Реферат по предмету "Финансы и кредит"


Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Бухгалтерское дело» на тему «Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией» Вариант № Выполнила: Проверила: Уфа, 2009 г Содержание 1. Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией…2. Составление приказа об учетной политике хозяйствующего субъекта….… 3. Задача. Вариант 5….… 27 Список литературы….… 33 1.


Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией В силу п.3 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации и ликвидации ведется бухгалтерский учет. Для этого в организации должна быть создана бухгалтерская служба. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при


выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Организация структурно состоит из множества взаимосвязанных элементов, одни из которых осуществляют коммерческую (текущую, финансовую, инвестиционную) деятельность, а другие – управление ею. Но все они находятся в неразрывной связи и представляют в совокупности систему управления. Одной из составляющих системы управления хозяйствующим субъектом является подсистема бухгалтерского


учета, выделяющая в своей структуре финансовый, управленческий и налоговый учет с соответствующими информационными потоками, которые характеризуются наличием прямой и обратной связей. Бухгалтерская (финансово-бухгалтерская) служба является частью единого механизма управления текущей, финансовой и инвестиционной деятельностью, которая тесно связана с другими подразделениями организации. Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой


формой и общей структурой управления организацией. Задачами бухгалтерской (финансово-бухгалтерской) службы являются: Организация взаимоотношений организации с другими субъектами хозяйствования; Поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания; Своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности организации;


Эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации; Сохранение и рациональное использование основного и оборотного капитала, собственного и заемного капитала; Обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации. Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании самых разнообразных документов: организационных, распорядительных, платежных, учетных.


Так, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, поэтому постановка бухгалтерского дела в узком смысле сводится к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетной документации на основании организационных и распорядительных документов и составлению ряда дополнительных, корректировке специализированных документов – регистров бухгалтерского и налогового учета и документов внутренней


отчетности. Таким образом, организация бухгалтерского дела предполагает: Разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания); Составление графика документооборота организации; Создание номенклатуры дел и организацию хранения документов; Формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала


и повышения его квалификации); Создание технологии обработки получаемой информации (переменяемая форма ведение учетного процесса). Бухгалтерская служба решает методами бухгалтерского учета следующие задачи: 1.формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а так же внешним – инвесторам, кредиторам, и другим пользователям


бухгалтерской отчетности; 2.обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразность, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; 3.предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организаций и выявление внутрихозяйственных


резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Основополагающие признаки, характеризующие статус главного бухгалтера организации, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Однако в соответствии с данным Законом и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 27 августа 1998 г. № 34н, установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского


учета в организации, соблюдение законодательства при совершении фактов хозяйственной деятельности несет руководитель организации. Руководители организации в зависимости от объема работы могут: а) Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской


отчетности. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. б) Ввести в штат должность бухгалтера; в) Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной организации или бухгалтеру-специалисту; г) Ввести бухгалтерский учет лично. На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично.


В этом случае он должен создать необходимые условия для его правильного ведения. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. По российскому законодательству главный бухгалтер: 1)отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности; 2)обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств


организации, соответствие законодательству осуществляемых фактов хозяйственной деятельности; 3)дает всем работникам организации обязательные для выполнения указания по документальному оформлению фактов хозяйственной деятельности и представлению для учета необходимых документов, отчетов, иных сведений. За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую


очередь необходимо ознакомиться с положением о бухгалтерии, а пре его отсутствии – создать данный документ. В нем должны быть отражены цели, задачи и функции бухгалтерии, взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации, а также организация учетного процесса. Положение о бухгалтерии составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Приступающий к работе главный бухгалтер знакомится с ним под расписку или вносит дополнения и изменения,


которые утверждаются руководителем организации. Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения их полномочий, определения прав и обязанностей. Закрепление за работником участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или сокрытия отдельных фактов хозяйственной деятельности. Основные должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации работников должны соответствовать тарифно-квалификационным характеристикам, предусмотренным


Постановлением Минтруда России № 32 от 6 июня 1996 года. В инструкции указывается перечень документов, получаемых работником для обработки, дальнейшей передачи, и наличие права подписывания. Структура инструкции соответствует положению о бухгалтерии и отражает следующие разделы: «Общие положения»; «Функции работника», «Права и обязанности»; «Взаимодействия с другими работниками бухгалтерии и организации»; «Организация работы»; «Правила оценка результатов работ».


Должностные инструкции составляются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. После ознакомления с инструкцией работник ставит отметку «ознакомлен», дату и подпись. Рекомендуется текст инструкции выдать бухгалтеру, что также фиксируется надписью «инструкция получена на руки», затем ставится дата и подпись. Принятый на работу новый главный бухгалтер имеет право изменить должностные инструкции в соответствии со своими требованиями.


После этого они утверждаются руководителем организации и доводится до сведения работников бухгалтерии. В штатном расписании должны быть указаны общее количество работников бухгалтерии, наименование должностей, основные обязанности работников, система оплаты труда и размер заработной платы. Главный бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии и степень их квалификации. В дальнейшем проводится аттестация работников бухгалтерии, по результатом которой работник может быть


уволен, переведен на другую должность и т.п. Кроме этого, необходимо решить вопросы взаимозаменяемости сотрудников в случает болезни, отпусков и т.п. Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимости от объемов обрабатываемой информации по каждому из объектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на работы по бухгалтерскому учету. В соответствии с расчетным количество работников бухгалтерии и формируется


ее организационная структура. Для большинства учетных систем в мировой практике характерно наличие двух бухгалтерий: финансовой (общей) и управленческой (аналитической, промышленной). Финансовой бухгалтерией решаются проблемы взаимоотношений фирмы с государством, банками, акционерами, поставщиками, покупателями и другими контрагентами. Организация финансовой бухгалтерии, соответствующая национальной учетной системе, в той или иной степени


регламентируется государством, а во многих случаях и группой государств в лице межправительственных организаций. Работники финансовой бухгалтерии занимаются определением финансового и имущественного положения фирмы, оценкой статей актива и пассива баланса, размеров прибыли, направлениями ее использования. Финансовая бухгалтерия представляет информацию для опубликования в открытой печати. Управленческая (аналитическая, промышленная) бухгалтерия направлена на решение внутренних проблем,


связанных с повышением эффективности работы в разрезе центров ответственности, сегментов деятельности. В управленческой бухгалтерии организует синтетический и аналитический учет движения материальных активов, готовой продукции, расчетов с рабочими и служащими. Деятельность управленческой бухгалтерии не регламентируется государством. Основная ее цель заключается в представлении информации и ее анализе по центрам ответственности, прибыльности


сегментов деятельности, обеспечение учета доходов (маржи) и расходов. Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразделениями организации определяется движением документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота. Возможны два варианта организации учетного процесса: централизованный; децентрализованный. При централизации учетного процесса аппарат бухгалтерской службы сосредоточен в главной бухгалтерии,


где осуществляется ведение синтетического и аналитического учета на основании первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации. В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию фактов хозяйственной деятельности. В случае децентрализации учетного процесса персонал бухгалтерской службы рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется ведение аналитического и синтетиче6ского


учета, составляются отдельные балансы и отчетность цехов, филиалов, структурных подразделений. Главная бухгалтерия в этом случае производит свод балансов подразделений, осуществляет консолидацию баланса и отчетности по организации, контроль за постановкой учета в отдельных подразделениях организации. 2. Составление приказа об учетной политике хозяйствующего субъекта. Ведение бухгалтерского учета осуществляется аудиторской фирмой, оказывающей услуги такого характера


Как показывает практика, совсем не обязательно содержать собственную бухгалтерию. Вместо этого можно воспользоваться услугами аутсорсера, то есть передать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности специализированной организации, например аудиторской фирме, оказывающей услуги такого характера. Аутсорсинг - это выполнение всех или части функций по управлению организацией сторонними специалистами. Аутсорсинг (от английских слов "out" (внешний) и "source" (источник)


- использование внешних источников) состоит в заключении договора со сторонней организацией на выполнение определенных задач, работ, функций, которые обычно не являются частью основной деятельности компании-заказчика, но необходимы ей для полноценного функционирования. Принцип аутсорсинга: "оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других". Таким образом, аутсорсинг - это стратегия управления


бизнес-процессами, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении. Рассмотрим, насколько применима такая стратегия в отношении функций бухгалтерского учета. Как известно, бизнес не может существовать без бухгалтерского учета. Тем не менее, бывают ситуации, когда компания не хочет или не может полностью вести собственную бухгалтерию. Бухгалтерский учет - дело объемное и сложное, требующее повышенного внимания, значительного времени,


квалифицированных кадров и финансовых средств. Те организации, которые не хотят отвлекаться на ведение бухгалтерского и налогового учета, могут передать эти функции специализированной сторонней организации. Бухгалтерский аутсорсинг привлекателен для самых различных компаний как отечественных, так и иностранных. Нормативные основы передачи бухгалтерии на аутсорсинг Использование вместо собственного штата бухгалтерской службы услуг сторонней специализированной организации


не противоречит нормам бухгалтерского законодательства. Так, возможность ведения бухгалтерского учета сторонней организацией предусмотрена пп. "в" п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которому руководитель организации в зависимости от объема учетной работы может передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации.


При этом указанный Федеральный закон и законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности не предусматривают обязанности организации, оказывающей бухгалтерские услуги, иметь лицензию на осуществление указанного вида деятельности (Письмо Минфина России от 01.08.2007 N 03-11-04/2/193). Передача ведения бухгалтерского и налогового учета специализированной организации должна быть зафиксирована в приказе по учетной политике на соответствующий финансовый год.


Обязанность налогоплательщика по представлению в налоговые органы учетной политики действующим законодательством прямо не предусмотрена, этот документ может быть затребован проверяющими в ходе осуществления налогового контроля на основании норм ст. 93 НК РФ. Поэтому в целях снижения налоговых рисков при передаче бухгалтерии на аутсорсинг рекомендуется организации-заказчику представить в налоговую инспекцию этот документ сразу после его утверждения. Если передача бухгалтерии на аутсорсинг произошла после утверждения учетной политики,


например в середине года, то в этом случае организация-заказчик вправе дополнить соответствующим приказом ранее принятую учетную политику, зафиксировав в качестве отдельного элемента передачу функций бухгалтерии сторонней организации с указанием даты такой передачи. Это позволяют сделать нормы последнего абзаца п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"


ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н. Указанное дополнение к учетной политике, оформленное приказом, также необходимо представить в налоговую инспекцию. Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 38 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом


Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и п. 17 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией, подписывается руководителем организации-заказчика и руководителем специализированной организации - исполнителя.


При этом в соответствии с п. 38 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством РФ. Приказ № от декабря 2009 года «Об учетной политике организации» На основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996


N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/08, утвержденный приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н НК РФ приказываю: 1.Бухгалтерский учет организации вести силами специализированной


организации, аудиторской фирмы, оказывающей услуги такого характера на основании договора. 2. Утвердить учетную политику организации для целей бухгалтерского учета. 3. Утвердить учетную политику организации для целей налогообложения. 4. Утвердить формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы (приводится перечень форм первичных документов, по которым


не предусмотрены типовые формы). 5. Утвердить формы аналитических регистров налогового учета. 6. Утвердить график документооборота. 7. Признать утратившим силу Приказ от 31.12.2007 "Об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2009 год". 8. Ввести в действие настоящий Приказ с 1 января 2010 г. Директор ( ) Таблица 1 Организационные аспекты учетной политики


Организация бухгалтерской службы Элемент учетной политики Допустимые законодательством варианты Вариант, принятый в организации Обоснование (законодательные акты и нормативные документы ) 1 2 3 4 В зависимости от объема учетной работы руководители организаций могут выбрать один из допустимых законодательством вариантов действий 1. Учредить самостоятельную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое


главным бухгалтером. 2. Ввести в штат должность бухгалтера. 3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту 4. Вести бухгалтерский учет лично Вариант 3 Закон "О бухгалтерском учете" (п. 2 ст. 6) Форма бухгалтерского учета Регистры бухгалтерского учета выбираются в зависимости от выбранной формы


счетоводства 1. Автоматизированной. 2. Журнально-ордерной. 3. Мемориально-ордерной. 4. Других форм Вариант 1 Закон "О бухгалтерском учете" (ст. 10) Инвентаризация Сроки проведения инвентаризации основных средств 1. Инвентаризация основных средств проводится ежегодно.


2. Инвентаризация основных средств проводится один раз в три года Вариант 1 Положение по ведению бухгалтерского учета (п. 27) Первичные учетные документы Формы первичных учетных документов 1. Используются типовые формы первичных документов. 2. Используются типовые формы первичных документов, включающие дополнительные реквизиты.


3. Формы документов, разработанные организацией, используются при отсутствии типовых форм Вариант 1,3 Закон "О бухгалтерском учете" (п. 2 ст. 9); Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20) Бухгалтерская отчетность Состав и формы бухгалтерской отчетности 1.


Организация представляет отчетность в объеме и по формам, предусмотренным Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н. 2. Организация представляет отчетность по формам, разработанным самостоятельно Вариант 1 Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (п. 1 Указаний о порядке составления отчетности) Таблица 2


Выбор и обоснование элементов учетной политики хозяйствующего субъекта для целей бухгалтерского учета Элемент учетной политики Допустимые законодательством варианты Вариант, принятый в организации Обоснование (законодательные акты и нормативные документы) 1 2 3 4 Объект учета - основные средства Способ начисления амортизации по основным средствам 1. Линейный способ. 2. Способ уменьшаемого остатка. 3.


Способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования. 4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) Вариант 1 Положение по ведению бухгалтерского учета (п. 48); ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (п. 18) Установление лимита стоимости для списания объектов на затраты по мере отпуска в производство 1.


Применяется лимит 20 000 руб. 2. Лимит устанавливается организацией Лимит установлен в размере 20 000 руб. ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (п. 18) Переоценка основных средств 1. Организация проводит переоценку основных средств. 2. Организация не проводит переоценку основных средств


Вариант 1 ПБУ 6/01 (п. 15) Порядок переоценки 1. Путем прямого пересчета Вариант 1 ПБУ 6/01 (п. 15) Порядок учета и финансирования ремонта основных средств 1. Затраты на ремонт могут относиться на себестоимость того отчетного периода, в котором были проведены ремонтные работы. 2. Создается резерв на проведение ремонтных работ в течение текущего отчетного года. 3. Фактические затраты на ремонт постепенно накапливаются по дебету счета 97 "


Расходы будущих периодов" с последующим списанием на себестоимость продукции, работ, услуг в течение установленного организацией срока Вариант 1 ПБУ 6/01, (п. 27); Инструкция по применению Плана счетов (пояснения к счетам 96 "Резервы предстоящих расходов" и 97 "Расходы будущих периодов") Объект учета - нематериальные активы Способ начисления амортизации по нематериальным активам 1.


Линейный способ. 2. Способ уменьшаемого остатка. 3. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) Вариант 1 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (п. 15) Способ погашения стоимости нематериальных активов 1. Путем накопления сумм амортизационных отчислений на отдельном счете.


2. Путем уменьшения первоначальной стоимости нематериального актива Вариант 1 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (п. 21) Переоценка нематериальных активов 1. Организация проводит переоценку нематериальных активов 2. Организация не проводит переоценку нематериальных активов Вариант 2 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (абз.2 п.


16) Объект учета - материалы Отражение процесса приобретения и заготовления материалов 1. Применение счета 10 "Материалы" с оценкой материалов на счете 10 по фактической себестоимости. 2. Применение счетов 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" с оценкой материалов на счете 10 по учетной


цене Вариант 1 Инструкция по применению Плана счетов (пояснения к счету 10 "Материалы") Способ оценки материально- производственных запасов и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство ресурсов 1. По себестоимости каждой единицы. 2. По средней себестоимости. 3. По себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Вариант 3 Положение по ведению бухгалтерского учета (п.


48); ПБУ 5/01 "Учет материально- производственных запасов" (п. 16) Объект учета - затраты на производство Оценка незавершенного производства 1. Оценка по фактической производственной себестоимости. 2. Оценка по нормативной (плановой) производственной себестоимости. 3. Оценка по прямым статьям затрат. 4. Оценка по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов


Вариант 1 Положение по ведению бухгалтерского учета (п. 64) Учет затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции и формирование финансового результата 1. Подразделение затрат отчетного периода на прямые и косвенные с включением последних после распределения в фактическую калькуляцию единицы продукции (работы, услуги). Системно калькулируется полная фактическая производственная себестоимость объекта калькулирования.


2. Подразделение затрат отчетного периода на производственные (условно-переменные) и периодические (условно-постоянные). Вариант 1 Положение по ведению бухгалтерского учета (п. 64); ПБУ 10/99 "Расходы организации" (п. 9); Инструкция по применению Плана счетов (пояснения к счету 26 "Общехозяйственные расходы") Способ учета затрат по обычным видам деятельности 1.


Применение счетов 20 - 29. 2. Применение счетов 20 - 39 Вариант 1 Инструкция по применению Плана четов (преамбула к разд. III "Затраты на производство") Способ (база) распределения косвенных расходов между объектами калькулирования 1. Прямая заработная плата основных производственных рабочих. 2. Прямые материальные затраты. 3. Сумма прямых затрат.


4. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) Вариант 1 Отраслевые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) Способ признания коммерческих расходов 1. Коммерческие расходы признаются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания. 2. Коммерческие расходы распределяются между проданными и непроданными


продукцией, товарами, работами, услугами Вариант 1 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (п. 9) Объект учета - готовая продукция Оценка готовой продукции 1. Оценка по фактической производственной себестоимости. 2. Оценка по нормативной (плановой) производственной себестоимости Вариант 1 Положение по ведению бухгалтерского учета (п.


59); Инструкция по применению Плана счетов (пояснения к счету 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)") Организация аналитического учета при оценке готовой продукции по фактическим затратам 1. Движение готовой продукции отражается по фактической производственной себестоимости. 2. Движение отдельных наименований готовой продукции отражается по учетным ценам с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам на отдельном субсчете


счета "Готовая продукция" Вариант 1 Методические указания по учету МПЗ (п. 203); Инструкция по применению Плана счетов (пояснения к счету 43 "Готовая продукция") Определение нормативной себестоимости 1. По себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции.


