Реферат по предмету "Математика, физика, астрономия"


Об одном способе экспериментального определения гидродинамических параметров поплавкового маятникового акселерометра

Васюков С. А.


В поплавковых маятниковых акселерометрах, работающих в компенсационном режиме, подвижная система содержит два цилиндрических поплавка, которые служат для обеспечения гидростатической разгрузки. Поверхности поплавков могут быть использованы в качестве роторов электростатических подвесов, выполняющих роль дополнительных прецизионных элементов центрирования подвижной системы.


В отличие от вакуумных подвесов, в поплавковых физическое демпфирование реализуется посредством вязкой жидкости, что облегчает достижение устойчивого взвешивания. Подвижная система, охваченная обратной связью по измерительной оси, практически не совершает разворотов вокруг этой оси. Конечно, и в этом случае имеет место воздействие электростатического подвеса на точностные характеристики прибора через возмущающий момент на измерительной оси, однако возможность высококачественного изготовления цилиндрического ротора подвеса существенно снижает влияние этого момента и делает его вклад в уравнения движения вокруг этой оси пренебрежимо малым.


Задача по определению гидродинамических сил и моментов, которые действуют на цилиндрический поплавок при его движении в вязкой жидкости, наиболее полно исследована в работе Никитина Е. А. [1]. Математическая модель, рассмотренная в [1], представляла собой связанную задачу гидродинамики, включающую в себя задачу гидродинамики в цилиндрической щели и две разные задачи гидродинамики в торцевых щелях, состоящие из уравнений Навье-Стокса и неразрывности. К ним добавлялись условия согласования давления и расхода жидкости при переходе из цилиндрической щели в торцевую щель и соответствующие граничные условия.


Известно, что гидродинамическую силу можно представить в виде


  (1)


где  и  присоединенная масса и коэффициент линейного демпфирования. В [1] были получены аналитические выражения для осевого (2) и радиального (3) движений поплавка


 (2)


 (3)


где  - динамическая вязкость,  - плотность жидкости, , , ,  - размеры поплавкового узла, рис. 1.


Экспериментальные исследования на опытных образцах приборов с электростатическими подвесами показали, что времена центрирования (всплытия с упоров) поплавковых узлов значительно меньше, чем расчетные с использованием выражений (2) и (3). Это можно объяснить завышенными расчетными значениями коэффициентов демпфирования.


Попытка уточнения коэффициентов демпфирования, присоединенных масс и моментов инерции для конструкций с малыми (порядка 50 мкм) зазорами была предпринята в работе [2]. Однако в этом случае расчетные соотношения отличались от экспериментальных значений в 2 – 3 раза в меньшую сторону.


В ряде работ С. А. Анциферова и Л. И. Могилевича, в частности в [3] произведено уточнение значений гидродинамических сил за счет учета несимметричного истечения жидкости в торцевые щели.


Чем же можно объяснить значительное расхождение теоретических и экспериментальных результатов. Очевидно тем, что в расчетных моделях рассматривалось идеализированное движение цилиндрического поплавка в цилиндрической камере, и было невозможно учесть сложность конкретных конструкций поплавковых узлов и наличие дополнительных каналов перетекания жидкости.


В связи с этим, более достоверными оказываются данные об этих параметрах, полученные при испытаниях опытных образцов приборов. Ниже предлагается способ экспериментального определения коэффициентов углового и линейного демпфирования при воздействии принудительной знакопеременной силы в электростатическом подвесе.


Пусть система электродов цилиндрического электростатического подвеса ориентирована относительно правой ортогональной системы координат, как показано на рис. 1.


Введем неподвижную систему координат , жестко скрепленную с корпусом прибора, начало которой помещено в центре подвеса, и подвижную , скрепленную с поплавком. Тогда уравнения движения цилиндрического ротора, взвешенного в жидкости, с учетом допущений, продиктованных условиями работы поплавковых маятниковых приборов, примут вид:



Рис. 1


а) для горизонтального положения оси прибора


 (4)


б) для вертикального положения оси прибора


 (5)


где  - силы и моменты электростатического подвеса,


 - гидродинамические силы и моменты,


 - возмущающие силы и моменты,


 - архимедова сила,  - момент маятника,  - момент дифферента,


 - момент, создаваемый системой обратной связи вокруг измерительной оси прибора.


Для дальнейшего анализа уравнений движения необходимо представить силы и моменты в правых частях уравнений (4) и (5) в форме, раскрывающей их зависимость от линейных и угловых координат.


