Реферат по предмету "Экономика"


Международные корпорации и их роль в мировой экономике

Тема: Международные корпорации и их роль в мировой экономике

Содержание

Введение. 3


1. Теоретические основы возникновения, сущность и формы международных корпораций  4


2. Роль международных корпораций в мировом хозяйстве. 11


3. Современные стратегические модели международных корпораций. 18


4. Проблемы регулирования транснационального бизнеса. 23


Заключение. 30


.Литература: 30


Введение

Возникновение международных корпораций явля­ется закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отноше­ний, с одной стороны, и мощным фактором их разви­тия, с другой.


Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной пред­посылки создания международных корпораций в осно­ве своей имеет модель последовательной интернацио­нализации, представленную на рис. 1.


Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернацио­нализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зару­бежными инвестициями.

1. Теоретические основы возникновения, сущность и формы международных корпораций


Появление международных корпораций напрямую связано с последними, так как в мировой практике международная корпорация (international corpora­tion) рассматривается как форма структурной органи­зации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного пред­приятия (ассоциированной компании), в котором пря­мой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капита­ла; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.


Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (transnational cor­poration) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру.


Под многонациональными корпорациями (multi­national corporation) обычно понимают корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.


Результаты капиталовложений и менеджмента


в стране происхождения


100%



Результаты капиталовложений и                                100%


 менеджмента в стране пребывания


Рис.1. Модель последовательной интернационализации производства


.


Транснациональные (ТНК) и многонациональные компании (МНК) можно рассматривать как формы существования международных корпораций, а само разделение последних на две формы проявления до­статочно условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.


В контексте вышеизложенного международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.


Существует несколько вариантов определения меж­дународных корпораций. Комиссия ООН по трансна­циональным корпорациям, рассматривает междуна­родную корпорацию как компанию:


• имеющую, хозяйственные единицы в двух и бо­лее странах, независимо от их юридической фор­мы и поля деятельности;


• оперирующую в рамках системы принятия реше­ний, позволяющей проводить согласованную по­литику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;


• в которой отдельные единицы связаны посред­ством собственности или каким-либо другим об­разом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответствен­ность с другими.


В мировой практике под международными корпо­рациями понимают лишь действительно крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.


Как правило, к ним относятся лишь те многонацио­нальные и транснациональные корпорации, у которых:


— годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд долл. (у «Дженерал Моторз» в 1996 году он со­ставил 168 млрд долл.);


— от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на за­граничные операции «Роял Датчшелл», заняв­шей в 1997 году второе место в мире по этому показателю, 65% оборота приходилось на зару­бежные филиалы);


— доля зарубежных активов не менее 25%;


— филиалы имеются не менее, чем в шести странах.


Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного инвестирования. В силу этого мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом (расши­рение рынков сбыта, получение доступа к дешевым ре­сурсам, приобретение собственности) можно объяснить процесс возникновения международных корпораций.


Вместе с тем при этом следует учитывать более кон­кретные мотивы и цели международной предпринима­тельской деятельности.


В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернацио­нального производства являются конкретные характе­ристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.


Начиная с 80-х годов весьма популярным объясне­нием развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. При этом потенциал конкурентоспособ­ности рассматривается как комплекс факторов упреж­дающего характера по повышению качественных ха­рактеристик производимых товаров и услуг, развитию инновационного, производственного и сбытового потенциала. Эффективность деятельности компании напря­мую связывается с оптимизацией внутри- и межкор­поративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовика­ми и покупателями.


Совокупный положительный потенциал взаимовы­годных долгосрочных деловых отношений между голов­ной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из:


— развития системы взаимных поставок, обеспечи­вающих экономию транспортных издержек;


— налаживания общей сбытовой сети на основе вер­тикальных связей;


— обмена финансовыми, кадровыми, информацион­ными ресурсами в рамках общей стратегии раз­вития и системы управления;


— гармонизации внутрикорпоративных цен и тру­довых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.


В соответствии с теорией финансового менеджмен­та наличие зарубежного производства способствует:


— экономии за счет устранения дублирования уп­равленческих функций, их централизации и со­кращения затрат на сбыт продукции;


— экономии за счет эффекта масштаба;


— увеличению возможности использования времен­но свободных денежных средств внутрикорпора­тивных подразделений;


— диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговре­менных конкурентных преимуществ.


Практически во всех вышеозначенных теоретичес­ких обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности международных корпораций особое мес­то занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.


Трансфертные цены это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующие­ся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклонятся как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.


Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть:


— поддержание монополистической позиции на рынке;


— завоевание новых рынков сбыта;


— минимизация налогов и таможенных пошлин;


— уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;


— использование различий в темпах инфляции;


— воздействие на финансовое состояние загранич­ного филиала путем перевода прибыли;


—сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.


Международные корпорации, возникнув в конце XIX века, прошли достаточно долгий путь эволюцион­ного развития, в процессе которого изменялись при­оритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпо­ративная структура и стратегия.


I этап (конец XIX — начало XX века) возникно­вения международных корпораций связан с транснаци­ональной деятельностью промышленных монополий метрополии, которые вовлекли в орбиту своих экономи­ческих интересов сырьевую базу колоний, дополнили отношения политической зависимости колоний их эко­номической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели в конечном счете к созданию мирового капиталистического хозяйства.


II этап (период между двумя мировыми война­ми) характеризовался тем, что подготовка ко второй мировой войне, рост государственных расходов на военные цели предопределили развитие международных корпораций в форме военно-промышленных трансна­циональных компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили свою мощь и в настоящее время.


На III этапе (50-е годы) интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (мно­гонациональные компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятель­ности. Интеграция производства до 60-х годов шла по горизонтали и по вертикали, был создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных това­ров. Завоевание рынка, производство товаров массово­го спроса для потребителей с высоким жизненным стан­дартом в промышленно развитых странах и перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональ­ных и многонациональных компаний.


На IV этапе (60-е - 70-е годы XX века) между­народные корпорации, используя достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период за­рубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принци­пам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложивше­еся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик. С этой целью многие международные компании отказывают­ся от стратегии сброса грязных производств в развива­ющиеся страны, становятся проводниками достижений НТП в периферийные страны, используют нацио­нальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интег­рируя их в свой состав.


На этом этапе международные корпорации приоб­ретают и другие качественно новые черты: происходит отказ от четкой отраслевой ориентации; промышлен­ный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым, наукой; активизируются процессы унифи­кации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международ­ного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.


На современном, V этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в настоящее время) появляет­ся новая форма международных корпораций — гло­бальные, качественные отличия которых от ранее рас­смотренных проявляются в следующем:


во-первых, они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоева­ние уже не отдельных сегментов мирового рын­ка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции, которой подчинены производство, НИОКР, корпоративное управление, производство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с потребителя­ми (реальными и потенциальными);


во-вторых, они используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природ­ные ресурсы, предпринимательские способности). 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегод­ня в своих руках 40% глобальногопотенциала и 80% технологических нововведений;


в-третьих, они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира.


К числу глобальных корпораций в настоящее вре­мя можно отнести лишь 20-30 крупнейших компаний мира. Наиболее яркими их примерами могут служить американские «Кока-Кола», разместившая свое произ­водство в 190 странах, «Ай-Би-Эм», имеющая филиа­лы в 124 странах, «Экссон» — в 100 странах.


Современный этап развития международных корпораций характеризуется не только появлени­ем глобальных корпораций, но и качественным из­менением организации деятельности:


в условиях НТП и жесткой конкуренции глав­ной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли (этот показатель зани­мает сейчас 5-6 место), а обеспечение финансо­вой устойчивости и «максимизация рынка»;


— создание глобальных сетей производства и сбы­та в рамках единой глобальной стратегии компа­нии; при этом, не довольствуясь созданием про­изводства законченного цикла в одной стране, международные корпорации стремятся специали­зировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;


— расширение масштабов международного разделе­ния труда в рамках международных корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследователь­ской, сбытовой и т.п. деятельности разбросан­ных по разным частям мира подразделений ком­пании;


— международное производство, создаваемое ими, — не только материальное, но и нематериальное;


в последнее десятилетие интенсивно растут ПИИ международных компаний в сферу услуг, в том числе в информационные, рекламные, консалтин­говые и т.п. виды услуг, развитие науки;


стратегия международных корпораций в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации ма­териальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства (по не­которым оценкам, доля обрабатывающей промыш­ленности в 2025 году не превысит 10% мирового ВНП, но за счет роста производительности и эф­фективности мировые потребности в ее продукции будут удовлетворены полностью);


— интенсивное развитие внутрикорпоративной торгов­ли между подразделениями международной ком­пании (она составляет сейчас примерно 1/3 всей мировой торговли);


— вывоз капитала международными корпорациями нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение раз­рыва в организации и технологии производства в различных странах: качество изделий и услуг ком­пании независимо от места производства и долж­но соответствовать мировым стандартам);


— разработка, передача и использование техноло­гий преимущественно в рамках замкнутой кор­поративной структуры и одновременно (в целях снижения риска в конкурентной борьбе) создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с други­ми корпорациями (как партнерами, так и конку­рентами);


— диверсификация деятельности международных корпораций по формам (их насчитывается 15). Наиболее эффективными считаются гибридные или комплексные формы внешнеэкономической деятельности: движение товаров, капиталов, тех­нологий, знаний. Все большее распространение в мировой практике получает «лифрэксдинг»


(lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и ПИИ. В сфере нематериального производства ярко обозначена тенденция и специализация на определенном виде ВЭД (в финансах, сбыте, ме­неджменте, страховании);


— «сплетение» международных корпораций, при­надлежащих к разным национальным и между­народным центрам и усиление их взаимодействия в виде стратегических систем, семей, альянсов, слияний и поглощений;


— стремление приспособиться к трехполюсной мо­дели мира определяет открытие международны­ми корпорациями хотя бы по одному крупному предприятию-координатору деятельности зару­бежных филиалов и фирм в каждом из центров триады США — Западной Европе — Японии.


Итак, современные международные корпорации представляют собой гигантские промышленно-финансо-вые объединения, интернациональные по сфере своей деятельности, построенные по принципу централизован­ного планирования и управления в мировом масштабе, активно участвующие в процессах мировой торговли, инвестирования капитала, обмена технологиями, про­изводственного и научно-технического сотрудничества, миграции рабочей силы, усиливающие процесс интер­национализации мира, активно использующие объек­тивные тенденции МРТ и способствующие установле­нию новых схем во всемирном разделении труда.

2. Роль международных корпораций в мировом хозяйстве


Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций превышает 4 трлн. долл., а объем продаж ТНК составляет 25% мировых, причем 1/3 продукции ТНК выпускается аффилированными зарубежными структурами. Объем продаж заграничных структур ТНК уже превышает весь мировой экспорт. Следует отметить, что продажи зарубежных структур растут на 20-30% быстрее, чем прямой экспорт ТНК.


Прямые иностранные инвестиции ТНК в последние годы росли в 3 раза быстрее, чем внутренние инвес­тиции, хотя на их долю приходится всего 6% ежегод­ных инвестиций в промышленно развитых странах. Еще одна показательная цифра: 70% всех международ­ных платежей, связанных с кредитами и лицензиями, составляют платежи между материнскими компания­ми и их заграничными филиалами.


60% международных корпораций заняты в сфере материального производства, 37% — в сфере услуг, 3% — в добывающей промышленности и сельском хо­зяйстве.


Характеристика крупнейших международных корпо­раций мира в конце XX века приведена в табл. 1.


Региональное размещение международных корпора­ций представлено в табл. 2..


Анализ международной деятельности 100 крупней­ших компаний мира, приведенных в UNCTAD World «Investment Report 1999г., позволяет сделать следую­щие выводы.


Все 100 крупнейших по размерам зарубежных вло­жений МК (исключая банковские и финансовые уч­реждения) базируются в промышленно развитых стра­нах. На их долю приходится 15% зарубежных акти­вов, 22% зарубежных продаж и 19% занятых в зарубежных филиалах 60 тыс. ТНК.


С точки зрения страны происхождения самую большую группу составляют американские корпо­рации (27 из 100 крупнейших). На них приходится 32,4% совокупных зарубежных активов, 26% зарубеж­ных продаж и 25,6% занятых. Крупнейшими амери­канскими компаниями по объему зарубежных активов являются Дженерал Электрик, Форд Моторз, Джене­рал Моторз, Эксон Корпорейшен и ИБМ.


17 мест в 100 крупнейших ТНК мира занимают японские компании с совокупным зарубежными ак­тивами в 15,7%, объемом зарубежных продаж в 22,8%, и числом занятых в зарубежных филиалах — 10,7% от соответствующих показателей 100 ТНК.


Европейским МК принадлежит 45 мест в этом спис­ке, в том числе Франция представлена 13, Германия и Великобритания — 11 ТНК. Совокупные европейс­кие активы европейских компаний составляют 40,1%, зарубежные продажи — 41,8%, а число занятых в зарубежных филиалах 51,4% от соответствующих по­казателей 100 ТНК.


Таблица 1



Отраслевая структура 100 ведущих ТНК мира, согласно данным ЮНКТАД, выглядит следующим об­разом:


— химико-фармацевтическая промышленность (21 ТНК);


— электронная и электротехническая промышлен­ность (18 ТНК);


— автомобилестроение (14 ТНК);


— нефтедобыча и нефтепереработка (13 ТНК);


— производство напитков и продуктов питания (9 ТНК);


— диверсифицированная отраслевая структура (7 ТНК).



Таблица 2


Распределение международных корпораций в их зарубежных филиалов по группам стран в 1996 году


Регион/страна
Кол-во родительских компаний в регионе
Кол-во размещенных в регионе филиалов

Промышленно развитые страны Развитые страны Страны с переходной экономикой:

в т.ч. Россия

 Весь мир

34353
3788

400  ------            38451


93311

101139

55000 7793 251450



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.