Реферат по предмету "Банковское дело"


Анализ деятельности ОАО СКБбанк

--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
На титульном (заглавном) листе платежной (расчетно-платежной) ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия или лиц на это уполномоченных.
В аналогичном порядке могут оформляться и разовые выдачи денег на оплату труда (при уходе в отпуск, болезни и др.), а также выдача депонированных сумм и денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, нескольким лицам.
Разовые выдачи денег на оплату труда отдельным лицам производятся, как правило, по расходным кассовым ордерам.
Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.
Регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров», составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.
Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.
Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
На предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.
Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.
В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный год — общее количество листов кассовой книги за год.
Кассир после получения машинограмм «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия и книга опечатывается.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.
Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия.
Кассовая книга (в рублях)

На каждом предприятии в сроки, установленные руководителем предприятия, но не реже одного раза в месяц, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.


В настоящее время Центральный банк Указанием от 14.11.2001г. №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установил в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами в сумме 60 тысяч рублей.
Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) Гражданского кодекса РФ без ограничения суммы или в безналичном порядке.
На территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в соответствии с Федеральным Законом от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» используется контрольно-кассовая техника.
Если организации в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения не имеют возможности применять контрольно-кассовые машины, то в качестве документов строгой отчетности при расчетах с населением могут использоваться формы бланков документов, утвержденные Минфином России.
За нарушение требований Закона №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» применяются штрафные санкции на основании ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ: к организациям: от 300-кратной до 400-кратной величины установленного размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от характера нарушения; к гражданам — в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; к должностным лицам — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
Учет кассовых операций ведется на счете «Касса», который в соответствии с Рабочим планом счетов малого предприятия (см. «Организация бухгалтерского учета» — «Счета бухгалтерского учета») имеет номер 50.
Счет 50 «Касса» является активным, то есть увеличивается по дебету. Его структура выглядит следующим образом:

Например, операции, записанные во фрагменте кассовой книги, приведенном выше, отражаются на счете «Касса» следующим образом:

При ведении бухгалтерского учета используется метод, именуемый двойной записью: сумма хозяйственной операции записывается дважды — в дебет одного счета и в кредит другого счета (счета-корреспондента).
Отражение хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета называется бухгалтерской проводкой.
Основные проводки, отражающие кассовые операции и операции с денежными документами Номера счетов в таблице приведены в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденном Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. (с изменениями от 7 мая 2003 г.).
Следует обратить внимание на то, что согласно нового плана счетов учет денежных документов ведется на счете 50 «Касса» субсчет 50-3 «Денежные документы». Счет 56 исключен.
Рассмотрим отражение на счетах операции по начислению и поступлению арендной платы. Допустим, поступил очередной платеж за аренду склада Вашего предприятия от индивидуального предпринимателя в размере 12.000 рублей. Для отражения этой операции данная сумма по начислению записывается в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредит корреспондирующего счета 90 «Продажи» либо 91 «Прочие доходы и расходы «, а поступившие денежные средства отражаются по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 76.


