2007 году территориальные Программы государственныхгарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи(далее – территориальная Программа госгарантий) были разработаны и утвержденыво всех субъектах Российской Федерации.
Численность застрахованных граждан по обязательномумедицинскому страхованию составила 138579,6 тыс. человек. Охват населенияобязательным медицинским страхованием в 2004 году в среднем по России составил96,8% (В % к постоянной численности населения (данные Госкомстата России)).
Из общего числа застрахованных по ОМС гражданРоссийской Федерации работающие (55681,6 тыс. чел.) составили 40,2%. В 7субъектах Российской Федерации в структуре застрахованных работающие гражданепревысили 50%: Чукотский АО – 69,7%, Ямало-Ненецкий АО – 59,2%, Эвенкийский АО– 51,7%, Магаданская область – 55,6% и др. В Чеченской республике, республикахДагестан и Ингушетия работающие граждане составили менее 20% в структурезастрахованных по ОМС граждан.
Из общего числа застрахованных работающих граждан 95,4%были зарегистрированы по месту проживания.
Численность застрахованного неработающего населения пообязательному медицинскому страхованию составила 82898,1 тыс. чел. (59,8% отобщего числа застрахованных по ОМС).
Из общего числа застрахованных неработающих граждан30,2% составили дети до 16 лет (25047,5 тыс. чел.) и 36,8% – пенсионеры(30483,8 тыс. чел.).
Страхование по обязательному медицинскому страхованиюна территории Российской Федерации осуществляется филиалами (с функциямистраховщиков) территориальных фондов ОМС и страховыми медицинскимиорганизациями.
Филиалами территориальных фондов ОМС по обязательномумедицинскому страхованию было застраховано 29597,6 тыс. человек, что составило21,4% от общей численности застрахованного по ОМС населения. Страховымимедицинскими организациями – 108982,1 тыс. человек или 78,6%.
На территориях 21 субъекта РФ население былозастраховано исключительно (т.е. 100%) филиалами ТФОМС, на территориях 47субъектов Российской Федерации – исключительно страховыми медицинскимиорганизациями и их филиалами, в остальных субъектах РФ страхование населениябыло осуществлено как ТФОМС, так и СМО (таблица 2.3).
Из общего числа граждан, застрахованныхтерриториальными фондами ОМС (филиалами), 34,8% составили работающие и65,2% – неработающие граждане.
Таблица 2.3 Распределениесубъектов Российской Федерации по организациям-страховщикам, 2001-2007 гг.Организации-страховщики Число субъектов Российской Федерации
/> 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 ТФОМС — 100% * 27 30 30 31 29 27 21 СМО — 100% * 38 35 35 38 41 40 47 ТФОМС-СМО 23 24 25 22 21 24 23
*удельный вес лиц, застрахованных организацией-страховщиком(в % к общей численности застрахованных по ОМС)
В соответствии с Законом Российской Федерации «Омедицинском страховании граждан в Российской Федерации» страхованиенаселения в 2007 году осуществляли 276 страховых медицинских организаций и 90 филиаловСМО, имеющих государственную лицензию на проведение обязательного медицинскогострахования. Страховые медицинские организации имелись в 70 субъектахРоссийской Федерации (в 2006 году в 64 субъектах РФ).
На 1 января 2008 года число самостоятельных лечебно-профилактическихучреждений, работающих по типовым договорам на предоставление ЛПУ медицинскойпомощи, составило 8457, из них 8416 медицинских учреждения имели лицензии наосуществление определенных видов деятельности и услуг по программе ОМС. Крометого, по типовым договорам работали 19760 учреждений, входящих в состав другихучреждений.
