Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Семантические процессы в древнегерманской эмотивной лексике (на примере песен о богах «Старшей Эдды»)


Н.В. Романова


Эмотивная лексика неоднократно становилась объектом изучения многих учёных прошлого столетия и современности (Ю.Д. Апресян, А.Вежбицкая, Е.М. Галкина-Федорук, Н.В. Гамзюк, Н.А. Красавский, К.А. Левковская, А.М. Манзий и др.). В основном это было исследование семантики междометий (А.М. Искоз, А.Ф. Ленкова, Е.В. Тишина и др.), внутренней формы названий эмоций (В.А. Звегинцев, Ф.А. Селигей и др.), коннотации (В.Н. Телия,


В.И. Шаховский и др.) или же характеристика аффективного и экспрессивного (Н.И. Бойко, В.Г. Гак и др.). Однако вне поля зрения учёных остаётся древнегерманская эмотивная лексика и способы её семантических изменений.


Цель настоящей статьи заключается в попытке выявить состав указанной лексики в эддических мифах «Песни о богах» «Старшей Эдды» и основные семантические процессы в ней.


Заметим, что эмотивная лексика с точки зрения психолингвистики - это незначительная часть индивидуального лексикона, используемая носителем языка для выражения и понимания чувств и эмоций (А.А. Залевская).


Мы поддерживаем мнение тех учёных, которые связывают эмотивную лексику с конкретными эмоциями, что позволяет пролить свет на их природу, дополняя данные психологии, физиологии и других наук (Н.А. Багдасарова, А.Б. Василевич и др.).


Под семантическими процессами в данной работе понимается объединение различных видов семантических изменений, а также других процессов, связанных с развитием семантики эмотивного слова (приобретение и утрата им мотивированности, поляризация значений и другие явления) [3: с. 146].


Одна из наиболее известных классификаций видов семантических изменений принадлежит Г. Паулю, который предлагает различать: 1) специализацию (сужение) значения - Verengung des Umfangs (осуществляется за счёт ограничения сферы употребления слова, т. е. уменьшения числа контекстов, в которых может употребляться слово); 2) расширение объёма значения - Erweiterung des Umfangs (осуществляется с помощью противоположного процесса); 3) перенос значения - Ubertragung der Bedeutung (осуществляется на основе признаков - цвета, звука, формы, размера, пространственных координат и т. п. (наиболее продуктивными средствами формирования вторичных наименований являются метонимия и метафора); 4) прочие случаи - Ubertreibung, Litothes, Derbheit, Erweiterung, Euphemismus [5: с. 100-126]. Если первые три типа этой классификации действительно отражают динамику изменения значений и появление новых осмыслений, то четвертый тип к данной категории не относится вообще, поскольку он затрагивает внеязыковые причины изменения смысла слов. Подобное сближение причин и типов изменения значения ввиду их близкого соприкосновения наблюдается не только у Г. Пауля, но и у многих других языковедов [4: с. 122; 11: р. 45].


Не останавливаясь на преимуществах и недостатках названных классификаций, можно сказать, что основными движущими силами, влияющими на скорость семантических сдвигов древнегерманской эмотивной лексики, являются мифологическое сознание как способ познания и освоения мира и метафорическое мышление как естественная форма отражения познанного и освоенного [8: с. 17; 9: с. 12-19].


Учитывая сюжеты древнейших мифов «Старшей Эдды» [1], а именно «Песни о богах» - всего 10 текстов, можно констатировать в целом дифференциацию значений эмотивной лексики - позитивная, негативная и постепенный переход её смыслового наполнения от сакрального к бытовому. Как известно, по форме эти мифы являются исландским памятником и отображают язык второй половины XII века, а по содержанию «Старшая Эдда» передаёт тот период, когда формировалось «языковое общество большинства европейских народов» [6: с. 181].


Существует мнение о репрезентации прагерманского языка в «Эддах», время распада которого датируют 2 тыс. до н. э. [10: с. 119]. К тому же события, которые касаются богов, происходили и среди людей. «Боги - это те же люди, только в мифологическом мире», - утверждает М.И. Стеблин-Каменский [6: с. 196].


Общее для мифов о богах и существенное для нас есть то, что в них отражен «реальный мир, мир человеческой практики», социальные отношения и производственные одновременно [10: с. 120].


Образцы поведения, которые демонстрируют, с одной стороны, Асы - боги и богини войны и господства, а с другой стороны - Ваны - боги и богини природы и покровители крестьян, в значительной мере определяют «жизненный сценарий», по которому древние германцы строили свою жизнь и отношения с окружающим миром. Предполагают, что Асы и Ваны отражают две социальные прослойки у древних германцев - воинов (и правящую элиту) и крестьян, появление которых относится к периоду существования матриархата [10: с. 126]. К названным классам присоединяются великаны и великанши Утгарда, чудовища и демоны Йотунгейма, воплощающие в себе отличия их образа жизни, мышления и поведения от общепринятых племенных норм. В результате отхода от этих норм их «приверженцы» вступают в конфликт с существующими в обществе традициями и правилами жизни. В таких случаях жизненный опыт начинает пополняться негативными явлениями и включать в себя элементы культуры поведения соседей или племён других земель: Tefldu i tuni, / teitir varu, / var peim vettergis / vant dr gulli, / unz prjar kvamu / pursa meyjar / attkar mjok / dr Jotunheimum (На лугу, веселясь, / в тавлеи играли, / все у них было / только из золота, - / пока не явились / три великанши, / могучие девы / из Ётунхейма) (Vol. 8) (Здесь и далее перевод М.И. Стеблина-Каменского. - Н.Р.). С возникновением «нового опыта» возникает необходимость его речевой и коммуникативной номинаций, противопоставляемых языковой не только с функциональной точки зрения, но и с количественной и структурной, влияющих на соответствующий номинативный акт [7: с. 46]. Замысел номинатора, осознанный или подсознательный, соответствует объективному отношению его к объекту номинации и ситуации наречения: Hapt sa hon liggja / undir Hveralundi, / lwgjarns liki / Loka apekkjan. / Par sitr Sigyn /peygi of sinum / ver vel glyjud. / Vitud er enn - eda hvat? (Пленника видела / под Хвералундом, / обликом схожего / с Локи зловещим; / там Сигюн сидит, / о муже своём /горько печалясь, - / довольно ль вам этого?) (Vol. 35). В этом примере внешность великана Локи и его характер совмещены в одной лексеме - прилагательном apekkjan, указывающем не только на признаки потенциального зла, несчастья, но и на отрицательные индивидуально-субъективные черты великана. Бросается в глаза и неадекватное поведение богини-асыни Сигюн - жены Локи. Она не просто оплакивает смерть мужа, как, например, её соплеменница Фригг - смерть Бальдра, а «ver vel glyjud». Именно статус богини и определяет интенсивность её чувств, форму выражения эмоций: чем он ниже, тем сильнее и устойчивее эмоциональное переживание. Господство этой отрицательной эмоции с психологической точки зрения «позволяет по-новому взглянуть на мир, увидеть его иначе» [2: с. 201]. Но различие статусов богинь само по себе вовсе не обязательно порождает напряжённость и конфликтность отношений между ними. Дело заключается не в уничтожении или нейтрализации этих различий, а в соединении различного.


В древнегерманском обществе эмоции объединялись с нравственностью: они имели строго нормативный характер и были нужны не как средства для достижения чего-то, а как конечные цели: Reid vard pa Freyja / ok fnasadi, /allr asa salr / undir bifdisk, / stokk pat it mikla / men Brisinga: / «Mik veiztu verda / vergjarnasta / ef ek ek med per / i Jotunheima» (Разгневалась Фрейя, / зафыркала так, / что затряслись / асов палаты, / с неё сорвалось / ожерелье Бри- сингов: / «Меня бы распутной / назвать пристало, / коль в Ётунхейм я / поеду с тобою!») (Prym. 13). Из приведённого примера видно, что богиня Фрейя очень бурно реагирует на поездку к великанам в качестве невесты: её гнев напоминает, с одной стороны, землетрясение - «затряслись асов палаты», с другой, - штормовой ветер, который сметает всё на своём пути - «с неё сорвалось ожерелье Брисингов». Фрейя невольно стремится к некоторой упорядоченности своего внутреннего мира, преодолению внутреннего конфликта. Таково условие её нормального семейного бытия.


О глубине деструкции и дисгармонии психического состояния богини свидетельствует эмоциональный синтаксис в форме восклицания. Основное коммуникативное задание данного типа предложения - выражать эмоции. Степень его эмоциональной насыщенности усиливается благодаря использованию личных местоимений Mik - «меня», tu - «ты», ek (2) - «я», med per - «с тобою»; параллельному повтору этих единиц по формуле «аккузатив - номинатив», «номинатив - датив»; концентрации местоимения ek (2) в медиальной части высказывания; аллитерации mikla / men Brisinga: / «Mik veiztu verda / vergjarnasta ... med; ассонанса ef ek ek ... i Jotunheima. Предполагаем, что причиной гнева богини Фрейи является безнравственность поступка богов Асов, которые пытаются решить проблему целостности бытия в Асгар- де путём «обмена» или «жертвоприношения» богини Верхнего яруса окраине Среднего - восточной, негативной части - на молот Мьёлльнир.


Сакральный центр - Фрейя (< ие. *per-/prd-/prs- со значением «быть впереди, первым») - безжалостно и принудительно передвигается на периферию, сопряженную с нейтрализацией священного, уничижением личности и её статуса, попиранием уз брака. В свете моральных принципов гнев можно оценить как положительную эмоцию, которая не только помогла сохранить богине Ванов своё достоинство, но и победить свой страх, боязнь наказания за нарушение обычаев Асов.


Древнегерманские словоформы с позитивным значением указывают на эмоциональное состояние богов и богинь (асы, ваны), а также людей (пастухи, воины), конкретные действия, направленные на преобразование субъекта: betri (счастье (человеческое)), fyr (2) (весёлый (о божестве)), gaman (2) (радость (человеческая), любовь (божества)), gladr (весёлый (о человеке)), heill (счастливый (о человеке)), hlwja (улыбайся (о человеке)), hugum gddum (духом весел), lysir (радость (божества)), mild (2) (радушный (о человеке), щедрый), mun (радость (божества)), muni (любовь (божества)), sxll (счастливый), swlligt setr (чертог счастливый (божества)), Tefldu - (веселясь (о богах)).


Словоформы с негативным значением, в свою очередь, соотносятся с эмоциональным состоянием великанов и великанш; богов и богинь Асов; богинь Ванов; влюблённых; а также девиантным поведеним; внешним видом великанов (Локи) или троллей; действиями чудовищ (Мировой Змей), глупцов или врагов, качеством предметов: apekkjan (зловещий (о внешности Локи), blandinn mjok (мрази вместилище), eigi (гнев (богов Асов)), ekki (угрюмо), frddi se (разгневан (о боге Асов Фрейре)), gambanreidi (неистовый гнев), glyjud (печалясь (о великаншах)), grem (бояться), gremi (гневить), hami (мерзостный (о внешности тролля)), harmar, harmr (горе (для Асов)), hart (тягостно), hrwzlu (страх), jotunmddi (гневно поворотился (о Мировом Змее)), klxki vanntu (позор), klokkva se (скорбеть), leida med ta rum trega (скорбные слёзы), leida ser (ненавистный), leidr (противный (о еде)), leit (грозно), mikinn mddtrega (тягостное горе), miklar (опечалился (о боге Фрейре)), af mddi (в гневе (о сыне Одина)), olli (зловредный (о великанах)), dpoli (тривога), dpola (беспокойство), dpi (муки), dumk (2) (страшно (о Гримнире), страшусь), dteitr(невесел), ragi (2) (срамной), reidr (5), reidir (разгневать (об Асах), поносить), rog vwttr (мерзостный), skot (страх (о великанах)), skulud (язвите), Pdrr vera (страх (перед богом Тором)), pykkir (тягостный), va (2) (разгневанный (о Торе)), (скорбь (Вальгаллы)), ver vel glyjud (горько печалясь), vesall (презренный), vighond snua (страшные узы), vorum (горе).


В исследуемых мифах отчётливо прослеживаются такие эмоции, как радость, гнев, горе, отвращение, страх, стыд, презрение. Изображение негативных эмоций как доминирующих подчинено задаче доказать невозможность радостного гармоничного существования различных миров и их представителей без выполнения традиционного «выкупа»: Pa gengu regin oll/a rokstdla, / ginnheilog god, / ok um pat gxttusk / hvart skyldu xsir / afrad gjalda / eda skyldu godin oll / gildi eiga (Тогда сели боги / на троны могущества / и совещаться / стали священные: / стерпят ли асы / обиду без выкупа / иль боги в отмщенье / выкуп возьмут) (Vol. 23). Выкуп становится мерою эмоционального состояния богов Асов и сакральности в целом.


Если исходить из существования параллельных словоформ gaman со значением «радость» /«любовь», grem - «бояться», gremi - «гневить», leida - «скорбный»/«ненавистный», reidr (5), reidir - «разгневать»/«поносить», то можно утверждать, что эти лексемы расширили своё значение.


Сравнение семантики betri с германским (герм.) *bat- со значением «хороший»; fyr с герм. *furistaz со значением «передний»; gladr с герм. *gladaz со значением «блестящий»; harmar с герм. *harmaz со значением «вред, боль»; heill с герм. *hailaz со значением «целый, здоровый»; hrwzlu с герм. *hrap- со значением «быстрый» [12: с. 96, 163, 192, 218, 208, 241]; lysir с герм. *lustu-/ lusti- «желание»; mild с герм. *malan- «молоть»; mddi с герм. *mo- со значением «стремиться, прилагать силы»; mun с герм. *mun- «думать»; sxll с герм. *swll- «пригодный» [13: с. 49, 59, 70, 71-72, 116] показывает, что их семантика развивалась аналогичным способом, то есть расширилась.


Наряду с семантическим расширением наблюдаются и противоположные семантические процессы. Так, leidr развилось на основе более широкого германского значения «неприятный, плохой» [13: с. 29]. Сужение значения связано, очевидно, с низким качеством пищи.


Перенос значения наблюдается чаще всего в словосочетаниях по метафорической модели, например, перенос из антропосферы в сферу артефактов swlligt setr (чертог счастливый); vighond snua (страшные узы); из биосферы в антропосферу blandinn mjok (мрази вместилище).


Подводя итоги, подчеркнём, что древнегерманская эмотивная лексика была наделена сакральной силой и отражала не только нрав отдельных богов и богинь, но и эмоциональный фон всего Верхнего яруса. Она тесно связана с моделью королевской власти и нравственностью крестьян. Обладая такой семантической чертой, как интегральность, эмотивная лексика способствует актуализации эмотивности текста в целом.


Список литературы


Ssmundar Edda. - URL: http://norse.ulver.com/edda/index.html, свободный.


Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард; пер. с англ. В. Мисник, А. Тат- лыбаева. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.


Левицкий В.В. Германские языки и древние германцы / В.В. Левицкий. - Черновцы: Рута, 2004. - 208 с.


ОльшанскийИ.Г. Системно-коммуникативное варьирование лексических единиц и полисемия / И.Г. Ольшанский // Сб. научных трудов Моск. гос. ин-та иностр. языков им. М. Тореза. - Вып. 338. - М.: Изд-во МГИИЯ, 1989. - С. 4-12.


Пауль Г. Принципы истории языка / Г. Пауль; пер. с нем. под ред. А.А. Холо- довича. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. - 499 с.


Стеблин-Каменский М.И. Старшая Эдда. Редакция, вступительная статья и комментарии / М.И. Стеблин-Каменский // Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях (пер. А.И. Корсуна). - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 181-213.


Тропина Н.П. Семантическая деривация: мультипарадигмальное исследование: монография / Н.П. Тропина. - Херсон: Вид-во ХДУ, 2003. - 336 с.


Хоконов М.А. Мифологическое сознание как способ отражения социокультурного бытия (на примере адыгского нартского языка): автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01; защищена 24.12.2009 г. / М.А. Хоконов. - Ростов н/Д., 2009. - 30 с.


Белехова Л.1. Словесний образ в американськш поезй: лшгвокогштивний погляд: монографiя / Л.1. Белехова. - М.: Звездопад, 2004. - 376 c.


Таранець В.Г. Тритльський субстрат: Походження давньоевропейських мов: монографiя / В.Г. Таранець. - Одеса: ОР1ДУ НАДУ, 2009. - 276 с.


Darmester A. La vie de mots dans leurs significations Editions / A. Darmester. - Paris: Camp Libre, 1979. - 186 p.


Справочные и информационные издания


Левицкий В.В. Этимологический словарь германских языков: В 3-х тт. /


В.В. Левицкий. - Т. 1. - Черновцы: Рута, 2000. - 263 с.


Левицкий В.В. Этимологический словарь германских языков: В 3-х тт. /


В.В. Левицкий. - Т. 2. - Черновцы: Рута, 2000. - 260 с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru


Дата добавления: 08.04.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вещательные применение современных технологий передачи аудиоинформации через интернет
Реферат Проблеми соціокультурної динаміки культурогенезу
Реферат Odysseus Is Not A Hero Essay Research
Реферат Культура повседневности села Сухая Буйвола, от истории к современности
Реферат Сводка и группировка статистических материалов
Реферат Образ Софьи в пьесе Александра Грибоедова Горе от ума
Реферат Freedom Versus Safety Essay Research Paper More
Реферат Проблемы сельского хозяйства в свете природопользования
Реферат Анна Датская, король Яков и их придворное окружение
Реферат Plug And Play Essay Research Paper Plug
Реферат Религиозное искусство в контексте мировых религий
Реферат Магистраль с использованием симметричного кабеля
Реферат Гістарычная самаідэнтычнасць насельніцтва Беларусі ў 11 - 17 стст
Реферат Органы государственной власти Германии
Реферат Хонингование