2. Учет кассовых операций
Дебет
Кредит
Содержание хозяйственных операций
Первичные документы
50-1
50-2
Переданы денежные средства из операционной кассы в кассу организации.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер», № КМ-4 «Журнал кассира-операциониста», № КМ-6 «Справка — отчет кассира — операциониста».
50
51
Получены денежные средства в кассу расчетного счета.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер», Выписка банка по расчетному счету, Корешок чека на получение наличных денежных средств с расчетного счета.
50
52
Получены денежные средства в кассу с валютного счета.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер», Выписка банка по валютному расчетному счету.
50
55
Получены денежные средства в кассу со специального счета.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер», Выписка банка по специальному счету.
50
62
Получен аванс наличными в счет поставки товаров (работ, услуг).
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер», Чек ККМ.
50
62
Отражена продажа продукции за наличный расчет (с применением счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»).
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер», Чек ККМ.
50
70
Отражен возврат в кассу излишне выданных сумм оплаты труда.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»
50, 50-3
71
Возвращены в кассу неизрасходованные подотчетные суммы и денежные средства.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»
50
73-2
Поступили платежи от работников в погашение материального ущерба, причиненного ими.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»
50
73-1
Поступили платежи от работников по выданным займам.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»
50
75-1
Отражен взнос учредителями вкладов в уставный капитал организации наличными средствами.
Учредительные документы, № КО-1 «Приходный кассовый ордер»
50
76-3
Поступили денежные средства: — в счет прибыли, полученной от совместной деятельности, — от долевого участия в других организациях.
Решение участников, № КО-1 «Приходный кассовый ордер»
50
76-2
Поступили в кассу суммы по ранее предъявленным претензиям.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»
50
79
Поступили в кассу денежные средства от обособленного подразделения организации.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»
50
91-1
Отражена продажа основных средств и прочих активов за наличный расчет, в том числе работникам организации.
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер», Чек ККМ.
50
91-1
Отражены положительные курсовые разницы в связи с изменением курса рубля по отношению к иностранной валюте, находящейся в кассе организации.
Бухгалтерская справка-расчет
70
50
Выдана из кассы заработная плата.
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер», № Т-53 «Платежная ведомость».
70
50
Выплачены из кассы доходы от участия в организации лицам, являющимся работниками организации.
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер».
71
50, 50-3
Выданы из кассы подотчетные суммы и денежные документы.
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»
73-1
50
Выдан заем работникам.
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»
75-2
50
Выплачены из кассы доходы от участия в организации лицам, не являющимся работниками организации.
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»
76-4
50
Выплачены депонированные суммы.
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер», Карточка депонированных сумм.
76-3
50
Выданы денежные средства в погашение убытков от совместной деятельности.
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»
79-2
50
Выданы денежные средства структурным подразделениями организации.
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»
81
50
Выкуплены за наличный расчет собственные акции у акционеров.
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»
91-2
50
Отражены отрицательные курсовые разницы в связи с изменением курса рубля по отношению к иностранной валюте, находящейся в кассе организации.
Бухгалтерская справка-расчет
94
50
Отражена недостача денежных средств в кассе.
№ ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств», № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»
3. Учет средств на расчетном, текущем и других счетах
В соответствии с п.3 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее — банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. Их учитывают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 45 «Товары отгруженные» и др.
К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:
заявление на открытие счета установленного образца;
нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;
карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально.
В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации.
Безналичные расчеты осуществляются в соответствии с Положением ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изменениями от 3 марта 2003 г.) (далее Положение 2-П).
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):
а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93 (с изменениями 20/2003);
б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
в) вид платежа;
г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП);
    продолжение
--PAGE_BREAK--д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения;
и) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
к) очередность платежа;
л) вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;
м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей, учиненных должностными лицами, имеющими право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.
Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.
Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке, с образцом подписи, без оттиска печати.
Пунктом 1.2. Положения 2-П допускается использование при безналичных расчетах:
платежных поручений;
чеков;
аккредитивов;
инкассовые поручения;
платежные требования.
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»).

4. Расчеты платежными поручениями
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета.
Платежными поручениями могут производиться:
а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней;
в) перечисления денежных средств в целях возврата / размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним;
г) перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);
д) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
Также, платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

5. Расчеты аккредитивами
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее — банк — эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее — исполняющий банк) произвести такие платежи.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
— покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
— отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк — эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк — эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка — эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком — эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка — эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка — эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
Каждый аккредитив должен содержать указание на его вид.
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре.
Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву.
6. Расчеты чеками
Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.
Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.
Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.

7. Расчеты по инкассо
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее — банк — эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк — эмитент вправе привлекать другие банки (далее — исполняющий банк).
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
8. Расчеты платежными требованиями — поручениями
Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Плательщик обязан представить в банк платежное требование — поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списания с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных поручений) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов.
В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.
В безакцептном порядке оплачивают счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.
При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст. 855).
Предприятие ежедневно или в другие установленные банком сроки получает от банка выписку из своих счетов с приложением копий документов, на основании которых зачислены или списаны средства.
Выписка из расчетного счета — второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) — по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об одной особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания — по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятиями.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.
На полях проверенной выписке против суммы операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 «Расчетные счета», а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.
Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается; подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листках-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам ордерам.
Учет движения средств на банковских счетах предприятия ведется на активных счетах 51 «Расчетные счета», (движение валютных средств учитывается на счете 52 «Валютные счета» и будет рассмотрено в следующей брошюре).
Помимо счетов 51, 52 Планом счетов предусмотрено использование счета 55 «Специальные счета в банках».
Счет 55 «Специальные счета в банках» активный и предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся на территории страны и за рубежом в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования (поступлений) в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:
55-1 «Аккредитивы»,
55-2 «Чековые книжки»
55-3 «Депозитные счета» и др.
На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.
Порядок осуществления расчетов в форме аккредитивов регулируется Центральным банком Российской Федерации.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Краткосрочные кредиты банков» и других подобных счетов.
Принятые на учет по счету 55 «Специальные счета в банках» средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам банка), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления банком на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».
Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному предприятием аккредитиву.
На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.
Порядок осуществления расчетов по чековым книжкам регулируется правилами банков.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Краткосрочные кредиты банков» и других подобных счетов. Суммы по полученным в банке чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных предприятием чеков, т.е. в суммах погашения банком предъявленных ему чеков (согласно выпискам банка), с кредита счета 55 «Специальные счета в банках» в дебет счетов учета расчетов (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 «Специальные счета в банках»; сальдо по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке банка. Суммы по возвращенным в банк чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».
Контроль за движением средств в чековых книжках, выданных под отчет работникам предприятия для расчетов с предприятиями — кредиторами, ведется оперативно.
Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки» ведется по каждой полученной чековой книжке.
На субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. Перечисление денежных средств во вклады отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете производятся обратные записи.
На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках», учитывается движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования (поступлений). В частности, средства, поступившие на содержание социальных учреждений (детского сада, яслей и др.) от родителей, иных пользователей и из прочих источников; средства на финансирование капитальных вложений, аккумулируемые и расходуемые по просьбе предприятия с отдельного счета; субсидии правительственных органов и т.д.
Филиалы, структурные единицы, входящие в состав предприятия и выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в местных учреждениях банков для осуществления текущих расходов (заработная плата, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т.п.), отражают на отдельном субсчете к счету 55 «Специальные счета в банках» движение указанных средств.
Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» обособленно. Построение аналитического учета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.
Счет 57 «Переводы в пути» активный и предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в валюте Российской Федерации и иностранных валютах в пути, т.е. денежных сумм (преимущественно торговая выручка), внесенных в кассы банков, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет предприятия, но еще не зачисленных по назначению.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Основанием для принятия на учет по счету 57 «Переводы в пути» сумм (например, при сдаче выручки) являются квитанции учреждений банка, сберегательной кассы, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.
Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 «Переводы в пути» обособленно. В бухгалтерском учете движение денежных средств на счетах учета отражаются по следующей схеме:

Например, в течение одного банковского дня Ваше предприятие получило 12 тыс. рублей от заказчиков за выполненные работы и в тот же день оплатило поставщику за отгруженные материалы 5 тыс. рублей (остаток на начало дня составлял 10 тыс. рублей). Тогда запись на счете 51 выглядит так:

Основные проводки, отражающие состояние банковских счетов предприятия:



