Реферат по предмету "Банковское дело"


Банковская система и ее роль в национальной экономике. Особенности развития в Республике Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь
УО «Белорусский Государственный Экономический университет»
Бобруйский филиал
Кафедра экономики и управления

Курсовая работа
на тему: Банковская система и её роль в национальной экономике. Особенностиразвития в Республике Беларусь
Студент
2 курс, БУЗ-081 Е.В. Шабуня
Руководитель
Бобруйск 2009
Реферат
Курсовая работа: ___с, 3 рис., 2 табл., 15 источник., 3 прил.
Национальный банк, коммерческийбанк, условия функционирования банковской системы, финансовый анализ, БАНКОВСКОЕЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, процентная ставка
Объектом и предметомисследования является банковская система Республики Беларусь
Цель работы заключаетсяв том, чтобы подробно изучить банковскую систему Республики Беларусь и ее роль внациональной экономике, рассмотреть ее особенности и перспективы развития.
При выполнении работыиспользовались методы как абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический.
Автор работы подтверждает,что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражаетсостояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источниковтеоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаютсяссылками на их авторов.

Содержание
Реферат
Введение
1. Понятие Банковской системы Республики Беларусь
1.1 Сущность банковской системы
1.2 Национальный банк Республики Беларусь, его функции изадачи
1.3 Понятие коммерческого банка,его устройство и функции
2. Состояние банковской системы Республики Беларусь иособенности ее развития
2.1 Общеэкономические условия функционирования и показателиразвития банковской системы
2.2 Финансовый анализдеятельности банков Республики Беларусь
2.3 Основные направления развития банковской системыРеспублики Беларусь
2.4 Особенности и перспективы развития банковской системы вРеспублике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
Банковская система- совокупность различных видов банков и банковскихинститутов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный историческийпериод, а также одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитиебанков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось.При этом банки, проводя денежные расчёты, кредитуя хозяйство, выступая посредникамив перераспределении капиталов, существенно повышает общую эффективность производства,способствуют росту производительности общественного труда.
Современная банковскаясистема — это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства.Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системойплатежей и расчётов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет черезвклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредникамибанки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческиебанки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируютдвижение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включаяколичество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежноймассы — это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен,при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйствасамым эффективным образом.
Современная банковскаясистема — это сфера многообразных услуг своим клиентам. От традиционных депозитно-ссудныхи расчётно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейшихформ денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами(лизинг, факторинг, траст и т.д.)
В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система:
I уровень — центральный банк страны (Национальный банк РеспубликиБеларусь);
II уровень — коммерческие банки и другие финансово-кредитныеучреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Цель моей работы заключаетсяв том, чтобы подробно изучить банковскую систему Республики Беларусь, её роль внациональной экономике и особенности и перспективы развития.
1. Понятие Банковской системы Республики Беларусь1.1 Сущность банковской системы
Банковская система — совокупность различных видов банков и банковских институтовв их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный историческийпериод; составная часть кредитной системы. В кредитную систему помимо банков входятспециализированные финансово-кредитные учреждения (финансовые компании, лизинговыефирмы, инвестиционные компании, финансовые биржи, пенсионные фонды, страховые компании,ломбарды и др.).
Структура кредитной системы любого государства исторически развивается и совершенствуется,и на это влияют две группы факторов: экономические и юридические.
Каждое государство имеет свою структуру кредитной и банковской системы, своюорганизацию кредитного дела, банковской деятельности. Основой любой кредитной системыявляются банки, но степень развития специализированных кредитно-финансовых организацийв государствах различна. Несмотря на особенности классификации банков, отличия впроцедуре осуществления операций, правилах регулирования банков, организации работыи статусе органов банковского надзора, во всех странах учитываются международныйопыт ведения банковского дела, рекомендации, стандарты международных финансово-кредитныхорганизаций.
Все больше внимания уделяется вопросам обеспечения надежного функционированиябанковских систем — как международных, так и национальных, что возможно, если исходитьиз основных принципов:
поддержки действительно надежных банков;
повышения открытости в деятельности банков;
контроля риска посредством пруденциального регулирования и надзора.
Практикой сформировано несколько типов банковских систем:
централизованная (распределительная);
рыночная;
переходного периода (от централизованной к рыночной).
Банковская система переходного типа (например, в Республике Беларусь) содержиткак рыночные компоненты, так и отдельные проявления старой централизованной системы,которые постепенно, по мере развития экономики и укрепления рыночных отношений исчезают.
В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая кредитная система: I уровень- центральный банк страны (Национальный банк Республики Беларусь), II уровень — коммерческие банки и другие небанковские финансово-кредитные учреждения, осуществляющиеотдельные банковские операции. Существование двух уровней позволяет центральномубанку посредством экономических методов регулировать деятельность банков второгоуровня и воздействовать на процесс общественного воспроизводства. Центральный банквыполняет роль «банка банков», управляет деятельностью банковских учрежденийв рамках регулирования и контроля за функционированием рынка банковских услуг. Двухуровневаясистема основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях:по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали — это отношения междуНациональным банком Республики Беларусь и коммерческими банками; по горизонтали- отношения партнерства и конкуренции между различными низовыми звеньями банковскойсистемы (коммерческими банками),
Организация деятельности банковской системы Республики Беларусь строится наобязательных принципах:
банковская деятельность (или выполнение отдельных операций) возможна исключительнона основании лицензии;
коммерческие банки независимы в своей деятельности, недопустимо вмешательствов их работу со стороны государственных органов, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательными актами Республики Беларусь;
разграничивается ответственность между коммерческими банками и государством.Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство — по обязательствамбанков, если между банком и соответствующим государственным органом не заключеносоглашение об обратном или государство не приняло на себя такую ответственность;
центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков и осуществляетбанковский надзор; для поддержания стабильности и устойчивости кредитной системыобязательно соблюдение установленных Национальным банком Республики Беларусь экономическихнормативов;
вкладчики (физические лица) пользуются свободой выбора банка;
вкладчикам обеспечивается возврат денежных средств;
клиентам гарантируется банковская тайна по операциям, счетам и вкладам (депозитам).Законом определен перечень юридических лиц, которым могут быть выданы сведения вслучаях, оговоренных законодательными актами;
банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов, обеспечивая не толькоколичественное соответствие между ресурсами и кредитными вложениями, но и в целоммежду пассивными и активными операциями, добиваясь соответствия характера банковскихактивов специфике мобилизованных им ресурсов (прежде всего по срокам тех и других);
взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на договорныхначалах как обычные рыночные отношения, исходя из критериев прибыльности, рискаи ликвидности.
Все аспекты банковской деятельности подпадают под действие специальных и общихзаконодательных актов. Банковское законодательство — система нормативных правовыхактов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельностии устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковскихправоотношений.
Экономические отношения, регулируемые банковским законодательством, составляютсистему по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Имущественныеи связанные с ними неимущественные отношения, возникающие при осуществлении банковскойдеятельности, регулируются также гражданским законодательством.
Субъектами банковских правоотношений являются: Национальный банк, банки, небанковскиекредитно-финансовые организации и иные юридические лица, физические лица, а также республиканские органы государственного управления и местные исполнительные ираспорядительные органы.
Банковское законодательство устанавливает принципы функционирования банковскойсистемы, правовое положение субъектов банковской деятельности, регулирует отношениямежду ними. Оно определяет правовой статус, цели и функции Национального банка,особенности его деятельности. Коммерческие банки (их виды, операции, порядок государственнойрегистрации, создания, реорганизации, ликвидации, взаимоотношения с клиентурой)также регулируются нормативными правовыми актами.
К актам законодательства относятся: Конституция Республики Беларусь; Гражданскийкодекс Республики Беларусь; Банковский кодекс Республики Беларусь (2000 г.), декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления Правительства РеспубликиБеларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь и республиканскихорганов государственного управления, принятые на основании и во исполнение банковскогозаконодательства.
Нормативные правовые акты Национального банка подлежат включению в Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь на основании заключения (экспертизы) Министерстваюстиции Республики Беларусь и официальному опубликованию в нем, а также в официальномиздании Национального банка. Со дня включения в Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь они считаются вступившими в силу, если в этих актах не установлениной срок.
Банковское законодательство должно своевременно, полно и всесторонне учитыватьотечественную практику совершенствования банковского законодательства, состояниеэкономики, опыт других государств [9, с.311 — 316].1.2 Национальный банк Республики Беларусь, его функциии задачи
Национальный банк РеспубликиБеларусь — Центральный банк Республики Беларусь, находится в собственности РеспубликиБеларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальныйбанк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительнымправом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежныхотношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетенПарламенту Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь является юридическимлицом и имеет право на осуществление банковской деятельности.
Основными целями Национальногобанка Республики Беларусь как центрального органа управления являются:
1) кредитно-денежноерегулирование экономической системы Республики Беларусь;
2) поддержка общей экономическойполитики Правительства Республики Беларусь;
3) обеспечение устойчивостиофициальной денежной единицы Республики Беларусь.
/>Национальный банк Республики Беларусь представляет собойединую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центральногоаппарата и структурных подразделений в областных центрах Республики Беларусь и городеМинске (Главное управление Национального банка Республики Беларусь по городу Минскуи Минской области). Полномочия структурных подразделений Национального банка РеспубликиБеларусь устанавливаются в положениях, утверждаемых Правлением Национального банкаРеспублики Беларусь.
Органами управленияНационального банка Республики Беларусь являются Правление Национального банка РеспубликиБеларусь и Совет директоров Национального банка Республики Беларусь. Высший органНационального банка Республики Беларусь — Правление Национального банка РеспубликиБеларусь, которое обеспечивает выполнение функций Национального банка РеспубликиБеларусь как центрального органа государственного управления Республики Беларусь.Правление Национального банка Республики Беларусь принимает решения в форме постановленийи приказов. Правление состоит из Председателя Правления Национального банка РеспубликиБеларусь, заместителей Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь,включая первых заместителей. Кроме того, членами Правления Национального банка РеспубликиБеларусь являются представители Совета Министров, председатель правления одногоиз коммерческих банков, официальный представитель уставных банковских объединений,избираемый совместным решением данных банковских объединений. Компетенция правленияНационального банка Республики Беларусь и порядок созыва заседаний Правления Национальногобанка Республики Беларусь определяются в Уставе Национального банка Республики Беларусь.
Совет директоров Национальногобанка Республики Беларусь — исполнительный орган Национального банка РеспубликиБеларусь, который обеспечивает выполнение банковских функций Национального банкаРеспублики Беларусь как юридического лица. Совет директоров Национального банкаРеспублики Беларусь выполняет следующие функции:
организует проведениеединой государственной денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
определяет возможностьвыдачи лицензий и осуществляет надзор за юридическими лицами, занимающимися выдачейкредитов от своего имени за счет вкладов либо других возвратных средств, полученныхот физических и юридических лиц;
рассматривает и утверждаетсмету расходов Национального банка Республики Беларусь на очередной год;
устанавливает формыи размеры оплаты труда членов Совета директоров. Определяет в соответствии с законодательствомусловия найма, увольнения, формы и размеры оплаты труда, служебные права и обязанностиработников центрального аппарата и подведомственных предприятий, учреждений и организаций,систему поощрений и дисциплинарных взысканий.
Совет директоров Национальногобанка Республики Беларусь руководит деятельностью центрального аппарата Национальногобанка Республики Беларусь. Совет директоров Национального банка Республики Беларусьорганизует исполнение законодательных актов, нормативных документов Правления Национальногобанка Республики Беларусь, дает разъяснения по их применению, обеспечивает контрольза исполнением своих решений. Совет директоров вправе издавать соответствующие распоряжения,указания, предписания и другие акты, которые обязательны для исполнения работникамицентрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, подведомственныхучреждений и организаций, банков и других кредитных учреждений, действующих на территорииРеспублики Беларусь.
Основными функциями- Национального банка Республики Беларусь являются:
проведение единой государственнойденежно-кредитной политики;
регулирование денежногообращения;
валютное регулирование;
выполнение функций центральногодепозитария;
организация и осуществлениевалютного контроля;
совместное с Министерствомфинансов Республики Беларусь исполнение республиканского и местных бюджетов;
государственная регистрациябанков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;
выдача лицензий на осуществлениебанковских операций;
регулирование внешнеэкономическойбанковской деятельности;
регулирование кредитныхотношений;
осуществление контроляза соблюдением установленного порядка кредитования;
эмиссия денег на территорииРеспублики Беларусь;
разработка платежногобаланса Республики Беларусь;
создание и накоплениезолотовалютных резервов Республики Беларусь;
осуществление всех видовбанковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банкаРеспублики Беларусь;
регистрация эмиссииценных бумаг банков;
проведение анализа ипрогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;
Статус служащих Национальногобанка Республики Беларусь определяется законодательством Республики Беларусь обосновах службы в государственном аппарате. Служащие Национального банка РеспубликиБеларусь могут получать кредиты только в Национальном банке Республики Беларусь[14, с.68-72].
1.3 Понятие коммерческого банка, его устройство и функции
Термин «коммерческийбанк» означает «деловой» характер банка, т.е. коммерческий банк- это банк, обслуживающий все виды хозяйственной деятельности на коммерческих принципах.
Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, называемыхфинансовыми посредниками. Посредническая функция— важнейшая в деятельностибанков. Это прежде всего посредничество в кредите. Коммерческие банки аккумулируюти мобилизуют денежный капитал, временно высвобождающийся в процессе кругооборотафондов, и предоставляют во временное пользование тем, кто нуждается в дополнительномкапитале. Перераспределение фондов осуществляется от кредитора к заемщику при посредничествебанков. Денежные средства могут перемещаться и без посредничества банков, однакопри этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и увеличиваютсяобщие издержки по перемещению средств.
Организационное устройствобанков обусловлено его производственными функциями, потому организационная структурауправления банками построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностьювыполнять стоящие перед ним задачи. Более крупный банк предлагает и более широкийспектр услуг своим клиентам. Размеры банка являются определяющим, но не единственнымфактором при построении организационной структуры управления банка. Государственноерегулирование деятельности банков также имеет огромное значение для формированияпотребностей и разнообразного построения организационной структуры кредитных институтов.По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. Общая сумма активоввсей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку РоссийскойФедерации. В то же время организационная структура управления банковского сектораРеспублики Беларусь построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества.Банки Республики Беларусь предлагают клиентам все виды услуг. Влияние размеров банкана организационную структуру управления примерно одинаково во всем мире. Средниеи мелкие банки Республики Беларусь, подобно сотням банков других государств, обслуживающихнебольшие и средние по размерам предприятия, более всего озабочены привлечениемнедорогих депозитов от физических лиц и покупкой ресурсов на межбанковском рынкекредитных ресурсов. Спектр проведения активных операций таких банков ограничивается,как правило, предоставлением кредитов мелким и средним субъектам хозяйствования,потребительского кредита населению. На экономические показатели деятельности банков,в первую очередь мелких и средних, оказывает влияние и экономическая ситуация встране.
Организационная структурауправления крупных банков, созданных на базе существовавших отделений Белорусскойконторы Госбанка СССР, гораздо сложнее. Крупные банки Республики Беларусь, такие,как АКБ «Приорбанк», АКБ «МинскКомплексбанк», АКБ «Белвнешэкокомбанк»,менее всего зависят от благополучия своих клиентов, а большую часть своих доходовполучают, обслуживая межгосударственные операции государственных субъектов хозяйствования,в том числе и государственных органов управления. Данные банки обладают неоспоримымпреимуществом — они мобилизуют значительный финансовый капитал при относительнонебольших издержках. К развитию банковской деятельности за пределами РеспубликиБеларусь такие банки лучше приспособлены, поскольку обладают более высокой способностьюбрать на себя риск освоения новых рынков, и имеют больший доступ к мировому капиталу.
К основным видам деятельностикоммерческих банков относятся:
предоставление кредитовот своего имени за счет собственных средств;
кассовое обслуживание;
открытие и ведение счетовфизических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов,
осуществление расчетовпо их поручению;
ломбардная деятельность;
факторинг и форфейтинг;
поручительство (предоставлениегарантий);
доверительное управлениеактивами;
банковское хранение;
предоставление сейфовв имущественный найм;
перевозку ценностей;
деятельность по обменувалюты;
инвестиционное посредничество;
финансовое посредничество;
дилинг с наличной ибезналичной валютой;
деятельность депозитария;
инвестиционное консультирование;
финансовое консультирование;
деятельность инвестиционногобанкира;
деятельность инвестиционногоповеренного;
выпуск векселей;
скупка, продажа и обмендрагоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Коммерческий банк можетосуществлять свою деятельность и в иных сферах [14, с.73-78].
2. Состояние банковской системы Республики Беларусьи особенности ее развития2.1 Общеэкономические условия функционирования и показателиразвития банковской системы
При всей серьезности существующих сегодня внешних вызовов белорусская экономикауверенно противостоит кризисным явлениям. Сохранена работа предприятий реальногосектора экономики, обеспечиваются стабильный уровень доходов населения и социальныегарантии. Реальные денежные доходы населения в январе 2009 года на 7,7 % превысилиуровень января 2008 года в соответствии с таблицей 1.
 
Таблица 1 — Отдельные макроэкономическиепоказатели Республики Беларусь 1 квартал 2009 г. 1 квартал 2008 г. Сальдо Рост ВВП в сопоставимых ценах, % 101,1 111,2 -10,1 Рост выпуска промышленной продукции в сопоставимых ценах, % 95,5 115,8 -20,3 Рентабельность продаж, % 9,8 14,9 -5,1 ИПЦ, конец периода к декабрю предыдущего года 106,1 104,1 2,0 Запасы нереализованной промышленной продукции к среднемесячному объему производства, % 91,8 52,9 38,9 Удельный вес убыточных предприятий, % 13,1 10,5 2,6 Международные резервы, млн. долл. США 3955,2 4746,6 -791,4 Товарный экспорт, темпы роста, % 51,9 168,7 -116,8 Товарный импорт, темпы роста, % 67,9 156,3 -88,4 Поступление валютной выручки, рост в % 152,9 60,5 92,4
Примечание — Источник: [13, с.10,таблица 3]
Хотя внешние кризисные явления сказались на темпах роста, производства, вБеларуси нет масштабного экономического спада, который уже стал реальностью в целомряде стран, Темп роста ВВП в Беларуси в январе-феврале 2009 года по сравнению саналогичным периодом прошлого года составил 102,3%, показаны на рисунке 1. Инфляционныепроцессы не выходят из-под контроля. Остается управляемой ситуация на внутреннемвалютном рынке, в рамках прогнозного коридора находится динамика обменного курсанациональной валюты относительно корзины иностранных валют.
/>
Рисунок 1 — Темпы роста ВВП и требования банков к экономикев 2006-2008 годах в сопоставимых ценах, %
Примечание — Источник [15, с.24]
Важный параметр потенциалабанковской системы — ресурсная база. На 1 января 2009 г. банками страны было привлечено ресурсов в объеме 63,1 трлн. руб. За 2008 г. сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. руб., или на 51,3%, что в 1,4 раза вышепрогнозной оценки (37%).
В уставные фонды банков с преобладающей долей государственной собственностигосударством внесены средства, которые увеличили банковский капитал в общей сложностина 3 трлн. рублей. В целом к концу 2008 года нормативный капитал банковского секторастраны достиг 11,3 трлн. рублей, увеличившись за год на 73,3 % в соответствии срисунком 2
Продолжала развиваться и укрепляться непосредственно сама банковская система.Совокупный уставный фонд по системе банков за 2008 г. увеличился на 4,16 трлн. руб., или в 1,9 раза, и на начало 2009 г, достиг почти 8,7 трлн. руб.
/>
Рисунок 2 — Нормативный капитал банков в 2006-2008годах,трлн. руб.
Примечание — Источник [15, с.25]
С 1 января 2009 года увеличены требования к минимальному размеру нормативногокапитала для действующих банков, имеющих право на осуществление банковских операцийпо привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), с 10 млн. до25 млн. евро в эквиваленте.
Нельзя не упомянуть также действия, предпринятые в целях обеспечения стабильностина внутреннем валютном рынке Беларуси. Для поддержания его стабильного функционированияи выполнения внешних обязательств наших предприятий Национальному банку в концепрошлого года пришлось израсходовать значительную часть золотовалютных резервов.В результате величина международных резервных активов в национальном определениина 1 января 2009 года снизилась по отношению к началу 2008 года на 1,3 млрд. долларовСША и составила 3,66 млрд. долларов. В настоящее время их объем поддерживается приблизительнона этом же уровне. Причем на 1 марта текущего года они были равны 3,81 млрд. долларов.
2 января 2009 года проведена разовая корректировка курса национальной валютынаправленная на повышение ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта, атакже на достижение баланса между спросом и предложением иностранных валют на национальномвалютном рынке. Эта мера была настоятельной и неизбежной.
Сегодня уже можно сделать вывод, что она оказалась оправданной, позволив поддержатьценовую конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках и избежатьпри этом массового оттока вкладов и вывода из страны капитала зарубежных инвесторов.В то же время не удалось предотвратить всплеск повышенного спроса со стороны населенияна иностранную валюту и некоторые товары длительного пользования. Физические лицав январе текущего года купили иностранной валюты почти на 600 млн. долларов больше,чем продали. К настоящему времени ситуация в основном стабилизирована, в февралесреднедневное приобретение валюты населением уменьшилось по сравнению с январемпочти в 2,5 раза.
Следует также отметить, что в декабре 2008 года для предотвращения необоснованногооттока иностранной валюты были установлены ограничения на авансовые платежи (предварительнуюоплату) по импорту, которые в настоящее время постепенно смягчаются по мере стабилизацииситуации на валютном рынке.
Оценивая эффективность принятых мер, можно утверждать, что они достигли основнойцели — обеспечили устойчивость работы банковского сектора и экономики страны в целом.Ситуация в банковском секторе стабильна, характеристики безопасности его функционированияи показатели качества активов остаются в пределах установленных параметров. Обеспечиваетсябезопасное устойчивое функционирование национальной платежной системы. Сохраняющиесятрудности не носят критического характера, банковский сектор Республики Беларусьобладает достаточным потенциалом для их преодоления во взаимодействии с реальнымсектором экономики.
В складывающихся условиях среди приоритетных направлений кредитования остаютсяподдержка предприятий, ориентированных на производство экспортной и импортозамещающейпродукции, строительство жилья, продовольствие. При этом объем выдачи инвестиционныхкредитов в 2009 году оценивается в объеме 7-7,5 трлн. рублей, в том числе на жилищноестроительство — 2.9-3,8 трлн. рублей.
В текущем году правительство и Национальный банк продолжат активное взаимодействиес правительствами и центральными банками других государств, международными финансовымиорганизациями по привлечению новых государственных кредитов. Уже достигнутые результатыпозволяют достаточно оптимистично оценивать перспективы их получения.
Не менее важное направление привлечения зарубежного капитала — это прямыеинвестиции непосредственно в нефинансовый сектор экономики нашей страны. За 2008год, согласно предварительным данным платежного баланса, прямые иностранные инвестициив экономику республики составили 2,1 млрд. долларов США. Хотя это в 1,2 раза превышаетуровень 2007 года, с учетом масштабов экономики нашей страны такой объем прямыхиностранных инвестиций представляется явно недостаточным.
Если ранее при установлении обменного курса белорусского рубля к иностраннымвалютам фактически осуществлялась его привязка к доллару США, то в этом году в механизмекурсообразования существенно усилилась роль других валют, наиболее значимых дляэкономики нашей страны показаны на рисунке 3. Со 2 января 2009 года Национальныйбанк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзинеиностранных валют: доллар США — евро — российский рубль.
/>
Рисунок 3 — Динамика обменного курса белорусского рубля
Примечание — Источник [15, с.23]
Основным курсовым ориентиром при этом стала стоимость корзины, которая рассчитываетсякак среднее геометрическое с равными весами этих валют в составе корзины. На началодействия нового механизма рублевая стоимость корзины составила 960 рублей. В течение2009 года Национальный банк будет обеспечивать стабильность стоимости корзины посредствомсохранения ее значения в пределах коридора +/ — 5% относительно ее первоначальнойстоимости [Экономика Беларуси №1 2009 с 22-27].
Развитие банковского сектора и кредитная политика направлены на достижениецелей социально-экономического развития страны и преодоление отрицательных последствиймирового финансово-экономического кризиса. Прирост активов банков оценивается науровне 35-42%. Это означает, что к концу 2009 г. обеспеченность ВВП банковскими активами (главным образом кредитами) достигнет 50-51%. Требования банков к экономикевозрастут на 36-44%. При этом объем выдачи инвестиционных кредитов составит 7 — 7,5 трлн. руб., в том числе на жилищное строительство — 2,9-3,8 трлн, руб. [13, с.8].2.2 Финансовый анализ деятельности банков РеспубликиБеларусь
До настоящего времени финансовый сектор Республики Беларусь достаточно успешносправлялся с внешними шоками, основные показатели эффективности банков продолжаютоставаться в приемлемых диапазонах. В целом выполняются пруденциальные нормативыи другие надзорные требования в соответствии с таблицей 2.
 
Таблица 2 — Отдельные показатели финансовой устойчивостиприменительно к банковской системе Республики БеларусьВ процентах 01.01.2008 01.04.2009 Коэффициент достаточности нормативного капитала 19,31 20,18 Коэффициент достаточности капитала первого уровня 14,03 15,63 Рентабельность капитала 2,30 2,09 Рентабельность активов 13,8 13,81 Текущая ликвидность 98,78 112,37 Краткосрочная ликвидность 1,97 1,11 Удельный вес проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску 1,92 2,23 Отношение проблемных активов за минусом фактически созданного резерва к капиталу 5,21 6,31 Несбалансированность долгосрочных активов и обязательств по срокам 14,50 23,5 Несбалансированность краткосрочных активов и обязательств по срокам 1,9 4,3
Примечание — Источник:[13, с.8, таблица 1]
Белорусские банки, количествокоторых составляло 31 по состоянию на начало 2009 г., можно условно разделить на три основные категории:
4 крупных системообразующихбанка, контролируемых государством, совокупный объем активов которых превышает 75% активов банковской системы.В дополнение к своей коммерческой деятельности эти банки играют важную роль в реализациигосударственных программ, обслуживают подавляющее большинство предприятий государственнойформы собственности, наиболее активно работают с населением и пользуются значительнойфинансовой поддержкой государства в форме рекапитализации и размещения депозитоворганов государственного управления;
20 банков, контролируемых иностранным капиталоми существенно отличающихся по размеру (от «Приорбанк»ОАО — третий по величине банк в стране по размеру активов, относящийся к группеРайффайзен, до более мелких организаций, являющихся дочерними структурами банков,базирующихся в странах СНГ и дальнего зарубежья). Эти банки ориентированы в основномна обслуживание розничных клиентов и компаний в частном секторе, хотя работают такжеи с государственными предприятиями, предоставляя отдельные услуги, например, торговоефинансирование;
7 прочих банков, к которым относятся преимущественно организации, контролируемыерезидентами, занятые обслуживанием более мелких корпоративных клиентов и населения[Банкаўскі веснік 2009№19 с 7-8].
Рассматривая кредитование в настоящих условиях, следует отметить проявившиесяв последние месяцы 2008 г. признаки снижения качества активов банков. За ноябрь- декабрь 2008 г. объем проблемных активов вырос на 125 млрд, руб.
Требуется пристальное внимание банков к этой проблеме, особенно учитывая происходившеев 2007-2008 гг. снижение объема сформированных банками специальных резервов по отношениюк активам, подверженным кредитному риску (с 1,5% на 1 января 2007 г. до 1,2% на 1 января 2008 г. и 1% на 1 января 2009 г.). Банки должны со всей ответственностью подходитьк классификации активов для создания специальных резервов и формировать эти резервыв полном объеме.
Складывающаяся экономическая и финансовая ситуация потребовала определеннойкорректировки процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чемпрогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2008 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января текущего года — до 14%. Параллельно росли ставки депозитно-кредитногорынка.
Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальнойвалюте в декабре 2008 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентногопункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1%).
Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте вдекабре 2008 г. составила 17,5% годовых, что на 4,4 процентного пункта выше уровнядекабря 2007 г. (13,1%).
Средняя процентная ставка по вновь выданным кредитам банков в СКВ в декабре 2008 г. составляла 13,4% годовых, увеличившись на 2,4 процентного пункта относительнодекабря 2007 г, (11%).
Достижение целей денежно-кредитной политики в значительной степени обеспеченоза счет эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов(АС МБР) в 2008 г. характеризуется следующими показателями. Проведено 57,8 млн.платежей на сумму 767,6 трлн. руб. Количество проведенных платежей в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 9,8%, сумма — на 50,5%. В 2008 г. среднедневной оборот составил 3,0 трлн. руб. (227,6 тыс. платежей). Указанные цифры отражают общееповышение деловой активности хозяйствующих субъектов в истекшем году, увеличениеобъемов совершаемых банками операций на валютном и фондовом рынках, рынке межбанковскихресурсов.
Объем нормативного (собственного) капитала банковского сектора по состояниюна 1 января 2009 г. составил 11,3 трлн. руб., увеличившись за истекший год почтина 4,8 трлн. руб., или на 73,3%, что существенно выше прогнозного прироста (17-21%).Основными источниками роста собственного капитала явились инвестиции в уставныефонды банков, увеличение прибыли и фондов, сформированных за счет прибыли банков.
Показатель достаточности нормативного (собственного) капитала в целом по системена начало 2009 г. составил 21,8%, что в 2,7 раза превышает установленный для отдельногобанка норматив (8%).
Средства физических лиц — основной привлеченный ресурс белорусских банков.На 1 января 2009 г. их объем достиг 13,6 трлн, руб., или 21% от всех пассивов банков.
Если на начало 2008 г. в среднем на одного жителя республики приходилось 1119тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, сберегательных сертификатахи облигациях, то на 1 января 2009 г. — 1402 тыс. руб. За 2008 г. сумма вкладов в расчете на одного жителя республики возросла в эквиваленте белорусских рублейв 1,25 раза.
Вторым по объему ресурсом банков являются средства субъектов хозяйствования.Их величина к началу текущего года составила почти 13 трлн. руб., или 20,5% от пассивовбанков.
Особенностью прошедшего года стал ускоренный рост средств, размещенных в банкахцентральным правительством. Их объем увеличился в 2,3 раза, достигнув 10,7 трлн.руб., а доля в ресурсной базе возросла с 11,1 до 17%.
Резкое обострение ситуации с ликвидностью в банковском секторе произошло вIV квартале 2008 г. в результате снижения остатков на рублевых счетах населения. Разрыв между активами и обязательствамибанков составлял 7,9% для краткосрочных и 23,1% — для долгосрочных активов и обязательств.При этом необходимо отметить, что проблемы с ликвидностью наиболее существеннымобразом проявились у крупнейших государственных банков, несмотря на значительнуюфинансовую поддержку со стороны Правительства Республики Беларусь.
В течение 2008 г. и в I квартале 2009 г. наблюдалось снижение доли долгосрочных (свыше одного года) обязательствбанков при одновременном росте удельного веса долгосрочных активов. Как следствие,разрыв между долгосрочными активами и пассивами вырос с 14,5% на 1 января 2008 г. до 15,7% на начало 2009 г. и достиг 23,5% к 1 апреля текущего года. Разрыв между краткосрочнымиактивами и обязательствами, составлявший 1,9% по состоянию на начало 2008 г., достиг 4,3% на 1 апреля 2009 г.
Однако в связи с кризисными явлениями в мировой экономике несколько замедлилисьтемпы привлечения средств нерезидентов, В целом за 2008 г. они увеличились в 1,27 раза, составив на начало 2009 г.5,8 трлн. руб., но их доля в пассивах банков сократилась, начиная с середины истекшего года с 13,9 до 10,8%.
Резервы для привлечения в банковскую систему средств населения имеются значительные.Сопоставления, проведенные в Национальном банке, показали, к примеру, следующее:на 1 ноября 2008 г. российскими банками в расчете на душу населения в эквивалентедолларов США было привлечено средств на 795 долл. больше, а украинскими — на 101долл. США больше, чем белорусскими банками. Если белорусские банки выйдут хотя бына украинский показатель, это означает привлечение порядка 1 млрд. долл. США дополнительныхресурсов. Если будет обеспечен российский уровень привлечения средств физическихлиц, то это увеличит ресурсную базу банков почти на 8 млрд. долл. США.
Прибыль, полученная банками за 2008 г., составила почти 730 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за предыдущий год [15, c.22-27].
2.3 Основные направления развития банковской системыРеспублики Беларусь
Усиливая направленность денежно-кредитной политики на сдерживание инфляциии стабилизацию платежного баланса страны, в этом году Национальный банк в соответствиис программой, поддержанной Международным валютным фондом, существенно ограничиваетобъемы рефинансирования банков. В этих условиях потенциал поддержки, которую окажетбанковский сектор экономике, будет во многом зависеть от эффективной работы банковпо привлечению средств населения и привлечению ресурсов из-за рубежа. На активизациюработы по этим, направлениям Национальный банк и ориентирует банки в настоящее время.
Вместе с тем для обеспечения достаточного притока зарубежных ресурсов в экономикустраны необходима скоординированная работа по трем основным направлениям. Первое- это деятельность банков по организации заимствований у своих зарубежных партнеров.Здесь большое значение имеет привлечение ресурсов в различных формах. Кроме того,важную роль может сыграть привлечение предприятиями связанных кредитов зарубежныхбанков на закупку импортного оборудования.
Сохраняется важная роль иностранных кредитных линий, предоставляемых на реализациюинвестиционных проектов в Беларуси. Мы также рассчитываем на то, что иностранныебанки, являющиеся стратегическими инвесторами в банках нашей страны, продолжат политикунаращивания уставных фондов своих дочерних структур.
Белорусским банкам с иностранным участием рекомендовано активизировать работусо своими инвесторами по увеличению объемов финансирования национальной экономики,в том числе банков, с их стороны. В рамках этой работы в настоящее время правительствомБеларуси подписаны меморандумы с рядом российских банков — Внешэкономбанком, Сбербанком,готовится подписание соглашения с ВТБ-Банком. Заключено также соглашение о сотрудничествес французским банком «Сосьете Женераль», чья международная банковскаягруппа в Беларуси представлена Белросбанком — дочерней структурой российского Росбанка,входящего в состав этой группы.
Второе направление — работа по привлечению иностранных заимствований на межгосударственномуровне, проводимая правительством и Национальным банком. В числе уже достигнутыхрезультатов этой работы — заключение соглашения с МВФ о кредите на сумму почти 2,5млрд. долларов США, с Российской Федерацией — на сумму 2 млрд. долларов. Первыетранши этих кредитов нами уже получены и пополнили золотовалютные резервы страны.Успешное выполнение нашей страной обязательств, принятых в рамках этих соглашений,обеспечит дальнейший доступ к заимствованиям.
Национальный банк исходит их того, что достигнутый в настоящий период уровеньпроцентных ставок следует рассматривать как предельный. Нет объективных причин дляих дальнейшего повышения. Динамика депозитов населения стабилизировалась. Проводимыеантиифляционные меры позволяют прогнозировать замедление темпов инфляции. Необходимопостепенно перейти от роста проектных ставок на рынке депозитов и кредитов к ихснижению и обеспечить выполнение прогнозных параметров основных направлений денежно-кредитнойполитики на 2009 год.
Вместе с тем в 2009 г. задачи банковской системы страны должны выполнятьсяс учетом положений Меморандума об экономической и финансовой политике РеспубликиБеларусь в рамках программы сотрудничества с Международным валютным фондом. Программапредусматривает меры по обеспечению стабильной работы всех секторов экономики вусловиях неблагоприятных внешних факторов. Соответственно, она предполагает ужесточениеденежно-кредитной политики для повышения эффективности достижения её целей и задач.
Сложившаяся ситуация и положения Меморандума существенно ограничивают возможностиНационального банка по рефинансированию банков, которые в текущем году должны рассчитыватьпреимущественно на собственные усилия по наращиванию ресурсной базы.
Главными источниками роста ресурсной базы банков в текущем году должны статьсредства нерезидентов и физических лиц.
Вопрос настолько актуален, что Национальный банк предлагает обсудить возможностьвведения на текущий год специального индикативного параметра по наращиванию требованийбанков к экономике за счет привлекаемых ресурсов нерезидентов. В этом плане большиенадежды возлагаются на банки с участием иностранного капитала, которым настоятельнорекомендуется, используя свой опыт, деловой авторитет и потенциал материнских структур,активизировать работу по привлечению иностранных инвестиций в белорусскую экономику.
В качестве примера результативной работы банков по привлечению иностранныхресурсов в экономику Республики Беларусь следует отметить «Приорбанк»ОАО. Так, исходя из информации банков, за 2008 г. общий объем привлеченных банковской системой ресурсов нерезидентов в иностранной валюте составил4,216 млрд. долл. США, из них 1,01 млрд. долл., США, или 24%, было привлечено даннымбанком. Другим банкам следует изучить и максимально использовать в своей деятельностиопыт работы «Приорбанк» ОАО по привлечению иностранных инвестиций.
Особая задача стоит перед российскими дочерними банками, которые должны обеспечитьпривлечение требуемого объема кредитных ресурсов в российских рублях. Эти ресурсы- основа средств, направляемых на минимизацию последствий мирового финансово-экономическогокризиса в республике. Соответствующие решения руководства России имеются.
На протяжении 2008 г. и в I квартале 2009 г. темпы роста активов и внебалансовых обязательств, взвешенных с учетом риска, значительно превышали темпы увеличениякапитала банков, составив 153,6% по итогам 2008 г. и 155,4% — по итогам I квартала 2009 г. Интенсивное кредитование банками экономики привело к дальнейшемуи достаточно резкому усилению существовавшего и ранее несоответствия требованийи обязательств банков по срокам, что способствовало возникновению сложностей с ликвидностьюбанков.
По мере усиления инфляционных и девальвационных ожиданий население началоактивно переводить депозиты в белорусских рублях в сбережения в иностранной валюте.Несмотря на то, что общее снижение средств на текущих и вкладных счетах физическихлиц в банках было незначительным, составив менее 1%, отток рублевых депозитов заоктябрь — декабрь 2008 г. составил порядка 8% от общего объема валютных и рублевыхвкладов населения при одновременном приросте валютных вкладов на такую же величину.
Возникшие проблемы банков во второй половине 2008 г. — начале 2009 г. не ограничились ухудшением ситуации с ликвидностью. Растущая потребность нефинансовогосектора в банковских кредитах на фоне снижения обеспеченности предприятий оборотнымисредствами, снижения благосостояния домашних хозяйств привели к чрезвычайно высокимтемпам роста активов банков и ухудшению их качества.
Быстрый рост активов банков, подверженных кредитному риску, сопровождалсяувеличением объемов проблемной задолженности предприятий и населения. Благодарябыстрому росту активов банков удельный вес проблемной задолженности остается незначительным- по состоянию на 1 апреля 2009 г. удельный вес проблемных активов составляет немногимболее 2% от общего объема активов. Однако на годовой основе этот показатель возроспрактически в полтора раза, а объем проблемных активов в абсолютном выражении увеличилсяв III квартале 2008 г. — I квартале 2009 г. на 82,6%.
Как показывает опыт антикризисной политики во многих странах мира, в условияхсистемной нестабильности первоочередными задачами центральных банков, министерствфинансов, органов финансового надзора и регулирования являются оживление финансовыхрынков, сохранение устойчивости банков и небанковских финансовых организаций, поддержканефинансового сектора экономики. Эти задачи являются относительно краткосрочнымии решаются с применением таких инструментов, как государственные гарантии финансовыморганизациям, поддержка их ликвидности, реструктуризация проблемных активов, изменениетребований к капиталу.
В Республике Беларусь учитывается мировой опыт антикризисной политики, поэтомуво второй половине 2008 г. — начале 2009 г. Национальным банком и Правительством Республики Беларусь был реализован комплекс краткосрочных мер, направленныхна поддержку ликвидности и платежеспособности банков, повышение доверия к банковскойсистеме, сохранение ее устойчивости, часть из которых носили превентивный характер.
В целях недопущения оттока вкладов населения и в целом снижения доверия населенияк банкам был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22, в соответствии с которым государство гарантировало полную сохранность и возмещение всейсуммы денежных средств физических лиц, размещенных во всех банках и валютах. Банкамоказывалась значительная финансовая поддержка с применением всех доступных инструментоврефинансирования.
В целях снижения нагрузки на рублевую ликвидность с 1 декабря 2008 г. были снижены нормативы резервных требований, причем по привлеченным средствам физических лиц вбелорусских рублях — до 0. Помимо этого, в связи с недостаточностью у банков высоколиквидныхактивов, которые можно было бы использовать в качестве залога, в дополнение к стандартнымоперациям поддержания ликвидности Национальным банком в конце октября 2008 г. было принято решение о предоставлении банкам беззалоговых кредитов в национальной валюте на срокдо трех месяцев.
Для поддержания ликвидности и платежеспособности банковской системы в крупнейшихбанках государством размещались значительные денежные средства в форме депозитов.Объем средств, размещенных органами государственного управления в банках, увеличилсяза 2008 г. на 7,1 трлн. руб., что составило свыше 40% от общего прироста обязательствбанковского сектора. Кроме того, для предотвращения системной нестабильности в банковскомсекторе в декабре 2008 г. было принято решение о дополнительной капитализации государственныхбанков в размере 3,1 трлн. руб., или порядка 1,4 млрд. долл. США в эквиваленте.
