ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КГМА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: “Рынок ценных бумаг”
Вариант № 13
Тема: “ Виды облигаций, индексыфондового рынка ”.
Выполнила студентка 2 курса
Заочной формы обучения (5,5)
Факультет “Учетно — финансовый”
Специальность: “Финансы и кредит”
Соповская С.З.
Рецензент: Малейченко В.Н.
Краснодар 2002г.
П Л А Н :
Введение.
1. Общая характеристика и классификация облигаций.
1.1. Срокпогашения.
1.2. Оговорки оботзыве.
1.3. Выкупной фонд.
1.4. Конвертируемыеоблигации.
2. Корпоративныеоблигации.
2.1. Классификациякорпоративных облигаций.
3. Индексыфондового рынка.
3.1. Общее понятие об индексах нарынке ценных бумаг.
3.2. Расчет индексарынка.
Заключение.
Список литературы.
Введение
В течение многих лет облигации считалисьдостаточно примитивным и негибким способом вложения капитала, способным лишьобеспечить текущий доход и практически ничего сверх того. Однако такоеположение сохранялось недолго; сегодня облигации относятся к одному из наиболееконкурентоспособных инвестиционных инструментов, обладающих потенциальнымивозможностями обеспечения привлекательной доходности в виде текущих процентови/или прироста капитала. Инвестор обязательно должен знать, во что онсобирается вкладывать деньги, поскольку множество представляющихсянезначительными моментов может оказывать чрезвычайно большое воздействие насудьбу выпуска и на доход от конкретных инвестиций. Поэтому целью написанияданной контрольной работы является оценка инвестиционной привлекательностиоблигаций.
1. Общаяхарактеристика и классификация облигаций
Облигация — эмиссионная ценнаябумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации впредусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в нейпроцента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигацияможет предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это непротиворечит законодательству Российской Федерации. В отличие от держателей обыкновенныхакций владельцы облигаций не имеют прав собственности или доли в капиталефирмы или институте, выпустившем облигацию. Это обусловлено тем, что облигацииявляются кредитными обязательствами, держатели облигаций всего лишь дают вдолг свои деньги эмитенту; при таком характере отношений они не получают долив собственности или каких-либо других прав и привилегий, которые могутсопровождать участие в собственности.
Облигации являются постоянным (повеличине) требованием к прибыли эмитента (определяемым размерами периодическивыплачиваемых процентов), а также фиксированным требованием к активам эмитента(равным величине суммы погашения). Как правило, проценты на облигациивыплачиваются каждые шесть месяцев. Однако из этого правила существуютисключения: в некоторых случаях интервал выплаты процентов сокращается доодного месяца, и совсем редко выплата осуществляется один раз в год. Величинавыплачиваемого процента зависит от купона.
Купон – это свойство облигации,определяющее величину годового дохода в виде процентов, но существуют такжебескупонные облигации.
Величина суммы погашения (принципал),которую часто называют номинальной стоимостью выпуска или просто номиналомвыпуска, определяет величину капитала, которая должна быть возвращенаинвестору при наступлении установленного срока погашения.
Для облегчения размещения облигацийэмитент разбивает весь выпуск на стандартные суммы, именуемые деноминациями.Разумеется, долговые обязательства регулярно выставляются на торги по рыночномукурсу, который отличается от величины их номинала. Так происходит всякий раз,когда ставка купона конкретного выпуска облигаций отличается от преобладающейрыночной процентной ставки. Курс облигаций будет изменяться в противоположномнаправлении по отношению к рыночным процентным ставкам, пока их доходность нестанет сопоставимой с господствующей рыночной ставкой.
Выпуск, рыночный курс которого ниженоминала, называется облигациями выпускаемыми с дисконтом, обычно емусвойственна купонная ставка, которая ниже ставки купонов новых выпусковоблигаций. В противоположность этому выпускис курсовой стоимостью, превышающей номинал, обычно называют облигациями,продающимися с премией, их ставки купонов выше, чем у новых выпусков.1.1 Срок погашения
Все долговые ценные бумаги имеютограниченный срок действия, который истекает в установленный срок погашения — Срок погашения – это дата окончания срока действия облигации, когда подлежитвозврату основная сумма долга. Хотя облигации имеют целую серию специальных датвыплаты процентов, сумма погашения (принципал) выплачивается лишь однажды: вдень или перед истечением срока погашения. Поскольку срок платежа никогда не меняется, он не только определяет продолжительность жизни новоговыпуска, но также указывает на продолжительность оставшегося времени действияболее старых облигаций, находящихся в обращении. Говоря о продолжительноститакого рода, имеют в виду срок до погашения облигаций. Новый выпуск ценныхбумаг может осуществляться в виде облигаций, рассчитанных на 25 лет, однакочерез 5 лет он (этот выпуск) будет иметь только 20 лет, остающихся до срокапогашения. По критерию сроков погашения можно выделить два типа облигаций:срочные выпуски и серийные.
