Санкт – Петербургский Государственный университет Экономики и Финансов Кафедра безопасности и защиты при ЧС. Курсовая работа по дисциплине: «Безопасность и защита при ЧС» Тема: «Система ГО РФ: задачи, структура, силы и средства» Выполнил: Научный руководитель: Санкт – Петербург, 2005 год.
Введение. 3 Вопрос №1: Задачи Гражданской обороны. 3 Вопрос №2: Структуры Гражданской обороны. 6 Вопрос №3: Силы и средства Гражданской обороны. 10 Обучение населения вопросам ГО. 12 Заключение. 13 Список использованной литературы. 14 Введение. «Хочешь жить в мире, готовься к войне»
В современной сложной международной обстановке в условиях возрастания опасности террористической угрозы каждый гражданин Российской федерации обязан знать или хотя бы иметь представление о системе Гражданской обороны, знать, как уберечь собственную жизнь в случае войны. Нашему народу не нужна война и он не готовит ее. Он на себе испытал все ее страшные ужасы. А будущая война, если же она все – таки случится, станет еще более разрушительной и повлечет огромные
жертвы среди мирного населения. Защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника является главной задачей гражданской обороны. Обучение по гражданской обороне является обязательным для всех граждан Российской федерации. Каждый человек должен уметь защитить себя, в случае необходимости применить навыки самопомощи и помощи пораженным. А для этого ему необходимо еще в мирное время изучить и практически
овладеть основными способами и средствами защиты от оружия массового поражения. Активное и добросовестное выполнение обязанностей по ГО – долг каждого человека. Цель данной курсовой работы — рассказать о том, какие задачи поставлены перед системой Гражданской обороны Российской федерации, рассказать о ее структуре, силах и средствах борьбы. Вопрос №1: Задачи Гражданской обороны. Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке
к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В современной войне, помимо обычных видов оружия, можно ожидать применения противником ядерного оружия, химического оружия и биологического оружия. Ядерное оружие является наиболее мощным из средств поражения и приводит к массовым потерям населения. Примером служат атомные взрывы в японских городах
Хиросима и Нагасаки. Ядерное оружие обладает несколькими поражающими факторами: ударной волной, световым излучением, проникающей радиацией, сейсмовзрывными волнами, электромагнитным импульсом и радиоактивным заражением местности. Эти факторы и определяют характер поражения населения и структуру санитарных потерь. Основой химического оружия являются отравляющие вещества, которые впервые были применены Германией в годы первой мировой войны. Международный
Женевский протокол 1925 г. признал химическое оружие запрещенным. Однако некоторые государства не приняли протокол, и в армиях этих государств отравляющие вещества вошли в арсенал средств массового поражения людей. Биологическое оружие является наиболее коварным, осужденным всем прогрессивным человечеством видом оружия массового поражения. Основу его составляют бактерии, вирусы, а также высокотоксичные продукты жизнедеятельности бактерий
– токсины. Основными специфическими свойствами ряда биоагентов, применяемых в качестве биологического оружия, является способность длительно сохраняться в окружающей среде, что позволяет ему вызывать эпидемии среди людей и сельскохозяйственных животных. Кроме того, существуют большие трудности с обнаружением факта применения противником биологического оружия, а также опасность заражения личного состава формирований ГО при выполнении спасательных работ в очаге. Эти виды оружия могут повлечь огромные потери.
Отсюда вытекает огромное государственное значение ГО. Оборонный потенциал страны, его составными частями являются: 1.Военный потенциал, в первую очередь силы ядерного сдерживания. 2.Моральный потенциал – желание населения встать на военную защиту государства, нести жертвы и тяготы войны. 3.Людской (мобилизационный) потенциал – численность населения, подлежащая призыву в вооруженные
силы и оборонные отрасли экономики. 4.Промышленный (экономический) потенциал – способность обеспечить экономическую независимость, произвести все необходимое для проведения и обеспечения военных действий. 5.Гражданская оборона – способность сохранить в условиях военных действий людской и промышленный потенциалы. В условиях, когда государство идет (или готово идти) на сокращение ядерных сил сдерживания, а вероятные противники усиливают свои военные потенциалы (США – за счет создания национальной противоракетной обороны,
Китай – за счет неограниченного роста количества своих ядерных зарядов и средств их доставки к целям), приоритетное направление получает гражданская оборона. В 21 веке гражданская оборона должна строиться по принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий ГО по времени и пространству в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств в нужное
время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения. Большие и сложные задачи ГО могут быть решены только при активном участии органов власти всех уровней, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения. Впервые, в истории государства 12.02.98.г. принят
Федеральный Закон «О гражданской обороне». Эти законом определяются задачи в области ГО и правовые основы в области их осуществления, полномочия органов власти всех уровней, силы средства ГО. Статья 2: Задачи в области ГО Основными задачами в области гражданской обороны являются: обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно – спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая
оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддерживание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны. Вопрос №2: Структуры
Гражданской обороны. Статья 11. Руководство гражданской обороной 1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. 2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. 3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. 4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Статья 12.
