Реферат по предмету "Архитектура"


Росписи Успенского собора Княгинина монастыря XVII века в г. Владимире. История создания памятника.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ  ХУДОЖЕСТВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ
ИМЕНИ И. Е. РЕПИНА
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИИ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
Отделение заочного обучения

Курсовая работа
Росписи Успенского собора Княгинина монастыряXVII века в г. Владимире.
Историясоздания памятника.
Vкурс
Выполниластудентка
V курса ФТИИ ОЗО
Красулина С. В.
Научныйруководитель:
доцент  Шилов В. С.
Санкт-Петербург
2000 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ. Обоснование темы и анализ литературы ...........  
2
ГЛАВА I. История создания Княгинина монастыря в г. Владимире  ................................................................................
    4
ГЛАВА II. Успенский собор Княгинина монастыря

1. История создания храма  ........................................................
9
2. Перестройки и реставрация собора ......................................
10
3. Современный облик собора ...................................................
11
ГЛАВА III. Монументальная роспись Успенского собора Княгинина монастыря

1. Анализ литературы по теме  ...................................................
12
2. Реставрационные работы и поновления живописи  ............
15
3. Техника исполнения и материалы живописи  .......................
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  .............................................................................
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ........................
25
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ  .........................................................
27
ИЛЛЮСТРАЦИИ  ..........................................................................
28






ВВЕДЕНИЕ
Предметом моего дипломного исследования будет стенописьУспенского собора Княгинина монастыря города Владимира. Фресковый ансамбльхрама создан в середине XVII века бригадой московских мастеров подруководством Марка Матвеева. В XIX веке соборная стенопись оказалась под слоемгрубой росписи, в результате чего на долгие годы ее фресковые циклы выпали изполя зрения ученых, занимавшихся вопросами развития русской монументальной живописиXVII столетия.
Реставрационные мероприятия, начавшиеся в храме в конце 40‑хгодов, продолжались несколько десятилетий. В настоящее время поздние записи состен, сводов и столбов храма удалены полностью. В процессе реставрацииспециалистами Владимирской реставрационной мастерской были произведеныфотофиксация и картограммирование росписи.
Настоящая работа посвящена истории изучения и реставрацииживописного ансамбля — систематизации и анализу документов и письменныхисточников, освещающих историю бытования памятника, выявлению противоречий,существующих в научной литературе относительно времени создания церковнойросписи.
В своем анализе я использую труды владимирских краеведовXIX века, неоднократно обращавшихся к истории монастырских строений,публикации искусствоведов советского времени, исследовавших и атрибутировавшихфрески, а также архивные материалы Владимирской реставрационной мастерской,включая исторические справки и результаты технико-технологических исследованийживописи.
Главная цель моего исследования, помимо собственно искусствоведческогоанализа фресковых циклов и композиций успенской стенописи, будет состоять в публикации и введении в научный оборот новыхматериалов, освещающих историю создания и реставрации живописного ансамбля.

ГЛАВА I.
Историясоздания Княгинина монастыря
в г. Владимире
Успенский Княгинин монастырь во Владимире находится на северо-восточнойстороне города, на высоком холме. С высот монастыря открывался широкий вид надолину протекавшей здесь ранее реки Лыбедь. Располагаясь в непосредственнойблизости от Орининых ворот, монастырь, вероятно, играл и стратегическую роль,представляя собой одну из оборонительных точек Владимира. Он был основан в товремя, когда занималась политическая жизнь северо-восточной Руси, когда городВладимир приобрел новое политическое значение, став столицей великогокняжества. Основательницей монастыря стала первая супруга ВладимирскогоВеликого князя Всеволода III — княгиня Мария Шваровна. Летописи не даютточных сведений о происхождении Великой княгини Марии. Одни источники(Нестерова, Никонова летописи, Степенная книга) называют ее дочерью чешскогокнязя Шварна, другие (например, Игнатьевская летопись) указывают на еепроисхождение от одного из князей кочевавшего по югу Руси племени ясов,возможно, взятого в плен и принявшего христианскую веру[1]. Мария Шваровна быламатерью восьмерых сыновей и четырех дочерей Всеволода. Поводом к основанию монастыря стала болезнь Великой княгини послерождения сына Иоанна, в силу чего она решает уйти в монастырь и принятьиночество.