Срочные облигации — это облигации сединым для всех достаточно протяженным сроком действия до момента погашения.
Срочные выпуски облигаций являютсянаиболее распространенными. В противоположность этому серийные облигациивыпускаются с серией различных сроков погашения, причем количество серий водном выпуске может достигать 15 и даже 20. Например, выпуск облигаций срокомна 20 лет, вышедший в обращение в 1989 г., имеет единственный срок погашения, приходящийсяна 2009 г., однако выпуск 20-летних серийных облигаций может иметь 20ежегодных сроков погашения, которые будут следовать друг за другом с 1990 по2009 г.
В каждый из этих ежегодных сроковопределенная часть выпущенных облигаций в соответствии с условиями эмиссииподлежит выкупу и погашению. Кроме того, наличие срока погашения позволяетотличать векселя от облигаций. Так, например, долговые ценные бумаги, которыеизначально имели срок погашения от 2 до 10 лет, обычно принято считать векселями,в то время как для облигаций всегда характерен срок погашения, превышающий 10лет.1.2 Оговорки об отзыве
Практически векселя частовыпускаются со сроком погашения порядка 5—7 лет, в то время как облигацииобычно имеют срок выплаты в пределах от 20 до 30 лет или даже больше.
Если облигации являются отзывными, тоони могут быть погашены до истечения установленного срока. И это вполнезаконно, поскольку все облигации выпускаются с оговоркой об отзыве,предусматривающей или не предусматривающей право досрочного выкупа,определяющей условия погашения облигаций до истечения установленного для нихсрока. В основном существуют три типа оговорок об отзыве, или о праведосрочного выкупа облигаций.
1. Облигация может быть свободно отзываемой,это означает, что эмитент может объявить о погашении выпуска в любое время.
2. Она может быть безотзывной, этоозначает, что эмитенту запрещено осуществлять погашение облигаций до истеченияустановленного срока.
3. Выпуск ценных бумаг может быть сотложенным отзывом, это означает, что облигации не могут быть погашены доистечения некоторого срока с момента их выпуска, т.е., по сути дела, выпуск какбы становится безотзывным в течение периода отсрочки, а после этого переходитв категорию свободно отзываемых.
Оговорки о праве отзыва, применяемыек облигациям, отвечают интересам эмитента. Такие оговорки используются вбольшинстве случаев для замены облигаций одного выпуска облигациями другого,более позднего, выпуска, с более низкой купонной ставкой; эмитент получаетприбыль за счет сокращения ежегодных выплат процентов. Таким образом, когда рыночныепроцентные ставки переживают резкий спад, эмитент облигаций (особеннокорпорации и муниципальные власти) осуществляет погашение своих высокодоходныхбумаг (путем объявления об их досрочном отзыве) и их замену менее доходнымиоблигациями. Окончательный результат состоит в том, что инвестор получит болеенизкую норму доходности своих инвестиций, чем он ожидал.
Слабой попыткой компенсировать потериинвестора, вдруг обнаружившего, что его ценные бумаги отзываются, являетсяотзывная премия, (это сумма, добавляемая к номиналу облигации и выплачиваемаяинвестору, когда облигация погашается досрочно). Сумма этих двух выплат(номинала и отзывной премии) представляет собой курс отзыва выпуска и равна тойсумме, которую эмитент должен выплатить при досрочном выкупе выпущенныхоблигаций. Как правило, предусматривается, что подобная отзывная премия обычнов среднем равна величине годового процента, если вести отсчет с максимальнораннего срока начала отзыва, причем величина этой премии постепенно снижаетсяпо мере приближения срока погашения.
Вместо оговорки об отзыве унекоторых облигаций может иметься специфическая оговорка о рефинансировании,которая почти аналогична оговорке о праве досрочного выкупа (отзыва), заисключением того, что этим условием запрещается преждевременное погашениевыпуска за счет поступлений, обеспечиваемых выпускаемыми для рефинансирования(замещения старого займа) облигациями с более низкой купонной ставкой. Этоотличие имеет очень большое значение, поскольку оно означает, что«нерефинансируемый” выпуск или выпуск “с отсроченным рефинансированием”может быть выкуплен и преждевременно погашен по любым причинам, кроме рефинансирования… Таким образом, инвестор может столкнуться с выкупомвысокодоходных (нерефинансируемых) облигаций, только если эмитент располагаетсвободными денежными средствами, позволяющими ему осуществить погашениевыпущенных облигаций до истечения ранее установленного для них срока. 1.3. Выкупной фонд
Выкупной фонд — это оговорка,определяющая сумму погашения облигаций, подлежащую ежегодному выкупу эмитентомв течение всего срока действия облигаций.
