Валерий Викторович Koвaлeв, доктор экономических наук, профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета СПбГУ, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине РФ.
Любое предприятие имеет множество контрагентов — поставщиков, покупателей, кредиторов, с которыми его связывают договорные отношения, предполагающие выполнение расчетных и кредитных операций. Всех контрагентов можно подразделить на две категории: дебиторы и кредиторы; первые временно пользуются средствами, предоставленными им предприятием, вторые, напротив, являются поставщиками ресурсов, и уже предприятие временно пользуется чужими средствами.
Поскольку дебиторская задолженность представляет собой по сути иммобилизацию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота, собственных оборотных средств предприятия, сопровождающуюся косвенными потерями, любое предприятие заинтересовано в максимально возможном ускорении оборачиваемости омертвленных в дебиторах средств. С кредиторской задолженностью дело обстоит ровно наоборот; это источник средств, поэтому предприятие заинтересовано в максимально длительном использовании чужих средств, т.е. в оттягивании срока платежа.
Ситуация с платежной дисциплиной усугубляется в периоды инфляции — любая непредусмотренная задержка в платежах может обернуться как доходами, так и потерями. Косвенные доходы возникают в связи с максимально возможным оттягиванием расчетов с кредиторами, когда может оказаться выгодным уплатить штраф «облегченными» ввиду инфляции деньгами; косвенные потери имеют место, в частности, из-за платности источников средств.
Чтобы стимулировать ускорение расчетов многие предприятия применяют систему скидок, смысл которой состоит в том, что в договоры купли/продажи, как правило, включают опцию о скидке с цены при условии оплаты полученной продукции в достаточно сжатые сроки. Если покупатель не пользуется опцией, т.е. оплачивает товар с предусмотренной договором существенной отсрочкой платежа, у него на некоторое время появляется дополнительный источник средств, но этот источник уже не бесплатен, так как покупатель отказался от скидки.
Стандартизованный договор, содержащий опцию, имеет вид: «d/k чисто n» (d/k net n), т.е. покупатель может получить скидку в размере d%, если он оплатит покупку в течение к дней, в оставшиеся ( n - k) дней оплата должна быть сделана по полной цене. Значениями параметров варьируют в зависимости от надежности покупателя.
Стоимость источника «Краткосрочная кредиторская задолженность» в случае отказа от опции рассчитывается по следующей формуле:
kcr = {[d/ (100 - d)] * [360 / (n - k)]} * 100%
где d — скидка, которую можно получить, оплатив товар в течение k дней, %; n — число дней, в течение которых товар подлежит обязательной оплате.
Например, если договор имеет вид «3/10 чисто 45», то стоимость источника равна 31, 8% {[3 / (100 - 3 )] * [360 / (45 - 10 )]} *100% = [(3 / 97 ) * (360 / 35 )] * 100%) = 31, 8%. Логика рассуждений очевидна: допустим, что полная цена равна 100 руб.; отказ от скидки означает, что за пользование дополнительным (в течение 35 дней) источником придется платить больше на 3, 093% (3 / 97 * 100%); переход к характеристике стоимости в терминах годовой процентной ставки как раз и дает величину 31, 8%. Легко заметить, что этот источник весьма дорогой; вот почему скидками чаще всего пользуются.
Приведенная методика имеет отношение, прежде всего, к аналитическому обоснованию схемы расчетов с кредиторами. Что касается дебиторской задолженности, то помимо этой же методики целесообразно иметь в виду и еще один аспект, также связанный с понятием стоимости источника
Дело в том, что дебиторы — это актив; для поддержания любого актива нужны источники, которые, в основном, не бесплатны. В подавляющем большинстве случаев невозможно указать, на какие цели был использован тот или иной источник. Вместе с тем возможен следующий вариант рассуждений. Несвоевременное поступление средств в погашение дебиторской задолженности снижает платежеспособность предприятия и нередко вынуждает его обратиться в банк за краткосрочной ссудой на пополнение оборотных средств и выполнения своих обязательств перед кредиторами. Банк берет проценты за предоставленные кредиты, которые и могут быть увязаны с дебиторской задолженностью как первопричиной взятия кредита.
Таким образом, если у предприятия есть проблемы с финансированием текущих расходов, поддержание относительно более высокого уровня дебиторской задолженности требует привлечения дополнительных источников финансирования, например ссуд банка, а значит и дополнительных финансовых затрат. Предположим, что оборачиваемость средств, вложенных в дебиторскую задолженность, возросла за отчетный период на 20 дней. Если банк дает ссуды под 60% годовых, то за эти двадцать дополнительных дней за каждую тысячу рублей ссуды пришлось бы заплатить:
1000 * (60% / 100%) * (20 / 360) = 33, 3 руб.
Таким образом, относительные потери составляют 3, 3% (33, 3 руб. / 1000 руб.), поэтому для их сокращения предприятие может предложить своим покупателям скидку до 3% с отпускной цены с тем, чтобы стимулировать их по крайней мере вернуться к прежнему режиму оплаты.
Резюмируя, можно утверждать, что аналитическое обоснование политики в отношении дебиторов и кредиторов заключается в выборе и/или установлении нескольких вариантов типовых договоров с варьирующими условиями оплаты, в том числе и по величине предоставляемой скидки.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/
Дата добавления: 02.06.2010
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |