--PAGE_BREAK--Аккумулирование временно свободных денежных средств
Это первая традиционно-базовая функция коммерческих банков. Пассив банка состоит из собственного капитала и привлеченных средств. Собственный капитал — важная и неотъемлемая часть кредитных ресурсов банка, хотя он составляет лишь до 10% всех его ресурсов. Низкий уровень собственного капитала в составе финансовых ресурсов по сравнению с другими предприятиями объясняется тем, что, во-первых, банки как финансовый посредник на финансовых рынках мобилизуют крупные суммы временно свободных средств других предприятий, учреждений и населения в виде депозитов. При этом они эффективно ими управляют, т. е. обеспечивают их сохранность и предоставляют на прибыльной основе ссуды заемщикам. Во-вторых, существует система государственного страхования депозитов, это снижает опасность массового изъятия вкладов. В-третьих, привлекаемые банками депозиты мобильны, более ликвидны и легче реализуются на рынке, чем активы других предприятий, размещенные в материальных объектах (оборудование, здания и т.д.).
Все эти обязательства дают возможность коммерческим банкам при малых соотношениях собственного капитала и привлеченных ресурсов осуществлять свои задачи и нормально функционировать по сравнению с другими предприятиями. Собственный капитал необходим, прежде всего, для начала деятельности банка, т.е. для приобретения офиса, оборудования, выплаты зарплаты, а также оплаты расходов банка на следующих этапах развертывания банковских операций. Собственный капитал — это защитно-гарантийный фонд банка. Таким образом, собственный капитал является важным, обязательно необходимым фондом, его роль весьма велика в структуре банковских средств для обеспечения устойчивости банка и эффективности его работы.
Как отмечалось выше, банки для осуществления своих активных операций используют свыше 90% денежных ресурсов за счет привлеченных средств, т.е. банки аккумулируют временно свободные денежные средства своих клиентов. Традиционно основную часть этих средств составляют депозиты. Под депозитами понимаются все срочные и бессрочные вклады клиентов банка, кроме сберегательных. Работа банков по привлечению денежных средств во вклады (депозиты) в целях прибыльного их размещения называется депозитными операциями. Именно на их основе формируется основная часть кредитных ресурсов коммерческих банков.
До последнего времени в республике вопросам управления депозитами не уделялось внимания. Перед учреждениями банков на жестах не ставилась задача обеспечения выдачи ссуд в зависимости от размеров и специфики мобилизуемых ими кредитных ресурсов. Балансы ссудных вложений и ссудного фонда составлялись отделениями Госбанка СССР, так как ссудный фонд был образован в централизованном порядке в самом Госбанке СССР и распределялся на основе кредитного плана по республиканским конторам, которые распределяли его по областным конторам, а областные — по отделениям, т.е. низовые учреждения Госбанка не занимались пассивными операциями. В силу этих причин в стране депозитная политика банков не исследована. В связи с не разработанностью теории депозитной политики мы можем обратиться только к зарубежному опыту. Частные лица, деловые фирмы, акционерные компании, частные предприятия, некоммерческие организации, правительственные учреждения, государственные предприятия, местные органы власти охотно помещают средства в коммерческие банки. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, банки обеспечивают большую надежность вкладов, во-вторых, вкладчики в любое время не только могут затребовать возврата своих вложений, а получить ссуды, превышающие их, в-третьих, эти вклады приносят доходы.
Депозитные операции организуются на следующих принципах1:
- депозитные операции должны содействовать получению банковской прибыли или созданию условий для получения прибыли в будущем;
- должна проводиться гибкая депозитная политика в целях поддержания оперативной ликвидности баланса банка;
- особое внимание в процессе организации депозитных операцийнадо уделять срочным вкладам, в наибольшей степени поддерживающим ликвидность баланса банка; необходимо обеспечивать взаимосвязь и согласованность между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по срокам и суммам;
- следует принимать меры к развитию банковских услуг, способствующих привлечению депозитов.
В зарубежной банковской практике, с точки зрения изъятия различают депозиты до востребования, срочные и сберегательные вклады.
Депозиты до востребования — это денежные средства, оседающие на расчетных, текущих счетах вкладчиков в неопределенной времени, они могут быть изъяты вкладчиком или переведены на другой счет в любое время без предварительного уведомления банка. Обычно по вкладам до востребования банк выплачивает доволен но низкий процент, а нередко по ним вообще не выплачивается вознаграждения. В некоторых странах начисление процентов запрещено в законодательном порядке. Депозиты до востребования предназначены в первую очередь для осуществления текущих pасчетов. Владелец счета может производить их в различных формам наличными деньгами, чеками, переводом. Открыв такой счет, клиент передает банку техническое ведение своих платежных операций. Ежедневное ведение платежных операций клиента в банках требует немалых затрат, которые, хотя и несколько снизились применением ЭВМ, компьютерной техники, но все же являются немаловажным фактором издержек банков.
ГЛАВА 2. Анализ банковской и кредитной системы в РК
2.1 Анализ современного состояния банковской и кредитной системы в РК
За последнее десятилетие банковская система Казахстана претерпела значительные изменения, связанные, в первую очередь, с отходом от прежней идеологии в построении и ведении банковского дела в стране, определением новых задач для банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.
На современном этапе развитие банковского сектора характеризуется следующими тенденциями:
1)консолидация банковского капитала, повышение уровня капитализации банков второго уровня;
2)рост количественных показателей деятельности банков,
3)сокращение количества финансово неустойчивых банков;
4)сокращение доли иностранного капитала в банковском секторе, а также уменьшение государственной доли в банковском капитале;
5)приближение банков к международным стандартам деятельности.
В настоящее время осуществляется переход всех банков страны к стандартам, принятым в международной банковской практике в части достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, ввода и передачи информации.
Программа перехода банков второго уровня к международным стандартам, направленная на укрепление банковской системы, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, предусматривает проведение капитализации банков второго уровня, и исключает дальнейшее существование слабых, мелких и ненадежных банков на рынке банковских услуг.
Система перехода банков второго уровня к международным стандартам заключается в том, что каждый банк, согласно разработанного им Плана рекапитализации и индивидуальных коэффициентов, должен достичь адекватного уровня по всем основным показателям.
В соответствии с этой программой банки, не удовлетворяющие определенным требованиям (недостаточно капитализированные, убыточные, имеющие активы плохого качества и т.д.), в будущем подлежат реорганизации путем слияния, присоединения либо преобразования в организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.
Введены более высокие требования по открытию и лицензированию банков, внутреннему контролю и процедурам в банках. В настоящее время минимальная величина уставного капитала установлена для вновь открываемых банков в размере 300 млн. тенге, для действующих банков — 100 млн. тенге. Однако в ближайшем будущем предполагается ужесточение этих нормативов: вероятнее всего, они составят соответственно 1500 млн, и 500 млн. тенге. Требования со стороны Национального Банка к повышению капитализации банков второго уровня ускорило процесс ликвидации и слияния банков. Так, за 2001 число банков уменьшилось со 101 до 82, на 1.01.2006 г. их числилось 55, а к настоящему моменту (на 01.03.2007 г.) действует 38банков второго уровня[4].
Национальным Банком осуществлены мероприятия по введению нового Плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня. С 1 августа 1999 года действует новый план счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня Республики Казахстан в настоящее время разработана Программа и создан Координационный Комитет по конвертации вспомогательного учета и ведению главной бухгалтерской книги по новому плану счетов банков второго уровня.
Характерной чертой реформирования банковской системы является уменьшение государственной роли в банковском капитале. В частности, в течение 1997 года процесс полной или частичной приватизации затронул следующие банки: «Государственный Экспортно-импортный банк Республики Казахстан», АООТ «Казагропромбанк», АО «Жилстройбанк Республики Казахстан», АО «Банк ТуранАлем». Кроме того, Правительством Республики Казахстан принято решение о поэтапной приватизации в период с 1997 по 2001 год самого крупного банка Республики — Акционерного Народного Сберегательного банка Казахстана, а закончилась она в конце 2002 года[5].
Важнейшим показателем интенсификации деятельности банков и повышения их роли в развитии и укреплении реального сектора экономики является активное участие ведущих банков Казахстана в реализации программ кредитования малого и среднего бизнеса. Так, АО «Халық Банк» участвует в программе поддержки малого бизнеса по линии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Банк рассматривает проекты:
- приобретения машин, оборудования, сырья и материалов;
- усовершенствования производства;
- приобретения, строительства и ремонта недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности и др.
Банк предлагает следующие условия кредитования малого бизнеса:
- сумма кредита — от 30000 по 125000 долларов США;
- срок кредита — до 24 месяцев;
- процент в валюте — 1,6-1,9 процентов в месяц.
Кроме того, АО «Халық Банк» предлагает представителям частного бизнеса финансирование по линии Азиатской Кредитной Компании (АКК) на следующих условиях:
- сумма кредита — от 25000 по 300000 долларов США;
- срок кредитования — от 1 года до 3 лет;
- процентная ставка — по 18 процентов годовых плюс 1 процент от суммы займа за обслуживание кредита;
- предоставление и погашение кредитов — в долларах США (или в тенге по курсу);
- погашение основного долга и процентов за кредит — ежемесячно;
- не менее 20 процентов от стоимости проекта обеспечиваются из собственных средств предприятия.
При этом кредитные ресурсы не могут быть использованы для финансирования импорта товаров в коммерческих целях Средства кредитной линии АКК предоставляются только на финансирование проектов, связанных с производством и оказанием услуг населению.
АО «Алматинский торгово-финансовый банк» (АТФБ) разработал собственную специальную «Программу кредитования и развития бизнеса». Банк участвует в проектах по финансированию малого и среднего бизнеса совместно с ЕБРР, германским Кредитным институтом по восстановлению экономики (KFW). С последним подписано соглашение о выделении средств для кредитования малого и среднего бизнеса. Кроме того, получено подтверждение от ряда других немецких банков по открытию или увеличению кредитных линий для АТФБ. На данный момент АТФБ уже финансирует проекты частных предпринимателей на общую сумму 2 млн. долларов.
АО «Казкоммерцбанк» совместно с ЕБРР участвует в программе кредитования малого бизнеса для малых и средних казахстанских частных предприятий Основная цель программы — оказание финансовой поддержки малым и средним казахстанским частным предприятиям, а также частным лицам, занимающимся предпринимательской Деятельностью, путем предоставления кредитных ресурсов на выгодных условиях.
Кредиты выдаются на следующие цели:
- расширение производства или объема оказываемых услуг;
- закупка машин, оборудования, сырья и материалов, а также усовершенствование производства;
- приобретение, строительство и ремонт недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности и др.
Условия кредитования:
- сумма кредита — до 125000 долларов США;
- срок кредита — до 36 месяцев;
- процентная ставка: в валюте — 18-24 процентов годовых, в тенге — 25-32 процентов годовых.
АО «Народный банк Казахстана» предлагает следующие условия финансирования действующего бизнеса в сфере торговли, услуг и производства:
а) в тенге:
- сумма кредитов — до 1 400 000 тенге;
- срок кредитов — до 12 месяцев;
- процент — от 2,5 процентов в месяц;
б) в долларах США:
- суммы кредитов — от 1000 до 30 000 долларов США и от 30 000 до 125 000 долларов США;
- срок кредитов — до 12 месяцев до 36 месяцев;
- процентные ставки — от 1,66 до 2,17 от 1,5 процентов.
При этом HSBK гарантирует:
- минимальные сроки оформления кредита;
- гибкий подход к залогу;
- консультации и помощь в оформлении документов.
Современное состояние банковского сектора характеризуется расширением рынка банковских услуг.
Анализ финансовых показателей деятельности банков второго уровня показал, что общая сумма кредитов за 10 месяцев 2007г. в экономике республики составила около 72 млрд. тенге, средневзвешенная ставка вознаграждения интереса — 19-6 процентов годовых. Из общей суммы кредитов экономике 58 процентов (41,77 млрд. тенге) были представлены в национальной валюте. Кредиты малому предпринимательству достигли 32 процента от общей суммы кредитов (23 млрд. тенге). Депозиты в банках составили 86 млрд. тенге, из них депозиты населения составили 33,2 процента от общего объема депозитов (28,7 млрд. тенге), при этом вклады населения увеличились на 47,9 процентов. Депозиты населения в национальной валюте составили 71,3 процентов от общей суммы депозитов населения (20,4 млрд. тенге), в иностранной валюте 28,9 процентов (8,3 млрд. тенге). Значительно увеличился перечень операций, проводимых банками. Прежде всего это связано с развитием рынка ценных бумаг, валютного рынка, рынка драгоценных металлов в Казахстане, выходом казахстанских банков на международные банковские рынки, проходимой пенсионной реформой, а также усилением конкуренции между крупнейшими казахстанскими банками. В настоящее время 43 банка второго уровня имеют лицензии на проведение банковских операций в тенге и иностранной валюте, 6 банков имеют лицензию на проведение операций с аффинированными драгоценными металлами (АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем», АО «Халық БанкКазахстана», АО «Алматинский торгово-финансовый банк», АО «Центркредит», АО «Темирбанк»). Национальной комиссией по ценным бумагам РК, с согласия Национального Банка РК, выданы лицензии на проведение кастодиальной деятельности 12 банкам второго уровня. Фактически действует 7, среди которых: АО «Казкоммерцбанк», АО «Халық БанкКазахстана», АО ДАБ «АБН АМРО Банк Казахстана», АОЗТ «Алматинский торгово-финансовый банк»[6].
В течение отчетного периода (с января по ноябрь 1999 года) в банковском секторе происходили изменения, связанные с консолидацией капитала банков, слиянием и присоединением средних и мелких банков, а также ликвидацией несостоятельных банков, что привело к сокращению общего количества банков — с 71 (на 1 января 2007года) до 58 (на 1 ноября 2007года) и 55 (на 1 января 2008года).
Количество банков, ранее включенных в Программу перехода к международным стандартам, уменьшилось с 50 до 38, что обусловлено невыполнением участвующими в Программе банками требований к собственному капиталу.
Сократилось количество банков, нарушающих пруденциальные нормативы, с 30 (42,2 от общего количества) на 1 января 2006г. до 20 (34,5 процентов) на 1 ноября 2007г., что является результатом применения Национальным Банком более жестких мер к банкам, исключенным из Программы перехода к международным стандартам, вплоть до принудительной их ликвидации. За указанный период Национальный банк аннулировал лицензии у 7 банков в связи с их принудительной ликвидацией.
