Реферат по предмету "Другое"


Менеджер – профессиональный руководитель

Елена Харций


Необходимость обладать определенными способностями для руководящего работника определяется функциями, которые на него возложены.


Менеджер - профессионально подготовленный руководитель. Многие считают, что все проблемы решаются, если менеджеру удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя. Но эти функции на практике часто не только не совмещаются, но и противоположны. Руководитель может частично брать на себя функции лидера. Если для лидера на первом плане стоят нравственные критерии, то руководитель занят главным образом функциями контроля и распределения.


Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практически не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности - следить за целым - составляет суть работы руководителя.


Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности подчиненных и организации в целом.


Руководство - это управление процессами:


Согласование различных видов деятельности группы.


Динамика процесса внутри группы и управление ею.


Сфера руководства включает три блока:


Организационные формы, распределение обязанностей в постановке задач, создание информационных структур.


Работа с отдельными людьми и группами.


Использование власти и принятие решений.


Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе и поэтому чаще, нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером. Однако его статус в организации и тот факт, что он назначен «извне», ставят его в положение, несколько отличное от положения неформальных естественных лидеров. Прежде всего стремление продвигаться выше по служебной лестнице побуждает его отождествлять себя с более крупными подразделениями организации, нежели с группой своих подчиненных. Он может считать, что эмоциональная привязанность к какой-либо рабочей группе не должна служить ему тормозом на этом пути, и поэтому отождествлять себя с руководящим звеном организации - источник удовлетворения его личных амбиций. Но если он знает, что не поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, часто такой руководитель решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает все от него зависящее, чтобы защитить их интересы. Помимо того, что приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями, она может оказаться в конфликте с его приверженностью руководящему аппарату организации. На почве таких конфликтов произрастает одна из наиболее важных функций руководителя - функция примирения ценностей и задач группы, которой он руководит, с целями более крупного подразделения организации.


Руководителю требуются официальные полномочия для управления людьми, ему требуется и власть - возможность влиять «сверху» на поведение других людей. Власть может принимать различные формы. Американский ученый Фред Рейвен выделяет:


власть, основанную на принуждении;


власть, основанную на вознаграждении;


экспертная власть (основана на специальных знаниях, которых не имеют другие);


эталонная власть или власть примера (подчиненные стараются походить на своего привлекательного и уважаемого руководителя);


законную или традиционную власть (один человек подчиняется другому человеку на основе того, что они стоят на различных иерархических ступеньках в организации.


Наиболее эффективен вариант, если у руководителя имеются все эти виды власти.


Некомпетентный руководитель, как отмечает Диксон:


не учитывает человеческие ресурсы, не умеет работать с людьми;


проявляет консерватизм, придерживается устаревших взглядов;


проявляет тенденцию отворачиваться или пренебрегать информацией, которая ему непонятна, или вступает в противоречие с имеющейся концепцией;


проявляет тенденцию недооценивать противников;


проявляет нерешительность и тенденцию ухода от ответственности в принятии решений;


проявляет упорную неуступчивость, упрямство при решении проблемы вопреки очевидным изменившимся обстоятельствам;


не способен провести сбор и проверку информации о проблеме, «войти в сложившуюся ситуацию», проявляет тенденцию «обессиливания при завершении»;


предрасположен к фронтальным атакам, верит в грубую силу, а не в находчивость и дипломатичность;


неспособен использовать неожиданности;


проявляет неоправданную готовность находить «искупительные жертвы» в случае затруднений;


предрасположен к подтасовке фактов и распространению информации с мотивами, «несовместимыми с моралью и безопасностью»;


склонен верить в мистические силы - судьбу, фатальность неудач.


Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяет его управленческий стиль. Здесь существует определенная классификация.


Авторитарный. Наилучший с точки зрения администратора, который в любом деле прежде всего ценит единоначалие.


Авральный. «Давай-давай, потом разберемся» - девиз руководителя-авральщика. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.


Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это.


Демократический. К нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения - одна из возможных». Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты, но до известных границ, за которыми дело подменяется его обсуждением.


Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности, что «работа, не волк».


Компромиссный. В его основе - способность руководителя, уступая людям с различными интересами добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится.


Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.


Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.


Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси, К. Бландэд).


Эффективным стилем управления (по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту) является партисидативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны следующие черты: 1) регулярные совещания руководителя с подчиненными; 2) открытость в отношениях между руководителем и подчиненными; 3) вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений; 4) делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав; 5) участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений; 6) создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»); 7) предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи.


Партисипативный стиль применим, если: 1) руководитель вверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных; 2) подчиненные имеют высокий вровень знаний, умений, потребность в творчестве, не-зависимости, личностном росте, интерес к работе; 3) задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода. Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.


Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя: 1) формальный авторитет, обусловленный тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных; 100%-ную отдачу от работника руководитель может получить лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из 2) морального и 3) функционального авторитета.


Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет определяется: 1) компетентностью руководителя; 2) его деловыми качествами; 3) его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://infomanagement.ru/


Дата добавления: 29.05.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Международные организации как механизмы регулирования международных отношений
Реферат Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка. Демографическая безопасность России
Реферат С чего начинается дружба
Реферат Шпаргалка к экзамену "Эксплуатация Гидрометcистем"
Реферат Нгуен Тхи Динь
Реферат Пропавшая калоша Доббльса
Реферат Perseus The God Helped Essay Research Paper
Реферат Коммерческий договор 2
Реферат Я Колас заснавальнік юнацкай аповесці У Палескай глушы На прасторах жыцця Дрыгва
Реферат Технологія виробництва освітлиного соку
Реферат Louis Armstrong His Childhood And Early Years
Реферат Освободительный характер войны 1812г. Мужество и героизм русского народа
Реферат Выяснение смысла простых суждений. Анализ категорического силлогизма
Реферат Euthanasia In Australia Essay Research Paper When
Реферат Методология организации климатических испытаний РЭА. Испытания на воздействие тепла и холода