Реферат по предмету "Банковское дело"


Инфляция: истоки и пути преодоления

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Финансово-экономический факультет
Кафедра банковского дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Инфляция: истоки и пути преодоления
ОГУ060400.5005.12 09
Руководительработы
________________ДзюбанС.В.
"___"_________________2008г.
Исполнитель
студентгруппы 06 ФК – 1
________________КривкоА.А.
"___"_________________2008г.
Нормоконтроль
____________
"___"_________________2008г.
Оренбург 2008
Введение
Как экономическое явление инфляция существует уже длительноевремя. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.Интерес к инфляции, инфляционным процессам, возник еще в древности, когдамногие правители с большим или меньшим успехом пытались найти решение вечнойпроблемы балансирования бюджетных доходов с постоянно возрастающими расходами.Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах,(например, во время войны государство выпускалобольшое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов),то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.Сегодня в мире почти нет страны, где нет, или не было инфляции.
При всем обилии информации на эту тему, знания широких слоевнаселения поверхностны (отсюда появление инфляционного ожидания). Поэтому,несмотря на оживленное обсуждение инфляционных вопросов на страницахэкономической прессы, актуальность их не уменьшается.
Инфляция является очень сложным социально-экономическимявлением. На протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования,денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляционногопроцесса. Неизменной оставалась лишь сущность инфляции — обесценение денег.
В настоящее время инфляция — один из самых болезненных иопасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическуюсистему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способностиденег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нетусилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенныхпропорций.
Целью данной работы является раскрытие причин возникновенияинфляции, а также возможных путей борьбы с ней. Для этого мы рассмотримфакторы, влияющие на возникновение и развитие инфляционных процессов, отметимхарактерные черты каждого вида инфляции. Также рассмотрим возможные пути борьбыс инфляцией посредством политики, проводимой правительством и ЦентральнымБанком. Всё это позволит нам сделать выводы об эффективности тех или иныхинструментов денежно-кредитной и фискальной политики, определить возможные путирешения проблемы инфляции в России.
1.Понятие и сущность инфляции. Инфляционные процессы, их виды
Инфляция по своей сути сложный и многогранный процесс, накоторый влияют различные факторы, порой даже невидимые с первого взгляда. Чтобыпонять откуда появилась инфляция, а главное, как с ней бороться необходимо рассмотретьеё истоки. 1.2. Инфляция и её виды
Понятие «инфляция» (от лат. — вздутие) впервыестало применяться с Северной Америке в1861-1865 годах. Оно означало процесс,приводящий к увеличению налично-денежной массы. В экономической литературе этоттермин появился в начале ХХ века после перехода к массовому использованиюправительствами многих стран бумажных денег. Инфляция существовала и в условияхметаллического денежного обращения, что было связано с порчей монет, уменьшениемих металлического содержания. С ХХ века инфляция становится постоянным явлениемв экономике большинства государств.
Что же такое «инфляция». Разные экономистыотвечают по-разному на этот вопрос.
Инфляция — переполнение каналов денежного обращения избыточнымибумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам,иностранной валюте, сохраняющей реальную прежнюю ценность или обесценившейся вменьшей степени;
Инфляция — дисбаланс спроса и предложения, других пропорцийнационального хозяйства, проявляющийся в росте цен;
Инфляция — любое обесценение бумажных денег;
Инфляция — многофакторный процесс, не имеющий однозначноготолкования.
Современная экономическая энциклопедия дает следующееопределение инфляции: Инфляция (англ. inflation) — переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами сверх реальныхпотребностей народного хозяйства и их обесценивание, обусловленное нарушениямиобщественного производства. Инфляция представляет собой нарушение действийденежного обращения и проявляется в явном или скрытом росте цен".
Суммируя все эти, в общем-то, идентичные, определения, можносказать, что инфляция — это денежный феномен, выраженный в устойчивом инепрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Инымисловами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличностьпредпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальнуюпотребность (спрос на деньги).
Существует несколько видов инфляции. Прежде всего, те,которые выделяют с позиции темпа роста цен, т.е.количественно:
Ползучая или умеренная (рост цен до 10% в год). Можетсчитаться позитивным явлением, если сопровождается ростом деловой активности иотражает процессы инвестирования, внедрения новых технологий и выпуска новыхвидов продукции. Действительно, в период введения новой технологии большинствопредприятий, пользуясь приобретённым конкурентным преимуществом и неэластичногоспроса на продукцию, практикуют маркетинговую стратегию «снятиясливок», а также следуют политике ускоренной амортизации. В результате впервые годы внедрения новшеств отношение цена/качество, как правило, растёт.Этому также способствуют высокие предельные издержки вследствие низкой степениосвоенности рынка и невозможности полноценного использования эффекта масштаба.Инфляцию такого рода удачно объяснил в начале ХХ века австрийский экономист Й.Шумпетер — в период развития, «созидательного разрушения»,индуцированного инновационного процесса происходит эмиссия кредита (в том числеза счёт лучшего освоения потенциального значения денежного мультипликатора), аинфляция является способом перераспределения покупательной способности.
Подобный темп инфляции характерен для многих стран Запада.Ползучая инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. Она стала привычнымэлементом рыночной экономики. Более того, кейнсианцы считают, что относительноневысокий, «трёхпроцентный» темп инфляции может быть использован длястимулирования производства. Допустимый темп «привычной» инфляциизависит от конкретных; он неодинаков для различных стран.
Галопирующая (от 20 до 200% в год). Обычно периоды взлётацен на отдельные товарные группы чередуются с периодами их относительной стабильности.Так как динамика цен на разные товары и услуги на совпадает во времени, в целомнаблюдается относительно плавная повышательная тенденция общего уровня цен, вкоторой можно обнаружить только сезонные колебания.
Этот вид инфляции, в отличие от ползучей, становитсятрудноуправляемой. Он характерен для стран с переходной экономикой. В первойполовине 90-х гг. темпы прироста розничных цен в Польше находились в пределахот 20 до 70%; в Венгрии — от 19 до 35%; в Чехии и Словакии — от 10 до 55-60%.
Гиперинфляция (по критерию американского экономиста Ф.Кейгана, рост цен составляет 50% и более в год). Гиперинфляция — неуправляемыйпроцесс, подогреваемый самовоспроизводящимися инфляционными ожиданиями. Вовремя гиперинфляции наблюдается бегство от денег, а цены пересматриваютсяпрактически каждый день. Производство дезорганизуется, так как производителямнеясно, какие цены устанавливать на отпускаемую ими продукцию. Чтобы определитьнеизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денегстремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачиваетсяажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь товары, которые могут служитьсредством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства,драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционногопсихоза», а это подстёгивает рост цен и инфляция начинает кормить самасебя.
Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаясяв Германии, ряде других стран после Первой мировой войны. В Германии в 1923году уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами;заработанную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены напродукты повышались неоднократно. Также гиперинфляция возникала в России впериод НЭПА, в некоторых странах Латинской Америки (70-80-е годы ХХ века), наУкраине и в Казахстане в начале 90-х годов. Россия в 1992 году близко подошла ксостоянию гиперинфляции, однако за весь период рыночных реформ не было ниодного месяца, когда рост цен достиг бы 50% (цены за один год возросли в 30раз).
При такой инфляции возникает условный баланс убытков и выигрышей(табл.3-приложение).
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второгокритерия — соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е.по степени сбалансированности их роста:
Сбалансированная инфляция. Цены растут одновременно и водинаковой степени на все товары и услуги, а также на факторы производства.Такая инфляция не влияет на перераспределительные процессы и выражается тольков повышении общего индекса цен. В реальности сбалансированная инфляцияпрактически не встречается, потому что разные рынки обладают разной скоростью истепенью приспособляемости к новой рыночной ситуации.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходитсялишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственноувеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущтолько тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен.Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивныхвнешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю суммуповышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этимбизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.
Несбалансированная инфляция. Наблюдается неравномерный во времении в динамике рост цен. При этом происходит изменение относительных (реальных)цен на различные блага, что вызывает структурные сдвиги в экономике.Фактически, любая инфляция является несбалансированной.
В России в 91-95 гг. преобладала несбалансированнаяинфляция. Рост цен на сырье опережал рост цен на конечную продукцию, стоимостькомплектующего компонента превышала цену всего сложного прибора и т.п.Например, завод «Русский дизель» (Санкт-Петербург)выпускает промышленные насосы. На насосах устанавливался манометр. Несбалансированнаяинфляция привела к тому, что цена манометра (внешняя поставка) стала, чуть лине дороже самого насоса. Если же просто включить возросшую цену манометра вцену изделия, то насосы было бы трудно продать. Варианты выхода из ситуации:производить манометры самостоятельно, переходить на другой вид продукции илиждать очередного витка дефицитной инфляции, когда товар все же удастсяреализовать.
Несбалансированность инфляции — большая беда для экономики.Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том,что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и черезнеделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала,рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленностьразвиваться в таких условиях не могла, индустриальное возрождение России былонереальным. Были возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачкамиотносительных цен, как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
С точки зрения третьего критерия (постепени прогнозируемости) выделяют:
Прогнозируемая (антиципируемая) инфляция. Ожидания измененияцен являются рациональными и в целом безошибочными. Позволяет хозяйствующимсубъектам приспособиться к меняющейся рыночной конъюнктуре и в максимальновозможной степени защитить свои интересы.
Непрогнозируемая (не антиципируемая) инфляция. Ожиданияизменения цен на собственную продукцию и факторы производства не являютсядостоверными и полными, носят адаптивный характер, а приспособление происходиттолько через некоторый промежуток времени и частично.
В условиях информационной неопределённости и несовершенствазнаний относительно механизмов функционирования экономики инфляция, какправило, является полностью прогнозируемой.
Несбалансированность и непредсказуемость инфляции в СНГразрушало психологическую устойчивость людей, которые все менее надеялись наторможение роста цен. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции,нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не являетсянеизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановитьрост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым илисбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит.Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощноепромышленное лобби в парламентах. 1.2. Причины инфляции
Существует множество причин, способных изменить темпыприроста уровня цен. Как уже говорилось ранее, инфляция – результат нарушенияравновесия между спросом и предложением. Поэтому для более детального изучениявоздействия инфляционных факторов на экономику их делят на две категории: нафакторы, лежащие на стороне совокупного спроса и факторы, лежащие на сторонесовокупного предложения. На этой основе экономисты различают два типа инфляции.1.2.1. Инфляция спроса
Если равновесие нарушается со стороны спроса, то возникаетинфляция спроса. В этом случае инфляция вызывается неудовлетворенным спросом натовары. Потребители хотят приобрести больше продукции, чем может бытьпроизведено экономикой. Возникает избыток денег по отношению к количествутоваров, растут цены.
/>
Рис.2 Инфляция спроса
Сдвиг кривой совокупного спроса вверх ведёт к росту цен,если экономика находиться на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупногопредложения. Само по себе увеличение спроса порождает не столько инфляцию,сколько её угрозу. Если государство с целью предотвратить грозящий спадпроизводства реагирует увеличением денежной массы, то отсюда и начинаетсяинфляция: в краткосрочном периоде такая политика вызывает рост цен и увеличениереального выпуска, а в долгосрочном – только рост цен.
Причины инфляции спроса:
Низкий уровень безработицы. Если уровень безработицы высок,то на увеличение совокупного спроса экономика отвечает увеличением объемапроизводства, привлекая бездействующие трудовые и материальные ресурсы посуществующим ценам. По мере дальнейшего увеличения спроса экономикаприближается к уровню полной занятости, а затем и преодолевает его. Некоторыеотрасли полностью используют свои производственные мощности и не могут отвечатьна дальнейшее повышение спроса на свои товары увеличением производства. Поэтомуцены на них растут.
Сверхэмиссия денег. Увеличение платежеспособности можетвозникнуть из-за дополнительной эмиссии денег, осуществляемой государствомчрезмерно. Причины сверхэмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджетаправительства и способами его погашения:
— к инфляционному росту совокупного спроса приводитрасширение
государственного сектора, сопровождающееся увеличениемзарплаты для привлечения государственных служащих.
— финансирование военных заказов и расширение ВПК. Деньгидля оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массойтоварной, так как продукция этого сектора не является объектом потребительскогоспроса. Создается давление на цены в сторону их повышения.
— чрезмерное повышение трансфертных платежей (пенсий,пособий, дотаций и т.д.)
— стимулирующая кредитно-денежная политика Центральногобанка в случае продажи облигаций на открытом рынке. Процентная ставка снизитсяза счет расширения денежной массы, а инвестиционные проекты реализуются черезопределенный лаг времени, за период которого и может произойти инфляционныйвсплеск.
— обесценение отечественной валюты страны по отношению кустойчивой иностранной валюте. Это может произойти, если высока доля иностраннойвалюты в составе денежного агрегата М2[1]. Этотфактор при падении курса отечественной валюты срабатывает подобнодополнительной эмиссии и может вызвать инфляцию спроса. Механизм раскручиванияинфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса,а затем – совокупный спрос.
Примером инфляции спроса может послужить ситуация с падениемконечного спроса в 1992-1998 г., когда из-за жёсткой денежно-кредитной политикигосударства доля денежного агрегата М2 резко сократилась. Это повлекло за собойзначительный дефицит денег и как следствие – дефицит госбюджета, бартера,неплатежей, долларизации экономики, появление различных суррогатных денег(таблица 1).
Если в 1991 г. доля денежного агрегата М2 в ВВП составляла68%, то уже в 1993 г. она снизилась до 19%, в 1996 – до 13,3%, в 1997 – до14,8%. За 6 лет внутренний конечный спрос сократился на 48,9%, в том числепотребление домашних хозяйств на 32,1%, государственное потребление 33,4%, валовоенакопление капитала – на 80,6%. При этом накопление основного капитала – почтина 70%[2].
Таблица 1 — Структура падения конечного спроса в 1992-1998г. Доля в%, 1991 г. Падение в%, 1992-1998г. Доля в падении,% Внутренний конечный спрос 100,0 48,9 100,0 Потребление домашних хозяйств 41,4 32,1 27,0

Государственное потребление:
индивидуальные
товары и услуги
коллективные услуги
16,9
6,5
10,4
34,3
3,3
52,2
11,8
0,4
11,4
Валовое накопление
Накопление основного капитала
37,1
23,8
80,6
69,1
61,2
33,6 /> /> /> /> /> />
Именно данная ситуация (наряду с другими факторами) состороны инфляции спроса повлекла за собой экономический кризис в 1998 г. 1.2.2. Инфляция предложения
Второй тип инфляции – инфляция предложения (инфляцияиздержек) – происходит в результате сокращения совокупного предложения в связис удорожанием издержек производства на единицу продукции (рис 3).
/>
Рис.3 Инфляция предложения
Как видно по графику, неблагоприятный шок предложения ведётк росту цен. Смещение кривой совокупного предложения влево в результате этоувеличивает издержки на единицу продукции, при возрастание цен сокращаетсяреальный объём производства, или реальный ВНП.
Основные источники инфляции издержек:
— повышение зарплаты. Сильные профсоюзы давят напредпринимателей, добиваясь повышения зарплаты. Повышаются издержки предпринимателейна услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение.Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупныйспрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.
— импортируемая инфляция. Под импортируемой понимается инфляция,проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров.Так, если в экономике страны широко используются в производстве импортируемыересурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет кросту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства приодновременном росте цен.
— монополизм фирм. Все виды монополий и олигополийудерживают цены за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентнымобъемом выпуска. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к ихпредельной производительности, а также завышение цен на продукцию.Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждымпроизводственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию посравнению с тем, какими должны быть цены при данном уровне технологическогоразвития.
— административное регулирование экономики. Например, частоеизменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частоеизменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сферпредпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действий и т.д.Все это усиливает административные издержки в частности и трансакционныеиздержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и ксокращению легального производства.
Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуетсятем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, алишь затем расширяется денежная масса. Реальный мир гораздо сложнее, чемпредлагает простое деление инфляции на два типа – инфляцию, вызваннуюувеличением спроса, и инфляцию, обусловленную ростом издержек. На практикетрудно различить эти два типа.
Например, предположим, что резко возросли расходы наздравоохранение и, следовательно, увеличились совокупные расходы, вызвавинфляцию спроса. Когда на рынках товаров и ресурсов действуют стимулы, вызванныеповышением спроса, некоторые фирмы обнаруживают, что их расходы на зарплату,материальные ресурсы и топливо растут. В собственных интересах они вынужденыподнять цены на свою продукцию, поскольку увеличились издержки производства.Хотя в данном случае явно наблюдается инфляция спроса, для многих фирм онавыглядит как инфляция издержек.
Различие между инфляцией издержек и инфляцией спроса кроетсяв другом. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существует избытоксовокупных расходов. Инфляция же издержек автоматически сама себя ограничивает:она постепенно исчезает, то есть самоизлечивается. Из-за уменьшения предложенияреальный объем внутреннего продукта и занятость сокращаются, а это препятствуетдальнейшему росту издержек.
2. Антиинфляционная политика и её применение вРоссии
При обсуждение антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционнуюполитику в узком и широком смысле слова. В широком смысле — это экономическаяполитика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические мерыденежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечениенизкого целевого уровня инфляции. Невыполнение целей по инфляции являетсяпризнаком неспособности государства контролировать денежное предложение.
К антиинфляционной политике в узком смысле слова можноотнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть надопущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные планы. 2.1. Денежно-кредитная политика
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощьэкономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полнойзанятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в измененииденежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства,занятости и уровня цен.
Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуяна кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование нарасширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильногоразвития внутренней экономики, укрепления денежного обращения,сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом,воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задачразвития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободныхденежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутреннихинвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет своинедостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения,ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитнаяполитика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, аво втором случае — на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег»(рестрикционной). В контексте нашей темы необходимо рассмотреть именно второйслучай.
С помощью денежно-кредитного регулирования государствостремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержанияконъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений вразличные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политикаосуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми(административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том,что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидностькредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественныхпараметров деятельности банков.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишнимирасходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытатьсяпонизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег.Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Этоосуществляется следующим образом. Центральный банк должен продаватьгосударственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервыкоммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, чтоавтоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третьямера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческихбанков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центральногобанка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. Врезультате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобыудовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счетслишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требованиерезервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить своитекущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старыевыплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышениенормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшаясовокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается вограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита иувеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержатьинфляционное давление.
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использованияметодов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономикустраны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы.Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно,что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-заобсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело сденежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующиекредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продажеценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политикаизолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче,чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемойв политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогихденег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизитьрезервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничитьобъем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Другой негативныйфактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении,противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя измененияв предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денегограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию.
Так, например, чрезвычайно жёсткая политика ЦентральногоБанка Российской Федерации по ограничению ресурсов в банковской сфере на фоневзаимных неплатежей в хозяйстве в августе 1995 года вызвала серьёзныйбанковский кризис, выразившийся в остром дефиците платёжных средств у банков,который парализовал работу межбанковского рынка. Для предотвращенияполномасштабного кризиса банковской системы ЦБ РФ осуществил массированную скупкуценных бумаг у коммерческих банков с целью поддержания их ликвидности. Общимитогом проводимых правительством жестких мероприятий в области регулированияденежной массы и снижения инфляции явился глубочайший экономический кризис вавгусте 1998 года (таблица 2).
Таблица 2 – Показатели темпов падения ВВП в 1998 году посравнению с 1997 годом и роста инфляции.Год Темпы падения ВВП,% Темпы падения промышленного производства,% Темпы падения инвестиций,% Рост рыночных цен 1992 -22 -18 -40 26,1 раза 1993 -12 -14 -12 9,4 раза 1994 -15 -21 -26 3,2 раза 1995 -4 -11 -13 131% 1996 -6 -8 -15 21,8% 1997 +0,4 +1,9 -5 11% 1998 -5 -9 -7 80%
Либерализация цен и политика денежных ограничений привели кобвальному промышленному спаду. На этом примере описаны последствия неправильнойденежно-кредитной политики, что позволяет нам сделать вывод о том, чтоиспользование инструментов денежно-кредитного регулирования требуетосторожности и тщательной подготовки со стороны Центрального Банка иправительства. 2.2. Фискальная политика
Фискальная политика – это манипулированием государственнымбюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижениявыдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.
Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику,под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственнымирасходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: уменьшениеправительственных расходов, или увеличение налогов, или сочетание. Во всех этихслучаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.
Либеральные экономисты, которые считают, что государственныйсектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразныепогрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение совокупныхрасходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативныеэкономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут инеэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период ростаинфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальнаяполитика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как нарасширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
В некоторой степени необходимые изменения в относительныеуровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемаяавтоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрениедискреционной фискальной политики.
Если налоговые поступления колеблются в том же направлении,что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появлятьсяво время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможнойинфляции.
Фискальная политика может сыграть позитивную роль в борьбе синфляцией. Например, при предотвращение прогнозируемой инфляции.
Экономическая система какое-то время находится в состоянииравновесия в точке Е1 (реальный объем производства поддерживается на естественномуровне рис.4). Проект государственного бюджета на будущий финансовый годпессимистичен: по мнению экспертов, вероятно усиление инфляционных моментов,которое обусловливается предполагаемым ростом следующих компонентов совокупногоспроса: резким повышением спроса на экспортные товары, бума потребительскихрасходов, повышением уровня планируемых инвестиций и затрат. Без принятиянеотложных мер такое положение вещей сдвинет экономическую систему вправо-вверх(т.е. вызовет движение вдоль кривой совокупного предложения АS1 к точке Е2).
/>
Рис.4 Влияние фискальной политики на инфляционныйпроцесс
Результатом явится общее повышение уровня цен с Р1 до Р2, норост инфляции на этом не закончится. Общий рост цен на товары и услуги заставитфирмы со временем изменить свои ожидания относительно заработной платы и цен напривлекаемые факторы производства и другие ресурсы. Вследствие этого накраткосрочных временных интервалах кривая совокупного предложения сместитсявверх в положение АS2. Когда реальный объем производства вновь упадет до своегоестественного уровня, уровень цен будет продолжать увеличиваться до тех пор,пока не достигнет состояния нового долгосрочного равновесия Р3. Использование«сдерживающей» налогово-бюджетной политики – один из путей устраненияугрозы инфляции. Государственный бюджет на следующий год может быть составлентаким образом, чтобы сокращение объема государственных закупок и заказов сочеталосьс увеличением чистых налогов, компенсируя ожидаемое оживление совокупного спросав частном секторе экономики. Правильное сочетание сокращения объемагосударственных заказов, трансфертных платежей и повышения налогов удержиткривую совокупного спроса в желаемом положении АD1, а экономическую систему – всостоянии стабильности.
Экспансионистская фискальная политика может служитьгенератором инфляции. В предыдущем примере представители власти корректируютбюджет для предотвращения роста инфляции и пекутся о благосостоянии своегонарода. Однако люди бывают разные. Например, экономическая система находится вравновесии в точке Е1, и эксперты рассчитывают на стабильность ситуации вобозримом будущем. Но приближаются выборы. Члены Конгресса, желая угодитьизбирателям, намерены увеличить выплаты из государственного бюджета, снизитьналоги и незамедлительно внедрить дорогостоящие проекты для создания новыхрабочих мест. Президент накануне перевыборов тоже хочет провести своюизбирательную кампанию в атмосфере роста реального объема производства и сокращениябезработицы. Сознавая общность своих интересов, Конгресс и Президент составляютпроект нереально расширенного государственного бюджета на год предстоящих выборов.Как только эти планы начнут реализовываться, экономическая система выйдет изстационарного состояния (переместится из точки Е1 в Е2). Как и хотелось, реальныйобъем производства возрастает, безработица сократится, повышение уровня цен приэтом будет незначительным. Избиратели останутся очень довольны, а результатывыборов – практически предопределенными.
Однако в следующем году заработная плата, цены на ресурсы ипривлекаемые факторы производства начнут увеличиваться как по мановениюволшебной палочки. И по мере того, как фирмы будут приспосабливать своиожидания к новым условиям, вздувая цены с целью компенсации затрат, резко вырастутне только цены на товары и услуги, но и произойдет сокращение объемапроизводства, сопровождаемое увеличением безработицы.
Автоматическая фискальная политика — изменение заказов,касающихся государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертныхплатежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называетсядискреционной налогово-бюджетной политикой.
Однако на практике уровень государственных заказов, так жекак и уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либоизменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы,касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены такимобразом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются приперемене экономических условий. Такие изменения государственных закупок изаказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетнойполитикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема производстватоваров и услуг, уровня цен и процентных ставок.
Уровень реального объема производства – один из базовыхэкономических параметров – в данном случае приобретает особую важность, ибо воздействуеткак на доходную (от поступления налогов), так и на расходную части бюджета.Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всехглавных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисленияна социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота.В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальныерасходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит засчет того, что увеличение реального объема производства естественно снижаетбезработицу. Учитывая оба эти обстоятельства, можно считать, что увеличениереального национального продукта сокращает дефицит государственного бюджета,как в реальном, так и в номинальном его измерении.
Повышение уровня цен также воздействует на обе частигосударственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реальногообъема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные(федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются,т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция такжеможет вызвать увеличение доходов от налогов. (Классический пример – федеральныйподоходный налог. Однако подоходные налоги в экономической практике США нынеиндексируются и не ложатся дополнительным бременем на плечиналогоплательщиков). В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальныерасходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программне индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти – так как инфляцияподнимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами врамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок«проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положениевещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньшенеобходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся.
Если все статьи бюджета индексируются, то повышение уровняцен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практикебюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размерыналогов, как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чемноминальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышениеуровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицитагосударственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще болеезначительно.
Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальныерасходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируетсяувеличением номинальных доходов государственных органов от повышения нормпроцента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальныхпроцентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетныйдефицит.
Существует ситуация, когда в экономической системенаблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень ценрастет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнениюгосударственного бюджета в реальном исчислении, то есть к увеличению прямыхпоступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессамодновременно. Какие бы вопросы формирования государственного бюджета мы нирассматривали, заложенные в налогово-бюджетной политике механизмы всегданаправлены на сдерживание совокупного спроса во время оживления и подъемаэкономики. Наоборот, при наступлении экономического спада темпы роста реальногообъема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпыинфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточномасштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Посему во времярецессии и экономического спада реальный дефицит государственного бюджетавозрастает.
Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмыобязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат иинвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплатапособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Этимеханизмы служат для смягчения реакции экономической системы на измененияобъемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдоэкспортно-импортных операций.
Существуют и некоторые недостатки фискальной политики:
Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежутоквремени между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этогофакта.
Административная задержка. Колеса правительства частокрутятся довольно медленно.
Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг междутем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когдаэти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен.
Политические проблемы. Фискальная политика формируется наполитической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование дляцелей стабилизации экономики.
Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежномрынке.
Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом.
Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставкупроцента, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистыйэкспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальнуювалюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта(совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающейфискальной политике). 2.3. Особенности инфляционных процессов в России
В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику,связанную с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.
Важным фактором инфляционных процессов в России выступала планово-распределительнаясистема хозяйствования. Она породила затратный механизм хозяйствования инарушение материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, чтообъяснялось диспропорциями во всех сферах экономики, прежде всего:
·    в распределении национального продукта на фонд накопления и фондпотребления и на базе этого проведении активной инвестиционной политики;
·    в производстве средств производства и товаров народногопотребления;
·    в системе государственного ценообразования;
·    в доходах и расходах государственного бюджета;
·    в кредитных и финансовых ресурсах.
Экономика современной России реально столкнулась синфляционными проблемами в начале 90-х годов в период перехода отцентрализованно планируемой к рыночной экономике, который начался с резкойлиберализации цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественнона монетаристские методы регулирования экономических процессов, привели кгалопирующей инфляции.
Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россиясреди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). Гиперинфляцияпотребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста ценнеобходимой денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые банкнотыдостоинством 5, 10, и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продолжалсястремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил,соответственно, 215,0% и 131,3%. В этот период Россия переживала стагфляцию.
Благодаря введению валютного коридора и других мер поукреплению национальной валюты в 1996 г. правительству удалось снизить уровеньинфляции до 21,9% и в 1997 г. до 11%.
В дальнейшем правительство планировало уменьшить уровеньинфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 1998 г. и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил84,4%.
В бюджете Российской Федерации на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировался уже на уровне 30%. В свою очередь, специалисты Международноговалютного фонда оценивали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее чем на 56%. В реальности, по официальным данным, уровень инфляции в России в 1999 г. составил 36,5%.
Первоначально зарождавшиеся инфляционные процессы в России былиобусловлены: диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства СССР, вкоторой предпочтение отдавалось производству средств производства и вооруженийпри крайне недостаточном уровне промышленного производства потребительскихтоваров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных инеэффективных инвестициях в него; государственной системой ценообразования(поддержанием многих цен на искусственно стабильном или низком уровне в отрывеот изменений в производстве, спросе и предложении), не позволяющей избыточнойденежной массе в активной форме воздействовать на динамику цен.
С конца 1991 года страна взяла курс на изменение базовыхоснов российской экономики – перевод государственно-монополизированной системына рыночные отношения при разгосударствлении в максимально короткие сроки поупрощенной схеме собственности, приватизации предприятий, финансовой ибанковской систем и либерализации всех сфер хозяйствования. Эти отношенияустанавливались при неразработанности правовой базы и невозможности установитьправовую ответственность всех субъектов товарного, финансового, валютного икредитного рынков.
В рамках рыночных преобразований с начала 1992 года должнабыла осуществляться либерализация цен, в ходе которой предполагалось их увеличениедля ликвидации разрыва между спросом и предложением и устранения неравновесиямежду товарной и денежной массой, накопившейся к этому времени.
В результате полного «освобождения» цен вместорыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис, приведшийк гиперинфляции) а затем стагфляции экономики. Это было связано с тем, что либерализацияцен проходила в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихсябыстрому превращению в конкурентоспособных собственников. Схемы демонополизациии разгосударствления собственности еще не были до конца проработаны, ихприменение начиналось без надёжной правовой базы при деформированной структурепроизводства и крайне низкой его эффективности.
Нарастанию хозяйственного и финансового кризисов,усугубивших инфляцию, способствовали национальная и социальная политическаянестабильность, а также политические процессы, связанные с распадом СССР.
Либерализация цен в нашей стране совпала с дезинтеграциейхозяйственных связей со странами социалистического содружества и бывшими союзнымиреспубликами. Разрушались единый народнохозяйственный комплекс, единаябанковская и бюджетная система страны, единое рублёвое пространство.
Либерализация цен ликвидировала избыток денежной массы вобращении, но создала огромный дефицит платежных средств, что деформировалофинансовые потоки в народное хозяйство, нарушило формирование доходовнаселения, предпринимателей, государства, обесценило основной и оборотныйкапитал в промышленности, что привело к депрессии в ведущих отрасляхпроизводства, резко сокративших поступления финансовых ресурсов в бюджетРоссии. Финансовые проблемы возникли во всех секторах экономики.
Экономическое напряжение в стране усугублялось расстройствомфинансовой системы, «войной бюджетов» между центром и другимирегионами, огромными потерями государства из-за спада производства, затрат,связанных с конверсией военно-промышленного комплекса, выводом войск из страндальнего и ближнего зарубежья, военных действий на окраинах бывшего СССР.
Стремительный инфляционный рост оптовых и розничных цен вотсутствие конкуренции и государственного регулирования повышал затраты государствана содержание армии, науки, культуры, здравоохранения и образования.Увеличивался дефицит государственного бюджета, который финансировался за счетцентрализованных кредитов Банка России, создавая в денежном обороте ничем необеспеченную массу платежных средств.
Огромной проблемой для России стали внешние займы. Не решивни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощьюиностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита,который из года в год нарастал и требовал ещё больших заимствований, посколькувсе большую долю в бюджетных расходах занимали расходы по обслуживанию внешнегодолга.
Таким образом, спровоцированная «отпуском» ценинфляция издержек дополнялась инфляцией спроса.
Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этотпериод явились дальнейшая либерализация валютного законодательства, внешнейторговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введениевнутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженностигосударства.
Отказ от торговых и валютных барьеров привёл к огромнымпотокам дешёвых импортных товаров, которые вытеснили с внутреннего рынка аналогичнуюотечественную продукцию и привели к сокращению её производства.
Мощные спекуляции на валютном рынке вызвали быстрое падениекурса рубля и удорожание всех импортируемых товаров, что усилило внутреннююинфляцию издержек за счет импортируемой инфляции.
Особенностью российской инфляции являлось то, что онасопровождалась привязкой рубля к доллару и наличием нереального валютногокурса, который устанавливался только по результатам торгов на Московской межбанковскойвалютной бирже, в то время как 80% продаж иностранной валюты осуществляется намежбанковском рынке.
Разрешение использовать на территории России в качествеплатёжного и покупательного средства иностранную валюту привело к долларизацииэкономики и дополнительному росту денежной массы в обращении в объёме обращающейсяиностранной валюты. Около 15% денежных доходов населения России вложено вналичную валюту, а повышенный спрос на неё стимулировал спекулятивные сделки свалютой на рынке.
Особенно активно пользовались этим банки, играя на повышениии понижении курса валют, получая значительный доход от обмена наличной ибезналичной валюты, реэкспортируя наличную валюту в другие страны. Все этоусиливало инфляционные тенденции в России.
Наиболее сильно после либерализации цен финансовый кризиспоразил промышленные предприятия: хронические неплатежи, спад производства,снижение налогооблагаемой базы, нарастание бюджетного дефицита.
Либерализация цен не только обесценила денежные накоплениянаселения, но и лишила государственные предприятия возможности нормально работать,обесценив их оборотные средства.
Потери оборотных средств государство предприятиям некомпенсировало, оптовые цены возрастали значительно быстрее возможности увеличенияоборотных средств. Банковский кредит стал недоступен из-за высоких процентныхставок в условиях жесткой денежной политики государства, направленной наснижение темпов инфляции.
Либерализация хозяйственных связей создавала огромныевозможности для вывоза материальных и валютных ресурсов в ближнее и дальнее зарубежье,создавая дефицит на товарных и финансовых рынках России.
В то же время нарастала задолженность бывших союзныхреспублик Центральному банку Российской Федерации по «техническим»кредитам, связанным с невозможностью осуществления расчетов по поставкам товарно-материальныхценностей из России. Выдача этих кредитов спровоцировала не менее 25% общегообъема инфляции.
Сжатие денежной массы внутри России вызвало колоссальный платёжныйкризис.
Реакцией на жёсткую денежно-кредитную политику явился новыйвиток нарастания взаимных неплатежей. Темпы роста неплатежей коррелируют сдинамикой инфляции и денежной массы. Чем ниже темпы роста инфляции и денежноймассы, тем выше темпы роста неплатежей. В 1993 году увеличение взаимныхнеплатежей происходило уже на фоне активного сокращения объемов производства,натурализации хозяйственных отношений, появления большого количества денежныхсуррогатов, позволяющих «уходить» от налогообложения.
Стремление проводить жёсткую денежно-кредитную политику,чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционныйрост цен, поскольку за определёнными пределами снижения денежной массыначинаются последствия, которые неминуемо провоцируют, нарастание инфляции посхеме: неплатежи – спад (остановка) производства – сокращение доходной базыбюджета – потребность в кредите для его финансирования – увеличение долговойзадолженности государства.
Сокращая дефицит бюджета, государство увеличивало своюзадолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическимцепочкам и общим платёжным кризисом к концу года. Искусственное сжатие денежноймассы и дефицита бюджета обусловило финансовый кризис в экономике.
С 1995 года существенным моментом денежно-кредитной политикиЦентрального банка Российской Федерации является требование жёсткойцентрализации контроля за предложением денег экономике.
Вместе с тем используемые государством формы «не эмиссионного»механизма финансирования нараставшего дефицита государственного бюджета создалиогромные проблемы для бюджета, поскольку стали крупнейшей расходной статьейбюджета по обслуживанию и погашению государственного долга и продолжалиразрушать отечественное производство, лишая его финансовой базы развития.
Общим итогом проводимых правительством жёстких мероприятий вобласти регулирования денежной массы и снижения инфляции явился глубочайшийэкономический кризис в августе 1998 года.
Либерализация цен и политика денежных ограничений привели кобвальному промышленному спаду.
Россия к началу 1999 года потеряла больше половины своеговалового национального продукта и более чем вдвое снизила промышленное производство.При этом спад носил не структурный, а всеобщий характер и поразил наиболеепрогрессивные и высокотехнологичные отрасли и виды производства, что означаетпотерю как внутреннего, так и внешнего рынков.
Наиболее глубоким и опасным по своим социально-экономическимпоследствиям стал спад инвестиционной активности. При сокращении объемаинвестиций на 2/3 невозможна не только структурная перестройка, но и воспроизводственныйпроцесс, поскольку происходит не возобновляемое выбытие основных фондов.
В этой сфере наблюдались самые высокие темпы спада.Средства, предназначенные для инвестиций в народное хозяйство, шли на более привлекательныерынки государственных ценных бумаг и валюты. Последнее означало инвестированиезападной экономики.
Немало негативных последствий имела и приватизация. Она нетолько не дала бюджету ощутимых поступлений, не способствовала привлечениюотечественных и иностранных инвестиций, но и не принесла реальной пользы дляповышения эффективности хозяйствования. В ряде случаев из-за приватизацииоказались искусственно разрушенными технологические связи многих предприятий.
Практика показала, что инфляция в России – не столькоденежный феномен, сколько обусловлена особенностью российской экономики. Обесценениеденег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а из-замонопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами,спекулятивной игры на понижение курса рубля.
Таким образом, отказ государства от регулированияэкономических и социальных процессов привёл к потере контроля над ценами идоходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов.С одной стороны, денежные потоки «оторвались» от натурально-вещественных,разрушая воспроизводственный цикл, а с другой – обесценение денег в Россиипроисходило не только по причине излишка денег в обращении, но и в результатемонопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами.Все это сделало невозможным формирование цивилизованных рыночных отношений впроизводственно-хозяйственной сфере.
Поскольку инфляция в России имеет немонетарную природу, тоэкономика, инвестиции, финансы очень слабо отреагировали на снижение цен,которое наблюдалось в 1997 году, начале 1998 года и не было поддержаноинвестиционной государственной политикой.
В рассматриваемый период действовали и другие факторыинфляции: нарастание бюджетного дефицита и государственного долга, слабая собираемостьналогов, рост неплатежей и задолженности по заработной плате, расширение сферыприменения денежных суррогатов, увеличение безработицы.
После августовского кризиса 1998 года Центральный банкРоссийской Федерации стал проводить денежно-кредитную политику, направленную наснижение инфляционных процессов в стране, поддержание финансовой стабильности иформирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического ростастраны.
Банк России гибко реагировал на изменение реального спросана деньги, повышая уровень монетизации народного хозяйства, снижая процентныеставки и укрепляя валютный курс рубля. Одновременно осуществлялась реструктуризациябанковской системы, и банковский сектор экономики в середине 2001 года восновном преодолел последствия кризиса.
Успешное проведение этой работы, а также девальвация рубля иповышение цен на сырье дали импульс для роста ВВП. Сохранение в течение2000-2004 годов большого положительного сальдо платежного баланса, быстрый ростзолотовалютных резервов, профицит бюджета свидетельствуют о том, что странастала выходить из периода стагфляции.
В период с 2000 по 2004 г. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденцияк снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2%до 10,0%. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однакоудержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%.