Разумеется, оговорка такого родаприменима только к срочным выпускам облигаций, погашение которых наступает водин и тот же день, поскольку серийные выпуски обычно имеют заблаговременноустановленные правила выкупа. Далеко не все срочные выпуски облигаций содержаттребование о выкупном фонде, однако для тех из них, условия эмиссии которых всеже предусматривают эти требования, выкупной фонд устанавливает особый графикежегодных выплат, регулирующий погашение всего выпуска, он указывает на суммуноминалов, подлежащих ежегодному погашению. Требования выкупного фонда обычновступают в действие через 1—5 лет после выпуска в обращение и остаются в силе втечение того времени, пока весь (или большая часть) выпуск не будет погашен.Какая-то часть выпуска, не выкупленная к установленному сроку погашения (онаможет составлять от 10 до 25% выпуска), будет погашена в виде единовременнойвыплаты по займу. Подобно оговорке об отзыве в облигациях с выкупным фондомтакже применяется отзывная премия, хотя в данном случае она сугубо символична идостигает лишь 1 % (или даже меньше) номинала, подлежащего погашению.
Облигации классифицируются:
1) По субъекту прав:
· именные
· на предъявителя
Именные облигации обычно выпускаютсядля определенных владельцев, а имена держателей официально регистрируютсяэмитентом, который обслуживает счета владельцев ценных бумаг и автоматическивыплачивает проценты владельцам путем выписывания именных чеков. Впротивоположность этому держатели или владельцы облигаций на предъявителясчитаются их собственниками, а эмитент этих облигаций не ведет официальногосписка собственников.
2) По характеруобеспечения:
· обеспеченные
· необеспеченные
Обеспеченные облигации имеют реальное обеспечениеактивами. Их можно разбить на три подтипа:
· облигации сзалогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом предприятия (еенедвижимостью) и иным вещным имуществом;
· облигации залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваютсянаходящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либодругого предприятия (но не компании-эмитента) — как правило, ее филиала илидочерней компании;
· облигации сзалогом оборудования. Такие облигации обычно выпускаются транспортнымипредприятиями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например,транспортные средства (самолеты, локомотивы и т.п.).
Смысл залогового обеспечениязаключается в том, что в случае банкротства компании или еенеплатежеспособности держатели обеспеченных облигаций могут претендовать начасть имущества компании.
Необеспеченные облигации необеспечиваются какими-либо материальными активами, они подкрепляютсядобросовестностью компании-эмитента, иначе говоря — ее обещанием. В случаебанкротства компании держатели таких облигаций не могут претендовать на частьнедвижимости. Эти облигации менее надежны, но и на них распространяютсяпреимущественные права при ликвидации компании. В связи с тем же ставкапроцента по ним более высокая.
3) По характерупогашения:
· единовременное
· погашениесериями
4) По возможностидосрочного погашения:
· без такойвозможности
· с такойвозможностью, но с согласия владельца
5) По характерутребований к активам эмитента:
· старшие
· младшие
Старшие облигации — это обеспеченныеценные бумаги, так как они опираются на юридически обоснованное право требованияк активам эмитента (в виде закладной). Такие выпуски включают облигации сзалогом недвижимости, обеспеченные реальной недвижимостью; облигации сфинансовым залогом, обеспеченные ценными бумагами других компаний, которымивладеет эмитент облигаций, но которые находятся в доверительном управлении утретьего лица; сертификаты под закупку оборудования, которые обеспечиваютсяспецифическими видами оборудования; наконец, облигации с комбинированнымзалогом, в которых сочетаются облигации, обеспеченные первой (старшей)закладной, и младшие облигации, обеспеченные закладной на иное имуществокомпании (т.е. облигации обеспечены частично первыми закладными на определенныеактивы эмитента, а частично вторыми или третьими закладными на другие активы,поэтому подобные выпуски являются менее надежными, а следовательно, не должнысмешиваться с облигациями, обеспеченными первой закладной).
Младшие облигации основаны только наобещании эмитента платить проценты и вернуть основную сумму долга всоответствии с установленным временным графиком. Существует несколько классовмладших облигаций, наиболее известными из которых являются необеспеченныеоблигации.