III. Финансовая отчетность
1. Бухгалтерский баланс на 1 октября 2008 года (публикуемая форма) Код формы 0409806
Номер п/п
Наименование статьи
Данные на отчетную дату
Данные на соответствующую отчетную дату прошлого года
1
2.
3
4
I. АКТИВЫ
1
Денежные средства
824511
824640
2
Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации
720161
1024116
2.1
Обязательные резервы
178930
411024
3
Средства в кредитных организациях
1321140
125368
4
Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток
2520827
1116359
5
Чистая ссудная задолженность
29064723
23526871
6
Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи
33383
233504
6.1
Инвестиции в дочерние и зависимые организации
7942
0
7
Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения
0
22582
8
Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы
2426396
1202461
9
Прочие активы
719615
245405
10
Всего активов
37630756
28321306
II. ПАССИВЫ
11
Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации
2047303
0
12
Средства кредитных организаций
2606237
2936051
13
Средства клиентов (некредитных организаций)
26467860
18350043
13.1
Вклады физических лиц
13497106
7060538
14
Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток
0
0
15
Выпущенные долговые обязательства
1778250
4383608
16
Прочие обязательства
395223
-107857
17
Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами офшорных зон
64140
18745
18
Всего обязательств
33359013
25580590
III. ИСТОЧНИКИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
19
Средства акционеров (участников)
1351145
1351145
19.1
Зарегистрированные обыкновенные акции и доли
1350531
1350531
19.2
Зарегистрированные привилегированные акции
614
614
19.3
Незарегистрированный уставный капитал неакционерных кредитных организаций
0
0
20
Собственные акции (доли), выкупленные у
Акционеров (участников)
0
0
21
Эмиссионный доход
551444
551444
22
Переоценка по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи
0
0
23
Переоценка основных средств
1252638
124743
24
Нераспределенная прибыль прошлых лет (непокрытые убытки прошлых лет)
648825
412457
25
Прибыль (убыток) за отчетный период
467691
300927
26
Всего источников собственных средств
4271743
2740716
27
Всего пассивов
37630756
28321306
IV. ВНЕБАЛАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
28
Безотзывные обязательства кредитной организации
3388766
1731873
29
Выданные кредитной организацией гарантии и поручительства
744656
211806
2. Отчет о прибылях и убытках за 9 месяцев 2008 года (публикуемая форма) Код формы 0409807
Номер п/п
Наименование статьи
Данные за отчетный период
Данные за соответствующий период прошлого года
1
2
3
4
1
Процентные доходы, всего, в том числе:
3316223
1807722
1.1
От размещения средств в кредитных организациях
210052
103860
1.2
От ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям)
2999673
1572883
1.3
От оказания услуг по финансовой аренде (лизингу)
0
4226
1.4
От вложений в ценные бумаги
106498
126753
2
Процентные расходы, всего, в том числе:
1744162
999844
2.1
По привлеченным средствам кредитных организаций
271176
171045
2.2
По привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций)
1302727
720046
2.3
По выпущенным долговым обязательствам
170259
108753
3
Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа)
1572061
807878
4
Изменение резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, а также средствам, размещенным на корреспондентских счетах, всего, в том числе:
-440014
0
4.1
Изменение резерва на возможные потери по начисленным процентным доходам
-27233
0
5
Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) после создания резерва на возможные потери
1132047
807878
6
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток
-81895
-4708
7
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, имеющимися в наличии для продажи
0
0
8
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, удерживаемыми до погашения
0
0
9
Чистые доходы от операций с иностранной валютой
18519
48047
10
Чистые доходы от переоценки иностранной валюты
52344
0
11
Доходы от участия в капитале других юридических лиц
629
0
12
Комиссионные доходы
1076964
635518
13
Комиссионные расходы
82158
35954
14
Изменение резерва на возможные потери по ценным бумагам, имеющимся в наличии для продажи
0
0
15
Изменение резерва на возможные потери по ценным бумагам, удерживаемым до погашения
0
0
16
Изменение резерва по прочим потерям
1762
-201410
17
Прочие операционные доходы
66996
55258
18
Чистые доходы (расходы)
2185208
1304629
19
Операционные расходы
1566923
864718
20
Прибыль до налогообложения
618285
439911
21
Начисленные (уплаченные) налоги
150594
138984
22
Прибыль (убыток) за отчетный период
467691
300927
3. Отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов на 1 октября 2008 года Код формы 0409808
Номер п/п
Наименование показателя
Данные на отчетную дату
Данные на соответствующую отчетную дату прошлого года
Отклонение
1
2
3
4
5
1
Собственные средства (капитал), тыс. руб.
5403628
3009983
+2393645
2
Фактическое значение достаточности собственных средств (капитала), процент
15,0
12,3
+2,7
3
Нормативное значение достаточности собственных средств (капитала), процент
10
10
0
4
Расчетный резерв на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, тыс. руб.
1054985
532731
+522254
5
Фактически сформированный резерв на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, тыс. руб.
1054985
532731
+522254
6
Расчетный резерв на возможные потери, тыс. руб.
100619
21650
+78969
7
Фактически сформированный резерв на возможные потери, тыс. руб.
100619
21650
+78969