Из общего числа самостоятельных медицинских учрежденийнасчитывалось 5321 стационаров, 2157 амбулаторно-поликлинических учреждений,838 стоматологических и 141 других учреждений здравоохранения. Основныепоказатели их деятельности представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 Основныепоказатели деятельности самостоятельных лечебно-профилактических учреждений в2007 годуПоказатели деятельности СТАЦИОНАРЫ Число среднегодовых коек – всего из них койки по ОМС койки дневного пребывания 1307462 1141663 (87,3%) 86266 (6,6%) Число выбывших больных – всего (тыс. чел.) из них по ОМС 32693,6 28801,4 (88,1%)
Проведено больными койко-дней – всего (тыс.) из них по ОМС
на койках дневного пребывания 402155,8 341937,4 (85,0%) 23685,5 (5,9%) АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
/> Число посещений врачей — всего (тыс.) 1050046,8 из них по ОМС 814089,8 (77,5%) Среднее число посещений врачей на 1-го жителя — всего 7,9 из них по ОМС 6,2 Число посещений врачами больных на дому — всего (тыс.) 87663,0 из них по ОМС 78502,6 (89,5%) СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
/> Число посещений врачей — всего (тыс.) 149429,3 из них по ОМС 125578,9 (84,0%)
Число медицинских учреждений, имеющих стационарыдневного пребывания в больнице, в целом по России составило 3622, из нихмедицинские учреждения, имеющие статус юридического лица – 2607 (71,9% отобщего числа самостоятельных стационаров). Число коек в стационарах дневногопребывания составило 86266, из них 81416 (94,3%) были профинансированы за счетсредств ОМС (таблица 7).
Число учреждений, имеющих дневные стационары,составило 3927, из них учреждения имеющие статус юридического лица – 1171(29,8% от общего числа).
Число учреждений, имеющих стационары на дому,составило 1683, из них имеющие статус юридического лица – 493 (29,3% от общегочисла).
По данным статистической отчетности ФОМС на 01.01.08число самостоятельных ведомственных медицинских учреждений, функционирующих всистеме ОМС, составило 352 (4,2% от общего числа ЛПУ, функционирующих в системеОМС), из них 275 медицинских учреждений, подведомственных Министерству путейсообщения Российской Федерации (3,25%) и 77– Федеральному Управлению «Медбиоэкстрем»(0,9%). Число самостоятельных медицинских учреждений федерального подчинения,работающих в системе ОМС – 205 (2,4%).
Таблица 2.5 Основныепоказатели деятельности стационаров дневного пребывания в больнице, дневныхстационаров при амбулаторно-поликлинических учреждениях (отделениях) истационаров на дому в 2007 годуПоказатели деятельности СТАЦИОНАРЫ дневного пребывания в больнице
/> Число коек – всего из них по ОМС 86266 81416 (94,3%) Число выбывших больных – всего (тыс. чел.) из них по ОМС 2124,6 1930,6 (90,9%) Проведено выбывшими больными койко-дней – всего (тыс.) из них по ОМС 23685,5 21425,0 (90,5%) ДНЕВНЫЕ СТАЦИОНАРЫ при амбулаторно-поликлинических учреждениях
/> Число мест – всего 79180 из них по ОМС 74380 (93,9%) Число пролеченных больных (тыс. чел.) 2685,9 из них по ОМС 2477,6 (92,2%) Число дней лечения (тыс.) 28469,1 из них по ОМС 26232,6 (92,1%) СТАЦИОНАРЫ на ДОМУ
/> Число пролеченных больных — всего 422649 из них по ОМС 399935 (94,6%) Количество дней лечения — всего (тыс.) 4465,3 из них по ОМС 4189,8 (93,8%)
Работа по защите прав граждан в системе обязательногомедицинского страхования проводится в 89 субъектах Российской Федерации и г.Байконуре. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования, ихфилиалы и страховые медицинские организации от граждан поступило 1474875обращений (что на 152624 обращения больше, чем в 2006 году). Из общегоколичества обращений граждан консультации по вопросам обязательногомедицинского страхования составили 1037376 или 70,3% (в 2006 году — 68%). Вотчетном году в территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организациипо вопросам, связанным с нарушением прав граждан, поступило 437499 обращений,среди которых обоснованными признаны 145067 или 33,2% (в 2006 году — 48,3%).Основную долю обращений составляют вопросы обеспечения страховыми медицинскимиполисами – 54,7%. Вторую по частоте группу составили обращения на недостатки влекарственном обеспечении – 10,8%, третью – на нарушение права выбора лечебногоучреждения в системе ОМС – 8,5%.
2.2 Структурарасходов ФОМС
Территориальными фондами обязательного медицинского страхования в2007 году было израсходовано средств на сумму 189,5 млрд. руб.