Капитал. Несмотря на сокращение общего количества банков, размер совокупного собственного капитала банковского сектора постоянно увеличивался (прирост с началу — 15,2 млрд. тенге или 32,1 процентов). При этом если в течение 1-го квартала 2007года рост составил 2,4 млрд. тенге, те в течение последующих 7 месяцев — 12,8 млрд. тенге. В результате совокупный собственный капитал банковского сектора составил на 1 ноября 62,5 млрд. тенге. В тоже время валютный эквивалент размера собственного капитала на 1 ноября 2007года составил составил 445 млрд. долл. США или на 21,2 процентов.
Можно отметить снижение доли 5 крупнейших банков в совокупном собственном капитале банковского сектора с 44,4 процентов на начало 2007года до 40,1 процентов на 1 ноября 2000 года. Сводные показатели достаточности собственного капитала банковского сектора на 1.11.2007г. составили[7]:
- отношение капитала 1-го уровня к совокупным активам -0\ 15 (на 1.01.2007г.-0,22);
- отношение собственного капитала к активам, взвешенным по степени риска — 0,25 (на 1.01.2007г. — 0,3).
Активы, В течение прошедших 10 месяцев 2007года совокупные активы увеличились с 195,8 млрд. тенге по состоянию на 1 января до 304,5 млрд. тенге по состоянию на 1 ноября (прирост на 108,7 млрд. тенге или 55,5 процентов), при этом валютный эквивалент активов сократился с 2337 млн. долл. США до 2166 млн. долл. США (сокращение — 171 млн. долл. США или 7,3 процентов).
Доля активов, деноминированных в иностранной валюте, достигла на 1 ноября 56,9 процентов от совокупных активов (на 1 января — 41,2 процентов). Доля 5 крупнейших банков в совокупных активах сократилась в течение года с 67 процентов до 64,5 процентов. Кредитный портфель банков второго уровня увеличился на 54,6 млрд. тенге или на 49,3 процентов, составив 165,3 млрд. тенге по состоянию на 1 ноября 2007г. Доля кредитов, выданных в иностранной валюте, увеличилась с 51,5 до 59,5 процентов от размера кредитного портфеля. Динамику качества совокупного кредитного портфеля банков нельзя охарактеризовать однозначно. В частности, доля стандартных кредитов сократилась с 63,6 процентов на 1.01.2007г. до 52,7 процентов на 1.11.2007г. при одновременном увеличении доли сомнительных (с 31,7 процентов до 42,4 процентов), а доля безнадежных кредитов несколько снизилась (с4,7 процентов до 4,3 процентов). Сводные относительные показатели качества совокупного портфеля банковского сектора на 1.11.2006г. составили:
- отношение классифицированных кредитов к собственному капиталу — 1,25 (на 1.01.2007г. -0,85);
- отношение сформированных провизии к собственному капиталу — 0,24 (на 1.01.2007г.-0,3).
Следует отметить рост объема кредитов, выданных субъектам малого предпринимательства (прирост с начала года — 12.9 млрд. тенге или 51,4 процентов).
2.2 Анализ финансовой деятельности АО «
Халық Банк
»
Коммерческими интересами банка определяется необходимость располагать достоверной информацией о состоянии дел на различных участках банковской деятельности для поддержания устойчивой работы банка, соблюдения интересов учредителей, акционеров, клиентов и сотрудников, обеспечения сохранности средств.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Диверсификация форм собственности в банковском секторе экономики работы банков на коммерческих условиях предопределили ориентацию их деятельности на получение максимального дохода. Расширение сфер банковской деятельности, работа банков по привлечению средств от юридических и физических лиц обусловили необходимость контроля за деятельностью банков со стороны государства в лице Центрального банка.
Основным объектом анализа банковской деятельности является коммерческая деятельность каждого отдельного банка. Субъектами анализа выступают сами коммерческие банки, их контролеры, органы власти, реальные и потенциальные клиенты и корреспонденты, учредители и акционеры.
Исходя из периодичности проведения анализа деятельности банков может быть классифицирован следующим образом: ежедневный, еженедельный, месячный, квартальный, годовой и т.д.
Баланс банка характеризует в денежном выражении состояние ресурсов коммерческих банков, источники их формирования и направления использования, а также финансовые результаты деятельности банков на начало и конец отчетного периода. Анализ данных баланса дает комплексную характеристику деятельности банка за определенный период. Анализ баланса позволит определить наличие собственных средств, изменения в структуре источников ресурсов, состав и динамику активов и так далее. Кроме того, на основе баланса можно судить о состоянии ликвидности, доходности, возможных перспективах развития коммерческих банков.
Коммерческие банки в законодательном порядке должны публиковать данные годового бухгалтерского баланса и счета прибылей и убытков. Данные балансов коммерческих банков являются основным источником для выработки Центральным банком основных направлений денежно-кредитной политики и регулирования деятельности первых. Отчетность коммерческих банков используется и Государственной налоговой службой в процессе реализации налоговой политики.
Счета баланса банка разделяются на балансовые и внебалансовые. На балансовых счетах учет ведется на системе двойной записи с отражением каждой банковской операции по дебету одного и кредиту другого счета. На внебалансовых счетах учитывается движение ценностей и документов, поступающих в банк на хранение, инкассо или комиссию, а также знаки оплаты госпошлины, бланки строгой отчетности, ценные бумаги. Как правило, учет на этих счетах ведется по простой схеме: приход, расход, остаток.
Коммерческими банками используются различные формы баланса. Наиболее распространенной является наличие в балансе левой и правой сторон, отражающих операции по активу и пассиву раздельно.
Счета баланса банка подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные. На активных счетах учитывается состав и показывается размещение ресурсов банков (денежная наличность в кассах банка, финансирование капитальных вложений, вложение ресурсов в ценные бумаги, приобретение инвалюты, расход госбюджета, ссудные операции, дебиторская задолженность, хозяйственные затраты и тому подобное).
Актив баланса банка отражает вложения ресурсов банков и определяет величину затрат в процессе осуществления активных операций. На пассивных счетах отражаются источники формирования ресурсов банков (фонды и прибыль банка, доходы бюджета, средства для финансирования капитальных вложений, остатки средств на расчетных и текущих счетах, в депозитах, средства в расчетах, кредиторская задолженность и так далее). На активно-пассивных счетах в основном учитываются операции, связанные с расчетами банка с другими банками, включая иностранные банки с клиентами, вкладчиками и прочими кредиторами.
Балансовые и внебалансовые счета группируются в разделы баланса, отражающие определенные функции, выполняемые коммерческими банками. Так, например, в отдельные разделы сгруппированы счета по учету: фондов банка; эмиссионно-кассовых операций; иностранной валюты и расчетов по иностранным операциям, расчетов с государственным бюджетом и бюджетными учреждениями, с кредитными учреждениями; финансирования капитальных вложений; кредитных и расчетных операций и средств банков и другие.
В соответствии с положением о пруденциальных нормативах, утвержденным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан, установлены следующие пруденциальные нормативы для банков второго уровня (кроме государственных и межгосударственных):
1. Минимальный размер уставного фонда. Минимальный размер уставного фонда устанавливается Правлением Национального Банка.
2. Достаточность собственных средств.
Достаточность собственных средств (собственного капитала) характеризуется двумя коэффициентами: отношением собственного капитала первого уровня к сумме активов банка (К1) и отношением собственного капитала к сумме активов, взвешенных по степени риска (К2).
Отношение собственного капитала банка первого уровня к сумме всех его активов должно быть не менее 0,04. К1
К1-А-П> 0,04, где:
К1 — собственный капитал первого уровня;
П — сформированные резервы (провизии) согласно Положению «О классификации ссудного портфеля и порядке формирования резервов (провизии) для покрытия избытков от кредитной деятельности банками второго уровня Республики Казахстан».
Отношение собственного капитала банка к сумме его активов взвешенных по степени риска должно быть не менее 0,08:
К2= Ар-Пс>0,08,
где:
К — собственный капитал;
Ар — сумма активов, взвешенных по степени риска;
Пс- специальные резервы (сформированные провизии по сомнительным и убыточным кредитам) плюс сумма сформированных общих резервов, не включенная в собственный капитал (т.е. превышающая 1,25% суммы активов, взвешенных с учетом риска).
3. Максимальный размер риска на одного клиента.
Размер риска на одного клиента, в том числе банка (Р) рассчитывается как совокупная задолженность по ссудам, факторингу и предоставленному финансовому лизингу одного клиента или группы взаимосвязанных клиентов плюс сумма забалансовых обязательств, выданных в отношении этого клиента или группы взаимосвязанных клиентов минус сумма обеспечения по обязательствам клиента в виде наличных денежных средств, государственных ценных бумаг и гарантий Правительства Республики Казахстан.
Отношение размера риска на одного клиента по его обязательствам к собственному капиталу банка (КЗ == Р/К) не должно превышать:
— для всех клиентов банка — 0,25;
— для лиц, связанных с банком особыми отношениями — 0,10. Сумма рисков по клиентам, связанным с банком особыми отношениями, не должна превышать размера собственного капитала банка.
4. Ликвидность.
Коэффициент текущей ликвидности (К4) — это отношение суммы наличных денежных средств и быстро реализуемых активов к сумме обязательств до востребования, которое должно составлять не менее 0,2.
Если банк имеет просроченные обязательства перед своими кредиторами и дебиторами, банк считается не выполнившим норматив ликвидности, независимо от выполнения им коэффициента текущей ликвидности.
Для расчета вышеуказанных коэффициентов необходимы данные головного банка. Так как даны данные филиала Народного банка, невозможно рассчитать эти пруденциальные нормативы.
В таблицах 2.2 и 2.3 приведена информация для сравнительного анализа деятельности АО «Халық Банк».
Таблица 2.2 — Баланс АО «Халық Банк» по состоянию на 31.03.2007 год.
Здания и сооружения
Хозяйственный инвентарь
Хозяйственные материалы
Малоценные, быстроизнашивающиеся
предметы
Начисленные, но не полученные доходы,
срок оплаты по которым еще не наступил
(наращ.доход)
Расходы банка
971 Расходы АУЛ
ИТОГО ПО АКТИВУ 168006 Специальные фонды Амортизация основных средств Фонды эконом. стимулирования Фонды эконом. стимулирования, направленные на производство и социальное развитие
Фонд переоценки основных средств Вклады граждан в иностранной валюте Разные расчеты с Минфином Начисленные, но не оплаченные расходы, срок по которым еще не наступил (наращ. рас-ы в инв. СКВ) Расчет, счета ассоциаций, ТОО Расчетные счета малых предприятий Расчетные счета Государственного республиканского концерна «Казжилкомхоз»
Валютная позиция банка Текущие счета общественных организаций Вклады граждан до востребования
Срочные вклады физических лиц
Расходы между учреждениями одного
банка текущего года
Прочие дебиторы и кредиторы
Контрстоимость иностранной валюты в тенге
Доходы будущих периодов
Доходы по процентам к получению
Доходы банка
ИТОГО ПО ПАССИВУ 168006
Обязательства по краткосрочным ссудам Бланки облигаций займов
Сумма средств в кассе за первый квартал 2009года увеличилась в 7 раз по сравнению с первым кварталом 2008года, а общая сумма актива — в 4,8 р. Вклады граждан в иностранной валюте увеличились в 6 раз в течение одного года. Доходы банка на 1 квартал 2008года составили 11229 млн. тенге, а на 1 квартал 2008года -1450 млн. тенге.
Проведенный анализ свидетельствует в целом об увеличении роста деятельности банка за истекший период.
Анализ финансовых результатов деятельности банков является одним из наиболее важных направлений анализа банковской деятельности в целом. Важность и влияние его результатов на организацию, и политику банка в отношении банковских операций объясняется исключительным значением основного объекта анализа — прибыли — для поддержания стабильности деятельности и финансового состояния коммерческого банка.
Важная функция прибыли банка — обеспечение резервов на случай непредвиденных обстоятельств или потерь. Прибыль стимулирует деятельность руководства банка по расширению и совершенствованию операций, снижению затрат и повышению качества услуг. Акционеры заинтересованы в прибыли, так как она представляет собой доход на вложенный капитал. Прибыль выгодна вкладчикам банка, так как благодаря увеличению резервов и повышению качества услуг укрепляется положение, надежность и эффективность работы банка. Заемщики косвенно заинтересованы в достаточной банковской прибыли, так как способность банка предоставить ссуды зависит от размера и структуры его капитала, а прибыль — основной источник собственного капитала.
Даже неэкономические группы, которые непосредственно не прибегают к услугам коммерческих банков, получают косвенную выгоду от банковской прибыли, так как надежная банковская система означает безопасность вкладов и наличие источников кредита, от которых зависит деятельность юридических лиц.[8]
Прибыль банка образуется по результатам его деятельности как разность между фактически полученными доходами и производственными затратами и распределяется, как правило, по итогам работы за квартал, а в окончательном варианте — за год.
Прежде всего, из полученной балансовой прибыли банк уплачивает в порядке и размерах, установленных законодательством, налоги в бюджет.
Также в первоочередном порядке банк вносит из балансовой прибыли взносы в фонд социального страхования.
Часть прибыли направляется на увеличение резервного фонда коммерческого банка, в фонд накопления (для приобретения вычислительной техники, средств транспорта и связи, оборудования и так далее).
В целях экономического стимулирования труда работников банка определенная доля прибыли перечисляется в фонд потребления.
Оставшаяся после вышеуказанных отчислений прибыль по решению общего собрания акционеров может направляться на пополнение Уставного капитала банка и использоваться на выплату дивидендов акционерам.
Операции банка по формированию своих доходов и расходов отражаются на трех балансовых счетах: № 960, № 970 и № 971.
Ликвидность коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков.
Сведения о финансово-хозяйственной деятельности АО «Халық Банк» за 2008год и за 2009год представлены в таблицах 2.4 и 2.5 соответственно.