В Программе социально-экономического развития РоссийскойФедерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной ПравительствомРФ в январе 2006 г., поставлена задача добиваться снижения уровня инфляции с7,0 — 8,5% в 2006 г. и 6,0 — 7,5% в 2007[3] г., до5,0 — 6,0% в 2008 г., 5,0 в 2009 г. и 3,0% в 2010 году. Но как можно заметитьпо сложившейся экономической обстановке в стране, эти прогнозы не оправдались инекоторый эксперты в 2007 г. называли уровень инфляции даже до 20%. 2.4. Преодоление инфляции в России
Существует множество мнений о том, как можно бороться синфляцией в России. Так, например, А. Кудрин считает, что для России важнейшиминструментом борьбы с инфляцией должно стать установление контроля наддинамикой денежного предложения. При этом в равной степени важны меры, какограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью снижения инфляции),так и стимулирующее повышение спроса на деньги (результатом чего в конечномсчёте также станет снижение инфляции, но сверх того повышение уровнямонетизации экономики).
А. Кудрин предлагает для анализа и прогнозирования перейти киспользованию показателя «среднегодовой уровень инфляции» вместопоказателя «декабрь к декабрю». Показатель роста индексапотребительских цен к декабрю предыдущего года имеет два существенныхнедостатка:
Происходит неадекватная индексация показателей бюджета.Финансирование бюджетных расходов и поступление доходов осуществляется в течениевсего года, а не только в декабре.
Прогнозирование показателя является более сложным вследствие его повышения волантийности.
Последовательное снижение инфляции возможно в рамкахопределённого контроля над динамикой обменного курса. Также отмечается, что снижениеинфляции в среднесрочной перспективе затруднено в силу:
Двойственности целей денежно-кредитной политики, неизбежнойв условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры инестабильности капитальных потоков.
Высокие цены на основные товары российского экспорта,оказывающих давление на внутренние цены и, как следствие, на темпы инфляции в реальномсекторе экономики.
Недостаточной ёмкости и эффективности стерилизационных инструментовбанка России.
Низкой сберегательной активности населения.
Высокая монополизация отдельных товарных рынков и повышениецен на продукцию и услуг естественных монополий.
Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения дляРоссии не менее важны и перспективны другие меры. В их числе можно назватьповышение спроса на деньги, рост сберегательной активности населения,расширения спектра возможных её инструментов. Необходимы реформы, связанные срынком труда и повышением его гибкости, а также либерализация важнейших рынковв частности, телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок.Развитие финансового рынка, расширение состава финансовых инструментов, в томчисле используемых для хеджирования рисков, выработка и реализациясбалансированной последовательной фискальной политики, позволяющейнейтрализовать циклические колебания, также важны для решения проблемы инфляциив России.
В целом, можно отметить, что инфляция подпитываетсямножеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочногоэффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочныхмерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политикеправительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка иусиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведённыйанализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции привысоком и даже при умеренном её уровне (7-10%), поскольку инфляция являетсяодним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике исоздания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедлениятемпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп.
3. Антиинфляционная политика Банка России (2008-2010 г)
В соответствие со среднесрочной стратегиейсоциально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации устанавливаетцель по уровню инфляции на трёхлетний период. Главной целью денежно-кредитнойполитики в предстоящие 3 года является постепенное снижение инфляции – 5-6% в2010 году. При этом на 2008 год ставиться задача снизить инфляцию до 6-7% израсчёта декабрь к декабрю.
В 2008году будут использоваться принципы единойгосударственно денежно-кредитной политики, сформировавшейся в последние годы,однако в среднесрочной перспективе ожидается изменение макроэкономических условийеё проведения, что потребует переноса акцента с программирования денежногопредложения на использование процентной ставки и перехода от управлениявалютного курса к режиму свободно плавающего валютного курса.
Внешние изменения связаны, главным образом, снеопределенностью динамики мировых цен на энергоносители, которые составляютоснову российского экспорта. В соответствии с прогнозомсоциально-экономического развития в 2008 году и особенно в последующие два годавозможное снижение этих цен повлечёт за собой сокращение сальдо торговогобаланса и уменьшение притока иностранной валюты. Высокие цены на товары российскогоэкспорта в последние время являются основополагающим фактором в выборе режимауправляемого плавающего валютного курса, в рамках которого банк России активнопротиводействовал чрезмерному укреплению рубля путем проведения интервенции навнутреннем валютном рынке. Изменение условий торговли приведет к уменьшениюдисбаланса между спросом и предложением на внутреннем валютном рынке и снижениюнеобходимости присутствия на нем банка России. Ожидается, что к 2010 годуприрост валютных резервов может существенно сократиться и увеличение чистых иностранныхактивов органов денежно-кредитного регулирования перестанет служить основнымисточником роста денежного предложения.
В этих условиях для обеспечения соответствия объема денежноймассы спросу на деньги банку России необходимо будет активизировать операции порефинансированию банков. При этом расширятся возможности влиянияденежно-кредитной политики с помощью процентной ставки.
Важнейшим внутреннем условием, которое окажет влияние напроведение денежно-кредитной политики, является изменение принципов формированиягосударственного бюджета. Основными новыми моментами бюджетной стратегииявляются:
Планирование и утверждение государственного бюджета на трехлетний период в форме закона.
Разделение доходов на нефтегазовые и не нефтегазовые доходыс определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федеральногобюджета в рамках преобразования Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд иФонд будущих поколений.
Переход к «скользящему» трехлетнему горизонтуформирования бюджета будет способствовать более равномерному расходованиюсредств государственного бюджета в течение года, в результате чего зависимостьдинамики денежного предложения от сезонных колебаний в движении бюджетныхсредств снизится.
Реализация процентной политики по средствам сужения коридорапроцентных ставок по операциям рефинансирования кредитных организаций иабсорбированиям кредитных средств позволяет воздействовать на изменение границколебания ставок денежного рынка. Снижение волантильности краткосрочныхпроцентных ставок межбанковского рынка и формирования долгосрочного сегментаденежного рынка Банка России относит к главным задачам своих операций наоткрытом рынке.
В настоящее время стоимость денег в экономике формируются вусловиях высокого уровня ликвидности, складывающегося в следствии поступлениябольших объёмов валютной выручки и активных валютных интервенций Банка России.По мере снижения объёмов интервенций Банка России на внутреннем валютном рынкевсё большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будутоказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков. Снижениеставки рефинансирования в соответствии с уменьшением темпов инфляции будетспособствовать поддержанию стабильного значения реальной процентной ставки иснижения инфляционных ожиданий участников рынка. В тоже время на уровень ставокпо операциям связывания ликвидности будет оказывать влияние дифференциалавнутренних процентных ставок.