2. Нормативная себестоимость остатков готовой продукции определяется по прямым статьям затрат Вариант 1 Методические указания по учету МПЗ (п. 203) Объект учета - расходы на продажу Порядок списания расходов на продажу 1. Расходы на продажу списываются полностью в дебет счета 90 "Продажи" в отчетном периоде. 2. Расходы на продажу списываются частично в дебет счета 90 "


Продажи" (распределяются на проданную и непроданную продукцию) Вариант 1 Инструкция по применению Плана счетов (пояснения к счету 44 "Расходы на продажу" Объект учета - полученные займы и кредиты Перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную 1. Производится. 2. Не производится Вариант 2 ПБУ 15/01 "


Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (п. 6) Порядок включения заемщиком дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств 1. Дополнительные затраты признаются в составе прочих расходов в отчетном периоде, в котором были произведены указанные расходы. 2. Дополнительные затраты могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность с последующим отнесением их в состав прочих расходов в течение срока погашения


заемных обязательств Вариант 1 ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (п. 20) Объект учета - доходы Признание доходом от обычных видов деятельности или прочим доходом 1. Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации. 2. Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности.


3. Поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам) Аналогично ПБУ 9/99 "Доходы организации" (п. 5) Признание дохода 1. В соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности. 2. Кассовый метод учета Вариант 1 Закон «О бухгалтерском учете», ст.12


Порядок распределения доходов при осуществлении совместной деятельности 1. Доходы распределяются в соответствии с долями в долевой собственности. Вариант 1 Объект учета - расходы Признание расходом от обычных видов деятельности или прочим расходом 1. Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации 2. Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на


изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности. 3. Расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам) Аналогично ПБУ 10/99 "Расходы организации" (п. 5) Порядок распределения расходов при осуществлении совместной деятельности Расходы распределяются в соответствии с долями в долевой собственности.


Аналогично Объект учета - резервы предстоящих расходов и платежей Создание резервов предстоящих расходов и платежей 1. Организация создает резервы на: предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; 2. Организация не создает резервы


Вариант 1 Положение по ведению бухгалтерского учета (п. 72); Отраслевые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) Объект учета - расходы будущих периодов Структура и способы списания расходов будущих периодов 1. Равномерно. 2. Пропорционально объему продукции. 3.


Другие способы списания Вариант 1 Положение по ведению бухгалтерского учета (п. 65) Объект учета - дебиторская задолженность Создание резервов по сомнительным долгам 1. Организация не создает резервы по сомнительным долгам. 2. Организация создает резервы по сомнительным долгам Вариант 1 Положение по ведению бухгалтерского учета (п.


70) Объект учета - налог на прибыль Выбор варианта учета налога на прибыль 1. Организация применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль". 2. Организация не применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" Вариант 2 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (п. 2) Таблица 3 Выбор и обоснование элементов учетной политики хозяйствующего субъекта для целей налогового


учета Элемент учетной политики Допустимые законодательством варианты Вариант, принятый в организации Обоснование (законодательные акты и нормативные документы ) 1 2 3 4 Методические вопросы учетной политики для целей налогообложения Глава 21. Налог на добавленную стоимость Момент определения налоговой базы при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного


цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (с 1 января 2006 г.) 1. Момент определения налоговой базы определяется по мере отгрузки и по предъявлении покупателю расчетных документов. Необходимо подтверждение длительности цикла и раздельное ведение учета операций. 2. Момент определения налоговой базы определяется в общем порядке Вариант 2 Статья 167. Момент определения налоговой базы (п.


13) Порядок раздельного ведения учета облагаемых и не облагаемых налогом операций 1. Организация ведет раздельный учет затрат. Устанавливается порядок такого учета. 2. Организация не ведет раздельного учета затрат в случае, если доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство


Вариант 1 Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) (п. 4) Глава 25. Налог на прибыль организаций Метод оценки сырья и материалов при списании 1. Метод оценки по стоимости единицы запасов. 2. Метод оценки по средней стоимости. 3. Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). Вариант 3 Статья 254. Материальные расходы (п. 8)


Метод начисления амортизации 1. Линейный метод. 2. Нелинейный метод. Имеют место ограничения при выборе этого метода (п. 3 ст. 259 НК РФ) Вариант 1 Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации (п.1) Применение к основной норме амортизации повышающего коэффициента 1. Коэффициент к основной норме амортизации применяется.


