Татьяна Елькина
По каким критериям отбираются кандидаты для проведения выездных проверок?
Какие документы затребуют представители Пенсионного фонда в ходе выездной проверки?
На что обратят внимание при проверке первичных документов?
Методические
рекомендации по организации и проведению выездных проверок утверждены
распоряжением Правления Пенсионного фонда от 3 февраля
С
появлением Методички распоряжение Правления Пенсионного фонда от 11 мая
Методичка определяет перечень документов, которые могут быть запрошены у ИП, устанавливает вопросы, которые будут интересовать контролеров.
План выездных проверок составляется в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируются проверки. При этом проводится полный анализ потенциального кандидата на основании всей имеющейся у фонда информации. Кроме того, сведения могут запрашиваться в налоговой инспекции. План-график на очередной год утверждается до 25 декабря, но в него могут вноситься изменения. В ходе планирования осуществляются следующие процедуры:
- анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков представления расчетов, уменьшение начисления страховых взносов при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, отражение в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц, резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода);
- анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;
- анализ динамики поступления и задолженности страховых взносов;
- анализ иной информации, полученной из внешних источников.
В ходе названных процедур контролеры для отбора плательщиков в план проверок будут ориентироваться на критерии, установленные в Методичке (таблица 1).
Таблица 1. Критерии отбора плательщиков страховых взносов для включения в план выездных проверок Пенсионного фонда
N п/п |
Критерий |
1 |
Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников) |
2 |
Несвоевременное представление индивидуальных сведений |
3 |
Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами |
4 |
Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом |
5 |
Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений) |
6 |
Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд |
7 |
Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности |
8 |
Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам |
9 |
Периодичность проведения проверок плательщика - не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц) |
10 |
Наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов |
*Фирмы и предприниматели, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются (п. 2.2.1 Методички)
В ходе выездной проверки осуществляется контроль не только правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование. Пенсионщиков будут интересовать также документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц (п. 7 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
На основе плана-графика выносится решение, один экземпляр которого передается плательщику страховых взносов. В рамках выездной проверки рассматривается период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проверке. Методичка рекомендует контролерам выбирать целое число расчетных периодов. Таковым является календарный год, то есть текущий год в проверяемый период советуют не включать, но и не запрещают. Назначать проверку рекомендовано не раньше наступления сроков представления расчета за последний расчетный период, то есть решение о проверки уплаты взносов, к примеру, в 2011 году, скорее всего, будет вынесено после 15 февраля (срок представления расчета по итогам года) 2012 года. Но, опять же, это только рекомендация.
Перед выходом на проверку представитель фонда:
- анализирует документы о деятельности бизнесмена, имеющиеся в наблюдательном деле;
- знакомится с результатами предыдущей выездной проверки;
- формирует по плательщику страховых взносов реестр платежей страховых взносов;
- направляет запросы в иные организации о представлении дополнительной информации и документов, подтверждающих правильность исчисления и свое временность уплаты страховых взносов.
Таблица 2. Проверка документов в ходе выездной проверки Пенсионного фонда
N п/п |
Документы, представленные по требованию фонда, проверяются в части: |
1 |
Полноты представленного комплекта истребованных документов |
2 |
Правильности оформления первичных учетных документов, представленных для проверки |
3 |
Наличия утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов |
4 |
Правильности заполнения обязательных реквизитов в документах |
5 |
Правильности внесения исправлений |
6 |
Наличия подчисток и помарок |
7 |
Соответствия даты записи хозяйственных операций по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в регистре бухгалтерского учета периоду, в котором данные начисления были включены в базу для начисления страховых взносов |
8 |
Правильности подсчета соответствующих итогов в документах |
Контролеры
вправе требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты
(перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие
правильность расчетов и уплаты. Требование о представлении документов
составляется строго по форме 14, утвержденной приказом Минздравсоцразвития
России от 7 декабря
В Методичке приводится перечень документов, которые могут быть истребованы для проверки. Ревизоров заинтересуют такие организационно- распорядительные документы, как приказы, коллективные, трудовые и гражданско-правовые договоры, соглашения с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц. В приложении N 1 к Методичке приведен перечень документов, истребуемых при проверке. Перечень не является закрытым, а в тексте Методички встречаются иные документы, мы попытались составить наиболее полный список (таблица 3).