О приобретении княгиней земли для монастыря говорится в Никоновскойлетописи и Степенной книге: «Боголюбивая великая княгиня Мария сотворила делодостойное памяти: подражая праву праведного Авраама, она купила ценою частьземли на строение церкви и монастыря во славу Богу и пречистой Богородице»[2]. Из книги архимандритаПорфирия мы узнаём точную дату основания монастыря: «каменный монастырский храмбыл заложен 15-го июля 1200 го­да самим Великим князем Всеволодом иепископом Иоанном, а освящен 9 сентября 1202 года, вероятно, тем же самымепископом»[3]. А в житии святогоГеоргия так описывается это событие: «В лето 1200 Великий князь Всеволод Георгиевичсовет положил со своею Великою княгиней Мариею, и с благословления блаженногоепископа Иоанна создали церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы Успения вмонастыре Княгинине; и составили обитель монахиням, и всяким довольством иимением снабдили»[4].
Тяжело заболев, Великая княгиня решает постричься в новоммонастыре. С тех пор монастырь получает имя Княгинина и служит местомзахоронения Владимирских княгинь и княжон. В некрополе Успенской церквипохоронены обе супруги Всеволода III, жена и дочь Александра Невского, атакже находились мощи святого мученика Авраамия. До XVI века не известныникакие письменные источники, говорящие о дальнейшей судьбе монастыря, кроменескольких летописных сказаний об устройстве и освящении Успенского храма, олицах, погребенных в нем, и о перенесении мощей святого мученика Авраамия.
Причиной отсутствия каких-либо документов о деятельностимонастыря в период XIV – XV веков является польско-литовское нашествие.Тогда же из монастырских кладовых пропали все ценнейшие архивные материалы. Вжалованной грамоте царя Алексея Михайловича 1650 года говорится: «Как Литва вУспенском девичем монастыре стояли и монастырь без остатку разоря, и в то времяв Литовское разорение те государевы грамоты и данные и всякие крепости пропали»[5].
Но все же по некоторым косвенным источникам и сохранившимсяграмотам можно проследить историю Княгинина монастыря вплоть до XVI века.
В 1238 году Русь подверглась нападению монголов. В февралетого же года татары взяли город Владимир и предали его «огню и мечу».Неприятельского разгрома не избежал, конечно, и Княгинин монастырь. Послетатарского нашествия Владимир не мог вполне восстановиться. Значение егоуменьшается, так как столица великого княжества в XIV веке была перенесена в Москву. Этиизменения отразились и на судьбе Княгинина женского монастыря. Он не мог ужевернуть себе прежнего величия, и постепенно его название исчезает со страницлетописей. Очевидно, связь его с великокняжеским двором утратилась и былазабыта. В 1512 году монастырю была дана жалованная грамота царем Василием III.«Се аз князь великий всея Руси пожаловал есми причистыя нового монастыря, что вВладимире, игумению Марфу, да старцу»[6]. Так начинается этаграмота, в которой сам монастырь называется «новым», что дает основаниеговорить о начавшемся в XVI веке возрождении монастыря. Из Владимирскихепархиальных ведомостей за 1900 год получены данные о проживании в монастыревторой супруги сына царя Ивана Васильевича Грозного, дочери Михаила ТимофеевичаСолового — Пелагии Михайловны[7]. Она была постриженав Белозерском монастыре и во Владимире проходила послушание уже под именемПрасковии. Затем была переведена в Московский Ивановский монастырь, где и скончаласьв 1620 году. Так же в Княгинином монастыре некоторое время жила дочь царяБориса Федоровича Годунова — Ксения, которая под именем инокини-старицы Ольгискончалась и была погребена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Из расходныхтетрадей 1629 года можно узнать, что в монастыре были «особые царицыныхоромы и их смотрел воевода Владимирский»[8].
Наибольшей известности и процветания достиг монастырь вовторой половине XVII века при предшественнике Никона — патриархе Иосифе.«Он все ветхое исправил, недостающее восполнил за свой счет».