Таблица 2.4- Сведенияо финансово- хозяйственной деятельности АО «Халық Банк» банка по состоянию на 1 января 2009 года
Таблица 2.5- Сведения о финансово-хозяйственной деятельности АО «Халық Банк» по состоянию на 1 января 2007 года
2.3 Стратегия развития деятельности АО «Халық Банк»
Стратегическое планирование в АО «Халық Банк» четко отрегулировано, определены основные направления развития. Основными задачами стратегического планирования Банка являются:
- Выработка окончательной стратегической позиции Банка;
- Определение осуществляющих и перспективных банковских продуктов и операций, рынков, регионов, а также областей деятельности, в которых банк уже достиг особых преимуществ над конкурентами, и тех, в которых рассчитывает добиться устойчивого конкурентного преимущества, а также определение последовательности реализации намеченных долгосрочных стратегических целей.
Сегментирование рынка – сегментация деятельности Банка по ее отдельным направлениям и функциональным подразделениям в соответствии с характеристиками и потребностями отдельных сегментов рынка.
Каждое подразделение должно работать в соответствии с утвержденной стратегией, а не собственным представлением о ней. Задача (миссия) Банка должна представлять собой четко сформулированную причину его осуществления, установить то, к чему банк стремиться, и затрагивать уровень организационных подразделений, отчерчивая круг их деятельности.
В миссии четко определены приоритеты развития Банка. Большинство банков определяют свою задачу как получение максимальной прибыли.
Но получение прибыли это сугубо внутренняя проблема банка, выдвижение которой ограничивает простор для принятия управленческих решений. Вложенные Банком деньги приносят ему прибыль только за счет услуг, что они удовлетворяют чью – то потребность. Поэтому основной задачей своей деятельности для данного Банка является поиск именно во «внешнем» мире, в удовлетворении определенных потребностей.
Некорректное определение собственной миссии ведет к тому, что:
1.Происходит рассредоточение усилий;
2.Проявляется непоследовательность в действиях менеджмента, обусловленная сложностью выбора приоритетов.
Цели банка представляют собой расшифровку основной задачи.
Цели АО «Халық Банк» установлены для каждого вида деятельности, которые по мнению банка, является важным, и выполнение которого он хочет наблюдать и измерять.
Показатели операций с наличной иностранной валютой за 2009г.
Объемы купли-продажи иностранных валют увеличились на 72,2 % по всем валютам, в том числе по долларам США — на 17 %, по Евро на 48 %, по рублям России на 97 %.
В течение 2009года сохранялась относительная стабильность валютного рынка. На стабилизацию валютного курса значительное влияние оказало позитивное улучшение макро и микроэкономических показателей в целом по Республике Казахстан.
Эти данные свидетельствуют, что рынок банковских услуг в Казахстане требует дальнейшего развития и имеет для этого все условия.
Вторым основным направлением в стратегическом планировании Банка является разработка стратегии развития по новым направлениям банка.
При изучении новых направлений установлено, что Банк в своей стратегии в основном придерживается устоявшихся направлений, и не предлагает в своем стратегическом развитии новые виды услуг.
Стратегические же решения – это решения, последствия которых имеют долгосрочный характер и позволяющий изменить направление деятельности банка, или одного из его подразделений или сферы деятельности.
Рассмотрим отдельные из них:
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 5. Капитализация АО «Халық Банк»
При размещении 7 эмиссии акций, 1000 простых и 1200 привилегированных акций было выкуплено Банком для обязательной котировки акций маркет-мейкером на Казахстанской фондовой бирже.
Рост собственного капитала Банка в 2007году на 6557,0 млн. тенге или на 132,6 % произошел в результате увеличения капитала первого уровня на 3742,2 млн. тенге и капитала второго уровня – на 2832,9 млн. тенге.
цель же стратегического управления и планирования — внедрять и развивать новые направления деятельности и банковские продукты так, чтобы они способствовали росту объема операций, доходности. наиболее доходными операциями были:
- чистый доход банка, основная доля которого приходится на кредитные, валютные, расчетно-кассовые операции;
- операционная деятельность банка – прием депозитов юридических и физических лиц;
- Выпуск в обращение облигаций;
- Увеличение дополнительного капитала.
Эти показатели свидетельствуют, что Банк развивает те виды услуг, что и другие банки.
Вместе с тем, в процессе изучения финансово хозяйственной деятельности АО «Халық Банк», установлено, что данный банк имеет прочную основу.
На сегодняшний день банк имеет разработанную кредитную политику, процентную политику, социальную политику. Политику развития рынка услуг. Однако новых услуг в данной стратегии нет. Следовательно, данный вопрос не рассмотрен и не принят к исполнению.
Подкреплять цели, пути их достижения реальными исследованиями.
Остановимся, например, на отчетных данных которые свидетельствуют, что одним из приоритетных направлений развития Банка является расширение его деятельности в сфере международных расчетов, в то же время нет расчетов как этобудет происходить.
АО «Халық Банк» активно работает на финансовых рынках Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. Проведение конверсионных операций с безналичной валютой на межбанковском рынке в 2009году осуществлялось в соответствии с разработанной программой «Форекс». Данная программа была ориентирована на создание мощного дилингового торгового центра, специализирующегося по всем валютам мира и функционирующего в круглосуточном режиме. Целью программы является получение прибыли и увеличение доходности банка от проводимых операций.
В апреле был создан отдел дилинга, все специалисты которого имеют высшее образование, специальную квалификацию и опыт работы на рынке Forex. АО Казкомерцбанк первый среди 11 региональных банков Казахстана установил информационный и торговый терминалы международного информационного агентства Рейтер:
- информационный терминал обеспечивает дилеров информацией о котировках валют и ставках депозитов, мировых экономических и политических новостях, обзорах мировых валютных и товарных рынков, новостных лентах по финансовым рынкам и т.д.,
- торговый терминал позволяет вести переговоры с дилерами других банков и быстро и конфиденциально заключать различные сделки.
Установка данного оборудования позволила работать с банками – контрагентами напрямую, минуя посредников. Преимущество данного оборудования так же заключается в том, что передача информации через торговый терминал имеет высокую степень защиты и позволяет автоматически оформлять сделки. Для возможности работы на всех основных сессиях для дилеров был расширен график работы, а также список валют – GBP, EUR, JPYи др. Увеличено количество банков-контрагентов по проводимым операциям. Заключение сделок на различные сроки валютирования позволило проводить операции с расчетами по неттингу, то есть, не привлекая дополнительные ресурсы на данные операции. Изучены и внедрены в работу операции с лимитными ордерами.
Форексные сделки предусматривают анализ валютных рынков с помощью построения графиков и анализа фундаментальных факторов.
В то же время фактические данные свидетельствуют, что данный вид услуг развивать в глубь нецелесообразно. Рассмотрим отчетные данные Банка за 2008– 2009год.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 6. Доходы Банка
данные таблицы свидетельствуют, чтов целом, за 2009год структура доходов не изменилась, по прежнему доходы кредитной деятельности являются приоритетными. необходимо отметить рост доходов от дилинга, что свидетельствует об активизации работы банка в данном направлении.
Основными факторами увеличения данной статьи являются:
- наличие широкой разветвленной сети пунктов обмена наличной иностранной валюты;
- развитие операций на международных валютных рынках и рынках аффинированных драгоценных металлов: операции на рынке forex;
- открытие металлических счетов для проведения операции по безналичному золоту.
