Реферат по предмету "Банковское дело"


Внебиржевой (первичный) рынок ценных бумаг

Содержание
Введение
1.  Понятие и процедура эмиссии ценных бумаг
2.  Основные методы продажи и покупки ценныхбумаг на первичном рынке
3.  Особенности развития первичного рынкаценных бумаг в экономически развитых странах и Российской Федерации
Заключение
Задача
Список литературы

Введение
В настоящее время в ведущихзападных странах с развитой экономикой существуют, действуют и развиваются три рынкаценных бумаг: внебиржевой (первичный), вторичный (фондовая биржа) и уличный рынок.Все они представляют собой весьма необходимый и важный элемент рыночного хозяйства,особенно его кредитно-финансовой надстройки.
Основой рынка ценных бумагслужит первичный рынок, именно он определяет его совокупные масштабы и темпы развития.
Изучению первичного рынкаценных бумаг и будет посвящена данная контрольная работа.
На первичном рынке осуществляетсямобилизация временно свободных денежных средств и инвестирование их в экономику.Но первичный рынок не только обеспечивает расширение накоплений в масштабе национальнойэкономики, на первичном рынке происходит распределение свободных денежных средствпо её отраслям и сферам. Критерием этого распределения в условиях рыночной экономикислужит доход, т.е. свободные денежные средства направляются в предприятия, отраслии сферы хозяйства, обеспечивающие максимизацию дохода. Первичный рынок выступаетсредством создания эффективной с точки зрения рыночных критериев структуры национальнойэкономики, поддерживает пропорциональность хозяйства при сложившемся в данный моментуровне прибыли по отдельным предприятиям и отраслям, будучи фактическим регуляторомдвижения долгосрочного ссудного капитала. В значительной степени он определяет размерынакопления и инвестиций в стане, а также темпы, масштабы и эффективность национальнойэкономики.
Поэтому изучение особенностейпервичного рынка ценных бумаг и механизмов его функционирования приобретает в настоящеевремя особую актуальность.

 
1. Понятие и процедура эмиссии ценных бумаг
Первичный рынок ценных бумаг– это отношения между его участниками, в результате которых ценные бумаги выпускаютсяв обращение и начинают свое движение на рынке ценных бумаг. Первичное размещениехарактерно для всех без исключения ценных бумаг.
Первичный рынок ценных бумаг представляет собой самостоятельныйрынок с собственными способами и методами размещения ценных бумаг. В развитых странахна нем продаются преимущественно корпоративные облигации. В отличие от фондовойбиржи, этот рынок не имеет собственного постоянного места и времени совершения операций.Основное назначение первичного рынка заключается в мобилизации ресурсов для финансированияэкономики.
Особенность внебиржевого рынкав том, что он пропускает через себя новые выпуски ценных бумаг, которые затем уходятна фондовую биржу при их последующей покупке и перекупке.
Участниками первичного рынка выступают [4, С. 80]:
1. Эмитенты (продавцы) ценных бумаг.
Эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основнойи оборотный капитал, определяют предложение ценных бумаг. В основном это корпоративныйсектор, но также в качестве эмитентов могут выступать федеральное правительство,муниципалитеты.
2. Посредники.
К ним относятся инвестиционные и коммерческие банки, банкирскиедома, фирмы, агентства, представительства, занимающиеся куплей-продажей корпоративныхценных бумаг, другие финансово-кредитные учреждения;
3. Инвесторы (покупатели) ценных бумаг.
Инвесторы, ищущие выгодную сферу для применения своего капитала,формируют спрос на ценные бумаги. В качестве инвесторов могут выступать кредитно-финансовыеучреждения, индивидуальные и институциональные инвесторы и другие субъекты.
Рассмотрим процедуру эмиссии ценных бумаг, т.е. их первоначальногоразмещения на рынке ценных бумаг. Понятие эмиссия ценных бумаг правильно использоватьдля эмиссионных ценных бумаг – акций и облигаций.