Таблица 3. Комплект документов, подлежащих истребованию у плательщика страховых взносов для проведения выездной проверки
tr>
N п/п |
Вид документа |
1 |
Приказы об учетной политике (ИП не обязаны составлять учетную политику, но документ может составляться, если коммерсанту необходимо утвердить какой-либо внутренний бланк, порядок ведения раздельного учета, иные правила учета, не урегулированные законом) |
2 |
Разрешительные документы (лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр.) |
3 |
Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников |
4 |
Расчеты РСВ-1 ПФР |
5 |
Синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период: - книга учета доходов и расходов, кассовая книга, ведомости (оборотно-сальдовые), главная книга, мемориалы-ордера, журналы-ордера и пр. Не все из названных документов ИП обязаны заполнять. Затребовать могут лишь те регистры учета, которые ИП ведет |
6 |
Список внештатных работников, список сотрудников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг |
7 |
Договоры со страховой медицинской организацией (СМО) на обязательное медицинское страхование работающих граждан, с приложением списка граждан, застрахованных на ОМС |
8 |
Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат
(иных вознаграждений) и страховых взносов (рекомендуемая форма приложена к
письму Пенсионного фонда от 26 января |
9 |
Организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы (в том числе об учетной политике), коллективные договоры, соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц) |
10 |
Трудовые договоры |
11 |
Трудовые книжки работников |
12 |
Договоры гражданско-правового характера |
13 |
Акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг) |
14 |
Документы по подотчетным суммам (авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККМ, квитанции и пр.) |
15 |
Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (рекомендуемая форма 1-НДФЛ) |
16 |
Копии форм документов индивидуального (персонифицированного учета) в системе ОПС, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период |
17 |
Расчетные документы (счета и пр.) |
18 |
Банковские и кассовые документы, в том числе платежные (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы) |
19 |
Документы, используемые при проверке кассовых операций (приказ о назначении кассира, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, кассовая книга, отчет кассира (второй лист кассовой книги), приходные и расходные кассовые ордера; при наличии ККМ проверяются: договор с ЦТО, журнал кассира-операциониста, справки-отчеты кассира-операциониста, X отчеты, Z-отчеты) |
20 |
Формы первичной учетной документации, в том числе унифицированные: 1) по учету кадров: Т-1 - Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу; Т-2 - Личная карточка работника; Т-3 - Штатное расписание; Т-5 - Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу; Т-5а - Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу; Т-6 - Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику; Т-6а - Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам; Т-8 - Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работником (увольнении); Т-8а - Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работниками (увольнении); Т-11 - Приказ (распоряжение) о поощрении работника; 2) по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда: Т-12 - Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда; Т-13 - Табель учета рабочего времени; Т-49 - Расчетно-платежная ведомость; Т-51 - Расчетная ведомость; Т-53 - Платежная ведомость; Т-54 - Лицевой счет; 3) прочие документы |
21 |
Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы) в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. К указанным документам могут относиться: ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц |
22 |
Учредительные документы: устав и (или) учредительный договор, положение (у ИП этих документов нет) |
23 |
Бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения (у ИП отсутствует) |
24 |
Регистры бухгалтерского учета: главная книга; журналы-ордера; мемориалы-ордера; оборотно-сальдовые ведомости; аналитические карточки (карточки субконто и др.); своды по заработной плате; разработочные таблицы-машинограммы (ИП бухучет не ведут) |
25 |
У фирм дополнительно затребуют аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам: 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 55 "Специальные счета в банках", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Если в проверяемом периоде осуществлялись выплаты, в натуральной форме, то в ходе выездной проверки будут рассмотрены следующие счета бухгалтерского учета: 41 "Товары", 10 "Материалы", 43 "Готовая продукция", 45 "Товары отгруженные". Если производилась безвозмездная передача материальных ценностей, то контролеры просмотрят регистры бухучета по счету 91 "Прочие доходы и расходы". Индивидуальные предприниматели бухучет не ведут, соответственно карточек по счетам у ИП нет |
26 |
Статформа N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" затребуется у юрлиц (коммерческих и некоммерческих организаций, кроме субъектов малого предпринимательства) |
27 |
В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг) |
28 |
Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда |
29 |
При необходимости иные документы |
Большой раздел Методички посвящен основным вопросам, подлежащим проверке и описанию в акте выездной проверки (таблица 4). Причем каждому из вопросов посвящена отдельная глава Методички с примерами и указанием конкретных показателей, строк отчетности, на которые проверяющие должны обратить внимание.
