Реферат по предмету "Экономика"


Понятие и содержание хозяйственного учета и его видов

В основе развития человеческого общества лежит производство материальных благ. Создаваемые в процессе производства материальные ценности распределяются, происходит их обмен и потребление.


Для обеспечения контроля за этими непрерывно повторяющимися хозяйственными процессами, а также для управления ими необходимы сведения, или информация о них. Информацию получают путем систематического наблюдения, измерения этих хозяйственных процессов в определенных количествах, показателях и регистрации их в установленной системе.


Таким образом, хозяйственный учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику хозяйственных процессов в целях контроля за их развитием и управления ими.


Цели и задачи хозяйственного учета обусловлены способом общественного воспроизводства и зависят от уровня производительных сил и производственных отношений. На каждой ступени развития общества учет определяется особенностями того экономического строя, процессы которого он отражает и контролирует. Учет становится особенно необходимым, когда процесс производствa начинает носить общественный и утрачивает чисто индивидуальный характер.


Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. В бухгалтерском учете обеспечиваются регистрация, обработка и хранение информации о фактах финансово-хозяйственной деятельности [5, c.25].


Хозяйственный учет, чтобы он был успешным, должен отвечать определенным требованиям, важнейшими из которых являются:


Сопоставимость показателей учета с показателями плана. Она необходима для контроля за выполнением плановых заданий и для получения данных для планирования. Учетные и плановые по казатели должны быть сопоставимы по методам исчисления и по объему (единицы измерения: руб., шт.);


Своевременность учета особенно важна для оперативного управления производством. Оперативная работа требует на пла нируемый рабочий день иметь данные о наличии материалов, объеме выпускаемой продукции и т.д.;


Точность и правдивость информации, т.е. информация должна быть достоверной (приписки, изменение с корыстной це лью качества предметов сбыта искажают реальную картину, что в конечном счете приводит к ошибочным управленческим реше ниям);


Полнота учета. Обеспечивается регистрацией всех опера ций, происходящих в организации. Необходимо проводить учет затрат на каждом участке производства: изготовление продукции, поступление материалов, ремонт и т.д.;


Ясность и доступность учета имеют большое значение для привлечения трудящихся к управлению производством. Информация должна быть выражена в единицах измерения, понятных ши рокой аудитории (например, себестоимость продукции в денежном выражении, а не в нормо-часах);


Экономичность учета означает, что при четкой организации расходы на его ведение должны быть минимальными (на пример, компьютеризация учета) [7, c.46].


Существует три вида хозяйственного учета:


- Бухгалтерский;


- Оперативно-технический;


Статистический.


Бухгалтерский учет отражает хозяйственные средства, процессы и отдельные операции при сплошной непрерывной регистрации. Используется для контроля за выполнением производственной программы организации.


Оперативно-технический учет отражает отдельные факты, явления, операции в процессе наблюдения и используется для руководства и контроля за производственной деятельностью организации [1, c.37].


Статистический учет отражает социально-экономические явления и процессы в результате сбора и изучения информации и используется для выявления резервов выполнения производственной программы организации.


2. Предмет, объект и метод бухгалтерского учета


Хозяйственные средства организации и источники образования служат объектом бухгалтерского учета и входят в содержание его предмета.


Предметом бухгалтерского учета являются непрерывно повторяющиеся процессы производства, распределения, обмена и непроизводственного потребления, а также хозяйственные средства.


Бухгалтерский учет - это особый прием отражения хозяйственных явлений, который базируется на общих положениях диалектического метода, суть которого сводится к изучению всех процессов и явлений во взаимосвязи, в развитии, в движении от простого к сложному [2, c.31].


Объектом бухгалтерского учета является хозяйственные средства предприятия (имущество предприятия в натуральной и денежной форме).


Метод бухгалтерского учета - это совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности организации.


Всему многообразию хозяйственных средств и процессов следует дать денежную оценку. Затем необходимо обоснованно сгруппировать экономически однородные хозяйственные средства и процессы. Принципы оценки и группировки едины для всех организаций.


Метод бухгалтерского учета состоит из отдельных элементов, к которым относятся:


документация и инвентаризация как способ первичного на блюдения и контроля за хозяйственными явлениями;


оценка и калькуляция как способ стоимостного измерения учи тываемых объектов и явлений;


система счетов и двойная запись на счетах как способы теку щей регистрации и группировки отражаемых изменений с хо зяйственными средствами в процессе их движения;


бухгалтерский баланс и отчетность как способы заключи тельного обобщения учетных данных;


анализ хозяйственной деятельности и контроль за выполнением плана.


В любой организации за каждой хозяйственной операцией ведется наблюдение и контроль с помощью документации.


Документация - это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции или указание на ее исполнение. Ни одна запись в бухгалтерском учете не может быть сделана без соответствующего оформления ее документом. Так как хозяйственные операции совершаются в организации ежедневно и непрерывно, то и документы по всем операциям оформляются непрерывно [4, c.46].


Между учетными данными и фактической действительностью, несмотря на документальное оформление записей всех операций, в практике иногда возникают расхождения. Это может быть вызвано ошибками в учетных записях, неточностями при отражении отпуска ценностей и хищениями.


Кроме того, существуют процессы, которые не могут быть отражены документально, например усушка, утруска и прочие недостачи, которые называются естественной убылью.


Чтобы сравнить данные учета и фактическое наличие средств в организации, применяется способ инвентаризации.


Результаты инвентаризации отражаются в специальных документах - актах, которые служат основанием для учетных записей.


Для дальнейшего отражения в учете и обобщения разнородных хозяйственных операций их необходимо выразить в едином измерении. Это осуществляется с помощью оценки.


Оценка является способом денежного выражения объектов бухгалтерского учета. Натуральные показатели, содержащиеся в первичных документах, переводятся в денежные путем умножения установленной цены на количество, указанное в документе.


При ведении хозяйственного учета требуется точный подсчет затрат, относящихся к каждому объекту учета. Это достигается применением в учете такого способа, как калькуляция.


Калькуляция — это способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости изготовления единицы продукции. Калькуляция является основой денежной оценки объектов. Оценка и калькуляция тесно связаны между собой и имеют большое значение в осуществлении хозяйственного расчета, так как позволяют сопоставить затраты организации и результаты ее хозяйственной деятельности [2, c.29].


Все хозяйственные средства после их оценки обобщаются по экономически однородным показателям и объединяются в группы. Текущий учет хозяйственных средств и их движение ведется с помощью системы бухгалтерских счетов. На каждую группу хозяйственных средств и каждый вид источников образования средств открывается отдельный счет.


Хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учета отражаются посредством двойной записи. Двойная запись является способом взаимосвязанного отражения и контроля каждой хозяйственной операции одновременно на двух счетах в одной и той же сумме. Так, при записи на счетах отпуска материалов со склада в производство взаимодействуют показатели ценностей на складе и затраты на производство. При отражении этой операции количество ценностей на складе становится меньше, одновременно затраты на производство увеличиваются.


Все записи на счетах обобщаются за отчетный период (как правило, месяц) с помощью особого метода - балансового обобщения.


Бухгалтерским балансом называется способ группировки и отражения в денежной оценке хозяйственных средств по их составу и источникам образования на определенную дату (обычно на первое число месяца). Бухгалтерский баланс характеризуется равенством средств организации по видам и размещению и источникам образования. Структура баланса, так же как и система бухгалтерских счетов, с которой баланс органически связан, основана на экономической группировке хозяйственных средств.


Для осуществления контроля за выполнением плана по различным показателям хозяйственной деятельности в организациях наряду с балансом составляется отчетность за определенный период [8, c.17].


Отчетность - это система экономических показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности организаций, объединений, степень выполнения ими плановых заданий. Отчетность составляется на основании итоговых записей в системе счетов бухгалтерского учета. В отчетности могут приводиться данные за прошлые отчетные периоды, что позволяет судить об изменениях в деятельности организации.


3. Классификация объектов бухгалтерского учета


Все средства предприятия классифицируются по двум признакам:


по видам и размещению;


по источникам образования и назначению.


Средства организации по видам и размещению. Средства организации по видам и размещению подразделяются на внеоборотные активы и оборотные активы


Внеоборотные активы. Основные средства (здания, машины и оборудование и т.д.) действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что позволяет организации включать их стоимость в себестоимость продукции частями в течение нормативного срока.


Доходные вложения в материальные ценности - вложения в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода [1, c.25].


Нематериальные активы - объекты долгосрочного пользования, имеющие стоимостную оценку, но не имеющие материально-вещественной формы (право собственности, ноу-хау и т.д.).


Вложения во внеоборотные активы - это средства организации, направленные или вложенные в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов, земельных участков


Оборотные активы. Нормируемыми называются оборотные средства, вложенные в те виды материальных ценностей, которые необходимы организации для выполнения производственной программы (предусматриваются нормы запасов).


Сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, запасные части представляют собой оборотные средства (предметы труда), которые используются в одном производственном цикле и поэтому полностью переносят свою стоимость на изготовленную продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги.


Незавершенное производство - стоимость продукции, не прошедшей все стадии производственного процесса и не переданной на склад или не сданной заказчику.


Денежные средства - суммы наличных денежных средств в кассе организации и операционной кассе и денежных средств на расчетном, валютном и специальном счетах в банке, переводы в пути, а также денежные документы (авиабилеты и железнодорожные билеты, акцизные марки и т.д.).


Финансовые вложения - это инвестиции организации в ценные бумаги (акции, облигации), в уставные фонды других организаций; предоставление займов с целью получения дополнительных доходов в виде процентов [4, c.52].