Безбедное существованиемонастыря закончилось в конце XVIII века. В 1764 году, в связи с реформамиземель, проводимыми Екатериной II, монастырь лишился своих вотчин, а затем былприписан в разряд второклассных монастырей. В таком статусе он просуществовалдо 1920 года, а затем был разорен Советской властью. Часть строений быласнесена, храм Казанской Божией Матери «обезглавлен» и в нем, а также вУспенском соборе Княгинина монастыря находился архив. В 90-х годах ХХ векаиноческая жизнь монастыря была восстановлена, и женский Княгинин монастырь нынедействует. В Успенском соборе проводятся богослужения, территория монастырявосстанавливается, благоустраивается, ведутся строительные работы.

ГЛАВА II.
Успенский собор Княгинина монастыря.
1.История создания храма.
Успенская церковь была первым храмом в Княгинином монастыре.Собор был заложен по инициативе княгини Марии Шваровны, супруги Великого князиВсеволода III. В Лаврентьевской летописи так отмечается это событие: «В лето6708 (1200) того же месяца июлия в 15, на память святого мученика Кирика иУлиты, заложил благоверный князь великий Всеволод Гюревич церковь камену, воимя святое Богородицы Успение, в монастыри княгинине, при блаженном епископеИоанне»[9].
В отличие от белокаменных сооружений этого периода, соборбыл сделан из плоского плиточного кирпича размером 12–20 ×12–25× 3,5–6 см, на крепком известковом растворесо швами 3–5,5 см, носившего название плинфы и сохранившегося до настоящеговремени в нижних частях стен этого памятника. Таким образом, по материаламраскопок 1957–58 годов, в нижних частях стен кладка выполнена покиевско-византийской системе.
Начальные архитектурные формы XII – XIIIвв. этого сооружения до нас не дошли. Вероятнее всего, как пишет в своей книге«Предварительные исследования Успенского собора Княгинина монастыря»И. А. Столетов, они повторяли сложившиеся формы владимиро-суздальскиххрамов этого периода, и, в частности, формы Дмитриевского собора, но с болеепростой архитектурной обработкой, отвечавшей как монастырскому характеру этогособора, так и новому материалу — кирпичу[10]. Храм был богатоукрашен на средства Великой княгини. О судьбе собора в последующие столетия мымало что знаем. На протяжении веков он подвергался неоднократным переделкам.
2.Перестройки и реставрации собора
В 1411 году Успенский собор, как и весь монастырь, был разграблени разрушен татарами. В XV – XVI веках на основании древнего зданиябыл воздвигнут новый храм, ставший одним из лучших образцов раннемосковскогозодчества. Собор очень сильно пострадал во время пожара 1855 года, и впоследующие годы постепенно восстанавливался. В конце XIX века внешний видУспенского собора сильно изменился — верхняя его часть с двумя ярусамикокошников была разобрана, и на ее месте сооружена простая четырехскатнаякровля. Также был надстроен второй барабан (ил.    ).
После закрытия Княгининамонастыря в 1923 г. Успенский собор, как памятник архитектуры, был закреплен замузеем, который сдавал его в аренду: сначала военкомату, а с 1931 года — подсклад зерна.
Храм неоднократно реставрировали известные мастера: в1924 году — П. Д. Барановский, в шестидесятые годы работы проводилисьпод руководством А. В. и А. И. Столетовых.[11]
3.Современный облик собора
Современное здание Успенского собора является, в основном,постройкой рубежа XV – XVI веков. Это четырехстолпный одноглавыйхрам с широким членением фасадов, тремя мощными алтарными аспидами. С южной исеверной сторон его пристроены приделы. Внутри собора о его глубокой древностинапоминают крестчатые столбы, полукружья аспид и маленький аркосолий в севернойстене. Но характер интерьера связан с позднейшей порой существующего здания,концом XV — началом XVI века. Пространство соборахарактеризуется свободой и воздушностью. Стены не расчленены лопатками, ихширокая гладь усиливает ощущение единства пространства; подпружные арки опираютсяна встроенные в стены профилированные консоли и широкие двухъярусные карнизыстолбов. Арки, несущие купол, ступенчато повышены по отношению к сводам боковыхнефов, создавая движение пространства кверху и лучшие условия для его освещенияиз окон барабана. Эта система сводов и нашла свое выражение в ступенчатомярусном верхе здания, о котором говорилось выше.

ГЛАВА III.
Монументальнаяроспись Успенского собора Княгинина монастыря.
1. Анализлитературы.
Интерьер собора украшен росписью, покрывающей всю поверхностьстен храма. Когда в 1931 году в соборе был устроен склад зерна, нижний поясросписи погиб. Живопись Успенского собора Княгинина монастыря выполнена всередине XVII века. Монастырская опись прямо говорит, что «в той же церквиУспения Пресвятыя Богородицы и в алтаре писано вновь стенным письмом, краски изолотом»[12].
Относительно точной даты выполнения росписи литература даетследующие свидетельства.
А. В. Винтер в книге «Материалы и техникамонументально-декоративной живописи» пишет: «Стенная живопись ВладимирскогоУспенского собора Княгинина монастыря была выполнена в XVII веке. Работыбыли начаты весной 1647 и закончены осенью 1648 г.»[13]
Ту же дату называет и Н. Н. Воронин в своем«Спутнике по древним городам Владимирской земли»[14]. Однако, оба авторане дают ссылок на источники, поэтому неясно, откуда они взяли эту дату.«История русского искусства» дает совсем другую дату написания живописи —1642–43 гг., тоже без ссылки на источник[15]. В статье,посвященной истории Успенского собора Княгинина монастыря, опубликованной в«Памятной книге Владимирской губернии на 1862 год», имеется следующеесообщение: «В недавнее время в алтаре стенное письмо возобновлено по прежнимрисункам, а в самом храме сохранилось прежнее, только лет двадцать тому назадзакрашена кайма летописью, свидетельствовавшею о времени расписания храма в1652 году, усердием патриарха Иосифа»[16].
Итак, существуют три версии относительно точной датировкистенописи Успенского собора Княгинина монастыря: первая — 1642–1643 гг.,вторая — 1647–1648 гг., третья — 1652 год.
Автором и руководителем росписи Н. Н. Воронин вкниге «Спутник по древним городам Владимирской земли» называет Марка Матвеева,«жалованного государева иконописца»[17], работавшим доэтого с московской артелью иконописцев над росписью Московского Успенскогособора.
На этих же живописцев указывает и А. Н. Виннер.«Стенная живопись Успенского собора Княгинина монастыря была выполнена артельюмастеров Московского оружейного приказа под руководством государева иконописцаМарка Матвеева»[18].
И. Е. Данилова вразделе «Живопись XVII века» из истории русского искусства приводитследующие данные: «Роспись собора Княгинина монастыря во Владимире выполнена в1647–1648 годах группой художников», а в сносках указывает: «Имена мастеровимелись в надписи, находившейся в нижней части северной стены жертвенникасобора Княгинина монастыря. До настоящего времени уцелели фрагменты надписи:„… си Иванъ… р… Федоро… мелов… Григо… р...i… тэ… лю бру...” Надпись сообщенаН. П. Сычевым»[19].
В. Г. Брюсова в книге «Русская живописьXVII века» пишет: «Под заметным влиянием фресок московского Успенскогособора возникла стенопись Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире(1647–1648 г.). Несомненно, участие Стефана Евфимьева и Себастьяна Дмитриева вкачестве ведущих мастеров в стенописи собора… наряду, вероятно, с московскимииконописцами»[20]. (Стефан Евфимьев иСевастьян Дмитриев — ярославские мастера XVII века).
В результате проведения реставрационных работ в 1968 годубыла открыта подпись мастера. В газете «Неделя» от 14 ноября 1968 годасообщалось: «В соборе Княгинина монастыря во Владимире художники-реставраторы,убирая многочисленные поновления с настенной живописи XVII века, открылимногоплановые красочные композиции древних фресок, на одной из них обнаруживнадпись: „Исполнил… Марк Матвеев со товарищи в 16...”»[21]
В словаре А. И. Успенского «Царские иконописцы иживописцы XVII века» об авторе росписи написано следующее: «Марк Матвеев —жалованный иконописец, в 1642-3 г. писал стенное письмо в Успенском соборе. Посправке от 4 мая 1648 года значится умершим»[22].
Марк Матвеев принимал участие в росписи Успенского собораМосковского Кремля в период с 1642 по 1643 год. Таким образом, сопоставляя датуокончания работ в Москве и дату смерти иконописца, можно сделать вывод о том,что роспись в Успенском соборе Княгинина монастыря выполнена в период с 1643 по1648 годы, и, следовательно, дата, названная А. В. Виннером,является, возможно, наиболее точной.
2.Реставрационные работы и поновления живописи
Искусство первой половины столетия, в целом, развивалось всторону реставрации уже сложившихся жанровых и стилевых форм. Характернымявлением стало систематически проводимое «возобновление» древних росписейхрамов «по старым очеркам» или «по старым переводам».
Подобные поновления произошли и в Успенском соборе Княгининамонастыря. Монастырская опись за 1777 год очень скупо говорит о стеннойживописи собора: «А в святом алтаре и в церкви стенное письмо красками с золотом»[23]. Архив монастыря недает никаких сведений об изменениях и поновлениях живописи в XVIII веке.Возможно, в этот период с ней не происходило ничего существенного. Иная картинанаблюдалась в XIX веке. В уже цитированном отрывке из «Памятной книгиВладимирской губернии за 1862 год» указывалось: «В недавнее время в алтарестенное письмо возобновлено по прежним рисункам, а в самом храме сохранилосьпрежнее, только лет двадцать тому назад закрашена кайма с летописью»[24]. Следовательно,самые ранние сведения об изменениях в живописи XVII века, известные нам,относятся к 1861 году. В указе Синода от 29 апреля 1861 года во Владимирскуюдуховную консисторию приводилось мнение председателя Императорскойархеологической комиссии графа Строганова о фресках XVII века в Успенскомсоборе Княгинина монастыря: «Стенная живопись относится к царствованию АлексеяМихайловича и хотя по своей древности не имеет особого значения, но тем неменее обращает на себя внимание тем, что покрывает совершенно весь храм, нигдене переписана и вся отлично сохранилась в верхних ярусах. В нижних же отсырости краски поблекли и проржавела штукатурка»[25]. На это сообщение,как указывалось далее, царь наложил следующую резолюцию: «Всю строительнуючасть по перестройке упомянутого храма возложить на строительную конторуМинистерства императорского двора, наблюдение же за сохранением и, где следует,возобновлением древней живописи в оном, поручить Археологической комиссии. Чтокасается возобновления живописи в Успенском монастыре, то его величество полагаетотложить эту работу до более удобного времени, но с тем, чтобы в этой живописиотнюдь не было делаемо никаких исправлений без предварительного о том сношенияс Археологическою комиссиею»[26].
Из рапорта игуменьи Марии от 1 июля 1866 года можно узнать,что «внутри холодного храма штукатурка, державшаяся на гвоздях вместе с онымиот древности лет в некоторых местах отпадает, от чего стенная живопись началапортиться и принимать неблагообразный вид». Разрешено было «живопись этупромыть и места отвалившиеся вновь подштукатурить и по оной для сохранения типаживописи подправить»[27]. Стены, закопченныево время пожара 1858 года, были промыты, обвалявшаяся штукатурка исправлена, исама живопись на вновь отштукатуренных местах была возобновлена с сохранениемтипа древних фресок.[28]
Первая серьезная реставрация живописи XVII века в XX веке вУспенском соборе Княгинина монастыря производилась в 1945–1946 годахмосковскими реставраторами во главе с А. В. Виннером. Состояниеросписи к этому времени было тяжелым. Живопись во многих местах осыпалась;стены, главным образом, в нижних частях — покрыты пылью, а некоторые фрагментыживописи почернели. «Было проведено восстановление от поздних записей 1867–1869годов с предварительной очисткой от пыли, грязи, удалением цементных и масляныхнаслоений, и производством обортовки краев фресковой росписи»[29].
Бригада реставраторов ВСЭНРПМ во главе сА. П. Некрасовым, проводившая реставрационные работы в 1966 г. пообследованию состояния живописи, обнаружила на южной стороне в аспиде подсводами надпись, нацарапанную металлическим предметом: «Июнь-июль 1945 г. Бригадахудожников-реставраторов производила общую реставрацию храма. Работали: Виннер,Домбровская, Очинников, Воркудова, Щенова, Попова, Мантурова, Штейман,Григорьев»[30].
Работы 1946 года не охватили всей поверхности фресковой росписистен собора. Арка, своды, барабан, купол и часть стен остались не расчищеннымиот поздних записей XIX века. В 1949 году были проведены работы пораскрытию от масляных и клеевых записей XIX в. западного портала. Работыпроводились бригадой художников-реставраторов: А. Г. Силина, Д. П.Липина, А. П. Некрасова и А. М. Смирнова, под общим наблюдениемН. П. Сычева.[31] Последнимиреставрационными мероприятиями были работы с 1966 по 1983 годы, проводимые«Владреставрацией» под руководством А. П. Некрасова, после чего всоборе был открыт музей «Православия и атеизма», а в 1992 году собор былпередан Владимирской епархии.
3. Техникаисполнения и материалы живописи
А. В. Виннер в книге «Материалы и техника монументально-декоративнойживописи», указывает, что «роспись фресками в древнерусских храмах обычнопроизводилась артелью, состоящей из нескольких художников: главного мастера,двух-трех его помощников и подмастерьев-учеников. При росписи больших храмов,особенно в XVII веке, работы велись исключительно крупными артелямихудожников»[32]. «Расписывая храмыобластных городов и монастырские церкви, московские, ярославские и костромскиеиконописцы трудятся вместе. Им удается почти ежегодно создавать новый ансамбльросписей»[33].
Во главе артели стоял наиболее талантливый и опытный художник,под руководством которого и велись все работы.
Роспись храма обычно начинали с верхних его частей — с купола,после чего переходили на барабан, паруса, арки, своды, затем на стены.А. В. Виннер пишет: «В конце XVI и на всем протяжении XVII века технические приемыживописи изменяются. Художник наносит все основные краски и прокладочные тонатехникой чистой фрески; дополнительные же тона, света и полутени наносит красками,растворенными на темпере. Связующими этих красок служили желтковая, а также ирастительная эмульсия. Смешанной техникой — чистой фрески и темперы —исполнено большинство стенописей Ярославля, Ростова Великого, Москвы и др. Визменении техники письма сыграло известную роль и введение в палитру художниковXVI – XVII вековновых, искусственных и органических красочных пигментов, нестойких к действиюизвести и требовавших в качестве связующего вещества не воды, а растительногоклея»[34]
По данным исследований художников-реставраторов из «Влад­реставрации»,стенопись Успенского собора Княгинина монастыря исполнена на чисто известковомгрунте, нанесенном на сложенные из большемерного кирпича стены, в один прием,слоем толщиной в 7 мм.[35]
Живопись была выполнена в смешанной технике живописи иросписи по сухой штукатурке темперой, с несомненным преобладанием чистойфрески. Красочная палитра росписи отличается большим разнообразием ярких,чистых по своим тонам, как природных земляны


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изучение и моделирование ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение и стресс
Реферат Інструменти для оброблення отворів
Реферат Лавр благородный
Реферат Как воспитать в ребенке оптимиста
Реферат Контроль параметрів шуму. Звукоізоляційні властивості різних матеріалів
Реферат Особенности применения эмоционального интеллекта
Реферат Разработка стратегии исследования совместной деятельности ребенка и взрослого
Реферат Теория личности А.Н.Леонтьева
Реферат Общие и специальные методы исследования конфликтов с помощью опросника Айзенка
Реферат Динамика развития смысловой стороны речи у младших школьников
Реферат Изучение компонента готовности детей с нарушениями зрения и слуха к обучению
Реферат Динамика работоспособности
Реферат Психология человека и ее связь с межполушарной активностью мозга
Реферат Половая социализация мальчиков и девочек в семье и обществе
Реферат Элементы приборов автоматического титрования