--PAGE_BREAK--
Диаграмма 2. Удельный вес раздела в общих
расходах федерального бюджета ( в %)
Основные направления расходов в сфере национальной обороны:
(млрд. руб)
2007 г.
2008 г.
Темп роста (%)
Прирост
Боевая подготовка
17,2
22,3
129,6
5,1
Материально-техническое обеспечение
96,2
100,1
104
3,9
Воинские формирования (органы, подразделения)
218,6
270,6
123,8
52
Военный персонал
121,3
161,8
133
40,5
Обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации
74,7
77,7
104
3
По данной таблице видно, что основные направления расходов в сфере национальной обороны имеют хороший темп роста и прирост в сумме равен 104,5 млрд. рублей, что нельзя не отметить. По приросту можно заметить, что военный персонал и воинские формирования являются приоритетными направлениями в сфере национальной обороны.
Рассмотрим расходы по подразделам раздела “Национальная оборона”:
(млрд. руб.)
Из таблицы видно, что в 2008 году расходы на национальную оборону резко сократились. По подразделу «Вооруженные Силы Российской Федерации», расходы были сокращены в 1,5 раза и по подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» в 13,5 раз. Но все-таки удельный вес расходов в общем объеме отчислений из федерального бюджета на национальную оборону в 2007 составил 7,8 %, а в 2008 году — 11,3%. Таким образом можно утверждать что государство не оставляет свою политику по развитию военной сферы деятельности.
Финансирование федеральных целевых программ в области национальной обороны в 2007-2008г., млн. руб.:
Наименование программ, подпрограмм
2007 год
2008 год
Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система»
3 440,0
3 093,0
Подпрограмма «Обеспечение функционирования и развития системы ГЛОНАСС»
3 440,0
3 093,0
Федеральная целевая программа «Развитие российских космодромов на 2006 — 2015 годы»
1 831,7
3 489,9
Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 — 2008 годы»
37,7
20,0
Федеральная целевая программа «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005 — 2010 годы»
32,9
26,7
Президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»
364,8
413,0
Федеральная целевая программа «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005 — 2010 годы)»
379,4
367,7
Подпрограмма «Промышленная утилизация атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания и реабилитация береговых технических баз (2005 — 2010 годы)»
66,8
71,0
Федеральная целевая программа «Мировой океан»
61,2
66,5
Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2003 — 2010 годы)»
82,0
102,4
Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы»
45,8
46,8
Основное место в структуре расходов по разделу за 2007-2008г. занимают расходы на Вооруженные Силы РФ:
(в процентах к общему объему расходов по разделу)
Подразделы
2007г.
2008г.
Вооруженные Силы Российской Федерации
72,24
82,48
Мобилизационная и вневойсковая подготовка
0,45
1,02
Мобилизационная подготовка экономики
0,55
-
Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности
0,01
1,5
Ядерно-оружейный комплекс
1,44
-
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества
0,8
-
Прикладные научные исследования в области национальной обороны
14,66
1,55
Другие вопросы в области национальной обороны
9,85
13,45
Итого по разделу
100,0
100,0
Проанализировав расходы федерального бюджета на национальную оборону за 2007-2008гг. подведем итоги: хотя расходы федерального бюджета в 2008 году были намного меньше чем в 2007, удельный вес расходов на национальную оборону в процентном соотношение был значительно выше. Судя по этим бюджетам можно сделать вывод, что национальная оборона является одним из приоритетных направлений в общих расходах государства РФ.
Несмотря на положительный темп роста расходов на национальную оборону, сумма расходов резко сократилась по отношению к предыдущему году, но все основные направления дают хороший темп роста и прирост составил 104,5 млрд. руб. по данным направлениям. Расходы на федеральные программы не претерпели каких-либо изменений, это дает понять, что они имеют стабильный характер при любом бюджете.
Глава 3 Прогноз расходования средств на национальную оборону
в 2009-2011 годах
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» расходы на обеспечение обороны и безопасности государства по сравнению с 2008 годом увеличены: в 2009 году на 34,7%, в 2010 году на 36,9% и в 2011 году на 43,9%.
Расходы по разделу «Национальная оборона» по сравнению с 2008 годом увеличены: в 2009 году — на 320,7 млрд. рублей (на 31,5 %); в 2010 году — на 374,0 млрд. рублей (на 36,8 %) и составляют 1 390,7 млрд. рублей; в 2011 году — на 463,8 млрд. рублей (на 45,6 %) и составляют 1 480,5 млрд. рублей.
В 2009 году расходы федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» составят 1 337,4 млрд. руб., в том числе по подразделу «Вооруженные Силы Российской Федерации» - 962,4 млрд. руб., по подразделу «Ядерно-оружейный комплекс» — 22,4 млрд. руб., по подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» — 174,1 млрд. руб. и по подразделу «Другие вопросы в области национальной обороны» — 164,0 млрд. рублей.
Следует отметить, что в процессе обсуждения проекта федерального закона произошло увеличение расходов федерального бюджета по большинству подразделов по сравнению с утвержденными показателями на 2009 год Федеральным законом № 198-ФЗ от 24.07.2007 года. Так расходы по подразделу «Вооруженные Силы Российской Федерации» возросли на 164,5 млрд. руб., по подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» на 46,2 млрд. руб., по подразделу «Другие вопросы в области национальной обороны» на 62,2 млрд. рублей.
