Министерство образования и науки Российской Федерации
Хабаровская государственная академия экономики и права
Факультет бухгалтерского учета и аудита
Рынок ценных бумаг и биржевое дело
Контрольная работа
Виды государственных облигаций, ихфункции и значение
Южно-Сахалинск 2006
Содержание
Введение. 3
1 Облигации как вид ценных бумаг. 5
2 Виды облигаций. 6
3 Современные российскиегосударственные облигации. 7
4 Характеристика итенденции развития рынка государственных облигаций в РФ 12
Выводы… 14
Литература. 15
Введение
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) — это часть финансового рынка(наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота).
Ценные бумаги играют значительную роль в платежном оборотегосударства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращениисоставляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементомэкономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющихсвободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумагявляется наиболее активной частью современного финансового рынка России ипозволяет реализовать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов ипосредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынкапродолжает возрастать.
К ценным бумагам в РФ относятся: государственная облигация,облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковскаясберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационныеценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или вустановленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
На фондовом рынке обращаются специфические финансовые инструменты —облигации. Облигационные займы размещают все — начиная с государства изаканчивая небольшими предприятиями. Этот сегмент фондового рынка не менееинтересен, чем сектор акций — также возможны существенные прибыли, и естьбольшой выбор.
Бурное становление и развитие рынка ценных бумаг в современнойРоссии на гребне обвальной приватизации вызвало к жизни большое числоакционерных обществ, выпускающих акции и облигации. Нестабильная финансоваяситуация и бюджетный дефицит предопределили широкое распространениегосударственных и муниципальных ценных бумаг (в основ-ном облигаций).
Что же такое — государственные облигации, каковы их функции иособенности? Ответу на этот вопрос и посвящена данная контрольная работа.
1 Облигации как вид ценных бумаг
Облигация — эмиссионная ценная бумага, содержащая обязательствоэмитента выплатить ее владельцу (кредитору) номинальную стоимость по окончанииустановленного срока и периодически выплачивать определенный процент от еестоимости.
Облигации выпускаются государством, местными органами власти иликомпаниями в форме ценных бумаг с фиксированной или переменной процентнойставкой. Большая часть облигаций не имеет обеспечения и не дает права на участиев управлении.
Наиболее важное отличие облигации от акции состоит в том, чтооблигация представляет собой долговое обязательство эмитента, т.е.предоставленный ему кредит, оформленный в виде ценной бумаги. Все платежи пооблигации эмитент должен осуществлять в первую очередь по сравнению с акциями ив обязательном порядке. Платежи обеспечиваются имуществом эмитента.
В отличие от дивиденда по акциям, процент по облигациям являетсяфиксированным. В отличие от инвестиций в акции, инвестиции в облигации не делаютинвестора собственником выпустившей их компании. Процент по облигациивыплачивают как минимум один раз в год независимо от финансового состоянияэмитента.
Инвестиции в облигации — наиболее надежное вложение средств нарынке ценных бумаг.
В последнее время среди российских инвесторов стали особеннопопулярны корпоративные, муниципальные и субфедеральные облигации. Они имеютболее высокую, по сравнению с федеральными облигациями, доходность и даютдостаточно высокие гарантии инвесторам. Облигации могут иметь существенныеразличия в условиях их обращения. Основной объем сделок купли/продажиоблигаций, так же как и по акциям, регистрируется на бирже в системеэлектронных торгов.2 Виды облигаций
Существуют различные классификации облигаций. Если рассматриватьклассификацию по эмитенту, то можно выделить виды облигаций.
Государственные и муниципальные облигации. Государственныеоблигации выпускаются государством в лице общегосударственных органов власти, амуниципальные — местными органами власти.
Государственные облигации подразделяются на облигации рыночных инерыночных займов. Бумаги рыночных займов свободно обращаются на вторичномрынке. Облигации нерыночных займов не имеют вторичного рынка.
Государственные бумаги размещаются отдельными выпусками. Решение обэмиссии может подразумевать деление выпуска на транши. Транш — это часть ценныхбумаг данного выпуска, которые размещаются в любой момент времени в течениепериода его обращения после даты первого размещения в рамках заявленного объемаэмиссии этого выпуска.
Обычно считается, что самыми безопасными инвестициями (с точкизрения невозврата средств эмитентом) являются вложения в государственныеоблигации. Таким образом, эти инструменты являются особенно привлекательнымидля инвесторов, которые стремятся получать регулярный надежный доход иотносительно небольшой прирост капитала в течение достаточно длительныхпериодов времени.
Корпоративные облигации. Корпоративные облигации выпускаютсяакционерными обществами с целью привлечения дополнительного капитала.
Эмиссия облигаций допускается только после полной оплаты компаниейуставного капитала. Номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должнапревышать размера уставного капитала компании либо величину обеспечения, представленногообществу для этих целей третьими лицами.
В зависимости от срока обращения облигации подразделяются наследующие виды: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 5 лет);долгосрочные (от 5 до 30 лет).
По способу выплаты дохода облигации делятся на:
— облигации с фиксированным купоном;
— облигации с плавающим (переменным) купоном;
— индексируемые облигации;
— бескупонные облигации.3 Современные российские государственные облигации
Рынок государственных облигаций является достойной альтернативойрынку банковских депозитов для юридических лиц и сберегательных вкладов дляфизических лиц, во многом превосходя последние как по параметрам доходности,так и по показателям надежности и ликвидности вложений.
Среди современных российских облигаций наибольшее распространениеполучили такие государственные облигации:
1. Государственная краткосрочная облигация (ГКО), эмитентомкоторой является Министерство финансов РФ. Это бескупонная именная облигация,выпускаемая в бездокументарной форме. Эти облигации выпускаются сроком на 3месяца, 6 месяцев и год.
До недавнего времени наиболее представительным и привлекательнымбыл рынок государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО),стартовавший в мае 1993 года. Эти облигации выпускаются на короткий период дляпокрытия дефицита государственного бюджета и являются прообразом казначейскихвекселей США. ГКО имеют безбумажную форму выпуска, т.е. собственность на нихоформляется в виде электронных записей на счетах-депо. Номинал облигацийпервоначально был 10000 рублей (неденоминированных), а в настоящий моментсоставляет 1000 руб. Доход инвестора по ГКО складывается за счет того, что этиоблигации продаются на аукционах с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала.Доходом является разница между номинальной стоимостью и ценой приобретения нааукционе при первичном размещении или на вторичных торгах. Инвесторами могутвыступать любые лица, но по техническим причинам участие физических лиц на этомрынке затруднено.
С первых дней своей жизни ГКО рассматривались инвесторами какнаиболее консервативные и надежные из всех альтернативных инструментовроссийского фондового рынка. Но после того, как в августе 1998 г. былипроведены последние «докризисные» торги, за которыми последовало объявлениеправительства о решении провести реструктуризацию внутреннего долга путемпереноса исполнения своих обязательств по ГКО на более поздний срок, отношениеинвесторов к этому сектору бумаг резко изменилось.
Доходность ГКО определяется по формуле:
Д= [(Цпогашения — Цпокупки)/(N—D)] * (365/Тпогашения) * [100/(100—Сналога)]* 100,
где Цпогашения— цена погашения облигации; Цпокупки — цена покупки облигации; N —номинал ГКО, руб; D — дисконт, руб; Тпогашения — количеств дней додаты погашения ГКО; Сналога — ставка налога на прибыль для владельцаГКО, %.
Государственныекраткосрочные облигации являются бескупонными (дисконтными) облигациями, посвоей природе аналогичными облигациям федерального займа, также эмитируемымиМинистерством Финансов РФ.
2. Облигации федерального займа (ОФЗ). Онипредставляют собой семейство облигаций с фиксированным доходом (ранее на рынкеприсутствовали ОФЗ с переменным доходом, эмитированные в настоящий момент ОФЗ спеременным доходом на рынке фактически не обращаются), эмитированныхМинистерством Финансов РФ. Данная бумага погашается в полном объёме в датупогашения, а в течение срока обращения с годовым или полугодовым интерваломвыплачивается определённый при эмиссии купонный доход.
При заключении сделки купли/продажи осуществляется оплатапокупателем купонного дохода накопленного с начала текущего купонного периодадо даты заключения сделки (НКД). Котировки ОФЗ указываются без учета НКД.
Выпускались такие виды ОФЗ:
— облигацияфедерального займа (ОФЗ) с постоянным или переменным купоном. Эмитентомвыступает Министерство финансов РФ. Облигация является именной среднесрочнойили долгосрочной бумагой;
— облигациягосударственного сберегательного займа (ОГСЗ), эмитируемая Министерствомфинансов РФ. Облигация является среднесрочной бумагой с плавающим купоном,величина которого определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ илиофициальных показателей, характеризующих инфляцию;
— облигациифедерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);
— облигациифедерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК).
Помимо вышеперечисленных инструментов на данном рынке такжепредставлены государственные облигации Банка России (ОБР), выпускаемые БанкомРоссии в целях реализации денежно-кредитной политики.
На рынке государственных облигаций существуют следующие операции:
— операциипо размещению государственных облигаций;
— операции,осуществление которых возможно при обращении государственных облигаций навторичном рынке;
— операциипо обслуживанию выпусков ГКО / ОФЗ.
Эмитентом государственных облигаций от имени Российской Федерациивыступает Министерство финансов Российской Федерации. Генеральным агентом пообслуживанию выпусков государственных облигаций является Центральный банкРоссийской Федерации (Банк России). Размещение выпуска государственныхоблигаций осуществляется Банком России по поручению Министерства финансов РФ вформе аукциона или по закрытой подписке. Также возможно доразмещениегосударственных облигаций на вторичных торгах. Информация о планируемыхаукционах распространяется заранее пресс-службами Министерства финансов РФ иММВБ.
Торги на рынке ГКО / ОФЗ проводятся ежедневно, за исключениемвыходных и праздничных дней. Расписание проведения торгов определяется БанкомРоссии.
Участниками российского рынка государственных облигаций являются:эмитент в лице Министерства финансов РФ; генеральный агент в лице ЦентральногоБанка РФ, который обеспечивает организационную сторону функционирования этогорынка (регулирование, аукционы, погашение и пр.); депозитарии, ведущие учетоблигаций, выпущенных в безналичной форме; дилеры, представленные коммерческимибанками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, заключающие сделки;и инвесторы, как отечественные, так и иностранные, приобретающие госбумаги.Торговой системой выступает Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ).Вторичные торги проводят и региональные биржевые площадки, в частности – СПВБ(Санкт-Петербургская Валютная биржа).
Государственные облигации имеют номинал 10 рублей (некоторыевыпуски ОФЗ-ФД) и 1000 рублей. Средняя доходность по рынку ГКО-ОФЗ составляет12—15 процентов годовых в зависимости от выпуска.
Риск вложения в гособлигации принято считать минимальным в рамкахконкретной экономической системы. Это обуславливает низкую доходность по данныминструментам. Таким образом, государственные облигации РФ могут быть интересныинвестору в качестве безрисковой составляющей общего инвестиционного портфеля.
В случае сохранения благоприятной ценовой конъюнктуры на рынкеэнергоносителей, дальнейшего укрепления курса рубля, общего улучшениямакроэкономической ситуации в стране, а также декларируемого правительствомотказу от внешних заимствований (что может привести к дефициту суверенногодолга) — инвестиции в государственные ценные бумаги будут достаточнопривлекательными для инвесторов. Однако в связи с низкой доходностью и высокойдюрацией данных облигаций, операции на рынке государственного долга могутносить спекулятивный характер.
Кроме того, всё больше российских предприятий обращаются к выпускуоблигаций как способу привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов длявыполнения своих долгосрочных инвестиционных программ. Так, по итогам 2003 годасуммарный объем зарегистрированных ФКЦБ России выпусков корпоративных облигацийвырос по сравнению с 2002 годом в два раза и составил 115,04 млрд. руб., в товремя как по итогам 2002 года российскими предприятиями было выпущено облигацийвсего лишь на 54,4 млрд. руб.[1]Основными площадками для торговли корпоративными облигациями российскихэмитентов являются ММВБ и РТС.4 Характеристика и тенденции развитиярынка государственных облигаций в РФ
Во всех цивилизованных странах государственные ценные бумагипользуются достаточно большим спросом среди населения благодаря своейнадежности. Пусть они не самые доходные, но по сохранности они впереди любойсамой крупной корпорации, и правительству народ безоговорочно доверяет своисамые важные накопления. В России же на облигации смотрят несколько под другимуглом благодаря дефолту 1998 года. Здесь частные инвесторы предпочитают житьсегодняшним днем, и слепого следования за государством нет.
Что же представляет из себя сегодняшний отечественный рынок государственныхоблигаций? На середину прошлого года в свободном обращении на российском рынкеоблигаций находилось порядка 110 выпусков государственных ценных бумаг, изкоторых 33 выпуска представлены облигациями федерального займа, 3 — облигациямиБанка России, 43 — облигациями субъектов Федерации, 31 — облигациямимуниципальных образований[2].Таким образом, на рынке государственных облигаций федеральный сегмент занимает33% от общего числа выпусков, субфедеральный — 39%, а муниципальный — 28%.