Однако, как показываетопыт других стран, возникшие в банковском секторе проблемы сложно решить толькос помощью введения государственных гарантий на выполнение банками своих обязательств,краткосрочных инструментов монетарной политики, поддержки ликвидности и рекапитализациибанков. Не менее важным является решение задач, связанных с построением такой системыфинансового надзора и регулирования, которая в будущем способствовала бы снижениювероятности возникновения и уменьшению негативных проявлений финансовых кризисов[13, с.7-14].2.4 Особенности и перспективы развития банковской системыв Республике Беларусь
Национальная банковская система занимает центральное место в экономическойсистеме, обеспечивая текущие трансакции между основными экономическими агентами,аккумулирование сбережений основных экономических агентов и содействуя инвестиционнойактивности.
Инвестиционную активность национальной банковской системы следует признатькрайне низкой. Исправлению положения должно способствовать увеличение сбереженийфизических и юридических лиц в форме банковских депозитов, а также расширение кредитованияреального сектора. Несмотря на увеличение объема банковского кредитования реальногосектора, данный показатель остается на низком уровне.
Расширение банковского кредитования реального сектора обусловлено влияниемследующих факторов:
поступательное развитие белорусской экономики, содержание которого составляетустойчивый рост основных макроэкономических показателей (произведенного ВВП, промышленнойпродукции, капитальных инвестиций и проч.);
дефицит обращающихся финансовых инструментов, в результате чего процентныеставки по наименее рискованным и наиболее ликвидным инструментам находятся в отрицательнойреальной области. Коммерческие банки вынуждены расширять кредитование реальногосектора для обеспечения текущей прибыли.
К числу проблем банковского кредитования также относятся низкий уровень активов/пассивовбанковской системы, слабая возможность ее участия в инвестиционном процессе.
Расширение банковского кредитования реального сектора могло быть более существенным,однако даже достигнутые скромные результаты способны при определенных условиях вызватьбанковский кризис. Как указано выше, расширение кредитования предприятий произошлочастично вследствие оживления производственной деятельности и роста спроса на кредиты,а также из-за дефицита обращающихся финансовых инструментов. Наиболее надежнымизаемщиками выступают предприятия экспортного сектора, но их финансовые потоки зависятот внешних условий, которые могут измениться в худшую сторону. В этом смысле«успешность» деятельности банковского сектора в области предоставлениякредитов реальному сектору отражается лишь в виде «бумажной» прибыли(т.е. фиксируемой в банковских балансах, но реально не полученной). Перспективыувеличения эффективности банковской системы для содействия инвестиционной активностии поступательному развитию национальной экономики будут определяться возможнымисценариями реформирования данного сектора. Так, после системного финансового кризиса 1998 г. белорусская банковская система могла развиваться по трем базовым сценариям(либо их комбинации), предусматривающим: государственную поддержку банковской реформы(политическая, законодательная и финансовая); привлечение иностранных банков навнутренний рынок; самостоятельное восстановление банковской системы (в рамках существовавшихусловий и за счет располагаемых средств). Как известно, в посткризисный период предпочтениебыло отдано последнему сценарию.
В настоящее время перспективен сценарий, предусматривающий привлечение иностранногокапитала в банковскую систему. Помимо притока капитала данный сценарий предполагаетвнедрение наиболее прогрессивных зарубежных банковских технологий на внутреннемрынке. Приход зарубежных финансовых институтов в виде филиалов крупнейших банководновременно с внедрением мировых управленческих стандартов для среднего и высшегозвена мог бы принципиально изменить как финансовый потенциал, так и управленческиеосновы белорусской банковской системы. Однако нынешнее состояние финансовой сферыБеларуси, в том числе банковской, — основное препятствие для вхождения крупнейшихзарубежных финансовых институтов на белорусский рынок.
В настоящее время Национальный банк Республики Беларусь фактически полностьюконтролирует ключевые финансовые потоки в банковской системе. Следует отметить,что контроль за финансовыми потоками от экспортной выручки очень важен как для белорусскойэкономики в целом, так и для финансовой сферы в частности. Существенная часть финансовыхпоступлений в государственный бюджет направляется на развитее социальной сферы реальногосектора экономики. '
Таким образом, проведение банковской реформы сопровождается противоречивойситуацией, характеризующейся неспособностью белорусской системы самостоятельно восстановитьсяпосле финансового кризиса, отсутствием средств у Национального банка на реформированиесистемы при низкой заинтересованности внешних инвесторов в данном секторе белорусскойэкономики. Национальная банковская система лишь частично восстановилась после финансовогокризиса, однако реальный сектор экономики предъявляет более высокие требования.С позиции содействия поступательному развитию реального сектора, противодействиявнешним шокам, а также обеспечения адекватными инвестиционными услугами белорусскойэкономики эффективность национальной банковской системы представляется невысокой.Национальный банк Республики Беларусь постоянно реализует меры, связанные с восстановлениеми дальнейшим развитием финансовых рынков, которые так же, как национальная банковскаясистема, восстанавливаются самостоятельно и постепенно.
Национальным банком Республики Беларусь на существующие финансовые ресурсыи сравнительно низкое предложение рыночных финансовых инструментов определяю сохранениепроцентных ставок по рыночным финансовым инструментам в отрицательной реальной области.Именно государственные институты доминируют на национальных финансовых рынках, определяяих развитие в краткосрочной перспективе.
Достаточно широк спектр финансовых инструментов, используемых на рынке данноговида, но финансовую стабильность и стимулирование инвестиционной активности в надлежащемобъеме они не обеспечивают. Проблема состоит как в недостаточной емкости действующегооблигационного рынка, уровня его ликвидности и рисков, так и в отсутствии рынкапроизводных инструментов, позволяющего внешним и внутренним инвесторам страховатьсобственные инвестиции от рисков различного рода. Решение данной проблемы видитсяв расширении рынка внутреннего долга, создании соответствующей законодательной базыи в привлечении на внутренний рынок прочих крупных участников (помимо контролируемыхНациональным банком Республики Беларусь финансовых структур), содействии развитиюпрочих сегментов финансового рынка.
Развитая национальная банковская система и эффективные финансовые рынки призванысодействовать росту сбережений основных субъектов хозяйственной деятельности в видебанковских депозитов, их трансформации в инвестиции в реальный сектор через банковскийсектор, а также противодействовать внешним воздействиям для сохранения внутреннейфинансовой стабильности. В данном контексте экономическая безопасность Беларусинапрямую связана с банковской системой и финансовыми рынками. В конечном счете именноспособность национальной финансовой сферы нейтрализовать внешние отрицательные воздействия,аккумулировать ресурсы в виде дополнительных поступлений средств в бюджеты государстваи предприятий определяет независимость (и безопасность) национальной экономики всреднесрочной перспективе.
Национальным банком и Правительством Республики Беларусь предпринимаются такжемеры, направленные на улучшение институциональной структуры банковской системы,повышение качества корпоративного управления, дальнейшее совершенствование банковскогонадзора.
Принимая во внимание тот факт, что одним из наиболее существенных источниковрисков для банковской системы в Республике Беларусь является широкое вовлечениесистемообразующих банков в финансирование государственных программ, в настоящеевремя проводится работа по созданию специализированного учреждения государственнойформы собственности для обеспечения льготного финансирования таких государственныхпрограмм — Финансового агентства развития (далее — Агентство). Помимо снижения нагрузкина банковскую систему создание Агентства будет содействовать повышению качестваактивов банков за счет передачи на баланс Агентства проблемных активов крупнейшихгосударственных банков, в том числе кредитов, выданных под гарантии Правительства,а также местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь.