В части денежного довольствия в бюджетных ассигнованиях на 2009-2011 годы предусмотрены средства на дальнейшее повышение окладов по воинской должности и воинскому званию (в августе 2009 г. – на 8,5 %, в январе 2010 г. – на 7,0 %, в январе 2011 г. – на 6,8 %). Вместе с тем, в бюджете не предусмотрены меры по устранению дисбаланса в размере денежного довольствия между военнослужащими Центрального аппарата и войскового звена, продолжает сохраняться дисбаланс в размерах денежного довольствия военнослужащих — контрактников, проходящих службу в различных соединениях и частях постоянной готовности.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в федеральном бюджете предусмотрено образование поощрительного фонда Министра обороны Российской Федерации для осуществления дифференцированной ежемесячной денежной выплаты военнослужащим, проходящим военную службу в частях постоянной готовности, несущим боевое дежурство и внесшим значительный вклад в обеспечение боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако данная мера не решает системных проблем денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил и может привести к дальнейшему увеличению дисбаланса в оплате воинского труда офицеров и росту социальной напряженности среди военнослужащих.
В федеральном бюджете с 1 января 2009 г. увеличен в 1,3 раза фонд оплаты труда работников бюджетной сферы для введения новой системы оплаты труда гражданского персонала Минобороны России, других силовых структур и органов. Новая система оплаты труда предусматривает: увеличение базовых окладов оплаты труда; введение системы компенсационных выплат и введение системы стимулирующих выплат.
В части денежной компенсации за наем жилья выделены дополнительные бюджетные ассигнования на увеличение с 1 января 2009 г. в 3 раза, выплачиваемой военнослужащим денежной компенсации за наем жилых помещений, а в городах Москве и Санкт-Петербурге – до 15,0 тыс. рублей. В 2009 году предусмотрено увеличение в 2,0 раза норм возмещения суточных расходов и компенсации стоимости проживания при нахождении в служебных командировках на территории Российской Федерации.
Средства, полученные в результате прогнозируемого в 2009-2011 гг. сокращения численности личного состава, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации планируется направить на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительных выплат.
Ко второму чтению проекта федерального закона членами Комитета была внесена поправка по увеличению размера накопительного взноса в 2009 году на одного участника накопительно-ипотечной системы военнослужащих до 168 тыс. руб. (вместо 101,2 тыс.руб.). Данная поправка учтена в федеральном бюджете на 2009 год. Вместе с тем, вцелях эффективного функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих необходимо привести размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы в соответствие с реальным уровнем рыночной стоимости 1 кв. метра жилья.
Исходя из анализа операции по принуждению Грузии к миру, в федеральном бюджете на 2009-2011 годы учтено предложение членов Комитета о выделении дополнительных денежных средств по линии гособоронзаказа. В целом гособоронзаказ на 2009 год составляет 1,3 трл. рублей. С учетом его корректировки в 2009 году он увеличен на 60 млрд. руб., в 2010 году – на 30 млрд. руб. и в 2011 году – на 70 млрд. рублей.
В 2009 году Правительством Российской Федерации предлагаются меры, направленные на оптимизацию структуры денежного довольствия с целью повышения удельного веса окладов денежного содержания за счет сокращения количества дополнительных выплат.Сегодня оклады денежного содержания составляют от 8% до 22% от общей суммы денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу на офицерских должностях. Согласно поручению Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2008 года № ВП-П4-5552 срок подготовки и согласования предложений о структуре и размере денежного довольствия военнослужащих и сотрудников, а также предоставления в Правительство Российской Федерации концепции законопроекта по данному вопросу установлен до 1 октября 2009 года.
В результате недостаточного выделения бюджетных средств на капитальный и текущий ремонт произошло значительное старение эксплуатируемого фонда Министерства обороны Российской Федерации. Около 40% зданий требуют значительного капитального ремонта.
Сложившаяся «непрозрачность» структуры расходов Минобороны России делает практическим не поддающимися анализу расходы по оплате транспортных и квартирно-эксплуатационных услуг, услуг электросвязи и некоторые другие. Также требуют большей адресной детализации расходы, связанные с реализацией Государственной программы вооружения.
Несмотря на общее увеличение финансирования оборонных расходов на 2009-2011 годы недостаточные объемы финансирования по ряду отдельных ключевых видов и статей федерального бюджета создают проблемы с выполнением Вооруженными Силами Российской Федерации стоящих перед ними задач.
Заключение
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
Важнейшая задача — обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Правительство РФ должно стать организующим центром этой работы.
Осуществления расходов на национальную оборону одна из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы национальной безопасности, основной составляющей которой является военно-экономическая. Ее состояние определяется, главным образом: степенью удовлетворения военно-экономических потребностей военной организации государства и негативными (преднамеренными и случайными) организационно-экономическими воздействиями на:
• его военно-бюджетную политику, определяющую уровень милитаризации экономики;
• комплекс общегосударственных мероприятий по военной защите страны.
В связи с этим под военно-экономической безопасностью можно понимать защищенность потребностей военной организации государства в финансово-экономическом обеспечении, необходимом для ее строительства, содержания и устойчивого развития. продолжение
--PAGE_BREAK--