Но следует заметить, что данный сектор сам по себе существует внесколько искаженном виде. Так, например, бумаги федерального значения длячастного инвестора не представляют никакого интереса. Изначальногосударственные облигации служили, и достаточно успешно, для привычных целей —привлечения дополнительных ресурсов внутри государства за счет частныхинвесторов. Как краткосрочный, ликвидный и доходный инвестиционный инструментГКО / ОФЗ покупали и банки и физические лица. После дефолта 1998 г. составучастников этого рынка существенно изменился. Чтобы «восстановить» рынок,государство с конца 1998-го по 2004 год не разместило ни одного нового выпускарублевых облигаций, а затем, начав размещать, отдавало предпочтение оченьдлинным и низкодоходным выпускам.
На сегодняшний день самый длинный выпуск рублевых облигацийразмещен до ноября 2021 г., а доходность по нему составляет порядка 8,7%. Притакой доходности ГКО / ОФЗ не могут составить конкуренцию даже низкодоходнымдепозитам Сбербанка, поэтому инвесторам — физическим лицам такой инструмент неинтересен. В настоящий момент в данном секторе остались только коммерческиебанки во главе со Сбербанком и Пенсионный фонд, инвестирующий накопительнуючасть пенсий. По нормативам Центрального банка ГКО / ОФЗ приравниваетсяпрактически к деньгам — под них не нужно отвлекать дополнительные деньги насоздание резервов, как по кредитам или корпоративным облигациям. Кроме того,ГКО / ОФЗ приносят хоть и маленький, но доход, и их можно быстро продать ипревратить в деньги.
Невозможно однозначно утверждать, что государственные облигациипроигрывают корпоративным выпускам. Каждый вид облигаций, существующий нароссийском долговом рынке, имеет как преимущества, так и изъяны. Бумагифедерального уровня, несмотря на низкую доходность, которая с учетом инфляцииносит отрицательный характер, одновременно представляют собой самыйнизкорискованный вид облигаций. Поэтому для осторожных инвесторовгосударственные бумаги будут иметь большее преимущество, чем высокодоходные иболее рискованные бумаги корпоративных эмитентов. Субфедеральные имуниципальные выпуски имеют уже более высокую доходность, но риски остаютсяниже, чем у большинства корпоративных облигаций. Поэтому они могут бытьпривлекательны для консервативных инвесторов[3].
Выводы
Облигация — эмиссионная ценная бумага, содержащая обязательствоэмитента выплатить ее владельцу (кредитору) номинальную стоимость по окончанииустановленного срока и периодически выплачивать определенный процент от еестоимости.
Облигации выпускаются государством, местными органами власти иликомпаниями в форме ценных бумаг с фиксированной или переменной процентнойставкой. Большая часть облигаций не имеет обеспечения и не дает права научастие в управлении.
Государственные облигации выпускаются государством в лицеобщегосударственных органов власти. Государственные облигации подразделяются наоблигации рыночных и нерыночных займов. Бумаги рыночных займов свободнообращаются на вторичном рынке. Облигации нерыночных займов не имеют вторичногорынка. Государственные бумаги размещаются отдельными выпусками.
Рынок государственных облигаций является достойной альтернативойрынку банковских депозитов для юридических лиц и сберегательных вкладов дляфизических лиц, во многом превосходя последние как по параметрам доходности,так и по показателям надежности и ликвидности вложений.
Традиционно считается, что инвестиции в государственные облигации –безрисковые. Потому и доходность государственных облигаций на 4-5% годовых нижедоходности корпоративных облигаций. Государственные облигации размещаются иобращаются в секции государственных ценных бумаг на ММВБ. Рынок государственныхоблигаций характеризуется высокой ликвидностью и большими объемами эмиссии.Этим объясняется привлекательность рынка для банковского капитала.
/>/>Литература
1. Федеральныйзакон РФ «О рынке ценных бумаг» // Российская газета от 25 апреля1996 года.
2. ПисьмоЦБР от 15 января 1992г. No.18-11/52 // Ценные бумаги. Сборник нормативныхдокументов. М., 1994.
3. АлексеевМ.Ю. Рынок ценных бумаг. — М., Финансы и статистика, 1992.
4. АлиевМ.А. Влияние на экономическую безопасность страны государственногорегулирования валютных отношений: Автореф. М., РАГС, 2001.
5. БалабановИ.Т. Основы финансового менеджмента. — М., Финансы и статистика, 1995.
6. Банковскоедело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. — М., 1998.
7. БердниковаТ.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Уч. пособие. — М., Инфра М., 2002.
8. ЖуковЕ.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. М., Банки и биржи, 1995.
9. МуравьеваA. Кому дать взаймы? // Новости рынка недвижимости, № 23 от 27.06.2005.
10. Орешин В.П. Государственноерегулирование национальной экономики. М., Инфра-М, 2000.
11. Современные российскиеоблигации // Электронная публикация www.fora-capital.ru/5/bonds3.php