Расчеты с дебиторами. Дебиторской задолженностью называются средства в расчетах, т.е. по существу это средства данной организации, временно находящиеся у других организаций или лиц, которые по истечении определенного срока подлежат возврату данной организации в виде денежных или иных средств. Дебиторами могут быть: покупатели, которые сразу не оплатили отгруженную продукцию или товар; подотчетные лица, получившие в кассе деньги в виде аванса под отчет; работники организации по предоставленным им ссудам и займам, по возмещению материального ущерба; учредители, имеющие задолженность по вкладу в уставной фонд при его формировании


Средства организации по источникам образования. Средства организации по источникам образования подразделяются на источники собственных средств, доходы (расходы), расчеты (заемные средства).


Источники собственных средств (фонды, резервы, бюджетное и другие виды финансирования, нераспределенная прибыль).


Уставный фонд - совокупность в денежном выражении вкладов учредителей в имущество организации при его создании для обеспечения деятельности организации в размерах, определенных учредительными документами.


Резервный фонд - образуется за счет нераспределенной прибыли организации для покрытия незапланированных расходов, возникших в процессе работы организации.


Добавочный фонд - образуется за счет переоценки в соответствии с установленным порядком внеоборотных активов организации; эмиссионного дохода акционерного общества при размещении акций по цене выше номинальной.


Целевое финансирование — поступление средств для осуществления мероприятий целевого назначения (вступительные и членские взносы, благотворительная помощь, поступления от вышестоящей организации).


Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - прибыль (убыток), остающаяся в распоряжении организации после реформации баланса по состоянию на 31 декабря [4, c.43].


Доходы (расходы):


резервы предстоящих расходов;


расходы будущих периодов;


доходы будущих периодов;


прибыль (убыток) отчетного года.


Резервы предстоящих расходов создаются с целью равномерного включения некоторых расходов в себестоимость продукции (на оплату очередных отпусков, ремонт основных средств и т.д.).


Расходы будущих периодов - расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относятся к будущим отчетным периодам (освоение новых видов продукции, неравномерно производимыйремонт основных средств, подписка на специальную литературу). 


Источники собственных средств (фонды, резервы, бюджетное и другие виды финансирования, нераспределенная прибыль).


Уставный фонд - совокупность в денежном выражении ладов учредителей в имущество организации при его создании


обеспечения деятельности организации в размерах, определенных учредительными документами.


Резервный фонд - образуется за счет нераспределенной прибыли организации для покрытия незапланированных расходов, возникших в процессе работы организации.


Добавочный фонд - образуется за счет переоценки в соответствии с установленным порядком внеоборотных активов организации; эмиссионного дохода акционерного общества при размещении акций по цене выше номинальной [3, c.47].


Целевое финансирование - поступление средств для осуществления мероприятий целевого назначения (вступительные и членские взносы, благотворительная помощь, поступления от вышестоящей организации).


Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) — прибыль (убыток), остающаяся в распоряжении организации после реформации баланса по состоянию на 31 декабря.


Доходы (расходы):


резервы предстоящих расходов;


расходы будущих периодов;


доходы будущих периодов;


прибыль (убыток) отчетного года.


Резервы предстоящих расходов создаются с целью равномерного включения некоторых расходов в себестоимость продукции (на оплату очередных отпусков, ремонт основных средств и т.д.).


Расходы будущих периодов - расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относятся к будущим отчетным периодам (освоение новых видов продукции, неравномерно производимый ремонт основных средств, подписка на специальную литературу).


Список литературы


Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. 3-е изд., переаб. и доп. / О.А.Левкович, И.Н. Бурцева. – Мн.: Амалфея, 2005г. –800с.


Бухгалтерский учёт / Под ред. Н.И. Ладутько. ─ 2-е изд., перераб. и доп. ─ Мн.: ФУАинформ, 2001. ─ 832с.


Бухгалтерский учет / Под. общей ред. Е.И. Тишкова. ─ Мн.: Выш. шк., 2001. ─ 684с.


Бухгалтерский учет: Учебно-методическое пособие / Н.С. Стражева, А.В. Стражев. ─ 10-е изд., перараб. и доп. ─ Мн.: Книжный Дом, 2004. – 432с.


Бухгалтерский учет: Теория. Документы. Проводки. Регистры. Отчетность по новому Плану счетов: учеб.-практич. пособие / Ладутько H.И., Борисевский П.Е., Крупнова А.В.; Под общ. ред. Ладутько H.И. -5-е изд., перераб. и доп. -Мн.: ФУАинформ, 2005. -742с.


Изменения в бухгалтерском учете при переходе на новый План счетов / И.Н. Бурцева, О.А.Левкович. – Мн.: Дикта, 2003г. –192с.


Кобзик Е.Г. Бухгалтерский учет и аудит: Курс лекций. -Часть I. -Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. -177с.


Кобзик Е.Г. Бухгалтерский учет и аудит: Курс лекций. -Часть II. -Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. -192с.


Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет – М.: Инфра-М, 1999. – 584с.


Новый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия). Комментарии. Рекомендации к применению / В.Е. Ванкевич, Е.Н. Шибеко, А.Л. Бавдей и др.; Под общ. ред. Л.Л. Ермолович, В.Е. Ванкевича. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – 368с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/


Дата добавления: 30.05.2007



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.