Осуществляется дальнейшее совершенствование надзора за банковской деятельностьюна консолидированной основе путем введения нормативов безопасного функционированиядля банковской группы, банковского холдинга, головной организацией которого являетсябанк.
В среднесрочной перспективе также продолжится работа по реализации комплексамероприятий, направленных на обеспечение банками эффективного распределения финансовыхресурсов, управление рисками; расширение состава и качества банковских услуг; укреплениедоверия к банковскому сектору и защиту интересов вкладчиков, инвесторов и кредиторовбанков; улучшение качественных параметров деятельности банков [13, с.14].
Заключение
В ходе рассмотренияданной темы в курсовой работе, можно сделать следующие выводы:
Для стабилизации ситуации был принят ряд мер. Банковскому сектору оказанадополнительная ресурсная поддержка со стороны государства в лице правительства иНационального банка. Так, Национальным банком внедрен механизм исключительного беззалоговогокредитования банков. Снижены нормативы обязательного резервирования от привлеченныхсредств, что позволило возвратить банкам значительную часть обязательных резервов,в сумме около 500 млрд. рублей.
Особое значение имели меры по повышению финансовой устойчивости белорусскихбанков и, соответственно, укреплению доверия к банковскому сектору страны. Значительнуюроль в этом плане сыграло принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 4 ноября2008 года №22 «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенныхна счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)». В соответствии с ним государствогарантировало полную сохранность денежных средств физических лиц в белорусских рубляхи иностранной валюте, размещенных на счетах и во вклады в банках Беларуси, и возмещение100 % суммы этих средств.
Отменено декларирование денежных средств, размещенных физическими лицами насчетах и во вклады в банках Республики Беларусь, их выдачи, атакже переводасо счетов в банках других государств в банки Беларуси. Кроме того, декрет существенноукрепил финансовый потенциал Агентства по гарантированному возмещению банковскихвкладов (депозитов) физических лиц.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса возрастают требованияк устойчивости функционирования финансовых институтов и финансового рынка в целом.Работа Национального банка как национального органа банковского надзора в 2009 г, будет направлена на выполнение установленных законодательством функций, главной из которых являетсяудержание стабильности банковского сектора, защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов.
Необходимость формирование резервов, используя преимущественно валюты стран- основных торговых партнеров. Нельзя допускать в международных финансово-экономическихотношениях доминирования одной валюты. На внутреннем рынке следует максимально широкоиспользовать национальную валюту.
В истекшем году банкипроводили целенаправленную работу по развитию рынка розничных банковских услуг.Увеличилось потребительское кредитование, внедрялись новые виды кредитов и депозитов,расширялось использование современных банковских инструментов и технологий, улучшалоськачество предоставляемых банками услуг, повышалась культура обслуживания населения
Принципиально важным сегодня является проведение взвешенной процентной политики.Национальный банк исходит из того, что сложившийся в настоящий момент уровень процентныхставок следует рассматривать как предельный. Нет объективных причин для их дальнейшегоповышения. Проводимые антиинфляционные мероприятия позволят по мере замедления темповинфляции постепенно перейти от роста процентных ставок по депозитам и кредитам ких постепенному снижению. Это сделает кредиты банков более доступными для предприятиии населения и создаст дополнительный стимул к достижению высоких темпов экономическогороста.
Национальный банк и банковскийсектор в соответствии с утвержденными главой государства основными направлениямиденежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год продолжат последовательнопроводить политику, направленную на обеспечение стабильности белорусского рубля,формирование макроэкономических и финансовых условий, содействующих экономическомуразвитию страны
Список использованных источников
1. А.А. Максютов. Основы банковского дела. Москва 2001.
2. Богданкевич С. Банковская система Беларуси: стабильное развитие или балансированиена грани кризиса? [Банковская система РБ; денежный рынок РБ; ресурсы банков] //Национальная экономическая газета. — 29 апр. 2005г. — №31 — с.22
3. www.nbrb. by — сайт Национальногобанка Республики Беларусь
4. Д. Полфреман. Основы банковского дела. Москва 2003.
5. Егоров Г. АГлавный внешнеторговый банк. [Банки РБ; ОАО “Белвнешэкономбанк”;банковская система] // Экономика Беларуси. — 2005 г, — № 2 — с.84-86
6. Желиба Б.Н. Денежно-кредитная политика и национальная валюта [Денежно-кредитная,кредитно-денежная политика РБ; национальная валюта, банковская система РБ] // Экономикаи управление. — 2005 г. — №1-с.22-27
7. К.Р. Тагирбеков. Основы банковской деятельности. Москва 2002.
8. Ковалев М. Банковский рейтинг; итоги 1 квартала 2005 года. [Банковская системаРБ, итоги 1 кв, 2005 г, I (монетарная политика, рейтинг, рентабельность, кредитныйпортфель, ликвидность, услуги)] // Национальная экономическая газета. — 7 нюня 2005 г, — №41 — с. б-7
9. Кравцова Г.И. Деньги. Кредит. Банки: учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко,Е.И. Кравцов и др. — Мн.: БГЭУ, 2003. — 527 с.
10.О работе банковской системы Могилевской области в 2004 году и задачах на2005 год. [Банковская система Могилевской области (итоги 2004 г., планы на 2005 г.).] // Могилевские ведомости. — 2 апр. 2005 г. — № 49-50 — с.4
11./>Отчет об исполнении основныхнаправлений денежно-кредитной политики за 2004 год. [Банковская система; платежнаясистема; годовой бухгалтерский баланс Национального банка РБ на 1.01.2005 г.]// Банковский вестник. — 2005 г. — №24 — с.3-29
12.Прокопович П.П. О6 итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитнойполитики за 2004 год и задачах банковской системы на 2005 год, [Денежно-кредитнаяполитика РБ за 2004 год; банковская система РБ, задачи на 2005 год] // Банковскийвестник" — февраль 2005 г. — № 4 — с.4-9
13.Дубков С. Банковская система и банковский надзор в Республике Беларусь вусловиях мирового финансового и экономического кризиса / С. Дубкова // Банкаўскі веснік. — 2009. — № 19. — С.7-14.
14.Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в январе — марте 2005 г. [Денежно-кредитная, кредитно-денежная сфера РБ (янв. — март 2005 г.); валютный рынок; внешняя торговля (структура); монетарная политика; рынок ценных бумаг; банковскаясистема] // Банковский вестник (ннформ. вып.). — май 2005 г. — № 15 — с.6-18
15.Сац Л.П. Банковский сектор: ситуация стобальная / Л.П. Сац // Экономика Беларуси. — 2009. — № 1. — С.22-27.
Приложение А
/>
Рисунок А — Международныерезервные активы Республики Беларусь в национальном определении
Примечание — Источник [15, с 23]
Приложение Б
/>/>
Рисунок Б — Структураобязательств банков
Примечание — Источник собственная разработка
Приложение В
/>

Рисунок В — Формированиетипа поведения банковской системы и банка
Примечание – Источник Банкаўскі веснік,красавік 2006 с. 34


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.