Для того чтобы осуществить стратегическое планирование необходимо произвести анализ доходов, за истекший период времени. Так данные свидетельствуют, что Банк в целом имеет те же доходы, что и прошлом году. Из данных таблицы, приведенной выше можно заключить, что в основном разивались такие виды услуг как депозиты и кредитные услуги.
В стратегии развития данный банк предполагает их дальнейшее развитие. Это является обоснованным решением, так как удельный вес их в общем объеме доходов составлял 56,1 %, в 2009– 60,5%. Следовательно, данный вид услуг является прогрессирующим. При рассмотрении вопроса о стратегии развития демпинговых услуг считаю, что данный вид услуг хоть и является одним из стратегических, однако его дальнейшее развитие нецелесообразнно. Так в абсолютной сумме произошло увеличение в 1,8 раза, однако в общем объеме услуг данный вид услуг имеет тенденцию к снижению.
Следовательно, в стратегическом планировании необходимо учесть данный фактор и не планировать больше достигнутого прошлого года. Но необходимо изучить все факторы, послужившие такому положению. Так как данный банк является в основном монополистом на данном рынке, и следовательно объем рынка не позволит его расширить.
Кредитные и депозитные операции же имеют тенденцию к постоянному росту. В связи с этим необходимо расширять данный вид услуг, особенно – депозитные операции.
Следует отметить, что АО «Халық Банк» не развивает такие виды услуг как костодиальная, трастовая.
В то же время по мере увеличения финансовых активов в промышленно развитых странах коммерческие банки расширяют доверительные (трастовые, от англ.trast-доверие) операции. Эти услуги банков связаны с отношениями по доверенности. Траст-отделы коммерческих банков действуют по поручению клиентов на правах доверенного лица и осуществляют операции, связанные в основном с управлением собственностью, а также выполняют другие услуги. Банки совершают доверительные операции для частных лиц, предприятий и фирм, благотворительных компаний (фондов) и прочих учреждений. Доверительные операции можно разделить на три вида: управление наследством; выполнение операций по доверенности и в связи с опекой; агентские услуги.
Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, коммерческие банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по слияниям и поглощениям, новым инвестициям и реконструкции предприятий, составлению годовых отчетов). В настоящее время возросла роль банков в предоставлении клиентам экономической и финансовой информации.
При анализе установлено, что Банк до настоящего времени имеет небольшой объем факторинговых операций. Данный вид операций в 2009году составил 23724,0 тыс. тенге. Однако, как показывает зарубежный опыт и имеющиеся фактические данные данный вид услуг имел бы значительный успех на финансовом рынке.
Исследовав значение — Факторинг (англ.factoringот factor-агент, посредник) – это сравнительно новый вид услуг в области организации расчетов, разновидность торгово-комиссионных операций, сочетающихся с кредитованием оборотного капитала клиента. Такие операции проводят специальные факторинговые фирмы, которые, как правило, тесно связаны с банками или являются их специализированными филиалами и компаниями. В коммерческих банках РК эти операции осуществляют факторинговые отделы, работающие на принципах хозяйственного расчета. Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг) является новым для казахстанского законодательства. Его конструкция была разработана с учетом международного опыта осуществления подобных финансовых операций. В настоящее время указанные правоотношения регулируются Конвенцией УНИДРУА о международном факторинге (Оттава, 28 мая 1988 г.). Однако она имеет ограниченное применение.
Во-вторых, она ратифицирована незначительным числом государств и, следовательно, не получила всеобщего применения. Республика Казахстан не является участницей этой конвенции.
Учитывая перечисленные недостатки, Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮН-СИТРАЛ) в настоящее время занимается подготовкой проекта конвенции об уступке при финансировании под дебиторскую задолженность
В материалах комиссииоон по праву международной торговли договор, аналогичный договору финансирования под уступку денежного требования, именуется «финансированием под уступку дебиторской задолженности».
Финансирование под дебиторскую задолженность включает факторинг, форфейтинг, секьюритизацию, проектное финансирование и рефинансирование, но не ограничивается ими.
Термин «факторинг» происходит от английского словаfactor|-маклер, посредник. Это не случайно.
Во-первых, конвенция регулирует часть операций по финансированию под уступку требований, охватываемых понятием факторинга; не распространяется она и на продажу потребительской задолженности, а также коммерческие долговые обязательства, не являющиеся денежными и вытекающие из контрактов купли-продажи товаров (ст.1).
Факторинг является, безусловно, посреднической операцией, Факторинг впервые возник в США в конце XIX в., а затем распространился в промышленно развитых странах Западной Европы. Особенно широко его начал применять коммерческие банк стран Запада в 70-90 годах. К началу 90-х годов общее число действующих факторинговых компаний возросло в 3,6 раза, причем в их совокупном платежном обороте в 2 раза уменьшилась доля США и в 1,5 раза возросла доля стран Западной Европы.
Советское законодательство, а позднее казахстанское до недавних пор не содержали в себе положения, регулирующие отношения факторинга. Только с интеграцией в мировое сообщество, развитием рыночных отношений, законодательства и, в частности, принятием Общей части Гражданского кодекса встала острая необходимость развития такого рода институтов.
Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Особенная часть), введенный в действие с 1 июля 1999 года, посвятил целую главу по факторингу. В пункте 1 статьи 729
В ГК РК говорится, что по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать деньги в распоряжение другой стороны (клиента), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту свое денежное требование к третьему лицу, вытекающее из отношений клиента(кредитора) с этим третьим лицом (должником).
В настоящее время факторинг все больше используется как для финансирования в банковской сфере. Факторинг начинает использоваться в международных расчетах. Так, недавно в Российской Федерации была создана Восточно-Европейская факторинговая ассоциация, которая в большей степени «отошла» от понятийного аппарата, используемого в конвенциях ООН, Гражданских кодексах Российской Федерации и Республики Казахстан. Правила факторинговой деятельности, утвержденные этой же ассоциацией, регулируют «факторинговые контракты», под которыми понимаются контракты, в соответствии с которыми одна сторона (поставщик) передает или обязуется передать другой стороне (фактор-фирме) денежные требования поставщика к третьему лицу с целью финансирования поставщика (или без финансирования поставщика), а также выполнения в интересах поставщика по меньшей мере одной из функций:
— административное управление дебиторской задолженностью;
— взимание дебиторской задолженности;
— защита от риска неплатежа дебиторов.
При этом субъектами выступают: поставщик — сторона, которая выставляет счет на поставляемый товар или оказываемые услуги, дебитор — сторона, которая несет обязательство по погашению задолженности, возникшей из поставки ей товаров или оказания услуг; экспорт-фактор (экспортная фактор-фирма) — сторона, которой поставщик уступает денежные требования в соответствии с факторинговым контрактом; импорт-фактор (импортная фактор-фирма) — сторона, которой экспорт-фактор уступает денежные требования в соответствии с правилами факторинговой деятельности. При всей достаточной сложности факторинга он не мог быть более усложнен и нагроможден новыми терминами и схемами, которые вполне могут дать возможность к неправомерному применению факторинга и превратить его в так называемый «инструмент по выбиванию денег». Сама схема, предложенная ассоциацией, была настолько усложнена, что использование ее в практике затруднительно. Хотя, безусловно, данная ассоциация при всех ее недостатках должна сыграть свою положительную роль на пути к дальнейшему совершенствованию факторинговых отношений.
Нормативно-правовая база, регулирующая отношения факторинга, подлежит дальнейшему развитию. При этом крайне важно применить опыт мирового сообщества, который до сих пор работает над совершенствованием этого института. Это, в свою очередь, могло бы дать дополнительный толчок к дальнейшему интегрированию Республики Казахстан в мировую экономику как равноправного члена мирового сообщества.
Факторинговые операции заключаются в том, что банк покупает у своих клиентов их требования к дебиторам, оплачивая им от 70 до 90% требований в виде аванса и уплаты остающейся части (за вычетом процента за кредит) в строго обусловленные сроки, независимо от поступления платежа от дебиторов. В современных условиях коммерческие банки могут определить финансовый риск при покупке требований, так как они располагают информацией о финансовом положении большинства предприятий, в том числе и зарубежных. Это возможно благодаря существованию в промышленно развитых странах обширной компьютерной информационной сети крупных банков, сотрудничающих между собой. В рамках данной системы банки готовы предоставлять своим клиентам всевозможную бухгалтерскую, статистическую и другую информацию.
Факторинг является универсальной системой финансового обслуживания клиентов, так как последние могут не вести бухгалтерского учета своих требований, не заниматься проверкой платежеспособности своих покупателей и способны аккумулировать необходимые им ликвидные средства. Банки могут регулярно информировать клиентов о платежеспособности покупателей, брать на себя гарантию и за платежи в зарубежных странах, а также соответствующие риски в случае неплатежеспособности покупателей. В свою очередь банкам выгодно проводить эти операции из-за их высокой доходности. Стоимость факторинговых услуг составляет в развитых промышленных странах от 0,75 до 3% годового оборота в зависимости от размера акционерного капитала, финансового положения клиента, вида продукции, объема работы и т.д.
Для того, чтобы занять место, достойное своему статусу, АО «Халық Банк» в мировом сообществе, неизбежно предстоит ориентироваться на сформированные в мировой экономике нормы и правила, связанные с охраной окружающей среды.
Одной из главных направлений в стратегическом планировании является развитие услуг в сфере экологических проблем.
Проблема наличия практически всех видов загрязнений окружающей среды и получение загрязнителем прибыли без учета последствий, результат отсутствия на данном участке каких бы то ни было препонов со стороны как государства, так и общественных организаций.
Такое положение будет способствовать загрязнению до тех пор, пока величина санкций за такие действия не превысит уровень прибыли или пока уровень загрязнения не начнет напрямую отражаться на результатах финансово-экономической деятельности конкретного предприятия. Поэтому наиболее эффективное воздействие на рыночные механизмы с целью охраны окружающей среды возможно осуществлять путем целенаправленной государственной политики через банковскую систему, количество предоставляемых услуг которой превысило двести и охватывает широкий спектр клиентов — от домохозяйств до транснациональных корпораций.
Особенно остро проблема охраны окружающей среды и рационального природопользования актуальна для Казахстана с его исключительно выгодным географическим положением, богатыми недрами, развитым транспортом, а также высококвалифицированными учеными, специалистами и рабочими. Однако она превратилась в зону экологического бедствия, характеризующуюся высокой степенью урбанизации и существованием мощных промышленных конгломератов, малопригодными для жизнедеятельности человека.
Предотвращение глобальных экологических последствий от антропогенной деятельности затрагивает прежде всего производителей и потребителей озоноразрушающие вещества, а также производств, требующих выбросов углекислого газа, который в наибольшей степени влияет на нежелательные климатические изменения. Следовательно, с определенного момента перед отечественными производителями будет поставлен серьезный барьер экспорту и импорту товаров, содержащих запрещенные компоненты.
Особого внимания заслуживает предварительная оценка экологичности финансируемых программ, проектов, технологий для конкретных условий строящихся и действующих предприятий. Привлечение инвестора к гражданской или уголовной ответственности вследствие неучтенных экологических требований, удорожание проекта или увеличение срока его реализации, а также возможное банкротство кредитуемого предприятия — все эти события являются крайне нежелательными для финансовых учреждений. Ведь такие действия связаны с задержкой платежей, падением курса акций кредитуемой компании, увеличением стоимости или срока на реализацию проекта, невозвращением кредита при банкротстве. К тому же, если банк финансирует экологически опасные проекты, его репутация и престиж могут значительно пострадать. Следовательно, целенаправленная защита банковскими структурами своих финансово-экономических интересов позволит придать природоохранной деятельности профилактическую направленность, прогнозировать ожидаемую техногенную нагрузку на биосферу и принесет ощутимую экономическую выгоду. Так, по данным Международного банка реконструкции и развития, возможное повышение стоимости проектов, связанных с проведением оценки воздействия на окружающую среду и последующим учетом в рабочих проектах экологических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет, включение природоохранных требований в полном объеме в процедуру принятия решений еще на стадии проектирования оказывается в 3-4 раза дешевле последующей доустановки очистного оборудования, а затраты на ликвидацию экологических последствий от использования неэкологической технологии и оборудования оказываются в 30-50 раз выше тех затрат, которые потребовались бы для разработки экологически чистой технологии и применения экологически совершенного оборудования. Таким образом, и с позиции охраны окружающей среды, и с точки зрения экономических выгод ориентация на минимизацию вреда окружающей среде должна быть повсеместна — от возникновения замысла до его реализации и воссоздания состояния окружающей среды после завершения хозяйственной деятельности в рамках этого проекта.
Стратегическое планирование – одна из самых актуальных тем для банковской системы.
Обсуждение единого мнения по вопросам развития банковской системы обсуждалось на проведенном в начале ноября международном семинаре «Банки с государственным участием: проблемы и перспектива», при участии Внешэкономбанка. На ней был затронут такой вопрос как проблему управления банком, а отсутствие видения и четко выработанной стратегии – это проблема управления – стратегического управления.
И если банкам хотят работать в нормальных условиях (а под этим понятием подразумевается достаточно плотная конкурентная среда, наличие законодательной базы), которые непременно приведут к улучшению ассортимента и качества, предоставляемых банками продуктов и услуг (а значит и увеличит и доверие вкладчиков к банкам), то необходимо научиться использовать и применять стратегическое управление.
К сожалению одной из основных проблем казахстанских финансово – кредитных учреждений является отсутствие не просто современных, но хотя бы каких – ни будь форм и методов управления на стратегическом уровне.
Большинство казахстанских Банков озабочено скорее оперативным, чем стратегическим аспектом деятельности. Если банки и используют элементы стратегического управления, то в неявном виде и на интуитивном уровне. Однако возросшие темпы и непредсказуемость изменения окружающей среды требуют увеличения объема использования стратегического управления.
Если анализировать крупнейшие банки мира в этом направлении, то не найдем ни одного банка, не имеющего четко выработанной стратегии. это не дань моде. это – реальная необходимость и результаты, отраженные в рейтингах говорят сами за себя. анализ же систем казахстанских банков приказывает, что большинство банков не имеют не только системы стратегического управления, но и системы стратегического планирования, являющегося важнейшим элементом стратегического управления.
Стратегические решения — это решения, последствия от принятия которых имеют долгосрочный характер и позволяют изменить направление деятельности банка или одного из его подразделений.
Одной из основных проблем казахстанских банков является отсутствие не просто современных, а вообще каких-нибудь форм и методов управления банком на стратегическом уровне. Если банки и используют элементы стратегического планирования, то в неявном виде и на интуитивном уровне.
Сущность стратегического планирования банковской деятельности определяют четыре ключевые идеи:
— Стратегическое видение Банка (описание организации, направлений деятельности и главной стратегии).
— Управление отдельными подразделениями Банка как инвестиционным портфелем, состоящим из отдельных стратегических бизнес — единиц.
— Точная оценка будущей прибыли каждого подразделения с учетом темпа роста рынка и положения на нем Банка.
— Планирование стратегической деятельности каждого отдельного подразделения.
Сегодня большинство банков интересуется скорее оперативными, чем стратегическими аспектами деятельности. Однако увеличивающиеся темпы развития отечественной банковской системы, рост конкуренции и непредсказуемость изменений окружающей среды требуют увеличения объема использования стратегического планирования.
Стратегическое и оперативное управление являются двумя принципиально важными направлениями в управлении. Ни одним из них не следует пренебрегать, поскольку они дополняют друг друга.
Четко выработанная стратегия — это не дань моде, а реальная необходимость и прекрасные результаты.
Процесс стратегического планирования имеет два иерархических уровня:
— Корпоративный уровень
— Уровень подразделений. При таком подходе разрабатывается осмысленная стратегия, отвечающая реальным потребностям Банка и связанная с действительными возможностями развития подразделений.
КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РК
При выполнении кредитной системой своей функции возникают кредитные отношения. Экономические связи между кредитными учреждениями и разными субъектами по поводу и аккумуляции, и перераспределения временно свободного денежного капитала на условиях возврата и платы определяют содержание кредитных отношений.
Однако содержание кредитных отношений не исчерпывается лишь аккумуляцией денежного капитала и передачей его юридическим и физическим лицам во временное пользование. В процессе кредитования создается дополнительная масса платежных средств для производственной стоимости, т.е. для денежного оборота расширенного воспроизводства. Громадный поток платежного оборота проходит через кредитную систему, создавая экономические отношения между плательщиками и кредитными учреждениями и между последними и получателями, дополняя содержание кредитных отношений.
Кредитные отношения носят двусторонний характер и в одинаковой мере необходимы как для хозяйствующих субъектов, так и учреждений кредитной системы. Хранение денег в кредитных учреждениях означает создание кредитных ресурсов, а их размещение для нужд экономики и населения — предоставление кредита.
Двусторонние отношения могут быть между: хозяйственными организациями и кредитной системой, кредитной системой и населением, между государством и кредитной системой, между кредитными учреждениями, между кредитными учреждениями разных государств.
Как мы выяснили выше, кредитные отношения осуществляются в основном в денежной форме при функционировании экономической категории кредита.Внешнее проявление кредитных отношений характеризует форма кредита. Она синтезирует сущность и организацию кредитных отношений. Изменение производственных отношений приводит к изменению содержания кредитных отношений и форм кредита.
Кредит бывает в двух формах: товарный и денежный. Товарный кредит представляет собой первую основу коммерческого кредита. Принимая товарную форму при выдаче ссуд хозяйствующими субъектами друг другу, данный кредит поглощается денежной формой. Дело в том, что получающий субъект выписывает кредитору в подтверждение полученного товарного кредита вексель, закладные листы или другие документы, которые предъявляются кредитором в банк для получения ссуды в денежной форме. Субъектами кредитных отношений здесь являются хозяйствующие субъекты и банк. Вследствие изменений в ее содержании кредитных отношений товарная форма перерастает в денежную форму.Таким образом, на основе товарной формы возникает и развивается денежная форма кредита, прежде всего банковского.
Совокупность кредитных отношений, форм кредита и кредитных учреждений составляет понятие кредитной системы в широком смысле.
Кредитная система в узком смысле — это сеть кредитных учреждений, организующих кредитно-расчетные отношения, регулирующих денежное обращение и оказывающих другие финансовые услуги в стране.
Другими словами, кредитная система характеризуется совокупностью банковских и иных кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлению кредитных операций. Выделяются две подсистемы организации кредитных отношений: в рамках банковских и небанковских институтов. Соответственно образуются два основных звена кредитной системы: банковские и специализированные кредитно-финансовые учреждения.
Каждому этапу историко-экономического развития экономики соответствует свой тип организации кредитного дела, своя структура кредитной системы, отвечающие соответствующим потребностям в кредитно-денежном обслуживании.Например, планово-централизованной экономике СССР соответствовала жесткая централизованная структура кредиткой системы во главе Госбанка, для рыночной экономики нужна другая широкая сеть демонополизированной структуры из банковских и небанковских учреждений.
Совместная кредитная система имеют сложную, многозвенную структуру.Если за основу классификации принять характер услуг, которые кредитные учреждения предоставляют своим клиентам, то можно выделить три важнейших элемента современной кредитной системы: Центральный (эмиссионный) банк; коммерческие банки; специализированные кредитные учреждения (страховые, сберегательные, ипотечные, трастовые и т.д.)
В соответствии с функциональной специализацией, объемом и количеством предоставляемых хозяйственным звеньям кредитно-финансовых услуг ядро кредитной системы составляет банковская система, а единым органом, координирующим деятельность кредитных институтов, является Центральный банк.
Центральный банк — главный государственный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт любой страны независимо от того, называется ли он государственным, народным или национальным банком.Центральный банк — это «банк банков». Он не ведет операций с юридическими и физическими лицами. Его клиентура — коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации, которым он предоставляет разнообразные услуги.
Прямое и непосредственное воздействие и регулирование, контрольные и надзорные функции Центральный банк выполняет только по отношению к банковским учреждениям. На остальные звенья кредитной системы Центральный банк может в основном оказывать только опосредствованное воздействие, проявляющееся во взаимосвязи кредитных и денежных операций, различных секторов рынка, кредитно-финансовых услуг.
Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Они выполняют большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства. Коммерческие банки традиционно играют роль стержневого, базового звена кредитной системы любой страны. Они по-прежнему остаются центром финансовой системы, сосредоточивая вклады правительства, деловых кругов и миллионов частных лиц. Через ссудные и инвестиционные операции коммерческие банки открывают доступ к своим фондам различного рода заемщикам.
Специализированные кредитные учреждения (их еще называют парабанковские) являются важным и объективно нужным звеном кредитной системы в рыночной экономике. Без этих учреждений услуги, оказываемые кредитной системой в различных звеньях экономики и населению, остались бы неполными.
Парабанковские учреждения ориентируются либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление в основном одного-двух видов услуг. Их деятельность концентрируется в большинстве своем на обслуживании небольшого сегмента рынка и, как правило, предоставлении услуг специфической клиентуре.
Для этих учреждений характерна двойная подчиненность: с одной стороны, будучи связанными с осуществлением кредитно-расчетных операций, они вынуждены руководствоваться соответствующими требованиями Центрального банка; с другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных или иных операциях, они попадают под регулирующие действия соответствующих ведомств.
продолжение
--PAGE_BREAK--