Помимо этого, к младшим облигациямтакже относят второстепенные необеспеченные облигации; ценные бумаги этихвыпусков имеют требования к прибыли эмитента, носящие вторичный характер поотношению к другим долговым необеспеченным облигациям. Доходные облигацииявляются, пожалуй, самыми младшими, обладая минимальными из всех требованиями кприбыли и активам эмитента, и представляют собой необеспеченные долговыеобязательства, по которым процентный доход будет выплачен только при условии,что эмитент получает достаточную сумму прибыли; не существует каких-либоюридических оснований требовать выплаты процентов по этим облигациям в установленныесроки или на регулярной основе, если определенная сумма прибыли не будетполучена. Такие выпуски во многих отношениях аналогичны муниципальным доходнымоблигациям.
6) По способувыплаты доходов:
· купонныеоблигации. К нимприлагаются специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год ипредставляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон — своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон исертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигацииоформляются на предъявителя, предприятие не регистрирует, кто является ихсобственником.
· дисконтныеоблигации (с нулевым купоном). Выпускаются с большой скидкой (дисконтом) поотношению к номинальной стоимости, а затем с течением времени их стоимостьрастет (с учетом сложного процента), так что к моменту установленного погашенияони стоят намного дороже, чем стоили в момент первоначального инвестирования.
· с мини купоном(ставка купона ниже рыночной, но размещаются с дисконтом).
1.4.Конвертируемые облигации
Конвертируемые облигации обычно поочередности погашения уступают другим видам долговых обязательств. Они имеютвсе описанные выше характеристики облигации, но у них есть одно существенноеотличие от других облигаций — они могут быть обращены (конвертированы) в определенноечисло акций того же эмитента. Такая конвертируемость “вынуждает” ценуоблигации вплотную следовать за изменениями цены акций, лежащих в основе этойобратимости. Поэтому, несмотря на то что конвертируемая облигация обеспечиваетотносительную надежность возврата основной суммы займа и выплаты процентов,присущую так называемым “прямым”, или неконвертируемым, облигациям, цена ихобычно колеблется более резко и в более широком диапазоне, что обусловленоименно возможностью их конвертации. В этом смысле выгода инвестиций вконвертируемые облигации напрямую зависит от благополучия их эмитента.
2. Корпоративные облигации.
Как показывает зарубежный опыт,важное место в структуре внешних источников финансирования корпораций занимаютэмиссии ценных бумаг и, прежде всего, акций и облигаций. В современных развитыхстранах облигационная масса корпораций составляет, как правило, от 10-15 до60-65% общих объемов эмиссий корпоративных ценных бумаг, что свидетельствует оважной роли облигаций как альтернативного источника инвестиций.
Облигацией (согласно Ч.2 ст.816 ГК)признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение отлица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок, номинальной стоимостиоблигации или имущественного эквивалента.
Облигации, выпущенные акционернымиобществами, называются корпоративными облигациями.
Главное достоинство облигации состоит в том, чтоона является наиболее действенным и эффективным инструментом, позволяющим, неперераспределяя собственность, аккумулировать средства инвесторов и обеспечитьпредприятиям доступ на рынок капиталов.
В этом своем качестве облигацияудостоверяет:
— факт предоставления владельцем ценнойбумаги денежных средств эмитенту (корпорации);
— обязательство эмитента вернутьдержателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, которую эмитентполучил при выпуске данной бумаги (т.е. вернуть сумму долга);
— обязательство эмитента выплачиватьдержателю облигации фиксированный доход в виде процента от номинальнойстоимости.
Эмиссия облигаций – это удобныйспособ мобилизации капитальных фондов, содержащий ряд привлекательных черт длякорпораций.
Основными преимуществамиоблигационного займа с точки зрения предприятия-эмитента являются:
— возможность мобилизации значительныхобъемов денежных средств и финансирования крупномасштабных инвестиционныхпроектов и программ на экономически выгодных условиях без угрозы вмешательстваинвесторов (владельцев облигаций) в управление его текущейфинансово-хозяйственной деятельностью;
— возможность маневрирования приопределении характеристик выпуска: все параметры облигационного займа (объемэмиссии, процентная ставка, сроки, условия обращения и погашения и т.д.)определяются эмитентом самостоятельно с учетом характера осуществляемых за счетпривлекаемых средств инвестиционного проекта;
— возможность аккумулирования денежныхсредств частных инвесторов (населения), привлечения финансовых ресурсовюридических лиц на достаточно длительный срок (продолжительнее срока кредитов,предоставляемых коммерческими банками) и на более выгодных условиях с учетомреальной экономической обстановки и состояния финансового рынка;
— обеспечение оптимального сочетанияуровня доходности для инвесторов. С одной стороны, и уровня затратпредприятия-эмитента на подготовку и обслуживание облигационного займа, сдругой стороны;
— оптимизация взаиморасчетов, структурыдебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
В тоже время облигация – весьма жестокое долговоеобязательство: осуществляя эмиссию облигаций, эмитент несет определенные риски,и всегда существует вероятность того, что облигационный заем не будет успешным,т.е. сам факт эмиссии облигаций еще не гарантирует их размещения наразработанных эмитентом условиях.
В связи с этим, рассматриваяфинансовые возможности облигаций, следует учитывать противоречивый характеринтересов эмитента и инвесторов. Поэтому при организации облигационных займов впроцессе конструирования ценных бумаг важно уметь найти “золотую середину”,обеспечить баланс этих интересов на основе комплексного анализа преимуществ инедостатков данного финансового инструмента.
Как и любая ценная бумага, облигацияпродается и покупается на организованном рынке – рынке ценных бумаг. Онявляется важной составной частью как денежного потока, так и рынка капиталов,который в свою очередь составляет финансовый рынок.
Цель функционирования рынка ценныхбумаг состоит в том, чтобы обеспечить наличие механизма для привлеченияинвестиций в экономику путем установления необходимых контактов между теми,которые нуждаются средства, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточныйдоход. При этом очень важно, чтобы рынок ценных бумаг обеспечил наличиемеханизма, способствующего эффективной передаче инвестиций (в виде ценныхбумаг) из рук в руки, причем такая передача должна иметь юридическую силу.
Первичный рынок – термин, которыйописывает те случаи, когда ценная бумага впервые появилась на публичной аренеобычно в обмен на денежные средства.
Вторичный рынок – термин, которыйописывает случаи, когда вторые и последующие транши находящихся в обращенииценных бумаг появляются на публичной арене.
1.2. Классификация корпоративных облигаций.
Корпоративные облигации, обращающиеся на российскомрынке, условно можно разделить на три основные группы:
— среднесрочные валютно-индексированныеоблигации (срок обращения 2-5 лет);
— краткосрочные (3-9- месяцев);
— небольшие займы региональныхкомпаний, предусматривающие плавающую ставку процента, обычно привязанную кставке рефинансирования Центрального Банка России или ставкам по депозитнымсчетам Сбербанка РФ.
Первая группа облигаций стала самой значительной вноминальном выражении, на нее пришлось более 80% объемов размещенных средств нарынке корпоративных инструментов. К этой группе относятся облигации Газпрома,Тюменской нефтяной компании (ТНК), ЛУКОЙЛа, РАО “ЕЭС России”, Самараэнерго,Ростовэнерго и Михайловского ГОКа. Срок их обращения составляет 3-5 лет свозможностью досрочного погашения для ряда бумаг, как правило, через два годас начала размещения. Купонные платежи и номинальная стоимость данных облигацийиндексируются в соответствии с изменением курса доллара. (см.Таблица )
Валютно-индексируемые облигации непредставляли интереса для широкого круга инвесторов и были в своем большинствекуплены узкой группой нерезидентов, пока риск девальвации рубля былсущественным. Основная доля этих бумаг была размещена с июня 1999 года доначала президентских выборов.
Вторичный рынок по этим облигациямфактически отсутствует, на смотря на то, что их подавляющее количество быловведено в листинг ММВБ. Единственными эпизодически торгуемыми бумагами из этойгруппы являются облигации Газпрома и ТНК, однако и по ним сделки в настоящеевремя проходят крайне редко.
Наиболее крупные облигационные займыпо подобной схеме сделали ТНК (9 млрд. руб.), ОАО “Газпром”, ОАО “ЛУКОЙЛ” и РАО“ЕЭС России” (по 3 млрд. руб). Сам факт того, что облигации со сроком погашения5 лет были размещены под достаточно низкую доходность (около 10% в долларах).Однозначно свидетельствовал о том, что новый рынок стартовал весьма успешно.[12, с.23]
К первой группе облигаций условноможно отнести и обязательства компании “ТАИФ -Телеком”(оператора сотовой связиг. Казани). Вторичный рынок этих бумаг организован в РТС. Несмотря на то, чтооблигации данного эмитента имеют довольно высокую (15-18% годовых) валютнуюдоходность, их ликвидность также очень низка. [23]
Вторая группа облигаций со второго квартала 2000 г. быласамым быстрорастущим сегментом рынка корпоративных облигаций.
Первыми среди облигаций данного видабыли бумаги компании “АЛРОСА”, консультантом по размещению которых стала ИГ“Русские фонды”. Потом были размещены краткосрочные облигации (6 траншей)Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и еще два транша облигацийАЛРОСы. По сходной схеме были размещены облигации МДМ-Банка.
Наиболее совершенной схемой вразмещении облигаций воспользовался Внешторгбанк РФ (ВТБ), консультантомкоторого в вопросе размещения облигаций стал ИБ “Флеминг”. Облигации ВТБ,формально имея двухгодичный срок погашения, позволяют инвесторам определятьсроки заимствования самостоятельно, так как в проспекте эмиссии облигаций ВТБпредусмотрены схема погашения с периодом в три месяца, а также возможностьреинвестирования средств под доходность, предлагаемую эмитентом.
Именно на облигации второй группыприходится большая часть новых размещений, и вторичный рынок облигаций (наММВБ) также является наиболее активным. Эти займы, в отличие от облигаций первойгруппы, получили среди операторов рынка название “рыночные займы”. Облигациивторой группы оказались наиболее интересными для широкого круга инвесторов.Среди облигаций этой группы наиболее активно торгуются облигации ВТБ. В 2000году на долю бумаг Внешторгбанка России пришлось около 60% числа всех сделок скорпоративными облигациями в фондовой секции ММВБ, среднедневной оборот этихоблигаций на бирже превышал 10 млн рублей. [12, с. 24]
К третьей группе облигационныхзаймов, размещенных относятся облигации компании “МАКФА” (макароннаяфабрика, г.Челябинск), “Таттелеком” (г.Казань), “Каравай” (хлебозаводг.Ангарск), “Морион” (г.Пермь) и ряда других.
Облигации этой группы в основномразмещаются среди частных инвесторов – жителей соответствующего региона. Длячастных инвесторов они могут быть неплохой альтернативой банковским вкладам.
Вторичного рынка по таким облигациямобычно нет (единственным исключением является Таттелеком, облигации котороготоргуются на бирже в Казани), поэтому купить их можно только в моментпервичного размещения. (Таблица).Размещенные эмиссии корпоративных облигаций Эмитент
Объем, руб. Срок обращения ОАО „Газпром“ 3 млрд. 5 лет ОАО „ЛУКОЙЛ“ 3 млрд. 4 года ОАО „ТНК“ 9 млрд. 5 лет РАО „ЕЭС России“ 3 млрд. 3 года АО „ТАИФ-Телеком“ 26,98 млн. 3 года АК „АЛРОСА“ 1 млрд. 1 год АО „ММК“ 200 млн. 200 дней АКБ „МДМ“ 170 млн. 90 дней ГУП „Таттелеком“ 46 млн. 2 года АО „Морион“ 4 млн. 10 месяцев АО „МАКФА“ 15 млн. 360 дней АО „Каравай“ 1 млн. 180 дней Внешторгбанк 1 млрд. 2 года
3. Индексы фондового рынка.
3.1.Общеепонятие об индексах на рынке ценных бумаг.
История фондовых индексов в миренасчитывает уже не одно десятилетие. Самый первый фондовый индикатор былразработан и применен в конце XIX в. В 1884 г. в США Чарлз Доу началрассчитывать средний показатель по изменению курсовых стоимостей акций 11крупнейших в то время промышленных компаний. С 1928 г. индекс сталрассчитываться по тридцати фирмам, причем количество составляющих и методикарасчета осталась неизменной в фирме “Доу Джонс” до сих пор.
Самый первый европейский индекс, появившийся в Англии, также включал 30составляющих. В 1935 г. на страницах газеты “Financil news”, которую впоследствии поглотила хорошо известнаясейчас во всем мире “Financial times” (FT), появился первый фондовый индексАнглии. Его составители постарались отобрать три десятка ведущих компанийбританской промышленности, причем структура составляющих должна была отражатьсоотношение отраслей в национальной экономике.
Британский “индустриальный” индекс FT-30 развивался все эти годы, в его структуре происходилпостоянный сдвиг акцента от тяжелой промышленности в сторону компаний, занятыхв сервисе. Однако поворотным для него стал 1984 г., когда впервые была принятав расчет финансовая акция — Национального Вестминстерского Банка. С этоговремени индекс FT-30 утратил свой промышленный эксклюзив и сейчас он называетсяИндексом обыкновенных акций “Файнэншиал Таймз”.
В 1962 г. был введен индекс Актуариев, или в другом названии Индексвсех акций. В него уже вошли более 700 составляющих из разных секторовэкономики. Благодаря своему широкому покрытию, он мог быть инструментомизмерения поведения рынка в длительный период. Существенное преимуществоИндекса Актуариев еще и в том, что он показывает инвесторам не только движениерынка в целом, но и отдельных секторов и отраслей в частности.
В январе 1994 г. исполнилось 10 лет, пожалуй, самому популярномубританскому индексу Футси-100. Во всех смыслах он стал как бы золотойсерединой: количество составляющих сбалансировано величиной рыночногопокрытия. Этот индекс сразу стал рассчитываться в режиме реального времени.
Глобализация и интернализация фондового пространства на мировом рынкеценных бумаг проходит активнее, чем, к примеру, на товарных рынках. Сегодняинвестиционный процесс не имеет тех границ, которые свойственны купле-продаже,допустим, продуктов или технологий. Свидетельство тому — интернализацияпортфелей ценных бумаг, куда наряду с национальными фондовыми инструментамивключаются, как правило, “представители” самых разных стран и континентов. Дляуправления таким пакетом документации даже хорошего знания конъюнктуры своегорынка не достаточно, поэтому обобщающие показатели инвестиций необходимы.
В конце 80-х г. на рынок вышла Всемирная серия, состоящая из 11региональных индексов. Информация собирается из семи широких экономическихсекторов. В расчет принимается 36 составных отраслевых индексов, полученных наоснове более 100 подотраслевых категорий.
Всемирный индекс базируется на 2,5 тыс. акций из 24 стран мира. Работа поего отчету осуществляется тремя структурами — газетой “Файнэшл Тайме”,американским инвестиционным банком “Голдман Загз” и фирмой “Каунти НатвестСекьюритиз”.
Для такого объемного показателя очень важна качественная выборка составляющих.Для того чтобы эти индикаторы на покупку акций имели прикладное значение, недолжно быть юридических ограничений разных стран. Несмотря на сложностьобработки и расчетов. Всемирный индекс Актуариев не единственный в своем роде.Сопоставимый охват представляют еще три индикатора: Международный индекс МорганСтенли и Первый Бостон Юромани Индекс.
Приведенные факты — лишь небольшая часть колоссального количествафондовых индикаторов, существующих на мировом пространстве рынка ценных бумаг.Помимо сводных и композитных, существует масса специализированных показателей,благодаря которым современные фондовые посредники управляют мировыминвестиционным процессом.
Любой фондовый индекспоказывает то, что в него заложили его разработчики путем определения выборкисоставляющих и метода расчета. Как правило, чем шире выборка, тем индекс ближек индикатору состояния экономики или отдельной отрасли. Более мобильным иконъюнктурным индикатором фондовый индекс становится при объединениисоставляющих не по отраслевому признаку, а по критерию капитализации компании,т. е. суммарной рыночной стоимости всех акций, находящихся в обращении.
Методы расчета индексов. В общем видефондовые индексы представляютсобой среднее изменение цен определенного набора ценных бумаг. Момент илипериод времени, с которым происходит сравнение, называется базисным. В базисныйпериод цены акций, включенных в тот или иной индекс, трансформируются такимобразом, чтобы на эту дату индекс равнялся 10, 100 или 1000 для простотырасчетов.
Несмотря на разнообразие фондовых индикаторов, в основе их расчетов лежаттри принципиальныхметода расчетов:
— метод средней арифметической простой;
— метод средней геометрической;
— метод средней арифметической взвешенной.
При методе средней арифметической простой цены акций всехэмитентов, входящих в индекс, на момент закрытия торгов складываются и суммаделится на количество составляющих для получения средней величины.
Берем акцию каждого вида с рынка:
/>
тогда индекс будет равен :
/>
где n — количество исследуемых акций
Каждая акция имеет одинаковый вес вне зависимости от размера компании.
У первого метода есть одно преимущество — простота расчета.Следует, правда, иметь в виду, что даже при самом простом методе расчетареальное исчисление фондового индекса происходит значительно сложнее, посколькуего формула включает в себя различные коэффициенты, позволяющие гармонично принеобходимости заменять акции одного эмитента на акции другого, учитывать иболее сложные процессы на рынке — слияния, поглощения и т. д.
Наряду с относительной простотой расчетов у метода средней арифметическойпростой есть существенные недостатки: он не учитывает реальный масштаб рынкаакций конкретного эмитента; в его структуре одинаковое место отведено и самой“сильной”, и самой “слабой” компании в выборке. По данному методу до сих поррассчитываются индексы из семейства “Доу Джонс”.
Индекс по методу средней геометрической вычисляетсяумножением цен акций, составляющих индекс друг на друга. Из этого произведениязатем извлекается корень п-й степени где п — число акций виндексе:
/>
Как и при использовании метода простой средней арифметической непринимается во внимание тот факт, что объем торговли по акциям разных компанийможет быть различным.
По данному методу рассчитывается два известных индекса: FT-30 в Англии и The Value line Composite Index в США.
Метод средней арифметической взвешенной применяется для того чтобы отразитьв индексе влияние объемных показателей т.е. используется методика взвешиванияцен акций. Наиболее часто в качестве веса используется рыночнаякапитализация компании. Этот метод наиболее популярен в мировой практикефондовых индексов, поскольку он адекватно учитывает влияние тех акций, покоторым капитализация выше и которые более ликвидны.
Виды акций: />
Цены: />/>
Число акций (объем продаж): /> ; />
/>
Метод средней арифметической взвешенной имеет некоторые вариации:текущее состояние рынка может сравниваться с состоянием рынка либо в базисный,либо в предыдущей период.
К наиболее известным индексам, рассчитываемым по данному методу, можноотнести семейство индексов S&P, сводный индекс Нью-йоркскойфондовой биржи, FT-100.
Пересмотр выборки. Комитеты по индексам регулярно пересматривают егоструктуру. Компании, акции которых включены в индекс, со временем могут бытьисключены из расчета. Это происходит по разным причинам:
либо фирма уже не является по базовым показателям деятельности характернойдля данной отрасли, либо доля самой отрасли в экономике уже изменила свой вес.Могут быть и другие причины, в том числе и информационная, например в случаепубликации недостаточной финансовой отчетности.
3.2. Расчет индекса рынка.
Возьмем курсы акций российских эмитентов на 30.03.99 поитогам торгов на РТС и рассчитаем индексы рынка.Эмитент Последняя сделка ($) Объем сделок (шт.) ГАЗ 21,0000 2200 »Иркутскэнерго" 0,0515 5300000 ЛУКОЙЛ 7,3000 229584 «Мосэнерго» 0,0240 15800000 «Петербургская электронная сеть» 0,2000 3000 «Петербургская электронная сеть» пр. 0,1450 10000 РАО «Газпром» 0,1435 7491920 РАО «ЕЭС России» 0,0470 24708160 РАО «ЕЭС России» пр. 0,0195 360000 «Ростелеком» 0,8000 60000 «Сургутнефтегаз» 0,1315 13035000 «Сургутнефтегаз» пр. 0,0415 8250650 «Татнефть» 0,1340 1920000
Средний арифметический индекс :
/>=/>
=2,3106
Средний геометрический индекс:
/>= />
=0,0000205615483061497Средний арифметический взвешенный индекс:
/>=
/>
/>
/>=
=0,090469035
Заключение.
В заключении данной контрольной работы следует сделать выводы, что:
· облигацияявляется, по существу, долговой ценной бумагой, продаваемой по установленнымправилам, которая представляет собой заем эмитента у инвестора; владелецоблигации получает периодические проценты и возмещение номинальной стоимостиоблигации при ее погашении;
· облигацииклассифицируются по субъекту прав, характеру обеспечения, погашения,возможности досрочного погашения, по характеру требований к активам эмитента,по способу выплаты доходов;
· облигацииприносят инвесторам два вида доходов:
1) большую сумму ввиде текущего дохода;
2) значительныесуммы в виде прироста капитала.
Текущий доход, разумеется,поступает как проценты, получаемые в течение срока действия выпуска, тогда какприрост капитала может быть получен каждый раз, когда падают рыночныепроцентные ставки.
· в последние годы интерес инвесторов коблигациям значительно вырос, так как более высокие и гибкие процентные ставкипривлекали к рынку облигаций инвесторов, ориентированных как на текущий доход,так и на прирост капитала;
· изменение процентных ставок являетсянаиважнейшим фактором на рынке облигаций, поскольку оно определяет размер нетолько текущего дохода, но и прироста (или убытка) капитала, который получитинвестор. К сожалению, изменения рыночных процентных ставок могут иметьдраматические последствия для совокупных годовых прибылей, фактическиполученных от облигаций. К тому же в то время как инвесторы, ориентированные натекущий доход, предпочитают высокие процентные ставки, те, кто ориентирован наприрост капитала, предпочитают, чтобы они снижались;
· благодаря своемуболее высокому статусу облигации являются относительно надежнымиинвестиционными инструментами и обычно рассматриваются как относительногарантированные от невыполнения обязательств ценные бумаги. Однако существуетценовой (рыночный) риск, поскольку даже по первоклассным облигациям с высокимрейтингом курсы падают, когда рыночные процентные ставки начинают повышаться;поскольку условия действия облигации являются фиксированными на момент выпуска,изменения в рыночных условиях фактически ведут к изменению ее курса.
Список литературы
1. Алексеев М.Ю.Рынок ценных бумаг и его участники. Бухгалтерский учет.- М., 1992г.- N2.
2. Астахов М. Рынокценных бумаг и его участники.- М., 1996г.
3. Базовый курс порынку ценных бумаг России.- М., 2000г.
4. Басов А. И.,Галанов В. А. Рынок ценных бумаг.- М., 2000г.
5. Новиков А.В.Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиций.- Новосибирск, 2000г.
6. Семенкова Е. В.Операции с ценными бумагами.- М., 1997г.
7. Семилютина Н.Некоторые виды ценных бумаг в мировой практике и в РФ. Финансоваягазета- М., 1993г.- N22.
8. Федеральный закон№39-ФЗ от 22 апреля 1996г. “О рынке ценных бумаг”.