Основная часть средств ОМС территориальными фондами былаизрасходована на финансирование территориальной программы ОМС и составила 184,3млрд. руб. (94,4% к доходам ТФОМС) (рисунок 2.1).
/>
Рисунок 2.1 – Структура расходов средств ОМС территориальнымифондами ОМС в 2007 году (% к доходу ТФОМС)
Расходы на здравоохранение средств консолидированных бюджетовсубъектов РФ (без учета страховых взносов на ОМС неработающего населения – 64,7млрд. руб.) в 2007 году составили 242 млрд. руб. Данные расходы не включают всебя страховые взносы на ОМС неработающего населения. Для анализа расходовбюджетов субъектов РФ на здравоохранение добавим страховые взносы на ОМСнеработающих граждан, и тогда суммарно по России данные расходы составят 306,7млрд. руб.
Расходы территориальных фондов ОМС на здравоохранение(финансирование территориальной программы ОМС и отдельных мероприятий поздравоохранению) составили 188,0 млрд. руб.
Таким образом, суммарные расходы на здравоохранение территориальныхфондов и бюджетов субъектов Российской Федерации составили 430,0 млрд. руб.
Доля средств ОМС (Расходы средств ОМС: суммарные расходы ТФОМС нафинансирование территориальных программ ОМС и отдельных мероприятий поздравоохранению) в суммарных расходах на здравоохранение составила в среднем поРоссийской Федерации составила 43,7% (в 2006 году — 43,0%, в 2005 году –42,8%). В 25 субъектах Российской Федерации данный показатель превысил 50%.
В 2007 году на выполнение территориальных Программ госгарантий вцелом по России было направлено 403,7 млрд. руб., в том числе на выполнениетерриториальных программ ОМС – 252,7 млрд. руб. (из них 186,4 млрд. руб. –средства ОМС и 66,3 млрд. руб. средства бюджетов на содержание учрежденийздравоохранения, работающих в системе ОМС).
На финансирование амбулаторно-поликлинической помощи в рамкахтерриториальных программ ОМС было направлено 102,7 млрд. руб. (25,4%), настационарную помощь – 203,0 млрд. руб. (50,3%), на финансирование объемовмедицинской помощи, оказанной в дневных стационарах – 8,8 млрд. руб. (2,2%) ина скорую медицинскую помощь – 21,1 млрд. руб. (5,2%).
Фактическое подушевое обеспечение территориальных Программгосгарантий в среднем по Российской Федерации составило 2800,4 руб. в расчете 1на жителя, в том числе по территориальным программам ОМС – 1753,1 руб. врасчете на 1 жителя.
В 2007 году страховыми медицинскими организациями израсходовано101,2 млрд. руб., что составило 96,3% к доходу СМО. Остаток средств на конецотчетного периода СМО составил 3,9 млрд. руб. (3,7% к доходу СМО).
Лечебно-профилактическими учреждениями за 2007 год израсходованосредств на сумму 178,9 млрд. руб., в т.ч. в рамках территориальных программ ОМС– 174,1 млрд. руб. (97,3%), в рамках финансирования отдельных мероприятий поздравоохранению – 3,1 млрд. руб. (1,7%), прочие – 1,8 млрд. руб. (1,0%).
Структура расходов средств ОМС по основным статьям экономическойклассификации представлена на рисунке 2.2.
/>
Рисунок 2.2 — Структура расходов средств ОМС медицинскимиучреждениями в 2007 году, %
Заключение
Развитие системы здравоохранения в советское время, основывающеесяна жестком административном планировании без применения современных объективныхметодов анализа потребностей населения в медицинской помощи, привело кнаращиванию ресурсов здравоохранения. В среднем в России на 1000 жителейприходится 13,8 больничных коек, в странах Западной Европы — 9, количествоврачей также в 2 раза превышает их число в европейских странах. Другой не менееважной проблемой отечественного здравоохранения является превалирование дорогойстационарной помощи над первичной амбулаторно-поликлинической помощью. Этосоотношение в России составляет в среднем два к одному, что прямопротивоположно ситуации в Западной Европе и не соответствует рекомендациям Всемирнойорганизации здравоохранения, а длительность пребывания в стационаре более чем вдва раза превышает данный показатель развитых стран.
Введение в России системы обязательного медицинского страхования вкорне изменило экономику здравоохранения. ЛПУ фактически превратились впоставщиков, а страховые медицинские организации (СМО), представляющие интересызастрахованных граждан, — в покупателей медицинских услуг. В этих условияхограниченные доходами бюджета финансовые ресурсы должны быть сбалансированы стоимостьюи качеством медицинских услуг. Мировой и отечественный опыт свидетельствуют отом, что ЛПУ, как и любой поставщик услуг, в стремлении увеличить свой доходстараются производить как можно больше услуг и увеличивать их стоимость,поэтому проблема сдерживания затрат в данной системе была, есть и будетактуальной для всех без исключения стран. Существует несколько путей решенияэтих проблем.
Сокращение лечебной сети и приведение ее административными методамив соответствие с уже имеющимися нормативными документами. Однако, как показалапрактика, органы здравоохранения в большинстве субъектов местногосамоуправления, учитывая, прежде всего, приоритеты производителей медицинскихуслуг, а не реальные интересы и потребности населения, стремятся сохранить существующуюсеть ЛПУ. Необходимо учитывать и тот факт, что сокращение лечебной сетинеминуемо приведет к сокращению медицинского персонала, негативным социальнымпоследствиям, неприемлемым для органов местного самоуправления, что ставит подсомнение саму возможность решения данной проблемы административными методами.
Один из путей, позволяющий дать быстрый эффект — реструктуризацияздравоохранения через тарифы на медицинские услуги, которые должны бытьпросчитаны на основании существующих нормативов в организации здравоохранения,с максимально возможным стандартизированным подходом.
Реализация этого механизма хотя и может дать достаточно быстрыйрезультат, но может иметь и определенные негативные последствия. В этом случаетяжесть реструктуризации ляжет на руководителей ЛПУ, как и ответственность зареальное уменьшение, а возможно, и невыплату заработной платы сотрудникам в «незарабатывающих»подразделениях. Кроме того, необходимо провести детальный научно-обоснованныйанализ потребностей во всех имеющихся избыточных мощностях лечебной сети.
Именно такие подразделения в первую очередь должны стать объектомтщательной медико-экономической экспертизы СМО на предмет обоснованностигоспитализации и качества медицинской помощи.
Такая работа в последние несколько лет уже проводится в СМО иприносит гораздо больший экономический эффект, чем плановые проверки ЛПУ. Структурныепреобразования в системе ОМС наиболее эффективно можно осуществить черезвнедрение соответствующих систем оплаты, в которых должны быть заложены экономическиестимулы для поставщиков медицинских услуг по сдерживанию затрат в стационарах иусилению позиций амбулаторно-поликлинической помощи. К примеру, в системе ОМСРостовской области первичная амбулаторно-поликлиническая помощь оплачивается закаждую предоставленную медицинскую услугу (количество приемов, посещений надому). Как показывает мировая и наша собственная практика, это наиболеезатратный механизм, при котором трудно решить проблему сдерживания расходов иконтроля качества медицинской помощи, поскольку доходы, получаемые поставщикамимедицинских услуг, практически не зависят от их качества. В этом случаепредставляется целесообразным перевод первичного звена здравоохранения наоплату по законченному случаю в сочетании с дифференцированным подушевымфинансированием, которое по сути своей определяло бы гарантированный предельныйобъем оплаты для поставщиков медицинских услуг первичного звена медицинскойпомощи. При этом необходимо жестко увязывать оплату медицинских услуг сконечным результатом, с их качеством. Подобные индикаторы качества медицинскойпомощи уже давно разработаны и применяются в ряде стран. К примеру, соотношениепролеченных пациентов в амбулаторно-поликлинических условиях и затемпоступивших в стационар по экстренным показаниям. Эти критерии могут бытьиспользованы СМО для дополнительных материальных стимулов ЛПУ при оплате заоказанные медицинские услуги первичного звена при условии их эффективной икачественной работы, приводящей к сокращению количества поступивших в стационарпациентов.
Существенным стимулом для оказания качественной и эффективноймедицинской помощи явилось бы создание конкурентной среды для поставщиковмедицинских услуг на уровне амбулаторно-поликлинической помощи. Для этогонеобходимо де-факто предоставить застрахованным в системе ОМС гражданам правовыбора ЛПУ и врача. Наиболее емкие затраты в системе ОМС приходятся настационарную помощь. Переход на оплату медицинских услуг в стационарах взависимости от количества пролеченных больных является для производителеймедицинских услуг соответствующим экономическим стимулом, направленным наувеличение стоимости одного койко-дня, количества этих койко-дней, проведенныхбольными в стационаре, на увеличение количества пролеченных больных. Было быцелесообразно разрешить СМО оплату медицинских услуг в полном объеме приусловии пребывании больного в стационаре не менее 50% от длительности,установленной в соответствии с утвержденными стандартами лечения и нормативомкойко-дней. При этом в договоре на предоставление лечебно-профилактическойпомощи (медицинских услуг) между СМО и ЛПУ должен быть установлен предельныйгарантированный уровень страховых выплат, рассчитанный на количество больных,которых ЛПУ может пролечить исходя из нормативно установленных показателейработы койки и длительности пребывания в стационаре. Сокращение сроковпребывания пациентов в стационаре, не сопровождающееся увеличением ихколичества, позволило бы высвободить не только финансовые, но и людскиересурсы, то есть дало бы медицинскому персоналу возможность более качественновыполнять свои обязанности. Успешная реализация контроля качества невозможнабез совершенствования систем контроля качества медицинской помощи. Все случаиповторной госпитализации, развития осложнений, необоснованного применения болеедорогостоящих стандартов лечения должны быть предметом медико-экономическойэкспертизы и при наличии выявленных нарушений к ЛПУ должны применятьсясерьезные финансовые санкции. Следует отметить важность экономических стимуловдля медицинского персонала, способствующих внедрению и освоению новыхтехнологий диагностики и лечения в стационаре, приводящих к сокращениюпребывания на дорогой стационарной койке и повышению качества медицинскойпомощи. Именно эти стимулы и критерии деятельности ЛПУ могут быть использованыдля расчета специальных коэффициентов, увеличивающих фонд заработной платымедицинского персонала.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000№117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3823.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от30.12.2001 №195-ФЗ // Российская газета, №256, 31.12.2001.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, №40, ст. 3822.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 20.08.2004 №120-ФЗ «Овнесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в частирегулирования межбюджетных отношений» // Собрание законодательства РФ,23.08.2004, №34, ст. 3535.
7. Федеральный закон Российской Федерации «О бюджете ФедеральногоФонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» от 29.12.2006№243-ФЗ // Российская газета. №297, 31.12.2006.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 19.12.2006 №238-ФЗ «Офедеральном бюджете на 2007 год» // Собрание законодателства РФ,25.12.2006, №52, ст. 5504.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основахобязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ,19.07.1999, №29, ст. 3686.
10. Закон Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР.04.07.1991, №27, ст. 920.
11. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993№4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхованияграждан на 1993 год» // Российская газета, №81, 28.04.1993.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 №857 «Обутверждении Устава Федерального фонда Обязательного медицинского страхования //Собрание законодательства РФ, 10.08.1998, №32, ст. 3902.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 №102 „Опорядке направления в 2007 году Федеральным фондом обязательного медицинскогострахования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинскогострахова7ния средств на выполнение территориальных программ обязательногомедицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинскогострахования“ // Российская газета, №37, 21.02.2007 №9, ст. 1091.
14. Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств всистеме обязательного медицинского страхования граждан // Бюллетень нормативныхактов федеральных органов исполнительной власти. №27, 02.07.2001.
15. Колоколов Г.Р. Комментарий законодательства о медицинском обслуживаниинаселения. М., 2005.
16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской федерации / Отв. ред. В.М.Лебедев. Изд. 3-е, доп. и испр. М., 2004. – С. 740.
17. Кубликова О.А. Что делать, если нормативные документы территориальногофонда обязательного медицинского страхования заставляют страховщика нарушатьзаконодательство? // Налоги, 2006, №10.
18. Ногина О.А. Проблемы правового регулирования управления финансовымисредствами государственных внебюджетных фондов // Финансовое право, 2005, №1.
19. Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Подред. А.Н.Козырина. М., 2002.
20. Русакова О.С. Субъект нецелевого расходования средств государственныхвнебюджетных фондов // Адвокатская практика. 2005, №5.