В Методичке прописаны процедуры проверки отдельных выплат. При этом разделяются по видам: выплаты из кассы наличными, по безналу, вознаграждение в виде натуральной оплаты. А также рассматриваются операции по реализации (безвозмездной передаче) работникам материальных ценностей. Но все вопросы рассматриваются с точки зрения проверки фирм, которые ведут бухучет: перечисляются счета бухгалтерского учета, на которые нужно обратить внимание, сальдо и т. п. Информации для предпринимателей немного, в основном это упоминание первичных документов, на которые контролеры обратят внимание при проверке выплат.
Таблица 4. Основные вопросы, подлежащие проверке и описанию в акте выездной проверки
N п/п |
Вопрос |
Комментарий |
1 |
Установление категории плательщика страховых взносов |
Согласно статье 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: - организации; - индивидуальные предприниматели; - физлица, не признаваемые ИП; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой |
2 |
Своевременность и полнота представления расчетов и индивидуальных сведений |
Контролеры проверяют следующее: какие расчеты, сведения индивидуального (персонифицированного) учета и по какой форме представлены в проверяемом периоде, нарушены ли сроки представления расчетов и индивидуальных сведений. В случае представления уточненных расчетов указываются периоды, за которые представлены "уточненки", даты их представления с указанием сроков представления: до начала проверки, в ходе проверки, после окончания проверки. При проверке уточненных расчетов просматривается достоверность представления корректирующих форм индивидуальных сведений. Нарушения сроков, суммы расхождения отражаются в отчетности в акте проверки |
3 |
Правильность определения объекта обложения страховыми взносами и базы для их начисления |
Контролеры сравнивают выплаты и вознаграждения, на которые фактически начислены взносы, с видами выплат и вознаграждений, на которые должны быть начислены страховые взносы в соответствии с Законом N 212-ФЗ. Цель - исследовать, рассчитать и сравнить количественные и суммовые данные по выплатам физлицам, отраженные в отчетности, с фактическими данными учета по всем видам выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физлиц. При проверке организаций сравниваются сведения, указанные в форме РВС-1 ПФР с данными бухучета. ИП ведут учет в книге учета доходов и расходов, именно она заинтересует проверяющих. О "вмененщиках", которые не обязаны вести книгу учета, Методичка умалчивает |
4 |
Правильность определения необлагаемых сумм |
Анализируется обоснованность отнесения выплат к суммам, освобождаемым от уплаты взносов (ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Если выплата, по которой не были начислены страховые взносы, соответствует критериям, установленным частями 1, 2 и 3 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (государственные пособия, компенсационные выплаты, установленные властями, сумме единовременной материальной помощи), проверяется документальное подтверждение и размеры данной выплаты |
5 |
Правильность начисления и уплаты (перечисления) страховых взносов |
Контролеры осуществляют проверку: - полноты и правильности ведения индивидуальных карточек
по учету сумм начисленных взносов. Плательщикам взносов рекомендовано вести
учет сумм начисленных выплат (иных вознаграждений), взносов, в отношении
каждого физлица в карточке, прилагаемой к совместному письму Пенсионного
фонда от 26 января - соответствия сумм начисленных взносов, отраженных в формах индивидуального учета по каждому физлицу, суммам, отраженным в расчетах по страховым взносам; - соответствия и сопоставимости показателей, отраженных в формах индивидуального учета, показателям, отраженным в карточке по учету доходов и НДФЛ и справке о доходах физлиц по форме N 2 НДФЛ. Если сумма начисленных доходов по справке 2-НДФЛ больше, чем база для начисления страховых взносов, отраженная в карточке индивидуального учета за аналогичный период, то необходимо выяснить причину расхождения и обоснованность исключения сумм доходов из обложения страховыми взносами; - правильности применения тарифов страховых взносов и арифметических подсчетов при начислении сумм страховых взносов, а также обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов. В случае выявления нарушений проверяющим рекомендуется подобрать документы, подтверждающие отдельно каждый факт выявленных нарушений; доначислить страховые взносы; сформировать предложения о привлечении страхователя к ответственности, а также об устранении выявленных нарушений. |
Источник Материал предоставлен журналом "Современный предприниматель"
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pravcons.ru/
Дата добавления: 20.03.2012
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |