Реферат по предмету "Банковское дело"


Государственные ценные бумаги России

Содержание
Введение 4
Раздел1. Теоретические основы функционирования рынка ценных бумаг 6
1.1.Рынок ценных бумаг:структура, сущность, функции  6
1.2.Рынокгосударственных ценных бумаг: сущность, виды, сроки обращения 14
1.3.Нормативно-правоваябаза рынка ценных бумаг, государственных        ценных бумаг 15
1.4.Современноесостояние рынка ценных бумаг России  18
Раздел2. Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг России  23
2.1.Обзор и анализпервичного рынка государственных ценных бумаг 24
2.2.Обзор и анализвторичного рынка государственных ценных бумаг 31
Раздел3. Тенденции развития Российского фондового рынка 38
Выводы  45
Список использованной литературы  47
Введение
Рынок государственных ценных бумаг – важнейший элементфондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынокгосударственных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствованиевременно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных ифинансовых компаний, различных предприятий и населения.
Различные государственные ценные бумаги активно используютсяпри проведении Центральным Банком Российской Федерации денежно-кредитнойполитики.
Ценные бумаги, будучи надёжными и ликвидными активами, применяютсядля поддержки ликвидности баланса финансово-кредитных учреждений.
Средства, полученные от реализации государственных ценныхбумаг, позволяют безинфляционно покрыть дефицит государственного бюджета.
Основная цель выпуска займов в сегодняшней России – покрытиепереходящего из года в год дефицита бюджета и рефинансирование предыдущихзаймов. Обычно для этих целей выпускаются среднесрочные и долгосрочныеобязательства, но в России в последние годы удерживалась высокая инфляция, ипотому для финансирования дефицита бюджета используются преимущественнократкосрочные бумаги и отчасти средние с минимальным сроком погашения.
К сожалению, в России мало известны облигации, выпускаемыепод конкретные проекты, — как это делается, например, в Японии, где такие облигацииназываются «строительными»: средства, полученные от их размещения,направляются на строительство дорог, жилья, инфраструктуры.
Долговые обязательства, эмитируемые правительством,рассчитываются как на оптовый рынок (крупных дилеров и инвесторов — юридическихлиц), так и на розничный рынок (население, мелких институционных инвесторов).Обычно для оптового рынка выпускаются бумаги с большим номиналом и вдематериализованной форме, а режим их функционирования обеспечивает не тольковысокую надежность, но и высокую ликвидность. Бумаги, выпускаемые длянаселения, больше напоминают сберегательные сертификаты. Сравнительно низкаяликвидность таких бумаг компенсируется более высоким доходом.
Важнейшей задачей эмитента государственных ценных бумагявляется конструирование эмиссии разнообразных видов обязательств,приспособленных к меняющейся ситуации на денежном рынке и удовлетворяющихинтересы различных инвесторов, включая население, и размещение их на финансовомрынке с использованием высоких технологий, позволяющих поддерживать ихликвидность.
Цель курсовой работы: тенденции развития Российскогофондового рынка.
Задачи работы: рынок ценных бумаг, его структура, сущность,функции; рынок государственных ценных бумаг, его сущность, виды, срокиобращения; нормативно-правовая база рынка ценных бумаг, государственных ценныхбумаг; обзор и анализ первичного рынка государственных ценных бумаг, обзор ианализ вторичного рынка государственных ценных бумаг.
Методы, использованные при написании курсовой работы:теоретический анализ, анализ статистического и фактического материала,графический метод.
Раздел 1. Теоретические основы функционированиярынка ценных бумаг1.1.Рынок ценных бумаг: структура, сущность, функции
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – это часть финансовогорынка, наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота. Нафондовом рынке обращаются специфические финансовые инструменты – ценные бумаги.
Ценные бумаги – это документы установленной формы иреквизитов, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передачакоторых возможны только при их предъявлении. Данные имущественные права поценным бумагам обусловлены предоставлением денег в ссуду и на созданиеразличных предприятий, куплей-продажей, залогом имущества и т.п. В связи с этимценные бумаги дают их владельцам право на получение установленного дохода.Ценные бумаги – это особый товар, который обращается на рынке и отражаетимущественные отношения. Ценные бумаги можно покупать, продавать, переуступать,закладывать, хранить, передавать по наследству, дарить, обменивать. Они могутвыполнять отдельные функции денег (средство платежа, расчетов). Но в отличие отденег они не могут выступать в качестве всеобщего эквивалента.
Бурное становление и развитие рынка ценных бумаг в России нагребне обвальной приватизации вызвало к жизни большое число акционерныхобществ, выпускающих акции и облигации. Нестабильная финансовая ситуация ибюджетный дефицит предопределили широкое распространение государственных имуниципальных ценных бумаг (в основном облигации). Неплатежеспособность многихпредприятий обусловила использование векселей. Неустойчивость финансового рынкав целом породила появление ряда суррогатных ценных бумаг.[1]
Ценные бумаги играют значительную роль в платежном оборотегосударства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращениисоставляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементомэкономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющихсвободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумагявляется наиболее активной частью современного финансового рынка России ипозволяет реализовывать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов ипосредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынкапродолжает возрастать.
Цель рынка ценных бумаг – аккумулировать финансовые ресурсыи обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различнымиучастниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлятьпосредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов кэмитентам ценных бумаг. Задачами рынка ценных бумаг являются:
– мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретныхинвестиций;
– формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;
– развитие вторичного рынка;
– активизация маркетинговых исследований;
– трансформация отношений собственности;
– совершенствование рыночного механизма и системы управления;
– обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственногорегулирования;
– уменьшение инвестиционного риска;
– формирование портфельных стратегий;
– развитие ценообразования;
– прогнозирование перспективных направлений развития.[4]
К основным функциям рынка ценных бумаг относятся: учетная,контрольная, сбалансирования спроса и предложения, стимулирующая,перераспределительная, регулирующая.
Учетная функция проявляется в обязательном учете вспециальных списках (реестрах) всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке,регистрации участников рынка ценных бумаг, а также фиксации фондовых операций,оформленных договорами купли-продажи, залога, траста, конвертации и др.
Контрольная функция предполагает проведение контроля засоблюдением норм законодательства участниками рынка.
Стимулирующая функция заключается в мотивации юридических ифизических лиц стать участниками рынка ценных бумаг. Например, путемпредоставления права на участие в управлении предприятия (акции), права наполучение дохода (процентов по облигациям, дивидендов по акциям), возможностинакопления капитала или  права стать владельцем имущества (облигации).
Перераспределительная функция состоит в перераспределении(посредством обращения ценных бумаг) денежных средств (капиталов) междупредприятиями, государством и населением, отраслями и регионами. Прифинансировании дефицита федерального, краевых, областных и местных бюджетов засчет выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг и их реализацииосуществляется перераспределение свободных финансовых средств предприятий инаселения в пользу государства.
Регулирующая функция означает регулирование (посредствомконкретных фондовых операций) различных общественных процессов. Например, путемпроведения операций с ценными бумагами регулируется объем денежной массы вобращении. Продажа государственных ценных бумаг на рынке сокращает объемденежной массы, а их покупка государством, наоборот, увеличивает этот объем.[7]
Рынок ценных бумаг как инструмент рыночного регулированияиграет важную роль. К вспомогательным функциям фондового рынка можно отнестииспользование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении,реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционнойполитике.
Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важнуюмакроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционныхресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективныхотраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы изотраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Такимобразом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовыхканалов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынокценных бумаг предоставляет инвесторам хранить и приумножать их сбережения.
Рынок ценных бумаг имеет свои особенности, которые связаны с конкретной структурой обращающихся ценных бумаг, деловой активностью тех илииных участников рынка, общим состоянием экономики, выбранной моделью рынка. Ондолжен учитывать специфику и природу отдельных ценных бумаг как финансовыхинструментов.
Рынок ценных бумаг может быть условно разделен на отдельныесектора:
– по структуре участников. Рынок ценных бумаг включает в себя, с однойстороны, эмитентов, выпускающих ценные бумаги, с другой стороны, инвесторов,покупающих ценные бумаги, а также посредников (дилеров, брокеров, маклеров),помогающих обращению ценных бумаг и совершению фондовых сделок;
– по экономической природе ценных бумаг, по их отношению к собственности(владение, распоряжение, пользование);
– по связи ценных бумаг с выпуском, первичным размещением и последующим обращением(первичный и вторичный рынок). На первичном рынке происходит выпуск ценныхбумаг в обращение (эмиссия), а на вторичном осуществляются фондовые операции;
– по эмитентам и инвесторам (государство, юридические лица);
– по гражданству эмитентов и инвесторов (резиденты и нерезиденты);
– по территории, на которой обращаются ценные бумаги (региональный, национальныйи мировой рынок);
– по степени риска (высокорисковый, среднерисковый и малорисковый рынок).
На рынке ценных бумаг различают три основные формыдеятельности: государственную, профессиональную и частную. Государственнойдеятельностью на рынке ценных бумаг занимаются Президент РФ, Правительство,Центробанк, Министерство финансов и др. К профессиональной деятельностиотносится работа фондовых бирж, инвестиционных фондов, брокеров, дилеров,маклеров. Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны иметьквалификационный аттестат и лицензию. Частной деятельностью на рынке ценныхбумаг занимаются остальные участники рынка, которые не относятся кпрофессиональным участникам и не имеют лицензии на право ведения профессиональнойдеятельности на рынке. [13]
Участники рынка ценных бумаг могут осуществлять различныевиды деятельности (брокерская, дилерская, траст, клиринг, консалтинг, хранение,залог и др.)
Рассмотрим краткую характеристику основных видовдеятельности на рынке ценных бумаг.
1. Брокерская деятельность. Брокер на чужие деньги за комиссионныевыполняет поручения, чтобы купить или продать ценные бумаги.
2. Дилерская деятельность. Дилер на собственные деньги на свой страх и рискведет фондовые операции.
3. Маклерская деятельность. Маклер (спекулянт) играет на повышение илипонижение цен на фондовом рынке в целях получения прибыли.
4. Депозитарная деятельность. Депозитарии предлагают хранение ценных бумагпод определенную ответственность и на определенных условиях.
5. Клиринговая деятельность. Клиринг на рынке ценных бумаг предполагаетвыполнение обязательств по поставке ценных бумаг и расчетам по ним.
6. Трастовая деятельность. Траст основан на передаче доверительному управляющемупо трастовому договору всех или части полномочий по управлению и распоряжениюценными бумагами.
7. Ведение реестра ценных бумаг. Реестродержатель осуществляет все операциипо учету движения ценных бумаг и отражению в реестре права собственности наних.
8. Консалтинг. Консультационная, аналитическая деятельность на рынке ценныхбумаг основана на широком использовании экспертных оценок. Консалтинг – этопрофессиональная помощь в форме консультаций или рекомендаций со сторонывысококвалифицированных специалистов по анализу, прогнозу и решению практическихпроблем на рынке ценных бумаг. [12]
Теперь рассмотрим структуру рынка ценных бумаг, а именнопервичный и вторичный рынки.
Первичный рынок ценных бумаг – это место, где происходитпервичная эмиссия и первичное размещение ценных бумаг. Целью первичного рынкаявляется организация первичного выпуска ценных бумаг и их размещение. К задачампервичного рынка относятся:
– Привлечение временно свободных ресурсов;
– Активизация финансового рынка;
– Снижение темпов инфляции.
Первичный рынок выполняет следующие функции:
– Организация выпуска ценных бумаг;
– Размещение ценных бумаг;
– Учет ценных бумаг;
– Поддержание баланса спроса и предложения.
Основные субъекты первичного рынка – это эмитенты иинвесторы. Активными участниками этого рынка являются инвестиционные фонды ифинансовые компании, а также посредники (фирмы, агентства). Активно работают напервичном рынке коммерческие банки.
К основным операциям рынка ценных бумаг относятся:
– Эмиссия;
– Определение основных форм размещения выпущенных ценных бумаг;
– Определение рыночной стоимости ценных бумаг;
– Оценка инвестиционного риска;
– Государственная регистрация выпуска;
– Размещение ценных бумаг;
– Регистрация отчета об итогах выпуска;
– Назначение реестродержателя;
– Хранение.
Вторичный рынок ценных бумаг – это наиболее активная частьфондового рынка, где осуществляется большинство операций с ценными бумагами.Цель вторичного рынка – обеспечить реальные условия для покупки, продажи идругих операций после их первичного размещения. Задачами развития вторичногорынка ценных бумаг в России являются:
– Повышение финансовой активности;
– Развитие новых форм финансовой практики;
– Совершенствование нормативно-правовой базы;
– Развитие инфраструктуры рынка;
– Соблюдение принятых правил и стандартов.
К особенностям российского вторичного рынка относятся:
– Специфика становления рынка ценных бумаг;
– Неравноценность ценных бумаг по их инвестиционным возможностям;
– Отсутствие единых канонов и правил поведения на рынке.
Долгое время фондовый рынок России существовал как быотдельно от реальной экономики. Ценные бумаги предприятий покупали, потому чтосчитали их дешевыми. Но нельзя построить фондовый рынок на неработающихактивах. Пять последних лет курс акций предприятий рос или падал чаще всего безвсякой «оглядки» на изменения финансово-экономической ситуации. И в целом можноконстатировать, что вторичный рынок ценных бумаг не выполняет своей главнойзадачи – перераспределение капиталов в наиболее эффективные производства ипривлечение инвестиций для развития предприятий.[5]
Вторичный рынок ценных бумаг включает организованный инеорганизованный (внебиржевой) рынок. Основными участниками вторичного рынкаявляются государство, акционерные общества, специалисты, инвестиционные фонды,коммерческие банки, фондовые центры и магазины.
К операциям организованного вторичного рынка относятсяклассические биржевые операции. К операциям внебиржевого рынка относятсякупля-продажа, хранение ценных бумаг, определение рыночной стоимости ценныхбумаг, маркетинговые исследования, ценообразование, оценка инвестиционногориска. Внебиржевой оборот характеризуется меньшей организованность и меньшей зарегулированностьюпо сравнению с биржевым оборотом. Обращение ценных бумаг на вторичном рынке –это в основном их перепродажа. Большая часть сделок купли-продажи производитсячерез посредников – брокеров, инвестиционных дилеров, трейдеров.
Вторичный рынок выполняет две функции: сводит друг с другомпродавцов и покупателей и способствует выравниванию спроса и предложения. Объемсделок на вторичном рынке в индустриально развитых странах существенно выше,чем на первичном. Например, в США он составляет примерно 60-70% общего объемаопераций с ценными бумагами.[5] Российский вторичный рынок находится в стадиистановления. Особое место на вторичном рынке занимают регионы. Развитиерегиональных рынков ценных бумаг является одним из важных условий ростаэкономики многих областей.1.2.Рынок государственных ценных бумаг: сущность,виды, сроки обращения
Государственные ценные бумаги – это бумаги, которыевыпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнениягосударственного бюджета. Различают следующие виды государственных ценныхбумаг:
– Наличные и безналичные;
– Документарные и бездокументарные;
– Гарантированные и доходные;
– Рыночные и нерыночные;
– Именные и на предъявителя.
Государственные ценные бумаги могут выполнять такие функциикак: налоговое освобождение, обслуживание государственного долга,финансирование государственных доходов. Они бывают:
– Государственные долгосрочные обязательства;
– Государственные краткосрочные бескупонные  обязательства;
– Облигации государственного сберегательного займа;
– Государственные казначейские векселя;
– Облигации внутреннего валютного займа и т.д.
Рассмотрим особенности отдельных видов государственныхценных бумаг.
Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) обращаютсяс 1992 года. Они весьма доходны – в отдельные периоды их доходность достигала500% годовых. ГКО приобретают в основном банки и финансовые компании.
Краткосрочные обязательства (КО) в основном использовалисьдля зачета налогов предприятиям. Их выпуск составлял в среднем 30% эмиссии ГКО.С помощью КО были решены многие проблемы финансирования государственногобюджета. Но так как они бесконтрольно перепродавались, государство не моглоконтролировать их рынок. Наблюдалась высокая доходность спекулятивных операций.Денег на нем было гораздо больше чем обязательств. Это было связано с тем, чтокупив КО, можно было получить налоговое освобождение, а также с тем, чтономинал КО был в пять раз ниже их рыночной цены.
Облигации Банка России – инструменты кредитно-денежнойполитики, выпускаемые Центробанком. Покупать их могут лишь коммерческие банкидля поддержания ликвидности. [14]
Муниципальные ценные бумаги выпускаются органами местногосамоуправления для покрытия дефицита местных бюджетов и целевого финансированиятерриториальных программ.
Таким образом, основным видом ценных бумаг продолжаютоставаться государственные ценные бумаги. Недостаток рынка состоит в том, чтона нем нет юридических посредников – в лице солидных брокерских фирм илиинвестиционных банков. Поэтому рынок ценных бумаг на сегодняшний день носитнеполноценный характер. Основная причина – отсутствие его законодательногорегулирования со стороны Правительства.1.3.Нормативно-правовая база рынка ценных бумаг,государственных        ценных бумаг
Законодательной основой развития рынка ценных бумаг являютсянормативно-правовые акты, принятые главным образом в 1991-1996 годах. Общеепонятие ценных бумаг и операций с ними дано в Гражданском кодексе РФ.Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года регулируетдеятельность профессиональных участников этого рынка, дает характеристику ролии механизма действия фондовых бирж, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг(ФКЦБ России) и ее региональных отделений, формулирует основные понятия рынкаценных бумаг. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от25 декабря 1995года регламентирует действия акционерного общества на рынке ценных бумаг. Ондает характеристику содержания ряда фондовых операций акционерного общества, определяетправа и обязанности владельцев акций и облигаций, правила регистрации ценныхбумаг и некоторые вопросы определения рыночной стоимости акций. Федеральныйзакон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от15 марта 1999 года регламентирует вопросы раскрытия информации и порядок защитыправ и интересов инвесторов на фондовом рынке.
Большое число нормативных актов, выпущенных Федеральнойкомиссией по рынку ценных бумаг РФ, регулирует ряд отдельных процедур.Например, «Стандартные эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии приреорганизации коммерческих организаций», утвержденные постановлением ФКЦБРоссии от11 ноября 1998 года №48, детально описывают порядок выпуска акций иоблигаций акционерных обществ и иных коммерческих структур, размещаемых при ихреорганизации.
Перечень основных законодательных и нормативных документов,регулирующих рынок ГКО-ОФЗ на современном этапе развития рынка ценных бумаг вРоссии (с последующими изменениями и дополнениями):
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ.
2. Федеральный закон “Об особенностях эмиссии и обращения государственных имуниципальных ценных бумаг” от 29.07.1998 г. №136-ФЗ.
3. “Генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонныхоблигаций”, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. №790.
4. “Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов”,утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 г. №458.
5. “Положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Центральногобанка Российской Федерации”, утвержденное Постановлением Правительства РФ от12.10.1999 г. №1142.
6. “Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонныхоблигаций”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 24.11.2000 №103н.
7. “Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купоннымдоходом”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 16.08.2001 №65н.
8. “Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купоннымдоходом”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 22.12.2000 №112н.
9. “Условия выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купоннымдоходом”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 18.08.1998 №37н.
10. “Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизациейдолга”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 27.04.2002 №37н.
11. Положение Банка России “Об обслуживании и обращении выпусков федеральныхгосударственных ценных бумаг” от 25.03.2003 г. №219-П.
12. Положение Банка России “О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО сгосударственными ценными бумагами Российской Федерации” от 25.03.2003 г.№220-П.
13. Положение Банка России “Об обращении выпусков Облигаций Банка России” от28.08.1998 г. №53-П.
14. Положение Банка России “О порядке рассмотрения документов и заключенияБанком России договоров о выполнении функций Дилера на рынке ГКО-ОФЗ” от10.11.1998 г. №59-П.
15. Положение Банка России “О порядке осуществления расчетов по операциям сфинансовыми активами на ОРЦБ” от 08.06.1998 г. №32-П.
16. Положение Банка России “О порядке депозитарного учета на Организованномрынке ценных бумаг”  от 28.02.1996 г. № 35, утвержденное Приказом Банка Россииот 28.02.1996 г. № 02-51.
17. Инструкция Банка России “О специальных счетах нерезидентов типа “С” от28.12.2000 г. №96-И. [14]
В настоящее время имеют место многие случаи несоблюдениязаконодательства о ценных бумагах и нарушения прав инвесторов. При этомдействующая нормативно-правовая база фрагментарна и не обеспечивает должнойзащиты прав инвесторов. До сих пор не определены четкие санкции за выпусксуррогатов ценных бумаг, не созданы механизмы предупреждения и пресечениямошенничества на рынке. Законодательство должно содержать четкое определениеоснования для частных исков инвесторов, создавать и закреплять эффективныемеханизмы их защиты, предусматривать уголовную ответственность за преступлениена фондовом рынке.1.4.Современное состояние рынка ценных бумаг России
Формирование фондового рынка в России повлекло за собойвозникновение связанных с этим процессом многочисленных проблем, преодолениекоторых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынкаценных бумаг.
Можно выделить следующие ключевые проблемы развитияроссийского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е.хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг спервоочередного обслуживания финансовых запросов государства иперераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции — направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развитияпроизводства в России.
3. Улучшение законодательства и контроль за выполнениемэтого законодательства.
4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чегонеобходимо:
– создание государственной долгосрочной концепции и политики действий вобласти восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательныйвыбор модели фондового рынка), а также определение доли источниковфинансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;
– необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многихгосударственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;
– ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынкаи ее правовой базы;
– создание системы отчетности и публикации макро — и микроэкономической информациио состоянии рынка ценных бумаг;
– гармонизация российских и международных стандартов, используемых нарынке ценных бумаг;
– создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционнымиинститутами;
– государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;
– приоритетное выделение государственных финансовых и материальныхресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;
– перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной наобход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие ролигосударства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;
– срочное создание государственной или полугосударственной системы защитыинвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционныхинститутов;
5. Реализация принципа открытости информации черезрасширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введениепризнанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сетиспециализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объектыинвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценныхбумаг и т.п.
Основными перспективами развития современного рынка ценныхбумаг на нынешнем этапе являются:
– концентрация и централизация капиталов;
– интернационализация и глобализация рынка;
– повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;
– компьютеризация рынка ценных бумаг;
– нововведения на рынке;
– секьюритизация;
– взаимодействие с другими рынками капиталов.
Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет двааспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рыноквовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становитсяосновной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынкана основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), таки путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг(централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговыесистемы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже времярынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.
Интернационализация рынка ценных бумаг означает, чтонациональных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценныхбумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными.Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальномрынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональныхкомпаний.
Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему состороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровняорганизованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы изначение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушениюэкономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценныхбумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том,что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства имошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынокбыл правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главнымучастником рынка — государством.
Компьютеризациярынка ценных бумаг – результат широчайшеговнедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последниедесятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современныхформах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершитьреволюцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системыбыстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так ив его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведенийна рынке ценных бумаг.
Нововведения на рынке ценных бумаг:
– новые инструменты данного рынка;
– новые системы торговли ценными бумагами;
– новая инфраструктура рынка.
Новыми инструментами рынка ценных бумаг являются, преждевсего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценныхбумаг, их видов и разновидностей.
Новые системы торговли – это системы торговли, основанные наиспользовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие веститорговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, безнепосредственных контрактов между продавцами и покупателями.
Новая инфраструктура рынка- это современные информационныесистемы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценныхбумаг.
Секьюритизация- это тенденция перехода денежных средств изсвоих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних формценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.
Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновениюдругих рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С однойстороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой –перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самымспособствует их развитию.[11]
Раздел 2. Анализ состояния рынка государственныхценных бумаг России
Рынок ГКО-ОФЗ — рынок, организованный и регулируемыйМинистерством финансов РФ и Банком России в целях реализации бюджетной иденежно-кредитной политики, приобретает в современных условиях России значениев качестве одного из основных источников финансирования крупных инвестиционныхпрограмм.
Государство может выступать на фондовом рынке как активныйучастник, аккумулируя с помощью рыночных инструментов средства инвесторов (впервую очередь — населения) и направляя их на финансирование национальныхинвестиционных программ.
Имея в руках столь мощный источник средств, как рынокгосударственных ценных бумаг, правительство может создать программу помощиразвитию реального сектора, к основным направлениям реализации которой можноотнести:
– инвестиции в базовую экономику — строительство автомобильных и железныхдорог и т.п.;
– вложения в новейшую экономику — в современные средства телекоммуникации,Интернет-технологии и др.;
– обеспечение финансовой помощи промышленности в сфере высоких технологий;
– решение социальных задач, в частности — поддержка жилищногостроительства;
– содействие в укреплении и развитии инфраструктуры финансового рынка.
Одной из наиболее серьезных предпосылок успешной реализацииинвестиционной составляющей рынка государственных ценных бумаг России служитвысокая степень развития важнейшей составляющей частью рынка государственныхценных бумаг России — рынка ГКО-ОФЗ.
В настоящее время рынок ГКО-ОФЗ является одним из наиболеепередовых сегментов российского финансового рынка, базирующимся на уникальнойвсероссийской межрегиональной инфраструктуре. К основным характеристикам рынкаГКО-ОФЗ относятся:
– высокая надежность функционирования;
– всероссийский охват;
– использование современных технологий доступа;
– соответствие используемых технологий современным международным стандартам.2.1.Обзор и анализ первичного рынка государственныхценных бумаг
В мае на рынке государственных ценных бумаг ускорился ростцен основных инструментов на фоне высокой рублевой ликвидности и снижения курсадоллара. Вместе с тем объем торгов на рынке ГКО-ОФЗ сокращается третий месяцподряд, что говорит о том, что потенциал снижения доходности государственныхбумаг практически исчерпан, и в ближайшей перспективе темп роста ценсущественно снизится.
При этом спрос на новые бумаги, размещаемые денежныевластями, остается стабильно высоким и падение объемов продаж на первичномрынке связано с некоторым снижением предложения бумаг со стороны Минфина иЦентробанка.
Обороты на первичном рынке в мае в 4 раза превысили объемторгов на вторичном рынке государственных бумаг. При этом, наибольший объемразмещений пришелся на аукционы, проводимые Банком России в рамках БиржевогоМодифицированного РЕПО (БМР).
/>

Рис. 2.1. Структура рынка ГКО-ОФЗ в мае 2003 г.
Таблица 2.1
Аукционы биржевого модифицированного РЕПО в маеБумага ОФЗ 46006 ОФЗ 26197 ОФЗ 46009 ОФЗ 46007 ОФЗ 46008 Дата аукциона
08.05.03
15.05.03
15.05.03
22.05.03
29.05.03 Дата обратного выкупа/погашения
05.06.03
17.09.03
11.06.03
19.06.03
26.06.03 Объем выпуска, млн. руб. 20 000 20 000 20 000 20 000 20 000 Спрос по деньгам, млн. руб. 17 906,27 35 719,07 31 297,35 28 018,93 26 652,41 Цена отсечения, % от номинала 99,737 100,282 99,747 99,741 99,756 Средневзвеш. цена % 99,738 100,306 99,747 99,741 99,766 Доходность по цене отсечения, % годовых 3,44 4,98 3,43 3,39 3,19 Доходность по средневзвешенной цене, % годовых 3,42 4,92 3,43 3,39 3,06 Объем размещения по номиналу, млн. руб. 10 301,57 19 333,45 17 998,80 13 876,91 12 403,29 Всего, млн. руб. 73 914,02 Изменение, в % к предыдущему месяцу -50%
Суммарный объем бумаг, размещенных в рамках БМР в мае,составил 73,9 млрд. руб., что на 50% меньше, чем месяцем ранее. На четырех изпяти аукционах спрос на бумаги, продаваемые из портфеля ЦБ с условием обратноговыкупа, намного превышал предложение. Наибольшим спросом пользовались бумаги,размещенные в рамках «нестандартного» РЕПО сроком на 3 мес., они были размещеныпрактически полностью (97% выпуска). На остальных аукционах было размещено от52% до 90% предложенных бумаг.
Министерство финансов разметило в мае 2 выпуска ОФЗноминалом 6 млрд. руб. и 8 млрд. руб. и один выпуск ГКО номиналом 5 млрд. руб.В частности был размещен дополнительный выпуск ОФЗ-АД 46014 (погашением 29августа 2018 года) и ОФЗ-ФД 27023 (погашением 20 июля 2005 года). Хотя на всехаукционах спрос на бумаги превышал предложение, выпуски были размещены неполностью, и впоследствии Банк России доразмещал их на вторичном рынке. [9]
Таблица 2.2
Аукционы Минфина в маеБумага ГКО 21169 ОФЗ-ФД 27023 ОФЗ-АД 46014 ОФЗ-АД 46002 ОФЗ-ФД 27022 Дата аукциона 07.05.03 21.05.03 21.05.03 19.03.03 19.02.03  Дата погашения 05.11.03 20.07.05 29.08.18 08.08.12 15.02.06  Объем эмиссии, млн. руб. 5 000 6 000 8 000 8 000 Объем спроса по номиналу, млн. руб. 8 948,562 10 789,422 8 139,621 Цена отсечения, % от номинала 97,331 102,898 110,261 Средне-взвешенная цена, % от номинала 97,331 103,002 110,701 Доходность по цене отсечения, % годовых 5,50 6,80 7,65 Доходность по средневзвешенной цене, % годовых 5,50 6,75 7,59 Объем размещения по номиналу, млн. руб. 2 468,55 5 973,00 4 792,76 2 603,58 Дата доразмещения 14.05.2003-15.05.2003 07.05.03-14.05.03 14.05.2003-15.05.2003 Объем доразмещения по деньгам, млн. руб. 560,000 604,045 626,125 Всего (размещения + доразмещения), млн. руб. 15 024,48  Изменение в % к предыдущему месяцу -10%
Выплаты Министерства Финансов компенсировали большую частьзатрат на приобретение инвесторами бумаг. Так, в мае был погашен выпуск ГКО21164 на сумму в 1,79 млрд. руб. и выпуск ОФЗ-ФД 27008 на сумму в 9,54 млрд.Кроме того, были осуществлены купонные выплаты на сумму в 3,28 млрд. руб. Витоге благодаря операциям денежных властей привели к тому, что объем рынка пономиналу за май увеличился на 5,79% до 452,16 млрд. руб., а реальный объем – на23,76% до 469,73 млрд. руб. При этом в номинальной структуре рынка выросла доляОФЗ-АД до 43,7% с 42,6% месяцем ранее (до 144,797 млрд. руб.), а доля ОФЗ-ФДсократилась с 49,2%до 45,97% (до 152,194 млрд. руб.). [9]
Таблица 2.3
Выплаты Министерства финансов в маедата выплата Объем выплаты (млн. руб.) Ставка купона (% годовых) Выплата на 1 бумагу (руб.) 07.05.03 погашение ГКО 21164 1 787,72 - - 07.05.03 выплата 7-го купона по ОФЗ — ФД 27015 478,72 12 29,92 07.05.03 выплата 5-го купона по ОФЗ — ФД 27017 359,04 12 29,92 21.05.03 выплата 17-го купона по ОФЗ — ФД 27008 238,558 10 0,25 21.05.03 погашение ОФЗ — ФД 27008 9542,3193 - - 21.05.03 выплата 7-го купона по ОФЗ — ФД 27012 455,7556 10 0,5 21.05.03 выплата 6-го купона по ОФЗ — ФД 27016 169,721 12 29,92 21.05.03 выплата 1-го купона по ОФЗ — ФД 27022 515,2879 10 24,93 21.05.03 выплата 4-го купонная   ОФЗ-АДSU45001RMFS3 1059,3767 14 34,9 ИТОГО 14 606,50 Изменение в % к предыдущему месяцу 77%
В мае рост котировок государственных ценных бумагсопровождался ускорением темпов номинальной ревальвации российской национальнойвалюты, а также существенным увеличением остатков средств коммерческих банковна корреспондентских счетах в Банке России. Большие объемы ликвидности,поступающие в экономику в результате продажи экспортной выручки, способствуютподдержанию устойчивого спроса на рублевые активы и, в частности, стимулируютснижение доходности государственных ценных бумаг в условиях недостаткапредложения данных финансовых инструментов. Рост среднедневного остатка средствкоммерческих банков на корреспондентских счетах в Банке России на 12% посравнению с апрелем также сыграл важную роль в повышении котировок ГКО-ОФЗ (рис.2.2) и способствовал сохранению высокого спроса на другие инструментывнутреннего финансового рынка. [9]
/>
Рис.2.2.Котировки «бенчмарки» и остатки на корсчетах
По итогам месяца номинальный обменный курс рубля впервыеувеличился более чем на 1,2%, что стало дополнительным фактором вложениясредств в активы с положительной доходностью к перепродаже. В мае динамикаставок по ГКО-ОФЗ в целом соответствовала изменениям обменного курса рубля(рис. 2.3), т.к. средства, полученные от продажи валютной выручки, практическисразу направлялись на фондовый рынок.
/>
Рис.2.3.Основные показатели валютного рынка и рынка ГКО-ОФЗ
В мае политика Минфина России способствовала удлинениюрыночной дюрации за счет эмиссии дополнительного выпуска ОФЗ 46014 с погашениемв 2018 г. Неуклонный рост показателя дюрации свидетельствует о постепенном устраненииструктурных диспропорций на рынке ГКО-ОФЗ, связанных с чрезмерной долейкраткосрочного сегмента. В результате должна повыситься эффективность не толькобюджетно-налоговой, но и денежно-кредитной политики: переориентация МинфинаРоссии на средне- и долгосрочные заимствования позволит Банку России оказыватьвоздействие на уровень процентных ставок по краткосрочным выпускам, формируястоимость привлечения средств на денежном рынке.
  Как и в предыдущие месяцы, в мае аукционыМинфина России проводились в условиях повышенного спроса на государственныеоблигации. Особенностью отчетного периода стало размещение почти 100%дополнительного выпуска ОФЗ 27023 непосредственно в ходе аукциона.Исключительно благоприятные для эмитента условия заимствования позволяют емупривлекать необходимый объем средств, не прибегая к операциям на вторичныхторгах: третий месяц подряд доля доразмещений в совокупном рыночном оборотенаходится на уровне 10%.
В июне доходность государственных облигаций практически неизменилась: впервые с начала года отсутствовал рост котировок ГКО-ОФЗ.Перераспределение государственных ценных бумаг в собственных портфеляхучастников в связи с подведением финансовых итогов квартала привело кувеличению среднедневного оборота торгов на 30% по сравнению с предыдущиммесяцем. Отличительной чертой июня стала активизация спроса на рефинансированиев Банке России на фоне снижения интереса к стерилизационным инструментам.
Несмотря на сохранение высокого уровня рублевой ликвидности,участники рынка воздерживались от масштабных инвестиций в инструментыгосударственного внутреннего долга из-за неопределенности ожиданий относительнодальнейшей динамики цен государственных облигаций. В случае существенногозамедления роста котировок либо формирования противоположной ценовой динамикивероятно снижение объема вложений в государственные ценные бумаги, т.к.основным фактором спроса на ГКО-ОФЗ в первом полугодии 2003 г. являласьвозможность получения спекулятивной прибыли.
  В июне следствием стабилизации конъюнктурырынка государственных облигаций стало снижение доходности к перепродаже базовыхвыпусков ОФЗ до отрицательного уровня. Таким образом, развитие ситуации нарынке государственного внутреннего долга в целом соответствовало общей динамикестоимости наиболее ликвидных активов (рис.2.4). [9]
/>
Рис.2.4.Доходность от владения финансовыми активами в течениимесяца   (% годовых)
В июне сокращение предложения государственных облигаций состороны крупных участников способствовало уменьшению доли сделок на средне- идолгосрочном сегменте рынка ГКО-ОФЗ в общем объеме торгов. При этом оборот пократкосрочным государственным ценным бумагам составил 52,3% всех рыночныхсделок, а доля операций с ГКО-ОФЗ со сроком до погашения менее 90 днейувеличилась более чем в 3 раза по сравнению с маем (рис. 2.5). Таким образом, вотчетном периоде действия инвесторов на рынке государственных облигаций восновном были направлены на управление текущей ликвидностью и покупкуфинансовых инструментов, обеспечивающих относительно быстрый возврат вложенныхсредств.
/>
Рис.2.5.Структура операций с ГКО-ОФЗ по срокам погашения
(% совокупного оборота)
В отсутствие крупных операций со стороны дилеров возрослаактивность инвесторов на краткосрочном сегменте рынка государственноговнутреннего долга: по итогам месяца совокупный портфель государственных облигаций,принадлежащих инвесторам, увеличился на 1 млрд. руб. по номинальнойстоимости.2.2.Обзор и анализ вторичного рынка государственныхценных бумаг
В июне рост цен на рынке внутреннего государственного долгабыл далеко не таким уверенным, как в предыдущем месяце. Cложившаясяв этом году тенденция к снижению доходностей была продолжена только в началемесяца, уже в середине месяца на рынке ГКО-ОФЗ началось разнонаправленноеколебание цен инструментов. В итоге на конец июня цены ряда выпусковопустились, хотя большая часть ликвидных бумаг все же выросла в цене.
Оборот вторичного рынка вырос в два раза к предыдущемумесяцу до 40,3 млрд. руб. Произошло это за счет перераспределения активностиучастников в ущерб первичному рынку.
Так, в июне объем бумаг, размещенных денежными властями нааукционах, составил 40,64 млрд. руб., что на 53,8% меньше, чем в мае. Объемразмещений в рамках биржевого модифицированного РЕПО в июне составил 23,14млрд. долл., что в 3 раза меньше, чем месяцем ранее. В частности, на аукционахБМР был размещен выпуск ОФЗ-ПД 26198 и ОФЗ-АД 46006. Три аукциона БМР,запланированных Центральным Банком, не состоялись, либо по причине недостатказаявок, либо из-за слишком низкой цены, предлагаемой инвесторами в заявках напокупку бумаг. [14]
Таблица 2.4
Структура оборота на вторичном рынкеИнструмент Объем торгов,      млн. руб. Изменение за месяц, % Доля в обороте, % БМР 15 624,00 511,64% 38,78% ГКО 6 233,69 452,11% 15,47% ОФЗ-ПД 36,34 48,59% 0,09% ОФЗ-ФД/К 8 637,58 -3,86% 21,44% ОФЗ-АД 9 759,68 21,91% 24,22% Всего 40 291,29 94,66% 100,00%
Минфин РФ на аукционах по размещению ГКО-ОФЗ продал выпускОФЗ-ФД 27023 и ОФЗ-АД 46014, а Центральный Банк продал ОФЗ-АД 46014 из своегопортфеля. Общая сумма размещений (без учета БМР) составила 15,7 млрд. руб., на18% больше, чем в мае.
/>
Рис. 2.6. Структура оборота по видам операций
/>
Рис.2.7. Объем торгов за месяц, млн. руб.
В июне был погашен выпуск ОФЗ 27009 объемом 9 542,19 млн.руб. и выплачены купоны по восьми выпускам ценных бумаг на общую сумму 20659,69 млн. руб. [14]
Таблица 2.4
 Аукционы ГКО-ОФЗДата и номер выпуска (дата погашения) Доходность на     аукционе Объем размещения, млн. руб. (номинал)
4 июня  SU27023RMFS
(20.07.2005) 6,51 % 5978,894
4 июня  SU46014RMFS
(29.08.2018) 7,66 % 5301,793
10 июня
ОФЗ 46003 из портфеля ЦБРФ       
(14 июля 2010 г.) 7,75% 4 390,288 Итого 15 670,98
За прошедший месяц номинальный объем ГКО-ОФЗ в обращении(без учета БМР) вырос на 1738 млн. руб. (0,5%) к предыдущему месяцу до 332842,98 млн. руб. Структура торгов изменилась в пользу ОФЗ-АД, доля которых вобщем объеме рынка составила на конец июня 45% (150 098,84 млн. руб.), за счетсокращения доли  ОФЗ-ФД до 43% (142 651,68 млн. руб.). Реальный объем рынкавырос на 4% до 725 285,53 млн. руб.
/>
Рис. 2.8.Структура торгов по бумагам (без БМР)
Таблица 2.5
Аукционы БМРДата и номер выпуска (дата выкупа) Доходность на    аукционе Объем размещения, млн. руб. (номинал)
5 июня: SU26198RMFS
(03.07.2003) 3,04% 3 759,73
5 июня: SU46006RMFS
(04.12.2003) 4,86% 19 376,55 Итого 23 136,28
Наиболее торгуемыми на вторичном рынке бумагами в июне сталиОФЗ-ФД 27015, их доля составила 32% оборота сектора. Доходность этих бумагснизилась на 0,31 процентных пункта (п.п.). Доходность ОФЗ-АД 45002 (20% объематоргов) также снизилась на 0,3 п.п. [9]
/>
Рис. 2.9. Доходность и объем торгов на рынке государственныхоблигаций
В целом изменение доходности краткосрочных бумаг (срокомпогашения менее года) составило от –0,5 до +0,12 процентных пунктов (п.п.),среднесрочных (сроком погашения от года до трех – от –0,4 до +0,2 п.п., адолгосрочных (сроком погашения более трех лет) – от –0,6 до +0,4 п.п.
Смешанная динамика цен на рынке государственных бумаг,наблюдавшаяся в июне, скорее всего, связана с ростом относительной привлекательностирынка акций, на котором в этом месяце наблюдался быстрый рост цен. Так, ИндексММВБ за месяц повысился на 8% и достиг уровня 455,44 пунктов.
Ситуация с рублевой ликвидностью оставалась вполнеблагоприятной: ставки по однодневным межбанковским кредитам держались близко к1% годовых, а остатки банков на корреспондентских счетах в ЦБ РФ в среднем замесяц составили 148,45 млрд. руб., что на 20% больше, чем в мае. Это связано стем, что валютная выручка, поступающая в страну в большом объеме вследствиевысоких цен на нефть, активно продается экспортерами, которых беспокоитснижение курса доллара. 
Так, цена ближайших фьючерсов на нефть сорта «брент» наЛондонской бирже IPE за месяц поднялась на 2 долл. до28,33 долл. за баррель. Официальный курс ЦБ РФ американской валюты за этот жепериод снизился на 36 копеек до 30,348 руб. за долл. [14]
/>
Рис. 2.10. Цены на нефть сорта «брент» на IPE
Поскольку влияние вышеуказанных факторов сохранится и вследующем месяце, оборот вторичных торгов в июле вряд ли будет существенно вышеиюньского. Доходности государственных бумаг, скорее всего продолжатразнонаправленные колебания. При этом традиционно более высоким спросом будутпользоваться бумаги с приближающимися датами погашения.
Что касается первичного рынка, то на нем объем размещенияценных бумаг, по-видимому, будет примерно таким же, как в июне. Так,Министерство финансов России намерено разместить среднесрочные и долгосрочныеОФЗ на 13-15 млрд. руб., сообщила заместитель министра финансов Белла Златкис.По ее словам, Минфин не намерен в следующем месяце выпускать ГКО.
Она также отметила, что министерство не планируетувеличивать план объема заимствований на внутреннем рынке на этот год, которыйсейчас составляет 169 млрд. руб., поскольку «у Центробанка достаточноинструментов для проведения денежно-кредитной политики». С начала этогогода, по ее словам, Минфин на внутреннем рынке привлек более 100 млрд. руб.
В следующем году объем заимствований, согласно планамПравительства, будет увеличен. Так, уже одобрена программа государственныхвнутренних заимствований РФ на 2004 год, согласно которой Минфин привлечет нарынке государственных ценных бумаг 263,1 млрд. руб., а погасит гособлигаций на118,3 млрд. руб.
В июле объем поступлений средств вследствие операций МинфинаРФ будет в 5 раз меньше, чем в июне, объем погашений и купонных выплат поГКО-ОФЗ составит в общей сложности около 4,22 млрд. руб. В том числе 9 июлянаступает срок выплаты купона по ОФЗ 27011 на сумму 238,56 млн. руб. [14]
В долгосрочном периоде фактором снижения привлекательностигосударственных бумаг может стать увеличение разрешенной доли корпоративныхбумаг в пенсионных накоплениях с 2004 г., согласно Постановлению Правительства РФN 379 от 30 июня.