Для оценки величины линейного демпфирования рассмотрим уравнение движения поплавка по оси y только под действием электростатической силы и остаточного веса:


 (6)


где  - полная (с учетом присоединенной) масса, - остаточный вес (неплавучесть).


Перед началом эксперимента проведем центрирование в электростатическом подвесе так, чтобы выставить в среднее положение цапфы поплавков в камниевых опорах, рис. 1. Другими словами, с помощью подвеса обеспечивается одинаковый зазор  между поверхностью цапфы и верхним и нижним камниевым упором. Введем в канал y подвеса низкочастотный периодический сигнал, заставляющий поплавок совершать принудительные движения от верхнего упора к нижнему упору и наоборот. Как видно из рис. 2, при движении в одном направлении сила подвеса складывается с силой остаточного веса,


а при движении в другом направлении вычитается.




 Рис. 2


Так как полный ход цапфы от упора до упора  мал (порядка 5 мкм), то можно считать силу, создаваемую подвесом на всем участке принудительного движения постоянной, и в этом случае решение уравнения (6) принимает вид


 (7)


Пренебрегая малой постоянной времени , запишем


  (8)


На рис. 3 схематично показано принужденное движение поплавка от нижнего упора к верхнему за время  и в обратном направлении за время . Полный ход при этом равен .



 Рис. 3


Из (8) при соответствующих начальных условиях можно найти


  (9)


Уравнения (9) могут быть разрешены или относительно , или относительно .


  (10)


Методики определения остаточного веса для температуры при которой проводился эксперимент (при известной температуре балансировки подвижной системы) хорошо известны. Следовательно, измеряя времена  и , можно вычислить . Вычисления  возможны также, если рассчитать силу подвеса . Так, для импульсного электростатического подвеса с опорным напряжением на электродах , измерения через остаточную неплавучесть при , дали результат,


 


А вычисления через силу подвеса показали


 


При измерениях демпфирования по оси x (не весовая ось) при


, что дает хорошее совпадение результатов.


Измерения, проведенные для осевого канала z, при выставке оси z как весовой, показали



Если же ось z не весовая, то


Для нахождения углового демпфирования ось подвеса z устанавливается в вертикальное положение и к поплавку прикладывается знакопеременный принуждающий электростатический момент. Здесь, так же как и в предыдущем случае, устанавливается разность интервалов времени  и , причем в интервале  момент электростатических сил складывается с моментом маятника, а в интервале их величины вычитаются


 


где  и  - момент маятника и угловой люфт цапфы поплавка.


Переходные процессы, вычисленные по уравнениям движения с учетом демпфирований, определенных по вышеприведенной методике, с хорошей степенью точности (порядка 10%) совпадают с экспериментальными результатами. Это позволяет сделать вывод о возможности и правомерности применения данной методики при исследовании динамики поплавковых приборов.


Список литературы


1. Никитин Е. А., Пилюгина Н. Н. Гидродинамические силы и моменты, действующие на поплавок при его движении относительно поплавковой камеры. Труды МВТУ им. Н. Э. Баумана. – 1982. - № 372.-С. 4-25.


2. Васюков С. А., Грибова С. Н., Дробышев Г. Ф. Наклономер с электростатическими опорами. Труды МВТУ им. Н. Э. Баумана. – 1985. - № 485.-С. 82.


3. Анциферов С. А., Могилевич Л. И. Гидродинамические силы, действующие на поплавок маятникового акселерометра при несимметричном истечении жидкости. Авиакосмическое приборостроение.-2003.-№11.-С.19-26.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.techno.edu.ru


Дата добавления: 05.07.2007



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы кровопотери и геморрагического шока. Клиническая картина и диагностика ОКВОПТ
Реферат Стилистическая функция сенсориальных образов в романе Бориса Виана 2
Реферат Оптимизация показателей
Реферат Географическое положение Республики Алтай
Реферат Литература - Патофизиология (Лимфатическая система)
Реферат Георг Бюхнер. Смерть Дантона
Реферат Алкоголизм у лиц раннего возраста
Реферат Русская архитектура и изобразительное искусство России XVIII в 2
Реферат Велика Вітчизняна війна ціна перемоги
Реферат «Народное образование школ Киясовского района в конце xix-начале XX века»
Реферат Тема обреченности буржуазного мира в рассказе Бунина Господин из Сан-Франциско
Реферат Поняття, характеристика та причини правопорушень
Реферат Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Реферат Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции
Реферат Онтология, гносеология, аксиология