Для поддержания макроэкономической стабильности Банк Россиипродолжит применять и развивать элементы режима инфляционного таргетирования,наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции наддругими целями и среднесрочный характер её установления. Для введенияинфляционного таргетирования в полном объеме Банку России потребуется перейти крежиму свободно плавающего валютного курса, а также реализовать меры,направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструментаденежной политики выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарныеусловия функционирования экономики.
Одним из ключевых условий успешного применения режима инфляционноготаргетирования является способность центрального Банка влиять на инфляционноеожидание экономических агентов. Поэтому Банк России видит своей задачейувеличение открытости и прозрачности своих действий и повышения степени доверияобщества к проводимой политике. Публикация аналитических материалов иинформации о развитии ситуации в экономике, денежно кредитной сфере ибанковской системе направлено на разъяснение обществу целей и мер проводимойБанком России политике.
При принятии решения в области денежной кредитной политикиБанк России будет опираться на широкий спектр макроэкономических и финансовыхпоказателей, а также на денежные агрегаты, характеризующие текущие монетарныеусловия и являющиеся индикаторами будущего инфляционного давления.
Эффективность реализации денежно-кредитной политикиопределяется возможностью Банка России по управлению ликвидностью банковскогосектора, которые, в свою очередь, тесно связано с состоянием внутреннего финансовогорынка и платежной системы. Действия Банка России будут направлены на повышениедоступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций, снижениетрансакционных издержек и развития рыночной инфраструктуры, построения системывалютных расчетов в режиме реального времени.
Заключение
В современном мире существует немало проблем, которые мыможем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция — одна из них. Инфляция– это кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностьюразвития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем инеравномерном росте цен на товары и услуги. В настоящее время Инфляция — одиниз самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы,денежную и экономическую систему в целом.
Инфляция существовала со времен экономического развитиячеловечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив экономики какразвитых, так и развивающихся стран. В условиях развитой рыночной экономикиинфляция может рассматриваться, как неотъемлемый элемент хозяйственногомеханизма, там она может не представлять серьезной угрозы. Тогда как в странах,осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается,как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический типинфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию.
Инфляция бывает различной по своему характеру, интенсивностии проявлениям. Инфляционный рост цен не является простым следствием «злойволи» или непродуманных акций государственных чиновников. Это неизбежныйрезультат глубинных процессов в экономике, объективное следствие нарастаниядиспропорций между спросом и предложением, производством товаров потребления исредств производства, накоплением и потреблением. А значит, инфляционныепроцессы не могут рассматриваться как прямой результат только определеннойполитики. Исходя из выше сказанного, следует признать, что процесс инфляции (вразличных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый ипрактически неизбежный характер. На сегодняшний момент мы не имеем абсолютноправильной и подтвержденной всеми фактами теории инфляционных процессов,которой одной можно руководствоваться, оценивая инфляцию, ее причины ипоследствия. Каждая из перечисленных в данной работе теорий имеет как своисильные, так и слабые стороны. Любая современная школа не представляет собой единогомонолита. Все теории и концепции становятся взаимосвязанными, одна дополняет,продолжает другую или является альтернативной ей, обеспечивая возможностьширокого выбора методов объяснения, понимания и исследования инфляционныхпроцессов.
Практически во всех странах отмечается множество причининфляции. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретныхэкономических условий. На первом шаге инфляция может генерироваться из двухпротивоположных источников: со стороны спроса, со стороны предложения, но, дляпродолжения, инфляция нуждается в росте денежной массы, без которого более илименее быстро сходит на нет.
Единственный след исходного различия источников инфляции,который последняя сохраняет на всем протяжении своего существования — этопродолжительность периода дезинфляции. Так период дезинфляции в случае инфляциииздержек может быть существенно продолжительнее, чем в случае инфляции спроса.Все виды инфляции имеют сложные, разнообразные и весьма значительныеэкономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов.Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, такимобразом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере развития инфляцияпревращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряетэкономическую и социальную напряженность в обществе. К негативным последствияминфляционных процессов относятся: снижение реальных доходов и обесценениесбережений населения; потеря у производителей заинтересованности в созданиикачественных товаров; ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов вгороде деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожиданииповышения цен на продовольствие; ухудшение условий жизни преимущественно у представителейсоциальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов).
Нормализация денежногообращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений,настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь. Преодолеть инфляциюможно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы,что возможно лишь при стабильной политической ситуации.
Список использованных источников
1. Деньги. Денежноеобращение. Инфляция: учеб. пособие / В.В. Усов. — М.: Банки и биржи: Юнити,1999. — 544 с.
2. Экономика: под ред.доктора эк. наук, проф. А.С. Булатова – 4-е издание — М: Экономистъ, 2005. -831с.
3. Эк. теория: учебник — В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, А.С. Тарасевича — М: ИНФРА-М,2006. -672 с.
4. Деньги. Кредит.Банки.: Е.Ф. Жуков, Зеленкова Н.М., Л.Т. Литвиненко/ под ред. проф. Е.Ф.Жукова-М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -703 с.
5. Деньги. Кредит.Банки.: учебник / под ред. О.И. Лаврушиной — М: КНОРУС, 2005-560с.
6. Деньги. Кредит.Банки: учебник / под ред. Г.И. Белоглазовой-М: Юрайт-издат, 2004-620 с.
7. Высокая инфляция — главный фактор риска для российской экономики / А.В. Балабанов // Управлениериском. — 2007. — N 1. — с.54-60
8. Инфляция в России:аналитические материалы / В.А. Гамза // Деньги и кредит. — 2006. — N 9. — с.58-70
9. Инфляция: российскиеи мировые тенденции / А. Кудрин // Вопросы экономики. — 2007. — N 10. — с.4-26
10. Инфляция ивоспроизводство / О. Рогова // Экономист. — 2007. — N 1. — с.37-45
11. Денежно-кредитнаяполитика и инфляция // Российская экономика: прогнозы и тенденции. — 2007. — N7. — с.11-12
12. Инфляция / О. Тарханов // Общество и экономика. — 2004. — N 10. — с.136-156
13. Инфляция иэкономический рост — стандартная модель и современная реальность / Н.И.Никитина // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика. — 2005. — N 2.. — с.3-12.
14. Экономический рост иинфляция в России / С.А. Мицек // Финансы и кредит. —
2006. — N 35. — С.12-18.
15. Базовая инфляция ивлияние денежных факторов на инфляционные процессы // Проблемы прогнозирования.- 2003. — N3. — с.120-130
16. Деньги: инфляция, еемоделирование и теория негативных экономических оценок / С.К. Семенов //Финансы и кредит. — 2006. — N 30. — с. 20-25
17. Российскийстатистические ежегодник. Официальное издание 2005г. – М:. 2006, с.667
18. Сайт ЦентральногоБанка России www. cbr. ru
19. Сайт Минфина Россииwww. minfin. ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.