Раздел 3. Тенденции развития Российского фондовогорынка
Анализ истории российского фондового рынка и еговзаимосвязей с международными рынками позволил выявить некоторые тенденции егоразвития.
Цикличность. Российский фондовый рынок развиваетсяциклически: на начальной стадии наиболее популярны финансовые инструменты,непосредственно обслуживающие реальный сектор экономики. Фондовый рынокпредставлен главным образом обращением векселей.
По мере привлечения на рынок капиталов, инвесторы начинаютинтересоваться ценными бумагами обращающимися преимущественно в финансовомсекторе экономики, при этом капитал направляется в наименее рискованныефинансовые инструменты. Наступает «эпоха облигации».
По мере роста цен на облигации начинается перетек средств вболее рискованные сектора фондового рынка. Начинается «эпоха акции».
Рост доходов привлекает новых инвесторов, и со временемчрезмерное наращивание денежных потоков приводит к переоценке обращающихся нафондовом рынке финансовых инструментов. Рынок приходит в неустойчивоесостояние, и любой сколь-либо значительный удар по рынку извне провоцируетобвал цен. Сначала начинают падать в цене наиболее рискованные финансовыеинструменты: акции и производные ценные бумаги, затем наступает чередоблигации.
Цикличность развития фондового рынка тесно связана стенденцией усиления взаимосвязей с внешней средой, системностью фондовогорынка. Одной из наиболее ярких форм проявления системности являетсяинтернационализация фондового рынка: предпочтения иностранных инвесторов,величина поступающего извне капитала, его отток из страны во многом определяютдинамику развития отечественного рынка. При этом российский фондовый рынокначинает рассматриваться как неотъемлемый элемент системы развивающихся рынков,положительные новости с которых могут вызывать рост цен, а отрицательныепровоцировать падение котировок. Усилилась интеграция фондового рынка сэкономикой страны и макроэкономическими показателями ее развития: промышленныйрост способствует росту котировок, ускорение падения национальной валюты вызываетотток капитала с фондового рынка, а стабилизация валютного курса являетсяпричиной роста котировок. При этом связи прямого воздействия экономики нафондовый рынок дополнились и обратными воздействиями фондового рынка наэкономическую ситуацию в стране. Так, например, падению курса рубля 17 августа1998 года предшествовало долгосрочное снижение цен на фондовом рынке, котороеусугубило проблемы обслуживания государственного долга, что послужило одной изпричин снижения валютного курса.
Усиление интеграции с другими сегментами народногохозяйства, усложнение структуры фондового рынка и масштабов его деятельностиобусловили возрастание роли рынка ценных бумаг при решении экономических, социальныхи политических проблем.
Исторически экономика и политика всегда были тесно связаны вРоссии, и начало реального функционирования фондового рынка было обусловленопричинами политического характера: в ходе приватизации необходимо было создатькласс собственников, и наиболее типичной формой приватизации крупныхпредприятий стало создание акционерных обществ.
При этом фондовый рынок способствовал решению важнойсоциальной задачи: привлечение к распределению собственности населения страны.Самая популярная в 1993 году ценная бумага — ваучер, позволила миллионамжителей нашей страны осуществить свой выбор: либо продать данный финансовыйинструмент и получить деньги, либо стать совладельцем одной из акционерныхкомпаний. Таким образом фондовый рынок обеспечил реализацию одной из важнейшихзадач приватизационных планов государства.
Незрелость рыночных отношении в стране, слабостьгосударственного регулирования ценных бумаг обусловили карикатурный характерданного процесса: ваучер меняли на бутылку водки или вкладывали в строительствомошеннических финансовых схем, впоследствии разоривших сотни тысяч граждан.
Несмотря на все издержки ваучерной приватизации у российскихграждан появился новый объект для инвестиции — ценные бумаги приватизированныхпредприятий. Ценные бумаги стали средством накопления, помогающим сохранитьсвои сбережения от инфляции и обесценивания национальной валюты. При этомучитывая значительные риски развивающихся рынков и циклический характер ихразвития, ценные бумаги российского фондового рынка как средство накопленияимеют достаточно определенные временные горизонты своего использования.Долговые обязательства, как правило, могут служить для краткосрочногонакопления. Вложения в акции ориентированы на долгосрочный характер инвестиций.
Кризисные явления 98-99 гг. заставили усомниться ввозможностях использования российских ценных бумаг а качестве средстванакопления сбережении. Фондовый рынок стал восприниматься общественнымсознанием как явление сугубо спекулятивное, провоцирующее обнищание широкихмасс населения. И при этом было забыто, что сам рынок стал заложникомособенностей политического и экономического развития страны: однобокая сырьеваянаправленность экспорта, накапливаемый годами бюджетный дефицит, налоговыйпресс, выдавливающий из страны капиталы — все это сделало уязвимым российскийфондовый рынок, который стал одной из первых жертв экономического кризиса.
Важнейшую роль фондовый рынок играет в реализации правасобственности. И если на начальном этапе эта функция носила преимущественнораспределительный характер, то по мере экономического развития страны фондовыйрынок становится важным источником доходов граждан и обеспечения их участия вуправлении корпорациями.
Фондовый рынок начинает становится инструментом преодоленияпроблемы социального неравенства. Поскольку акции предприятии стали доступныдля любого потенциального инвестора, корпорации стали общественными, ихсовладельцем теперь может стать любой желающий. Слабая информированностьнаселения об особенностях развития фондового рынка, низкий уровень жизнинаселения России пока мешают в полной мере использовать социальную функциюфондового рынка.
Как показал опыт развития акционерных обществ в США, внастоящее время имеет место тенденция снижения относительной величины контрольногопакета акций. В крупных холдинговых компаниях стала типичной величинаконтрольного пакета в размере 10 и менее процентов.  Таким образом, 90%выплаченных дивидендов достается широкому кругу акционеров. Создаются условиядля участия населения в получении доходов наиболее успешных предприятии страны.Постепенно общество социальных контрастов по мере развития экономикипревращается в общество благополучных инвесторов.
Благополучие пенсионеров в США является предметом завистимногих стран, а ведь одним из факторов роста пенсионных доходов является тотфакт, что пенсионные фонды США являются крупнейшими покупателями на рынкеценных бумаг.
В России данный процесс имеет пока характер слабо выраженнойтенденции и на это есть объективные причины. Несмотря на усилениегосударственного регулирования рынка ценных бумаг, права акционеров в нашейстране реализуются не в полной мере, чрезмерное налоговое бремя провоцируеткорпорации занижать прибыли, что ограничивает возможности дивидендных выплат.Тем не менее население получило возможность воспользоваться дополнительнымидоходами финансовых инструментов. Одним из наиболее успешных начинаний в даннойсфере были выплаты по облигациям государственного сберегательного займа.
Важную роль отечественный фондовый рынок начинает играть какисточник финансирования. На начальном этапе своего развития на нем происходилааккумуляция средств для развития биржевого капитала. Затем размещаемые на рынкеценные бумаги позволили сформировать стартовый капитал отечественной банковскойсистемы. Средства, вырученные за счет продажи акций, позволили сформироватькапитал крупных торговых предприятий.
Несмотря на значительное количество банков, их совокупныйкапитал был явно недостаточным для финансирования реального сектора экономики.Поэтому предприятия стали искать альтернативные источники капитала. Уменьшениетемпов инфляции позволило предприятиям привлекать на фондовом рынке денежныесредства на экономически выгодных условиях. Первыми такой возможностьювоспользовались предприятия топливно-энергетического комплекса и связи.
Кризис, сжавший рынок ценных бумаг до карликовых размеров,временно приостановил процесс привлечения средств на долгосрочной основе.Главным инструментом привлечения капитала стали краткосрочные заимствования,осуществляемые при размещении векселей, но по мере стабилизации экономическогоположения эта важная функция фондового рынка будет восстановлена в полномобъеме.
Использование ценных бумаг в качестве средства привлечения вэкономику денежных средств обусловил отток денежных ресурсов изкредитно-финансовой сферы на так называемый «неорганизованный рынок»ссудного капитала. Термин «неорганизованный рынок» носит достаточноусловный характер, фондовый рынок в России образует достаточно организованноесообщество, регулируемое как государством, так и профессиональнымиобъединениями участников рынка. Данный термин скорее акцентирует внимание нааккумуляции и использовании ссудного капитала за пределами сферы банковскогокредитования. В России происходит постепенная децентрализация источниковссудного капитала и фондовый рынок играет в данном процессе важную роль.Децентрализация ссудного капитала или дезинтермедиация является общемировойтенденцией, и то что она стала реализовываться и в России является еще однимподтверждением интеграции экономики страны в глобальную финансово-экономическуюсистему. По мере развития фондового рынка наметилась тенденция егорегионализации. На начальной стадии эта тенденция проявляла себя созданиемфондовых бирж и фондовых отделов в самых различных регионах страны — отСанкт-Петербурга до Владивостока. Затем стал проявляться интерес отечественных,а на завершающей фазе подъема и иностранных инвесторов, к ценным бумагамрегиональных компаний. Наиболее популярные региональные компании смогли разместитьсвои ценные бумаги на международных финансовых рынках.
Наиболее крупные профессиональные участники рынка ценныхбумаг стали активно участвовать в торгах на фондовом рынке столицы, наметиласьтенденция к объединению региональных и столичных торговых площадок.
Получила развитие снижающая риски инвесторов инфраструктурарынка: были созданы органы государственного регулирования рынка ценных бумаг,возросла роль объединении профессиональных участников рынка,депозитарно-регистрационная сеть рынка ликвидировала прежнюю раздробленностьрегиональных рынков и стала в большей степени учитывать интересы инвесторов,наметилась тенденция ее централизации и совершенствования технической базы,получили развитие системы электронных торгов, усовершенствовалось информационноеобслуживание участников рынка.
Важную роль в экономическом развитии страны сыграликоммуникативные функции фондового рынка. Векселя и казначейские обязательстваактивно использовались в сфере обращения, они позволили в значительной степенисмягчить проблему неплатежей и нормализации отношении предприятии и бюджета.Причем активность ценных бумаг в сфере денежного обращения, их обслуживаниереального сектора экономики возрастали в кризисные периоды.
Таким образом, мы можем говорить об активной интеграциифондового рынка страны в денежно-кредитную сферу, ценные бумаги стали игратьстабилизирующую роль, постепенно вытесняя традиционные инструменты кредита.Наиболее яркое проявление данной общемировой тенденции в России былообусловлено слабостью национальной финансово-кредитной сферы.
Коммуникативные функции фондового рынка проявили себя и впроцессе интеграции экономики России в международную финансово-экономическуюсистему. Российские ценные бумаги привлекли миллиарды долларов иностранныхинвестиций, но в тоже время сделали экономику более зависимой от состояниязарубежных рынков. Усиление вовлеченности страны в общемировые процессыстратегически выгодно для национальной экономики, и с этой точки зрения можнопозитивно оценивать роль российского фонового рынка.
Но следует иметь в виду, что негативные явления вэкономической сфере страны могут в кризисные периоды обостряться под напоромнеблагоприятных факторов международной конъюнктуры, и фондовый рынок, будучиодним из «проводников» национальной экономики в общемировую систему,неизбежно передаст пришедшие извне неблагоприятные воздействия на смежныесегменты российской экономики. Поэтому было бы неправильно оценивать итогиразвития российского фондового рынка исключительно в позитивном или негативномтоне.
Сложившийся в годы реформ рынок ценных бумаг является лишьотражением происходящих в обществе процессов и ускоряет социально-экономическое развитие страны. Наметившаяся тенденция возрастания ролифондового рынка как регулятора движения денежных потоков в стратегическомплане, несомненно, послужит решению экономических проблем национальнойэкономики, хотя в кризисные периоды мирового развития может обострить ужеимеющиеся в стране социально-экономические противоречия. [15]
Выводы
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – это часть финансовогорынка, наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота. Нафондовом рынке обращаются специфические финансовые инструменты – ценные бумаги.
Ценные бумаги – это документы установленной формы иреквизитов, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передачакоторых возможны только при их предъявлении.
Ценные бумаги играют значительную роль в платежном оборотегосударства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращениисоставляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементомэкономики.
Цель рынка ценных бумаг – аккумулировать финансовые ресурсыи обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различнымиучастниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами.
К основным функциям рынка ценных бумаг относятся: учетная,контрольная, сбалансирования спроса и предложения, стимулирующая,перераспределительная, регулирующая.
Первичный рынок ценных бумаг – это место, где происходитпервичная эмиссия и первичное размещение ценных бумаг. Целью первичного рынкаявляется организация первичного выпуска ценных бумаг и их размещение.
Вторичный рынок ценных бумаг – это наиболее активная частьфондового рынка, где осуществляется большинство операций с ценными бумагами.
Государственные ценные бумаги – это бумаги, которыевыпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнениягосударственного бюджета.
Формирование фондового рынка в России повлекло за собойвозникновение связанных с этим процессом многочисленных проблем, преодолениекоторых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынкаценных бумаг.
Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговляна таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценныебумаги транснациональных компаний.
Рынок ГКО-ОФЗ — рынок, организованный и регулируемыйМинистерством финансов РФ и Банком России в целях реализации бюджетной иденежно-кредитной политики, приобретает в современных условиях России значениев качестве одного из основных источников финансирования крупных инвестиционныхпрограмм.
Список использованной литературы
1. Астахов М. Рынок ценных бумаг и его участники.-М., 1996.
2. Блауг М… Экономическая мысль в ретроспективе.-М.: ДЕЛО ЛТД, 1994.
3. Галанов В. Биржевое дело. Учебник.-М.: ФиС, 2001.-304 с.
4. Галанов В. Рынок ценных бумаг: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. –М.:Финансы и статистика, 2003.-448 с.
5. Грязнова А.Г., Корнеева Р.В., Галанова В.А.  Биржевая деятельность.-М.:Финансы и статистика,1995.
6. Долан Эдвин Дж., Кэмпбелл К., Кэмпбелл Розмари Дж. Деньги, банковскоедело и денежно-кредитная политика.-М., 1991.
7. Курс экономики: Учебник.-2-е изд., доп./ Под ред. Райзберга Б.А.-М.:ИНФРА-М, 1999.-716 с.
8. Макконнел К.Р., Брю С.Л… Экономикс.- М.: Республика, 1992.
9. ММВБ / www.micex.ru
10. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Уч. пос. Бердникова Т. М.:  Финансыи статистика, 2002.-270 с.
11. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 1996.
12. Рэй И. Рынок облигаций. Торговля и управление рисками.-М.: Дело, 1999.-600 с.
13. Ценные бумаги. Учебник. Колесников В.И. 2003 г. 448 с.
14. Центральный банк России / www.cbr.ru
15. Шевченко И.Г. Этапы развития фондового рынка России / Консалтинговаякомпания «Эдвайзер» / Новости, обзоры, статьи /  http: // www.advisergroup.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.