Процедура эмиссии ценных бумаг на первичном рынке включаетв себя следующие этапы [2, п. 2.1]:
1) Принятиерешения о размещении ценных бумаг
Решение о выпуске акций принимаетсяучредителями при учреждении акционерного общества или общим собранием акционеровв случае дополнительного выпуска. Решение о выпуске облигаций принимается советомдиректоров. Данное решение является стандартным документом, в котором должна бытьотражении следующая информация:
·  вид и категория выпускаемых ценных бумаг;
·  форма выпуска ценных бумаг;
·  номинальная стоимость ценных бумаг;
·  количество выпускаемых ценных бумаг;
·  условия и порядок размещения (способ размещения,сроки, цена размещения, порядок оплаты ценных бумаг);
·  условия погашения и выплаты дохода пооблигациям.
Особо выделяется ситуация, когда компания впервые планирует выпуститьакции. Эта процедура называется первичным открытым размещением акций (initial public offering – IРО) и представляетсобой наиболее сложную задачу
2) Утверждениерешения о выпуске ценных бумаг.
Решение о выпуске ценных бумаг утверждается на основаниии в соответствии с решением об их размещении.
Решение о выпуске ценных бумаг утверждается органом управленияэмитента, который имеет на то полномочия согласно действующему законодательствуи уставу, подписывается лицом, занимающим должность единоличного исполнительногооргана эмитента, с указанием даты подписания, и заверяется печатью эмитента.
3) Государственнаярегистрация выпуска ценных бумаг.
Государственная регистрация выпусков ценных бумаг осуществляетсяфедеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующиморганом, определенным федеральным законом.
Для государственной регистрации выпуска ценных бумагв регистрирующий орган представляются:
— заявление на государственную регистрацию выпуска ценныхбумаг;
— анкета эмитента;
— копия документа, подтверждающего государственную регистрациюэмитента;
— решение о выпуске ценных бумаг;
— копия решения уполномоченного лица, которым приняторешение о размещении ценных бумаг;
— копия решения уполномоченного лица, которым утвержденорешение о выпуске ценных бумаг;
— копия учредительных документов эмитента;
— платежное поручение, которым подтверждается факт уплатыэмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательствомРФ о налогах и сборах за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпускаценных бумаг и за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
— иные документы.
Дополнительно представляется копия бухгалтерской отчетностиэмитента за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, предшествующиедате представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
В течение 30 дней регистрирующий орган либо дает согласиена выпуск либо отказывает в государственной регистрации. В случае принятия решенияо государственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан втечение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать эмитенту:
— уведомление о государственной регистрации выпуска ценныхбумаг;
— два экземпляра решения о выпуске ценных бумаг с отметкойо его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг;
— два экземпляра проспекта ценных бумаг с отметкой оего регистрации и государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг (вслучае регистрации проспекта ценных бумаг).
4) Размещениеценных бумаг.
Размещение ценных бумаг включает в себя:
— совершение сделок, направленных на отчуждение ценныхбумаг их первым владельцам;
— выдачу сертификатов документарных облигаций их первымвладельцам.
— внесение приходных записей по лицевым счетам или посчетам депо первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг), либо посчетам депо первых владельцев в депозитарии, осуществляющем централизованное хранениедокументарных облигаций с обязательным централизованным хранением;
Размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока,указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, который не можетпревышать одного года с момента государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
Размещение ценных бумаг осуществляется в порядке и наусловиях, установленных зарегистрированным решением о выпуске ценных бумаг.
5) Государственнаярегистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Эмитент представляет в регистрирующий орган отчет обитогах выпуска ценных бумаг не позднее 30 дней после окончания срока размещенияценных бумаг, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг.
Отчет об итогах выпуска ценных бумаг хозяйственного обществаутверждается единоличным исполнительным органом этого хозяйственного общества.
Отчет об итогах выпуска ценных бумаг юридического лицаиной организационно-правовой формы утверждается единоличным исполнительным органомюридического лица.
Отчет об итогах выпуска ценных бумаг подписывается лицом,занимающим должность единоличного исполнительного органа эмитента, а также главнымбухгалтером эмитента или лицом, осуществляющим его функции, с указанием даты подписания,заверяется печатью эмитента.
Отчетоб итогах выпуска должен включать в себя следующую информацию:
· вид и категория ценныхбумаг;
· форма ценных бумаг(бездокументарные, документарные);
· способ размещенияценных бумаг;
· фактический срок размещенияценных бумаг (даты фактического начала и окончания размещения ценных бумаг);
· номинальная стоимостькаждой ценной бумаги;
· количество размещенныхценных бумаг;
· цена размещения ценныхбумаг;
· общий объем поступленийза размещенные ценные бумаги:
Текст отчета об итогах выпуска ценных бумаг представляетсяв регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующемтребованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Регистрирующий орган обязан осуществить государственнуюрегистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг или принять мотивированное решениеоб отказе в его государственной регистрации в течение 14 дней с даты получения имдокументов и магнитных носителей.
В случае принятия решения о государственной регистрацииотчета об итогах выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 днейс момента принятия соответствующего решения выдать эмитенту:
— уведомление регистрирующего органа о государственнойрегистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг;
— два экземпляра отчета об итогах выпуска ценных бумагс отметкой о государственной регистрации.
В случае отказа в государственной регистрации отчетаоб итогах выпуска ценных бумаг такой выпуск признается несостоявшимся и его государственнаярегистрация аннулируется.
В случаях размещения ценных бумаг путем открытой подпискии закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, процедура эмиссиидополнительно включает ещё два этапа: государственную регистрацию проспекта ценныхбумаг и раскрытие информации о каждом этапе процедуры эмиссии.
Государственная регистрация проспекта ценных бумаг.
Проспект ценных бумаг – это документ, составленный поустановленной форме и содержащий сведения об эмитенте, его финансовом состояниии предстоящем выпуске ценных бумаг.
Проспект эмиссии содержит 10 основных разделов [1, ст.22]:
1. Краткиесведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковскихсчетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иныхлицах, подписавших проспект;
2. Краткиесведения об объеме, сроках, порядке и условиях размещения по каждому виду, категорииразмещаемых эмиссионных ценных бумаг;
3. Основнаяинформация о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска его деятельности,цели эмиссии и направления использования средств, полученных в результате размещения;
4. Подробнаяинформация об эмитенте;
5. Сведенияо финансово-хозяйственной деятельности эмитента;
6. Подробныесведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента и краткие сведенияо сотрудниках эмитента;
7.  Сведения об общем количестве акционеровэмитента и о совершенных эмитентом сделках;
8.  Бухгалтерская отчетность эмитента и инаяфинансовая информация;
9.  Подробные сведения о порядке и об условияхразмещения эмиссионных ценных бумаг;
10.  Дополнительные сведения об эмитенте ио размещенных им эмиссионных ценных бумагах.
Раскрытие информации о каждом этапе процедуры эмиссии.
В случаерегистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации,содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимоот целей получения этой информации. При открытой подписке сокращенный проспект ценныхбумаг печатается и тиражируется в объеме 10 000 экземпляров, при закрытой подписке– 1000 экземпляров [1, ст.23].
2.Основные методы продажи и покупки ценных бумаг на первичном рынке
Размещениеэмиссионных ценных бумаг — отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первымвладельцам путем заключения гражданско-правовых сделок [1, ст.2].
Размещениеценных бумаг осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решениио выпуске ценных бумаг, который не может превышать одного года от даты государственнойрегистрации выпуска ценных бумаг.
Существуетнесколько способов размещения эмиссионных ценных бумаг: распределение, подписка,конвертация, обмен, приобретение [4, С. 80].
Распределение(только для акций) – размещение акций среди заранее известного круга лиц без заключениядоговора купли-продажи. Это возможно в двух случаях:
1)  при увеличении уставного капитала за счетнераспределенной прибыли;
2)  при учреждении акционерного общества.
Подписка – это размещение ценных бумаг (акций и облигаций)путем заключения договора купли-продажи на возмездной основе. Подписка осуществляетсяв двух формах:
1) закрытаяподписка – размещение ценных бумаг среди заранее ограниченного круга участников;
2) открытаяподписка – размещение ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов.
Конвертация – размещение одного вида ценных бумаг в другойвид на заранее установленных условиях. Конвертация может быть:
— облигаций в новые облигации;
— облигаций в привилегированные и обыкновенные акции;
— привилегированные акции в новые привилегированные илиобыкновенные акции;
— обыкновенные акции только в обыкновенные акции приреорганизации акционерного общества.
Обмен – это размещение акций акционерного общества, созданногов результате преобразования в него общества с ограниченной ответственностью иликооператива. Обмен возможен только для акций, без заключения договора купли-продажи.
Приобретение – это размещение акций вновь создаваемогоакционерного общества в результате его выделения из другого акционерного обществаили приватизации государственного предприятия.
Первичный рынок имеет собственныеметоды размещения ценных бумаг: андеррайтинг, публичный метод, прямой (частный)метод, конкурентные торги и новая технология [5, С. 73].
Андеррайтинг
Это среднесрочный договормежду эмитентом и инвестиционным банком о размещении ценных бумаг. Наибольшее распространениеполучил в США, Англии, Канаде (где есть инвестиционные банки, осуществляющие своюдеятельность на рынке ценных бумаг). В России он также нашел свое применение. Существуеттри вида андеррайтинга. Согласно первому эмитент ценной бумаги заключает договорс инвестиционным банком, на основании которого банк консультирует эмитента по вопросамэмиссии и размещении ценных бумаг. Эмитент оставляет за собой право самому распределятьценные бумаги в течение определенного срока, а затем по истечении срока инвестиционныйбанк приобретает не размещенные эмитентом ценные бумаги и размещает их на вторичномрынке. За это банк имеет комиссионное вознаграждение. Такой метод размещения выгоденкак для эмитента, так как он с одной стороны, может сам разместить пакет ценныхбумаг по курсовой цене, а с другой стороны, он уверен в реализации всего эмитированногопакета ценных бумаг и привлечении соответствующей, необходимой суммы денежных средств.Банку это тоже выгодно, так как он имеет вознаграждение от эмитента, а за последующуюреализацию ценной бумаги получает курсовую маржу как разницу между приобретениемценных бумаг у эмитента и их реализацией на рынке. Как правило, такой вид андеррайтингаиспользуется, когда акции компании уже востребованы инвесторами и нет особых проблемс их реализацией.
Согласно второму виду договораинвестиционный банк берет на себя обязательство либо выкупить ценные бумаги, либопредоставить равноценный кредит эмитенту (равный номинальной стоимости выпущенныхценных бумаг). В данном случае эмитент сразу получает необходимую сумму денежныхсредств и направляет ее в производство, что не приводит к перерыву в производственномцикле и соответственно увеличивает оборачиваемость капитала. Банк за это получаеткомиссионное вознаграждение. Однако если в первом случае эмитент не занимается реализациейценных бумаг, то во втором случае, получив кредит, эмитент направляет эти деньгив производство, а сам продолжает заниматься реализацией собственных ценных бумаг.Он реализует их по курсовой стоимости, за что получает учредительскую прибыль (разницумежду курсовой стоимостью и номиналом) и из нее выплачивает проценты по кредиту.При таком договоре обязательство по консультированию и помощи в эмиссии ценных бумагберет на себя банк, за что и получает комиссионное вознаграждение. Такой вид договораподписывают, как правило, эмитенты не уверенные в быстрой реализации ценных бумаги предпочитающие сразу получить деньги и возместить расходы, связанные с эмиссией,за счет возрастания прибыли предприятия.
В соответствии с условиямитретьего договора инвестиционный банк не берет на себя обязательство по выкупу ценныхбумаг у эмитента, а обязуется помогать в размещении ценных бумаг, чтобы они былипроданы в кратчайшие сроки. В этом случае банк проводит активную рекламную кампанию,более ответственно подходит к срокам и условиям эмиссии ценных бумаг, получая заэто комиссионное вознаграждение. Такой договор заключается, если у эмитента нетжесткой необходимости в привлечении денежных средств в сжатые сроки, так как в этомслучае он получает не только номинальную, необходимую сумму денежных средств, нои учредительскую прибыль за минусом комиссионного вознаграждения.
Публичный метод
При этом методе банк помогаетэмитенту размещать ценные бумаги, ставя всех в известность о предстоящем размещенииценных бумаг, занимается организаторской работой. За это он получает комиссионноевознаграждение. Эмитент сам размещает ценные бумаги, поэтому курсовая разница достаетсяему в виде учредительской прибыли. Публичное размещение ценных бумаг – это процессразмещения ценных бумаг на рынке с целью привлечение внешнего капитала для реализациинамеченных компанией планов собственного развития. Оно бывает первичным, когда размещаетсяпервый выпуск ценных бумаг, когда происходит либо появление новой компании, либопревращение закрытого акционерного общества в открытое. И вторичным – когда осуществляютсяпоследующие эмиссии ценных бумаг, и второстепенное вторичное, в процессе, которогопроисходит продажа собственных ценных бумаг при закрытии компании. В свою очередь,публичное размещение осуществляется в форме подписки, свободной продажи и тендера,частное размещение предполагает свободную продажу ценных бумаг.
Частный (прямой) метод
Это непосредственное размещениеновых выпусков ценных бумаг среди ограниченного круга инвесторов, которые заранееизвестны без предварительной подписки. Такое размещение осуществляется в форме свободныхпродаж. Банк используется как помощник, но эмитент сам выбирает инвесторов, самих оповещает. Банк помогает организовать эмиссию, может представить кандидатурыинвесторов. Этот метод широко используется в США, Канаде, Японии, в Европе используетсяреже.
Конкурентные торги
Способ продажи ценных бумагв виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее обозначенноевремя с правом предварительного ознакомления с ценными бумагами (предоставляетсяинформация, как об эмитенте, так и о проспекте данной эмиссии). Ценные бумаги нааукционе продаются лотами тому инвестору, который предложит самую высокую цену.В процессе аукциона лицо, проводящее аукцион объявляет потенциальным покупателямо начальной стартовой цене (номинале ценной бумаги). Затем инвесторы предлагаютсвои цены, по которым они готовы купить данную ценную бумагу. Торг продолжаетсядо тех пор, пока не будет названа максимальная цена. Такой аукцион является повышающими носит название «английский аукцион». Помимо этого встречается и понижающий аукцион,«голландский», на котором торги начинаются с максимальной цены и ведутся с ее понижением.При падении цены ниже номинала аукцион считается не состоявшимся, и лот снимаетсяс продаж. Различают количественный аукцион, когда инвестору требуется указать толькосумму, на которую он собирается приобретать ценные бумаги, и процентный аукцион,на котором инвесторы должны указать ставку процента, на условиях получения которыхони согласны инвестировать собственный капитал. Инвестор в праве подать несколькозаявок, а эмитент устанавливает минимальный курс или минимальный процент. Однакоокончательно курс и процент определяются в ходе аукциона. При аукционной продажероль банка состоит в том, что он помогает организовать и провести аукцион.
Новая технология
Данный метод предполагаетсамостоятельную эмиссию и размещение ценных бумаг без привлечения банков. Корпорациисоздают в своей структуре фондовый отдел, который занимается выпуском и размещениемценных бумаг на первичном рынке. К этому методу прибегают только крупные корпорации,ценные бумаги которых не нуждаются в рекламе и быстро размещаются. В этом случаерасходы на содержание фондового отдела значительно ниже комиссионного вознаграждения,которое было бы заплачено банку, прежде всего потому, что объемы выпусков достаточнозначительны, а комиссионное вознаграждение представляет собой определенный процентот выпуска. Данный метод используется только среди корпораций США.

3. Особенности развитияпервичного рынка ценных бумаг в экономически развитых странах мира и РоссийскойФедерации
Степень развития первичногорынка ценных бумаг различна и зависит от развития экономики в целом, кредитно-финансовойсистемы, сложившейся традиции рынка ценных бумаг и накопления денежного капитала.Наиболее развиты первичные рынки в США, Японии, Канаде и Западной Европе, посколькуименно в этих странах наиболее активно осуществляется мобилизация денежного капиталачерез ценные бумаги. Основная часть источников, привлеченных на обновление основногокапитала и внедрение новых технологий, в корпоративном секторе приходится на эмиссииакций и облигаций, а не на банковские кредиты [7, С. 213].
Основная роль внебиржевогорынка связана с торговлей облигациями. Однако на нем осуществляется также и продажаакций, в этих случаях посредничество берут на себя, как правило, инвестиционныебанки, банкирские дома и специализированные брокерские и дилерские фирмы.
Объем и стоимость акций внебиржевогооборота уступают аналогичным показателям биржи, сохраняя тенденции к росту. Так,в США в конце 1970-х годов акции внебиржевого рынка составляли около 45% оборотаНью-Йоркской фондовой биржи, а в начале 1980-х годов уже 74%.