Органы, осуществляющие управление гражданской обороной Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны; 2) территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны
и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; Территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего
состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом. Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданского персонала; 3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на
решение задач в области гражданской обороны; 4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области
гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. В порядке проведения в жизнь ФЗ «О гражданской обороне» Правительство РФ приняло ряд важных постановлений: 1)от 10.06.99.№620 «Положение о гражданских организациях гражданской обороны», которым определен перечень организаций создающих формирования, а также порядок
их подготовки и деятельности. 2)от 10.07.99№782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области ГО.» К таким организация относятся категорированные объекты с численностью работников: до 500 чел. – 1 освобожденный работник; от 500 до 2000 чел. – два – три освобожденных работника; то 2000 до 5000 чел. – три – четыре освобожденных работника; свыше 5000 чел. – пять – шесть освобожденных работника.
В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 чел. – один освобожденный работник; С численностью работников менее 200 чел. – работа по ГО может выполняться по совместительству одним из работников организации. 3) от 10.06.99, №620 «Положение о гражданских организациях гражданской обороны» (ГОГО можно назвать синонимом – « формирования сил ГО и РСЧС» или просто « формирования»).
Такие формирования создаются по территориально – производственному принципу на базе организаций (далее « объектов»), независимо от их организационно – правовых форм, оснащаются специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и объектов от опасностей , возникающих при ведении военных действий или при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного времени. 4) от 2.11.2000. №841 « Положение об организации обучения в области гражданской обороны»
Этим постановлением определяются основные задачи обучения населения: а) изучение способов защиты от опасностей возникающих при ведении военных действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; б) совершенствование навыков в проведении АСДНР; г) овладения приемами и способами действий по защите населения. Этим постановлением все население страны разделено на следующие группы: а) начальники
ГО органов исполнительной власти; б) должностные лица и работники ГО, а также начальники ГО объектов; в) личный состав формирований сил ГО и РСЧС; г) работающее население, не входящее в состав формирований; д) учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования; е) неработающее население; Обучение является обязательным, бесплатным, дифференцированным и проводится в учебных учреждениях
МЧС, по месту работы (учебы) и по месту жительства. Руководит организацией и ведением ГО всегда первый руководитель на соответствующей территории или объекте - начальник ГО. Начальники ГО на всех уровнях осуществляют руководство ГО через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области ГО (Постановление правительства РФ от 10.07.99 г. №782): - на федеральном уровне -
МЧС; - на региональном уровне - региональные центры по делам ГОЧС МЧС; - в субъектах РФ (республики, края, области)- министерства, комитеты, главные управления по делам ГОЧС; - в городах, районах - управления по делам ГОЧС; - на объектах - штабы (отделы, секторы) по делам ГОЧС. Службы ГО организуются на всех уровнях, в том числе и на объектах, и служат для выполнения мероприятий
ГО, включая подготовку необходимых сил и средств, и обеспечения действий ГОГО в ходе проведения АСДНР в соответствии с профилем данной службы. По предназначению службы ГО классифицируются на : медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно- технические, автотранспортные, радиационной и химико-биологической защиты, связи и оповещения, охраны общественного порядка, коммунально-энергетические, питания, торговли, содержания убежищ и укрытий, снабжения
и т. д. Непосредственное руководство службами ГО осуществляют начальники этих служб, а исполнительными органами, предназначенными для выполнения возложенных задач являются формирования сил ГО и РСЧС (ГОГО). Количество служб ГО, их возможности обычно пропорциональны масштабу объекта или территории, на которой они создаются. На объектах с численностью персонала 100 человек и менее службы могут и не создаваться. Соответственно и формирования служб ГО могут отсутствовать.
Эвакуационная комиссия объекта создается для планирования, подготовки, руководства и проведения эвакуации сотрудников объекта, членов их семей, а также вывоза оборудования и имущества. На объекте с численностью персонала 100 человек и менее создается эвакогруппа. Все сотрудники эвакогруппы работают по совместительству. Примерный состав эвакогруппы: - заместитель начальника
ГО объекта по эвакомероприятиям - начальник эвакуационной группы; - заместитель начальника группы; - один- два технических работника. Рисунок 1. Схема организации гражданской обороны на объекте н/х. Вопрос №3: Силы и средства Гражданской обороны. Статья 15: Силы Гражданской обороны 1. Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны,
а также гражданские организации гражданской обороны. 2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном
Президентом Российской Федерации. 3. Аварийно - спасательные службы и аварийно – спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 16: Основы деятельности войск гражданской обороны 1. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое стрелковое и холодное оружие. 2. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца,
подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны. 3. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 4. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления
состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ.
Статья 17: Гражданские организации гражданской обороны 1. Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации. 2. В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане
Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет. а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до тех лет. В состав сил ГО входят: 1. Невоенизированные формирования
ГО. 2. Военизированные части ГО. 3. Силы и средства МО, МВД и Минздрава. 1) Невоенизированные формирования (НФ) ГО - группа гражданских лиц, численность которых определена руководящими документами, оснащенная техникой и имуществом, положенными по табелю. Эти формирования получили названия "Спасательная (сводная) команда", "Невоенизированные отряды
ГО". В состав НФ входят мужчины 16-60 лет и женщины 16-55 лет (кроме беременных и имеющих детей в возрасте до 8 лет) за исключением инвалидов всех групп. НФ классифицируют: а. По подчиненности: объектовые (подчинены начальнику объекта); территориальные (подчинены председателю исполкома); б. По назначению: — общего назначения (создаются на объектах н/х могут подчиняться руководителю предприятия или председателю исполкома); — специального (подчинены только
руководителю предприятия); Рисунок 2. Схема организации НФ. — специализированного (подчинены руководителю предприятия и вышестоящим руководителям министерств и ведомств); в. По степени готовности — повседневной (время готовности через 24 часа); — повышенной (время готовности через 6 часов); 2) В каждой области есть отдельный батальон ГО. 3) МО выделяет силы и средства в зависимости от вида
ЧС. МВД - пожарные команды или отряды. Минздрав - бригады скорой помощи, которые комплектуются за счет персонала больниц и поликлиник. Мирное время. Существует один сигнал: "Внимание всем!". После него текст, разрабатываемый штабом ГО. Военное время. Сигналы: "Воздушная тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Химическая тревога", "
Радиационная опасность". По сигналу "Воздушная тревога" личный состав НФ в рабочее время действует по команде командира формирования. В нерабочее время - укрыться в защитном сооружении по месту жительства. По сигналу "Отбой воздушной тревоги" - личный состав НФ обязан связаться с командиром. Если связи нет - прибыть на объект н/х.
По сигналам "Химическая тревога" и "Радиационная опасность" действия аналогичны. Обучение населения вопросам ГО. Основное содержание обучения населения. В основу подготовки населения положен принцип всеобщего обязательного обучения населения вопросам ГО. При обучении применяются следующие виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, семинары, групповые упражнения, тренировки, тактико-специальные
занятия и командно-штабные учения. Население РБ для изучения вопросов ГО условно разделено на пять категорий: 1.Руководящий и командно-начальствующий состав. 2.Рабочие и служащие, входящие в состав невоенизированных формирований. 3.Рабочие и служащие, не входящие в состав невоенизированных формирований. 4.Население, не занятое в сфере производства и услуг (пенсионеры, инвалиды).
5.Учащаяся молодежь. 1-я группа. Занимается по 15-и часовой программе в год на три года. В конце обучения дифференцированный зачет. Кроме того, один раз в 5 лет повышает квалификацию, раз в 8 лет привлекаются на городские, областные и республиканские курсы ГО без отрыва от производства. 2-я группа. Занимается по 15-и часовой программе в год. В конце обучения участвуют в тактико-специальных учениях.
Дифференцированный зачет. 3-я группа. Занимается по 15-и часовой программе в год на три года. Могут привлекаться на учения. Зачет (простой). 4-я группа. Изучает вопросы ГО самостоятельно. 5-я группа. Изучает вопросы ГО начиная со 2 класса. Во втором классе - 2 часа, в пятом классе - 6 часов (проводит классный руководитель), в 10-11 классах -
32 часа (военрук). ПТУ: если срок обучения до 1,5 года - 20 часов (военрук), более чем 1,5 года - 32 часа. ВУЗы: гуманитарии - 360 часов, технари - 50 часов. Заключение. 60 лет прошло со дня победы русского народа над немецко – фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Ее опыт со всей убедительностью подтвердил, что при получении населением
необходимых знаний, изучении правил поведения при нападении противника и навыках в действиях в очагах поражения советские люди успешно ликвидировали последствия вражеских бомбардировок, тушил пожары, спасали пораженных, оказывая им первую медицинскую помощь, восстанавливали разрушенные здания и сооружения. Современный уровень развития военной техники, оружия массового поражения требует от каждого гражданина более глубоких знаний мероприятий ГО и умений практически их выполнять.
Вот почему каждый человек должен овладеть необходимыми знаниями и навыками по защите заблаговременно, в мирное время. Идейная и психологическая стойкость людей — важный составляющий элемент готовности ГО. Патриотический долг всех граждан России — готовить себя морально и психологически к действиям в сложных условиях возможной войны, быть политически подкованным, изучать задачи, структуру, силы и средства систем ГО РФ. Список использованной литературы. 1.
Федеральный закон от 12.02.98. №28-ФЗ «О гражданской обороне». 2. .Постановление Правительства РФ от 10.06.99 №620 «О гражданских организациях гражданской обороны». 3. «Это должен знать и уметь каждый», М. Воениздат, 1980 г. 4. «Это должен знать и уметь каждый», М. Воениздат, 1985 г. 5. «Методические рекомендации по организации
ГО на объекте» МЧС М-99. 6. «Популярная медицинская энциклопедия», М 1991 г. 7. Библиотечка журнала «Военные знания» М-2000.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |