--PAGE_BREAK--
(млрд. долл.) 1990 1991 1992 1993
Экспорт 80,9 53,8 41,1 43,0 Импорт 82,9 45,3 36,9 29,2 Сальдо -2,0 +8,5 +4,2 +13,8
За 1990-1992 гг. объем экспорта России сократился почти в 2 раза. В 1993 г. экспорт намного увеличился, но его структура продолжала ухудшаться. Доля энергоносителей, сырья и металлов поднялась с 55% в 1986 г. до 80% в 1993 г., а доля машин и оборудования соответственно снизилась с 15 до 6,6%. Импорт в этот период сократился еще в большей степени, чем экспорт. Структура импорта меняется. В значительной степени это связано с ликвидацией государственной монополии внешней торговли и децентрализацией внешнеэкономической деятельности. Многие импортеры ориентируются на закупку тех товаров, которые приносят наибольшую прибыль. Изменение структуры импорта обусловлено также удорожанием импорта из-за отмены льготных дифференцированных валютных коэффициентов и торможением инвестиционных процессов.
В результате свертывания как экспортных, так и импортных операций доля России в мировой торговле упала с 3% во второй половине 80-х годов до 1% в 1992 г. Поскольку импорт сокращается быстрее, чем экспорт, то внешнеторговый баланс имеет положительное сальдо с 1991 г. Значительный объем внешнеторгового оборота России осуществляется по бартеру и по клирингу. Сальдо торгового баланса, выраженное в конвертируемых валютах (0,9 млрд. долл. в 1992 г.), намного меньше общего сальдо (4,2 млрд.) и потребностей России в валюте на оплату внешнего долга, импорта услуг, регулирование курса рубля. Баланс “невидимых” операций (транспорт, страхование, туризм, технические услуги и т.д.) складывается для России с отрицательным итогом. Данный показатель превышает положительное сальдо по торговым операциям в конвертируемых валютах. Дефицитность баланса “невидимых” операций является серьезной проблемой платежного баланса России.
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИИ (БЕЗ СТРАН СНГ)
(млрд. долл.)
Текущие операции 1992 1993
Торговый баланс + 4,2 -13,3 Баланс” невидимых” операций — 4,0 — 0,5 Доходы на капитал (кредиты и депозиты) + 0,2 — 1,6 Односторонние переводы + 3,0 + 3,4 Сальдо текущих операций + 3,4 + 15,1 Баланс движения капиталов и кредитов Среднесрочные и долгосрочные кредиты + 12,8 + 2,3 Прямые и портфельные инвестиции + 0,7 + 0,5 Краткосрочные кредиты — 4,2…
Корреспондентские счета и депозиты — 4,1 — 7,0 Прочее + 1,0…
Сальдо баланса движения капиталов и кредитов + 6,2 + 4,2 Валютные резервы (увеличение-) — 0,8 — 3,3 Пропуски и ошибки — 8,8 — 7,6
Баланс по текущим операциям платежного баланса в 1990 г. был сведен с дефицитом в размере 4,3 млрд. долл., в 1991 и 1992 гг. положительный итог составил соответственно 7,1 млрд. и 3,4 млрд. долл. Однако эти изменения неразрывно связаны с бактеризацией внешней торговли. Баланс текущих операций только в конвертируемых валютах в 1992 г. был сведен с отрицательным сальдо в размере 2,2 млрд. долл. Следовательно, если рассматривать общий итог баланса по текущим операциям, то получается, что Россия больше вывозит товаров и услуг, чем ввозит их. Если рассматривать расчеты только в конвертируемых валютах, то вырисовывается противоположная картина. В этом проявляется особенность современной России. С одной стороны, происходит крупномасштабная утечка капитала, оседающего на счетах западных банков и используемого на паразитическое потребление. С другой стороны, более чем одна треть импорта покрывается за счет привлеченных новых кредитов. В 1992 г. весь централизованный импорт осуществлялся за счет внешних заимствований.
Особенность платежного баланса России заключается также в большой величине статьи “Пропуски и ошибки”. В 1992 г. она равнялась 8,8 млрд. долл. Это составляет около 1/5 экспорта товаров и услуг. В развивающихся странах соответствующий показатель составляет около 10%, в промышленно развитых- примерно 1%. Однако причины столь крупных “пропусков и ошибок” имеют в России специфический характер. В значительной степени они отражают неэквивалентность международных бартерных операций, связанную с занижением экспортерами цен на вывозимые товары по отношению к среднемировым. Статья “Пропуски и ошибки”, возникшая по причинам, типичным и для других стран, находится примерно на том же уровне, что и в большинстве развивающихся стран, и в 1992 г. составила 4,6 млрд. долл.
Серьезной проблемой платежного баланса и экономики страны является утечка капитала в различных формах. Российским предприятиям- экспортерам разрешено оставлять у себя 50% валютной выручки. Они размещают эти средства в российских уполномоченных банках, которые открывают счета в зарубежных банках. Подобная утечка капитала в 1992 г. составила 4,1 млрд. долл., что составляет примерно 1/6 часть экспорта товаров в конвертируемых валютах. Если предприятие-экспортер не переводит свою экспортную выручку из-за рубежа, то такая утечка капитала носит нелегальный характер. В платежном балансе это явление может быть отражено в статье “Пропуски и ошибки”. Своеобразной формой утечки капитала является занижение цен на экспортируемые товары. Это часто происходит при бартерной торговле и стимулируется занижением (по отношению к паритету покупательной способности) курсом рубля. Подобная “упущенная выгода” оценивается примерно в 6 млрд. долл. К нелегальной утечке относится также контрабандный вывоз товаров. Она отражается в статье “Пропуски и ошибки”, если осуществляется по фиктивным документам и лицензиям. В других случаях эти операции никак не фиксируются.
Если суммировать различные формы утечки капитала, значительная часть которого поддается только экспертной оценке, то составители платежного баланса называют цифру в 17 млрд. долл. за 1992 г. В 1994 г. утечка капитала- 1 млрд. долл. в месяц. Подобное явление характерно для стран, переживающих острые социально-экономические и политические трудности. Как показывает мировой опыт, обычно после преодоления кризисной ситуации капитал частично репатриируется, т.е. возвращается в страну происхождения. Однако в России этот поворотный момент пока не прослеживается. На ближайшую перспективу улучшение платежного баланса в значительной степени зависило от эффективности экспортного и валютного контроля, которые могли ограничить утечку капитала.
В условиях валютной монополии валютные резервы находились на зарубежных корреспондентских счетах Внешэкономбанка. В 1989 г. они достигали 12-13 млрд. долл. Однако к концу 1991 г. резервы были полностью исчерпаны. В настоящее время валютные резервы Центрального банка значительно уступали зарубежным активам российских участников внешнеэкономических связей, которые составили около 9 млрд. долл. на начало 1993 г., 15 млрд. долл. на начало 1994 г. Окончательное выравнивание платежного баланса мгло осуществляться за счет официальных золотовалютных резервов, которые, хотя и пополнились с конца 1991 г. (в начале 1994 г. На них приходилось около 6 млрд. долл.), но подверженым большим колебаниям, поскольку Банк России вынужден периодически осуществлять крупномасштабные валютные интервенции для поддержания плавающего курса рубля.
Валютно-кредитные отношения России со странами СНГ носят специфический характер, но постепенно они приобретают черты, присущие мировой практике: укрепляются таможенные режимы, цены товаров равняются на мировые, в расчетах используется конвертируемая валюта, а также рубль. Текущие операции платежного баланса России со странами СНГ сводятся с активным сальдо.
АКТИВНОЕ САЛЬДО ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РОССИИ С БЫВШИМИ РЕСПУБЛИКАМИ СССР
(1992 г., млрд. руб.)
Украина 295 Таджикистан 24 Казахстан 242 Армения 22 Узбекистан 163 Киргизия 17 Белоруссия 64 Молдавия 12 Туркмения 62
Отток ресурсов по различным каналам в страны СНГ составил в 1992 г. 1,8% ВПН России, поскольку она кредитует эти страны с целью сохранения хозяйственных связей. Поэтому на 1993 г. Законодательно установлен лимит кредитования бывших республик СССР в сумме 800 млрд. руб. “Технические кредиты” России переоформлены в межгосударственные кредиты и страны СНГ переведены на обычный для мировой практики кредитования (процентные ставки исчисляются на основе “либор”, сверх “либор” устанавливается “спрэд” ). Размер кредита определяется в рублях и одновременно фиксируется в долларах по курсу Банка России.
Упорядочение кредитных отношений наряду с приближением цен на товары к мировым способствовало выравниванию платежного баланса России с государствами — бывшими республиками СССР.
Платежный баланс Российской Федерации (современное состояние вопроса “1997г.” ).
Платежный баланс России за I полугодие 1997 года разработан Центральным банком Российской Федерации на основе банковской статистики и информации, предоставленной Госкомстатом России, Государственным таможенным комитетом, Министерством финансов Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами. Счет текущих операций.
Положительное сальдо по счету текущих операций составило 5,0 млрд. долларов США, что на 0,3 млрд. долларов меньше, чем в I полугодии 1996 г.
Активный баланс текущих операций во взаимоотношениях с дальним зарубежьем сократился почти на треть и составил 4,7 млрд. долларов. Со странами СНГ, в отличие от I полугодия предыдущего года, когда результаты текущих операций складывались в пользу партнеров из СНГ, он стал положительным и достиг 0,3 млрд. долларов.
Внешнеторговый оборот составил 72,1 млрд. долларов и уменьшился к уровню I полугодия 1996 года на 5 процентов. Падение внешнеторгового оборота, произошедшее впервые за последние годы, было обусловлено как сокращением экспорта товаров (на 4%), так и их импорта (на 6%).
Оборот торговли со странами СНГ снизился на 14%, со странами дальнего зарубежья — на 2 процента.
Характерной особенностью отчетного периода было то обстоятельство, что номинальная девальвация рубля совпадала с темпами инфляции и тем самым практически не оказывала влияния на динамику внешнеторговых операций.
Экспорт товаров в целом оценивался в 41 млрд. долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья — 32 млрд. долларов, в страны СНГ — около 9 млрд. долларов. Впервые за последние годы зафиксировано снижение объемов экспорта в сравнении с сопоставимым периодом прошлого года, в том числе вывоз товаров в страны дальнего зарубежья сократился на 3%, а в страны СНГ — на 7 процентов. В целом конъюнктура внешнего рынка для отечественных экспортеров в рассматриваемом периоде складывалась неблагоприятно: на фоне снижения цен мировых рынков на топливно-сырьевые товары уменьшились контрактные
Платежный баланс Российской Федерации за 1994-1996 гг. и первое полугодие 1997 года (нейтральное представление). Основные агрегатыв млн. долларов США
I квар
II квар
III кв
IV кв
I кв
II кв
полугодие
1994г.
1995г.
1996
1996
1996
1996
1996г.
1997
1997
1997г.
Счет текущих операций
9 285
8 046
3 710
1 6151
962
4 418
11 706
4 592
396
4 988
Товары и услуги
11 176
11 271
3 208
3 283
3 772
6 220
16 483
4 999
2 710
7 709
Экспорт
76 219
93 181
23 720
25 131
25 939
28 360
103 149
23 871
23 160
47 031
Импорт
-65 043
-81 910
-20 512
-21 847
-22 167
-22 140
-86 666
-18 872
-20 449
-39 322
Товары
17 838
20 807
4 589
4 861
5 009
8 366
22 825
6 016
3 862
9 878
Экспорт
67 826
82 663
20 821
21 879
21 864
25 669
90 232
21 113
19 883
40 996
Импорт
-49 989
-61 856
-16 231
-17 019
-16 854
-17 303
-67 407
-15 097
-16 021
-31 118
Услуги
-6 661
-9 536
-1 382
-1 577
-1 237
-2 146
-6 342
-1 017
-1 152
-2 169
Экспорт
8 393
10 517
2 899
3 251
4 075
2 692
12 917
2 758
3 277
6 035
Импорт
-15 054
-20 054
-4 281
-4 829
-5 312
-4 837
-19 259
-3 776
-4 429
-8 204
Доходы от инвестиций и оплата труда
-1 780
-3 334
484
-1 601
-1 862
-1 963
-4 942
-439
-2 236
-2 675
К получению
3 502
4 292
2 618
733
510
501
4 362
2 426
651
3 077
К выплате
-5 282
-7 626
-2 134
-2 334
-2 372
-2 464
-9 304
-2 865
-2 888
-5 752
Оплата труда
-114
-303
-120
-111
-97
-78
-406
-79
-89
-169
Полученная
108
166
8
23
35
37
102
50
63
113
Выплаченная
-222
-469
-128
-133
-132
-115
-507
-129
-153
-282
Доходы от инвестиций
-1 666
-3 031
604
-1 490
-1 765
-1 885
-4 536
-360
-2 147
-2 507
К получению
3 394
4 126
2 611
710
475
464
4 260
2 376
588
2 964
К выплате
-5 060
-7 157
-2 007
-2 201
-2 240
-2 349
-8 796
-2 735
-2 735
-5 470
Текущие трансферты
-111
108
19
-67
52
161
165
33
-78
-46
Полученные
449
764
135
105
143
315
699
109
42
152
Выплаченные
-561
-656
-116
-172
-91
-155
-535
-77
-121
-197
Счет операций с капиталлом и финансовые операции
-7 734
-2 254
-1 692
1 274
-1 375
-2 859
-4 651
-1 470
751
-718
Счет операций с капиталом
2 051
-347
-219
-66
-80
-99
-463
-28
-188
-217
Капитальные трансферты
2 051
-347
-219
-66
-80
-99
-463
-28
-188
-217
Полученные
5 523
3 122
613
811
822
820
3 066
487
684
1 171
Выплаченные
-3 472
-3 469
-832
-877
-901
-919
-3 529
-516
-872
-1 38
Финансовый счет
-9 785
-1 907
-1 473
1 340
-1 295
-2 760
-4 188
-1 441
939
-502
Прямые инвестиции
532
1 711
404
21
680
1 038
2 142
442
1 435
1 877
За границу
-106
-306
-32
-216
-77
-12
-337
-407
-524
-931
В Россию
638
2 017
436
237
757
1 049
2 480
849
1 960
2 808
Портфельные инвестиции
87
-1 436
1 344
751
238
4 995
7 327
5 285
7 896
1318
Активы
113
-1 525
140
-73
-10
-200
-142
187
-41
146
Обязательства
-26
88
1 203
823
247
5 196
7 470
5 099
7 937
1303
Прочие инвестиции
-10 456
7 128
-787
-2 065
-3 406
-8 757
-15 014
-5 884
-276
-6 161
Активы
-17 323
2 533
-4 717
-7 043
-5 859
-11 359
-28
979 981
-6 943
-5 962
Наличная иностранная валюта
-5 736
39
-95
-3 070
-2 542
-2 803
-8 511
-2 681
-1 237
-3 918
Остатки на текущих счетахи депозиты
1 390
4 370
1 185
-958
242
-1 384
-915
1 526
-730
796
Торговые кредиты и авансы предоставленные
-3 721
8 083
-1 644
-1 810
-1 707
-4 380
-9 541
-2 458
-2 379
-4 83
Ссуды и займы предоставленные (непросроченные)
9 527
8 558
2 424
3 123
2 266
1 685
9 498
4 116
2 412
6 528
Просроченная задолженность
-12 837
-10 553
-4 611
-2 374
-1 295
-1 196
-9 475
1 829
-2 736
-907
Изменение задолженности
-3 860
-4 928
-1 936
-1 812
-2 861
-3 163
-9 771
-1 771
-2 233
-4 004
Прочие активы
-2 086
-3 037
-40
-143
39
-119
-263
419
-39
380
Обязательства
6 867
4 596
3 931
4 978
2 453
2 602
13 964
-6 865
6 667
-198
Наличная национальная валюта
-325
391
-87
-39
-80
-37
-243
-84
69
-15
Остатки на текущих счетах и депозиты
2 658
2 443
140
-26
747
709
1 570
-7 496
70
-7 42
Торговые кредиты и авансы привлеченные
-978
-8 090
93
-425
-564
136
-759
405
442
846
Ссуды и займы привлеченные (непросроченные)
2 198
7 741
3 453
3 050
1 762
1 291
9 556
-39
4 758
4 719
Просроченная задолженность
3 160
1 131
725
619
619
729
2 692
882
1 007
1 889
Прочие обязательства
152
980
-394
1 799
-31
-225
1 148
-533
321
-212
Резервные активы
1 896
-10 386
-2 034
3 431
1 390
54
2 841
-1 332
-8 146
-9 478
Поправка к резервным активам *
-1 844
1 076
-400
-798
-196
-90
-1 484
48
78
Чистые ошибки и пропуски
-1 551
-5 792
-2 018
-2 889
-588
-1 559
-7 054
-3 123
-1 147
-4 270
Общее сальдо
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0 --PAGE_BREAK-->
цены практически по всем наиболее значимым для России экспортным позициям. Вместе с тем даже в случаях, когда наблюдалась позитивная ценовая динамика, не всегда удавалось использовать возможности для увеличения стоимости экспорта. Так, при росте контрактных цен на природный газ в апреле-июне физические объемы его реализации были уменьшены за счет сокращения поставок в европейские страны. Как показывают данные, на рынки этих стран, некоторые из которых на 100% зависели от российского импорта газа, успешно проникают поставщики этого товара из Норвегии, Нидерландов и Великобритании.
Сократился внешний спрос на товары с высокой долей добавленной стоимости, в первую очередь продукцию машиностроения и химической промышленности.
Однако наибольшее влияние на снижение экспорта оказали дискретные субъективные факторы. Например, из-за неурегулированности отношений с крупнейшим потребителем отечественных алмазов — южноафриканской компанией «Де Бирс» и в результате того, что в течение I полугодия не были установлены квоты на реализацию на внешний рынок драгоценных металлов, произошло сокращение вывоза товаров этой группы в сравнении с январем-июнем прошлого года на сумму около 1,2 млрд. долларов, или 70% общего снижения экспорта страны.
Существенным препятствием к увеличению российского экспорта отдельных товаров является его квотирование на региональных международных рынках. Так, в соответствии с действовавшим до 30 июня текущего года двухгодичным соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом ежегодная продажа проката черных металлов на европейский рынок не могла превышать 350 тыс. тонн, тогда как экспортные возможности страны, по оценкам специалистов, десятикратно превосходят эту квоту. Кроме того, в ряде случаев посредством усиления тарифных мер государства- партнеры стремились защитить свои внутренние рынки от конкурентоспособной российской продукции. Уровень антидемпинговых пошлин на российские товары, введенных Европейской комиссией в последние годы, выводит экспорт многих из них за черту экономической целесообразности. В настоящее время только против российских экспортеров черных металлов за рубежом возбуждено 55 антидемпинговых судебных процессов. Налоговые ограничения на экспорт из России осуществляют и страны СНГ. Введение Казахстаном с 1 января 1997 года в одностороннем порядке принципа взимания НДС по месту назначения товаров привело к двойному обложению этим налогом российской продукции (при вывозе из России и при ввозе в Казахстан) и увеличило цены товаров из России на казахском рынке. Экспорт из нашей страны в Казахстан в I полугодии 1996 года сократился к соответствующему периоду прошлого года на 23 процента.
Товарная структура экспорта страны указывает на ослабление ранее занимаемых позиций на мировых рынках и вынужденную концентрацию экспортного потенциала на товарах топливно-энергетической группы, доля которой составила 51% экспорта страны против 46% — в январе-июне предыдущего года.
Наиболее крупными торговыми партнерами, по данным ГТК России, оставались Украина, на долю которой приходилось 9% экспорта России, Германия — 8%, Белоруссия, Нидерланды и США — по 5 процентов.
Импорт товаров составил 31,1 млрд. долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья — 22,7 млрд. долларов, из стран СНГ — 8,5 млрд. долларов. Поступление продукции из стран дальнего зарубежья осталось на уровне соответствующего периода прошлого года, что отчасти отразило переориентацию на закупки некоторых товаров в этих странах, в частности животноводческой продукции, в отличие от прошлого года, когда они импортировались из СНГ. В то же время сокращение стоимости товаров, ввозимых из стран СНГ, составило 20 процентов. Это, в конечном счете, и определило динамику импорта в целом.
Снижение импорта товаров происходило под воздействием целого ряда факторов.
Понижение темпов инфляции на фоне высокой насыщенности внутреннего рынка потребительскими товарами способствовало заметному снижению спроса населения на импортные, в первую очередь непродовольственные товары. Объемы продаж непродовольственных товаров на внутреннем рынке в I полугодии текущего года сократились на 2 процента. Наряду с этим из-за нехватки финансовых ресурсов сектор нефинансовых предприятий сократил спрос на инвестиционные товары.
Оживление отечественного производства промышленной продукции и параллельное сокращение экспорта отдельных товаров привело к снижению зависимости внутреннего рынка от импорта и уменьшению объемов последнего по таким позициям, как кондитерские изделия, сахар, безалкогольные напитки.
Усиление регулирования импортных операций и государственные меры, направленные на защиту отечественных товаропроизводителей и замещение импорта, а также введение адекватных партнерским налоговых условий оказали существенное влияние на сокращение импортных поставок отдельных товаров. Наиболее ярко это проявилось во внешнеторговых отношениях с Украиной: зарегистрированный ГТК России импорт товаров из этой страны, облагаемый 20% НДС в I полугодии текущего года в отличие от сопоставимого периода 1996 года, сократился на 1,7 млрд. долларов, что составляет 80% общего снижения импорта России.
Мероприятия, проводимые с целью укрепления налоговой дисциплины во внешнеторговой сфере, очевидно, сказались и на ограничении деятельности незаконопослушных экономических агентов.
Результатом этих мер стало также сокращение нерегистрируемого ГТК России импорта, поступающего на территорию страны. Нерегистрируемый таможенными органами ввоз (включая операции физических лиц), по оценкам Банка России, снизился к уровню января-июня 1996 года на 2%, тогда как его прирост в I полугодии 1996 года составлял 73 процента.
Имело место снижение на 14% размеров нерегистрируемого импорта из стран СНГ, в частности за счет нерегулярных и менее организованных товарных потоков. В то же время, по оценкам туристических фирм, осуществляющих шоп- туры в страны дальнего зарубежья, в текущем году выросла «удельная товарная нагрузка» на одного выезжающего. Таможенные службы страны констатируют появление сложных способов ухода от налогообложения и укрупнение партий товаров, попадающих на территорию страны в обход установленного налогового режима.
Стоимость нерегистрируемого импорта составила в I полугодии 1997 года порядка 9,4 млрд. долларов, или 30% общего объема импорта. В импорте из стран дальнего зарубежья такие товары занимали 33%, из стран СНГ — 23 процента.
Перечень крупнейших экономических партнеров, с территории которых товары поступают в Россию, практически не претерпел изменений. Наиболее крупными официальными поставщиками продукции в нашу страну, по данным ГТК, в отчетном периоде были Германия (12% российского импорта), Украина (9%), Белоруссия (8%) и США (7%).
Отрицательное сальдо баланса услуг составило 2,2 млрд. долларов против 3,0 млрд. долларов в I полугодии 1996 года. Таким образом, дефицит по этой статье текущего счета снизился более чем на четверть. Экспорт услуг уменьшился на 2%, импорт — на 10 процентов.
Динамика услуг в целом сложилась под воздействием изменения экспорта и импорта по статьям «Поездки» и «Транспорт», составлявших в российском внешнем обороте услуг примерно три четверти.
В отчетном периоде предоставленные иностранцам услуги, связанные с туризмом, частными и деловыми поездками, сократились на 4%, при этом экспорт услуг туризма в дальнее зарубежье превышал аналогичный уровень I полугодия 1996 года на 4 процента. Гражданам СНГ было предоставлено услуг по поездкам на 19% меньше, что и обусловило общее сокращение экспорта по этой статье. В настоящее время, по мнению ряда отечественных туристических агентств, услуги организованного туризма из-за высоких цен малодоступны для широких слоев населения стран СНГ. Вместе с тем следует отметить, что Россия по-прежнему представляет собой центр экономических интересов для резидентов некоторых государств СНГ, чьи экономики еще не вошли в фазу подъема: численность въезжавших в Россию резидентов, например Украины, увеличилась к январю-июню 1996 года на 27 процентов. Однако, пребывая в России, эта категория нерезидентов, как правило, несет незначительные расходы на питание и проживание.
Свыше четверти объема оказанных нерезидентам услуг приходилось на отрасли транспорта. Сокращение стоимости экспорта транспортных услуг в страны дальнего зарубежья составило 3%, в страны СНГ — 6 процентов. Решающим образом здесь сказалось снижение на 10% услуг водного транспорта.
Невысокий объем экспорта услуг свидетельствует, по-видимому, об их недостаточной конкурентоспособности на внешнем рынке. Так, транспортные услуги, которые Россия оказывает нерезидентам, по объему примерно равны экспорту аналогичных услуг, предоставленных Египтом или Австрией. В нашей стране на 1 доллар произведенных товаров приходилось в I полугодии 1997 года 1,3 доллара созданных услуг, в то время как в расчете на 1 доллар товарного экспорта было оказано услуг нерезидентам лишь на 0,13 доллара.
В импорте услуг 53% приходилось на оплату пребывания российских граждан за рубежом. В текущем году наблюдается дальнейшее сокращение официально зарегистрированной численности выезжавших россиян, в первую очередь в страны СНГ. Уменьшилось количество участников шоп-туров в страны дальнего зарубежья. В результате снижение импорта услуг по статье «Поездки» составило по сравнению с I полугодием предыдущего года 11 процентов, в том числе из стран дальнего зарубежья -9%, из стран СНГ — 18 процентов.
Импорт услуг транспорта вырос на 6%, в том числе из стран дальнего зарубежья на 15 процентов. Таким образом, не удалось преодолеть сложившуюся в предыдущие годы тенденцию вытеснения отечественных транспортных организаций с рынка международных перевозок. Импорт услуг транспорта стран СНГ сократился на 12%, что связано со снижением объемов внешней торговли и пассажирских перевозок туристов.
Баланс товаров и услуг в I полугодии 1997 года сложился с положительным сальдо в размере 7,7 млрд. долларов против 6,5 млрд. долларов в январе-июне 1996 года. Экспорт товаров и услуг составил 47,0 млрд. долларов при 48,9 млрд. долларов в сопоставимом периоде, импорт равнялся соответственно 39,3 млрд. долларов против 42,4 млрд. долларов.
Доля чистого экспорта товаров и услуг в ВВП в I полугодии 1997 года оценивается в 3,6%, против 3,2% в соответствующем периоде 1996 года.
Отрицательное сальдо баланса доходов от инвестиций и оплаты труда составило 2,7 млрд. долларов, в том числе оплата труда нерезидентов превышала соответствующие выплаты россиянам за рубежом почти на 0,2 млрд. долларов, а доходы от инвестиций к выплате нашей страной нерезидентам на 2,5 млрд. долларов превышали аналогичные поступления из-за рубежа.
Указанный высокий уровень отрицательного сальдо доходов от инвестиций для России зафиксирован впервые. Его величину определяло снижение на 11% сумм поступающих доходов на фоне резко возросших (на 30%) платежей страны.
График инвестиционных доходов за январь-июнь 1997 года предусматривал получение Россией средств в сумме 3 млрд. долларов. Подавляющая величина инвестиционных доходов к получению, как и в прежние годы, приходится на обслуживание государственного долга, предоставленного б. СССР.
Суммы доходов к выплате, в соответствии с условиями кредитных соглашений характеризующие текущую стоимость обслуживания внешнего долга экономики в целом, сложились на уровне 5,5 млрд. долларов против 4,2 млрд. долларов в сопоставимом периоде 1996 года. Такое увеличение было связано с фактической выплатой доходов по государственным ценным бумагам, в первую очередь по ГКО- ОФЗ на сумму 1,1 млрд. долларов. Платежи процентов по привлеченным кредитам (учтенные в текущем счете платежного баланса в соответствии с графиком их начислений), оставаясь наиболее значимой позицией в платежах за использование иностранного капитала, соответствовали уровню I полугодия 1996 года.
Отношение размера процентных платежей всеми секторами экономики к ВВП (в текущих ценах) выросло с 2% в I полугодии 1996 года до 2,5% в отчетном периоде. Для сравнения отметим, что примерно такую же «долговую нагрузку» имели в 1995 году Чехия и Польша.
Учтенный размер оплаты труда нерезидентов, временно занятых в экономике нашей страны, составил в I полугодии 1997 года 0,3 млрд. долларов и был на уровне соответствующего периода прошлого года. Свыше 60% этих средств было выплачено гражданам стран СНГ. Заметно возросли доходы резидентов, трудоустроенных за рубежом, однако общая величина оплаты их труда составила лишь 0,1 млрд. долларов.
По текущим трансфертам размеры поступлений гуманитарной и технической помощи от иностранных государств уменьшились на треть. Сокращение объемов полученной безвозмездной помощи наблюдалось и в предыдущем году, и, таким образом, значимость этой позиции для платежного баланса страны постепенно снижается.
Счет операций с капиталом .
Сальдо операций, связанных с некомпенсированным обменом экономическими ценностями с нерезидентами и классифицируемых платежным балансом как капитальные трансферты, сложилось отрицательным в размере 0,2 млрд. долларов. В I полугодии 1996 года соответствующий показатель составил 0,3 млрд. долларов.
Главным образом речь идет о трансфертах мигрантов, отражающих суммарную стоимостную оценку потоков имущества, финансовых активов и обязательств, сопровождающих перемещение мигрантов в нашу страну и из нее.
В целом стоимостная оценка вывезенных из России в I полугодии 1997 года эмигрантами ресурсов (1,4 млрд. долларов) превышает оценку соответствующих средств, ввезенных в Россию (1,1 млрд. долларов).
Необходимо отметить, что наиболее значимыми продолжают оставаться миграционные потоки между Россией и странами СНГ.
В I полугодии 1997 года практически завершилась программа помощи правительства Германии по финансированию жилищного строительства, также классифицируемая в платежном балансе как капитальный трансферт. В стоимостном выражении средства, поступившие по этой линии, оценивались менее чем в 0,1 млрд. долларов.
Финансовый счет Анализ сложившейся в I полугодии 1997 года ситуации на российском финансовом рынке показывает, что для нерезидентов она продолжает характеризоваться высокими реальными процентными ставками на фоне дальнейшей либерализации доступа иностранного капитала на рынок государственных ценных бумаг и существенно снизившихся за последнее время инвестиционных рисков (как политического, так и экономического характера). Результатом стал дополнительный приток средств нерезидентов в различных формах: участие на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, предоставление кредитов коммерческим банкам и нефинансовым предприятиям и т.д. Таким образом, в январе-июне 1997 года продолжился рост иностранных инвестиций в экономику России. По сравнению с аналогичным периодом 1996 года иностранные инвестиции во всех формах (прямые, портфельные, прочие инвестиции) увеличились более чем в два раза — с 11,6 до 23,6 млрд. долларов. Примечательным является резкое увеличение притока инвестиций в наиболее эффективной с точки зрения стимулирования экономического роста форме — прямых иностранных инвестиций.
Масштабный приток иностранного капитала в экономику России нашел свое отражение в финансовом счете платежного баланса. В аналитическом представлении, где изменение валютных резервов органов денежно-кредитного регулирования показано отдельно, положительное сальдо финансового счета в 9,0 млрд. долларов свидетельствует о превышении в отчетном периоде иностранных инвестиций в экономику России над инвестициями резидентов за рубеж.
В целом отмечен рост доли прямых и особенно портфельных инвестиций нерезидентов при существенном снижении значения прочих инвестиций, представленных главным образом иностранными кредитами. Причем в структуре иностранных кредитов необходимо отметить рост ссуд и займов, предоставленных сектору нефинансовых предприятий, и сокращение государственных внешних заимствований в этой форме.
Несмотря на то, что основной формой увеличения иностранных требований резидентов выступили, как и в I полугодии 1996 года, прочие инвестиции преимущественно сектора нефинансовых предприятий, необходимо особо отметить произошедшее в январе-июне 1997 года существенное увеличение резервных активов органов денежно-кредитного регулирования (в соответствующем периоде прошлого года отмечалось их уменьшение), а также рост активов сектора нефинансовых предприятий в форме прямых инвестиций.
Прямые иностранные инвестиции в экономику страны в I полугодии 1997 года увеличились по сравнению с соответствующим периодом 1996 года в четыре раза и составили 2,8 млрд. долларов. Нерезиденты вкладывали средства прежде всего в предприятия топливно-энергетического комплекса, лесную и деревообрабатывающую промышленность, а также в отрасли, относящиеся к сфере обращения и обеспечивающие быструю капиталоотдачу: общественное питание и торговлю.
Динамика прямых иностранных инвестиций за последние 4 года характеризует постоянный рост доверия к России со стороны иностранных партнеров (см. диаграмму ниже).
Приток прямых иностранных инвестиций в определенной степени восполняет недостаток внутренних капиталовложений. По данным Госкомстата России, в I полугодии 1997 года продолжался инвестиционный кризис: общие инвестиции в основной капитал снизились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,5 процента.
Зарегистрированный размер прямых инвестиций резидентов России за рубеж существенно вырос и составил в I полугодии 1997 года около 1 млрд. долларов.
Российские предприятия топливно-энергетического комплекса осуществляли масштабные капиталовложения, связанные со строительством газо- и нефтепроводов за рубежом, а также инвестировали в совместные производства по добыче минеральных ресурсов, главным образом нефти и газа. Тем не менее, несмотря на внушительные цифры, по мнению экспертов Банка России, по этой статье возможен недоучет.
Отчетный период характеризовался существенным увеличением (на 13,0 млрд. долларов) иностранных обязательств резидентов России по портфельным инвестициям, что было вызвано прежде всего дополнительным притоком иностранного капитала на рынок ГКО-ОФЗ. В целом за I полугодие 1997 года чистые поступления инвестиций на указанный рынок составили 8,2 млрд. долларов. Таким образом, произошло увеличение, особенно во II квартале, интенсивности поступлений средств нерезидентов, что привело к росту в рассматриваемом периоде доли иностранного участия на рынке ГКО-ОФЗ до 30 процентов (по состоянию на 1 января 1997 года эта доля составляла порядка 16 процентов).
Данные об инвестициях нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ через стандартный механизм с использованием счетов типа «С» представлены в таблице 3.
Активное участие нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ способствовало снижению процентных ставок по обслуживанию государственного внутреннего долга — за I полугодие 1997 года доходность ГКО снизилась в 1,5 раза.
Как известно, на протяжении 1995-1996 гг. нерезиденты не только непосредственно влияли на рынок государственных ценных бумаг через проведение операций с использованием предназначенных для этого рублевых счетов типа «С», но также оказывали и косвенное воздействие, предоставляя банкам и инвестиционным компаниям заемные средства в СКВ под операции с ГКО- ОФЗ. Продолжавшаяся в I полугодии 1997 года либерализация доступа иностранного капитала на рынок государственных ценных бумаг через механизм счетов типа «С» привела к тому, что риск «косвенных» вложений стал экономически не оправданным, и можно сказать, что в рассматриваемом периоде нерезиденты уже полностью переориентировались на стандартный механизм инвестирования, т.е. осуществляли инвестиции на рынок ГКО-ОФЗ, используя только официальный механизм.
На динамику портфельных инвестиций в I полугодии 1997 года повлиял также выход Правительства России и местных органов власти на рынок еврооблигаций. Министерство финансов Российской Федерации осуществило в отчетном периоде два займа в этой форме: в марте (условия выпуска еврооблигаций: номинал — 2 млрд. нем. марок, облигации выпущены на семь лет, ставка купона — 9 процентов) и в июне 1997 года (условия: номинал — 2 млрд. долл. США, срок — 10 лет, ставка купона — 10 процентов).
Впервые в отчетном периоде со своими ценными бумагами на международный рынок капиталов вышли российские регионы. В мае 1997 года Москва разместила трехлетние еврооблигации на сумму 500 млн. долларов (ставка купона 9,5%), а в июне 1997 года Санкт-Петербург привлек, также используя еврооблигационный механизм, 300 млн. долларов на 5 лет (ставка купона — 9,5%).
Таким образом, общая сумма, полученная федеральными и местными органами власти России от выпуска еврооблигаций, составила в январе-июне 1997 года около 4 млрд. долларов.
Нерезиденты активно инвестировали и в облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ) — в I полугодии 1997 года чистый объем инвестиций составил около 0,4 млрд. долларов. По состоянию на 1 июля 1997 года доля иностранных участников на данном рынке составила около 43 процентов.
Необходимо особо отметить рост иностранного участия на рынке российских корпоративных ценных бумаг. Стремительное увеличение в 1997 году индексов, характеризующих курсовую стоимость акций крупнейших российских корпораций (например, индекс РТС вырос за I полугодие 1997 года более чем в 2 раза: с 200,5 до 418,6 пункта), невозможно объяснить только активизацией российских участников рынка.
Кроме того, по состоянию на 1 июля 1997 года уже более десяти российских корпораций и несколько крупных коммерческих банков используют для привлечения иностранных инвестиций такой финансовый инструмент, как выпуск депозитарных расписок на свои акции (в основном это так называемые американские депозитарные расписки — ADR's).
В целом за I полугодие 1997 года зарегистрированный официальной статистикой прирост обязательств по портфельным инвестициям сектора нефинансовых предприятий составил более 0,4 млрд. долларов. Для сравнения, в соответствующем периоде 1996 года аналогичный показатель не достигал 0,1 млрд. долларов. Однако, по мнению экспертов Банка России, представленные данные не в полном объеме учитывают операции нерезидентов с российскими корпоративными ценными бумагами на вторичном рынке.
Суммарная величина отраженных в платежном балансе прямых и портфельных иностранных инвестиций в экономику России в отчетном периоде составила 15,8 млрд. долларов, т.е. около 7,4 % к ВВП страны (в соответствующем периоде 1996 года — 2,7 млрд. долларов, или около 1,3% к ВВП), что свидетельствует о существенном росте влияния иностранного капитала на макроэкономическую ситуацию в России. Согласно методологии платежного баланса к «прочим инвестициям» относятся операции со следующими основными финансовыми инструментами: наличная валюта, текущие счета и депозиты, торговые кредиты и авансы, ссуды и займы, просроченная задолженность.
Сложившееся по этой статье отрицательное сальдо -6,2 млрд. долларов свидетельствует о происходившем в I полугодии 1997 года чистом приросте иностранных активов резидентов в указанной форме.
Прирост наличной иностранной валюты в небанковском секторе экономики в I полугодии 1997 года составил 3,7 млрд. долларов.
Можно говорить о некотором снижении спроса резидентов на наличную СКВ по сравнению с уровнем II полугодия 1996 года (порядка 0,6 млрд. долларов в месяц в 1997 году против 0,9 млрд. долларов в июле-декабре 1996 года). В I полугодии 1997 года доля покупки иностранной валюты в структуре использования денежных доходов населения несколько снизилась — с 23,6 процента в январе до 19,5 процента в июне. Тем не менее очевидно, что население России продолжает использовать наличную СКВ в качестве одного из инструментов сбережения.
В январе-марте текущего года этому в определенной степени способствовали обычные для начала года дополнительные наличные денежные выплаты населению, а во II квартале — происходившее погашение долгов государства по заработной плате и пенсиям. Кроме того, вслед за общим снижением процентных ставок на российском финансовом рынке произошло резкое снижение ставок по вкладам в Сбербанке России, аккумулирующем более 70 процентов вкладов граждан в коммерческих банках. По популярным у населения рублевым вкладам до востребования с ежемесячным начислением процентов ставки снизились с 34,5 % до 18,2 % годовых.
Кроме того, дополнительный спрос на наличную СКВ предъявлял «теневой» сектор экономики, использующий наличные доллары в качестве средства обращения. Темпы прироста наличной иностранной валюты в небанковском секторе и депозитов резидентов в иностранной валюте в коммерческих банках отставали в I полугодии 1997 года от темпов прироста денежной массы (показатель M2) в стране, что может также служить подтверждением некоторого снижения интереса резидентов России к использованию иностранной валюты в качестве замещения рубля.
Изменения, произошедшие в отчетном году по статье «текущие счета и депозиты», определялись в основном операциями коммерческих банков России. Уменьшение их иностранных активов в этой форме составило 0,4 млрд. долларов (в I полугодии 1996 года иностранные активы коммерческих банков, наоборот, увеличились на 0,1 млрд. долларов). При этом необходимо отметить, что динамика иностранных активов коммерческих банков в этой форме носила разнонаправленный характер. В I квартале 1997 года наблюдалось их заметное снижение (-1,4 млрд. долларов), а во II квартале — прирост (1 млрд.
долларов), что явилось естественным итогом значительного увеличения привлеченных экономикой России средств нерезидентов.
Рост пассивов сектора коммерческих банков в данной форме составил в отчетном периоде 1,5 млрд. долларов (в I полугодии 1996 года соответствующий показатель составил всего 0,2 млрд. долларов). Одной из причин роста иностранных обязательств российских банков именно в форме текущих счетов и депозитов стало то, что российские коммерческие банки подчас проводили по балансам и отражали в отчетности полученные синдицированные кредиты как депозиты.
Уменьшение обязательств сектора государственного управления на 8 млрд. долларов в I квартале 1997 года, также отраженное по статье «текущие счета и депозиты», явилось результатом урегулирования задолженности России перед Польшей, существовавшей в виде отрицательного сальдо по клиринговому счету.
По статье «торговые кредиты и авансы», отнесенной к активам по прочим инвестициям, отрицательное сальдо составило 4,8 млрд. долларов, что означает увеличение иностранных нетто-активов резидентов по экспортным операциям. Иными словами, итоги отчетного полугодия показали, что примерно 12% экспортных поставок осуществлялось на условиях рассрочки платежа, превышающей рамки полугодия.
Решающую роль в операциях между резидентами и нерезидентами, которые относятся в платежном балансе к разделу «ссуды и займы», по-прежнему играет деятельность Правительства России по управлению государственным внешним долгом и государственными внешними активами.
По предоставленным государственным кредитам нерезидентами было погашено всего около 0,5 млрд. долларов из подлежащих к выплате по графику 10,8 млрд. долларов (общая сумма погашенных основного долга и процентов без учета взаимозачета финансовых требований между Россией и Польшей). При этом государства — бывшие республики СССР в счет погашения задолженности перед Россией фактически перечислили в I полугодии 1997 года около 0,2 млрд. долларов. В этой связи необходимо упомянуть, что, начиная с 1996 года, учитывая практическую неспособность государств СНГ осуществлять выплаты на условиях кредитных соглашений 1993-1994 годов, Россией были подписаны соглашения о реструктуризации этой задолженности с большинством стран СНГ. Перенос задолженности в соответствии с новыми соглашениями нашел свое отражение в платежном балансе за I полугодие 1997 года.
В отчетном периоде Россия предоставила иностранным государствам кредитов на сумму менее 0,1 млрд. долларов.
По привлеченным государственным кредитам в I полугодии 1997 года Россией было фактически погашено около 2,9 млрд. долларов из подлежащих погашению 6,4 млрд. долларов (сумма основного долга и процентов). Наличие просроченных платежей по внешнему долгу объясняется главным образом тем, что окончательное соглашение между Россией и Лондонским клубом по долгам бывшего СССР в I полугодии еще не было подписано.
За отчетный период сектором государственного управления было использовано кредитов на сумму 3,2 млрд. долларов. Основными кредиторами России выступали международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк (по их линии привлечено 2,6 млрд. долларов). При этом отметим, что начинает снижаться роль кредитов МВФ при одновременном усилении значения средств Мирового банка. Последнее можно считать положительным моментом, поскольку займы Мирового банка предоставляются обычно на более льготных условиях.
Мировой банк предоставил России в I полугодии 1997 года два крупных займа: заем на структурную перестройку экономики (использована полная сумма 0,6 млрд. долларов) и поддержку реформ в социальном секторе (во II квартале использовано 0,3 млрд. долларов, в целом предполагается выделение по этой линии 0,8 млрд. долларов). Для сравнения, за весь 1996 год Мировой банк предоставил России около 0,7 млрд. долларов.
По двусторонним соглашениям в январе — июне 1997 года Россия получила порядка 0,6 млрд. долларов. В I полугодии 1996 года аналогичная сумма составила около 3,1 млрд. долларов.
В целом можно констатировать, что происходит сокращение государственных заимствований в виде кредитов и переориентация на прямой выход на международные финансовые рынки.
Кроме операций федеральных органов власти, впервые синдицированный кредит на сумму 0,2 млрд. долларов был получен в отчетном периоде Правительством г. Москвы (кредит на 3 года, процентная ставка — libor + 3,5 %).
Что касается операций коммерческих банков России с ссудами и займами, то необходимо отметить, что в I полугодии 1997 года продолжался начавшийся еще в 1996 году процесс присвоения крупнейшим российским коммерческим банкам международных рейтингов. По состоянию на 1 июля 1997 года уже более 20 российских коммерческих банков получили кредитные рейтинги специализированного банковского агентства Thomson Bank Watch, а некоторые из них — и крупнейших мировых рейтинговых агентств IBCA, Moody's.
В итоге банки получили дополнительную возможность привлечения ресурсов мировых финансовых рынков. Основной формой такого привлечения выступили кредиты. Показатели риска вложений в банк, рассчитанные международными рейтинговыми агентствами, прямо влияют на стоимость получаемых российскими банками кредитов: средний уровень — libor + 4,5 процента.
Увеличение задолженности сектора нефинансовых предприятий составило в январе — июне 1997 года почти 3,7 млрд. долларов. Крупнейшие российские предприятия активно начинают напрямую привлекать средства нерезидентов для финансирования инвестиционных проектов. Однако, кроме того, необходимо признать, что одной из причин резкого роста объемов привлекаемых из-за рубежа средств во II квартале было использование российскими предприятиями иностранных источников для погашения задолженности перед федеральным бюджетом.
Усилившийся в январе — июне 1997 года приток иностранного капитала на фоне сохраняющегося, хотя и несколько сократившегося в I полугодии 1997 года положительного сальдо по счету текущих операций привел к значительному превышению предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке над спросом.
Избыточное предложение было «нейтрализовано» Банком России в рамках проводимой им политики обменного курса — наклонного валютного коридора.
В целом по состоянию на 1 июля 1997 года международные золотовалютные резервы страны достигли рекордного уровня в 24,5 млрд. долларов. За I полугодие 1997 года они увеличились в результате операций, отражаемых в платежном балансе, на 9,5 млрд. долларов. При этом запасы монетарного золота увеличились незначительно.
По состоянию на конец I полугодия накопленный уровень золотовалютных резервов позволял профинансировать 3,7-месячный импорт товаров и нефакторных услуг, при общепринятом в мировой практике трехмесячном критерии достаточности международных резервов.
В заключение отметим, что в отчетном году отдельные секторы российской экономики играли различную роль с точки зрения накопления иностранных активов и обязательств.
продолжение
--PAGE_BREAK--