В 1980–90-х годах и начале2000 г. на внебиржевом рынке США происходило наращивание выпуска всех видов ценныхбумаг. Эта тенденция отражала длительный циклический подъем экономики США и стремлениеамериканского капитала заменить производственный аппарат в условиях острой конкуренциина мировом рынке со стороны Японии и Западной Европы.
По существу, первичный рынокраспадается на рынок частных корпоративных облигаций (от 70 до 90%) и рынок акций(от 10 до 30%). Около 80–90% финансирования корпораций осуществляется за счет первичногорынка ценных бумаг.
Важная особенность первичногорынка развитых стран – специфический механизм покупки и продажи ценных бумаг. Основнуюроль здесь играют крупные инвестиционные банки (как, например, в США и Канаде),коммерческие банки (особенно в ФРГ), а также банкирские дома и крупные брокерскиефирмы. Наиболее распространено размещение облигационного займа по подписке междуэмитентом и инвестором, в роли которого выступают инвестиционные (в США) либо коммерческие(в Западной Европе) банки. Эти банки реализуют эмиссию частных облигаций и получаюткомиссионные в размере установленного процента стоимости облигационного займа, атакже комиссионные за консультирование при размещении, если это было оговорено.
Особенность первичного рынкаразвитых стран – размещение ценных бумаг через посредников, роль которых выполняютинвестиционные банки. Взаимоотношения между компанией-эмитентом и инвестиционнымбанком строятся на основе эмиссионного соглашения, обязательным условием которогоявляется «оговорка о выходе с рынка», которая позволяет аннулировать соглашениев случае крайне неблагоприятного развития событий на рынке (по не зависящим от сторонпричинам).
Среди покупателей ценных бумагв развитых странах на рынке ценных бумаг преобладают институциональные инвесторы– страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, коммерческие банки[3, С. 86].
Основными причинами выпускаакций в развитых странах в настоящее время являются финансирование поглощения, инеобходимость снижения доли заемного капитала в совокупном капитале корпораций.Поглощения осуществляются в форме обмена акций поглощаемых компаний на акции поглощающих.Поглощающие компании активно выходят на первичный рынок ценных бумаг, производяэмиссию новых акций.
В некоторых странах соотношениемежду собственным и заемным капиталом устанавливается законом. Однако независимоот прописанного в законе в каждой стране складывается четкое представление о предельныхразмерах заемных средств. Переход за эту грань сопряжен со значительным риском длякомпании и её акционеров. В этой ситуации компания регулирует структуру своего капиталапутем эмиссии новых акций, замещая ими свои долговые обязательства.
Таким образом, эмиссия новыхакций на современном этапе развития рынка ценных бумаг в развитых странах оченьнезначительна и не всегда связана с мобилизацией свободных денежных ресурсов дляфинансирования экономики. Доля акций на первичном рынке ценных бумаг уменьшается,а их роль как регулятора инвестиций снижается.
В России первичный рынок ценныхбумаг находится на этапе своего становления. Появление внебиржевого рынка связанос выпуском в обращение в 1992 г. государственного приватизационного чека (ваучера).В середине последнего десятилетия ХХ века оборот первичного внебиржевого рынка состоялпреимущественно из акций, размещаемых преимущественно путем открытой или закрытойподписки, посредством фондовых магазинов, отделений связи и других каналов.
В настоящее время первичноеразмещение акций и корпоративных облигаций осуществляется либо непосредственно эмитентом,либо с помощью посредника — профессионального участника рынка ценных бумаг. Первыйспособ наиболее широко распространен в нашей стране. Это объясняется с одной стороныстремлением эмитентов сэкономить средства за счет отказа от услуг посредников, ас другой стороны, число брокерских и дилерских фирм, умеющих профессионально организоватьпервичное размещение ценных бумаг недостаточно, а их средства незначительны.
Российское законодательствопредусматривает возможность первичного размещения ценных бумаг и посредством эмиссионногосиндиката (консорциума). В зависимости от принятых на себя функций члены эмиссионногосиндиката делятся на фирму-менеджера, андеррайтера и торговых агентов. Однако такаяпрактика на российском рынке развита слабо.
Помимо этого в нашей странедостаточно хорошо организовано и осуществляется первичное биржевое размещение ценныхбумаг, в частности, государственных облигаций, на аукционах при посредничестве Московскоймежбанковской валютной биржи [3, С. 341].
Первичный рынок ценных бумагв Российской федерации активно развивается, растет его значение как одной из важнейшихсфер макроэкономики страны. Государство совместно с другими профессиональными участникамирынка активно формирует его инфраструктуру.

 
Заключение
По итогам проведенных исследованийможно сделать следующие выводы.
Первичный рынок ценных бумаг– это рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг.Основными его участниками являются эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах,и инвесторы, ищущие выгодную сферу для применения своего капитала.
В соответствии с российским законодательством первичноеразмещение или эмиссия ценных бумаг включает ряд обязательных этапов: принятие решенияо размещении ценных бумаг, утверждение решения о выпуске ценных бумаг, государственнуюрегистрацию выпуска ценных бумаг, размещение ценных бумаг, государственную регистрациюотчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Основнымиспособами размещения эмиссионных ценных бумаг являются распределение, подписка,конвертация, обмен и приобретение.
Размещениеценных бумаг на первичном рынке осуществляется эмитентом либо самостоятельно, вэтом случае основными формами размещения являются публичное, частное размещениеи новая технология размещении, либо при помощи посредников – инвестиционных институтов,в этом случае основными формами размещения являются андеррайтинг и система конкурентныхторгов.
Степеньразвитости первичного рынка ценных бумаг в разных странах различна и зависит отразвития экономики в целом, кредитно-финансовой системы, сложившейся традиции рынкаценных бумаг и накопления денежного капитала. Наиболее развиты первичные рынки вразвитых странах США, Японии, Канаде и Западной Европе. В России первичный рынокценных бумаг молодой и активно развивающийся элемент кредитно-финансовой системыстраны.
Задача
Юридическое лицо являетсявладельцем двух пакетов ценных бумаг: 150 облигаций компании «Грядущее» номиналом10 000 руб. каждая при ставке купона 7,5% и 125 облигаций компании «Российская мозаика»номиналом 50 000 руб. каждая при ставке купона 12%. Полученный за год доход по ценнымбумагам их держатель инвестировал в покупку акций компании «Поводок» номиналом 1400руб. каждая. Определить, какое количество акций приобрел инвестор.
Решение.
Величина годовой доходностиопределяется по формуле:
Д год = I cЧ P ном / 100,
где I c– годовая купонная ставка в %,
Р ном — номинальнаястоимость облигации.
1)  Д год = 7,5% Ч10 000 / 100= 750 руб. – доход с 1 облигации компании «Грядущее»
750 Ч 150 = 112 500 руб. –доход со 150 облигаций компании «Грядущее».
2) Д год = 12%Ч 50 000 / 100 = 6 000 руб. – доход с 1 облигации компании «Российская мозаика»
6 000 Ч 125 = 750 000 руб.- доход со 125 облигаций компании «Российская мозаика».
3) Общий доход по ценным бумагамза год = 112 500+750 000 = 862 500 руб.
4) Количество акций компании«Паводок» = 862 500 / 1 400 = 616.
Ответ: Инвестор приобрел 616акций компании «Паводок»
 

 
Список литературы
 
1.  Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»N 39-ФЗ от 22марта 1996 года (ред. от 04.10.2010)
2.  Приказ Федеральной службы по финансовымрынкам «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектовценных бумаг» N 07-4/пз-н от 25 января 2007года (ред.от 20.07.2010)
3.  Рынок ценных бумаг: Учебник для студентоввузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Е.Ф. Жукова – 3-еизд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 567с.
4.  Ивасенко А.Г. Рынок ценных бумаг: Инструментыи механизмы функционирования: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Л.И. Никонова, В.А.Павленко – 4-е изд. – М.: КНОРУС, 2010 – 272с.
5.  Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг:Учебник – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008 – 176с.
6.  Жуков Е.Ф., Нишатов Н.П., Торопцев В.С.,Григорович Д.Б., Галкина Л.А Рынок ценных бумаг: Комплексный учебник – М.: Вузовскийучебник, 2009 – 254с.
7.  Лялин В.А., Воробьев П.В. Рынок ценныхбумаг: Учебник – М.: Проспект, 2009 – 384с.
8.  www.consultant.ru
9.  www.rcb.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.