4. Консолидированный балансовый отчет (публикуемая форма) на 1 января 2008 года квартальная/годовая тыс. Руб.
Номер п/п
Статьи консолидированного балансового отчета
Данные на отчетную дату
Данные за соответствующий период прошлого года
I
АКТИВЫ
1
Денежные средства
1378240
745237
2
Средства кредитных организаций в центральных банках
981075
1081450
2.1
Средства в Центральном банке Российской Федерации
684655
797966
2.1.1
Обязательные резервы в Центральном банке Российской Федерации
296420
283484
3
Средства в кредитных организациях
351576
814108
4
Чистые вложения в торговые ценные бумаги
1182402
966065
5
Чистая ссудная задолженность
24017712
12925536
6
Чистые вложения в инвестиционные ценные бумаги, удерживаемые до погашения
21938
565567
7
Чистые вложения в ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи
189000
420852
8
Инвестиции в зависимые организации
0
0
9
Положительная деловая репутация
0
0
10
Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы
2689998
1348062
11
Требования по получению процентов
149124
8801
12
Прочие активы
281946
221205
13
Всего активов
31243011
18813399
I I
ПАССИВЫ
14
Средства центральных банков
0
0
14.1
Кредиты Центрального банка Российской Федерации
0
0
15
Средства кредитных организаций
2431991
1970426
16
Средства клиентов (некредитных организаций)
20431391
14037634
16.1
Вклады физических лиц
8599753
5168536
17
Выпущенные долговые обязательства
4310416
1129704
18
Обязательства по уплате процентов
292897
265432
19
Прочие обязательства
184784
117808
20
Отрицательная деловая репутация
0
0
21
Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного хар-ра, прочим возможным потерям и по операциям с резидентами офшорных зон
22284
13561
22
Всего обязательств
27673763
17534565
I I I
ИСТОЧНИКИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
23
Средства акционеров (участников)
1351145
1000000
24
Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (участников)
0
0
25
Эмиссионный доход
551444
146
26
Переоценка основных средств
1255640
124743
27
Фонды и неиспользованная прибыль (непогашенные убытки) прошлых лет
414174
185757
28
Расходы будущих периодов и предстоящие выплаты, влияющие на собственные средства
236529
372023
29
Прибыль к распределению (убыток) за отчетный период
233374
340211
30
Всего источников собственных средств
3569248
1278834
31
Доля малых акционеров (участников)
0
0
31.1
Доля собственных средств, принадлежащая малым акционерам (участникам)
0
0
31.2
Прибыль (убыток), принадлежащая (принадлежащий) малым акционерам (участникам)
0
0
32
Всего пассивов
31243011
18813399
IV
ВНЕБАЛАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
33
Безотзывные обязательства
1823092
2255198
34
Гарантии выданные
265317
218675
5. Консолидированный отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма) за 2007 г. Квартальная/годовая тыс. руб.
Номер п/п
Статьи консолидированного отчета о прибылях и убытках
Данные на отчетную дату
Данные за соответству-ющий период прошлого года
1
2
3
Проценты полученные и аналогичные доходы от:
1
Размещения средств в кредитных организациях
177508
86150
2
Ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям)
2472605
1319020
3
Средств, переданных в лизинг
35893
48002
4
Ценных бумаг с фиксированным доходом
191347
107657
5
Других источников
6699
2990
6
Всего процентов, полученных и аналогичных доходов
2884052
1563819
Проценты уплаченные и аналогичные расходы по:
7
Привлеченным средствам кредитных организаций
221390
84485
8
Привлеченным средствам клиентов (некредитным организациям)
1297333
578034
9
Выпущенным долговым обязательствам
273437
104004
10
Всего процентов, уплаченных и аналогичных расходов
1792160
766523
11
Чистые процентные и аналогичные доходы
1091892
797296
12
Чистые доходы от операций с ценными бумагами
714
48835
13
Чистые доходы от операций с иностранной валютой
47989
52289
14
Чистые доходы от операций с драгоценными металлами и прочими финансовыми инструментами
0
0
15
Чистые доходы от переоценки иностранной валюты
5894
-10204
16
Комиссионные доходы
970304
525979
17
Комиссионные расходы
59979
31420
18
Чистые доходы от разовых операций
43121
32703
19
Прочие чистые операционные доходы
26013
-21516
20
Административно-управленческие расходы
1257978
701946
21
Резервы на возможные потери
-364378
-255758
22
Доля прибыли (убытка) зависимой организации после налогообложения
0
0
23
Прибыль до налогообложения
503592
436258
24
Начисленные налоги (включая налог на прибыль)
270218
96047
25
Прибыль (убыток) за отчетный период
233374
340211
26
Прибыль (убыток), принадлежащая (принадлежащий) группе
233374
340211
27
Прибыль, (убыток), принадлежащая (принадлежащий) малым акционерам (участникам)
0
0
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.