Устанавливается значение коэффициента. Ограничения по применению способа (п. 7 ст. 259 НК РФ). 2. Коэффициент к основной норме не применяется Вариант 2 Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации (п. 7) Применение пониженных норм амортизации 1. Пониженные нормы амортизации применяются. Устанавливается перечень объектов и пониженные нормы.


2. Пониженные нормы амортизации не применяются Вариант 2 Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации (п. 12) Создание резерва по сомнительным долгам 1. Резерв по сомнительным долгам создается. Имеются ограничения по сумме (п. 4 ст. 266 НК РФ). 2. Резерв по сомнительным долгам не создается Вариант 1


Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию 1. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию создается (п. 3 ст. 267 НК РФ). 2. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию не создается Вариант 1 Статья 267. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию


Порядок расчета процентов по долговым обязательствам, относимым на расходы 1. Расчет осуществляется на основе определения среднего уровня процентов. Необходимо установить критерии сопоставимости долговых обязательств. 2. Расход осуществляется исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% -


по долговым обязательствам в иностранной валюте. Вариант 2 Статья 269. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам Порядок признания доходов и расхода 1. Метод начисления. 2. Кассовый метод. Ограничения в применении по размеру выручки Вариант 1 Статья 271. Порядок признания доходов при методе начисления.


Статья 273. Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе Определение перечня прямых расходов (с 1 января 2005 г.) 1.Организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (работ, услуг) Вариант 1 Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные


работы, оказанные услуги) 1.Организация самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов. Разработанный порядок подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов Вариант 1 Статья 319. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных (п. 1) Создание резерва на ремонт основных средств 1. Резерв предстоящих расходов на ремонт создается. 2.


Резерв предстоящих расходов на ремонт не создается Вариант 2 Статья 324. Создание резервов предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет 1. Резерв предстоящих расходов создается. 2. Резерв предстоящих расходов не создается Вариант 1 Статья 324.1. Порядок определения прибыли, полученной по договорам простого товарищества и доверительного


управления 1. Прибыль от участия в простом товарищества определяется пропорционально доле в прибыли товарищества, полученной за отчетный (налоговый) период от совместной деятельности. Вариант 1 Статья 278, п 3 Глава 26.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции Система налогового учета при работе по соглашению о разделе продукции 1. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения,


утверждаемой в установленном порядке Вариант 1 Статья 346.38. Перенос убытка на будущее 1. Организация переносит убытки на будущее. 2. Организация не переносит убытки на будущее Вариант 2 Статья 346.38. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль при выполнении соглашений (п.14) Организационные вопросы учетной политики для целей налогообложения


Глава 21. Налог на добавленную стоимость Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет 1. Налог уплачивается и декларация подается ежемесячно. 2. Налог уплачивается и декларация подается ежеквартально. Ограничение на применение способа в зависимости от объемов выручки. Вариант 2 Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет


Глава 25. Налог на прибыль Порядок исчисления ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль 1. Исчисление и уплата ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли за истекший месяц. 2. Исчисление и уплата ежемесячных авансовых платежей в размере одной трети фактически уплаченного авансового платежа за предыдущий квартал Вариант 2 Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей


Порядок ведения налогового учета 1.В учетной политике для целей налогообложения закрепляется порядок ведения налогового учета Вариант 1 Статья 313. Налоговый учет. Общие положения Система налоговых регистров В учетной политике для целей налогообложения закрепляется система налоговых регистров Вариант 1 Статья 314. Аналитические регистры налогового учета 3. Задача. Вариант 5 ООО «Солнышко» августе 2009 г. приступило к проведению реконструкции здания склада,


которая выполняется с привлечением подрядной организации в два этапа. Первый этап выполнен подрядчиком в ноябре 2009 г. Завершение реконструкции планируется произвести в январе 2010 г. Стоимость работ по реконструкции склада составляет 590 000 руб в том числе НДС 90 000 руб. (354 000 руб в том числе НДС 54 000 руб - стоимость первого этапа работ;


236 000 руб в том числе НДС 36 000 руб - стоимость второго этапа работ). По данным бухгалтерского и налогового учета первоначальная стоимость склада составляет 1 000 000 руб срок полезного использования - 21 год. Склад был введен в эксплуатацию в марте 2005 г. Срок полезного использования здания склада, установленный при приобретении здания склада, в результате реконструкции не изменился. В бухгалтерском и налоговом учете применяется линейный метод начисления


амортизации. Согласно учетной политике в целях исчисления налога на прибыль организация включает в состав расходов отчетного периода расходы на капитальные вложения в размере 10% первоначальной стоимости основных средств. Отразить расходы на реконструкцию здания склада в учете ООО «Солнышко» со ссылками на требования нормативных документов в бухгалтерском и налоговом учете. Решение. Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций, в том числе затрат на реконструкцию объектов основных


средств (ОС), ведется по фактическим расходам на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (п. 2.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.1993 N 160, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000


N 94н). По мере выполнения этапов выполненных подрядных работ их стоимость отражается по дебету счета 08 в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". НДС, предъявленный подрядчиком, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60. Указанный НДС организация вправе принять к вычету по мере выполнения этапов работ по реконструкции склада


и при наличии счетов-фактур подрядчика. Затраты на реконструкцию объекта ОС после ее окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта ОС. Сформированная на счете 08 стоимость проведенных работ по реконструкции склада списывается в дебет счета 01 "Основные средства". В данном случае реконструкция не привела к увеличению срока


полезного использования склада, поэтому в целях бухгалтерского учета после завершения реконструкции ежемесячные суммы амортизационных отчислений по складу определяются исходя из остаточной стоимости склада, увеличенной на сумму затрат на реконструкцию и оставшегося срока полезного использования (п. 60 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н). Следовательно, ежемесячная сумма амортизации по реконструированному


складу составит 6546 руб. ((1 000 000 руб 1 000 000 / 252 мес. х 58 мес. + 590 000 руб 90 000 руб.) / (252 мес 58 мес.), где 58 мес срок начисления амортизации включая месяц окончания реконструкции склада). В целях исчисления налога на прибыль первоначальная стоимость склада, как и в бухгалтерском учете, увеличивается на сумму затрат на реконструкцию. В целях гл. 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное


с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. В соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ с 01.01.2007 налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости


ОС (за исключением ОС, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации ОС, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ. Расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 1.1 ст. 259 НК РФ, признаются в качестве расходов того отчетного (налогового) периода, на который в


соответствии с гл. 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) ОС, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения. В данном случае изменение первоначальной стоимости склада будет произведено по завершению реконструкции, то есть в январе 2010 г. Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2007 N 144-ФЗ с 01.01.2008 норма, закрепленная в п. 1.1 ст.


259 НК РФ, применяется при реконструкции ОС. Положения п. 1.1 ст. 259 НК РФ (в ред. Федерального закона N 144-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 (п. 3 ст. 2 Федерального закона N 144-ФЗ). Таким образом, ООО «Солнышко» вправе учесть в составе расходов в январе 2010 г. амортизационную премию в размере 50 000 руб. ((590 000 руб 90 000 руб.) х 10%).


Ежемесячные суммы амортизации по реконструированному складу, начисляемые в налоговом учете, определяются исходя из первоначальной стоимости склада, увеличенной на сумму затрат по реконструкции (за вычетом суммы амортизационной премии), и нормы амортизации, определенной для данного объекта (п. п. 2, 4 ст. 259 НК РФ, Письмо ФНС России от 14.03.2006 N 02-1-07/23, Письмо Минфина России от 02.03.2007 N 03-03-04/1/168).


Следовательно, в целях исчисления налога на прибыль в январе организация признает расход в сумме 50 000 руб. и амортизацию в сумме 3968 руб. (1 000 000 руб. х 1 / 252 мес.). С февраля 2010 г. ежемесячная сумма амортизации в налоговом учете составит 5754 руб. (1 000 000 руб. + 590 000 руб 90 000 руб 50 000 руб.) х 1 / 252 мес.). В январе 2010 г. в учете ООО «Солнышко» возникают налогооблагаемая временная разница в сумме 50 000


руб. и отложенное налоговое обязательство в сумме 10 000 руб. (50 000 руб. х 20%). Уменьшение отложенного налогового обязательства производится ежемесячно с февраля 2010 г. по апрель 2015 г. включительно (63 месяца) на сумму 158 руб. ((6546 руб 5754 руб.) х 20%). В мае 2015 г. оставшаяся сумма указанного отложенного налогового обязательства в размере 46 руб. (50 000 руб. х 20% - 158 руб. х 63 мес.) погашается, и в этом же месяце возникает вычитаемая временная разница


и соответствующий ей отложенный налоговый актив в размере 112 руб. (158 руб 46 руб.). С июня 2015 г. ежемесячно возникают вычитаемые временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые активы, которые погашаются, начиная с месяца, с которого прекращается начисление амортизации по складу в бухгалтерском учете. В приведенной таблице бухгалтерских записей использованы следующие субсчета по счету 68: 68-1 - "Расчеты по налогу на прибыль";


68-2 – «Расчеты по НДС». Таблица 4 Отражение в учете ООО «Солнышко» расходов на реконструкцию здания склада Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ 1 2 3 4 5 Бухгалтерские записи в ноябре 2009 г. Начислена амортизация по складу (1 000 000 / 252) 20 02 3 968 Бухгалтерская справка-расчет Отражена стоимость первого этапа работ по реконструкции здания склада 08 60 300 000


Акт о приемке выполненных работ, Справка о стоимости выполненных работ и затрат Отражен НДС, предъявленный подрядной организацией 19 60 54 000 Счет-фактура Принят к вычету НДС, предъявленный подрядной организацией 68-2 19 54 000 Счет-фактура Бухгалтерские записи в декабре 2009 г. Начислена амортизация по складу (1 000 000 / 252) 20 02 3 968


Бухгалтерская справка-расчет Бухгалтерские записи в январе 2010 г. Начислена амортизация по складу (1 000 000 / 252) 20 02 3 968 Бухгалтерская справка-расчет Отражена стоимость второго этапа работ по реконструкции здания склада 08 60 200 000 Акт о приемке выполненных работ, Справка о стоимости выполненных работ и затрат Отражен НДС, предъявленный подрядной организацией 19 60 36 000


Счет-фактура Принят к вычету НДС, предъявленный подрядной организацией 68-2 19 36 000 Счет-фактура Увеличена первоначальная стоимость склада 01 08 500 000 Акт о приеме- сдаче объектов основных средств Отражено отложенное налоговое обязательство (50 000 х 20%) 68-1 77 10 000 Бухгалтерская справка-расчет Продолжение табл.4 1 2 3 4 5 Ежемесячно с февраля 2010 г. по апрель 2015 г. Начислена амортизация по складу 20 02 6 546


Бухгалтерская справка-расчет Уменьшено отложенное налоговое обязательство ((6546-5754) х 20%) 77 68-1 158 Бухгалтерская справка-расчет Бухгалтерские записи в мае 2015 г. Начислена амортизация по складу 20 02 6 546 Бухгалтерская справка-расчет Погашено отложенное налоговое обязательство 77 68-1 46 Бухгалтерская справка-расчет Отражен отложенный налоговый актив 09 68-1 112


Бухгалтерская справка-расчет Ежемесячно с июня 2015 г. до месяца, в котором прекращается начисление амортизации в бухгалтерском учете Начислена амортизация по складу 20 02 6 546 Бухгалтерская справка-расчет Отражен отложенный налоговый актив (792 х 20%) 09 68-1 158 Бухгалтерская справка-расчет Ежемесячно с месяца, следующего за месяцем прекращения начисления амортизации по зданию в бухгалтерском учете и до прекращения начисления амортизации в налоговом учете


Уменьшен отложенный налоговый актив (5754 х 20%) 68-1 09 1 151 Бухгалтерская справка-расчет В целях бухгалтерского и налогового учета начисление амортизации прекращается, если продолжительность реконструкции превышает 12 месяцев. В данном случае период реконструкции не превышает 12 месяцев, следовательно, амортизация начисляется в общеустановленном порядке. Список литературы 1.Гражданский


Кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая). 2.Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая). 3.Федеральный Закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» 4.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 18.09.2006 г.) 5.Положение по бухгалтерскому учету


долгосрочных инвестиций, утв. Приказом Минфина России от 30.12.1993 N 160. 6.Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» утв. Приказом МФ РФ № 26н от 24.03.2002 г. (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н, от 12.12.2005 N 147н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н)).


7.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. 8.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н. 9.Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114 н 10.Методические указания по бухгалтерскому


учету основных средств, утв. Приказом МФ РФ № 91н от 13.10.2003 г. 11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н. 12.Бухгалтерское дело: Учебник / под ред. проф. М.А. Вахрушиной. – М.: Бухгалтерский учет, 2008. 13.


Бухгалтерское дело: учебное пособие для вузов / под ред. проф. Л.Т. Гиляровской. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 14.Бухгалтерское дело. / Н.А. Бреславцева, О.В. Медведева, Г.Г. Нораревян М: Приор-издат, 2004 160 с. 15.Бухгалтерское дело: Учебное пособие. / В.Б. Ивашкевич, Л.И. Куликова М.: Экономистъ, 2005 523 с.


16. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие. / М.А. Климова - М.: ИНФРА-М, 2005 200 с. 17.Учетная политика в 2009 году / Е.Л. Ермошина // Бухгалтерский учет. – 2008 № 14. – С.12-25. 18. Орлова, Е.В. Передача бухгалтерии на аутсортинг / Е.В. Орлова // Главбух, 2008, N 8. –с.3-10. 19.СПС «Консультант +».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :